Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ Феденева Д.В.
Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
__________ Гринева Л.И.
Приказ №164 от «27» августа 2021 года.
Адаптированная
общеобразовательная программа
по профилю «Сельскохозяйственный труд»
для обучающихся 7 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Составитель: учитель технологии
Сафронова О.А.
МКОУ «Кузнецовская СОШ»
п. Кузнецовский, 2021г
Содержание
1.
Комплекс основных характеристик программы
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи программы
5
1.3. Содержание программы
6
Учебный (тематический) план
6
Содержание учебного (тематического) плана
33
1.4. Планируемые результаты
2.
Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы
37
42
2.1. Условия реализации программы
42
2.2. Формы аттестации
45
2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы
46
Аннотация
48
Список литературы
50
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка
Рабочая программа по трудовому обучению (профиль «Сельскохозяйственный труд») для учащихся 7 класса
составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».
Данная рабочая программа по сельскохозяйственному труду отвечает требованиям государственных стандартов по
формированию знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Программа содержит необходимый объём сельскохозяйственных знаний и навыков, которые нужны для работы в
коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах. Её цель – допрофессиональная подготовка учащихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа составлена с учётом психофизических возможностей учащихся, учтены принципы последовательности
и преемственности обучения, местные почвенно-климатические условия, а также сезонность полевых работ.
Обязательным этапом проведения практических занятий является инструктаж по технике безопасности. Для
проверки и закрепления умений и навыков в конце каждой четверти проводятся уроки практического повторения и
самостоятельная работа.
Программа 7 класса состоит из тем, раскрывающих особенности уборки корнеплодов, выращивания капусты и
лука, обработки ягодных кустарников. Есть темы, содержащие элементарные теоретические сведения об овощеводстве
на защищённом грунте, о плодоводстве и семеноводстве. На занятиях по животноводству учащиеся знакомятся с
правилами и приёмами ухода за свиньями. Также в программу входят осенние сельскохозяйственные работы: уборка
лука, уборка стеблей с семенами моркови, подготовка парника к зиме, уборка столовых корнеплодов, уход за ягодными
кустарниками. На занятиях по овощеводству учащиеся знакомятся с основными плодовыми деревьями, видами
зеленных овощей, правилами выращивания капусты.
Актуальность программы. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества
школьников с ОВЗ: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль,
чувство коллективизма. При обучении сельскохозяйственному труду развивается мышление и мелкая моторика,
способность к пространственному анализу, речь, внимание, память.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках ознакомления с окружающим миром,
биологии, математике, геометрии. Большое внимание уделяется технике безопасности, производственной санитарии и
личной гигиене.
В процессе обучения обучающиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой
деятельности знания и умения по сельскохозяйственному труду, на этом материале формируются общетрудовые умения
на уровне, доступном данному контингенту обучающихся. Вместе с тем предлагаемый учебный материал может
служить базой для последующего овладения профессиями селькохозяйственного производства.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Сельскохозяйственный труд» предназначена для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класса общеобразовательной организации.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Сельскохозяйственный труд» - 1 учебный год. Предмет
соответствует федеральному компоненту стандарта образования на реализацию которого отводится 7 часов в неделю
(34 учеб. недели).
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, воспитание трудовых навыков и подготовка к
самостоятельной жизни.
Задачи программы:
Формирование навыков работы с сельхоз инструментами.
Овладение безопасными приемами труда и использованием сельскохозяйственного инвентаря.
Формирование знаний, умений по сельскохозяйственному труду.
Развитие мышления, способности к пространственному анализу, мелкой и крупной моторики.
Формирование эстетических представлений, благотворно влияющих на становление личности, способствующих
их социальной адаптации.
Формирование представления о значении трудовой деятельности в жизни человека и общества.
Формирование уважения к труду и творчеству.
Формирование элементарные представления о роли современного производства в жизни человека и общества.
Формирование знаний и умений по организации рабочего места в соответствии с предстоящим видом
деятельности.
Формирование отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к
результатам труда людей.
Формирование дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебнотрудовых заданий.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
(238 часов)
Дата
Раздел. Тема урока
Часы
Содержание
урока
Растениеводство. Вводное занятие
Всего
Теория
Практика
2
2
-
1
Вводное занятие. Оценка результатов
обучения в 6 классе и задачи обучения
на 7 класс.
1
1
-
Анализ результатов обучения за
6класс. Задачи обучения в
предстоящем учебном году.
2
Техника безопасности. Спецодежда.
1
1
-
Охрана труда. Спецодежда.
Уборка лука
8
6
2
3
Признаки созревания семенников лука. 1
1
-
Признаки созревания и правила
уборки лука-репки.
4
Сроки и способы уборки семенного
репчатого лука.
1
1
-
Подготовка к хранению и способы
хранения репчатого лука.
5
Подготовка к хранению и способы
1
1
-
Подготовка к хранению и способы
хранения репчатого лука.
хранения репчатого лука.
6
Сроки и способы уборки лука-севка.
1
1
-
Значение своевременной уборки
лука-севка.
7
Подготовка к хранению и способы
хранения лука-севка.
1
1
-
Значение в просушке и сортировке
лука.
8
Признаки полной просушки луковиц.
1
1
-
Значение в просушке и сортировке
лука.
9
Отбор лука для первоочередного
использования.
1
-
1
Значение в просушке и сортировке
лука.
10
Срезка семенных головок лука и
укладка на просушку.
1
-
1
Значение в просушке и сортировке
лука.
Уборка моркови
4
2
2
11
Признаки созревания и сроки уборки
семенных зонтиков у моркови.
1
1
-
Признаки созревания и правила
уборки семенных зонтиков у
моркови.
12
Уборка семенных зонтиков у моркови.
1
1
-
Навыки правильного определения
признаков созревания и сроков
уборки семенных зонтиков у
моркови.
13
Срезка стеблей моркови у основания.
1
-
1
Правила уборки семенных
зонтиков у моркови.
