Мониторинг обеспечивается оценочно-диагностическим инструментарием
и имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения;
– оценка/оценочная процедура – установление степени соответствия
фактических показателей планируемым или заданным в рамках основной
образовательной программы;
– ГИА – государственная итоговая аттестация;
– ЕГЭ – единый государственный экзамен;
– ОГЭ – основной государственный экзамен;
– КИМ – контрольно-измерительные материалы;
– ООП – основная образовательная программа;
– УУД – универсальные учебные действия.
2. Организация ВСОКО
2.1. В рамках ВСОКО оценивается:
– качество образовательных программ;
– качество условий реализации образовательных программ;
– качество образовательных результатов обучающихся;
– удовлетворенность потребителей качеством образования
- объективность оценки качества подготовки обучающихся;
- сбалансированность системы оценки качества подготовки обучающихся.
2.2. Направления, обозначенные в пункте 2.1, распространяются на
образовательную деятельность по ФГОС общего образования.
2.3. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в
течение всего учебного года, результаты обобщаются на этапе подготовки отчета
о самообследовании школы.
2.4. Основные мероприятия ВСОКО:
– оценка соответствия реализуемых в школе образовательных программ
федеральным требованиям;
– контроль реализации основных образовательных программ;
– контроль освоения основных образовательных программ;
– оценка условий реализации основных образовательных программ
федеральным требованиям;
– контроль состояния условий реализации основных образовательных
программ;
– оценка уровня достижения обучающимися планируемых предметных и
метапредметных результатов освоения ООП;
– мониторинг индивидуального прогресса обучающегося в достижении
предметных
и
метапредметных
результатов
освоения
основных
образовательных программ;
– мониторинг личностного развития обучающихся, сформированности у
них личностных результатов образования;
– оценка удовлетворенности участников образовательных отношений
качеством образования;
2
– систематизация и обработка оценочной информации, подготовка
аналитических документов по итогам ВСОКО;
– подготовка текста отчета о самообследовании;
– подготовка аналитических документов по итогам учебного года.
2.5. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО
функционал и сроки контрольно-оценочных мероприятий определяются
ежегодно директором школы.
2.6. Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО
включаются в годовой план работы школы.
3. Оценка образовательных результатов обучающихся
3.1. В качестве объекта оценки результатов реализации ООП (по уровням
общего образования), разработанных на основе ФГОС, выступают:
– предметные результаты обучения;
– метапредметные результаты обучения;
– личностные результаты;
– достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, иных
мероприятиях различного уровня;
– удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.
3.2. Оценка достижения предметных результатов освоения ООП (по
уровням общего образования) в соответствии с ФГОС проводится в следующих
формах:
– промежуточная аттестация;
– накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений
учащихся (с использованием портфолио);
– анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских
проверочных работ;
– итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА;
– анализ результатов ГИА.
Сводная информация по итогам оценки предметных результатов
проводится по параметрам согласно приложению 1.
3.3. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП (по
уровням общего образования) проводится по параметрам согласно приложению
2. Обобщенные параметры оценки, внесенные в приложение 2, подлежат
детализации по критериям в соответствии с требованиями ФГОС. Детализацию
делает лицо, ежегодно назначаемое руководителем школы.
3.4. Достижение личностных результатов освоения ООП (по уровням
общего образования) диагностируется в ходе мониторинга личностного развития
обучающихся по параметрам согласно приложению 3.
3.5. Достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах
различного уровня оцениваются по критериям и показателям, приведенным в
приложении 4.
3
3.6. Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов
оценивается в конце каждого учебного года на основании опросов, которые
проводятся не реже 1 раза в учебный год.
3.7. Все образовательные достижения обучающихся подлежат учету и
фиксируются в документах, оформляемых школой.
4. Оценка образовательной деятельности
4.1. Оценке подлежат ООП соответствующего уровня общего образования,
разработанные согласно требованиям образовательных стандартов (ФГОС
начального общего, основного общего и среднего общего образования). Оценка
ООП соответствующего уровня общего образования проводится на этапе ее
согласования и утверждения по параметрам согласно приложению 5.
4.1.1. Результаты оценки ООП (по уровням общего образования)
прикладываются к приказам их утверждения.
4.1.2. В случае внесения в ООП (по уровням общего образования)
изменений и/или дополнений проводится оценка этих изменений и дополнений
на предмет соответствия требованиям ФГОС соответствующего уровня общего
образования.
4.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится
только на этапе их внесения в школьный реестр дополнительных
общеобразовательных программ по параметрам:
– соответствие тематики программы запросу потребителей;
– наличие документов, подтверждающих этот запрос;
– соответствие содержания программы заявленному направлению
дополнительного образования;
– соответствие структуры и содержания программы региональным
требованиям (при их наличии);
– наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых
результатов освоения программы обучающимся.
