Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» Согласовано: Зам. директора по УВР _________ Феденева Д.В. Утверждаю: Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ» __________ Гринева Л.И. Приказ №164 от «27» августа 2021 года. Адаптированная общеобразовательная программа по профилю «Сельскохозяйственный труд» для обучающихся 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Составитель: учитель технологии Сафронова О.А. МКОУ «Кузнецовская СОШ» п. Кузнецовский, 2021г Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи программы 5 1.3. Содержание программы 6 Учебный (тематический) план 6 Содержание учебного (тематического) плана 33 1.4. Планируемые результаты 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы 37 42 2.1. Условия реализации программы 42 2.2. Формы аттестации 45 2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы 46 Аннотация 48 Список литературы 50 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа по трудовому обучению (профиль «Сельскохозяйственный труд») для учащихся 7 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». Данная рабочая программа по сельскохозяйственному труду отвечает требованиям государственных стандартов по формированию знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Программа содержит необходимый объём сельскохозяйственных знаний и навыков, которые нужны для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах. Её цель – допрофессиональная подготовка учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа составлена с учётом психофизических возможностей учащихся, учтены принципы последовательности и преемственности обучения, местные почвенно-климатические условия, а также сезонность полевых работ. Обязательным этапом проведения практических занятий является инструктаж по технике безопасности. Для проверки и закрепления умений и навыков в конце каждой четверти проводятся уроки практического повторения и самостоятельная работа. Программа 7 класса состоит из тем, раскрывающих особенности уборки корнеплодов, выращивания капусты и лука, обработки ягодных кустарников. Есть темы, содержащие элементарные теоретические сведения об овощеводстве на защищённом грунте, о плодоводстве и семеноводстве. На занятиях по животноводству учащиеся знакомятся с правилами и приёмами ухода за свиньями. Также в программу входят осенние сельскохозяйственные работы: уборка лука, уборка стеблей с семенами моркови, подготовка парника к зиме, уборка столовых корнеплодов, уход за ягодными кустарниками. На занятиях по овощеводству учащиеся знакомятся с основными плодовыми деревьями, видами зеленных овощей, правилами выращивания капусты. Актуальность программы. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников с ОВЗ: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма. При обучении сельскохозяйственному труду развивается мышление и мелкая моторика, способность к пространственному анализу, речь, внимание, память. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках ознакомления с окружающим миром, биологии, математике, геометрии. Большое внимание уделяется технике безопасности, производственной санитарии и личной гигиене. В процессе обучения обучающиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения по сельскохозяйственному труду, на этом материале формируются общетрудовые умения на уровне, доступном данному контингенту обучающихся. Вместе с тем предлагаемый учебный материал может служить базой для последующего овладения профессиями селькохозяйственного производства. Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Сельскохозяйственный труд» предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класса общеобразовательной организации. Срок реализации настоящей программы по предмету «Сельскохозяйственный труд» - 1 учебный год. Предмет соответствует федеральному компоненту стандарта образования на реализацию которого отводится 7 часов в неделю (34 учеб. недели). 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, воспитание трудовых навыков и подготовка к самостоятельной жизни. Задачи программы: Формирование навыков работы с сельхоз инструментами. Овладение безопасными приемами труда и использованием сельскохозяйственного инвентаря. Формирование знаний, умений по сельскохозяйственному труду. Развитие мышления, способности к пространственному анализу, мелкой и крупной моторики. Формирование эстетических представлений, благотворно влияющих на становление личности, способствующих их социальной адаптации. Формирование представления о значении трудовой деятельности в жизни человека и общества. Формирование уважения к труду и творчеству. Формирование элементарные представления о роли современного производства в жизни человека и общества. Формирование знаний и умений по организации рабочего места в соответствии с предстоящим видом деятельности. Формирование отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей. Формирование дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебнотрудовых заданий. 1.3. Содержание программы Учебный (тематический) план (238 часов) Дата Раздел. Тема урока Часы Содержание урока Растениеводство. Вводное занятие Всего Теория Практика 2 2 - 1 Вводное занятие. Оценка результатов обучения в 6 классе и задачи обучения на 7 класс. 1 1 - Анализ результатов обучения за 6класс. Задачи обучения в предстоящем учебном году. 2 Техника безопасности. Спецодежда. 1 1 - Охрана труда. Спецодежда. Уборка лука 8 6 2 3 Признаки созревания семенников лука. 1 1 - Признаки созревания и правила уборки лука-репки. 4 Сроки и способы уборки семенного репчатого лука. 1 1 - Подготовка к хранению и способы хранения репчатого лука. 5 Подготовка к хранению и способы 1 1 - Подготовка к хранению и способы хранения репчатого лука. хранения репчатого лука. 6 Сроки и способы уборки лука-севка. 1 1 - Значение своевременной уборки лука-севка. 