14
Подвешивание стеблей моркови для
просушки. Дозревание семян.
1
Уборка свёклы
-
4
Правила подвешивания стеблей
моркови для просушки.
Дозревание семян.
1
2
2
15
Признаки созревания и сроки уборки
соплодий свёклы.
1
1
-
Признаки созревания и правила
уборки соплодий свёклы.
16
Правила срезки стеблей свёклы.
1
1
-
Подготовка и правила срезки
стеблей свёклы.
17
Срезка стеблей свёклы у основания.
1
-
1
Подготовка и правила срезки
стеблей свёклы.
18
Подвешивание стеблей свёклы для
просушки. Дозревание семян.
1
-
1
Правила подвешивания стеблей
свёклы для просушки. Дозревание
семян.
Парник
14
12
2
19
Парник, его устройство и значение.
1
1
-
Значение парника для
выращивания растений.
20
Почвенный грунт и его использование
для парника.
1
1
-
Значение почвы для выращивания
растений.
21
Заготовка почвы для теплицы и
парника.
1
1
-
Значение почвы для выращивания
растений.
22
Состав земляной смеси для парников и
теплиц и соотношения частей
земляной смеси.
1
1
-
Из чего состоит почва.
23
Заготовка огородной почвы и укладка
её под навес.
1
-
1
Из чего состоит почва.
24
Размещение нужного количества
почвы под стеллажами теплицы.
1
-
1
Из чего состоит почва.
25
Время заготовки почвенной смеси.
1
1
-
Значение и правила заготовки
почвенной смеси.
26
Хранение составных частей земляной
смеси.
1
1
-
Значение и правила заготовки
почвенной смеси.
27
Правила заготовки и размещения
перегноя под стеллажами теплицы.
1
1
-
Значение и правила заготовки
почвенной смеси.
28
Подготовка парника к зиме.
1
1
-
Правила подготовки парника к
зиме.
29
Значение парника для выращивания
рассады овощных культур.
1
1
-
Значение парника для
выращивания растений.
30
Почвенный грунт в парнике,
1
1
-
Свойства грунта и значение
выемки грунта из парника.
необходимость выемки грунта из
парника.
31
Правила выемки грунта из парника.
1
1
-
Значение грунта и правила
выемки грунта из парника.
32
Техника безопасности при уборке и
подкапывании грунта.
1
1
-
Требования к технике
безопасности при уборке и
подкапывании грунта.
Уборка корнеплодов
25
15
10
33
Уборка столовых корнеплодов и учёт
урожая.
1
1
-
Правила и сроки уборки столовых
корнеплодов.
34
Сроки уборки свёклы.
1
1
-
Правила и сроки уборки свёклы.
35
Правила подкапывания корнеплодов и
обрезки ботвы.
1
1
-
Правила и сроки уборки свёклы.
36
Правила складывания в кучу
корнеплодов.
1
1
-
Правила и сроки уборки свёклы.
37
Подкапывание корнеплодов свёклы и
уборка из рядков.
1
-
1
Правила и сроки уборки свёклы.
38
Складывание в кучу корнеплодов
свёклы, ботвой в одну сторону.
1
-
1
Правила уборки свёклы.
39
Обрезка ботвы у свёклы.
1
-
1
Правила уборки свёклы.
40
Сроки уборки моркови.
1
1
-
Правила и сроки уборки моркови.
41
Правила подкапывания корнеплодов и
обрезки ботвы.
1
1
-
Правила и сроки уборки моркови.
42
Уборка корнеплодов моркови из
рядков.
1
-
1
Правила уборки моркови.
43
Складывание в кучу моркови, ботвой в
одну сторону.
1
-
1
Правила уборки моркови.
44
Обрезка ботвы у моркови.
1
-
1
Правила уборки моркови.
45
Способы учёта урожая и урожайности.
1
1
-
Значение и способы учёта урожая
корнеплодов.
46
Учёт урожая корнеплодов в корзинах и 1
вёдрах.
1
-
Значение и способы учёта урожая
корнеплодов.
47
Определение массы столовых
корнеплодов в одном ведре и в одной
корзине.
1
-
1
Значение и способы учёта урожая
корнеплодов.
48
Подсчёт общей массы урожая и расчёт
урожайности.
1
1
-
Значение и способы учёта урожая
корнеплодов.
49
Правила уборки ботвы.
1
1
-
Значение и правила уборки ботвы
корнеплодов.
50
Уборка ботвы.
1
-
1
Значение и правила уборки ботвы
корнеплодов.
51
Хранение корнеплодов.
1
1
-
Значение в просушке и сортировке
корнеплодов.
52
Правила сортировки корнеплодов.
1
1
-
Значение в просушке и сортировке
корнеплодов.
53
Сортировка и признаки нестандартной
продукции.
1
1
-
Значение в просушке и сортировке
корнеплодов.
54
Сортировка корнеплодов.
1
-
1
Значение в просушке и сортировке
корнеплодов.
55
Хранилище для корнеплодов.
1
1
-
Значение в просушке и сортировке
корнеплодов.
56
Правила закладки корнеплодов на
хранение.
1
1
-
Значение в просушке и сортировке
корнеплодов.
57
Закладка корнеплодов на хранение.
1
-
1
Значение в просушке и сортировке
корнеплодов.
Ягодные кустарники
58
Ягодные кустарники. Вводное занятие. 1
24
19
1
5
-
Ягодные кустарники,
распространенные в местных
климатических условиях.
59
Уход за ягодными кустарниками.
Рыхление и прореживание кустов.
1
1
-
В чем заключается уход за
ягодными кустарниками.
60
Смородина, строение ягодного
кустарника и особенности
плодоношения.
1
1
-
Особенности кустарника
смородины и уход за ним.
61
Виды смородины (чёрная, красная,
золотистая).
1
1
-
Особенности кустарника
смородины и уход за ним.
62
Строение и особенности чёрной
смородины.
1
1
-
Особенности кустарника
смородины и уход за ним.
