Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» Согласовано: Зам. директора по УВР _________ Феденева Д.В. Утверждаю: Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ» __________ Гринева Л.И. Приказ №164 от «27» августа 2021 года. Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Составитель: учитель начальных классов Марьинских Л.Б. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 4 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствующей требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основании программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с. Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Н.Б. Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова «Мир природы и человека», 4 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: «Просвещение», 2019 год. Программа по «Миру природы и человека» учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь. Цель обучения: создание условий для формирования и коррекции знаний учащихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную, ценностно - ориентационную). Предметно - информационная: Повышение уровня знаний учащихся о неживой и живой природе. Формирование представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособления живого мира к условиям внешней среды. Формирование знаний учащихся о природе своего края. Формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека. Деятельностно - коммуникативная: Коррекция отклонения в интеллектуальном развитии; Коррекция неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения; Развитие навыка устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе; Развитие творческих способностей; Развитие навыка контроля и самоконтроля; Развитие умения наблюдать природные явления, сравнивать и составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ. Ценностно – ориентационная: Воспитание бережного отношения к природе. Воспитание целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, самостоятельности. Специальной задачей обучения является преодоление недостатков учащихся, их познавательной деятельности и личностных качеств. Согласно учебному плану на изучение предмета «Мир природы и человека» в 4 классе отводится следующее количество часов: Период Количество часов Неделя 2 1 четверть 16 2 четверть 16 3 четверть 20 4 четверть 16 Год 68 Содержательный минимум образования Неживая природа Сезонные изменения в природе. Представлений о смене времен года. Название времен года, знакомство с названиями месяцев. Изменения в природе поздней осенью и зимой. Явления и состояния неживой природы (похолодание, замерзание рек, снегопад). Влияние солнца на изменения в погоде. Вода в природе. Простейшие свойства воды. Температура воздуха. Обогащение речи специальными терминами, выражениями. Участие в беседе. Живая природа Животные Представление о животных. Сравнение домашних и диких животных. Представление об отношении человека к животным. Охрана животных. Представление о рыбах распространенных в нашей области. Представление об использовании рыб человеком и охране рыбных угодий. Красная книга Развитие речи учащихся. Название растений, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Различать 3-4 комнатных растения. Человек Человек. Гигиена тела человека. Закаливание организма человека. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник; (элементарные представления). Пища. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений. Обогащение речи новыми словами. Участие в беседе. Планируемые результаты изучения учебной деятельности Состав базовых учебных действий обучающихся Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. 1.Личностные базовые учебные действия 2.Регулятивные базовые учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; - способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; - самостоятельность в выполнении учебных заданий; - самостоятельность в выполнении поручений; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении; - стремление к безопасному поведению в природе и обществе. - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); - пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) - организовывать рабочее место; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; 3.Познавательные базовые учебные действия 4.Коммуникативные базовые учебные действия - оценивать действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою - деятельность с учетом выявленных недочетов. - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видородовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; - читать; - писать; - наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом: Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; Овладение начальными навыками в изменяющемся и развивающемся мире; Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её временно-пространственной организации; Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Мир природы и человека» на конец обучения в 4 классе: Минимальный уровень правильно называть изученные объекты и явления; сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля. различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки. бережно относиться к природе и к людям; различать времена года, названия месяцев и их основные признаки. выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи; соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений. Достаточный уровень правильно называть изученные объекты и явления, уметь их различать сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, рассказывать об их использовании человеком различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека; бережно относиться к природе и к людям, знать правила поведения на природе. различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разное время года; выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи, знать правила хранения продуктов питания соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений. Характеристика дифференциации групп обучающихся Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В. В., согласно этой дифференциации все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений, разделены на следующие группы: 1 группа – составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. 