8. РП (УО) Сельхоз.труд 5 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
__________ Гринева Л.И.
Приказ №164 от «27» августа 2021 года.

Адаптированная
общеобразовательная программа
по профилю «Сельскохозяйственный труд»
на 2021-2022 г
для обучающихся 5 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Составитель: учитель технологии
Сафронова О.А.
МКОУ «Кузнецовская СОШ»

п. Кузнецовский, 2021г

Содержание

1.

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи программы

7

1.3. Содержание программы

9

Учебный (тематический) план

9

Содержание учебного (тематического) плана

42

1.4. Планируемые результаты

2.

Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы

47

50

2.1. Условия реализации программы

50

2.2. Формы аттестации

53

2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы

54

Аннотация

56

Список литературы

59

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Рабочая программа по трудовому обучению (профиль «Сельскохозяйственный труд») для учащихся 5 класса
составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».
Данная рабочая программа по сельскохозяйственному труду отвечает требованиям государственных стандартов по
формированию знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса составлена с
учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на
разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников способствует их умственному развитию, содержит
материал, помогающий обучающимся, воспитанникам достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений,
трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации.
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития
духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее
влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного
богатства, фактором социального прогресса.
В программу включены основные разделы сельскохозяйственного производства «Овощеводство», «Садоводство»,
«Животноводство» и «Цветоводство и декоративное садоводство». Изучение предмета «Сельскохозяйственный» в 5
классе способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей
формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний
и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических
возможностей и состояния здоровья.

Актуальность программы. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества
школьников с ОВЗ: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль,
чувство коллективизма. При обучении сельскохозяйственному труду развивается мышление и мелкая моторика,
способность к пространственному анализу, речь, внимание, память.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках ознакомления с окружающим миром,
биологии, математике, геометрии. Большое внимание уделяется технике безопасности, производственной санитарии и
личной гигиене.
Учащиеся с ОВЗ отличаются неустойчивостью внимания, быстрой сменой настроения, а также быстрой
утомляемостью. Следовательно, на уроках сельскохозяйственного труда необходимо сочетать один вид деятельности с
другим и особенно целесообразно применять дидактические игры и упражнения. Игра способствует выработке умений
согласованной коллективной работы, воспитывает умение проявлять чувство такта при оценке выполненной работы,
дисциплинирует и организует самостоятельную деятельность.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Сельскохозяйственный труд» предназначена для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса общеобразовательной организации.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Сельскохозяйственный труд» - 1 учебный год. Предмет
соответствует федеральному компоненту стандарта образования на реализацию которого отводится 6 часов в неделю
( 34 учеб. недели).

Основные направления коррекционной работы
 развитие пространственных представлений и ориентации;
 развитие зрительного восприятия и узнавания;
 развитие основных мыслительных операций;
 развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 развитие речи и обогащение словаря;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
 развитие целенаправленной деятельности путем формирования ориентировочных, планирующих, контрольных
умений и навыков.
Методы и технологии обучения
 рассказ;
 объяснение;
 беседа;
 самостоятельная работа с книгой;
 демонстрация (показ) натуральных объектов, муляжей, изображений с помощью компьютерных технологий;
 практическое выполнение трудовых и творческих заданий;
 игровое занятие.

Виды деятельности
 устное и письменное выполнение тестовых заданий;
 выполнение практических работ и упражнений;
 работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
 развёрнутые объяснения при выполнении технологических заданий, что содействует развитию речи и мышления,
приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
 самостоятельные работы, которые способствуют воспитанию прочных знаний и умений;
 индивидуальные занятия;
 самостоятельная работа с учебником.

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для организации трудовой подготовки, способствующей профориентации,
социальной адаптации и всестороннему развитию личности обучающихся.
Исходя из поставленной цели в процессе преподавания предмета, решаются следующие задачи:
 развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда,
общественной активности и т.д.);
 обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению
необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
 ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
 освоение знаний и умений на уроках трудового обучения, необходимых для поиска и использования
технологической информации, ведение домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих
жизненных планов;
 ознакомление с сельскохозяйственными рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к
определенным видам труда;
 развитие коммуникативной компетентности на основе организации совместной продуктивной деятельности;
 формирование представлений о сельскохозяйственном производстве, структуре производственного процесса,
деятельности сельскохозяйственного производственного предприятия, содержании и условиях труда;
 развитие эстетических представлений;
 испытание своих сил в процессе практических работ в соответствии с физическими возможностями и состоянием
здоровья учащихся;
 формирование мотивации успеха и достижений на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

 коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления,
речи);
 воспитание ответственного, устойчивого и положительного отношения к трудовой деятельности;
 коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, сравнение, классификация, обобщение);
 формирование необходимости качеств личности, чувство коллективизма, ответственности за порученное дело,
честности, готовности помочь товарищу, бережного отношения к общественной собственности;
 коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений.
Выполнение различных трудовых операций, эксплуатация с/х инвентаря, способность работать в коллективе – все это
является важным условием для дальнейшей трудовой адаптации выпускников школы. В процессе трудовой
деятельности у детей улучшается общефизическое состояние, развивается работоспособность и коррекция действий.
Формируются все психические процессы и положительное отношение к труду.

1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
(204 часа)
Раздел

№

Тема урока

урока
Участие в сборе
урожая овощей и
картофеля – 14 ч.

1

Вводное занятие.

2

Основные
предметные знания
(базовые понятия)
Знакомить детей с
предметом, с
программой, с
предъявляемыми
требованиями на
уроках СХТ.

Действия
учащихся на
уроке

Коррекционная
работа

Правила
поведения на
уроках и
переменах.
Поведение на
уроках СХТ.

