11. РП (УО) Сельхоз. труд 6 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
__________ Гринева Л.И.
Приказ №164 от «27» августа 2021 года.

Адаптированная
общеобразовательная программа
по профилю «Сельскохозяйственный труд»
для обучающихся 6 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Составитель: учитель технологии
Сафронова О.А.
МКОУ «Кузнецовская СОШ»

п. Кузнецовский, 2021г

Содержание

1.

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи программы

7

1.3. Содержание программы

8

Учебный (тематический) план

8

Содержание учебного (тематического) плана

36

1.4. Планируемые результаты

2.

Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы

39

43

2.1. Условия реализации программы

43

2.2. Формы аттестации

46

2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы

47

Аннотация

49

Список литературы

51

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Рабочая программа по трудовому обучению (профиль «Сельскохозяйственный труд») для учащихся 6 класса
составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».
Данная рабочая программа по сельскохозяйственному труду отвечает требованиям государственных стандартов по
формированию знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в
коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах.
Программа 6 класса включает осенние сельскохозяйственные работы, это обработка почвы, уборка картофеля,
уход за ягодными кустарниками, посадка чеснока. На занятиях по растениеводству обучающиеся знакомятся с основами
овощеводства и полеводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания столовых корнеплодов,
лука репчатого, лука севка. Так же ребята узнают о свойствах и условиях хранения органических удобрений, способах
получения компоста.
Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность. Программа составлена с учетом
уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять
процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию
психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных
действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в
наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая
находится в зоне его ближайшего развития.

Актуальность программы. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества
школьников с ОВЗ: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль,
чувство коллективизма. При обучении сельскохозяйственному труду развивается мышление и мелкая моторика,
способность к пространственному анализу, речь, внимание, память.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках ознакомления с окружающим миром,
биологии, математике, геометрии. Большое внимание уделяется технике безопасности, производственной санитарии и
личной гигиене.
В процессе обучения обучающиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой
деятельности знания и умения по сельскохозяйственному труду, на этом материале формируются общетрудовые умения
на уровне, доступном данному контингенту обучающихся. Вместе с тем предлагаемый учебный материал может
служить базой для последующего овладения профессиями селькохозяйственного производства.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Сельскохозяйственный труд» предназначена для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класса общеобразовательной организации.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Сельскохозяйственный труд» - 1 учебный год. Предмет
соответствует федеральному компоненту стандарта образования на реализацию которого отводится 6 часов в неделю
( 34 учеб. недели).

Основные направления коррекционной работы
 развитие пространственных представлений и ориентации;
 развитие зрительного восприятия и узнавания;
 развитие основных мыслительных операций;
 развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 развитие речи и обогащение словаря;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
 развитие целенаправленной деятельности путем формирования ориентировочных, планирующих, контрольных
умений и навыков.
Методы и технологии обучения
 рассказ;
 объяснение;
 беседа;
 самостоятельная работа с книгой;
 демонстрация (показ) натуральных объектов, муляжей, изображений с помощью компьютерных технологий;
 практическое выполнение трудовых и творческих заданий;
 игровое занятие.

Виды деятельности
 устное и письменное выполнение тестовых заданий;
 выполнение практических работ и упражнений;
 работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
 развёрнутые объяснения при выполнении технологических заданий, что содействует развитию речи и мышления,
приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
 самостоятельные работы, которые способствуют воспитанию прочных знаний и умений;
 индивидуальные занятия;
 самостоятельная работа с учебником.

1.2. Цель и задачи программы
Цель данной программы: воспитание положительных качеств личности обучающихся: трудолюбия,
настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям труда, получение элементарных знаний по видам
труда.
С учетом уровня знаний обучающихся 6 класса основными задачами являются:


формирование трудовых качеств;



обучение доступным приемам труда;



развитие самостоятельности в труде;



привитие интереса к труду;



формирование организационных умений в труде: работать только на своем рабочем месте, правильно располагать
на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы;



знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях труда в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются
и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная
работа выражается в формировании умений:


ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);



предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность изготовления
изделий или выполнения работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);



контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых
изделий или выполненной работы).

1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
(204 часа)
№урок

Раздел. Тема урока

Часы

Содержание занятий

а
Всего

1

Теория

Практика

Растениеводство. Вводное занятие. 3

3

-

Вводный инструктаж. Значение

1

-

1

сельского хозяйства.

Анализ результатов обучения за
5 класс. Задачи обучения в
предстоящем учебном году.
Охрана труда. Спецодежда

2

Отрасли сельского хозяйства.

1

1

-

Сельскохозяйственный труд и
его значение.

3

ТБ при работе на пришкольном

1

1

-

участке и на уроках технологии

4

Правила работы на занятиях по
сельскохозяйственному труду.

Уборка картофеля.

19

9

10

Сроки уборки картофеля.

1

1

-

Правила безопасности при

работе сельскохозяйственным
инвентарём.
5

Способы уборки картофеля.

