16 РП (УО) Сельхоз.труд 8 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
__________ Гринева Л.И.
Приказ №164 от «27» августа 2021 года.

Адаптированная
общеобразовательная программа
по профилю «Сельскохозяйственный труд»
на 2021 – 2022 учебный год
для обучающихся 8 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Составитель: учитель технологии
Сафронова О.А.
МКОУ «Кузнецовская СОШ»

п. Кузнецовский, 2021г

Содержание

1.

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи программы

5

1.3. Содержание программы

6

Учебный (тематический) план

6

Содержание учебного (тематического) плана

36

1.4. Планируемые результаты

2.

Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы

41

46

2.1. Условия реализации программы

46

2.2. Формы аттестации

49

2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы

50

Аннотация

52

Список литературы

54

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Рабочая программа по трудовому обучению (профиль «Сельскохозяйственный труд») для учащихся 8 класса
составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».
Данная рабочая программа по сельскохозяйственному труду отвечает требованиям государственных стандартов по
формированию знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Трудовое обучение, как учебный предмет, является одним из ведущих в системе подготовки школьников с
ограниченными возможностями здоровья, так как от его усвоения во многом зависит формирование социального опыта
и поведения учащихся с ОВЗ, практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду. Практическая и
коррекционная направленность обучения предмету обусловливает его специфику: все получаемые учащимися знания,
являются практически значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной
адаптации и реабилитации.
Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в
коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах. Её цель – допрофессиональная подготовка учащихся
коррекционных школ VIII вида.
Программа составлена с учётом психофизических возможностей учащихся, учтены принципы последовательности
и преемственности обучения, местные почвенно-климатические условия, а также сезонность полевых работ.
Обязательным этапом проведения практических занятий является инструктаж по технике безопасности. Для
проверки и закрепления умений и навыков в конце каждой четверти проводятся уроки практического повторения и
самостоятельная работа.

Актуальность программы.В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества
школьников с ОВЗ: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль,
чувство коллективизма. При обучении сельскохозяйственному труду развивается мышление и мелкая моторика,
способность к пространственному анализу, речь, внимание, память.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках ознакомления с окружающим миром,
биологии, математике, геометрии. Большое внимание уделяется технике безопасности, производственной санитарии и
личной гигиене.
В процессе обучения обучающиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой
деятельности знания и умения по сельскохозяйственному труду, на этом материале формируются общетрудовые умения
на уровне, доступном данному контингенту обучающихся. Вместе с тем предлагаемый учебный материал может
служить базой для последующего овладения профессиями селькохозяйственного производства.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Сельскохозяйственный труд» предназначена для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса общеобразовательной организации.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Сельскохозяйственный труд» - 1 учебный год.Предмет
соответствует федеральному компоненту стандарта образования на реализацию которого отводится 8 часов в неделю
(34 учеб.недели).

1.2. Цель и задачи программы
Цель- направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, углубление и конкретизация
знаний о значении, классификации основных овощных, цветочных, плодово – ягодных культур, формирование знаний и
умений по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений, развитие умений по распознаванию и определению
выращиваемых культур.
Задачи:
 Развитие мыслительных операций, познавательной деятельности в целом, коррекция речи и мышления.
 Формирование навыков самоконтроля.
 Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире.
 Формирование положительных личностных качеств учеников (трудолюбия, настойчивости, умения работать в
коллективе и т. д.);
 Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на
производстве.
 Воспитание уважения к рабочему человеку.

1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
(272 часа)

Дата

Раздел. Тема урока

Часы

Содержание
урока

Введение

Всего

Теория

Практика

2

2

-

1

Вводное занятие. Оценка результатов
обучения в 6 классе и задачи обучения
на 8 класс.

1

1

-

Анализ результатов обучения за
7класс. Задачи обучения в
предстоящем учебном году.

2

Техника безопасности. Спецодежда.

1

1

-

Охрана труда. Спецодежда.

Растениеводство. Уборка урожая.

19

10

9

3

Уборка семенников укропа.

1

1

-

Признаки созревания и правила
уборки семенников укропа.

4

Сроки и способы уборки семенников
укропа.

1

-

1

Признаки созревания и правила
уборки семенников укропа.

5

Обмолот и очистка семян укропа.

1

1

-

Способы очистки семян укропа.

6

Уборка семенников редиса.

1

1

-

Признаки созревания и правила
уборки семенников редиса.

7

Подготовка к уборке семенников
редиса.

1

-

1

Значение своевременной уборки
семенников редиса.

8

Обмолот и очистка семян редиса.

1

1

-

Способы очистки семян редиса.

9

Хранение семян.

1

1

-

Значение в просушке и сортировке
семян.

10

Уборка капусты ранних и средних
сортов.

1

1

-

Сроки уборки капусты ранних и
средних сортов.

11

Уборка капусты поздних сортов и учет
урожая.

1

1

-

Признаки созревания и правила
уборки капусты поздних сортов.
Способы учёта урожая.

12

Простейшая переработка капусты
(квашение).

1

1

-

Способы переработки капусты.

13

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

-

Практическая работа.

14

Контрольная работа №1.

1

1

-

Контрольная работа.

15

Сгребание и удаление скошенной

1

-

1

Уборка скошенной травы.

1

-

1

Уборка скошенной травы.

травы с пришкольного участка.
16

Сгребание и удаление скошенной

травы с пришкольного участка.
17

Сгребание и удаление скошенной

1

-

1

Уборка скошенной травы.

травы с пришкольного участка.
18

Планировка пришкольного участка.

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

19

Планировка пришкольного участка.

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

20

Создание дренажного слоя на

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

пришкольном участке.
21

Создание дренажного слоя на
пришкольном участке.
Посадка малины и смородины

27

13

14

22

Некоторые особенности малины.

