ИЗО (УО) 4 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
__________ Гринева Л.И.
Приказ № 164 от «27 » августа 2021года.

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
на 2021-2022 учебный год
для обучающихся 4 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Составитель:
учитель начальных классов
Марьинских Л.Б.

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора
педагогических наук В.В.Воронковой.
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Рау М.Ю., Зыкова М. «Изобразительное искусство», 4 класс
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: «Просвещение», 2018
год.
Программа по изобразительному искусству учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на
разностороннее развитие личности обучающихся, носит элементарно- практический характер, способствует их умственному развитию,
социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения: развитие у обучающихся эстетических чувств на основе знакомства с отдельными произведениями изобразительного,
декоративно- прикладного и народного искусства, формирование изобразительных навыков и коррекция недостатков развития обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную,
ценностно-ориентационную).
Предметно-информационная
 формирование знаний об основных элементах неживой и живой природе;
 формирование знаний учащихся о рисовании с натуры, о декоративном рисовании, рисовании по замыслу, на определенную тему;
 формирование первоначальных сведений о художниках и их произведениях.
Деятельностно - коммуникативная:
 развитие творческих способностей;
 развитие навыка контроля и самоконтроля;
 развитие умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ.
 совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе
акварельными и гуашевыми красками.
 развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов; передавать
в рисунке зрительные представления.
 совершенствование умения обучающихся, анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных
частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения
рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.
Ценностно - ориентационная:

 воспитание бережного отношения к природе;
 воспитание целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, самостоятельности;
 воспитания речевой культуры, бережного и сознательного отношения к изобразительному искусству, как к явлению культуры;
 увеличение словарного запаса.
Специальной задачей обучения является преодоление недостатков учащихся, их познавательной деятельности и личностных.
Согласно учебному плану для обучения по предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится следующее количество часов:
Период

Количество часов

Неделя

1

1 четверть

8

2 четверть

8

3 четверть

10

4 четверть

8

Год

34

Содержательный минимум образования
Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование
на тему, беседы об изобразительном искусстве.
Рисование с натуры (15 ч). В 4 классе на уроках изобразительного искусства обучающиеся учатся анализировать (определять форму, цвет.
величину составных частей), изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном
пространственном положении, правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета,
форму, пропорции и свет его частей; пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения
предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
Декоративное рисование (8ч). Обучающиеся 4 класса учатся последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и
квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на
осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры,
отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
Рисование на темы (6ч). У обучающихся 4 класса развиваются зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления
от ранее увиденного; развивается умение правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Беседы об изобразительном искусстве (5ч)
Планируемые результаты изучения учебной деятельности
Состав базовых учебных действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное школьное обучение и
осознанное отношение к учебному процессу, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые
содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1.Личностные
базовые
учебные действия

2.Регулятивные
базовые
учебные действия

3.Познавательные базовые учебные
действия

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
- способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- самостоятельность в выполнении поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском
коллективе, образовательном учреждении;
- стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.)
- работать с учебными принадлежностями;
- организовывать рабочее место;
- передвигаться
по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности,
оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом
выявленных недочетов.
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться
знаками,
символами,
предметами заместителями;
- читать;
- писать;
-наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и
других носителях) под руководством и с помощью учителя.

4.Коммуникативные
базовые учебные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс,
учитель - класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования –
введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом:
 осознание себя как гражданина России;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
 способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
 чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту
художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
 формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, интереса к чтению;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень
является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
на конец обучения в 4 классе:
Минимальный уровень
- знание видов изобразительного искусства;
- знание названий крупнейших музеев Москвы, Санкт-Петербурга;
- знание названий художественных материалов, инструментов и
приспособлений;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- знание элементарных правил композиции;

Достаточный уровень
- знание видов и жанров изобразительного искусства;
- знание названий крупнейших музеев Москвы, Санкт-Петербурга,
Екатеринбурга, родного города (поселка);
­ знание названий художественных материалов, инструментов
и
приспособлений;
их свойств, назначения, правил хранения;
- умение ориентироваться в пространстве листа, умение рисовать с

- умение правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на
столе, держать карандаш, кисть и др.;
- умение следовать инструкциям учителя при выполнении работы.