Развитие памяти
при
воспроизведении
продуктов
питания, которые
создаются в
результате
сельскохозяйствен
ного труда.

Сельскохозяйстве Продукты питания,
нный труд и его
сырье, колхозы,
значение.
фермер.

Значение
своевременной
уборки овощей и
картофеля.

Развивать
познавательные
способности,
трудовые навыки.

3

Подсобное хозяйство.
Виды хозяйств,
производящих
сельскохозяйстве
нную продукцию.
Школьное
подсобное
хозяйство.

Распознавать виды
хозяйств,
производящих
сельскохозяйствен
ную продукцию.

Воспитывать
интерес к
познанию
растительного
мира.

4

Правила работы
на занятиях по

Рассказать об охране
труда, о технике

Развитие умения
составлять

сельскохозяйстве
нному труду.

безопасности на
уроках.

5

Значение
современной
уборки овощей и
картофеля.

Картофель.

6

Правила уборки
овощей и
картофеля.

Картофель.

7

Уборка урожая.
Уборка
картофеля.

Урожай.

Сортировка
картофеля.
Просушка.

Сортировка.

8

Определять к
какой группе
овощей относится
картофель, свекла,
морковь, помидор,
капуста.

Участие в уборке
моркови,
взвешивание и
размещение
моркови на
хранение

Участие в
сортировке
картофеля,
просушивания

связный рассказ о
сроках и способах
уборки картофеля.
Развитие наглядно
– действенного
мышления
(смотрю – делаю)
при уборке и
сортировке
картофеля.
Развивать память,
речь, внимание,
умение
планировать свою
работу.
Развитие наглядно
– действенного
мышления
(смотрю – делаю)
при уборке и
сортировке
картофеля.
Развивать
познавательные
способности,
трудовые навыки.
Развитие наглядно
– действенного
мышления
(смотрю – делаю)

при уборке и
сортировке,
просушке
картофеля.
9

Уборка свеклы.
Сроки уборки
свеклы.

Свекла.

Участие в уборке
свеклы.

10

Уборка свеклы.
Размещение
свеклы на
хранение.

Свекла.

Участие в уборке
свеклы и
размещение
свеклы на
хранение.

11

Уборка моркови.

Морковь.

Участие в уборке
моркови и
размещение
моркови на
хранение.

12

Сортировка
выкопанных
корнеплодов
моркови.

Корнеплоды.

Участие в
сортировке
моркови на
хранение.

13

Уборка моркови.
Размещение
моркови на
хранение.

Морковь.

Участие в уборке
моркови и
размещении
моркови на
хранение.

14

Уборка моркови.
Размещение

Морковь.

Развитие наглядно
– действенного
мышления
(смотрю – делаю)
при уборке и
хранению свеклы.

Развивать
познавательные
способности,
трудовые навыки.
Развитие наглядно
– действенного
мышления
(смотрю – делаю)
при уборке и
сортировке
моркови.

моркови на
хранение.
Уборка
послеурожайных
остатков -14 ч.

15

Грабли:
назначение,
устройство.

Грабли, черенок.

Знакомить с
предметами
ручного
инвентаря, с их
назначением и
приемами работы.

Развивать
трудовые навыки.

16

Техника
безопасности при
работе с
граблями.

Свод правил.

Правила
поведения на
уроках СХ труда.

Развитие умения
составлять
связный рассказ.

17

Сбор
послеурожайных
остатков
растений.

Послеурожайные
остатки, компостные
кучи.

Учить убирать
ботву на
небольшой
территории,
используя
сельхозинвентарь.

18

Уборка
Послеурожайные
послеурожайных остатки, компостные
остатков с грядок. кучи

19

Сбор
послеурожайных
остатков
растений.

Послеурожайные
остатки, компостные
кучи.

Учить убирать
ботву на
небольшой
территории,
используя
сельхозинвентарь.

Закреплять навыки
уборки
послеурожайных
остатков для
получения
компоста: навыки
работы с
сельхозинвентарем
Развивать
трудовые навыки.

20

Уборка
послеурожайных

Послеурожайные
остатки, компостные

Развивать
трудовые навыки.

остатков с
участка.

кучи.

21

Сбор ботвы
картофеля и
помидор
граблями.

Ботва картофеля,
ботва помидор.

Учить убирать
ботву на
небольшой
территории,
используя
сельхозинвентарь.

Развивать
трудовые навыки.

22

Вынос ботвы с
поля.

Ботва.

Учить убирать
ботву на
небольшой
территории,
используя
сельхозинвентарь.

Развивать
трудовые навыки,
используя
инвентарь.

23

Сбор ботвы
картофеля и
помидор
граблями.

Ботва картофеля,
ботва помидор.

Учить убирать
ботву на
небольшой
территории,
используя
сельхозинвентарь.

Развивать
трудовые навыки.

24

Вынос ботвы с
поля.

Ботва.

Развивать
трудовые навыки.

25

Выдергивание
кочерыг капусты
из земли.

Кочерыга.

Учить убирать
ботву на
небольшой
территории,
используя
сельхозинвентарь.

26

Уборка кочерыг
капусты с поля.

Кочерыга.

Учить убирать
кочерыгу на
территории.

Развивать
трудовые навыки.

Заготовка веточного
корма для кроликов 2ч.

Практическое
повторение-16ч.

27

Выдергивание
кочерыг капусты
из земли.

Кочерыга.

Учить убирать
кочерыгу на
территории.

Развивать
трудовые навыки.

28

Уборка кочерыг
капусты с поля.

Кочерыга.

Учить убирать
кочерыгу на
территории.