1

1

-

Особенности кустарника малины
и уход за ним.

23

Сорта малины.

1

1

-

Разновидности сортов малины и
их особенности.

24

Подготовка почвы под посадку
малины.

1

-

1

Правила подготовки почвы под
посадку малины.

25

Посадка малины.

1

1

-

Особенности посадки малины.

26

Подготовка почвы под посадку
саженцев малины.

1

-

1

Практическая работа.

27

Посадка саженцев малины.

1

-

1

Практическая работа.

28

Весенний уход за молодыми
посадками малины.

1

1

-

Значение и правила весеннего
ухода за молодыми посадками
малины.

29

Некоторые особенности смородины.

1

1

-

Особенности кустарника
смородины и уход за ним.

30

Сорта смородины.

1

1

-

Разновидности сортов смородины
и их особенности.

31

Выращивание посадочного материала
смородины черенками.

1

1

-

Правила выращивания
посадочного материала
смородины черенками.

32

Выращивание посадочного материала
смородины отводками.

1

1

-

Правила выращивания
посадочного материала
смородины отводками.

33

Подготовка почвы под осеннюю
посадку черенков черной смородины.

1

-

1

Практическая работа.

34

Заготовка черенков.

1

-

1

Практическая работа.

35

Посадка черенков и уход за ними.

1

1

-

Правила ухода за черенками.

36

Осенняя подготовка почвы для
посадочного материала красной
смородины.

1

1

-

Правила осенней подготовки
почвы для посадочного материала
красной смородины.

37

Отведение ветвей и уход за отводками
смородины.

1

1

-

Правила отведения ветвей и уход
за ними.

38

Уход за черенками черной смородины
в весеннее время.

1

-

1

Правила ухода за черенками
чёрной смородины в весеннее
время.

39

Посадка смородины.

1

-

1

Практическая работа.

40

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

-

Практическая работа.

41

Контрольная работа № 2.

1

1

-

Контрольная работа.

42

Выравнивание микрорельефа

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

пришкольного участка.
43

Выравнивание микрорельефа
пришкольного участка.

44

Копка водоотводных канав по
периметру пришкольного участка.

45

Копка водоотводных канав по

периметру пришкольного участка.
46

Удаление многолетних сорняков.

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

47

Удаление многолетних сорняков.

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

48

Удаление многолетних сорняков.

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

Осенний уход за плодоносящим

21

11

10

садом
49

Высокорослые и низкорослые
плодовые деревья.

1

1

-

Разновидности высокорослых и
низкорослых плодовых деревьев.

50

Вредители плодовых деревьев

1

1

-

Беседа.

51

Борьба с вредителями сада ранней
осенью.

1

1

-

Способы борьбы с вредителями
ранней осенью.

52

Обработка почвы в плодоносящем
саду осенью.

1

1

-

Значение Обработки почвы в
плодоносящем саду осенью.

53

Внесение удобрений в плодоносящем
саду осенью.

1

1

-

Правила и техника безопасности
при внесение удобрений в
плодоносящем саду осенью.

54

Полив плодоносящих деревьев.

1

1

-

Значение полива плодоносящих

деревьев.
55

Внесение удобрений под
плодоносящие деревья.

1

-

1

Практическая работа.

56

Обработка почвы в приствольных
кругах плодоносящих деревьев.

1

-

1

Практическая работа.

57

Правила закладки корнеплодов на
хранение.

1

1

-

Значение в просушке и сортировке
корнеплодов.

58

Уход за плодоносящим садом поздней
осенью: борьба с вредителями сада.

1

-

1

Значение ухода за плодоносящим
садом осенью.

59

Побелка штамбов и ветвей.

1

1

-

Плодовые деревья и уход за ними.

60

Санитарная обрезка плодовых
деревьев.

1

1

-

В чем заключается уход за
плодовыми деревьями.

61

Борьба с вредителями сада поздней
осенью.

1

-

1

Практическая работа.

62

Побелка штамбов плодовых деревьев.

1

-

1

Практическая работа.

63

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

-

Практическая работа.

64

Контрольная работа № 3.

1

1

-

Контрольная работа.

65

Уборка растительных остатков с
пришкольных клумб.

1

-

1

Практическая работа.

66

Обработка почвы в приствольных
кругах деревьев.

1

-

1

Практическая работа.

67

Подготовка к зимовке многолетников
на пришкольных клумбах.

1

-

1

Практическая работа.

68

Санитарная обрезка кустарников.

1

-

1

Практическая работа.

69

Санитарная обрезка деревьев.

1

-

1

Практическая работа.

Защищенный грунт

15

9

6

70

Вводный инструктаж. Защищенный
грунт и его значение.

1

1

-

Значение защищённого грунта.

71

Утепленный грунт.

1

1

-

Особенности утеплённого грунта.

72

Парники и их виды.

1

1

-

Особенности парника и его
разновидности.

73

Зимние теплицы.

1

1

-

Особенности зимних теплиц.

74

Весенние пленочные теплицы.

1

1

-

Особенности весенних пленочных
теплиц.

75

Весенние теплицы со стеклянным
покрытием.

1

1

-

Особенности весенних теплиц со
стеклянным покрытием.

76

Весенние работы в парниках и
теплицах.

1

1

-

Значение весенних работ в
парниках и теплицах.

77

Подготовка почвенной смеси для
стеллажной теплицы и закладка его на
стеллажи.

1

-

1

Практическая работа.

78

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

-

Практическая работа.

79

Контрольная работа № 4.

1

1

-

Контрольная работа.

80

Расчет количества почвенной смеси,
необходимой для выращивания
рассады.