1

1

-

Значение своевременной уборки
картофеля.

6

Особенности уборки клубней при

1

1

-

Значение в просушке и
сортировке клубней.

поражении картофеля
фитофторозом.
7

Просушка и сортировка клубней

1

1

-

картофеля.
8

Хранилище для картофеля.

Значение в просушке и
сортировке клубней.

1

1

-

Значение в просушке и
сортировке клубней.

9

Правила безопасной работы при

1

1

-

Значение в просушке и
сортировке клубней.

уборке картофеля и закладке
клубней на хранение.
10

Закладка клубней на хранение.

1

1

-

Значение в просушке и
сортировке клубней.

11

Практическая работа. Сбор

1

-

1

Сбор картофеля вручную.

1

-

1

Сушка и сортировка клубней

выкопанных клубней картофеля.
12

Практическая работа. Сортировка
клубней картофеля.

13

Практическая работа. Закладка

картофеля.
1

-

1

Сушка и сортировка клубней
картофеля.

клубней картофеля на хранение
14

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

-

Практическая работа.

15

Контрольная работа.

1

1

-

Контрольная работа.

16

Сгребание и удаление скошенной

1

-

1

Уборка скошенной травы.

1

-

1

Уборка скошенной травы.

1

-

1

Уборка скошенной травы.

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

травы с пришкольного участка.
17

Сгребание и удаление скошенной
травы с пришкольного участка.

18

Сгребание и удаление скошенной
травы с пришкольного участка.

19

Планировка пришкольного участка.

20

Планировка пришкольного участка.

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

21

Создание дренажного слоя на

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

Почва и ее обработка.

28

13

15

Понятие о почве. Состав почвы.

1

1

-

пришкольном участке.
22

Создание дренажного слоя на
пришкольном участке.

23

Значение почвы для
выращивания растений.

24

Факторы жизни растений.

1

1

-

Значение почвы для
выращивания растений.

25

Плодородие почвы.

1

1

-

Из чего состоит почва.

26

Охрана окружающей среды и почв.

1

1

-

Из чего состоит почва.

27

Песок и глина в почве.

1

-

1

Свойства песчаной и глинистой
почв.

28

Вода в почве.

1

-

1

Водные свойства почв.

29

Воздух в почве.

1

-

1

Из чего состоит почва.

30

Перегной в почве.

1

-

1

Из чего состоит почва.

31

Минеральные соли в почве.

1

-

1

Из чего состоит почва.

32

Определение песчаной и глинистой

1

-

1

Свойства песчаной и глинистой
почв.

почвы.
33

Сравнение способности песчаной и

1

-

1

почв.

глинистой почв пропускать воду.
34

Значение обработки почвы. Виды

1

1

-

Основная обработка почвы.

Значение обработки почвы. Виды
обработки почвы.

обработки почвы.
35

Свойства песчаной и глинистой

1

1

-

Значение обработки почвы. Виды
обработки почвы.

36

Предпосевная обработка почвы.

1

1

-

Значение обработки почвы. Виды
обработки почвы.

37

Перекопка почвы, требования к
качеству перекапывания.

1

1

-

Требования к качеству
перекапывания.

38

Ручной инвентарь для обработки

1

1

-

обработки почвы.

почвы.
39

Правила перекапывания лопатой.

Значение обработки почвы. Виды

1

1

-

Значение захвата почвы при
перекопке почвы лопатой.

40

Правила безопасной работы

1

1

-

Требования к качеству
перекапывания.

лопатой.
41

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

-

Практическая работа.

42

Повторительно-обобщающий урок.

1

-

1

Практическая работа.

43

Контрольная работа.

1

1

-

Контрольная работа.

44

Выравнивание микрорельефа

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

пришкольного участка.
45

Выравнивание микрорельефа
пришкольного участка.

46

Копка водоотводных канав по
периметру пришкольного участка.

47

Копка водоотводных канав по

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

периметру пришкольного участка.
48

Удаление многолетних сорняков.

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

49

Удаление многолетних сорняков.

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

50

Удаление многолетних сорняков.

1

-

1

Работа на пришкольном участке.

Чеснок

10

6

4

Строение растения чеснока.

1

1

-

51

Некоторые особенности чеснока;
какие листья имеет растение
чеснока, из чего состоит
луковица; как размножают
чеснок и т.д.

52

Виды чеснока. Некоторые

1

1

-

Некоторые особенности чеснока.

особенности чеснока.
53

Значение чеснока.

1

1

-

Некоторые особенности чеснока.

54

Подготовка почвы под посадку

1

1

-

Требования к обработке почвы

чеснока.

под чеснок. Сроки и способы

посадки.
55

Сроки и способы посадки чеснока.

1

1

-

Требования к обработке почвы
под чеснок. Сроки и способы
посадки

56

Подготовка почвы под осеннюю

1

-

1

посадку чеснока.

