мир природы и человек (УО) 4 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
__________ Гринева Л.И.
Приказ №164 от «27» августа 2021 года.

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Мир природы и человека»
на 2021-2022 учебный год
для обучающихся 4 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Составитель:
учитель начальных классов
Марьинских Л.Б.

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 4 класса разработана на основе Примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
соответствующей требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основании
программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. –
М.: Просвещение, 2013. – 176 с.
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Н.Б. Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова
«Мир природы и человека», 4 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы. – М.: «Просвещение», 2019 год.
Программа по «Миру природы и человека» учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на
разностороннее развитие личности обучающихся, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной
адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения: создание условий для формирования и коррекции знаний учащихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с
предметами и явлениями, встречающимися в действительности.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную,
ценностно - ориентационную).
Предметно - информационная:
 Повышение уровня знаний учащихся о неживой и живой природе.
 Формирование представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособления живого мира к условиям внешней среды.
 Формирование знаний учащихся о природе своего края.
 Формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека.
Деятельностно - коммуникативная:
 Коррекция отклонения в интеллектуальном развитии;
 Коррекция неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения;
 Развитие навыка устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе;
 Развитие творческих способностей;
 Развитие навыка контроля и самоконтроля;
 Развитие умения наблюдать природные явления, сравнивать и составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ.
Ценностно – ориентационная:




Воспитание бережного отношения к природе.
Воспитание целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, самостоятельности.
Специальной
задачей
обучения
является
преодоление
недостатков учащихся, их познавательной деятельности и
личностных качеств.

Согласно учебному плану на изучение предмета «Мир природы и человека» в 4 классе отводится следующее количество часов:
Период

Количество часов

Неделя

2

1 четверть

16

2 четверть

16

3 четверть

20

4 четверть

16

Год

68
Содержательный

минимум

образования

Неживая природа
 Сезонные изменения в природе.
 Представлений о смене времен года.
 Название времен года, знакомство с названиями месяцев.
 Изменения в природе поздней осенью и зимой.
 Явления и состояния неживой природы (похолодание, замерзание рек, снегопад).
 Влияние солнца на изменения в погоде.
 Вода в природе.
 Простейшие свойства воды.
 Температура воздуха.
 Обогащение речи специальными терминами, выражениями. Участие в беседе.
Живая природа
 Животные
 Представление о животных.
 Сравнение домашних и диких животных.
 Представление об отношении человека к животным. Охрана животных.
 Представление о рыбах распространенных в нашей области.
 Представление об использовании рыб человеком и охране рыбных угодий.
 Красная книга
 Развитие речи учащихся.
 Название растений, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху.

 Обозначение групп предметов обобщающим словом.
 Участие в беседе.
 Различать 3-4 комнатных растения.
Человек
 Человек. Гигиена тела человека.
 Закаливание организма человека.
 Питание человека.
 Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник; (элементарные представления).
 Пища. Правильное питание.
 Профилактика пищевых отравлений.
 Обогащение речи новыми словами. Участие в беседе.
Планируемые результаты изучения учебной деятельности
Состав базовых учебных действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного
обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него
уровне.
1.Личностные базовые учебные действия

2.Регулятивные базовые учебные действия

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
- способность
к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- самостоятельность в выполнении поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе,
детском коллективе, образовательном учреждении;
- стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.)
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем)
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

3.Познавательные базовые учебные действия

4.Коммуникативные
базовые учебные действия

- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
- деятельность с учетом выявленных недочетов.
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видородовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться
знаками, символами, предметами – заместителями;
- читать;
- писать;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных,
электронных и других носителях) под руководством и с
помощью учителя.
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик –
класс, учитель - класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения
других участников спорной ситуации.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования –
введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом:









Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
Овладение начальными навыками в изменяющемся и развивающемся мире;
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её временно-пространственной организации;









Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по учебному предмету «Мир природы и человека» на конец обучения в 4 классе:
Минимальный уровень
правильно называть изученные объекты и явления;
сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля.
различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки.
бережно относиться к природе и к людям;
различать времена года, названия месяцев и их основные признаки.

выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма
пищи;
соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений.

Достаточный уровень
правильно называть изученные объекты и явления, уметь их различать
сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля,
рассказывать об их использовании человеком
различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки,
определять их значение в жизни человека;
бережно относиться к природе и к людям, знать правила поведения на
природе.
различать времена года, названия месяцев и их основные признаки,
особенности жизни растений, животных и человека в разное время
года;
выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма
пищи, знать правила хранения продуктов питания
соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения
продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых
отравлений.

Характеристика дифференциации групп обучающихся
Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В. В.,
согласно этой дифференциации все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений, разделены на следующие группы:

1

группа – составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все
задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания,
в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о
сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и
умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна
незначительная активизирующая помощь взрослого.

2

группа – учащиеся также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности,
чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без
помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов
работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не
затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
Объяснения этих учащихся недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости.

3

группа – относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словеснологической, наглядной, предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что
им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения,
факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно
понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность.
Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесённых ко 2 группе. Несмотря на трудности усвоения
материала, ученики в основном не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания,
однако каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной
группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3
группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им нужна, главным образом, в начале
выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность этих
учеников нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники уверенно
выполняют задания и лучше дают словесный отчёт о нём. Это говорит хотя и о затруднённом, но в определённой мере осознанном
процессе усвоения программного материала. Кроме того, школьникам трудно применить, казалось бы, хорошо выученный материал на
других уроках.

4

группа – относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для
них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов обучения,

постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать
прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь
учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не
видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание
воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший
объём знаний и умений, чем предлагается программой. Связная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью,
значительным искажением смысла. В их деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях. Отнесённость
школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения ученики развиваются и могут
переходить в группу выше.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п

1
2
3
4
5
6

7-9
10
11
12
13
14
1516

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

1 четверть (16 часов)
«Сезонные изменения в природе» (6 часов)
Сезонные изменения в природе осенью.
Обобщение и систематизация знаний учащихся о времени года осень
Обобщение знаний о явлениях солнца на изменения в Беседа об изменении продолжительности дня и ночи. Демонстрация
природе.
видеоматериала.
Чередование времен года, название месяцев.
Беседа о
состояниях неживой природы. Составление словаря терминов и
понятий.
Формирование
представлений
о явлениях Календарь. Название месяцев. Творческая работа в тетради.
в неживой природе.
Дикие и домашние животные осенью.
Демонстрация презентации «Дикие и домашние животные осенью».
Сад, огород, лес, поле осенью.
Сезонные работы в саду, огороде, поле. Труд людей осенью. Работа с
дидактическим материалом.
«Неживая природа» (10 часов)
Труд людей села и города осенью.
Изучение нового материала, работа с демонстрационным материалом.
Что такое почва? Состав почвы (песок,глина,
Беседа, письменная работа в тетради.
камни).
Образование почв и их охрана.
Демонстрация мультимедийной презентации. Творческое задание в тетради.
Простейшие свойства почвы, их значение для
Изучение
нового материала, демонстрация презентации.
растений.
Способы обработки почвы (рыхление,полив и тд).
Беседа, демонстрация наглядного материала.
Почвы нашей местности.
Беседа, демонстрация наглядного материала, творческая работа в тетради.
Формы поверхности земли: равнины, овраги, холмы, Демонстрация наглядного материала, составление словаря
терминов
и
горы.
понятий.

