Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» Согласовано: Зам. директора по УВР _________ Феденева Д.В. Утверждаю: Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ» __________ Гринева Л.И. Приказ №164 от «27» августа 2021 года. Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Составитель: учитель начальных классов Марьинских Л.Б. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствующей требованиям ФГОС, на основании программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с. Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова «Русский язык», 4 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: «Просвещение», 2019 год Программа по русскому языку учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Цель обучения: создание условий для коррекции и развития коммуникативной функции речи у учащегося на уроках русского (родного) языка для дальнейшей интеграции в обществе. Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно-информационную, коммуникативно-деятельностную, ценностно- ориентационную). Предметно-информационная: формирование знаний о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких; формирование знаний о различных разрядах слов - названий предметов, действий, признаков; формированиезнания составлять и различать предложения по интонации; формирование знаний постановки пунктуационных знаков (точки, знака вопроса, восклицательного знака); формирование знаний последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Деятельностно-коммуникативная: развитие умений составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; развитие умений анализировать слова по звуковому составу; развитие умений различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные; развитие умений определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме; развитие умений списывать текст целыми словами; формирование навыка связных устных и письменных высказываний; развитие умений писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы; развитие умений правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст; развитие речи учащихся. Ценностно - ориентационная: воспитание элементарных навыков грамотного письма; воспитание аккуратности письма в тетради, правильной посадки при письме; воспитание нравственных качеств, целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности; воспитание у обучающихся навыков контроля и самоконтроля; Специальной задачей обучения является коррекционная работа. Основные направления коррекционной работы: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие фонетико-фонематических представлений; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; развитие высших психических функций; развитие речи, владение техникой речи; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике. Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации). Согласно учебному плану на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится следующее количество часов: Период Неделя I четверть II четверть III четверть IV четверть Год Количество часов 5 40 40 50 40 170 Содержательный минимум образования Повторение. Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста Звуки и буквы. Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы). Слово. Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам к т о ? ч т о ? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам к о г о ? ч е г о ? к о м у ? ч е м у ? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам ч т о д е л а е т ? ч т о д е л а л ? ч т о с д е л а л ? ч т о б у д е т д е л а т ь ? ч т о с д е л а е т ? , правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам к а к о й ? к а к а я ? к а к о е ? к а к и е ? ; нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы, подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая); согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике. Предложение. Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу к о г о ? или ч т о ?), родительного падежа (к о г о ? или ч е г о ? нет у к о г о ?), дательного падежа (к о м у ? ч е м у ? ), предложного падежа (г д е ? с предлогами в и на, о к о м ? о ч е м ? ), творительного падежа ( к е м ? ч е м ? ). Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. Связная речь. Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно). Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем. Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности, формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают, связаны с недостаточным движением мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в написании строчных и прописных букв и их соединении, что предупреждает появление орфографических ошибок, в списывании рукописного и печатного текста. Планируемые результаты изучения учебной деятельности Состав базовых учебных действий обучающихся Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. 1.Личностные базовые учебные действия 2.Регулятивные базовые учебные действия 3.