Требования к обработке почвы
под чеснок. Сроки и способы
посадки

57

Разметка посадочных рядков для

1

-

1

посадки чеснока.

Требования к обработке почвы
под чеснок. Сроки и способы
посадки

58

Посадка чеснока.

1

-

1

Подготовка посадочного
материала.

59

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

-

Практическая работа.

60

Контрольная работа.

1

-

1

Контрольная работа.

Осенний уход за ягодными

13

7

6

кустарниками

61

Вводный инструктаж. Виды ягодных 1

1

-

кустарников.

Ягодные кустарники,
распространенные в местных
условиях.

62

Смородина.

1

1

-

Ягодные кустарники,
распространенные в местных
условиях.

63

Крыжовник.

1

1

-

Ягодные кустарники,
распространенные в местных
условиях.

64

Малина.

1

1

-

Ягодные кустарники,
распространенные в местных
условиях.

65

Уход за ягодными кустарниками.

1

1

-

В чем заключается уход за
ягодными кустарниками.

66

Уход за ягодными кустарниками в

1

-

1

ягодными кустарниками.

осеннее время и борьба с сорняками.
67

Перекопка почвы вокруг ягодных

В чем заключается уход за

1

-

1

Правила вскапывания почвы

кустов.

вокруг ягодных кустарников
лопатой.

68

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

-

Практическая работа.

69

Контрольная работа.

1

1

-

Контрольная работа.

Животноводство. Вводное

3

3

-

занятие.
70

Отрасли животноводства.

1

1

-

Значение животноводства.

71

Отрасли животноводства.

1

1

-

Значение животноводства.

72

ТБ при работе на пришкольном

1

1

-

Правила работы на занятиях
технологии.

участке и на уроках технологии.

73

Домашняя птица

38

30

8

Значение и особенности домашней

1

1

-

Значение домашней птицы.

1

1

-

Значение домашней птицы.

птицы.
74

Значение и особенности домашней
птицы.

75

Внешний вид кур.

Внешний вид курей и их
особенности.

76

Особенности кур.

1

1

-

Внешний вид курей и их
особенности.

77

Породы кур.

1

1

-

Породы кур.

78

Породы кур.

1

1

-

Породы кур.

79

Внешний вид гусей.

1

1

-

Внешний вид гусей, их
особенности.

80

Особенности гусей.

1

1

-

Внешний вид гусей, их
особенности.

81

Породы гусей.

1

1

-

Породы гусей.

82

Породы гусей.

1

1

-

Породы гусей.

83

Внешний вид уток.

1

1

-

Внешний вид уток, их
особенности.

84

Особенности уток.

1

1

-

Внешний вид уток, их
особенности.

85

Породы уток.

1

1

-

Породы уток.

86

Внешний вид индеек.

1

1

-

Внешний вид индеек и их
особенности.

87

Особенности индеек.

1

1

-

Внешний вид индеек и их
особенности.

88

Породы индеек.

1

1

-

Внешний вид индеек и их
особенности. Породы индеек.

89

Вольное содержание домашней

1

1

-

условиях. Вольное содержание.

птицы.
90

Выгульное содержание домашней

Содержание птиц в домашних

1

1

-

птицы

Содержание птиц в домашних
условиях. Выгульное
содержание.

91

Безвыгульное содержание домашней 1
птицы.

1

-

Содержание птиц в домашних
условиях. Безвыгульное

содержание.
92

Птицеводческие хозяйства и их

1

1

-

птицеводческих хозяйствах.

виды.
93

Напольное содержание кур и

Содержание домашней птицы в

1

1

-

цыплят.

Содержание домашней птицы в
птицеводческих хозяйствах на
полу.

94

Напольное содержание уток.

1

1

-

Содержание домашней птицы в
птицеводческих хозяйствах на
полу.

95

Выгульное содержание гусей.

1

1

-

Содержание птиц в домашних
условиях. Выгульное
содержание.

96

Клеточное содержание кур.

1

1

-

Содержание домашней птицы в
птицеводческих хозяйствах в
клетках.

97

Кормление кур.

1

1

-

98

99

Вольное и выгульное содержание

1

1

-

Содержание птиц в домашних

домашней птицы в домашних

условиях. Вольное и выгульное

условиях.

содержание.

Оборудование птичника.

1

1

-

Оборудование птичника. Ручной
инвентарь для уборки птичника.

100

Насесты, гнезда.

1

1

-

Содержание домашней птицы в
домашних условиях.

101

Кормушки, поилки.

1

1

-

Содержание домашней птицы в
домашних условиях.

102

Ручной инвентарь для уборки

1

1

-

инвентарь для уборки птичника

птичника.
103

Правила безопасной уборки

1

1

-

Уборка птичника.

Правила безопасной работы при
уборке птичника.

птичника.
104

Оборудование птичника. Ручной

1

-

1

Правила безопасной работы при
уборке птичника.

105

Очистка поилок и кормушек.

1

-

1

Правила безопасной работы при

уборке птичника.
106

Уборка выгульного двора.