4.3. Оценка реализации урока проводится по схеме анализа (приложение
7).
5. Оценка условий реализации образовательных программ
5.1. Структура оценки условий реализации образовательных программ
разрабатывается на основе требований ФГОС к кадровым, финансовым,
психолого-педагогическим, материально-техническим и информационнометодическим условиям.
5.2.
Оценка
условий
реализации
образовательных
программ
предусматривает проведение контроля состояния условий, на основе критериев,
указанных в приложении 6.
5.3. Совокупность параметров оценки и их распределение по группам
условий реализации образовательных программ соответствует федеральным
4
требованиям к показателям эффективности деятельности организации,
подлежащей самообследованию.
5.4. Оценка условий реализации образовательных программ проводится:
– на этапе разработки ООП того или иного уровня (стартовая оценка);
– ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании.
5.5. Стартовая оценка проводится с целью учета имеющихся условий при
планировании результатов образовательной деятельности и состава мероприятий
по их достижению. Стартовая оценка условий дополняется «дорожной картой» их
развития за период реализации ООП того или иного уровня общего образования.
5.6. Показатели стартовой оценки и показатели «дорожной карты» вносятся
в организационный раздел ООП каждого уровня общего образования после их
согласования с ____________________________.
5.7. Ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании проводится
контроль состояния условий. Предметом контроля выступают:
– выполнение показателей «дорожной карты» по каждому уровню ООП;
– совокупное состояние условий образовательной деятельности в школе.
5.8. Результаты ежегодной оценки совокупного состояния условий
образовательной деятельности включаются в отчет о самообследовании.
6. Мониторинг
6.1. В рамках ВСОКО проводятся мониторинги:
– личностного развития обучающихся;
– достижения обучающимися метапредметных образовательных
результатов;
– выполнения «дорожной карты» развития условий реализации
образовательных программ;
– показателей, входящих в отчёт о самообследовании.
6.2. Вышеперечисленные мониторинги проводятся на основе параметров,
внесенных в приложения 2–6.
7. Документы ВСОКО
7.1. В рамках ВСОКО ответственные лица готовят справки по результатам
оценочных мероприятий, локальные аналитические записки в случае
внепланового контроля в одном из направлений ВСОКО и сводные аналитические
справки по итогам мониторингов.
7.2. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется и
утверждается директором школы.
5
Приложение 1
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Показатели оценки предметных образовательных результатов
№
Показатели оценки предметных образовательных результатов
1
Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и
«5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности
учащихся
Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по русскому языку
Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике
Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому языку
Средний балл ЕГЭ 11-го класса по математике
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса,
получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому
языку, в общей численности выпускников 9-го класса
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса,
получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике, в
общей численности выпускников 9-го класса
Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса,
получивших результаты ниже установленного минимального количества
баллов ЕГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 11-го
класса
Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса,
получивших результаты ниже установленного минимального количества
баллов ЕГЭ по математике, в общей численности выпускников 11-го
класса
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, не
получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей
численности выпускников 9-го класса
Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, не
получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей
численности выпускников 11-го класса
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса,
получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в
общей численности выпускников 9-го класса
Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса,
получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в
общей численности выпускников 11-го класса
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
6
Единица
измерения
Чел./%
Балл
Балл
Балл
Балл
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
14
15
16
17
Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в
различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности
учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся – победителей и
призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся,
в том числе:
– муниципального уровня;
– регионального уровня;
– федерального уровня;
– международного уровня
Численность/удельный вес численности учащихся, получающих
образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в
общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся, получающих