Развивать
трудовые навыки.

29

Виды деревьев и
кустарников.

Деревья, кустарники.

Знакомить с
Развивать
видами деревьев и кругозор, речь и
кустарников, ветки память.
которых могут
служить кормом
для кроликов.

30

Заготовка
веточного корма.

Веточный корм.

Экскурсия в лес, к
реке с целью
ознакомления с
деревьями и
кустарниками,
произрастающими
в данной
местности.

Развивать
кругозор, речь и
память.

31

Уборка
послеурожайных
остатков с
участка.

Послеурожайные
остатки, компостные
кучи

Развивать
трудовые навыки.

32

Уборка
послеурожайных
остатков с
участка.

Послеурожайные
остатки, компостные
кучи.

Закреплять навыки
уборки
послеурожайных
остатков для
получения
компоста: навыки
работы с
сельхозинвентарем

Развивать
трудовые навыки.
Коррекция
недостатков

33

Уборка
послеурожайных
остатков с
участка.

Послеурожайные
остатки, компостные
кучи

34

Уборка
послеурожайных
остатков с
участка.

Послеурожайные
остатки, компостные
кучи.

35

Уборка
послеурожайных
остатков с
участка.

Послеурожайные
остатки, компостные
кучи.

36

Уборка
послеурожайных
остатков с
участка.

Послеурожайные
остатки, компостные
кучи.

37

Уборка
послеурожайных
остатков с
участка.

38

Уборка
послеурожайных
остатков с
участка.

39

Уборка
послеурожайных

.

трудовой
деятельности.

Развивать
трудовые навыки.
Коррекция
недостатков
трудовой
деятельности.

Закреплять навыки
уборки
послеурожайных
остатков для
получения
компоста: навыки
работы с
сельхозинвентарем
.

Развивать
трудовые навыки.
Коррекция
недостатков
трудовой
деятельности.

остатков с
участка.

Самостоятельная

40

Уборка
послеурожайных
остатков с
участка.

41

Вскапывание
почвы.

42

Вскапывание
почвы.

43

Вскапывание
почвы.

44

Вскапывание
почвы.

45

Вскапывание
почвы.

46

Вскапывание
почвы.

47

Проверка

Лопата, черенок,
штык.

Понятия, изученные в

Обрабатывать
почву лопатой,
определять
направление
борозд при
перекопке почвы,
соблюдать глубину
вскапывания.

Развивать умения с
помощью чего
можно обработать
почву.

Обрабатывать
почву лопатой,
определять
направление
борозд при
перекопке почвы,
соблюдать глубину
вскапывания.

Совершенствовани
е практических
навыков,
ориентировка в
задании.

Выполнение

Ориентировка в

Развитие
мыслительной
деятельности при
классификации
орудий для
обработки почвы.

работа – 2 ч.

Кролики – 6 ч.

качества знаний
за четверть.

четверти.

самостоятельной
работы за
четверть.

задании, развитие
мыслительных
процессов.

48

Проверка
качества знаний
за четверть.

49

Кролики –
домашние
животные.

Туловище, резцы, пух, Знакомятся с
волосяной покров.
внешним
строением
кролика.

Развивать умения
употреблять в речи
специальные
термины
(туловище, резцы,
пух, волосяной
покров).

50

Разведение
кроликов на
домашних и
школьных
фермах.

Ферма.

Ознакомление с
разведением
домашних
кроликов.

Развитие
зрительного
восприятия,
памяти, речи.

51

Продукция
кролиководства и
ее значение.

Кролиководство.

Ознакомление со
значимостью
кролиководства.

Расширять
кругозор;
развивать
словарный запас.

52

Породы
кроликов,
разводимых в
местных
условиях.

Порода.

Формирование
представлений о
породах кроликов.

Коррекция
эмоционально –
волевой сферы.

53

Разведение
кроликов.
Болезни

Заразные болезни,
ветеринар.

Ознакомление с
признаками и
болезнями

Умение
сравнивать,
анализировать,

кроликов.

Содержание кроликов
зимой – 8 ч.

кроликов.

обобщать.

54

Содержание
кроликов.

Кормовое и гнездовое
отделения, ясли.

Ознакомление с
устройством
кроличьей клетки.

Развитие
внимания,
наблюдательности.

55

Устройство
крольчатника на
домашних и
школьных
фермах.

Крольчатник.

Находить и
представить
информацию об
устройстве
крольчатника на
домашних фермах.

Развитие
внимания,
образного
мышления,
связной речи.

56

Клетки для
кроликов, их
устройство и
расположение в
крольчатнике.

Клетка, крольчатник.

Ознакомление с
устройством
клеток для
кроликов.

Развитие умения
составлять
связный рассказ по
картинкам.

57

Клетки для
самцов, самок и
молодняка.

Молодняк, самец,
самка.

Клетки для самцов
и самок
молодняка.

Коррекция речи на
основе
составление
рассказа по
картинке.

58

Подсобное
помещение для
хранения корма.

Подсобное
помещение.

Расширение
кругозора детей,
интереса к
познанию
окружающего
мира.

Развитие устной
речи учащихся.

59

Подготовка
корма к
потреблению.

Корм.

Знакомство с
правилами
подготовки корма

Развивать умения
классифицировать
виды кормов для

Ручной инвентарь для
ухода за кроликами – 6
ч.

к потреблению.

кроликов.

Ознакомление
учащихся с
правилами работы
в крольчатнике.

Развивать умения
употреблять в речи
специальные
термины –
крольчатник.

Заготавливают
ветки на метла.

Развитие
зрительной памяти
в определении
веточного корма
для кроликов.
Развитие устной
речи через
построение
полных
предложений –
ответов на
вопросы по
изученному
материалу;расширение
словаря.