Познавательные базовые учебные действия -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; -способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; -самостоятельность в выполнении учебных заданий; -самостоятельность в выполнении поручений; -понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении; -стремление к безопасному поведению в природе и обществе. -входить и выходить из учебного помещения со звонком; -ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); -пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) -работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем); -организовывать рабочее место; -передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; -активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; -оценивать действия одноклассников; -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. -выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; -устанавливать видо - родовые отношения предметов; -делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -пользоваться знаками, символами, предметами– заместителями; -читать; -писать; -наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, -элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. 4.Коммуникативные базовые учебные действия -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс); -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; -обращаться за помощью и принимать помощь; -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; -договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом: Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; Овладение начальными навыками в изменяющемся и развивающемся мире; Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Минимальный и достаточный уровни усвоения предмета «Русский язык» на конец обучения в 4 классе: Минимальный уровень: Достаточный уровень: -анализировать слова по буквенному составу на основе слогового -анализировать слова по звуковому составу при послоговом деления; орфографическом проговаривании; -делить слова на слоги для переноса; -списывать рукописный и печатный тексты целыми словами; -списывать целыми словами с печатного и рукописного текстов, -писать под диктовку текст, включающий слова с изученными надиктовывая его себе по слогам; -писать под диктовку слова с изученными орфограммами, короткие предложения из 2- 4 слов; -различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки; -составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; -участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему; -выделять из текста предложения на заданную тему. орфограммами; -с помощью вопроса различать и подбирать слова, являющиеся различными частями речи; -составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения; -выделять тему и главную мысль текста; -использовать текстовые и смысловые синонимы для связи предложений в тексте. Характеристика дифференциации групп обучающихся Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В. В., согласно этой дифференциации все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений, разделены на следующие группы: 1группа – составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. 2группа – учащиеся также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости. 3группа – ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно-логической, наглядной, предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесённых ко 2 группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. 4группа – учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем предлагается программой. Отнесённость школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения ученики развиваются и могут переходить в группу выше. Календарно-тематическое планирование № п/п Тема урока 1-2 Выделение предложения из текста. 3-4 Предложение законченное и незаконченное. 5-6 Завершение начатого предложения. 7 8 9-10 11 12 13 Характеристика деятельности обучающихся I четверть (40 часов) Повторение. Предложение (13 часов) Повторять правила о предложении. Закреплять умения составлять предложение из 3-6 слов, выделять предложение в тексте. Предложение и его схема. Распространение предложений. Порядок слов в предложении. Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Составление предложений по сюжетной картинке. Составление предложений по предметной картинке. Проверочная работа № 1. Объяснять написания предложения. Составлять простые предложения; учатся различать слова по звуковому составу Составлять предложения с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам из слов, данных в начальной форме. Объяснять правило написания предложения. Составлять и чертить схемы предложений. Объяснять правило написания предложения. Восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. Объяснять правило написания предложения. Выделять предложения из речи и текста. Выделять в предложении названия предметов, действий, признаков. Составлять предложения по сюжетной картинке, связанных между собой по смыслу. Составлять предложения по предметным картинкам. Правильно писать предложения. Заканчивать мысль и правильно записывать предложения. Звуки и буквы (27 часов) 14-15 Алфавит. Расположение слов по алфавиту. 16--17 Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове. 18-19 Различение ударных и безударных гласных. Знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре, отличие звука от буквы. Уметь находить слова в словаре. Знать порядок букв в русской азбуке. Уметь располагать слова в алфавитном порядке. Различать на слух и на письме гласные и согласные. Определять количество слогов в слове по количеству гласных. Знать о смыслоразличительной роли ударения. Уметь правильно ставить ударение. Знать: ударение в слове может быть только одно. Уметь выделять 20 21-22 23-28 29-32 ударные и безударные гласные. Писать под диктовку небольшие тексты, выполняя задания на изученные орфограммы. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной Объяснять правописание безударных гласных. Сопоставлять гласные в позиции. ударных и безударных слогах. Проверка безударной гласной в слове. Объяснять правописание безударных гласных. Правильно писать и произносить слова; выделять ударный слог в словах; составлять связный текст из предложений. Объяснять правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. ударением. Правильно писать и произносить слова. Проверочная работа № 2. Объяснять правописание твердых и мягких согласных перед гласными, называть их различение, правильно записывать слова. Списывать предложенный текст без ошибок, выполняя задания. Объяснять правописание слов с согласными, мягкость которых обозначается буквами и, е, ё, ю, я. Объяснять правописание мягкого знака на конце и в середине слов. 2 четверть (40 часов) Звуки и буквы ( 40 часов) (продолжение) 37-40 Различение твердых и мягких согласных перед гласными. Контрольное списывание Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я. Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. 41-44 Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах. 45-46 Различение правил правописания словах. 33 34 35-36 47 Проверочная работа № 3. 48-49 Знакомство с разделительным мягким знаком. 50-51 Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него. 52-53 Правило правописания слов с разделительным мягким знаком. Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него. 54 55-56 Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак. Объяснять правописание гласных после шипящих. Писать сочетания гласных с шипящими: жи – ши, ча – ща, чу – щу. Составлять рассказ по плану или по опорным словам на заданную тему. Объяснять правописание гласных после шипящих. Правильно писать сочетания гласных с шипящими Писать под диктовку небольшие тексты, выполняя задания на изученные орфограммы. Ознакомление со значением разделительного мягкого знака. Читать слоги и слова с разделительным Ь знаком, работать над правильным произношением. Объяснять правописание слов с разделительным мягким знаком, писать слова с разделительным Ь знаком. Контролировать правильность выполнения работы. Объяснять правописание Ь мягкого знака. Анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила. Объяснять изученные орфограммы. Анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила. Объяснять изученные орфограммы. Анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила. Различать правописание слов с мягкими 57 Разделительный мягкий знак. Закрепление знаний. 58 Проверочная работа №4. 59-60 Различение звонких и глухих согласных в словах. 61-62 63-64 Наблюдение за парными согласными на конце слова. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова 65-68 Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. 69-73 Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. 74-79 Правила правописания в слове. Закрепление знаний. 80 Проверочная работа №5. согласными и разделительным ь. Объяснять изученные орфограммы. Анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила. Различать правописание слов с мягкими согласными и разделительным ь. Объяснять правописание Ь мягкого знака. Писать под диктовку предложения и тексты. Списывать печатный текст. Знать парные звонкие и глухие согласные. Уметь различать парные звонкие и глухие согласные. Объяснять правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Писать слова со звонкими и глухими согласными на конце слова, объяснять правописание слов с парными согласными на конце слова. Объяснять изученные орфограммы. Проверять написание звонкой и глухой согласной на конце и в середине слова путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Объяснять различение правил проверки звонких и глухих согласных и безударных гласных. Сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах. Объяснять правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах Писать под диктовку, списывать небольшие тексты, выполнять задания на выученные орфограммы. III четверть (50 часов) Слово. (44 часа) 81-82 Название предметов, действий и признаков. 83-86 Различение названий предметов по вопросам кто? что? 87-88 Различение названий предметов по вопросам кому? чему? 89-90 Различение названий предметов по вопросам кем? чем? 91-92 Различение названий предметов по вопросам о ком? о чем? 93-94 Выделение названий предметов в предложении. Находить слова, которые обозначают предмет, действие предмета и признак предмета. Анализировать и кратко характеризовать части речи Распознавать названия предметов. Выделять в тексте слова, обозначающие названия предметов, правильно задавать вопрос. Изменять названия предметов по вопросам косвенных падежей: кому?чему? Употреблять изменения в тексте и в речи. Изменять названия предметов по вопросам косвенных падежей: кем?чем? Употреблять изменения в тексте и в речи. Изменять названия предметов по вопросам косвенных падежей: о ком?о чем? Употреблять изменения в тексте и в речи. Распознавать названия предметов. Выделять в тексте слова, обозначающие названия предметов. 95-96 Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. 97-99 Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц. 100 Название предметов. Закрепление знаний. 101 Проверочная работа №6. 102103 Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? 104106 Постановка вопросов к названиям признаков предмета. 