1

-

1

Правила безопасной работы при
уборке выгульного двора.

107

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

-

Практическая работа.

108

Контрольная работа.

1

1

-

Контрольная работа.

109

Уборка птичника.

1

-

1

Практическая работа.

110

Уборка птичника.

1

-

1

Практическая работа.

111

Очистка кормушек.

1

-

1

Практическая работа.

112

Очистка кормушек.

1

-

1

Практическая работа.

113

Очистка поилок.

1

-

1

Практическая работа.

Удобрения

23

16

7

Понятие об удобрениях, виды

1

1

-

114

удобрений.

Понятия об удобрения. Виды
удобрений.

115

Органические удобрения.

1

1

-

Понятия об удобрения. Виды
удобрений. Виды органических
удобрений. Значение
органических удобрений.

116

Минеральные удобрения.

1

1

-

Понятия об удобрениях. Виды
удобрений

117

Виды органических удобрений

1

1

-

(навоз, торф и др.).

Виды органических удобрений.
Значение органических
удобрений.

118

Значение органических удобрений.

1

1

-

Виды органических удобрений.
Значение органических
удобрений.

119

Виды навоза по происхождению.

1

1

-

Значение навоза.

120

Виды навоза по степени разложения. 1

1

-

Значение навоза.

121

Перегной.

1

1

-

Значение перегноя.

122

Торф.

1

1

-

Значение перегноя.

123

Птичий помет.

1

1

-

Значение птичьего помёта.

124

Виды компоста.

1

1

-

Значение и виды компоста.

125

Способы заготовки органических

1

1

-

Последовательность работы при

удобрений.

заготовке органических
удобрений.

126

Правила безопасной работы при

1

1

-

заготовке органических удобрений.

Последовательность работы и
правила безопасности при
заготовке органических
удобрений.

127

Хранение органических удобрений.

1

1

-

Хранение навоза, птичьего
помета. Устройства
навозохранилищ.

128

Заготовка навоза.

1

-

1

Правила хранения навоза.

129

Заготовка птичьего помета

1

-

1

Хранение птичьего помета.

130

Компостирование птичьего помета,

1

-

1

Последовательность работы и

смешанного с подстилкой.

правила безопасности при

компостировании птичьего
помёта.
131

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

-

Практическая работа.

132

Контрольная работа.

1

1

-

Контрольная работа.

133

Определение вида органического

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

удобрения.
134

Определение степени разложения у
навоза.

135

Заготовка птичьего помета.

1

-

1

Практическая работа.

136

Заготовка птичьего помета.

1

-

1

Практическая работа.

Животноводство. Овцы и козы

30

21

9

Значение и особенности овец и коз.

1

1

-

137

Значение и особенности овец и
коз. Отличие между овцами и
козами.

138

Овцы.

1

1

-

Особенности и внешний вид

овец.
139

Породы овец.

1

1

-

Тонкорунные породы,
полутонкорунные породы,
грубошерстные породы.

140

Козы.

1

1

-

Внешний вид коз и их
особенности.

141

Породы коз.

1

1

-

Шерстяные, молочные и пуховые
породы.

142

Содержание овец и коз.

1

1

-

Стойлово - пастбищное
содержание овец и коз.
Помещение для содержания овец
и коз.

143

Оборудование помещений для овец
и коз: кормушки и поилки.

1

1

-

Оборудование помещения для
овец и коз. Уход за овцами и
козами. Удаление соломистого
навоза со скотного двора после
перевода овец и коз на летнее

содержание.
144

Уход за овцами и козами в зимнее

1

1

-

уходе за овцами и козами.

время.
145

Содержание молочных коз.

Правила безопасной работы при

1

1

-

Сходство содержания молочных
коз с содержанием овец и
пуховых коз.

146

Правила безопасной работы при

1

1

-

уходе за овцами и козами.

уходе за овцами и козами.
147

Грубые корма для овец и коз: сено,

Правила безопасной работы при

1

1

-

Значение грубых кормов.

1

1

-

Значение сочных кормов.

1

1

-

Правила безопасной работы при

солома, веточный корм.
148

Сочные корма для овец и коз,
зерновые корма, минеральные
подкормки.

149

Подготовка кормов для овец и коз к

уходе за овцами и козами.

скармливанию.
150

Кормление овец и коз в зимнее
время.

1

1

-

Кормление овец и коз в зимнее
время, кормление ягнят и козлят,

кормление молочных коз.
151

Кормление ягнят и козлят.

1

1

-

Кормление овец и коз в зимнее
время, кормление ягнят и козлят,
кормление молочных коз.

152

Кормление молочных коз.

1

1

-

Кормление овец и коз в зимнее
время, кормление ягнят и козлят,
кормление молочных коз.

153

Правила раздачи кормов при

1

1

-

уходе за овцами и козами.