63
Строение и особенности красной
смородины.
1
1
-
Особенности кустарника
смородины и уход за ним.
64
Болезни и вредители смородины, уход
за ней.
1
1
-
Особенности кустарника
смородины и уход за ним.
65
Правила обрезки засохших ветвей.
1
1
-
Особенности кустарника
смородины и уход за ним.
66
Обрезка засохших ветвей смородины,
удаление их из сада.
1
-
1
Особенности кустарника
смородины и уход за ним.
67
Крыжовник, его строение и
особенности плодоношения.
1
1
-
Особенности кустарника
крыжовника и уход за ним.
68
Болезни и вредители крыжовника,
уход за ним.
1
1
-
Особенности кустарника
крыжовника и уход за ним.
69
Правила безопасной работы при
вскапывании почвы.
1
1
-
Правила вскапывания почвы
вокруг ягодных кустарников.
70
Правила вскапывания почвы вокруг
кустарников.
1
1
-
Правила вскапывания почвы
вокруг ягодных кустарников.
71
Вскапывание почвы вокруг
кустарников.
1
-
1
Правила вскапывания почвы
вокруг ягодных кустарников.
72
Малина, строение кустарника и
особенности плодоношения.
1
1
-
Особенности кустарника малины
и уход за ним.
73
Болезни и вредители малины, уход за
ней.
1
1
-
Особенности кустарника малины
и уход за ним.
74
Обрезка отплодоносивших стеблей
малины и удаление их из сада.
1
-
1
Особенности кустарника малины
и уход за ним.
75
Осенний уход за ягодными
кустарниками.
1
1
-
Значение ухода за уход за
ягодными кустарниками осенью.
76
Правила внесения органических
удобрений под кустарники.
1
1
-
Значение и правила внесения
органических удобрений под
кустарники.
77
Внесение органических удобрений под
кустарники.
1
1
-
Значение и правила внесения
органических удобрений под
кустарники.
78
Внесение органических удобрений под
кустарники.
1
1
-
Значение и правила внесения
органических удобрений под
кустарники.
79
Осенняя перекопка почвы.
1
-
1
Правила осеннего вскапывания
почвы.
80
Осенняя перекопка почвы.
1
-
1
Правила осеннего вскапывания
почвы.
81
Контрольная работа.
1
1
-
Контрольная работа.
Животноводство. Свиньи.
71
69
2
82
Свиноферма. Вводное занятие.
1
1
-
Значение свинофермы.
83
Свинья как домашнее животное.
1
1
-
Внешний вид свиней и их
особенности.
84
Особенности внешнего строения
свиней.
1
1
-
Внешний вид свиней и их
особенности.
85
Условия содержания свиней.
1
1
-
Содержание свиней.
86
Разведение свиней в коллективных и
фермерских хозяйствах.
1
1
-
Условия содержания и разведение
свиней в коллективных и
фермерских хозяйствах.
87
Виды свиней: хряки, свиноматки,
поросята-сосуны, поросята-отъёмыши,
откормочные.
1
1
-
Внешний вид свиней и их
особенности.
88
Значение и виды пород свиней.
1
1
-
Внешний вид свиней и их
особенности. Породы свиней.
89
Правила распознавания пород свиней.
1
1
-
Внешний вид свиней и их
особенности.
90
Мясные и сальные породы.
1
1
-
Внешний вид свиней и их
особенности.
91
Упражнение. Распознавание породы
свиней; определение вида свиньи.
1
-
1
Внешний вид свиней и их
особенности.
92
Содержание свиней в коллективных
хозяйствах.
1
1
-
Условия содержания и разведение
свиней в коллективных
хозяйствах.
93
Требования к свинарнику.
1
1
-
Условия содержания свиней в
свинарнике.
94
Оборудование свинарников для
различных видов свиней.
1
1
-
Условия содержания свиней в
свинарнике
95
Промышленная свиноводческая ферма. 1
1
-
Условия содержания и разведение
свиней на промышленных
свиноводческих фермах.
96
Содержание свиней в индивидуальном
хозяйстве.
1
1
-
Условия содержания и разведение
свиней в индивидуальном
хозяйстве.
97
Содержание свиней в фермерском
хозяйстве.
1
1
-
Условия содержания и разведение
свиней в фермерском хозяйстве.
98
Корма для свиней.
1
1
-
Виды и группы кормов для
свиней. Их характеристики.
99
Группы кормов для свиней.
1
1
-
Виды и группы кормов для
свиней. Их характеристики.
100
Характеристика зерновых кормов
(кукуруза, ячмень, овёс для поросят).
1
1
-
Виды и группы кормов для
свиней. Их характеристики.
101
Характеристика сочных кормов
(кормовая свёкла, морковь, кормовые
бахчевые).
1
1
-
Виды и группы кормов для
свиней. Их характеристики.
102
Характеристика зелёного корма и
кормов животного происхождения.
1
1
-
Виды и группы кормов для
свиней. Их характеристики.
103
Характеристика корма животного
происхождения (мясная и мясокостная
1
1
-
Виды и группы кормов для
свиней. Их характеристики.
мука).
104
Отходы технических производств
(жом, барда, жмых, отруби).
1
1
-
Виды и группы кормов для
свиней. Их характеристики.
105
Комбинированные корма и пищевые
отходы.
1
1
-
Виды и группы кормов для
свиней. Их характеристики.
106
Витаминные и минеральные
подкормки для свиней.
1
1
-
Виды и группы кормов для
свиней. Их характеристики.
107
Содержание питательных веществ в
корме.
1
1
-
Виды и группы кормов для
свиней. Их характеристики.
108
Правила сравнения кормов по
питательности.
1
1
-
Виды и группы кормов для
свиней. Их характеристики.
109
Упражнение. Сравнение кормов по
питательности.
1
-
1
Виды и группы кормов для
свиней. Их характеристики.
110
Кормление откормочных свиней.
1
1
-
Виды и группы кормов для
свиней. Их характеристики.