60

Правила работы в Крольчатник.
крольчатнике.

61

Заготовка веток
на метла.

Метла.

62

Заготовка веток
на метла.

Метла.

63

Ручной инвентарь Ручной инвентарь.
для работы в
крольчатнике.

Ознакомление с
ручным
инвентарем для
работы в
крольчатнике.
Дают
характеристику
ручному
инвентарю для
работы.

64

Назначение
ручного
инвентаря и
приемы работы.

Ручной инвентарь.

Изучают новые
понятия, поиск
новой
информации.

65

Изготовление
веников из веток.

Веник.

Закрепить
полученные ранее
знания на
практике.

Развитие
зрительной памяти
в определении
веточного корма
для кроликов.

Уход за кроликами -6
ч.

66

Изготовление
веников из веток.

Веник.

Закрепить
полученные ранее
знания на
практике.

Развитие
зрительной памяти
в определении
веточного корма
для кроликов.

67

Практическая
работа.
Изготовление
веников.

Веник.

Закрепить
полученные ранее
знания на
практике.

68

Практическая
работа.
Изготовление
веников.

Веник.

Закрепить
полученные ранее
знания на
практике.

Развитие
зрительной памяти
в определении
веточного корма
для кроликов.

69

Подготовка
крольчатника к
зиме.

Крольчатник.

Находить
информацию о
содержании
домашней птицы.

70

Уход за
взрослыми
кроликами.

Взрослый кролик.

Изучают новые
понятия, поиск
новой
информации.

71

Уход за
молодняком
кроликов.

Молодняк.

Изучают новые
понятия, поиск
новой
информации.

72

Правила
поведения в
крольчатнике.

Крольчатник.

Изучают новые
понятия, поиск
новой
информации.

Развитие устной
речи через
построение
полных
предложений –
ответов на
вопросы по
изученному
материалу;расширение
словаря.

73

Чистка кормушек
и поилок, смена
воды.

Кормушка, поилка.

74

Удаление навоза
и остатков корма
из крольчатника.

Навоз.

Виды корма для
кроликов.

Витаминный корм,
зеленые корма,
комбикорм, гранулы.

76

Подготовка
кормов к
скармливанию.

Раздача кормов,
набухший зерновой
корм.

77

Распознавание
зерновых кормов
для кроликов.

78

Качество корма.
Определение
качества корма по
внешнему виду.

79

Режим кормления Режим кормления.
кроликов и его
соблюдение.

80

Составление
графика

Корма для кроликов –4 75
ч.

Кормление кроликов–
8ч.

График кормления.

Изучают новые
понятия, поиск
новой
информации.

Развитие устной
речи через
построение
полных
предложений –
Изучают новые
ответов на
понятия, поиск
вопросы по
новой
изученному
информации.
материалу;расширение
Знакомство с
видами кормов для словаря.
кроликов, дать
характеристику
кормам.
Приемы
Развитие устной
подготовки кормов речи через
к скармливанию.
построение
полных
Изучают новые
предложений –
понятия, поиск
ответов на
новой
вопросы по
информации.
изученному
материалу;Упражнение:
расширение
определение
качества корма по словаря.
внешнему виду.
Подготовка
корнеплодов к
скармливанию.
Упражнение:
составление

Развитие устной
речи через
построение
полных
предложений –

кормления
кроликов.

графика
кормления
кроликов.

81

Подготовка к
раздаче кормов.
Правила раздачи
кормов.

Подготовка корма.

Изучают новые
понятия, поиск
новой
информации.

82

Утренняя раздача
кормов.

Раздача корма.

Изучают новые
понятия, поиск
новой
информации.

83

Подготовка
корнеплодов к
дневному
скармливанию.

Корнеплоды.

Изучают новые
понятия, поиск
новой
информации.

84

Раздача корма на
ночь.

Раздача корма.

Изучают новые
понятия, поиск
новой
информации.

85

Содержание
кроликов на
промышленной
кролиководческо
й ферме.

Шед, подвесная
дорога, сосковая
поилка.

Изучают новые
понятия, поиск
новой
информации.

86

Содержание
кроликов на
промышленной
кролиководческо
й ферме.

Шед, подвесная
дорога, сосковая
поилка.

Изучают новые
понятия, поиск
новой
информации.

ответов на
вопросы по
изученному
материалу;расширение
словаря.

Развитие устной
речи через
построение
полных
предложений –
ответов на
вопросы по
изученному
материалу;расширение
словаря.

Практическое
повторение –8 ч.

87

Ремонт ручного
инвентаря.

88

Ремонт ручного
инвентаря (1).

89

Заготовка
веников из веток.

90

Заготовка
веников из веток.

91

Заготовка
веников из веток.

92

Заготовка
веников из веток.

93

Заготовка
веников из веток.

94

Заготовка
веников из веток.

Ручной инвентарь.

Изучают новые
понятия, поиск
новой
информации.

Развитие устной
речи через
построение
полных
предложений –
ответов на
вопросы по
изученному
материалу; расширение
словаря.

Веник.

Обламывание
веток, связывание
их в пучки.

Развивать умения
применять
полученные
знания на
практике.

Обламывание
веток, связывание
их в пучки.

Обламывание
веток, связывание
их в пучки

Развивать умения
применять
полученные
знания на
практике.
Развивать умения
применять
полученные
знания на практике

Самостоятельная
работа – 2 ч.

Зимний и
ранневесенний уход за
плодовыми деревьями
–6 ч.

95

Проверка
качества знаний.

96

Проверка
качества знаний.

97

Виды плодовых
деревьев.

Плодовое дерево,
груша, яблоня.