образование в рамках профильного обучения, в общей численности
учащихся
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Приложение 2
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Показатели оценки метапредметных образовательных результатов
Группа
метапредметных
образовательных
результатов
Метапредметные понятия
и термины
Личностные
УУД
Показатели оценки метапредметных образовательных
результатов
Уровень
Уровень
Уровень начального
основного
среднего
общего образования
общего
общего
образования
образования
Слово
Процесс
Индивид
Число
Явление
Личность
Знак
Общее
Духовное
Признак
Частное
(волевое)
Определение
Причина
Душевное
Информация
Следствие
(психическое)
Цель
Закономерность
Сознание
Результат
Тенденция
Самосознание
Реальный
Объект
Детерминация
Виртуальный
Субъект
Интеграция
Практический
Анализ
Дифференциация
Теоретический
Синтез
Экстраполяция
Гипотетический
Система
Вероятностный
Синергия
Смыслообразование и Смыслообразова Смыслообразоваморально-этическая
ние и моральноние и моральноориентация в
этическая
этическая
вопросах:
ориентация в
ориентация в
– саморегуляции
вопросах:
вопросах:
поведения;
7
Форма и
метод
оценки
Опрос
письменны
й
Наблюдение и
диагностик
а в рамках
мониторинга
– взаимодействия с
окружающими;
– здорового образа
жизни
Регулятивные
УУД
– индивидуального стиля
познавательной
деятельности;
– эффективной
коммуникации;
–
ответственности
за собственные
поступки,
нравственного
долга;
– гражданской
активности;
– отношения к
труду и выбору
профессии
– выбора
жизненной
стратегии,
построения
карьеры;
– средств и
методов
самоактуализации
в условиях
информационного
общества;
– морального
выбора;
– взаимоотношения полов,
создания семьи;
– готовности к
активной
гражданской
практике;
российской
идентичности;
– отношения к
религии как
форме
мировоззрения
Способность принимать и сохранять цели учебной
деятельности
Освоение способов
Умение
Способность
решения проблем
самостоятельно
и готовность
творческого и
планировать пути
к
поискового характера
достижения целей; самостоятел
осознанно
ьному
выбирать наиболее поиску
эффективные
методов
способы решения
решения
учебных и
практически
познавательных
х задач,
задач
применению
различных
методов
познания, в
том числе
для решения
творческих
и поисковых
задач
Умение планировать,
Умение соотносить Умение
контролировать и
свои действия с
самостоятел
оценивать свои учебные
планируемыми
ьно
действия
результатами;
определять
корректировать
цели
8
личностного развития
Встроенное
педагогичес
кое
наблюдени
е
планы в связи с
изменяющейся
ситуацией
Познавательн
ые УУД
деятельност
ии
составлять
планы
деятельности; выбирать
успешные
стратегии в
различных
ситуациях
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способность действовать даже в ситуациях
неуспеха
Использование знаковоУмение создавать, применять и
символических средств,
преобразовывать знаки и символы,
схем решения учебных и модели и схемы для решения
практических задач
учебных и познавательных задач
Активное использование Умение осознанно Владение
речевых средств и ИКТ
использовать
языковыми
речевые средства
средствами;
умение ясно,
логично и
точно
излагать
свою точку
зрения,
использоват
ь
адекватные
языковые
средства
Работа с информацией:
Готовность и способность к
использование
самостоятельной информационноразличных способов
познавательной деятельности,
поиска, сбора, обработки, владение навыками получения
анализа, организации,
необходимой информации из
передачи и
словарей разных типов, умение
интерпретации
ориентироваться в различных
информации в
источниках информации,
соответствии с
критически оценивать и
коммуникативными и
интерпретировать информацию,
познавательными
получаемую из различных
задачами
источников
Использование ИКТФормирование и
Умение
технологий в учебной
развитие
использоват
деятельности
компетентности в
ь ИКТ в
области ИКТ
решении
когнитивных,
коммуникат
ивных и
организацио
9
Комплексна
я
контрольна
я работа на
основе
текста
Оценка
результатов
проекта по
информати
ке или
технологии
Коммуникати
вные УУД
нных задач с
соблюдение
м
требований
эргономики,
техники
безопасност
и, гигиены,
ресурсосбер
ежения,
правовых и
этических
норм, норм
информацио
нной
безопасност
и
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров
Первичное освоение
Умение определять понятия,
логических операций и
создавать обобщения,
действий (анализ, синтез, классифицировать,
классификация)
самостоятельно выбирать
основания и критерии для
классификации, устанавливать
причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение,
умозаключение и делать выводы
Освоение начальных
Умение осознанно Владение
форм познавательной и
выбирать наиболее навыками
личностной рефлексии
эффективные
познаватель
способы решения
ной
учебных и
рефлексии
познавательных
как
задач
осознания
совершаемы
х действий,
границ
своего
знания и
незнания,
новых
познаватель
ных задач и
средств их
достижения
Умение использовать
Умение
Умение
речевые средства в
использовать
использоват
соответствии с целями
речевые средства в ь речевые
коммуникации:
соответствии с
средства в
– участие в диалоге;
целями
соответстви
– первичный опыт
коммуникации:
и с целями
10
Комплексна
я
контрольна
я работа на