111
Норма и рацион кормления свиньи.
1
1
-
Виды и группы кормов для
свиней. Их характеристики.
112
Зависимость нормы и рациона
кормления от групповой
1
1
-
Виды и группы кормов для
свиней. Их характеристики.
принадлежности и возраста свиньи.
113
Значение и виды откорма свиней.
1
1
-
Виды и группы кормов для
свиней. Их характеристики.
114
Норма и рацион кормления
откормочной свиньи.
1
1
-
Виды и группы кормов для
свиней. Их характеристики.
115
Проведение отъёма поросят.
1
1
-
Правила поведения отъёма
поросят.
116
Виды корма для поросят отъемышей.
1
1
-
Виды и группы кормов для
поросят.
117
Правила подсчёта норм кормления для
поросят отъемышей.
1
1
-
Правила и условия кормления
поросят.
118
Подсчёт количества зерна и сочных
кормов для суточного кормления
группы откормочных свиней.
1
1
-
Правила и условия кормления
поросят.
119
Подсчёт количества зерна и сочных
кормов для суточного кормления
группы откормочных свиней.
1
1
-
Правила и условия кормления
группы откормочных свиней.
120
Подготовка зерновых кормов к
скармливанию.
1
1
-
Правила и условия кормления
группы откормочных свиней.
121
Подготовка сочных и зеленых кормов
к скармливанию.
1
1
-
Правила и условия кормления
группы откормочных свиней.
122
Подготовка пищевых отходов и
правила скармливания их поросятам.
1
1
-
Правила и условия кормления
поросят.
123
Содержание свиней на школьной
свиноводческой ферме.
1
1
-
Требования и условия к
содержанию свиней на школьной
свиноводческой ферме.
124
Санитарные требования к школьной
свиноферме.
1
1
-
Требования и условия к
содержанию свиней на школьной
свиноводческой ферме.
125
Санитарные требования к школьной
свиноферме
1
1
-
Требования и условия к
содержанию свиней на школьной
свиноводческой ферме.
126
Устройство свинарника и станка для
содержания свиньи.
1
1
-
Требования по устройству и
оборудованию свинарника.
127
Устройство свинарника и станка для
содержания свиньи.
1
1
-
Требования по устройству и
оборудованию свинарника.
128
Оборудование подсобного помещения
для приготовления кормов.
1
1
-
Требования по устройству и
оборудованию свинарника.
129
Оборудование подсобного помещения
для приготовления кормов.
1
1
-
Требования по устройству и
оборудованию свинарника.
130
Летний лагерь для свиней.
1
1
-
Что такое летний лагерь для
свиней.
131
Правила безопасной работы при уходе
за свиньями.
1
1
-
Правила безопасной работы при
уходе за свиньями.
132
Кормление свиноматки и уход за ней.
1
1
-
Правила безопасной работы при
уходе за свиньями.
133
Виды свиноматки (холостая,
супоросная).
1
1
-
Внешний вид свиноматки и её
особенности.
134
Нормы и рационы кормления
свиноматки.
1
1
-
Внешний вид свиноматки и её
особенности.
135
Содержание супоросной свиноматки в
индивидуальном станке.
1
1
-
Внешний вид свиноматки и её
особенности.
136
Особенности кормления супоросной
свиноматки в индивидуальном станке.
1
1
-
Внешний вид свиноматки и её
особенности.
137
Уход за свиноматкой накануне и после
опороса.
1
1
-
Внешний вид свиноматки и её
особенности.
138
Первое кормление поросят.
1
1
-
Правила и условия первого
кормления поросят.
139
Условия для содержания свиней в
свинарнике.
1
1
-
Содержание свиней в свинарнике.
140
Уборка свинарника.
1
1
-
Содержание свиней в свинарнике.
141
Оптимальная температура и влажность 1
воздуха в свинарнике.
1
-
Содержание свиней в свинарнике.
142
Необходимость поддержания чистоты
на территории свинофермы и в
свинарнике.
1
1
-
Содержание свиней в свинарнике.
143
Необходимость поддержания чистоты
на территории свинофермы и в
свинарнике.
1
1
-
Содержание свиней в свинарнике.
144
Виды болезней у свиней, краткая
характеристика.
1
1
-
Виды болезней у свиней и их
краткая характеристика.
145
Виды болезней у свиней, краткая
характеристика.
1
1
-
Виды болезней у свиней и их
краткая характеристика.
146
Профилактика заболеваний.
1
1
-
Виды болезней у свиней и их
краткая характеристика.
147
Инвентарь для уборки в свинарнике.
1
1
-
Оборудование птичника. Ручной
инвентарь для уборки свинарника.
148
Правила безопасной работы по уходу
за свиньями.
1
1
-
Оборудование птичника. Ручной
инвентарь для уборки
149
Уход за свиньями в индивидуальных
хозяйствах.
1
1
-
Правила ухода за свиньями в
индивидуальных хозяйствах.
150
Уход за свиньями в фермерских
хозяйствах.
1
1
-
Правила ухода за свиньями в
фермерских хозяйствах.
151
Уход за свиньями в промышленных
хозяйствах.
1
1
-
Правила ухода за свиньями в
промышленных хозяйствах.
152
Уход за свиньями на школьной
свиноферме.
1
1
-
Правила ухода за свиньями на
школьной свиноферме.
Удобрения
15
14
1
153
Минеральные удобрения. Вводное
занятие.
1
1
-
Понятия об удобрениях. Виды
удобрений.
154
Правила безопасной работы с
удобрениями.
1
1
-
Понятия об удобрениях. Виды
удобрений.
155
Удобрения (минеральные и
органические).
1
1
-
Понятия об удобрениях. Виды
удобрений.
156
Виды минерального удобрения.
1
1
-
Понятия об удобрениях. Виды
удобрений.
157
Элементы питания растений,
содержащиеся в минеральных
удобрениях.
1
1
-
Значение минеральных
удобрений.
158
Простые минеральные удобрения.