кормлении овец и коз.
154

Расчет суточной порции грубого

Правила безопасной работы при

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

корма для овец и коз на 1 голову, на
всех животных
155

Расчет разовой порции грубого
корма для всех овец и коз (1/2
суточной порции).

156

Расчет суточной дачи сочных
кормов на 1 голову, на всех
животных.

1

-

1

Практическая работа.

158

Подготовка кормов к скармливанию. 1

-

1

Практическая работа.

159

Стрижка овец.

1

-

Значение стрижки овец. Сроки и

157

Расчет суточной дачи зерновых
кормов на 1 голову, на всех
животных.

1

способы стрижки, обработка
шерсти.
160

Чёска коз.

1

1

-

Значение чёски коз. Сроки и
способы чёски коз, обработка
пуха.

161

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

-

Практическая работа.

162

Контрольная работа.

1

1

-

Контрольная работа.

163

Подготовка кормов к скармливанию

1

-

1

Практическая работа.

овцам.
164

Кормление ягнят и овец.

1

-

1

Практическая работа.

165

Подготовка кормов к скармливанию

1

-

1

Практическая работа.

козам.
166

Кормление коз и козлят.

1

-

1

Растениеводство. Полевые

4

4

-

1

1

-

Практическая работа.

культуры
167

Группы полевых культур.

Полевые культуры, зерновые,
зернобобовые кормовые,
технические.

168

Зерновые культуры.

1

1

-

Полевые культуры, зерновые,
зернобобовые кормовые,
технические. Внешний вид
растения пшеницы.

169

Кормовые культуры.

1

1

-

Кормовые корнеплоды,
кормовые бахчевые культуры,
кормовые травы.

170

Технические культуры.

1

1

-

Подсолнечник, сахарная свекла,
лён.

171

Овощные культуры

31

20

11

Группы овощных культур.

1

1

-

Группы и характеристика
овощных культур.

172

Капустные овощные растения.

1

1

-

Капуста кочанная, цветная,
кольраби, брокколи.

173

Плодовые овощные растения.

1

1

-

Огурец, томат, перец, баклажан.

174

Зеленные овощи.

1

1

-

Укроп, петрушка, салат

175

Столовые корнеплоды.

1

1

-

Свекла, морковь. Строение
корнеплода первого и второго
года жизни.

176

Столовая морковь.

1

1

-

Морковь. Строение корнеплода
первого и второго года жизни.

177

Подготовка почвы под посев

1

1

-

посев столовой моркови.

столовой моркови.
178

Уход за посевами столовой моркови. 1

Способы подготовки почвы под

1

-

Правила безопасной работы при

уходе за посевами столовой
моркови.
1

-

1

Практическая работа.

180

Уход за посевами столовой моркови. 1

-

1

Практическая работа.

181

Столовая свекла.

1

-

Свёкла. Строение корнеплода

179

Подготовка почвы и посев семян
столовой моркови.

1

первого и второго года жизни.
182

Подготовка почвы под посев

1

1

-

посев столовой свёклы.

столовой свеклы.
183

Уход за посевами столовой свеклы.

Способы подготовки почвы под

1

1

-

Правила безопасной работы при
уходе за посевами столовой
свёклой.

184

Подготовка почвы и посев семян

1

-

1

Практическая работа.

столовой свеклы.
185

Уход за посевами столовой свеклы.

1

-

1

Практическая работа.

186

Контрольная работа.

1

1

-

Контрольная работа.

187

Выращивание семян столовых

1

1

-

корнеплодов.

Последовательность работы и
правила безопасности при
выращивании семян столовых
корнеплодов.

188

Высадка маточников столовых

1

1

-

корнеплодов.

Последовательность работы и
правила безопасности при
высадке маточников столовых
корнеплодов.

189

Уход за семенниками столовых

1

1

-

корнеплодов.

Последовательность работы и
правила безопасности при уходе
за семенниками столовых
корнеплодов.

190

Уборка семенников столовых

1

1

-

корнеплодов.

Последовательность работы и
правила безопасности при уборке
семенников столовых
корнеплодов.

191

Подращивание маточников столовой 1
моркови и столовой свеклы

-

1

Практическая работа.

192

Высадка маточников столовой

1

-

1

Практическая работа.

1

-

1

Практическая работа.

1

1

-

Лук- порей, лукшалот, лук-

моркови и столовой свеклы.
193

Уход за семенниками столовой
моркови и столовой свеклы.

194

Луковичные овощные растения.

бутун, чеснок.
195

Лук репчатый.

1

1

-

Строение лука репчатого.

196

Выращивание лука-севка.

1

1

-

Последовательность работы при
выращивании лука-севка.

197

Выращивание лука-репки.

1

1

-

Последовательность работы при
выращивании лука-репки.

198

Выращивание лука-севка.

1

-

1

Практическая работа.

199

Выращивание лука-репки

1

-

1

Практическая работа.

200

Высадка маточных луковиц.

1

-

1

Практическая работа.

201

Уход за семенниками лука

1

-

1

Практическая работа.

репчатого.