107 108109 Контрольное списывание. Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. 110111 112114 Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Определение предмета по его признакам. Картинный диктант. 115116 Различение названий предметов, действий, признаков. 117 Постановка вопросов к словам в предложении. 118 119120 121123 Контрольное списывание с заданиями. Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета. Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета по вопросам. Писать собственные имена с заглавной буквы; различать собственные и нарицательные имена в конкретном тексте. Писать собственные имена с заглавной буквы; различать собственные и нарицательные имена в конкретном тексте. Распознавать названия предметов. Выделять в тексте слова, обозначающие названия предметов. Писать под диктовку, списывать небольшие тексты, выполнять задания на выученные орфограммы. Распознавать названия признаков по вопросам: какой? какая? какое? какие? Находить в тексте слова, обозначающие признаки и правильно относить их к словам, обозначающим предметы. Распознавать названия признаков по вопросам: какой? какая? какое? какие? Находить в тексте слова, обозначающие признаки и правильно относить их к словам, обозначающим предметы. Списывать тексты, выполняя задания по изученным орфограммам. Распознавать названия признаков по вопросам: какой? какая? какое? какие? обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. Находить в тексте слова, обозначающие признаки и правильно относить их к словам, обозначающим предметы. Распознавать названия признаков по вопросам: какой? какая? какое? какие? Находить в тексте слова, обозначающие ряд признаков одного предмета. Находить в тексте слова, обозначающие ряд признаков одного предмета. Писать названия предметов по предметным картинкам, подбирая к ним названия признаков предмета. Различать и согласовывать на слух и на письме названия предметов, действий и признаков. Задавать вопросы к словам. Составлять предложения, соблюдая его структуру слов, излагать последовательно, устанавливая связь между словами. Списывать тексты, выполняя задания по изученным орфограммам. Распространять предложения словами, обозначающими признаки предметов. Распространять предложения словами, обозначающими предметы, признаки предмета по вопросам. 124 Проверочная работа №7. Писать под диктовку, списывать небольшие тексты, выполнять задания на выученные орфограммы. Предлоги. (6 часов) 125126 Предлоги по, к, от, над, под, о, в, на со словами. 127128 129130 Предлог из со словами. Знакомство с предлогами, с правилом написания предлогов по, к, от, над, о, в, на с другими словами. Употребление предлогов в речи. Писать и употреблять слова с предлогом из. Предлог за со словами. Писать и употреблять слова с предлогом за. IV четверть (40 часов) 131132 133134 135136 137139 Предлог без со словами. 140 Проверочная работа №8. Предлоги (10 часов) (продолжение) Писать и употреблять слова с предлогом без. Предлог до со словами. Писать и употреблять слова с предлогом до. Предлог про со словами. Писать и употреблять слова с предлогом про. Предлоги. Закрепление знаний. Написание предлогов по, к, от, над, о, в, на с другими словами. Употребление предлогов в устной и письменной речи. Писать под диктовку, списывать небольшие тексты, выполнять задания на выученные орфограммы. Предложение (20 часов) 141142 143144 145146 147150 151153 Выделение предложения из текста. Работа с текстами. Выделять предложения из текста, определяя их границы. Деление текста на предложения. Работа с текстами. Выделять предложения из текста, определяя их границы. Завершение начатого предложения. Выполнять задания творческого характера: завешать предложения по смыслу. Порядок слов в предложении. Работать с деформированными предложениями. Связь слов в предложении. 154155 Вопросительные предложения. Составлять предложения, связывая слова между собой по смыслу, изменяя их форму по вопросам. Распознавать вопросительные предложения по интонации. Составлять вопросительные предложения и выделять их в тексте; расставлять знаки препинания в конце предложения. 156- Восклицательные предложения. Распознавать восклицательные предложения по интонации. Составлять восклицательные предложения и выделять их в тексте; расставлять знаки препинания в конце предложения. 157 158159 Разные по интонации предложения. 160 Проверочная работа № 9. Распознавать и выделять из текста повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Читать выразительно и расставлять знаки препинания в конце предложения. Писать под диктовку, списывать небольшие тексты, выполнять задания на выученные орфограммы. Повторение (10 часов). 161162 Правописание гласных и согласных в слове. 163164 Название предметов, действий, признаков. 165167 Предложение. 168 Итоговая контрольная работа. 169 170 Работа над ошибками. Обобщение изученного за год Различать гласные и согласные в слове. Писать слова на изученные орфограммы: проверяемые и непроверяемые гласные в слове, парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Выделять в предложениях главные члены предложения, признаки предметов по вопросам. Распознавать предложения разные по интонации. Определять границы предложений, ставить нужные знаки препинания по интонации. Писать под диктовку, списывать небольшие тексты, выполнять задания на выученные орфограммы. Находить ошибки в словах, применять правила правописания.