1
1
-
Значение минеральных
удобрений.
159
Характеристика азотных удобрений.
1
1
-
Значение азотных удобрений.
160
Характеристика фосфорных и
калийных удобрений.
1
1
-
Значение фосфорных и калийных
удобрений.
161
Комплексные минеральные удобрения, 1
их преимущество.
1
-
Значение минеральных
удобрений.
162
Комплексные минеральные удобрения, 1
их преимущество.
1
-
Значение минеральных
удобрений.
163
Растворимость минеральных
удобрений в воде.
1
1
-
Значение минеральных
удобрений.
164
Цвет удобрений, их хранение.
1
1
-
Цвет удобрений, их хранение.
165
Правила смешивания минеральных
удобрений с органическими.
1
1
-
Значение минеральных
удобрений.
166
Сроки и способы внесения
минеральных удобрений в почву.
1
1
-
Значение минеральных
удобрений.
167
Определение вида минерального
удобрения.
1
-
1
Значение минеральных
удобрений.
Плодовые деревья
168
Основные плодовые деревья.
31
1
28
1
3
-
Плодовые деревья,
распространенные в местных
условиях.
169
Виды плодовых деревьев средней
полосы России.
1
1
-
Плодовые деревья,
распространенные в местных
условиях.
170
Сведения о плодовых деревьях:
косточковые и семечковые.
1
1
-
Плодовые деревья,
распространенные в местных
условиях.
171
Надземная часть плодового дерева.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева.
172
Подземная часть плодового дерева.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева.
173
Приствольный круг.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева.
174
Характер кроны и цвет коры
плодового дерева.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева.
175
Строение и особенности плодового
дерева яблони.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева яблони.
176
Строение и особенности плодового
дерева яблони.
1
-
1
Строение и характеристики
плодового дерева яблони.
177
Сорта яблони, их характеристика.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева яблони.
178
Сорта яблони, их характеристика.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева яблони.
179
Плодовые и листовые почки яблони.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева яблони.
180
Определение плодовой и листовой
почки яблони.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева яблони.
181
Строение и особенности плодового
дерева груши.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева груши.
182
Строение плодового дерева груши.
1
-
1
Строение и характеристики
плодового дерева груши.
183
Особенности плодового дерева груши.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева груши.
184
Сорта груши, их характеристика.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева груши.
185
Сорта груши, их характеристика.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева груши.
186
Строение плодового дерева вишни,
особенности.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева вишни.
187
Сорта вишни, их характеристика.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева вишни.
188
Сорта вишни, их характеристика.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева вишни.
189
Плодовые и листовые почки вишни.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева вишни.
190
Определение плодовой и листовой
почки вишни.
1
-
1
Строение и характеристики
плодового дерева вишни.
191
Строение плодового дерева сливы.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева сливы.
192
Особенности растения сливы.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева сливы.
193
Сорта сливы, их характеристика.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева сливы.
194
Сорта сливы, их характеристика.
1
1
-
Строение и характеристики
плодового дерева сливы.
195
Способы размножения плодовых
деревьев.
1
1
-
Способы размножения плодовых
деревьев.
196
Выращивание саженцев плодовых
деревьев.
1
1
-
Способы размножения плодовых
деревьев.
197
Вегетативное размножение
прививками.
1
1
-
Способы размножения плодовых
деревьев.
198
Размножение корневой порослью.
1
1
-
Способы размножения плодовых
деревьев.
Зеленные овощи
36
32
4
199
Зеленные овощи. Вводное занятие.
1
1
-
Группы и характеристики зелёных
овощей.
200
Виды овощей зеленных культур, их
значение.
1
1
-
Группы и характеристики зелёных
овощей.
201
Раннее получение витаминной
продукции.
1
1
-
Группы и характеристики зелёных
овощей.
202
Шпинат, щавель, сельдерей, их
характеристика.
1
1
-
Группы и характеристики зелёных
овощей.
203
Ревень и эстрагон, их характеристика.
1
1
-
Группы и характеристики зелёных
овощей.
204
Внешнее строение и особенности
растения укропа.
1
1
-
Группы и характеристики зелёных
овощей.
205
Значение и использование укропа.
1
1
-
Строение и значение укропа.
206
Выращивание зелени укропа
и цветущих растений укропа на
семена.
1
-
1
Строение и значение укропа.
207
Строение и особенности салата, его
виды.
1
1
-
Строение и значение салата.
208
Выращивание листового салата.
1
-
1
Строение и значение салата.
209
Внешнее строение и особенности
петрушки листовой.
1
1
-
Строение и значение петрушки.
210
Значение и использование петрушки.
1
1
-
Строение и значение петрушки.
211
Внешнее строение и особенности
петрушки корневой.
1
1
-
Строение и значение петрушки.
212
Выращивание петрушки.
1
-
1
Строение и значение петрушки.
213
Капуста. Особенности растения
капусты.
1
1
-
Строение и значение капусты.
214
Пищевая ценность и значение капусты. 1
1
-
Строение и значение капусты.
215
Виды капусты, их характеристика.
1
-
Строение и значение капусты.
1
216
Использование разных видов капусты.
1
1
-
Строение и значение капусты.
217
Строение растения капусты первого
года жизни.
1
1
-
Строение и значение капусты.
218
Строение растения капусты второго
года жизни.
1
1
-
Строение и значение капусты.
219
Капуста ранних, средних и поздних
сортов.
1
1
-
Строение и значение капусты.
220
Наиболее распространённые
современные сорта капусты.
1
1
-
Строение и значение капусты.
221
Сорта капусты, пригодные для
хранения, квашения и использования в
свежем виде.
1
1
-
Строение и значение капусты.
Сорта капусты.
222
Виды ранних сортов белокочанной
капусты.
1
1
-
Строение и значение капусты.
Сорта капусты.
223
Наиболее распространённые
современные сорта ранней
белокочанной капусты.
1
1
-
Строение и значение капусты.