основе
текста
Текущий
диагностич
еский
контроль
по
презентаций;
– создание текстов
художественного стиля;
– использование в речи
не менее трех
изобразительновыразительных средств
языка
– участие в
дискуссии;
– развитие опыта
презентаций;
– создание текстов
художественного,
публицистического
и научнопопулярного
стилей;
– использование в
речи не менее семи
изобразительновыразительных
средств
коммуникац
ии:
– участие в
дебатах;
– устойчивые
навыки
презентаций
;
– владение
всеми
функционал
ьными
стилями;
– владение
всеми
основными
изобразител
ьновыразительн
ыми
средствами
языка
Взаимодействие с
Умение
Умение
партнером, адекватная
организовывать
продуктивно
оценка собственного
учебное
общаться и
поведения
сотрудничество со взаимодейст
сверстниками и
вовать в
педагогами
процессе
совместной
деятельности,
учитывать
позиции
участников
деятельност
и
Готовность и
Готовность и
Готовность
способность
способность
разрешать
формулировать и
учитывать мнения
конфликты,
отстаивать свое мнение
других в процессе
стремление
групповой работы
учитывать и
координиров
ать
различные
мнения и
позиции
Способность осуществлять взаимный контроль результатов
совместной учебной деятельности; находить общее решение
11
русскому
языку
Наблюдение за
ходом
работы
учащегося
в группе
Приложение 3
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
от __.__.20__
Мониторинг личностного развития обучающихся
№
1
2
Диагностируемое
личностное
качество
Сформированность
личностных УУД
Сформированность
активной
гражданской
позиции;
российская
идентичность
Показатель
сформированности
Предмет мониторинга по
показателю
Готовность и способность
к смыслообразованию и
морально-этической
ориентации
Количество учащихся,
демонстрирующих
готовность и способность
к смыслообразованию и
морально-этической
ориентации
Количество учащихся,
демонстрирующих
наличие ценностной
ориентации гражданского
выбора и владение
общественнополитической
терминологией
Количество учащихся,
освоивших понятие
российской идентичности
и демонстрирующих
принятие культурноисторических практик
России
Единицы портфолио,
подтверждающие
Наличие ценностной
ориентации гражданского
выбора и владение
общественнополитической
терминологией
Освоение понятия
российской идентичности.
Принятие культурноисторических практик
России
Социально-культурный
опыт учащихся
Оценочная
процедура
Исполнитель
Встроенное
наблюдение
Классный
руководитель
Встроенное
наблюдение.
Тестирование
Педагог-психолог
совместно (или
классный
руководитель) с
преподавателем
общественнополитических
дисциплин
Педагог-психолог
Опрос.
Встроенное
педагогическое
наблюдение
Статистический
учет
Классный
руководитель,
Периодичность
процедур
мониторинга
В течение года, в
рамках классных
часов
Ежегодно, в конце
учебного года
3
Готовность к
продолжению
образования на
профильном
уровне, к выбору
профиля обучения
Понимание учащимся
собственных
профессиональных
склонностей и
способностей
Положительный опыт
углубленного изучения
дисциплин учебного
плана, соответствующих
рекомендованному
профилю обучения
Опыт выполнения
учащимся проектов,
тематика которых
соответствует
рекомендованному
профилю
4
Готовность и
способность к
саморазвитию на
основе
существующих
норм морали,
национальных
традиций, традиций
этноса
Освоение учащимися
существующих норм
морали, национальных
традиций, традиций
этноса
социально-культурный
опыт учащегося
Количество учащихся,
своевременно
ознакомленных с
заключением педагогапсихолога о
профессиональных
склонностях и
способностях учащихся
Количество учащихся,
имеющих опыт
углубленного изучения
дисциплин учебного
плана, соответствующих
рекомендованному
профилю обучения
Количество учащихся,
имеющих завершенные и
презентованные проекты,
тематика которых
соответствует
рекомендованному
профилю обучения
Количество учащихся,
демонстрирующих
освоение содержания
понятий: ценностная
ориентация, нормы
морали, национальная и
этническая идентичность,
семья, брак
13
Статистический
учет
Классный
руководитель,
Первый раз на
этапе
предпрофильной
подготовки (по
окончании
учащимися 7–8-го
классов).
Второй раз – по
окончании уровня
основного общего
образования
Статистический
учет
Классный
руководитель,
Статистический
учет
Классный
руководитель,
Опрос
Педагог-психолог и Ежегодно, в конце
(или) классный
учебного года
руководитель,
в рамках
содержания
рабочих программ
по
обществознанию и
(или) литературе
Опыт выполнения
учащимся проектов,
тематика которых
свидетельствует о
патриотических чувствах
учащегося, его интересе к
культуре и истории своего
народа, ценностям семьи и
брака
Демонстрация культуры
здорового образа жизни в
среде образования и
социальных практиках
5
Сформированность
культуры здорового
образа жизни;
ценностное
отношение к труду
6
Сформированность
ценностного
отношения к труду
Демонстрация уважения к
труду как способу
самореализации
7
Сформированность
основ
экологической
культуры
Готовность учащихся к
природоссобразному
поведению,
сформированность норм
экологической этики
Количество учащихся,
имеющих завершенные и
презентованные проекты,
тематика которых
свидетельствует о
патриотических чувствах
учащегося, его интересе к
культуре и истории своего
народа
Стабильность посещения
занятий физической
культурой.