натуры, по памяти после предварительных наблюдений и
адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого
объекта;
- знание элементарных правил композиции, передачи формы
предмета и др.
- умение правильно сидеть за столом, умение самостоятельно
организовывать свое рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы;
- умение
следовать
инструкциям учителя при выполнении
работы, осуществлять
текущий
самоконтроль выполняемых
практических действий.

Характеристика дифференциации групп обучающихся
Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В.,
согласно этой дифференциации все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений, разделены на следующие группы:

1 группа – это ученики, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они
выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно. Полученные знания и умения такие ученики успешнее
остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. Учащиеся
умеют свободно проводить линии в нужных направлениях, ориентируются на плоскости листа бумаги, ориентируются в пространстве
(посередине, сверху, справа и т.д.), закрашивают рисунок в одном направлении, сравнивают предметы по величине, форме, цвету, хорошо знают и
различают основные цвета и оттенки цветов.
2 группа – это ученики, также успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя,
запоминают изучаемый
материал, но
затрудняются
сделать
элементарные
выводы и обобщения. Их отличает
меньшая
самостоятельность в выполнении всех видов работ. У учащихся 2 группы встречаются затруднения в ориентировке на плоскости листа бумаги,
в проведении линий в нужном направлении, в сравнении двух предметов по величине, форме, цвету.
3 группа – это ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя. Для учащихся характерно
недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность.
Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко второй группе. Значительно снижены у школьников
данной группы способности к обобщению. Учащиеся 3 группы встречают затруднения в ориентировке на листе, не соблюдают симметричность
рисунка, затрудняются делить лист на глаз на равные части.
4 группа – это ученики, которые овладевают программным материалом на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически,
быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем остальные школьники. Требуется постоянный
контроль со стороны учителя.
Отнесённость школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения ученики развиваются и
могут переходить в группу выше.
Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся
1 четверть (8 часов)

1.

Рисование с натуры овощей и фруктов.

2.

Рисование
в
листочками.

3.

7.

Рисование
с натуры ветки дерева с простыми
по форме листьями.
Рисование
на тему «Парк осенью».
Рисование с натуры предметов различной формы
и цвета (яблоко, груша, морковь).
Составление узора из растительных форм. Беседа по
картинке.
Рисование на тему: «Сказочная избушка»

8.

Рисование предметов цилиндрической формы

9.

Богородская игрушка. Резьба по дереву.

10.

Рисование с натуры игрушки-автобуса.

11.

Тематическое рисование. Моя любимая игрушка.

12.

Рисование по образцу геометрического орнамента.

13.

Золотая хохлома. Рисование расписной тарелки

4.
5.
6.

полосе

узора

Рисование с натуры предметов округлой и продолговатой формы, правильная
передача их цвета.
из веточек с Рисование в полосе узора из веточек с листочками.
Работа
с
дидактическим материалом.
Рисование ветки дерева с простыми по форме листочками.
Рисование осеннего парка.
Рисование с натуры фруктов и овощей.

Учатся отличать картины от репродукции, рассказывать о содержании и
особенностях рассматриваемых репродукций художественных произведений.
Учатся приёмам рисования простых геометрических узоров (квадратики,
крестики, кружочки) и узоров из растительных элементов (веточки, листочки,
ягоды). Учатся воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к
русским народным сказкам.
Учатся рисовать с натуры предметы цилиндрической формы, расположенные
ниже уровня зрения (кружка, кастрюля), изображать объемные предметы
цилиндрической формы в несложном пространственном положении.
2 четверть ( 8 часов)
Учатся узнавать и правильно называть изображенные предметы, излагать
собственные мысли. Участвовать в диалоге, поддерживать беседу на заданную
тему.
Узнают части (конструкцию) изображаемого предмета (автобуса).
Учатся передавать в рисунке характерные особенности формы предмета,
сравнивать размеры его частей и их взаимное расположение.
Повторяют названия игрушек, их предназначение. Учатся рисовать по памяти
на основе наблюдений знакомые предметы игрушки; повторяют освоенные
ранее изображения.
Знакомятся с правилами построения узора в квадрате. Учатся рисовать квадрат
и делить его на равные части (8 частей), проводить прямые, вертикальные,
горизонтальные, наклонные линии. Последовательно выполнять построение
геометрического орнамента.
Знакомятся с правилами построения узора в круге. Учатся размещать

1415.