Знакомятся с
видами плодовых
деревьев. Игра
«Угадай дерево по
веткам и коре».

Развивать речь,
внимание.

98

Вредители
плодовых
деревьев.

Вредители, грызуны.

Знакомятся с
вредителями
плодового сада, с
мерами борьбы с
ними.

Развивать речь,
память,
наблюдательность.

99

Вред плодовым
деревьям от
грызунов.

Вред, грызуны.

Формирование
Развитие
знаний о вреде,
внимания, памяти,
связной речи.
который наносят
грызуны плодовым
деревьям зимой.

100

Меры борьбы
против грызунов.

Грызуны

Формирование
знаний о борьбе с
грызунами
плодовых
деревьев.

101

Отаптывание
снега вокруг
стволов деревьев.

Ствол, плотность,
отаптывание.

102

Отаптывание
снега вокруг

Отаптывание снега Развивать
вокруг плодовых
глазомер,
внимание.
деревьев по
спирали ближе к
стволу дерева.

стволов деревьев.
Подготовка семян
гороха и фасоли к
посеву – 24ч.

103

Горох – бобовая
культура.

Горох.

Знакомятся со
строением и
биологическими
особенностями
бобовых овощей.

Развивать умение
сравнивать,
находить отличия.

104

Строение
растения горох.

Прилистники, усики,
бобы, створки,
зернобобовая
культура.

Знакомятся со
строением
растения горох.

развитие устной
речи через
построение
полных
предложений –
ответов на
вопросы по
изученному
материалу; расширение
словаря.

105

Особенности
растения гороха.

Клубеньки,
клубеньковые
бактерии.

Знакомятся с
особенностями
проростания
семян.

Коррекция речи на
основе
составления
рассказа по
картинке.

106

Использование
гороха.

Белок, зерновой горох, Знакомятся с
сахарный горох,
использованием
обмолот.
гороха для
питания человека.

Развивать
наблюдательность,
внимание.
Расширять
кругозор.

107

Определение
всхожести семян

Всхожесть семян

Развивать
наблюда-

Рассматривание
семян гороха,

гороха.

замачивание
семян. Запись в
тетрадь даты и
времени на
замачивания.

тельность,
внимание.
Расширять
кругозор.

Зяблевая вспашка,
боронование,
тракторный плуг,
перегной, сеялка,
каток, междурядье

Знакомятся с
подготовкой
почвы, посевом
гороха сеялками

Развивать
наблюдательность,
внимание.
Расширять
кругозор.

Зубовый маркер,
рыхлитель – кошка,
мотыга, мерная лента.

Знакомятся с
ручными
орудиями и
инвентарем для
обработки почвы.

Коррекция речи на
основе
составления
рассказа по
картинке.

Опора, лущение, серп.

Поиск новой
информации.

Коррекция речи на
основе
составления
рассказа по
картинке.

Упражнения в
подсчете
количества семян
гороха,
необходимых для
посева.

Совершенствовани
е практических
навыков,
ориентировка в
задании, развитие
мыслительных

108

Подготовка семян
гороха к посеву.

109

Подготовка
почвы и посев
семян гороха.

110

Подготовка
почвы и посев
семян гороха(1).

111

Ручные орудия и
инвентарь для
обработки почвы.

112

Ручные орудия и
инвентарь для
обработки почвы.

113

Уход за посевами
и уборка урожая
гороха.

114

Семена гороха.
Подсчет
количества семян,
необходимых для
посева.

процессов.

115

Строение
растения фасоли.

Фасоль обыкновенная, листовая
пластинка.

Знакомятся со
строением
растения фасоли.

Коррекция речи на
основе
составления
рассказа по
картинке.

116

Строение
растения фасоли
(1).

117

Особенности
растения фасоли.

Теплолюбивое
растение.

118

Использование
фасоли.

Зерновая фасоль,
овощная фасоль,
лопатки.

Знакомятся с
использованием
фасоли, с
блюдами,
консервами.

Развивать умения
находить ошибки в
ответах других
детей, дополнять
их правильными
ответами.

119

Подготовка
почвы и посев
семян фасоли.

Широкорядный
способ посева

Знакомятся с
правилами посева
семян фасоли.

120

Уход за посевами
и уборка урожая.

Уход, уборка.

Знакомятся с
правилами ухода и
уборки урожая.

Коррекция и
развитие
правильной речи
при анализе посева
семян, уходом и
уборкой урожая.

121

П.р. Определение
всхожести семян
фасоли.

Всхожесть семян.

Упражнения в
всхожести семян
фасоли.

Совершенствовани
е практических
навыков,

Картофель –8ч.

122

П.р. Определение
всхожести семян
фасоли.

ориентировка в
задании, развитие
мыслительных
процессов.

123

Подсчет
количества семян
фасоли,
необходимых для
посева.

124

П.р. Подсчет
количества семян
фасоли,
необходимых для
посева.

125

Подготовка семян Отбор семян,
фасоли к посеву. намачивание семян.

126

Посев семян и
уход за посевами
фасоли.

Фасоль.

Упражнения в
посеве и уходе за
посевами фасоли.

Развитие наглядно
– действенного
мышления
(смотрю – делаю)
при посеве и уходе
за фасолью.

127

Строение
растения
картофеля и
клубней.

Столоны, глазки,
верхушка, пуповина.

Знакомятся со
строением
картофеля. Состав
клубня картофеля.

Развивать умение
употреблять в речи
специальные
термины.

Фасоль.

Упражнения в
подсчете
количества семян
фасоли,
необходимых для
посева.

Совершенствовани
е практических
навыков,
ориентировка в
задании, развитие
мыслительных
процессов.