Сокращения количества
пропусков уроков по
болезни.
Соблюдение
элементарных правил
гигиены
Уровень активности
участия в трудовых
практиках, в том числе в
качестве волонтера
Освоение понятий
экологического
содержания
Единицы портфолио,
подтверждающие
социально-культурный
опыт учащегося
14
Статистический
учет
Классный
руководитель,
Ежегодно, в конце
учебного года
Статистический
учет.
Отзыв классного
руководителя
Классный
руководитель,
Ежегодно, в конце
учебного года
Отзыв классного
руководителя
Классный
руководитель,
Ежегодно, в конце
учебного года
Опрос.
Статистический
учет
Преподаватель
экологии или
биологии
совместно с
классным
руководителем,
тьютором
Ежегодно, в конце
учебного года
Приложение 4
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
от __.__.20__
Критерии и показатели мониторинга результатов муниципального и
регионального этапов олимпиады (конкурса)
№
п/п
1
2
3
Критерии
Результативность
участников
муниципального и
регионального этапов
олимпиады
Участие педагогов
школы в предметных
комиссиях
муниципального и
регионального этапов
олимпиады
Массовость участия в
региональном этапе
олимпиады
4
Эффективность
регионального этапа
олимпиады по каждому
предмету
5
Результативность
участия в
заключительном этапе
олимпиады
Показатели
Источники информации
Количество участников
различных этапов, которые
показали минимум 75% от
максимального балла
Муниципальный,
региональный рейтинг по
результатам участия в
олимпиаде
Количество учителей
участников жюри
предметных комиссий
Приказы о составе жюри
муниципального и
регионального этапов
олимпиады
Общее количество
участников регионального
этапа в процентах от
общего числа учащихся в
этих классах.
Положительное состояние
дел, если школа занимает
более высокое положение
относительно среднего
показателя в
муниципалитете, регионе
Количество учащихся 9–
11-х классов в списках
участников
заключительного этапа
олимпиады.
Положительное состояние
дел, если школа имеет
участников
заключительного этапа
олимпиады
Общее количество
победителей и призеров
заключительного этапа
олимпиады.
Положительное состояние
дел, если школа имеет
призеров и победителей
Базы участников
регионального этапа
олимпиады
Базы участников
заключительного этапа
олимпиады
Отчеты жюри
заключительного этапа
олимпиады
заключительного этапа
олимпиады
Приложение 5
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
от __.__.20__
Критерии оценки образовательных программ
№
Критерии оценки
Единица
измерения1
1. Образовательная деятельность
1.1
1.2
1.3
1.4
Общая численность обучающихся, осваивающих основную
Чел.
образовательную программу:
Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную
программу:
– начального общего образования;
Чел.
– основного общего образования;
Чел.
– среднего общего образования
Чел.
Формы получения образования в ОО:
– очная;
Имеется/не
имеется.
Количество чел.
– очно-заочная;
Имеется/не
имеется.
Количество чел.
– заочная
Имеется/не
имеется.
Количество чел.
Реализация ООП по уровням общего образования:
– сетевая форма;
Имеется/не
имеется.
Количество чел.
– с применением дистанционных образовательных технологий;
Имеется/не
имеется.
Количество чел.
– с применением электронного обучения
Имеется/не
имеется.
Количество чел.
2. Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС
2.1
Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС
2.2
Наличие материалов, подтверждающих реализацию в ООП
части, формируемой участниками образовательных отношений
Соответствие объема части ООП, формируемой участниками
образовательных отношений, требованиям ФГОС
2.3
1
В ходе внутренней оценки вы можете выбрать один из вариантов маркировки.
16
Соответствует/не
соответствует
Имеется/не
имеется
Соответствует/не
соответствует
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
2.19
2.20
2.21
2.22
Отражение в пояснительной записке к ООП специфики и
традиций образовательной организации, социального запроса
потребителей образовательных услуг
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по
составу предметных областей и наименованиям учебных
предметов
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по
объему часов
Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН
Имеется/не
имеется
Соответствует/не
соответствует
Соответствует/не
соответствует
Соответствует/не
соответствует
Имеется/не
имеется
Имеется/не
имеется
Наличие рабочих программ по всем предметам учебного плана,
их соответствие требованиям ФГОС и локальным актам
Наличие рабочих программ курсов, дисциплин, модулей части
ООП, формируемой участниками образовательных отношений,
их соответствие локальным актам
Отношение количества рабочих программ курсов части учебного Количество ед.