1

-

1

Практическая работа.

81

Заготовка дерновой земли для
почвенной смеси.

1

-

1

Практическая работа.

82

Заготовка перегноя для почвенной
смеси.

1

-

1

Практическая работа.

83

Приготовление почвенной смеси.

1

-

1

Практическая работа.

84

Подготовка контейнеров для
выращивания рассады.

1

-

1

Практическая работа.

Салат кочанный

23

10

13

85

Строение и некоторые особенности
растения.

1

1

-

Внешний вид и особенности
салата кочанного.

86

Значение салата кочанного.

1

1

-

Внешний вид и особенности
салата кочанного.

87

Сорта салата кочанного.

1

1

-

Внешний вид и особенности

салата кочанного. Сорта.
88

Выращивание салата кочанного

1

1

-

кочанного.

посевом семян в грунт.
89

Рассадный способ выращивания салата 1

1

-

Посев семян кочанного салата в

1

1

-

Пикировка сеянцев салата кочанного в

1

1

-

Выращивание рассада кочанного

1

-

1

Содержание свиней в коллективных

Особенности ухода за сеянцами
салата кочанного.

салата в питательных кубиках.
93

Особенности ухода за сеянцами
салата кочанного.

теплицу, уход и уборка.
92

Способы выращивания салата
кочанного.

теплице.
91

Способы выращивания салата
кочанного.

кочанного.
90

Способы выращивания салата

1

1

-

хозяйствах.

Условия содержания и разведение
свиней в коллективных
хозяйствах.

94

Подготовка к выращиванию рассады
кочанного салата в стеллажной

1

-

1

Практическая работа.

теплице.
95

Посев семян кочанного салата в

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

стеллажной теплице.
96

Подготовка тепличного грунта и
пикировка сеянцев салата в теплицу.

97

Уход за кочанным салатом и уборка в
стеллажной теплице.

98

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

-

Практическая работа.

99

Контрольная работа № 5.

1

1

-

Контрольная работа.

100

Расчет количества посевных ящиков

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

для рассады салата кочанного.
101

Расчет количества необходимой
почвенной смеси для выращивания
рассады салата кочанного

102

Расчет количества торфа для
приготовления почвенной смеси

103

Расчет количества перегноя для

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

приготовления почвенной смеси.
104

Расчет количества дерновой земли для
приготовления почвенной смеси.

105

Приготовление почвенной смеси.

1

-

1

Практическая работа.

106

Посев семян салата кочанного в

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

посевные ящики для получения
рассады.
107

Полив и прореживание всходов
кочанного салата.
Томат

108

Строение томата

30
1

15
1

15
-

Внешний вид и особенности
томата.

109

Некоторые особенности томата.

1

1

-

Внешний вид и особенности
томата.

110

Значение томата.

1

1

-

Внешний вид и особенности

томата.
111

1

1

-

Виды томата по назначению.

Сорта и гибриды томата для открытого 1

1

-

Виды томата по назначению.

Виды томата по назначению:
универсальные, для потребления в
свежем виде, для переработки.

112

Сорта.

грунта.
113

Сорта и гибриды томата для

1

1

-

Сорта.

защищенного грунта.
114

Значение и виды откорма свиней.

Виды томата по назначению.

1

1

-

Виды и группы кормов для
свиней. Их характеристики.

115

Выращивание рассады томата.

1

1

-

Способы и правила выращивания
томата.

116

Пикировка сеянцев томата.

1

1

-

Правила пикировки сеянцев
томата.

117

Подготовка к выращиванию рассады

1

-

1

Практическая работа.

томата.
118

Подготовка семян томата к посеву и

1

-

1

Практическая работа.

посев семян.
119

Уход за рассадой томата.

1

-

1

Практическая работа.

120

Подготовка почвы для выращивания

1

1

-

Правила подготовки почвы для

томата в открытом грунте.

выращивания томата в открытом
грунте.

121

Высадка рассады томата в открытый

1

1

-

Правила высадки рассады томата
в открытый грунт.

грунт
122

Уход за рассадой томата в открытом
грунте.

1

1

-

Правила ухода за рассадой томата
в открытом грунте.

123

Разметка мест для посадки рассады
томата в открытый грунт.

1

-

1

Практическая работа.

124

Выращивание томата безрассадным
способом.

1

1

-

Требования к выращиванию
томата безрассадным способом.

125

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

-

Практическая работа.

126

Контрольная работа № 6.

1

1

-

Контрольная работа.

127

Расчет количества посевных ящиков

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

для рассады томата.
128

Расчет количества необходимой
почвенной смеси для выращивания
рассады томата.

129

Расчет количества торфа ля
приготовления почвенной смеси.

130

Расчет количества перегноя для
приготовления почвенной смеси.

131

Расчет количества дерновой земли для
приготовления почвенной смеси.

132

Приготовление почвенной смеси.

1

-

1

Практическая работа.

133

Приготовление раствора минеральных

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

удобрений для полива.
134

Подготовка семян к посеву: отделение
тяжелых семян от легких
неполноценных семян.

135

Обеззараживание семян с помощью

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

марганцовокислого калия.
136

Посев семян томата в посевные ящики
для получения рассады.

137

Полив всходов.
Огурец

138

Вводный инструктаж. Строение

21
1

8
1

13
-

огурца.

растения.
139

Некоторые особенности огурца.

Внешний вид и особенности

1

1

-

Внешний вид и особенности
огурца.

140

Сорта и гибриды огурца для открытого 1

1

-

огурца. Сорта.

грунта.
141

Подготовка почвы для выращивания
огурца в открытом грунте.

Внешний вид и особенности

1

1

-

Правила подготовки почвы для
выращивания огурца в открытом
грунте.