Упражнения в
Развивать умение
подготовке семян
сравнивать и
анализировать.
к посеву, отбор и
замачивание семян
фасоли.

128

Строение
растения
картофеля и
клубней (1).

129

Состав клубня
картофеля.

130

Почва, плодородие.
Условия,
необходимые для
получения
хорошего урожая.

131

Использование
картофеля.

Состав клубня
картофеля.

Упражнения в
определении
верхушки и
основания клубня.

Развитие наглядно
– действенного
мышления
(смотрю – делаю)
при уборке и
сортировке
картофеля.

Упражнения в
определении
верхушки и
основания клубня
картофеля.

развитие устной
речи через
построение
полных
предложений –
ответов на
вопросы по
изученному
материалу.

Знакомятся с
условиями,
необходимыми для
получения
хорошего урожая.

Развивать умение
употреблять в речи
специальные
термины (почва,
плодородие).

Крахмал,
Изучают новые
полуфабрикаты, мезга. понятия, поиск
новой
информации.

развитие устной
речи через
построение
полных
предложений –
ответов на
вопросы по
изученному
материалу.

Подготовка клубней
картофеля к посадке –
10ч.

Крахмал.

Обнаружение
крахмала в клубне
картофеля.

Лабораторная
работа
«Обнаружение
крахмала в
клубне
картофеля».

Крахмал.

Обнаружение
крахмала в клубне
картофеля.

135

Подготовка
клубней
картофеля к
посадке.

Клубни картофеля.

Знакомство
учащихся с
требованиями к
клубням,
предназначенным
для посадки.
Отбор семенного
картофеля.

136

Подготовка
почвы для
посадки
картофеля.

Культиватор

Знакомятся с
Привитие приемов
требованиями к
распознавания
здоровых клубней.
клубням,
предназначенными
для посадки

132

Получение
крахмала из
клубней
картофеля.

133

Лабораторная
работа
«Обнаружение
крахмала в
клубне
картофеля».

134

Развитие устной
речи через
построение
полных
предложений –
ответов на
вопросы по
изученному
материалу; расширение
словаря.

Развивать умения
подготавливать
клубни картофеля
к посадке.

137

Правила посадки
картофеля.

Картофель.

Отбор семенного
картофеля.

138

Уход за
картофелем:
боронование.

Боронование.

139

Уход за
картофелем:
рыхление
междурядий.

Рыхление.

Знакомятся с
правилами ухода
за картофелем:
боронование,
рыхление.
Рыхление почвы
при появлении
всходов.

140

Уход за
картофелем:
окучивание.

Окучивание, мотыга.

Знакомятся с
правилами
окучивания
картофеля.

141

Вредители
картофеля.

Колорадский жук.

Знакомство с
вредителями
картофеля и
мерами борьбы с
ними.

142

Болезни
картофеля.

Фитофтороз, парша,
кольцевая гниль.

Знакомятся с
признаками
здоровых и
больных клубней
картофеля.

Развитие устной
речи через
построение
полных
предложений –
ответов на
вопросы по
изученному
материалу расширение
словаря.

143

Подсчет
количества
клубней,
необходимых для

Клубень картофеля.

Выполняют
подсчет
количества
клубней ,

Развитие наглядно
– действенного
мышления
(смотрю – делаю)

Развитие устной
речи через
построение
полных
предложений –
ответов на
вопросы по
изученному
материалу расширение
словаря.

посадки.

Практическое
повторение(исследоват
ельская работа)-10 ч.

необходимых для
посадки.
Картофель.

при подсчете
картофеля для
посадки.

144

Обобщающее
занятие по теме
«Картофель».

Выполняют
задания по
карточкам.

145

Исследовательска Картофель.
я работа
«Картофель –
второй хлеб».

Изучают новые
понятия, поиск
новой
информации.

146

Этапы
исследовательско
й работы.
Планирование
работы.

Составляют план
работы по
написанию
исследовательской
работы.

147

История
появления
картофеля в
России.

Картофель.

Изучают новые
понятия , поиск
новой
информации.

Развивать умение
излагать
собранную
информацию.

148

Оформление
работы: История
появления
картофеля в
России.

Петр I

Оформление
собранной
информации в
виде
исследовательской
работы.

Развивать умение
излагать
собранную
информацию на
бумагу.

149

Сорта картофеля.

Семенной картофель,
беллароза, невский.

Изучают новые
понятия, поиск
новой

Развивать умение
излагать
собранную

Развитие устной
речи через
построение
полных
предложений –
ответов на
вопросы по
изученному
материалу расширение
словаря.

Самостоятельная
работа–2 ч.

информации.

информацию.

150

Оформление
работы: Сорта
картофеля.

Зарисовывают и
описывают сорта
картофеля.

Развивать умение
излагать
собранную
информацию на
бумагу.

151

Мои наблюдения.
Анкетирование.

152

Оформление
работы: Мои
наблюдения.

Заполняют
результаты
анкетирования в
таблицу.

Развивать умение
излагать
собранную
информацию на
бумагу.

153

Болезни
картофеля.

Фитофтороз, парша,
кольцевая гниль

Изучают новые
понятия, поиск
новой
информации.

154

Оформление
работы: Болезни
картофеля

Фитофтороз, парша,
кольцевая гниль.

Оформляют
страничку
исследовательской
работы: болезни
картофеля.

Совершенствовани
е практических
навыков,
ориентировка в
задании, развитие
мыслительных
процессов.

155

Проверка
качества знаний.
Практическая
работа.

Понятия, изученные в
четверти.

Выполнение
самостоятельной
работы за
четверть.

156

Проверка
качества знаний.