202

Цветочные растения

3

3

0

Многолетние цветочные растения.

1

1

-

Виды цветкового растения
(однолетние и многолетние).
Разница между ними.

203

Зимующие многолетники.

1

1

-

Флокс, ирис (касатик), мускарин.

204

Выращивание зимующих

1

1

-

Последовательность работы при

многолетников.

выращивании зимующих
многолетников.

Содержание учебного (тематического) плана

Вводное занятие.
Анализ результатов обучения за 5 класс. Задачи обучения в предстоящем учебном году. Охрана труда.
Спецодежда.
Уборка картофеля. Сроки уборки картофеля. Правила окопки клубней без повреждений. Выкопка клубней
картофеля. Сбор клубней и их просушка. Закладка клубней на хранение в тару.
Почва и ее обработка. Общее представление о почве и пахотном слое. Значение почвы для выращивания
растений. Удобрение почвы. Обработка почвы с помощью лопаты. Правила вскапывание почвы лопатой. Требования к
качеству вскапывания.
Выбор лопаты. Осмотр участка и определение направления борозд. Прокладывание первой борозды. Соблюдение
глубины вскапывания и слитности борозд.
Подготовка почвы под посадку чеснока. Требования к обработке почвы под чеснок. Разметка участка или гряд
под чеснок. Вскапывание участка. Рыхление и выравнивание участка граблями.
Осенний уход за ягодными кустарниками. Ягодные кустарники, распространенные в местных условиях.
Необходимость обработки почвы при уходе за ягодными кустарниками. Правила вскапывания почвы вокруг ягодных
кустарников, глубина вскапывания. Вскапывание почвы вокруг ягодных кустарников лопатой.
Посадка чеснока. Сроки посадки чеснока. Подготовка посадочного материала. Способы посадки, глубина заделки
чеснока. Разметка рядков с помощью веревки и колышков. Посадка чеснока в рядки.
Домашняя птица. Виды домашней птицы: куры, гуси, утки, индейки. Птица, преимущественно разводимая в
местных условиях. Содержание птицы в коллективных, фермерских и индивидуальных хозяйствах. Птицеферма или
фермерское хозяйство.

Содержание домашней птицы. Помещение для содержания птицы в школьном или фермерском хозяйстве.
Оборудование птичника и зависимости от вида птицы. Уход за птичником. Содержание птицы с вольными
ограниченным выгулом. Безвыгульное содержание птицы. Выпуск птицы на выгульный двор. Смена воды в поилках.
Чистка птичника и выгульного двора.
Органические удобрения. Общее представление об удобрениях. Виды органических удобрений. Виды навоза.
Значение органических удобрений для удобрения почвы и получения высоких урожаев растений.
Заготовка навоза. Правила хранения навоза. Хранение птичьего помета. Получение компоста. Компосты из
птичьего помета. Устройство навозохранилища. Вывоз навоза из помещения, укладка в штабель. Закладка компоста.
Сбор куриного помета в чистом виде и укладка его под навес для последующего использования в качестве жидкой
подкормки растений.
Овцы и козы. Овцы и козы в крестьянских хозяйствах. Местные породы овец и коз. Козы, разводимые для
получения молока, и козы, разводимые для получения пуха. Разница между ними.
Содержание овец и коз зимой. Скотный двор в крестьянском хозяйстве. Обязательное наличие выгульного двора.
Содержание овец и коз на соломенных подстилках. Удаление соломистого навоза со скотного двора после перевода овец
и коз на летнее содержание. Устройство кормушек на выгульном дворе.
Корм для овец и коз. Сено из степных трав и разнотравья как наиболее предпочтительный корм для овец и коз.
Зерновые корма для овец и коз. Сочные корма для овец и коз (тыква, кабачки, свекла, морковь). Нормы кормления
взрослых овец, и коз, и ягнят, и козлят.
Овощные культуры. Общее представление об овощах и овощных культурах. Группы и характеристика овощных
культур, корнеплоды, капустные и луковичные овощные культуры, плодовые и зеленные овощные культуры.
Необходимость потребления разнообразных овощей.