2 группа – учащиеся также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости. 3 группа – относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словеснологической, наглядной, предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесённых ко 2 группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность этих учеников нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники уверенно выполняют задания и лучше дают словесный отчёт о нём. Это говорит хотя и о затруднённом, но в определённой мере осознанном процессе усвоения программного материала. Кроме того, школьникам трудно применить, казалось бы, хорошо выученный материал на других уроках. 4 группа – относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем предлагается программой. Связная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла. В их деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях. Отнесённость школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения ученики развиваются и могут переходить в группу выше. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7-9 10 11 12 13 14 1516 Тема урока Характеристика деятельности обучающихся 1 четверть (16 часов) «Сезонные изменения в природе» (6 часов) Сезонные изменения в природе осенью. Обобщение и систематизация знаний учащихся о времени года осень Обобщение знаний о явлениях солнца на изменения в Беседа об изменении продолжительности дня и ночи. Демонстрация природе. видеоматериала. Чередование времен года, название месяцев. Беседа о состояниях неживой природы. Составление словаря терминов и понятий. Формирование представлений о явлениях Календарь. Название месяцев. Творческая работа в тетради. в неживой природе. Дикие и домашние животные осенью. Демонстрация презентации «Дикие и домашние животные осенью». Сад, огород, лес, поле осенью. Сезонные работы в саду, огороде, поле. Труд людей осенью. Работа с дидактическим материалом. «Неживая природа» (10 часов) Труд людей села и города осенью. Изучение нового материала, работа с демонстрационным материалом. Что такое почва? Состав почвы (песок,глина, Беседа, письменная работа в тетради. камни). Образование почв и их охрана. Демонстрация мультимедийной презентации. Творческое задание в тетради. Простейшие свойства почвы, их значение для Изучение нового материала, демонстрация презентации. растений. Способы обработки почвы (рыхление,полив и тд). Беседа, демонстрация наглядного материала. Почвы нашей местности. Беседа, демонстрация наглядного материала, творческая работа в тетради. Формы поверхности земли: равнины, овраги, холмы, Демонстрация наглядного материала, составление словаря терминов и горы. понятий. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 2728 29 3032 33 34 35 3637 38 3941 4244 2 четверть (16 часов) «Неживая природа» (1 час) Формы поверхности нашей местности. Беседа о разнообразии ландшафтов нашей местности. «Живая природа» (11 часов) Растения сада, огорода, леса их сравнение. Беседа о растениях сада, огорода, леса в сравнении. Растения культурные и дикорастущие. Беседа о культурных и дикорастущих растениях. Уход за цветами в саду. Демонстрация презентации о садовых цветах. Лекарственные растения. (зверобой, календула). Беседа о лекарственных растениях. Работа с понятиями и терминами. Редкие растения и их охрана (кувшинка, медуница, Письменная работа в тетради. Беседа о растениях леса. купальница). Парк (сквер). Деревья хвойные и лиственные. Работа с учебником. Создание человеком парков. Беседа о кустарниках. Работа по вопросам учебника. Растения поля - овес, пшеница, рожь. Изучение нового материала. Работа с учебником. Строение растений поля (корень, стебель, соломина, Беседа о растениях поля. Выполнение творческого задания в тетради. лист,колос, метела). Влияние сезонных изменений на жизнь Работа с коррекционными карточками. Беседа о полевых растениях. полевых растений. «Сезонные изменения в природе» (4 часа) Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в Работа с иллюстрациями учебника, просмотр презентации. разное время в течение суток (направление солнечных лучей, количество тепла и света) Формирование представлений о явлениях Просмотр презентации о явлениях и состояниях неживой природы.. и состояниях неживой природы: облачность, туман, мокрый снег, холодный и теплый ветер, дождь. 3 четверть (20 часов) «Сезонные изменения в природе зимой» (20 часов) Наблюдения за растениями поздней осенью, в Беседа о сезонных изменениях природы зимой. Загадки о январе. начале зимы. Дикие животные осенью, в начале зимы. Просмотр видеоматериала о диких животных нашей местности. Труд людей поздней осенью, в начале зимы Составление рассказа на тему «Труд людей поздней осенью, зимой» Птицы. Разнообразие птиц. Беседа о птицах и их разнообразии. Птицы – друзья сада. Охрана птиц. Беседа о пользе птиц в саду. Охрана птиц. Домашние птицы: утка, гусь, куры. Внешний вид, Беседа о домашних птицах. Демонстрация видеоматериала. повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ Просмотр презентации диких птицах. жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. 4547 4849 50 5152 53 5455 5657 58 5960 6162 63 64 6566 67 68 Насекомые. Внешний вид. Образ жизни. Питание. Беседа о насекомых. Демонстрация видеоматериала. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Беседа о разведении и использовании человеком пчёл. Насекомые вредители. Просмотр видеоматериала о насекомых-вредителях. Разведение человеком домашних животных, уход Беседа о домашних животных. Самостоятельная работа с иллюстрациями за ними. Свинья, корова. Ферма. учебника. 4 четверть (16 часов) «Домашние животные» (1 час) Разнообразие пород домашних животных. Беседа о разнообразии пород домашних животных. Работа по вопросам. «Сезонные изменения в природе весной» (7 часов) Животный мир весной. Беседа о животных весной. Растения весной. Беседа о растениях весной. Чередование времен года. Труд людей города и деревни. Работа с учебником. Составление рассказа о чередовании времён года. Беседа о труде людей весной, о сезонных работах. Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Состояние природы и её влияние на состояние человека. Заботы человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество. Повторение пройденного материалаза год. «Человек» (8 часов) Демонстрация видеоматериала о головном мозге человека. Беседа. Демонстрация видеоматериала «Режим дня» Беседа. Профилактика перегрузок. Правильное чередование труда и отдыха. Беседа о состояниях природы и её влиянии на состояние человека. Беседа на тему «Охрана редких растений и исчезающих животных» Повторение пройденного материала за учебный год.