Совершенствовани
е практических
навыков,
ориентировка в
задании, развитие
мыслительных

процессов.

Практическая
работа.
Практическое
повторение
(продолжение
исследовательской
работы)-4

Цветочные растения –
20 ч.

157

Блюда из
картофеля.

Картофель.

Изучают новые
понятия , поиск
новой
информации.

развитие устной
речи через
построение
полных
предложений –
ответов на
вопросы по
изученному
материалу расширение
словаря.

158

Оформление
работы: Блюда из
картофеля.

Блюда из картофеля.

159

Оформление
работы: Блюда из
картофеля.

Оформляют
страничку «Блюда
из картофеля»
Делают выводы,
что картофель –
это второй хлеб.

Развивать умение
излагать
собранную
информацию на
бумагу.

160

Защита
исследовательско
й работы.

Защищают свою
работу.

Развивать умения
защищать
исследовательску
ю работу.

161

Виды цветочных
растений.

162

Комнатные
растения.

Изучают новые
понятия, поиск
новой
информации.

-развитие устной
речи через
построение
полных
предложений –
ответов на

Декоративные
растения, декоративно
– цветущие,
комнатные растения,
оранжерея

вопросы по
изученному
материалу расширение
словаря.
163

Комнатное
растение:
аспидистра.

Герань (пеларгония)

164

Комнатное
растение: кливия.

Аспидистра.

165

Комнатное
растение: герань.

Кливия.

166

Ручной инвентарь Поддон, цветочный
для выращивания горшок, почвенное
сито, пульвилизатор.
комнатных
растений.

Знакомятся с
ручным
инвентарем для
выращивания
комнатных
растений.

развитие устной
речи через
построение
полных
предложений –
ответов на
вопросы по
изученному
материалу расширение
словаря.

167

Почвенные смеси
для комнатных
растений.

Выполнять
подготовку
почвенных смесей

Развивать умения
ориентироваться в
задании.

Дерновая земля,
пласт, торф, речной
песок.

Изучают новые
-развитие устной
понятия, поиск
речи через
новой информации построение
полных
предложений –
ответов на
вопросы по
изученному
материалу расширение
словаря.

для комнатных
растений.
168

Заготовка частей
почвенных
смесей.

Листовая земля,
перегной.

Выполнять
подготовку
почвенных смесей
для комнатных
растений.

Развивать умения
ориентироваться в
задании.

169

Составление
почвенных
смесей.

Тяжелая, средняя,
легкая почвенная
смеси.

Выполнять
подготовку
почвенных смесей
для комнатных
растений.

Развивать умения
ориентироваться в
задании.

170

Уход за
комнатными
растениями.

Отстоявшаяся вода,
светолюбивые и
теневыносливые
растения.

Знакомятся с
уходом за
комнатными
растениями.

Развивать умения
распознавать
листья цветочных
растений.

171

Размножение
комнатных
растений.

Стеблевой черенок,
корневища, отпрыски.

Знакомство с
размножением
комнатных
растений.

Коррекция речи на
основе
составление
рассказа по
картинке.

172

Размножение
стеблевыми
черенками.

Стеблевой черенок.

Знакомство с
размножением
стеблевыми
черенками.

Коррекция речи на
основе полного
ответа на
поставленные
вопросы.

173

Размножение
делением
корневища.

Корневища.

Знакомство с
размножением
делением

Коррекция речи на
основе
составление
рассказа по

корневища.

картинке.

174

Размножение
отпрысками.

Отпрыски.

Знакомство с
размножением
отпрысками.

Коррекция речи на
основе полного
ответа на
поставленные
вопросы.

175

Выращивание
герани.

Герань.

Знакомятся с
особенностями
выращивания
герани.

Развивать умения
классифицировать
размножение
комнатных
растений.

176

Размножение
герани
стеблевыми
черенками.

Герань, стеблевой
черенок.

Выполняют
размножение
герани стеблевыми
отпрысками.

Коррекция речи на
основе полного
ответа на
поставленные
вопросы.

177

Выращивание
аспидистры.

Аспидистра.

Знакомятся с
особенностями
выращивания с
пидистры.

Коррекция речи на
основе полного
ответа на
поставленные
вопросы.

178

Размножение
аспидистры
делением
корневища.

Аспидистра,
корневище.

Выполняют
размножение
аспидистры
делением
корневища.

Коррекция речи на
основе полного
ответа на
поставленные
вопросы.

179

Выращивание
кливии.

Кливия.

Знакомятся с
особенностями
выращи-

ваниякливии

Цветочные растения
открытого грунта –10
ч.

Кливия, отпрыски.

180

Размножение
кливии
отпрысками.

Выполняют
размножение
кливии
отпрысками.

181

Цветочные
Однолетние растения, Характеризуют
растения
многолетние растения, цветочные
открытого грунта. луковица.
растения
открытого грунта.

Коррекция речи на
основе
составления
рассказа по
картинке.
Развивать умения
употреблять в речи
специальные
термины
(простые,
сложные листья).

182

Однолетние
цветочные
растения:
ноготки.

Ноготки (календула).

Знакомятся с
однолетними
цветочными
растениями:
ноготки.

Развивать умения
давать
определение
понятиям.

183

Однолетние
цветочные
растения:
настурция.

Настурция.

Знакомятся с
однолетними
цветочными
растениями:
настурция.

Развивать умения
давать
определение
понятиям.

184

Однолетние
цветочные
растения:
бархатцы.

Бархатцы.

Знакомятся с
однолетними
цветочными

Коррекция
внимания на
основе
использования
упражнений,
дидактических
игр.

растениями.

Практическое
повторение – 18 ч.

185

Цветник.