Основные полевые культуры. Культуры, относящиеся к полевым (пшеница и другие зерновые, подсолнечник,
сахарная свекла). Продукция из полевых культур, ее значение. Полевые культуры, выра-щиваемые в местных условиях.
Подробное ознакомление с основными полевыми культурами, распространенными в местных условиях: строение
растений, особенности продуктивных частей, использование. Кормовые культуры и кормовые травы, выращиваемые в
местных условиях.
Столовые корнеплоды. Морковь и свекла — столовые корнеплоды. Морковь и свекла — двулетние растения.
Строение растений моркови и свеклы первого и второго года жизни. Строение их корнеплодов. Стандартные размеры
корнеплодов моркови и свеклы.
Выращивание семян лука и столовых корнеплодов. Выбор луковиц и корнеплодов моркови и свеклы для
высадки на семенном участке. Выбор места для семенного участка. Подращивание корнеплодов моркови и свеклы и
теплице или в комнатных условиях (при необходимости). Подготовка почвы. Уход за высадками корнеплодов и лука.
Выращивание столовых корнеплодов. Подготовка почвы под столовые корнеплоды. Сроки и способы посева.
Уход за растениями (прополка, Прореживание, рыхление междурядий). Подготовка почвы с помощью ручных орудий
труда. Разметка борозд. Углубление борозд по размеченным линиям. Раскладка семян моркови и свеклы в посевные
рядки. Заделка семян. Прополка в рядках после всходов. Рыхление междурядий. Прореживание растений.
Выращивание репчатого лука и лука-севка. Особенности роста и развития растений лука. Виды лука. Условия
хранения лука-севка для получения качественного урожая. Лук однолетний. Получение репчатого лука с помощью
рассады. Подготовка лука-севка к посадке. Способы посадки лука-севка. Способы посева лука-чернушки. Уход за посад
кой и посевом лука. Подготовка почвы и разметка гряд для Посадки и посева лука. Замачивание лука-севка. Посадка
лука-севка в гряды по разметке. Посев лука-чернушки. Прополка в рядках и междурядьях. Полив (по необходимости).
Практическое повторение.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Сельскохозяйственный труд» в 6 классе, для учащихся с умственной отсталостью
1.2.

(интеллектуальными нарушениями)
В результате освоения у обучающихся, воспитанников с ОВЗ предполагается формирование учебных действий,
позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностные результаты:


проявление познавательных интересов и активности в данной деятельности;



выражение желания учиться и трудиться в сельском хозяйстве для удовлетворения текущих и перспективных
потребностей;



развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности;



осознание

необходимости

общественно-полезного

труда

как

условия

безопасной

и

эффективной

социализации;


бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
Метапредметные результаты:



самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию изделий, получению готовой с/х
продукции;




выбор для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии);
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;



объективное оценивание вклада своей трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;



соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;



соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности.
Предметные результатами:



осознание роли техники, сельского хозяйства и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры
труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и
сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;



овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач,
моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов
труда;



овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения
графической документации;



формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения
прикладных учебных задач;



развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации,
оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или
сфере обслуживания;



формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности
на рынке труда.

Минимальный уровень:
Знать правила вскапывания почвы, общее представление о почве, удобрениях; состав почвы, устройство с/х
ручного инвентаря, признаки созревания овощей, обработку почвы, сроки уборки овощей и их семенников, правила
возделвания столовых корнеплодов, сроки посадки чеснока, подготовка посадочного материала, глубину заделки,
теоретические сведения о сроках и способах посева овощей, особенности роста и развития растений, условия
хранения овощей; виды домашних животных (овец и коз) и птиц, их содержание, заготовка кормов,
уметь подбирать инвентарь и оборудование, необходимые для работы; руководствоваться правилами безопасной
работы с инвентарем и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении различных с/х
работ в растениеводстве и животноводстве; знать сущность базовых способов воздействия на предметы труда
(механических, химических, биологических, энергетических и т. п.); знать принципы, лежащие в основе наиболее
распространенных производственных технологических процессов (обработка почвы, уборка урожая, хранение семян
и т.п.); овладеть основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, читать
техническую (технологическую) документацию, применяемую при осуществлении изучаемого технологического
процесса; составлять стандартный план работы; представление о разных видах сельскохозяйственного труда
(растениеводство, животноводство); понимать значение и ценность труда; понимать красоту труда и его
результатов; заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной природе; использовать
эстетические ориентиры/эталоны в быту, дома и в школе; понимать значимость эстетической организации
школьного рабочего места как готовность к внутренней дисциплине; умение эстетически оценивать предметы и
пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не
нравится»); организовывать под руководством учителя совместную работу в группе; осознавать необходимость
соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; распределять роли, сотрудничать,

осуществлять взаимопомощь; выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной
деятельности и совместной работы; комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижения товарищей,
высказывать им свои предложения и пожелания; проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих
товарищей и результатам их работы; выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков
трудового обучения; принимать посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и
окружающей среды.
Достаточный уровень:
Вскапывать, рыхлить и выравнивать почву, убирать и сортировать овощи, работать граблями, делать посадки и
ухаживать за растениями, поливать и рыхлить почву, убирать овощи на пришкольном участке, сортировать и
взвешивать урожай собранных культур, делать посев и посадки овощных культур; ухаживать за домашней птицей и
домашними животными; осознанно определять возможности различных материалов; экономно расходовать
материалы; планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
осуществлять настройку и текущий ремонт с/х инвентаря; отбирать в зависимости от свойств материалов и
поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки
материалов; создавать

материальные

ценности,

имеющие

потребительскую

стоимость

и

значение

для

удовлетворения общественных потребностей; самостоятельно определять задачи и выстраивать оптимальную
последовательность действий для реализации замысла; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых
практических действий и корректировку хода практической работы; прогнозировать конечный результат и
самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения; овладеть некоторыми видам общественно
-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и
т.п.); понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.