142

Посев семян огурца в открытый грунт.

1

1

-

Правила посева огурца в
открытый грунт.

143

Уход за растениями при выращивании

1

1

-

Правила ухода за рассадой огурца
в открытом грунте.

огурца в открытом грунте.
144

Подготовка почвы под посев огурца.

1

-

1

Практическая работа.

145

Подготовка семян и посев семян

1

-

1

Практическая работа.

огурца в открытый грунт.
146

Первоначальный уход за растениями.

1

-

1

Практическая работа.

147

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

-

Практическая работа.

148

Контрольная работа № 7.

1

1

-

Контрольная работа.

149

Расчет нормы внесения навоза под

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

осеннюю вспашку (перекопку)
участка, на котором будут
выращиваться огурцы.
150

Расчет минеральных удобрений

необходимых для основного внесения
при выращивании огурца в открытом
грунте.
151

Подготовка семян к посеву: отделение

1

-

1

Практическая работа.

тяжелых семян от легких
неполноценных семян.
152

Определение всхожести семян огурца.

1

-

1

Практическая работа.

153

Обеззараживание семян с помощью

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

марганцовокислого калия.
154

Расчет количества посевных ящиков
для рассады.

155

Расчет количества составных частей
для приготовления почвенной смеси.

156

Приготовление почвенной смеси.

1

-

1

Практическая работа.

157

Посев семян огурца в посевные ящики

1

-

1

Практическая работа.

для получения рассады.

158

Полив всходов и уход за ними.

1

Посадка плодовых деревьев
159

Выбор места под сад.

15

1

8
1

Практическая работа.

1
7
-

Значение места для плодового
сада.

160

Подбор пород и сортов плодовых

1

1

-

деревьев.

деревьев.
161

Размещение плодовых деревьев саду.

Особенности и виды плодовых

1

1

-

Правила размещения плодовых
деревьев в саду.

162

Подготовка к посадке плодовых

1

1

-

деревьев.

деревьев.
163

Разбивка сада и разметка мест для

Правила посадки плодовых

1

-

1

Практическая работа.

саженцев.
164

Подготовка посадочных ям.

1

-

1

Практическая работа.

165

Хранение саженцев плодовых

1

1

-

Способы хранения саженцев

деревьев.

плодовых деревьев.

166

Посадка плодовых деревьев.

1

1

Правила посадки плодовых

-

деревьев.
167

Прикопка саженцев плодовых деревьев 1

-

1

Практическая работа.

на зимнее хранение.
168

Подготовка почвенной смеси для
посадки саженцев плодовых деревьев.

1

-

1

Практическая работа.

169

Посадка саженцев плодовых деревьев.

1

-

1

Практическая работа.

170

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

-

Практическая работа.

171

Контрольная работа № 8.

1

1

-

Контрольная работа.

172

Уход за плодовыми деревьями зимой.

1

-

1

Практическая работа.

173

Снегозадержание.

1

-

1

Практическая работа.

Животноводство. Вводное занятие.

2

2

-

174

Отрасли животноводства.

1

1

-

Отрасли животноводства.

175

ТБ при работе на животноводческих
фермах.

1

1

-

Правила техники безопасности
при работе на животноводческой
ферме.

Молочная ферма.
176

Значение и группы КРС.

13
1

13
1

-

Значение, строение и некоторые
особенности КРС.

177

Внешний вид животных и их

1

1

-

особенности КРС.

особенности.
178

Породы КРС.

Строение и некоторые

1

1

-

Строение и некоторые
особенности КРС. Породы.

179

Содержание коров и телят на

1

1

-

телят на молочной ферме.

молочной ферме.
180

181

Крупная молочная ферма с частичной

1

1

-

Характеристика молочной

механизацией производственных

фермы с частичной механизацией

процессов.

производственных процессов.

Устройство и оборудование коровника

1

1

-

Устройство и оборудование коровника
для безпривязного содержания коров.

Строение, устройство и
оборудование коровника.

для привязного содержания коров.
182

Способы содержания коров и

1

1

-

Строение, устройство и

оборудование коровника.
183

Содержание телят на крупной

1

1

Особенности содержания телят на

-

крупной молочной ферме.

молочной ферме.
184

Содержание коров и телят на

1

1

Особенности содержания коров и

-

небольшой молочной ферме и в

телят на небольшой молочной

приусадебном хозяйстве.

ферме и в приусадебном
хозяйстве.

185

Уход за коровами в стойловый период.

1

1

-

Особенности ухода за коровами в
стойловый период.

186

Правила безопасной работы при уходе
за КРС.

1

1

-

Техника безопасности при уходе
за КРС.

187

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

-

Практическая работа.

188

Контрольная работа № 9.

1

1

-

Контрольная работа.

Корма и кормление коров
189

Виды кормов.

35
1

25
1

10
-

Характеристика видов кормов.

190

Зеленые корма.

1

1

-

Характеристика зелёного корма.

191

Грубые корма.

1

1

-

Характеристика грубого корма.

192

Сочные корма.

1

1

-

Характеристика сочных кормов.

193

Концентрированные корма.

1

1

-

Характеристика
концентрированных кормов.

194

Корма животного происхождения.

1

1

-

Характеристика кормов
животного происхождения.

195

Витаминные, минеральные и
комбинированные подкормки.

1

1

-

Характеристика витаминных,
минеральных и комбинированных
подкормок.

196

Комбинированные корма.

1

1

-

Характеристика
комбинированных кормов.

197

Состав кормов.

1

1

-

Состав кормов.

198

Обнаружение крахмала в картофеле и
сахара в свекле.

1

-

1

Практическая работа.

199

Обнаружение крахмала и
растительного белка в зерновых
кормах.