Сорта капусты.
224
Особенности среднеранних сортов
белокочанной капусты.
1
1
-
Строение и значение капусты.
Сорта капусты.
225
Рассадный способ выращивания
капусты.
1
1
-
Требования к выращиванию
капусты.
226
Безрассадный способ выращивания
капусты.
1
1
-
Требования к выращиванию
капусты.
227
Виды и особенности среднепоздних
сортов белокочанной капусты.
1
1
-
Строение и значение капусты.
Сорта капусты.
228
Виды и особенности поздних сортов
белокочанной капусты.
1
1
-
Строение и значение капусты.
Сорта капусты.
229
Использование ранних сортов
белокочанной капусты.
1
1
-
Строение и значение капусты.
Сорта капусты.
230
Использование средних сортов
белокочанной капусты.
1
1
-
Строение и значение капусты.
Сорта капусты.
231
Использование поздних сортов
белокочанной капусты.
1
1
-
Строение и значение капусты.
Сорта капусты.
232
Посев семян капусты.
1
1
-
Требования к посеву семян
капусты.
233
Инвентарь, необходимый для посева и
правила работы.
1
1
-
Требования безопасности и
подготовка инвентаря для посева.
234
Подготовка земляной смеси для посева 1
капусты.
-
1
Условия подготовки земляной
смеси для посева капусты.
Биотопливо
4
4
-
235
Биотопливо и его виды. Вводный урок. 1
1
-
Понятия о биотопливе. Его виды.
236
Навоз, как биотопливо для парника.
1
1
-
Значение и использование навоза.
237
Подготовка навоза для использования
в парнике.
1
1
-
Значение и использование навоза.
238
Правила укладки навоза в парник,
приёмы разогревания навоза.
1
1
-
Значение и использование навоза.
Содержание учебного (тематического) плана
Растениеводство. Вводное занятие. Анализ результатов обучения за 5 класс. Задачи обучения в предстоящем
учебном году. Охрана труда. Спецодежда.
Уборка лука. Признаки созревания лука. Сроки уборки. Способы хранения репчатого лука и лука-севка.
Просушка лука перед закладкой на хранение. Признаки полной просушки луковиц. Выборка лука из рядов, раскладка
для просушки. Проверка степени просушки. Отбор лука-толстошея для первоочередного использования.
Уборка моркови и свёклы. Признаки созревания семенных зонтиков у моркови и соплодий свеклы. Сроки
уборки моркови и свеклы. Дозревание семян. Срезка стеблей моркови у основания. Срезка стеблей свеклы у основания.
Размещение срезанных стеблей для просушки и дозревания семян. Срезка семенных головок лука и укладка на
просушку.
Парник. Парник, его устройство и значение. Почвенный грунт и его использование для парника. Заготовка почвы
для теплицы и парника. Состав земляной смеси для парников и теплиц и соотношения частей земляной смеси. Заготовка
огородной почвы и укладка её под навес. Размещение нужного количества почвы под стеллажами теплицы. Время
заготовки почвенной смеси. Хранение составных частей земляной смеси. Правила заготовки и размещения перегноя под
стеллажами теплицы. Подготовка парника к зиме. Значение парника для выращивания рассады овощных культур.
Почвенный грунт в парнике, необходимость выемки грунта из парника. Правила выемки грунта из парника. Техника
безопасности при уборке и подкапывании грунта.
Уборка корнеплодов. Сроки уборки столовых корнеплодов. Правила подкапывания корнеплодов. Способы учета
урожая и урожайности. Правила обрезки ботвы. Хранение корнеплодов. Сортировка корнеплодов. Признаки
нестандартной продукции. Подкапывание корнеплодов моркови и уборка из рядков. Складывание в кучу ботвой в одну
сторону. Уборка корнеплодов свеклы из рядков, складывание свеклы в кучу ботвой в одну сторону. Обрезка ботвы у
столовых корнеплодов. Закладка их на хранение. Уборка и скармливание ботвы животным. Учет урожая в корзинах и
ведрах. Определение массы столовых корнеплодов в одном ведре и в одной корзине. Подсчет общей массы урожая и
расчет урожайности. Сортировка корнеплодов. Отбор нестандартной продукции.
Ягодные кустарники. Смородина, крыжовник, малина как ягодные кустарники. Другие виды ягодных
кустарников, распространенные в местных условиях. Виды смородины (черная, красная, золотистая). Строение ягодного
кустарника и особенности плодоношения. Уход за ягодным кустарником. Болезни и вредители смородины, крыжовника
и малины. Распознавание этих вредителей. Обрезка засохших ветвей смородины и отплодоносивших стеблей малины.
Удаление обрезанных стеблей из сада. Внесение органических удобрений под кустарники. Вскапывание почвы вокруг
кустарников.
Животноводство. Свиньи. Свинья как домашнее животное. Разведение свиней в коллективных и фермерских
хозяйствах. Требования к свинарнику. Виды свиней: хряки, свиноматки, поросята-сосуны, поросята-отъемыши,
откормочные. Особенности внешнего строения свиньи. Содержание свиней в коллективных хозяйствах: (оборудование
свинарников станками для индивидуального и группового содержания различных видов свиней, кормушки с
механической подачей корма, поилки, щелевые полы). Содержание свиней в индивидуальном и фермерском хозяйствах.
Оборудование школьной свиноводческой фермы. Виды свиней, содержащихся на школьной свиноферме. Устройство
станка для содержания свиньи. Помещение для приготовления кормов и его оборудование. Летний лагерь для свиней.
Уборка летнего лагеря для свиней. Очистка территории, уборка кормушек под навес. Простейший ремонт ограждения и
навеса. Виды корма для свиней (зерновой, сочный, зеленый, отходы технических производств, животного
происхождения). Витаминные и минеральные подкормки. Основные зерновые корма (кукуруза, ячмень; овес для
поросят). Сочные корма (кормовая свекла, морковь, кормовые бахчевые). Зеленый корм (свежая зелень). Отходы
технических производств (жом, барда, жмых, отруби и др.). Корма животного происхождения (мясная и мясокостная
мука), молоко и продукты его переработки (обрат, сыворотка, пахта). Комбинированные корма. Пищевые отходы.