2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы
2.1 Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое
образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической деятельности. Очень важно для педагога
иметь знания в различных областях. Иметь навык обеспечения условий для успешной деятельности, позитивной
мотивации, а также самомотивирования обучающихся.

Материально - техническое обеспечение
Техническое обеспечение


ноутбук;



проектор мультимедийный;



акустическая система;



экран;



принтер-сканер.

Оборудование
 грабли – 4 шт.;
 мотыги – 4 шт.;
 лопаты – 4 шт.;
 веерные грабли – 2 шт.;
 лопаты штыковые – 4 шт.;
 лопаты совковые – 4 шт.;
 снегоуборочные лопаты – 4 шт.;
 метла – 4 шт.;
 секатор – 2 шт.;
 ножовки – 2 шт.;
 ведра – 2 шт.
Методическое обеспечение программы.
Организационно-методические материалы для педагога:
 календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год;
 инструкции по охране труда и технике безопасности.

Дидактическое обеспечение курса
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по
каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями. Для
обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать:
 наглядные пособия;
 художественные фотографии, рисунки и иллюстрации;
 наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося);
 электронные презентации и видеофильмы по основным разделам программы;
 плакаты (правила техники безопасности);
 гербарий.

2.2. Формы аттестации
Контроль знаний
Контроль и учёт теоретических знаний обучающихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём
бесед, устного опроса,

заполнения карт формирования навыков и умений; учёт практических навыков и умений

осуществляется путём наблюдения.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся.
Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические и лабораторно-практические
работы, метод проектов. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки
почвы, посева, посадки, ухода за растениями и животными, технологических расчетов. На лабораторнопрактических работах изучаются свойства почвы, удобрений. Учитель в соответствии с имеющимися в школе
возможностями выбирает объекты и темы практических работ для обучающихся, чтобы они как можно полнее
представляли изучаемые агротехнологии. При этом необходимо учитывать посильность объектов труда для
обучающихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не
только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение обучающихся в
поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами.

2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Федеральный закон от 29.12..2-12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 2,
Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2012 год, под редакцией В.В. Воронковой.
3. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
4. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
5. Конституция Российской Федерации (1993 года).
6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
7. Указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".
8. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,
раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября
2008г. №1662-р).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
г. № 1598).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 г. № 1599).
11. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».

12. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
13. Письмо Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на
образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".
14. Приложение №07-778 от 9 апреля 2014 г. к письму Минобнауки России от 09.04. 2014 г. № НТ-392/07 «Об
итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по
введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».
16. Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему
работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, 2015г.

Аннотация
Рабочая программа по трудовому обучению (профиль «Сельскохозяйственный труд») для учащихся 6 класса
составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».
Данная рабочая программа по сельскохозяйственному труду отвечает требованиям государственных стандартов по
формированию знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в
коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах.
Программа 6 класса включает осенние сельскохозяйственные работы, это обработка почвы, уборка картофеля,
уход за ягодными кустарниками, посадка чеснока. На занятиях по растениеводству обучающиеся знакомятся с основами
овощеводства и полеводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания столовых корнеплодов,
лука репчатого, лука севка. Так же ребята узнают о свойствах и условиях хранения органических удобрений, способах
получения компоста.
Актуальность программы. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества
школьников с ОВЗ: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль,
чувство коллективизма. При обучении сельскохозяйственному труду развивается мышление и мелкая моторика,
способность к пространственному анализу, речь, внимание, память.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках ознакомления с окружающим миром,
биологии, математике, геометрии. Большое внимание уделяется технике безопасности, производственной санитарии и
личной гигиене.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Сельскохозяйственный труд» предназначена для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класса общеобразовательной организации.

Срок реализации настоящей программы по предмету «Сельскохозяйственный труд» - 1 учебный год. Предмет
соответствует федеральному компоненту стандарта образования на реализацию которого отводится 6 часов в неделю
( 34 учеб. недели).
Цель данной программы: воспитание положительных качеств личности обучающихся: трудолюбия,
настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям труда, получение элементарных знаний по видам
труда.
С учетом уровня знаний обучающихся 6 класса основными задачами являются:


формирование трудовых качеств;



обучение доступным приемам труда;



развитие самостоятельности в труде;



привитие интереса к труду;



формирование организационных умений в труде: работать только на своем рабочем месте, правильно располагать
на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы;



знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Форма реализации – очная.

Список литературы и электронных ресурсов
1. Е.А. Ковалева « Сельскохозяйственный труд 6 класс» М. «Просвещение» 2017 год
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.И.
Сивоглазова, Т.В. Шевыревой, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронковой (сборник 2, издательство Москва «Владос»,
2010г., допущен Министерством образования и науки РФ).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».