плана, формируемой участниками образовательных отношений, на одного
к количеству обучающихся, осваивающих ООП
обучающегося
Наличие и количество индивидуальных учебных планов для обучающихся:
– по очно-заочной, заочной форме
Количество
ед./не имеется
– с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно
Количество
развивающимися сверстниками
ед./не имеется
– 8–9-х классов на уровне основного общего образования
Количество
ед./не имеется
– профильных классов на уровне среднего общего образования
Количество
ед./не имеется
Наличие плана внеурочной деятельности
Имеется/не
имеется
Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям
Соответствует/не
ФГОС по направлениям внеурочной деятельности
соответствует
Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям
Соответствует/не
ФГОС по объему часов
соответствует
Соответствие содержания внеурочной деятельности
Соответствует/не
планируемым результатам ООП, в том числе Программе
соответствует
формирования и развития УУД и Рабочей рограмме воспитания
Наличие рабочих программ курсов внеурочной деятельности,
Имеется/не
внесенных в план внеурочной деятельности
имеется
Соответствие рабочих программ курсов внеурочной
Соответствует/не
деятельности требованиям ФГОС и локальным актам
соответствует
Отношение количества рабочих программ курсов внеурочной
Количество ед.
деятельности к количеству обучающихся, осваивающих ООП
на одного обуч.
Наличие Программы формирования и развития УУД
Имеется/не
имеется
Соответствие Программы формирования и развития УУД
Соответствует/не
требованиям ФГОС
соответствует
Наличие Рабочей программы воспитания
Имеется/не
имеется
Соответствие Рабочей программы воспитания требованиям
Соответствует/не
ФГОС и примерной программе воспитания
соответствует
17
2.23
Наличие календарного плана воспитательной работы на каждом
уровне образования
18
Имеется/не
имееется
Приложение 6
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
от __.__.20__
Критерии оценки условий реализации образовательных программ
Группа условий
Кадровые условия
Критерии оценки
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих
высшее образование, в общей
численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих
высшее образование педагогической
направленности (профиля), в общей
численности педагогических
работников
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, которым по
результатам аттестации присвоена
квалификационная категория, в общей
численности педагогических работников,
в том числе:
– первая;
– высшая
Численность/удельный вес численности
педагогических работников в общей
Единица
измерения
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Контроль состояния условий
Планируемый
Факт
Фактический
показатель
выполнения
показатель
(«дорожная
«дорожной
на старте
карта»)
карты»
численности педагогических
работников, педагогический стаж
работы которых составляет:
– до 5 лет;
– свыше 30 лет
Численность/удельный вес численности
педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших за
последние три года повышение
квалификации по профилю
профессиональной деятельности и (или)
иной осуществляемой в образовательной
организации деятельности, в общей
численности педагогических и
административно-хозяйственных
работников
Численность/удельный вес численности
педагогических и административнохозяйственных работников, имеющих
профессиональную переподготовку по
профилю/направлению
профессиональной деятельности или
иной осуществляемой в
образовательной организации
деятельности, в общей численности
педагогических и административнохозяйственных работников
Численность/удельный вес численности
педагогических работников,
своевременно прошедших повышение
квалификации по осуществлению
образовательной деятельности в
условиях ФГОС общего образования, в
общей численности педагогических и
Чел./%
Чел./%
Чел./%
20
административно-хозяйственных
работников
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, охваченных
непрерывным профессиональным
образованием:
– тренинги, обучающие семинары,
стажировки;
– вне программ повышения
квалификации
Численность/удельный вес численности
педагогических работников,
реализовавших методические проекты
под руководством ученых или научнопедагогических работников партнерских
организаций
Численность/удельный вес численности
педагогических работников,
являющихся победителями или
призерами конкурса «Учитель года»
Численность/удельный вес численности
педагогических работников,
являющихся победителями или
призерами региональных конкурсов
профессионального мастерства
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих
публикации в профессиональных
изданиях на региональном или
федеральном уровнях
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, ведущих
личную страничку на сайте школы
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
21
Психологопедагогические
условия
Количество педагогов-психологов в
штатном расписании
Количество педагогов-психологов по
совместительству
Количество социальных педагогов
Доля педагогических работников с
вмененным функционалом тьютора в
общем количестве педагогических
работников
Доля мероприятий, курируемых
педагогом-психологом в Программе
воспитания
Доля мероприятий, курируемых
педагогом-психологом в Программе
формирования и развития УУД
Доля курсов внеурочной деятельности,
разработанных при участии
(соавторстве) педагога-психолога в
общем объеме курсов внеурочной
деятельности в плане внеурочной
деятельности
Количество дополнительных
образовательных программ на базе
школы, разработанных при участии
(соавторстве) педагога-психолога
Наличие оборудованного помещения,
приспособленного для индивидуальных
консультаций с обучающимися,
родителями
Наличие оборудованных
образовательных пространств для
психологической разгрузки;
рекреационных зон
Чел.