7 Подготовка к хранению и способы хранения лука-севка. 1 1 - Значение в просушке и сортировке лука. 8 Признаки полной просушки луковиц. 1 1 - Значение в просушке и сортировке лука. 9 Отбор лука для первоочередного использования. 1 - 1 Значение в просушке и сортировке лука. 10 Срезка семенных головок лука и укладка на просушку. 1 - 1 Значение в просушке и сортировке лука. Уборка моркови 4 2 2 11 Признаки созревания и сроки уборки семенных зонтиков у моркови. 1 1 - Признаки созревания и правила уборки семенных зонтиков у моркови. 12 Уборка семенных зонтиков у моркови. 1 1 - Навыки правильного определения признаков созревания и сроков уборки семенных зонтиков у моркови. 13 Срезка стеблей моркови у основания. 1 - 1 Правила уборки семенных зонтиков у моркови. 14 Подвешивание стеблей моркови для просушки. Дозревание семян. 1 Уборка свёклы - 4 Правила подвешивания стеблей моркови для просушки. Дозревание семян. 1 2 2 15 Признаки созревания и сроки уборки соплодий свёклы. 1 1 - Признаки созревания и правила уборки соплодий свёклы. 16 Правила срезки стеблей свёклы. 1 1 - Подготовка и правила срезки стеблей свёклы. 17 Срезка стеблей свёклы у основания. 1 - 1 Подготовка и правила срезки стеблей свёклы. 18 Подвешивание стеблей свёклы для просушки. Дозревание семян. 1 - 1 Правила подвешивания стеблей свёклы для просушки. Дозревание семян. Парник 14 12 2 19 Парник, его устройство и значение. 1 1 - Значение парника для выращивания растений. 20 Почвенный грунт и его использование для парника. 1 1 - Значение почвы для выращивания растений. 21 Заготовка почвы для теплицы и парника. 1 1 - Значение почвы для выращивания растений. 22 Состав земляной смеси для парников и теплиц и соотношения частей земляной смеси. 1 1 - Из чего состоит почва. 23 Заготовка огородной почвы и укладка её под навес. 1 - 1 Из чего состоит почва. 24 Размещение нужного количества почвы под стеллажами теплицы. 1 - 1 Из чего состоит почва. 25 Время заготовки почвенной смеси. 1 1 - Значение и правила заготовки почвенной смеси. 26 Хранение составных частей земляной смеси. 1 1 - Значение и правила заготовки почвенной смеси. 27 Правила заготовки и размещения перегноя под стеллажами теплицы. 1 1 - Значение и правила заготовки почвенной смеси. 28 Подготовка парника к зиме. 1 1 - Правила подготовки парника к зиме. 29 Значение парника для выращивания рассады овощных культур. 1 1 - Значение парника для выращивания растений. 30 Почвенный грунт в парнике, 1 1 - Свойства грунта и значение выемки грунта из парника. необходимость выемки грунта из парника. 31 Правила выемки грунта из парника. 1 1 - Значение грунта и правила выемки грунта из парника. 32 Техника безопасности при уборке и подкапывании грунта. 1 1 - Требования к технике безопасности при уборке и подкапывании грунта. Уборка корнеплодов 25 15 10 33 Уборка столовых корнеплодов и учёт урожая. 1 1 - Правила и сроки уборки столовых корнеплодов. 34 Сроки уборки свёклы. 1 1 - Правила и сроки уборки свёклы. 35 Правила подкапывания корнеплодов и обрезки ботвы. 1 1 - Правила и сроки уборки свёклы. 36 Правила складывания в кучу корнеплодов. 1 1 - Правила и сроки уборки свёклы. 37 Подкапывание корнеплодов свёклы и уборка из рядков. 1 - 1 Правила и сроки уборки свёклы. 38 Складывание в кучу корнеплодов свёклы, ботвой в одну сторону. 1 - 1 Правила уборки свёклы. 39 Обрезка ботвы у свёклы. 1 - 1 Правила уборки свёклы. 40 Сроки уборки моркови. 1 1 - Правила и сроки уборки моркови. 41 Правила подкапывания корнеплодов и обрезки ботвы. 1 1 - Правила и сроки уборки моркови. 42 Уборка корнеплодов моркови из рядков. 1 - 1 Правила уборки моркови. 43 Складывание в кучу моркови, ботвой в одну сторону. 1 - 1 Правила уборки моркови. 44 Обрезка ботвы у моркови. 1 - 1 Правила уборки моркови. 45 Способы учёта урожая и урожайности. 1 1 - Значение и способы учёта урожая корнеплодов. 46 Учёт урожая корнеплодов в корзинах и 1 вёдрах. 1 - Значение и способы учёта урожая корнеплодов. 47 Определение массы столовых корнеплодов в одном ведре и в одной корзине. 1 - 1 Значение и способы учёта урожая корнеплодов. 48 Подсчёт общей массы урожая и расчёт урожайности. 1 1 - Значение и способы учёта урожая корнеплодов. 49 Правила уборки ботвы. 1 1 - Значение и правила уборки ботвы корнеплодов. 50 Уборка ботвы. 1 - 1 Значение и правила уборки ботвы корнеплодов. 51 Хранение корнеплодов. 1 1 - Значение в просушке и сортировке корнеплодов. 52 Правила сортировки корнеплодов. 1 1 - Значение в просушке и сортировке корнеплодов. 53 Сортировка и признаки нестандартной продукции. 1 1 - Значение в просушке и сортировке корнеплодов. 54 Сортировка корнеплодов. 1 - 1 Значение в просушке и сортировке корнеплодов. 55 Хранилище для корнеплодов. 1 1 - Значение в просушке и сортировке корнеплодов. 56 Правила закладки корнеплодов на хранение. 1 1 - Значение в просушке и сортировке корнеплодов. 57 Закладка корнеплодов на хранение. 1 - 1 Значение в просушке и сортировке корнеплодов. Ягодные кустарники 58 Ягодные кустарники. Вводное занятие. 1 24 19 1 5 - Ягодные кустарники, распространенные в местных климатических условиях. 59 Уход за ягодными кустарниками. Рыхление и прореживание кустов. 1 1 - В чем заключается уход за ягодными кустарниками. 60 Смородина, строение ягодного кустарника и особенности плодоношения. 1 1 - Особенности кустарника смородины и уход за ним. 61 Виды смородины (чёрная, красная, золотистая). 1 1 - Особенности кустарника смородины и уход за ним. 62 Строение и особенности чёрной смородины. 1 1 - Особенности кустарника смородины и уход за ним. 63 Строение и особенности красной смородины. 1 1 - Особенности кустарника смородины и уход за ним. 64 Болезни и вредители смородины, уход за ней. 1 1 - Особенности кустарника смородины и уход за ним. 65 Правила обрезки засохших ветвей. 