Тематическое рисование «Зима пришла»

16.

Тематическое рисование «Новый год - счастливый
праздник»

17.

Декоративное рисование. Панно «Снежинки»

18.

Тематическое рисование «Кончил дело - гуляй
смело»

19.

Рисование с натуры предмета симметричной формы

20.

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

21.

Рисование с натуры бумажного стаканчика.

22.

Рисование на тему: «День защитника Отечества».

23.

Декоративное рисование листка отрывного
календаря к празднику 8 марта.
Рисование с натуры домиков для птиц. Скворечник.

24.

25.

26.

Рассматривание картин (иллюстраций) И. Левитана
«Март», »Первая зелень». Тематическое рисование.
Март.
Тематическое рисование «Весна пришла»

декоративные элементы в круге на осевых линиях (в диаметрах) в центре и по
краям, использовать акварельные и гуашевые краски.
Учатся рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному
описанию представления о ранее увиденном, правильно передавать зрительное
соотношение величин предметов, учитывать видимое уменьшение дальних
предметов, правило загораживания одних предметов другими.
Учатся рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному
описанию представления о ранее увиденном, правильно передавать зрительное
соотношение величин предметов, учитывать видимое уменьшение дальних
предметов, правило загораживания одних предметов другими.
3 четверть (10 часов)
Знакомятся с последовательностью изображения снежинки. Учатся передавать
в графической форме некоторые природные явления.
Вспоминают отличие картины от репродукции.
Учатся рассказывать о
содержании и особенностях рассматриваемых репродукций художественных
произведений.
Учатся определять величину по отношению к листу бумаги, передавать в
рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использовать
осевые линии при построении рисунка.
Знакомятся с понятием «осевая линия», «конус». Учатся рисовать предметы
конической формы с использованием осевой линии; определять величину
рисунка по отношению к листу бумаги. Выполнять инструкции, точно
следовать образцу и простейшим алгоритмам.
Повторяют понятие «осевая линия», рисуют предметы, используя осевые
линии; учатся выявлять объём предметов средствами светотени.
Учатся соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких
предметов, объединяя их общим содержанием. Распознавать формы
простейших плоских фигур.
Повторяют правила построения узора на листе бумаги. Учатся определять
структуру узора, форму и цвет составных частей.
Закрепляют понятие «осевая линия». Учатся рисовать предметы
прямоугольной, конической формы с использованием осевой линии; определять
величину рисунка по отношению к листу бумаги.
Учатся компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления
светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов, узнавать в репродукциях
художественных картин характерные признаки времен года.
Учатся компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления

27.
28.

29.

30.

31

32.
33.

34.

светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов, узнавать в репродукциях
художественных картин характерные признаки времен года.
4 четверть (8 часов)
Рисование с натуры постройки из элементов
Учатся распознавать части (конструкцию) изображаемого предмета, их цвет,
строительного материала.
форму.
Декоративное рисование расписного блюда. (Узор
Знакомятся с правилами построения узора в круге. Учатся размещать
из ягод и листьев.)
декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по
краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с
соблюдением контуров отдельные элементы орнамента.
Рисование с натуры предметов конструктивной
Повторяют части изображаемого предмета (настольных, напольных, настенных
формы. (Игрушечные машины, часы.)
часов). Учатся совмещать в изображении несколько геометрических фигур:
прямоугольник и круг, квадрат и круг, передавать в рисунке строение
предметов, формы, пропорции.
Рисование с натуры в виде набросков столярных и
Знакомятся с порядком расположения нескольких изображений на листе
слесарных инструментов.
бумаги. Учатся рисовать с натуры предметы несложной формы с точной
передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком.
Рисование предметов симметричной формы.
Учатся рисовать с натуры предметы с точной передачей пропорций, строения,
Настольная лампа.
очертаний, сравнивать натуру с рисунком, устно описывать объекты
наблюдения.
Тематическое рисование. Космические корабли в
Учатся рисовать от руки основные геометрические фигуры, располагать
полёте.
изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Рисование в квадрате узора из декоративно
Повторить понятия «симметрия», «ритм». Учатся использовать осевые линии
переработанных природных форм. Цветы, бабочки.
при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка,
заполняя середину, Повторяют правила построения узора в квадрате.
Рисование на тему «Здравствуй, лето!»
Повторяют признаки лета.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».