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
2728
29
3032

33
34
35
3637
38
3941
4244

2 четверть (16 часов)
«Неживая природа» (1 час)
Формы поверхности нашей местности.
Беседа о разнообразии ландшафтов нашей местности.
«Живая природа» (11 часов)
Растения сада, огорода, леса их сравнение.
Беседа о растениях сада, огорода, леса в сравнении.
Растения культурные и дикорастущие.
Беседа о культурных и дикорастущих растениях.
Уход за цветами в саду.
Демонстрация
презентации о садовых цветах.
Лекарственные растения. (зверобой, календула).
Беседа о лекарственных растениях. Работа с понятиями и терминами.
Редкие растения и их охрана (кувшинка, медуница, Письменная работа в тетради. Беседа о растениях леса.
купальница).
Парк (сквер).
Деревья хвойные и лиственные. Работа с учебником.
Создание человеком парков.
Беседа о кустарниках. Работа по вопросам учебника.
Растения поля - овес, пшеница, рожь.
Изучение нового материала. Работа с учебником.
Строение растений поля (корень, стебель, соломина, Беседа о растениях поля. Выполнение
творческого задания в тетради.
лист,колос, метела).
Влияние сезонных изменений на жизнь
Работа с коррекционными карточками.
Беседа о полевых растениях.
полевых растений.
«Сезонные изменения в природе» (4 часа)
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в Работа с иллюстрациями учебника, просмотр презентации.
разное время в течение суток (направление
солнечных лучей, количество тепла и света)
Формирование
представлений
о явлениях Просмотр презентации о явлениях и состояниях неживой природы..
и состояниях неживой природы: облачность, туман,
мокрый снег, холодный и теплый ветер, дождь.
3 четверть (20 часов)
«Сезонные изменения в природе зимой» (20 часов)
Наблюдения за
растениями поздней осенью, в Беседа о сезонных изменениях природы зимой. Загадки о январе.
начале зимы.
Дикие животные осенью, в начале зимы.
Просмотр видеоматериала о диких животных нашей местности.
Труд людей поздней осенью, в начале зимы
Составление рассказа на тему «Труд людей поздней осенью, зимой»
Птицы. Разнообразие птиц.
Беседа о птицах и их разнообразии.
Птицы – друзья сада. Охрана птиц.
Беседа о пользе птиц в саду. Охрана птиц.
Домашние птицы: утка, гусь, куры. Внешний вид, Беседа о домашних птицах. Демонстрация видеоматериала.
повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ Просмотр презентации диких птицах.
жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

4547
4849
50
5152

53
5455
5657
58
5960
6162
63
64
6566
67
68

Насекомые. Внешний вид. Образ жизни. Питание. Беседа о насекомых. Демонстрация видеоматериала.
Полезные насекомые.
Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Беседа о разведении и использовании человеком пчёл.
Насекомые вредители.
Просмотр видеоматериала о насекомых-вредителях.
Разведение человеком домашних животных, уход Беседа о домашних животных. Самостоятельная работа с иллюстрациями
за ними. Свинья, корова. Ферма.
учебника.
4 четверть (16 часов)
«Домашние животные» (1 час)
Разнообразие пород домашних животных.
Беседа
о разнообразии пород домашних животных. Работа по вопросам.
«Сезонные изменения в природе весной» (7 часов)
Животный мир весной.
Беседа о животных весной.
Растения весной.

Беседа о растениях весной.

Чередование времен года.
Труд людей города и деревни.

Работа с учебником. Составление рассказа о чередовании времён года.
Беседа о труде людей весной, о сезонных работах.

Голова и мозг человека. Профилактика травматизма
головного мозга.
Режим дня.
Предупреждение
перегрузок,
правильное
чередование труда и отдыха.
Состояние природы и её влияние на состояние
человека. Заботы человека о чистоте воды, воздуха,
забота о земле.
Охрана редких растений и исчезающих животных.
Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Повторение пройденного материалаза год.

«Человек» (8 часов)
Демонстрация видеоматериала о головном мозге человека. Беседа.
Демонстрация видеоматериала «Режим дня» Беседа.
Профилактика
перегрузок. Правильное
чередование труда и отдыха.
Беседа о состояниях природы и её влиянии на состояние человека.
Беседа на тему «Охрана редких растений и исчезающих животных»
Повторение пройденного материала за учебный год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».