1 1 - Особенности кустарника смородины и уход за ним. 66 Обрезка засохших ветвей смородины, удаление их из сада. 1 - 1 Особенности кустарника смородины и уход за ним. 67 Крыжовник, его строение и особенности плодоношения. 1 1 - Особенности кустарника крыжовника и уход за ним. 68 Болезни и вредители крыжовника, уход за ним. 1 1 - Особенности кустарника крыжовника и уход за ним. 69 Правила безопасной работы при вскапывании почвы. 1 1 - Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников. 70 Правила вскапывания почвы вокруг кустарников. 1 1 - Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников. 71 Вскапывание почвы вокруг кустарников. 1 - 1 Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников. 72 Малина, строение кустарника и особенности плодоношения. 1 1 - Особенности кустарника малины и уход за ним. 73 Болезни и вредители малины, уход за ней. 1 1 - Особенности кустарника малины и уход за ним. 74 Обрезка отплодоносивших стеблей малины и удаление их из сада. 1 - 1 Особенности кустарника малины и уход за ним. 75 Осенний уход за ягодными кустарниками. 1 1 - Значение ухода за уход за ягодными кустарниками осенью. 76 Правила внесения органических удобрений под кустарники. 1 1 - Значение и правила внесения органических удобрений под кустарники. 77 Внесение органических удобрений под кустарники. 1 1 - Значение и правила внесения органических удобрений под кустарники. 78 Внесение органических удобрений под кустарники. 1 1 - Значение и правила внесения органических удобрений под кустарники. 79 Осенняя перекопка почвы. 1 - 1 Правила осеннего вскапывания почвы. 80 Осенняя перекопка почвы. 1 - 1 Правила осеннего вскапывания почвы. 81 Контрольная работа. 1 1 - Контрольная работа. Животноводство. Свиньи. 71 69 2 82 Свиноферма. Вводное занятие. 1 1 - Значение свинофермы. 83 Свинья как домашнее животное. 1 1 - Внешний вид свиней и их особенности. 84 Особенности внешнего строения свиней. 1 1 - Внешний вид свиней и их особенности. 85 Условия содержания свиней. 1 1 - Содержание свиней. 86 Разведение свиней в коллективных и фермерских хозяйствах. 1 1 - Условия содержания и разведение свиней в коллективных и фермерских хозяйствах. 87 Виды свиней: хряки, свиноматки, поросята-сосуны, поросята-отъёмыши, откормочные. 1 1 - Внешний вид свиней и их особенности. 88 Значение и виды пород свиней. 1 1 - Внешний вид свиней и их особенности. Породы свиней. 89 Правила распознавания пород свиней. 1 1 - Внешний вид свиней и их особенности. 90 Мясные и сальные породы. 1 1 - Внешний вид свиней и их особенности. 91 Упражнение. Распознавание породы свиней; определение вида свиньи. 1 - 1 Внешний вид свиней и их особенности. 92 Содержание свиней в коллективных хозяйствах. 1 1 - Условия содержания и разведение свиней в коллективных хозяйствах. 93 Требования к свинарнику. 1 1 - Условия содержания свиней в свинарнике. 94 Оборудование свинарников для различных видов свиней. 1 1 - Условия содержания свиней в свинарнике 95 Промышленная свиноводческая ферма. 1 1 - Условия содержания и разведение свиней на промышленных свиноводческих фермах. 96 Содержание свиней в индивидуальном хозяйстве. 1 1 - Условия содержания и разведение свиней в индивидуальном хозяйстве. 97 Содержание свиней в фермерском хозяйстве. 1 1 - Условия содержания и разведение свиней в фермерском хозяйстве. 98 Корма для свиней. 1 1 - Виды и группы кормов для свиней. Их характеристики. 99 Группы кормов для свиней. 1 1 - Виды и группы кормов для свиней. Их характеристики. 100 Характеристика зерновых кормов (кукуруза, ячмень, овёс для поросят). 1 1 - Виды и группы кормов для свиней. Их характеристики. 101 Характеристика сочных кормов (кормовая свёкла, морковь, кормовые бахчевые). 1 1 - Виды и группы кормов для свиней. Их характеристики. 102 Характеристика зелёного корма и кормов животного происхождения. 1 1 - Виды и группы кормов для свиней. Их характеристики. 103 Характеристика корма животного происхождения (мясная и мясокостная 1 1 - Виды и группы кормов для свиней. Их характеристики. мука). 104 Отходы технических производств (жом, барда, жмых, отруби). 1 1 - Виды и группы кормов для свиней. Их характеристики. 105 Комбинированные корма и пищевые отходы. 1 1 - Виды и группы кормов для свиней. Их характеристики. 106 Витаминные и минеральные подкормки для свиней. 1 1 - Виды и группы кормов для свиней. Их характеристики. 107 Содержание питательных веществ в корме. 1 1 - Виды и группы кормов для свиней. Их характеристики. 108 Правила сравнения кормов по питательности. 1 1 - Виды и группы кормов для свиней. Их характеристики. 109 Упражнение. Сравнение кормов по питательности. 1 - 1 Виды и группы кормов для свиней. Их характеристики. 110 Кормление откормочных свиней. 1 1 - Виды и группы кормов для свиней. Их характеристики. 111 Норма и рацион кормления свиньи. 1 1 - Виды и группы кормов для свиней. Их характеристики. 112 Зависимость нормы и рациона кормления от групповой 1 1 - Виды и группы кормов для свиней. Их характеристики. принадлежности и возраста свиньи. 113 Значение и виды откорма свиней. 1 1 - Виды и группы кормов для свиней. Их характеристики. 114 Норма и рацион кормления откормочной свиньи. 1 1 - Виды и группы кормов для свиней. Их характеристики. 115 Проведение отъёма поросят. 1 1 - Правила поведения отъёма поросят. 116 Виды корма для поросят отъемышей. 1 1 - Виды и группы кормов для поросят. 117 Правила подсчёта норм кормления для поросят отъемышей. 1 1 - Правила и условия кормления поросят. 118 Подсчёт количества зерна и сочных кормов для суточного кормления группы откормочных свиней. 1 1 - Правила и условия кормления поросят. 119 Подсчёт количества зерна и сочных кормов для суточного кормления группы откормочных свиней. 1 1 - Правила и условия кормления группы откормочных свиней. 120 Подготовка зерновых кормов к скармливанию. 1 1 - Правила и условия кормления группы откормочных свиней. 121 Подготовка сочных и зеленых кормов к скармливанию. 