Чел.
Чел.
Чел./%
Ед./%
Ед./%
Ед./%
Ед.
Имеется/не
имеется
Имеется/не
имеется
22
Материальнотехнические
условия
Учебнометодическое и
информационное
обеспечение
Количество компьютеров в расчете на
одного учащегося
Оснащенность учебных кабинетов (в
соответствии с ФГОС/федеральными или
региональными требованиями)
Наличие читального зала библиотеки, в
том числе:
– с обеспечением возможности работы на
стационарных компьютерах или
использования переносных компьютеров;
– с медиатекой;
– оснащенного средствами сканирования
и распознавания текстов;
– с выходом в интернет с компьютеров,
расположенных в помещении
библиотеки;
– с возможностью размножения печатных
бумажных материалов
Численность/удельный вес численности
учащихся, которым обеспечена
возможность пользоваться
широкополосным интернетом (не менее
2 Мб/с), в общей численности учащихся
Общая площадь помещений, в которых
осуществляется образовательная
деятельность, в расчете на одного
учащегося
Количество экземпляров учебной и
учебно-методической литературы в
общем количестве единиц хранения
библиотечного фонда, состоящих на
учете, в расчете на одного учащегося
Количество экземпляров справочной
литературы в общем количестве единиц
Ед.
Ед./%
Да / нет
Чел./%
Кв. м
Ед./%
Ед.
23
хранения библиотечного фонда,
состоящих на учете, в расчете на одного
учащегося
Количество экземпляров научнопопулярной литературы в общем
количестве единиц хранения
библиотечного фонда, состоящих на
учете, в расчете на одного учащегося
Соответствие используемых учебников
и учебных пособий федеральному
перечню
Наличие общедоступного
аннотированного перечня
информационных образовательных
ресурсов интернета
Количество единиц электронных
образовательных ресурсов,
используемых при реализации рабочих
программ по предметам учебного плана
Количество единиц цифровых
программных продуктов, используемых
при реализации плана внеурочной
деятельности
Количество единиц цифровых
программных продуктов, используемых
для обеспечения проектной
деятельности обучающихся
Соответствие содержания сайта
требованиям статьи 29 Федерального
закона № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
Ед.
Соответствует/не
соответствует
Да/Нет
Ед.
Ед.
Ед.
Соответствует/
не соответствует
24
Приложение 7
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
от __.__.20__
Экспертное заключение по итогам анализа урока
Учитель: _______________________________ Предмет: __________________________
Тема урока: ________________________________________________________________
Класс ____________________
Дата проведения урока: __________________
Матрица оценки урока
№ Блок №
1.1
Тема и цель урока
1
2
1.2
2.1
Содержание обучения
2.2
2.3
Критерии оценки
Обоснованность
выбора темы/цели
урока в контексте
учебной темы
Создание условий для
осознания (понимания,
принятия) учащимися
темы/цели урока
Наблюдаемые (видимые) проявления критерия
на уроке
Балл
ы
В речи учителя должны быть показаны взаимосвязь целей
0 1 данно
2
данной темы
Цель (задачи) урока объяснена учителем, а не просто озвучена
Учитель использовал конкретные методы и приемы по мотивиров
изучении проблемы данного конкретного проводимого урока
Учитель подвел учеников к примерной формулировке темы урока
активизации познавательной деятельности
Владение содержанием Учитель не допускает предметных ошибок или допускает, но исп
преподаваемого
корректные методические приемы (2 балла) Учитель сам не допу
предмета
исправляет предметные ошибки учеников (1 балл)
Учитель допустил предметную ошибку и не исправил в течение у
Предметное
Предлагаемое учителем объяснение, решение задач
содержание отобрано в и упражнений соответствует разъясненной
соответствии с
учащимся темы/цели урока и соотв.етствуют
поставленной целью и основным целям изучения предмета
целями изучения
Содержание урока с достаточной полнотой
данного предмета
раскрывает тему урока, его логическую
завершенность
Обоснованность
Представленность учебных материалов,
отбора учебного
ориентированных на освоение содержания урока,
материала,
отражение в речи учителя и /или в учебноориентированных на
методических материалах различных видов
освоение содержания
информации, необходимой для освоения
урока
учащимися (информация о предмете, способы
деятельности с предметным содержанием,
рефлексия освоенного содержания, ценностный
аспект содержания, оценка представленного
содержания)
Оценка данного критерия в некоторых случаях
может быть затруднена тем, что учебные
материалы (раздаточные материалы и способы их
графической переработки учащимися) эксперту не
видны; выводы эксперт делает, исходя из речи
учителя и ответов
25
Взаимодействие учителя и учащихся на уроке
3
2.4
Обоснованность
наличия/отсутствия
межпредметного
контекстов
2.5
Раскрытие темы урока
с учетом возраста
школьников
2.6
Воспитательный
потенциал урока
3.1
Соответствие
используемых
методов/технологий
обучения цели урока
3.2
Использование
методов
формирования полож.