1

-

1

Практическая работа.

200

Подготовка кормов к скармливанию.

1

1

-

Группы кормов и их подготовка к

скармливанию.
201

Способы подготовки грубых кормов.

1

1

-

Группы кормов и их подготовка к
скармливанию.

202

Дрожжевание и кальцинирование
кормов.

1

1

-

Группы кормов и их подготовка к
скармливанию.

203

Подготовка сочных кормов.

1

1

-

Группы кормов и их подготовка к
скармливанию.

204

Подготовка концентрированных
кормов.

1

1

-

Группы кормов и их подготовка к
скармливанию.

205

Подготовка кормов к скармливанию
коровам.

1

-

1

Практическая работа.

206

Понятие о правильном кормлении
животных, питательности кормов и
кормовой единице.

1

1

-

Значение правильного кормления
животных, питательности кормов
и кормовой единице.

207

Нормы кормления.

1

1

-

Нормы кормления.

208

Рационы кормления.

1

1

-

Рационы кормления.

209

Нормы кормления сухостойных коров.

1

1

-

Нормы кормления.

210

Рационы кормления сухостойных
коров.

1

1

-

Рационы кормления.

211

Определение живой массы коровы.

1

1

-

Правила определения живой
массы коровы.

212

Нормы кормления дойных коров.

1

1

-

Нормы кормления дойных коров

213

Рационы кормления дойных коров

1

1

-

Правила подготовки рациона
кормления дойных коров.

214

Режим кормления коров в стойловый
период.

1

1

-

Значение режима кормления
коров в стойловый период.

215

Определение живой массы коровы.

1

-

1

Практическая работа.

216

Дневное кормление сухостойных
коров.

1

-

1

Практическая работа.

217

Вечернее кормление сухостойных
коров.

1

-

1

Практическая работа.

218

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

-

Практическая работа.

219

Контрольная работа № 10.

1

1

-

Контрольная работа.

220

Подготовка кормов в сухостойный
период к скармливанию.

1

-

1

Практическая работа.

221

Кормление коров в сухостойный
период грубыми кормами.

1

-

1

Практическая работа.

222

Кормление коров в сухостойный

1

-

1

Практическая работа.

период сочными кормами.
223

1
Кормление коров в сухостойный
период концентрированными кормами.
Ручное доение коров и учет молока

27

Практическая работа.

1
23

4

224

Вводный инструктаж. Понятие
производственной санитарии.

1

1

-

Значение и правила
производственной санитарии.

225

Поддержание чистоты в коровниках.

1

1

-

Значение и правила поддержания
чистоты в коровниках.

226

Предупреждение распространения
инфекционных заболеваний.

1

1

-

Требования для предупреждения
распространения инфекционных
заболеваний.

227

Предупреждение расстройства
пищеварения и отравления животных.

1

1

-

Требования для предупреждения
распространения расстройств
пищеварения и отравления
животных.

228

Личная гигиена доярки (дояра).

1

1

-

Значение и правила поддержания
личной гигиены доярки (дояра).

229

Правила личной гигиены.

1

1

-

Значение и правила личной
гигиены.

230

Строение вымени коровы.

1

1

-

Строение вымени коровы.

231

Образование и отдача молока.

1

1

-

Строение вымени и отдача
молока.

232

Ручное доение коров.

1

1

-

Правила ручного доения коров.

233

Подготовка к ручному доению коров.

1

1

-

Требования и правила по
подготовке к ручному доению
коров.

234

Техника доения.

1

1

-

Требования к техникам доения
коров.

235

Молочная посуда.

1

1

-

Условия подготовки молочной
посуды.

236

Учет молока на ферме.

1

1

-

Способы учёта молока на ферме.

237

Подготовка к ручному доению коровы. 1

-

1

Практическая работа.

238

Массаж вымени.

1

-

1

Практическая работа.

239

Ручное доение коровы.

1

-

1

Практическая работа.

240

Первичная обработка молока. Очистка. 1

1

-

Условия первичной обработки
молока.

241

Охлаждение молока.

1

-

Значение и способы охлаждения
молока.

1

242

Хранение молока.

1

1

-

Правила и способы хранения
молока.

243

Уход за молочной посудой.

1

1

-

Способы и требования по уходу за
молочной посудой.

244

Первичная обработка молока.

1

-

1

Практическая работа.

245

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

-

Практическая работа.

246

Контрольная работа № 11.

1

1

-

Контрольная работа.

247

Подготовка кровы к машинному
доению.

1

1

-

Правила подготовки коровы к
машинному доению.

248

Подготовка доильного аппарата.

1

1

-

Строение и характеристика
доильного аппарата.

249

Машинное доение коров.

1

1

-

Правила машинного доения коров.

250

Подготовка к ручному доению коров.

1

1

-

Требования и правила по
подготовке к ручному доению
коров.

Отработка практических навыков
251

Подготовка почвы под посадку
многолетников лука.

22
1

-

22
1

Практическая работа.

252

Посадка многолетников лука.

1

-

1

Практическая работа.

253

Подготовка почвы под посадку ранней
рассады капусты.

1

-

1

Практическая работа.

254

Посадка рассады ранней капусты.

1

-

1

Практическая работа.

255

Подготовка почвы под посадку
клубней картофеля.

1

-

1

Практическая работа.

256

Подготовка почвы под посадку
клубней картофеля.

1

-

1

Практическая работа.

257

Посадка клубней картофеля.

1

-

1

Практическая работа.

258

Посадка клубней картофеля.

1

-

1

Практическая работа.

259

Подготовка почвы под посев цветов на
пришкольных клумбах.

1

-

1

Практическая работа.

260

Посев цветов на пришкольных
клумбах.