1 1 - Правила и условия кормления группы откормочных свиней. 122 Подготовка пищевых отходов и правила скармливания их поросятам. 1 1 - Правила и условия кормления поросят. 123 Содержание свиней на школьной свиноводческой ферме. 1 1 - Требования и условия к содержанию свиней на школьной свиноводческой ферме. 124 Санитарные требования к школьной свиноферме. 1 1 - Требования и условия к содержанию свиней на школьной свиноводческой ферме. 125 Санитарные требования к школьной свиноферме 1 1 - Требования и условия к содержанию свиней на школьной свиноводческой ферме. 126 Устройство свинарника и станка для содержания свиньи. 1 1 - Требования по устройству и оборудованию свинарника. 127 Устройство свинарника и станка для содержания свиньи. 1 1 - Требования по устройству и оборудованию свинарника. 128 Оборудование подсобного помещения для приготовления кормов. 1 1 - Требования по устройству и оборудованию свинарника. 129 Оборудование подсобного помещения для приготовления кормов. 1 1 - Требования по устройству и оборудованию свинарника. 130 Летний лагерь для свиней. 1 1 - Что такое летний лагерь для свиней. 131 Правила безопасной работы при уходе за свиньями. 1 1 - Правила безопасной работы при уходе за свиньями. 132 Кормление свиноматки и уход за ней. 1 1 - Правила безопасной работы при уходе за свиньями. 133 Виды свиноматки (холостая, супоросная). 1 1 - Внешний вид свиноматки и её особенности. 134 Нормы и рационы кормления свиноматки. 1 1 - Внешний вид свиноматки и её особенности. 135 Содержание супоросной свиноматки в индивидуальном станке. 1 1 - Внешний вид свиноматки и её особенности. 136 Особенности кормления супоросной свиноматки в индивидуальном станке. 1 1 - Внешний вид свиноматки и её особенности. 137 Уход за свиноматкой накануне и после опороса. 1 1 - Внешний вид свиноматки и её особенности. 138 Первое кормление поросят. 1 1 - Правила и условия первого кормления поросят. 139 Условия для содержания свиней в свинарнике. 1 1 - Содержание свиней в свинарнике. 140 Уборка свинарника. 1 1 - Содержание свиней в свинарнике. 141 Оптимальная температура и влажность 1 воздуха в свинарнике. 1 - Содержание свиней в свинарнике. 142 Необходимость поддержания чистоты на территории свинофермы и в свинарнике. 1 1 - Содержание свиней в свинарнике. 143 Необходимость поддержания чистоты на территории свинофермы и в свинарнике. 1 1 - Содержание свиней в свинарнике. 144 Виды болезней у свиней, краткая характеристика. 1 1 - Виды болезней у свиней и их краткая характеристика. 145 Виды болезней у свиней, краткая характеристика. 1 1 - Виды болезней у свиней и их краткая характеристика. 146 Профилактика заболеваний. 1 1 - Виды болезней у свиней и их краткая характеристика. 147 Инвентарь для уборки в свинарнике. 1 1 - Оборудование птичника. Ручной инвентарь для уборки свинарника. 148 Правила безопасной работы по уходу за свиньями. 1 1 - Оборудование птичника. Ручной инвентарь для уборки 149 Уход за свиньями в индивидуальных хозяйствах. 1 1 - Правила ухода за свиньями в индивидуальных хозяйствах. 150 Уход за свиньями в фермерских хозяйствах. 1 1 - Правила ухода за свиньями в фермерских хозяйствах. 151 Уход за свиньями в промышленных хозяйствах. 1 1 - Правила ухода за свиньями в промышленных хозяйствах. 152 Уход за свиньями на школьной свиноферме. 1 1 - Правила ухода за свиньями на школьной свиноферме. Удобрения 15 14 1 153 Минеральные удобрения. Вводное занятие. 1 1 - Понятия об удобрениях. Виды удобрений. 154 Правила безопасной работы с удобрениями. 1 1 - Понятия об удобрениях. Виды удобрений. 155 Удобрения (минеральные и органические). 1 1 - Понятия об удобрениях. Виды удобрений. 156 Виды минерального удобрения. 1 1 - Понятия об удобрениях. Виды удобрений. 157 Элементы питания растений, содержащиеся в минеральных удобрениях. 1 1 - Значение минеральных удобрений. 158 Простые минеральные удобрения. 1 1 - Значение минеральных удобрений. 159 Характеристика азотных удобрений. 1 1 - Значение азотных удобрений. 160 Характеристика фосфорных и калийных удобрений. 1 1 - Значение фосфорных и калийных удобрений. 161 Комплексные минеральные удобрения, 1 их преимущество. 1 - Значение минеральных удобрений. 162 Комплексные минеральные удобрения, 1 их преимущество. 1 - Значение минеральных удобрений. 163 Растворимость минеральных удобрений в воде. 1 1 - Значение минеральных удобрений. 164 Цвет удобрений, их хранение. 1 1 - Цвет удобрений, их хранение. 165 Правила смешивания минеральных удобрений с органическими. 1 1 - Значение минеральных удобрений. 166 Сроки и способы внесения минеральных удобрений в почву. 1 1 - Значение минеральных удобрений. 167 Определение вида минерального удобрения. 1 - 1 Значение минеральных удобрений. Плодовые деревья 168 Основные плодовые деревья. 31 1 28 1 3 - Плодовые деревья, распространенные в местных условиях. 169 Виды плодовых деревьев средней полосы России. 1 1 - Плодовые деревья, распространенные в местных условиях. 170 Сведения о плодовых деревьях: косточковые и семечковые. 1 1 - Плодовые деревья, распространенные в местных условиях. 171 Надземная часть плодового дерева. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева. 172 Подземная часть плодового дерева. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева. 173 Приствольный круг. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева. 174 Характер кроны и цвет коры плодового дерева. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева. 175 Строение и особенности плодового дерева яблони. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева яблони. 176 Строение и особенности плодового дерева яблони. 1 - 1 Строение и характеристики плодового дерева яблони. 177 Сорта яблони, их характеристика. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева яблони. 178 Сорта яблони, их характеристика. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева яблони. 179 Плодовые и листовые почки яблони. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева яблони. 180 Определение плодовой и листовой почки яблони. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева яблони. 181 Строение и особенности плодового дерева груши. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева груши. 182 Строение плодового дерева груши. 1 - 1 Строение и характеристики плодового дерева груши. 183 Особенности плодового дерева груши. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева груши. 184 Сорта груши, их характеристика. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева груши. 185 Сорта груши, их характеристика. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева груши. 186 Строение плодового дерева вишни, особенности. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева вишни. 187 Сорта вишни, их характеристика. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева вишни. 188 Сорта вишни, их характеристика. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева вишни. 189 Плодовые и листовые почки вишни. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева вишни. 190 Определение плодовой и листовой почки вишни. 1 - 1 Строение и характеристики плодового дерева вишни. 191 Строение плодового дерева сливы. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева сливы. 192 Особенности растения сливы. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева сливы. 193 Сорта сливы, их характеристика. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева сливы. 194 Сорта сливы, их характеристика. 1 1 - Строение и характеристики плодового дерева сливы. 195 Способы размножения плодовых деревьев. 1 1 - Способы размножения плодовых деревьев. 196 Выращивание саженцев плодовых деревьев. 1 1 - Способы размножения плодовых деревьев. 197 Вегетативное размножение прививками. 1 1 - Способы размножения плодовых деревьев. 198 Размножение корневой порослью. 1 1 - Способы размножения плодовых деревьев. Зеленные овощи 36 32 4 199 Зеленные овощи. Вводное занятие. 1 1 - Группы и характеристики зелёных овощей. 200 Виды овощей зеленных культур, их значение. 1 1 - Группы и характеристики зелёных овощей. 201 Раннее получение витаминной продукции. 1 1 - Группы и характеристики зелёных овощей. 202 Шпинат, щавель, сельдерей, их характеристика. 1 1 - Группы и характеристики зелёных овощей. 203 Ревень и эстрагон, их характеристика. 1 1 - Группы и характеристики зелёных овощей. 204 Внешнее строение и особенности растения укропа. 1 1 - Группы и характеристики зелёных овощей. 205 Значение и использование укропа. 1 1 - Строение и значение укропа. 206 Выращивание зелени укропа и цветущих растений укропа на семена. 1 - 1 Строение и значение укропа. 207 Строение и особенности салата, его виды. 1 1 - Строение и значение салата. 208 Выращивание листового салата. 1 - 1 Строение и значение салата. 209 Внешнее строение и особенности петрушки листовой. 1 1 - Строение и значение петрушки. 210 Значение и использование петрушки. 1 1 - Строение и значение петрушки. 211 Внешнее строение и особенности петрушки корневой. 1 1 - Строение и значение петрушки. 212 Выращивание петрушки. 1 - 1 Строение и значение петрушки. 213 Капуста. Особенности растения капусты. 1 1 - Строение и значение капусты. 214 Пищевая ценность и значение капусты. 1 1 - Строение и значение капусты. 215 Виды капусты, их характеристика. 1 - Строение и значение капусты. 1 216 Использование разных видов капусты. 1 1 - Строение и значение капусты. 217 Строение растения капусты первого года жизни. 1 1 - Строение и значение капусты. 218 Строение растения капусты второго года жизни. 1 1 - Строение и значение капусты. 219 Капуста ранних, средних и поздних сортов. 1 1 - Строение и значение капусты. 220 Наиболее распространённые современные сорта капусты. 1 1 - Строение и значение капусты. 221 Сорта капусты, пригодные для хранения, квашения и использования в свежем виде. 1 1 - Строение и значение капусты. Сорта капусты. 222 Виды ранних сортов белокочанной капусты. 1 1 - Строение и значение капусты. Сорта капусты. 223 Наиболее распространённые современные сорта ранней белокочанной капусты. 1 1 - Строение и значение капусты. Сорта капусты. 224 Особенности среднеранних сортов белокочанной капусты. 1 1 - Строение и значение капусты. Сорта капусты. 225 Рассадный способ выращивания капусты. 1 1 - Требования к выращиванию капусты. 226 Безрассадный способ выращивания капусты. 1 1 - Требования к выращиванию капусты. 227 Виды и особенности среднепоздних сортов белокочанной капусты. 1 1 - Строение и значение капусты. Сорта капусты. 228 Виды и особенности поздних сортов белокочанной капусты. 1 1 - Строение и значение капусты. Сорта капусты. 229 Использование ранних сортов белокочанной капусты. 1 1 - Строение и значение капусты. Сорта капусты. 230 Использование средних сортов белокочанной капусты. 1 1 - Строение и значение капусты. Сорта капусты. 231 Использование поздних сортов белокочанной капусты. 1 1 - Строение и значение капусты. Сорта капусты. 232 Посев семян капусты. 1 1 - Требования к посеву семян капусты. 233 Инвентарь, необходимый для посева и правила работы. 1 1 - Требования безопасности и подготовка инвентаря для посева. 234 Подготовка земляной смеси для посева 1 капусты. - 1 Условия подготовки земляной смеси для посева капусты. Биотопливо 4 4 - 235 Биотопливо и его виды. Вводный урок. 1 1 - Понятия о биотопливе. Его виды. 236 Навоз, как биотопливо для парника. 1 1 - Значение и использование навоза. 237 Подготовка навоза для использования в парнике. 1 1 - Значение и использование навоза. 238 Правила укладки навоза в парник, приёмы разогревания навоза. 