Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ "Кузнецовская СОШ"
Описание образовательной программы
В федеральной образовательной программе среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 июля 2023 г., регистрационный № 74228), с изменениями, внесенными приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. № 62 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 февраля 2024 г., регистрационный № 77380), от 19 марта 2024 г. № 171 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2024 г., регистрационный № 77830): образовательная программа среднего общего образования разработана Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением "Кузнецовская средняя общеобразовательная школа" в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее - ФГОС СОО), с учетом федеральной образовательной программой среднего общего образования (далее – ФОП СОО) и на основании целевых ориентирована федеральной рабочей программы воспитания.
Образовательная программа среднего общего
образования является основным документом, определяющим содержание образования и
регламентирующим образовательную деятельность Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения "Кузнецовская средняя общеобразовательная
школа" в единстве урочной и внеурочной деятельности.
Целями реализации образовательной программы
среднего общего образования являются:
·
преемственность
основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего, профессионального образования;
·
организация
учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов среднего
общего образования, отражённых в ФГОС СОО;
·
формирование
навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся на основе
индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего
образования;
·
подготовка
обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению
образования и началу профессиональной деятельности;
·
формирование
российской гражданской идентичности обучающихся;
·
воспитание и
социализация обучающихся, их самоидентификация посредством личностно и
общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления;
·
организация
деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и
учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для обучающихся
социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке, и (или) иных
категорий обучающихся.
Достижение поставленных целей реализации
образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение
следующих основных задач:
·
формирование
у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа
жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение
основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками
умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей
к социальному самоопределению;
·
обеспечение
планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению
знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями
его развития и состояния здоровья;
·
обеспечение
преемственности основного общего и среднего общего образования;
·
достижение
планируемых результатов освоения образовательной программы среднего общего
образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
·
обеспечение
доступности получения качественного среднего общего образования;
·
выявление и
развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся
способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию
общественно полезной деятельности;
·
организация
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и
проектно-исследовательской деятельности;
·
участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
в проектировании и развитии социальной среды Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения "Кузнецовская средняя общеобразовательная
школа";
·
включение
обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды для
приобретения опыта реального управления и действия;
·
организация
социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной
ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных
педагогов, сотрудничество с базовыми организациями, организациями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
·
создание
условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального
здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Образовательная программа среднего общего
образования учитывает следующие принципы:
Принцип
учёта ФГОС СОО: Образовательная
программа среднего общего образования базируется на требованиях, предъявляемых
ФГОС СОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на
уровне среднего общего образования;
Принцип
учёта языка обучения: с учётом
условий функционирования Муниципального казенного общеобразовательного
учреждения "Кузнецовская средняя общеобразовательная школа"
образовательная программа среднего общего образования характеризует право
получения образования на родном языке из числа языков народов Российской
Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах,
планах внеурочной деятельности;
Принцип
учёта ведущей деятельности обучающегося: образовательная программа среднего общего образования обеспечивает
конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности,
предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности
(мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
Принцип
индивидуализации обучения:
образовательная программа среднего общего образования предусматривает
возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для
обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом
мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
Системно-деятельностный
подход,
предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной
учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование
его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
Принцип
учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся при
построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
Принцип
обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых
учебных предметов;
Принцип
интеграции обучения и воспитания: образовательная программа среднего общего образования предусматривает
связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного
процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной
программы;
Принцип здоровьесбережения: при организации
образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые
могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся,
приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий;
Принцип обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности обучающихся в соответствии с требованиями, предусмотренными санитарными
правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г.,
регистрационный № 62296), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г.,
регистрационный № 72558), действующими до 1 марта 2027 г. (далее -
Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020
г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее -
Санитарно-эпидемиологические требования).
Образовательная программа среднего общего
образования учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.
Срок освоения образовательной программы
среднего общего образования составляет два года.
Общий объем аудиторной работы обучающихся
за два учебных года составляет 2312 часов в соответствии с требованиями к
организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной
неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В целях удовлетворения образовательных
потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные
учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой
программы среднего общего образования в порядке, установленном локальными нормативными
актами Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
"Кузнецовская средняя общеобразовательная школа".