1

-

1

Практическая работа.

261

Подготовка почвы под посадку лука.

1

-

1

Практическая работа.

262

Посадка лука.

1

-

1

Практическая работа.

263

Подготовка почвы под посев зеленных
культур.

1

-

1

Практическая работа.

264

Посев зеленных культур.

1

-

1

Практическая работа.

265

Подготовка почвы под посев гороха и
фасоли.

1

-

1

Практическая работа.

266

Посев гороха и фасоли.

1

-

1

Практическая работа.

267

Подготовка почвы под посадку
рассады средней капусты.

1

-

1

Практическая работа.

268

Посадка рассады капусты.

1

-

1

Практическая работа.

269

Подготовка почвы под посадку
рассады томатов.

1

-

1

Практическая работа.

270

Подготовка почвы под посадку
рассады томатов.

1

-

1

Практическая работа.

271

Посадка рассады ранних томатов.

1

-

1

Практическая работа.

272

Борьба с сорняками на пришкольном
участке.

1

-

1

Практическая работа.

Содержание учебного (тематического) плана
Введение (2 часа)
Вводное занятие. Оценка результатов обучения в 6 классе и задачи обучения на 8 класс. Техника безопасности.
Спецодежда.
Растениеводство. Уборка урожая (19 часов)
Уборка семенников редиса и укропа. Сроки уборки семенников. Дозревание семян. Условия их хранения. Срезка
засохших стеблей редиса и укропа под корень. Подвешивание пучков стеблей в проветриваемом помещении. Обмолот и
очистка семян зимой.
Посадка малины и смородины (27 часов)
Малина и смородина. Продолжительность жизни и урожайность ягодного кустарника. Влияние плодородия почвы
и погоды на урожай ягод. Размножение смородины отводками и черенками. Размножение малины корневыми
отпрысками. Выращивание посадочного материала смородины из черенков. Сроки заготовки черенков. Сроки и способы
посадки малины и смородины.Подготовка почвы под посадку малины (вскапывание почвы, внесение удобрений).
Разметка линий рядов. Выкапывание канавки по линии ряда. Выкапывание корневых отпрысков малины на старых
посадках или подвоз сортовых, заранее купленных. Установка стеблей в канавку, расправка корней, засыпка почвой,
уплотнение. Подготовка почвы под посадку черенков смородины (внесение перегноя или компоста, глубокое
вскапывание почвы).
Осенний уход за плодоносящим садом (21 час)
Высокорослые и карликовые плодовые деревья: виды, их распространение в местных условиях. Понятие о
приствольном круге плодового дерева. Осенние меры борьбы с вредителями плодового сада. Правила перекопки

приствольного круга и внесение в него удобрения.Вырезка сухих ветвей. Удаление отмершей коры, сбор её на
подстилку, сжигание. Сбор зимних гнезд вредителей. Выкопка канавки по периметру приствольного круга, внесение
минеральных удобрений в нее по норме. Перекопка приствольных кругов у плодовых деревьев с радиальным
направлением борозд. Осенний влагозарядковый полив плодового сада (по необходимости).
Защищенный грунт

(15 часов)

Теплица. Значение парника и теплицы в овощеводстве. Устройство и обогрев теплицы весенней и зимней.
Регуляция температуры в теплице. Тепличные грунты. Теплицы стеллажные и грунтовые. Весенние работы в парнике и
теплице. Подготовка весенней теплицы к работе. Заполнение стеллажей земляной смесью, полив теплой водой.
Салат кочанный (23 часа)
Возможность получения ранней витаминной продукции. Сроки посева семян салата для получения рассады.
Условия выращивания салата кочанного. Способы посадки рассады салата. Уход за рассадой в ящике и за растениями в
теплице. Сроки уборки урожая. Подготовка ящиков к посеву. Посев семян салата. Уход за всходами. Подготовка
стеллажей теплицы к посадке рассады. Выравнивание грунта, полив. Разметка посадочных рядков. Посадка рассады
(полив ящиков с растениями, выборка рассады и посадка в лунки по разметке). Полив. Дальнейший уход за растениями.
Уборка урожая (в конце мая)
Томат (30 часов)
Строение и биологические особенности растения томата. Сорта томатов (для открытого грунта, для весенней и
зимней теплиц). Необходимость рассады для выращивания растений томата как в открытом, так и в защищенном грунте.
Расчет сроков посева семян томата для высадки рассады в открытый грунт. Расчет количества корней рассады для
посадки на запланированном участке. Расчет количества посевных ящиков для посева семян томата. Сроки посева семян

в ящики. Заполнение посевных ящиков земляной смесью. Посев семян томата, полив. Уход за всходами (полив,
установка на светлое место). Подготовка стеллажа теплицы для пикировки рассады. Пикировка рассады томата на
стеллажах теплицы. Систематический полив и проветривание теплицы.
Огурец (21 час)
Строение растения огурца. Условия произрастания растений огурца. Сорта огурцов для открытого грунта,
распространенные в местных условиях. Сорта для потребления в свежем виде и для заготовки на зиму. Сроки посева
семян огурца в открытый грунт. Способы посева (ширина междурядий и расстояния в рядках). Выращивание огурца на
утепленных гребнях и грядках. Подготовка почвы (вспашка участка, разметка линий посева). Углубление посевных
борозд, внесение в них перегноя. Намачивание семян. Посев семян (раскладка в посевные борозды, заделка).
Прореживание всходов. Поливы и подкормки. Подготовка утепленных гребней и гряд (выкопка канавок для
однострочной и двустрочной посадки, закладка в канавки навоза, сухой соломы или зеленой травы, насыпка перегноя,
смешанного с почвой, выравнивание поверхности). Посев семян огурца, полив. Уход за растениями.
Посадка плодовых деревьев (15 часов)
Высокорослые и карликовые плодовые деревья. Ширина междурядий и расстояние в ряду между деревьями с
большим объемом кроны, с кроной средних размеров и карликовыми. Способы разметки для посадки плодовых
деревьев. Размеры посадочных ям. Правила выкопки посадочных ям. Внесение удобрений. Подготовка саженцев к
посадке. Инструменты и приспособления для посадки саженцев. Правила безопасного обращения с ними.Разметка
посадочных ям. Выкопка посадочных ям. Заполнение посадочной ямы смесью верхнего слоя почвы с органическими
удобрениями. Установка кола к середине посадочной ямы. Установка саженца на холмик, расправление корней, засыпка
почвой посадочной ямы, уплотнение почвы вокруг саженца ногами, полив. Подвязка саженца к колу.