1 1 - Значение и использование навоза. Содержание учебного (тематического) плана Растениеводство. Вводное занятие. Анализ результатов обучения за 5 класс. Задачи обучения в предстоящем учебном году. Охрана труда. Спецодежда. Уборка лука. Признаки созревания лука. Сроки уборки. Способы хранения репчатого лука и лука-севка. Просушка лука перед закладкой на хранение. Признаки полной просушки луковиц. Выборка лука из рядов, раскладка для просушки. Проверка степени просушки. Отбор лука-толстошея для первоочередного использования. Уборка моркови и свёклы. Признаки созревания семенных зонтиков у моркови и соплодий свеклы. Сроки уборки моркови и свеклы. Дозревание семян. Срезка стеблей моркови у основания. Срезка стеблей свеклы у основания. Размещение срезанных стеблей для просушки и дозревания семян. Срезка семенных головок лука и укладка на просушку. Парник. Парник, его устройство и значение. Почвенный грунт и его использование для парника. Заготовка почвы для теплицы и парника. Состав земляной смеси для парников и теплиц и соотношения частей земляной смеси. Заготовка огородной почвы и укладка её под навес. Размещение нужного количества почвы под стеллажами теплицы. Время заготовки почвенной смеси. Хранение составных частей земляной смеси. Правила заготовки и размещения перегноя под стеллажами теплицы. Подготовка парника к зиме. Значение парника для выращивания рассады овощных культур. Почвенный грунт в парнике, необходимость выемки грунта из парника. Правила выемки грунта из парника. Техника безопасности при уборке и подкапывании грунта. Уборка корнеплодов. Сроки уборки столовых корнеплодов. Правила подкапывания корнеплодов. Способы учета урожая и урожайности. Правила обрезки ботвы. Хранение корнеплодов. Сортировка корнеплодов. Признаки нестандартной продукции. Подкапывание корнеплодов моркови и уборка из рядков. Складывание в кучу ботвой в одну сторону. Уборка корнеплодов свеклы из рядков, складывание свеклы в кучу ботвой в одну сторону. Обрезка ботвы у столовых корнеплодов. Закладка их на хранение. Уборка и скармливание ботвы животным. Учет урожая в корзинах и ведрах. Определение массы столовых корнеплодов в одном ведре и в одной корзине. Подсчет общей массы урожая и расчет урожайности. Сортировка корнеплодов. Отбор нестандартной продукции. Ягодные кустарники. Смородина, крыжовник, малина как ягодные кустарники. Другие виды ягодных кустарников, распространенные в местных условиях. Виды смородины (черная, красная, золотистая). Строение ягодного кустарника и особенности плодоношения. Уход за ягодным кустарником. Болезни и вредители смородины, крыжовника и малины. Распознавание этих вредителей. Обрезка засохших ветвей смородины и отплодоносивших стеблей малины. Удаление обрезанных стеблей из сада. Внесение органических удобрений под кустарники. Вскапывание почвы вокруг кустарников. Животноводство. Свиньи. Свинья как домашнее животное. Разведение свиней в коллективных и фермерских хозяйствах. Требования к свинарнику. Виды свиней: хряки, свиноматки, поросята-сосуны, поросята-отъемыши, откормочные. Особенности внешнего строения свиньи. Содержание свиней в коллективных хозяйствах: (оборудование свинарников станками для индивидуального и группового содержания различных видов свиней, кормушки с механической подачей корма, поилки, щелевые полы). Содержание свиней в индивидуальном и фермерском хозяйствах. Оборудование школьной свиноводческой фермы. Виды свиней, содержащихся на школьной свиноферме. Устройство станка для содержания свиньи. Помещение для приготовления кормов и его оборудование. Летний лагерь для свиней. Уборка летнего лагеря для свиней. Очистка территории, уборка кормушек под навес. Простейший ремонт ограждения и навеса. Виды корма для свиней (зерновой, сочный, зеленый, отходы технических производств, животного происхождения). Витаминные и минеральные подкормки. Основные зерновые корма (кукуруза, ячмень; овес для поросят). Сочные корма (кормовая свекла, морковь, кормовые бахчевые). Зеленый корм (свежая зелень). Отходы технических производств (жом, барда, жмых, отруби и др.). Корма животного происхождения (мясная и мясокостная мука), молоко и продукты его переработки (обрат, сыворотка, пахта). Комбинированные корма. Пищевые отходы. Питательные вещества в корме. Норма и рацион кормления свиньи. Зависимость нормы и рациона кормления от групповой принадлежности и возраста свиньи. Норма и рацион кормления откормочной свиньи. Кратность кормления. Подготовка кормов к скармливанию. Пищевые отходы как основной вид корма для свиней на школьной свиноферме. Правила скармливания пищевых отходов свиньям. Оптимальная температура и влажность воздуха в свинарнике. Необходимость поддерживания чистоты в свинарнике (станках и проходах), а также в помещении для приготовления кормов. Инвентарь для уборки. Правила безопасной работы. Чистка кормушек, удаление навоза из станков. Удаление навоза из проходов, вывоз его за пределы свинарника. Раскладка чистой подстилки в станках. Мойка бака или чана для варки кормовой смеси. Чистка посуды для раздачи корма. Уборка помещения для приготовления кормов. Виды свиноматки (холостая, супоросная и подсосная). Нормы и рационы кормления свиноматки. Содержание свиноматки в индивидуальном станке. Особенности кормления свиноматки. Уход за свиноматкой накануне опороса и сразу после него. Удобрения. Виды удобрения (минеральное и органическое). Виды минерального удобрения. Элементы питания растений, содержащиеся в минеральных удобрениях. Наиболее распространенные азотные, фосфорные и калийные удобрения. Комплексные минеральные удобрения (аммофос, нитрофоска, аммофоска и др.). Преимущество комплексных минеральных удобрений. Растворимость минеральных удобрений в воде. Цвет удобрений. Хранение удобрений. Смешивание минеральных удобрений с органическими. Правила внесения минеральных удобрений в почву. Плодовые деревья. Яблоня, груша, слива, вишня — основные плодовые деревья средней полосы России. Строение плодового дерева. Рост, развитие и плодоношение основных плодовых деревьев. Косточковые и семечковые плодовые деревья, разница в их