мотивации
Стимулирование
учебнопознавательной
активности учащихся
3.3
3.4
Обоснованность
применения
индивидуального/диф
ференцированного
подхода на уроке
3.5
Позитивная и
нормативная
коммуникация учителя
с учениками, соот-
Целесообразность использования/ отсутствия
межпредметного и надпредметного контекстов на
данном уроке в деятельности учителя и учащихся
Если, исходя из содержания урока, нет
необходимости использовать межпредметный и
надпредметный контексты на уроке, то поставить 2
балла
В речи учителя должно быть отражено
соответствие преподаваемого предметного
содержания возрасту учащихся
Учащиеся заинтересованно работают на уроке
При оценке данного критерия необходимо
обратить внимание на воспитательную сторону
урока, а именно на ценностный аспект
предлагаемого учащимся учебного материала –
позволяет ли этот материал формировать у
учащихся какие-либо базовые национальные
ценности, определенные в документах развития
отечественной школы
Учитель использует разнообразные методы
обучения учитывающие особенности предметного
содержания и особенности учащихся (например,
возрастные особенности, разный темп работы на
уроке, разный уровень предметной
подготовленности учащихся и т.п.),
способствующие достижению индивидуальных
образовательных результатов
Учитель использует различные
приемы/методы/задания для развития мотивации
учащихся
Учителем используются различные приемы,
позволяющие сделать урок более интересным и его
содержание доступным
Используемые методы действительно
активизируют работу учащихся, это может
проявляться в том, что они сами задают вопросы,
стремятся ответить на вопрос учителя
Учитель стимулирует на уроке различные виды
речевой деятельности учащихся
Учителем используются на уроке различные
приемы работы с учащимися имеющими разные
уровни обученности, разные темпы работы, разную
познавательную активность Используемые
технологии организации деятельности учащихся на
уроке имеют смысл (например, сформированные в
начале урока группы учащихся действительно
созданы для группового выполнения заданий,
которые индивидуально выполнить нельзя и т.п.)
Если, исходя из содержания урока, нет
необходимости применения индивидуального
/дифференцированного подхода на уроке, то
поставить 2 балла
Педагогическая целесообразность стиля общения
учителя с учениками данного класса, создающая
комфортную коммуникативную ситуацию на уроке
26
вующая возрасту и
особенностям
учеников
Результат
4
Обеспечение урока
5
4.1
Объяснение предмета
оценивания на уроке
Учитель демонстрирует коммуникативную
культуру в общении с учениками (не допускает
ошибок в своей речи, содействует формированию
коммуникативной культуры учащихся)
Речь должна быть понятна ученикам
соответствующего возраста
Учитель объясняет учащимся, что именно
подлежит оцениванию на этом уроке
4.2
Целесообразность
выбора методов
оценки достижений
учащихся
Учитель на уроке использует разнообразные
взаимосвязанные с содержанием урока методы
оценки достижений учащихся (именно
достижений, а не выявления ошибок)
4.3
Использование
методов/технологий
развития
самостоятельности
учащихся в оценке
результатов
5.1
Достаточное
обеспечение урока
средствами обучения
5.2
Целесообразный темп
работы учащихся на
уроке
5.3
Психологическая
комфортность урока
для учащихся
Создание условий для формирования умения
самостоятельно оценивать результаты своей
деятельности
Организация рефлексии учащимися содержания
обучения на уроке и способов деятельности
Результат – ориентация на развитие
самостоятельности учащихся в оценке результатов
своей деятельности
Учитель на уроке использует средства обучения,
обеспечивающие целесообразную организацию
видов деятельности учащихся в течение урока
Учитель демонстрирует целесообразное
использование элементов предметной среды
обучения (ТСО, дидактический материал и т.д.)
Учитель на уроке использует разнообразные
приемы, позволяющие вести урок в оптимальном
темпе благодаря комбинированию видов
деятельности и грамотному чередованию видов
заданий
В общении используются:
словесное воздействие
ИТОГО:
Обоснованное предложение эксперта о возможном повышении квалификации учителя
1. Какие дефициты в деятельности учителя удалось выявить в результате анализа урока?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
________
2. Какие направления повышения квалификации могут быть предложены учителю в целях
совершенствования профессиональной компетентности?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
______
Эксперт _____________________________________ (ФИО)
___________
27
Дата экспертизы урока
28