Животноводство. Вводное занятие (2 часа)
Отрасли животноводства. ТБ при работе на животноводческих фермах.
Молочная ферма (13 часов)
Коровник как основное помещение молочно-товарной фермы. Оборудование коровника на школьной ферме.
Ознакомление с оборудованием коровника в ближайшем коллективном или фермерском хозяйстве, а также в
крестьянском подсобном хозяйстве. Способы удаления навоза, поение животных и раздача кормов. Телятник, моечное и
молочное отделения, машинное отделение, помещение для приготовления кормов, навозохранилище, силосные башни,
траншеи, площадки для хранения грубых кормов в коллективном хозяйстве. Постройки и сооружения для содержания
коров в индивидуальных и фермерских хозяйствах. Оборудование коровника на школьной ферме. Экскурсия на
ближайшее коллективное, фермерское или подсобное крестьянское хозяйство. Виды крупного рогатого скота (коровы,
быки- производители, молодняк разного возраста). Внешнее строение коровы и некоторые особенности КРС. Породы
КРС. Содержание коров и телят на молочной ферме. Крупная молочная ферма с частичной механизацией
производственных процессов. Содержание коров и телят на крупной молочной ферме, на небольшой молочной ферме и
в приусадебном хозяйстве. Уход за коровами в стойловый период.
Корма и кормление коров (35 часов)
Корма для коровы. Виды и характеристика кормов для коровы (грубые, сочные, концентрированные, зерновой,
отходы технических производств, комбикорма). Кормление сухостойной и дойной коров зимой.Дойный и сухостойный
периоды в жизни коровы. Сухостой (запуск) коровы. Нормы и рационы кормления дойных и сухостойных коров.
Особенности кормления коровы, находящейся в сухостое, новотельные коровы. Очередность раздачи кормов. Рационы
кормления коров на школьной ферме и в других животноводческиххозяйствах.Распределение суточной нормы на

разовые согласно принятой рациону. Определение количества корма на группу коров, исходя из разовой нормы на одну
голову. Раздача кормов на глаз, исходя из разовой нормы.
Ручное доение коров и учет молока (27 часов)
Строение вымени коровы. Формы сосков. Режим доения. Правила ручного доения. Додаивание и массаж вымени.
Скорость доения. Посуда для молока. Подготовка коровы к доению понятие о припуске молока. Значение полного
выдаивания коровы. Приспособления для учета надоя молока. Подготовка молочной посуды. Подготовка к доению.
Подготовка коровы к доению. Доение кулаком. Массаж вымени, додаивание. Измерение молока молокомером.
Первичная обработка молока и уход за молочной посудой. Приспособления для процеживания и охлаждения
молока. Моющие средства для ухода за молочной посудой. Правила мойки и сушки молочной посуды. Процеживание
молока. Охлаждение молока. Уход за молочной посудой (мытье – теплой водой, ополаскивание – холодной). Просушка
молочной посуды.
Отработка практических навыков (22 часа)
Подготовка почвы под посадку многолетников лука. Посадка многолетников лука. Подготовка почвы под посадку
ранней рассады капусты. Посадка рассады ранней капусты. Подготовка почвы под посадку клубней картофеля.
Подготовка почвы под посадку клубней картофеля. Посадка клубней картофеля. Посадка клубней картофеля.
Подготовка почвы под посев цветов на пришкольных клумбах. Посев цветов на пришкольных клумбах. Подготовка
почвы под посадку лука. Посадка лука. Подготовка почвы под посев зеленных культур. Посев зеленных культур.
Подготовка почвы под посев гороха и фасоли. Посев гороха и фасоли. Подготовка почвы под посадку рассады средней
капусты. Посадка рассады капусты. Подготовка почвы под посадку рассады томатов. Подготовка почвы под посадку
рассады томатов. Посадка рассады ранних томатов. Борьба с сорняками на пришкольном участке.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Сельскохозяйственный труд» в 8 классе, для учащихся с умственной отсталостью
1.2.

(интеллектуальными нарушениями)

В результате освоения у обучающихся, воспитанников с ОВЗ предполагается формирование учебных действий,
позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты:
 осознание себя как гражданина России;
 формирование чувства гордости за свою Родину;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
 овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;

 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе
на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;


формирование готовности к самостоятельной жизни.
Метапредметные результаты:

 самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию изделий, получению готовой с/х
продукции;


выбор для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии);

 согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
 объективное оценивание вклада своей трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
 соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
 соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности.
Личностные результаты:
 осознание себя как гражданина России;
 формирование чувства гордости за свою Родину;

 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
 овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе
на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;


формирование готовности к самостоятельной жизни.

Метапредметные результаты:
 самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию изделий, получению готовой с/х
продукции;


выбор для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии);

 согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
 объективное оценивание вклада своей трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
 соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
 соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности.