Питательные вещества в корме. Норма и рацион кормления свиньи. Зависимость нормы и рациона кормления от
групповой принадлежности и возраста свиньи. Норма и рацион кормления откормочной свиньи. Кратность кормления.
Подготовка кормов к скармливанию. Пищевые отходы как основной вид корма для свиней на школьной свиноферме.
Правила скармливания пищевых отходов свиньям. Оптимальная температура и влажность воздуха в свинарнике.
Необходимость поддерживания чистоты в свинарнике (станках и проходах), а также в помещении для приготовления
кормов. Инвентарь для уборки. Правила безопасной работы. Чистка кормушек, удаление навоза из станков. Удаление
навоза из проходов, вывоз его за пределы свинарника. Раскладка чистой подстилки в станках. Мойка бака или чана для
варки кормовой смеси. Чистка посуды для раздачи корма. Уборка помещения для приготовления кормов. Виды
свиноматки (холостая, супоросная и подсосная). Нормы и рационы кормления свиноматки. Содержание свиноматки в
индивидуальном станке. Особенности кормления свиноматки. Уход за свиноматкой накануне опороса и сразу после
него.
Удобрения. Виды удобрения (минеральное и органическое). Виды минерального удобрения. Элементы питания
растений, содержащиеся в минеральных удобрениях. Наиболее распространенные азотные, фосфорные и калийные
удобрения. Комплексные минеральные удобрения (аммофос, нитрофоска, аммофоска и др.). Преимущество
комплексных минеральных удобрений. Растворимость минеральных удобрений в воде. Цвет удобрений. Хранение
удобрений. Смешивание минеральных удобрений с органическими. Правила внесения минеральных удобрений в почву.
Плодовые деревья. Яблоня, груша, слива, вишня — основные плодовые деревья средней полосы России.
Строение плодового дерева. Рост, развитие и плодоношение основных плодовых деревьев. Косточковые и семечковые
плодовые деревья, разница в их размножении. Сорта плодовых деревьев. Выращивание саженца плодового дерева.
Плодовые и листовые почки на плодовом дереве. Характер кроны и цвет коры плодового дерева.
Зелёные овощи. Зеленные овощи. Вводное занятие. Виды овощей зеленных культур, их значение. Раннее
получение витаминной продукции. Шпинат, щавель, сельдерей, их характеристика. Ревень и эстрагон, их
характеристика. Внешнее строение и особенности растения укропа. Значение и использование укропа. Выращивание
зелени укропа и
цветущих растений укропа на семена. Строение и особенности салата, его виды. Выращивание
листового салата. Внешнее строение и особенности петрушки листовой. Значение и использование петрушки. Внешнее
строение и особенности петрушки корневой. Выращивание петрушки. Капуста. Пищевая ценность капусты.
Особенности капусты как двулетнего растения. Строение растения капусты первого и второго года жизни. Капуста
ранних, средних и поздних сортов. Наиболее распространенные современные сорта ранней, средней и поздней капусты.
Сорта капусты, пригодные для потребления в свежем виде, квашения и зимнего хранения кочанов. Плотность кочанов
ранней, средней и поздней капусты. Рассадный и безрассадный способ выращивания капусты.
Биотопливо. Биотопливо и его виды. Навоз, как биотопливо для парника. Глубина набивки котлована парника
навозом. Правила укладки навоза. Подвоз навоза к парнику, укладка в котлован. Добавка навоза после осаждения.
Укрытие парника пленочными рамами. Наблюдение за температурой навоза и началом «горения».
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Сельскохозяйственный труд» в 7 классе, для учащихся с умственной отсталостью
1.2.
(интеллектуальными нарушениями)
В результате освоения у обучающихся, воспитанников с ОВЗ предполагается формирование учебных действий,
позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России;
формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе
на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Метапредметные результаты:
самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию изделий, получению готовой с/х
продукции;
выбор для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии);
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности.
Предметные результатами:
осознание роли техники, сельского хозяйства и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры
труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и
сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач,
моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов
труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения
графической документации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения
прикладных учебных задач;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации,
оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или
сфере обслуживания;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности
на рынке труда.
Минимальный уровень:
Знать название материалов, процесс их изготовления; изделия, которые из них изготавливаются и применяются в
быту, игре, учебе, отдыхе; знать свойства материалов и правила хранения; санитарно-гигиенические требования при
работе с производственными материалами; подбирать материалы, необходимые для работы; знать принципы действия,
общее устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего
станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.); подбирать инструменты, необходимые для
работы;
руководствоваться
правилами
безопасной
работы
с
инструментами
и
оборудованием, санитарно-
гигиеническими требованиями при выполнении работы; овладеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее
распространенных производственных технологических процессов (шитье, вязание, валяние, вышивание, литье, пиление,
строгание и т. д.); овладеть основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства,
строительства, транспорта, сферы обслуживания; читать технологическую карту, используемую в процессе
изготовления изделия; составлять стандартный план работы; иметь представление о разных видах профильного труда
(деревообработка, металлообработка, швейные, прикладные работы, малярные, переплетно-картонажные работы,
ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.); определять утилитарную и
эстетическую ценность предметов, изделий; понимать значение и ценность труда; понимать красоту труда и его
результатов; заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной природе; использовать
эстетические ориентиры/эталоны в быту, дома и в школе; понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающую внутреннюю дисциплину; эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в повседневной жизни
в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе; выражать свое отношение к результатам
собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»); организовывать под руководством учителя
совместную работу в группе; осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка
и аккуратности; распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь; выслушивать мнения и идеи
товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; комментировать и
оценивать в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы; выполнять
общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения; принимать посильное участие в
благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
Осознанно определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в
соответствии с их физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач
предметно - практической деятельности; экономно расходовать материалы; планировать предстоящую практическую
работу, соотносить свои действия с поставленной целью; осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические
приемы ручной и машинной обработки материалов; создавать материальные ценности, имеющие потребительскую
стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей; самостоятельно определять задачи и
выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла; осуществлять текущий самоконтроль
выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; прогнозировать конечный результат и
самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения; овладеть некоторыми видам общественноорганизационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.);
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы
2.1 Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое
образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической деятельности. Очень важно для педагога
иметь знания в различных областях. Иметь навык обеспечения условий для успешной деятельности, позитивной
мотивации, а также самомотивирования обучающихся.