размножении. Сорта плодовых деревьев. Выращивание саженца плодового дерева. Плодовые и листовые почки на плодовом дереве. Характер кроны и цвет коры плодового дерева. Зелёные овощи. Зеленные овощи. Вводное занятие. Виды овощей зеленных культур, их значение. Раннее получение витаминной продукции. Шпинат, щавель, сельдерей, их характеристика. Ревень и эстрагон, их характеристика. Внешнее строение и особенности растения укропа. Значение и использование укропа. Выращивание зелени укропа и цветущих растений укропа на семена. Строение и особенности салата, его виды. Выращивание листового салата. Внешнее строение и особенности петрушки листовой. Значение и использование петрушки. Внешнее строение и особенности петрушки корневой. Выращивание петрушки. Капуста. Пищевая ценность капусты. Особенности капусты как двулетнего растения. Строение растения капусты первого и второго года жизни. Капуста ранних, средних и поздних сортов. Наиболее распространенные современные сорта ранней, средней и поздней капусты. Сорта капусты, пригодные для потребления в свежем виде, квашения и зимнего хранения кочанов. Плотность кочанов ранней, средней и поздней капусты. Рассадный и безрассадный способ выращивания капусты. Биотопливо. Биотопливо и его виды. Навоз, как биотопливо для парника. Глубина набивки котлована парника навозом. Правила укладки навоза. Подвоз навоза к парнику, укладка в котлован. Добавка навоза после осаждения. Укрытие парника пленочными рамами. Наблюдение за температурой навоза и началом «горения». Планируемые результаты изучения учебного предмета «Сельскохозяйственный труд» в 7 классе, для учащихся с умственной отсталостью 1.2. (интеллектуальными нарушениями) В результате освоения у обучающихся, воспитанников с ОВЗ предполагается формирование учебных действий, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. Личностные результаты: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни. Метапредметные результаты: самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию изделий, получению готовой с/х продукции; выбор для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии); согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности. Предметные результатами: осознание роли техники, сельского хозяйства и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. Минимальный уровень: Знать название материалов, процесс их изготовления; изделия, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; знать свойства материалов и правила хранения; санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами; подбирать материалы, необходимые для работы; знать принципы действия, общее устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.); подбирать инструменты, необходимые для работы; руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно- гигиеническими требованиями при выполнении работы; овладеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, вязание, валяние, вышивание, литье, пиление, строгание и т. д.); овладеть основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; читать технологическую карту, используемую в процессе изготовления изделия; составлять стандартный план работы; иметь представление о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, прикладные работы, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.); определять утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий; понимать значение и ценность труда; понимать красоту труда и его результатов; заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной природе; использовать эстетические ориентиры/эталоны в быту, дома и в школе; понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающую внутреннюю дисциплину; эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе; выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»); организовывать под руководством учителя совместную работу в группе; осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь; выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания; проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы; выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения; принимать посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды. Достаточный уровень: Осознанно определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с их физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно - практической деятельности; экономно расходовать материалы; планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью; осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента; отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки материалов; создавать материальные ценности, имеющие потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей; самостоятельно определять задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения; овладеть некоторыми видам общественноорганизационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.); понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы 2.1 Условия реализации программы Кадровое обеспечение Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической деятельности. Очень важно для педагога иметь знания в различных областях. Иметь навык обеспечения условий для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся. Материально - техническое обеспечение Техническое обеспечение ноутбук; проектор мультимедийный; акустическая система; экран; принтер-сканер. Оборудование грабли – 4 шт.; мотыги – 4 шт.; лопаты – 4 шт.; веерные грабли – 2 шт.; лопаты штыковые – 4 шт.; лопаты совковые – 4 шт.; снегоуборочные лопаты – 4 шт.; метла – 4 шт.; секатор – 2 шт.; ножовки – 2 шт.; ведра – 2 шт. Методическое обеспечение программы. Организационно-методические материалы для педагога: календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год; инструкции по охране труда и технике безопасности. Дидактическое обеспечение курса Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями. Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать: наглядные пособия; художественные фотографии, рисунки и иллюстрации; наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося); электронные презентации и видеофильмы по основным разделам программы; плакаты (правила техники безопасности); гербарий. 2.2. Формы аттестации Контроль знаний Контроль и учёт теоретических знаний обучающихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём бесед, устного опроса, заполнения карт формирования навыков и умений; учёт практических навыков и умений осуществляется путём наблюдения. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические и лабораторно-практические работы, метод проектов. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями и животными, технологических расчетов. На лабораторнопрактических работах изучаются свойства почвы, удобрений. Учитель в соответствии с имеющимися в школе возможностями выбирает объекты и темы практических работ для обучающихся, чтобы они как можно полнее представляли изучаемые агротехнологии. При этом необходимо учитывать посильность объектов труда для обучающихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение обучающихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. 2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы 1. Федеральный закон от 29.12..2-12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 2, Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2012 год, под редакцией В.В. Воронковой. 3. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.). 4. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.). 5. Конституция Российской Федерации (1993 года). 6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 7. Указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы". 8. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р). 9. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598). 10. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599). 11. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 12. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г. 13. Письмо Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью". 14. Приложение №07-778 от 9 апреля 2014 г. к письму Минобнауки России от 09.04. 2014 г. № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ». 16. Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, 2015г. Аннотация Рабочая программа по трудовому обучению (профиль «Сельскохозяйственный труд») для учащихся 7 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». Данная рабочая программа по сельскохозяйственному труду отвечает требованиям государственных стандартов по формированию знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Программа содержит необходимый объём сельскохозяйственных знаний и навыков, которые нужны для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах. Её цель – допрофессиональная подготовка учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа составлена с учётом психофизических возможностей учащихся, учтены принципы последовательности и преемственности обучения, местные почвенно-климатические условия, а также сезонность полевых работ. Актуальность программы. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников с ОВЗ: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма. При обучении сельскохозяйственному труду развивается мышление и мелкая моторика, способность к пространственному анализу, речь, внимание, память. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках ознакомления с окружающим миром, биологии, математике, геометрии. Большое внимание уделяется технике безопасности, производственной санитарии и личной гигиене. В процессе обучения обучающиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения по сельскохозяйственному труду, на этом материале формируются общетрудовые умения на уровне, доступном данному контингенту обучающихся. Вместе с тем предлагаемый учебный материал может служить базой для последующего овладения профессиями селькохозяйственного производства. Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Сельскохозяйственный труд» предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класса общеобразовательной организации. Срок реализации настоящей программы по предмету «Сельскохозяйственный труд» - 1 учебный год. Предмет соответствует федеральному компоненту стандарта образования на реализацию которого отводится 7 часов в неделю (34 учеб. недели). Цель программы: Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, воспитание трудовых навыков и подготовка к самостоятельной жизни. Задачи программы: Формирование навыков работы с сельхоз инструментами. Овладение безопасными приемами труда и использованием сельскохозяйственного инвентаря. Формирование знаний, умений по сельскохозяйственному труду. Развитие мышления, способности к пространственному анализу, мелкой и крупной моторики. Формирование эстетических представлений, благотворно влияющих на становление личности, способствующих их социальной адаптации. Формирование отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей. Форма реализации – очная. Список литературы и электронных ресурсов 1. Ковалёва Е.А. Сельскохозяйственный труд: учеб. Для 7 кл. спец. (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида. Е.А.Ковалёва.-М.:Просвещение, 2007.-191с. 2. Ковалёва Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе. Пособие для учителя.- 2е изд. переработанное и дополненное. – М. Просвещение, 1985, - 184с,ил. 3. Коньков В., Пичугина Г. Путешествие на ферму Москва «детская литература» 1989г. 4. Трудовое обучение. С/х работы. Пособие для 5-7 кл. сред. шк. / З. А. Клепинина и др. Москва «Просвещение» 1990.-191с. 5. Домашняя свиноферма: разведение, выращивание. Издательство «Донечина», 2000г. 6. Журналы «Приусадебное хозяйство». «Издательский дом Сельская новь» Москва.