Предметные результатами:
 осознание роли техники, сельского хозяйства и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры
труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и
сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
 овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач,
моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов
труда;
 овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения
графической документации;

 формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения
прикладных учебных задач;
 развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации,
оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или
сфере обслуживания;
 формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности
на рынке труда.

2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы
2.1 Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое
образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической деятельности. Очень важно для педагога
иметь знания в различных областях. Иметь навык обеспечения условий для успешной деятельности, позитивной
мотивации, а также самомотивирования обучающихся.

Материально - техническое обеспечение
Техническое обеспечение


ноутбук;



проектор мультимедийный;



акустическая система;



экран;



принтер-сканер.

Оборудование
 грабли – 4 шт.;
 мотыги – 4 шт.;
 лопаты – 4 шт.;
 веерные грабли – 2 шт.;
 лопаты штыковые – 4 шт.;
 лопаты совковые – 4 шт.;
 снегоуборочные лопаты – 4 шт.;
 метла – 4 шт.;
 секатор – 2 шт.;
 ножовки – 2 шт.;
 ведра – 2 шт.
Методическое обеспечение программы.
Организационно-методические материалы для педагога:
 календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год;
 инструкции по охране труда и технике безопасности.

Дидактическое обеспечение курса
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по
каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями. Для
обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать:
 наглядные пособия;
 художественные фотографии, рисунки и иллюстрации;
 наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося);
 электронные презентации и видеофильмы по основным разделам программы;
 плакаты (правила техники безопасности);
 гербарий.

2.2. Формы аттестации
Контроль знаний
Контроль и учёт теоретических знаний обучающихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём
бесед, устного опроса,

заполнения карт формирования навыков и умений; учёт практических навыков и умений

осуществляется путём наблюдения.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся.
Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические и лабораторно-практические
работы, метод проектов. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки
почвы, посева, посадки, ухода за растениями и животными, технологических расчетов. На лабораторно-практических
работах изучаются свойства почвы, удобрений. Учитель в соответствии с имеющимися в школе возможностями
выбирает объекты и темы практических работ для обучающихся, чтобы они как можно полнее представляли изучаемые
агротехнологии. При этом необходимо учитывать посильность объектов труда для обучающихся соответствующего
возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение
конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение обучающихся в поисковую, исследовательскую,
аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами.

2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Федеральный закон от 29.12..2-12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 2,
Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2012 год, под редакцией В.В. Воронковой.
3. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
4. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
5. Конституция Российской Федерации (1993 года).
6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
7. Указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".
8. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,
раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября
2008г. №1662-р).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
г. № 1598).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 г. № 1599).
11. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».

12. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
13. Письмо Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на
образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".
14. Приложение №07-778 от 9 апреля 2014 г. к письму Минобнауки России от 09.04. 2014 г. № НТ-392/07 «Об
итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по
введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».
16. Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему
работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, 2015г.

Аннотация
Рабочая программа по трудовому обучению (профиль «Сельскохозяйственный труд») для учащихся 8 класса
составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».
Данная рабочая программа по сельскохозяйственному труду отвечает требованиям государственных стандартов по
формированию знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Трудовое обучение, как учебный предмет, является одним из ведущих в системе подготовки школьников с
ограниченными возможностями здоровья, так как от его усвоения во многом зависит формирование социального опыта
и поведения учащихся с ОВЗ, практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду. Практическая и
коррекционная направленность обучения предмету обусловливает его специфику: все получаемые учащимися знания,
являются практически значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной
адаптации и реабилитации.
Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в
коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах. Её цель – допрофессиональная подготовка учащихся
коррекционных школ VIII вида.
Актуальность программы.В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества
школьников с ОВЗ: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль,
чувство коллективизма. При обучении сельскохозяйственному труду развивается мышление и мелкая моторика,
способность к пространственному анализу, речь, внимание, память.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках ознакомления с окружающим миром,
биологии, математике, геометрии. Большое внимание уделяется технике безопасности, производственной санитарии и
личной гигиене.

Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Сельскохозяйственный труд» предназначена для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса общеобразовательной организации.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Сельскохозяйственный труд» - 1 учебный год.Предмет
соответствует федеральному компоненту стандарта образования на реализацию которого отводится 8 часов в неделю
(34 учеб.недели).
Цель- направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, углубление и конкретизация
знаний о значении, классификации основных овощных, цветочных, плодово – ягодных культур, формирование знаний и
умений по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений, развитие умений по распознаванию и определению
выращиваемых культур.
Задачи:
 Развитие мыслительных операций, познавательной деятельности в целом, коррекция речи и мышления.
 Формирование навыков самоконтроля.
 Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире.
 Формирование положительных личностных качеств учеников (трудолюбия, настойчивости, умения работать в
коллективе и т. д.);
 Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на
производстве.
 Воспитание уважения к рабочему человеку.
Форма реализации – очная.

Список литературы и электронных ресурсов
1. Ковалёва Е.А. Сельскохозяйственный труд: учеб. Для 8 кл. спец. (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида.
Е.А.Ковалёва.-М.:Просвещение, 2007.-191с.
2. Ковалёва Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе. Пособие для
учителя.- 2е изд. переработанное и дополненное. – М. Просвещение, 1985, - 184с,ил.
3. Коньков В., Пичугина Г. Путешествие на ферму Москва «детская литература» 1989г.
4. Трудовое обучение. С/х работы. Пособие для 5-7 кл. сред. шк. / З. А. Клепинина и др. Москва «Просвещение»
1990.-191с.
5. Журналы «Приусадебное хозяйство». «Издательский дом Сельская новь» Москва.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».