Материально - техническое обеспечение
Техническое обеспечение
ноутбук;
проектор мультимедийный;
акустическая система;
экран;
принтер-сканер.
Оборудование
грабли – 4 шт.;
мотыги – 4 шт.;
лопаты – 4 шт.;
веерные грабли – 2 шт.;
лопаты штыковые – 4 шт.;
лопаты совковые – 4 шт.;
снегоуборочные лопаты – 4 шт.;
метла – 4 шт.;
секатор – 2 шт.;
ножовки – 2 шт.;
ведра – 2 шт.
Методическое обеспечение программы.
Организационно-методические материалы для педагога:
календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год;
инструкции по охране труда и технике безопасности.
Дидактическое обеспечение курса
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по
каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями. Для
обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать:
наглядные пособия;
художественные фотографии, рисунки и иллюстрации;
наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося);
электронные презентации и видеофильмы по основным разделам программы;
плакаты (правила техники безопасности);
гербарий.
2.2. Формы аттестации
Контроль знаний
Контроль и учёт теоретических знаний обучающихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём
бесед, устного опроса,
заполнения карт формирования навыков и умений; учёт практических навыков и умений
осуществляется путём наблюдения.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся.
Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические и лабораторно-практические
работы, метод проектов. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки
почвы, посева, посадки, ухода за растениями и животными, технологических расчетов. На лабораторнопрактических работах изучаются свойства почвы, удобрений. Учитель в соответствии с имеющимися в школе
возможностями выбирает объекты и темы практических работ для обучающихся, чтобы они как можно полнее
представляли изучаемые агротехнологии. При этом необходимо учитывать посильность объектов труда для
обучающихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не
только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение обучающихся в
поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами.
2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Федеральный закон от 29.12..2-12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 2,
Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2012 год, под редакцией В.В. Воронковой.
3. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
4. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
5. Конституция Российской Федерации (1993 года).
6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
7. Указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".
8. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,
раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября
2008г. №1662-р).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
г. № 1598).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 г. № 1599).
11. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
12. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
13. Письмо Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на
образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".
14. Приложение №07-778 от 9 апреля 2014 г. к письму Минобнауки России от 09.04. 2014 г. № НТ-392/07 «Об
итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по
введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».
16. Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему
работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, 2015г.
Аннотация
Рабочая программа по трудовому обучению (профиль «Сельскохозяйственный труд») для учащихся 7 класса
составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».
Данная рабочая программа по сельскохозяйственному труду отвечает требованиям государственных стандартов по
формированию знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Программа содержит необходимый объём сельскохозяйственных знаний и навыков, которые нужны для работы в
коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах. Её цель – допрофессиональная подготовка учащихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа составлена с учётом психофизических возможностей учащихся, учтены принципы последовательности
и преемственности обучения, местные почвенно-климатические условия, а также сезонность полевых работ.
Актуальность программы. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества
школьников с ОВЗ: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль,
чувство коллективизма. При обучении сельскохозяйственному труду развивается мышление и мелкая моторика,
способность к пространственному анализу, речь, внимание, память.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках ознакомления с окружающим миром,
биологии, математике, геометрии. Большое внимание уделяется технике безопасности, производственной санитарии и
личной гигиене.
В процессе обучения обучающиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой
деятельности знания и умения по сельскохозяйственному труду, на этом материале формируются общетрудовые умения
на уровне, доступном данному контингенту обучающихся. Вместе с тем предлагаемый учебный материал может
служить базой для последующего овладения профессиями селькохозяйственного производства.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Сельскохозяйственный труд» предназначена для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класса общеобразовательной организации.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Сельскохозяйственный труд» - 1 учебный год. Предмет
соответствует федеральному компоненту стандарта образования на реализацию которого отводится 7 часов в неделю
(34 учеб. недели).
Цель программы:
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, воспитание трудовых навыков и подготовка к
самостоятельной жизни.
Задачи программы:
Формирование навыков работы с сельхоз инструментами.
Овладение безопасными приемами труда и использованием сельскохозяйственного инвентаря.
Формирование знаний, умений по сельскохозяйственному труду.
Развитие мышления, способности к пространственному анализу, мелкой и крупной моторики.
Формирование эстетических представлений, благотворно влияющих на становление личности, способствующих
их социальной адаптации.
Формирование отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к
результатам труда людей.
Форма реализации – очная.
Список литературы и электронных ресурсов
1. Ковалёва Е.А. Сельскохозяйственный труд: учеб. Для 7 кл. спец. (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида.
Е.А.Ковалёва.-М.:Просвещение, 2007.-191с.
2. Ковалёва Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе. Пособие для
учителя.- 2е изд. переработанное и дополненное. – М. Просвещение, 1985, - 184с,ил.
3. Коньков В., Пичугина Г. Путешествие на ферму Москва «детская литература» 1989г.
4. Трудовое обучение. С/х работы. Пособие для 5-7 кл. сред. шк. / З. А. Клепинина и др. Москва «Просвещение»
1990.-191с.
5. Домашняя свиноферма: разведение, выращивание. Издательство «Донечина», 2000г.
6. Журналы «Приусадебное хозяйство». «Издательский дом Сельская новь» Москва.