186

Выращивание
ноготков.

187

Выращивание
настурции на
клумбе.

188

Выращивание
настурции на
клумбе.

189

Цветник, клумба
Прореживатель.

Знакомятся с
выращиванием
ноготков.

Коррекция
внимания на
основе
использования
упражнений,
дидактических
игр. Развитие
устной речи.

Настурция, клумба.

Составляют план
выращивания
настурции на
клумбе.

Развивать умения
применять
полученные
знания на
практике.

Выращивание
рассады
бархатцев.

Бархатцы, маркер,
трамбовка, совок,
рассада

190

Выращивание
рассады
бархатцев.

Бархатцы, цветник.

Составляют план
выращивания
рассады бархатцев
в цветнике.

Развивать умения
применять
полученные
знания на
практике.

191

Посадка
картофеля.
Разметка рядов
по веревке.

Разметка рядов.

Составляют план
посадки
картофеля.

Развивать умения
применять
полученные
знания на практике

192

Посадка
картофеля.
Разметка рядов
по веревке.

Выкопка лунок.

Составляют план
посадки
картофеля.

Развивать умения
применять
полученные
знания на

практике.
Заделка клубней.

193

Посадка
картофеля.
Разметка рядов
по веревке.

Составляют план
посадки
картофеля.

Развивать умения
применять
полученные
знания на
практике.

194

Посадка
картофеля.
Разметка рядов
по веревке.

195

Посадка
картофеля.
Выкопка лунок
лопатами.

Цветник,
вскапывание.

Составляют план
посадки
картофеля.

196

Посадка
картофеля.
Выкопка лунок
лопатами.

Цветник,
вскапывание.

Вскапывают почву Развивать умения
для цветника
применять
полученные
знания на практике

197

Посадка
картофеля.
Выкопка лунок
лопатами.

Цветник,
вскапывание.

Вскапывают почву Развивать умения
для цветника.
применять
полученные
знания на практике

198

Посадка
картофеля.
Выкопка лунок
лопатами.

Цветник,
вскапывание.

Вскапывают почву Развивать умения
для цветника.
применять
полученные
знания на
практике.

Составляют план
Развивать умения
посадки картофеля применять
полученные
знания на
практике.
Развивать умения
применять
полученные
знания на
практике.

Контрольная работа –
2 ч.

199

Раскладка
клубней и их
заделка.

Цветник,
вскапывание.

Вскапывают почву Развивать умения
для цветника.
применять
полученные
знания на
практике.

200

Раскладка
клубней и их
заделка.

Цветник,
вскапывание.

Вскапывают почву Развивать умения
для цветника.
применять
полученные
знания на
практике.

201

П.р. Вскапывание Цветник,
вскапывание.
почвы в
цветнике.

Вскапывают почву Развивать умения
для цветника.
применять
полученные
знания на
практике.

202

П.р. Вскапывание Цветник,
вскапывание.
почвы в
цветнике.

Вскапывают почву Развивать умения
для цветника.
применять
полученные
знания на
практике.

203

Проверка
качества знаний
за год. Итоговая
контрольная
работа.

204

Проверка
качества знаний
за год.

Содержание учебного (тематического) плана
Участие в сборе урожая овощей и картофеля (14 часов). Значение сельскохозяйственного труда в жизни людей.
Правила работы на занятиях по сельскохозяйственному труду. Виды работ, продукция и оплата труда в ближайших
коллективных и фермерских хозяйствах. Использование сельхозпродукции. Подсобное сельское хозяйство школы. Виды
производимой в нем продукции и ее использование.Цель заготовки овощей и картофеля. Значение своевременной
уборки овощей и картофеля. Правила уборки овощей и картофеля. Уборка свеклы. Сроки уборки свеклы. Уборка
моркови. Сортировка выкопанных корнеплодов свеклы и моркови, укладка их в штабель для дальнейшей обрезки ботвы.
Размещение моркови на хранение.
Уборка послеурожайных остатков

(14 часов). Техника безопасности при работе с сельскохозяйственным

инвентарём. Грабли: назначение, устройство, рабочая поза, техника безопасности. Сбор послеурожайных остатков
растений. Уборка ботвы картофеля, помидоров, остатков кочерыг капусты и других послеурожайных остатков с поля.
Сбор ботвы картофеля и помидор граблями. Вынос ботвы на край поля. Выдергивание кочерыг капусты из земли и
складывание их на краю поля.
Заготовка веточного корма для кроликов (2часа). Виды деревьев и кустарников, ветки которых могут служить
кормом для кроликов. Выбор места для заготовки веток. Обломка веток, связывание их в пучки и веники. Укладка веток
в хранилище.
Практическое повторение (16часов). Уборка послеурожайных остатков с участка. Сбор оставшихся в почве
клубней картофеля после боронования убранного картофельного поля. Вскапывание почвы.
Самостоятельная работа (2 часа). Проверка качества знаний за четверть.

Кролики (6 часов). Кролики — домашние животные. Разведение кроликов в домашних и школьных условиях.
Продукция кролиководства и ее значение. Породы кроликов, разводимых в местных условиях. Распознавание и
определение пород кроликов. Разведение кроликов. Болезни кроликов. Содержание кроликов.
Содержание кроликов зимой (8 часов). Устройство крольчатника в домашних и школьных условиях. Клетки для
кроликов: устройство, расположение в крольчатнике. Клетки для самцов, самок и молодняка. Подсобное помещение для
хранения корма. Подготовки корма к потреблению. Правила работы в крольчатнике.
Ручной инвентарь для ухода за кроликами (6 часов). Ручной инвентарь для ухода за кроликами: (скребки,
мотыжки на коротких ручках, совки, лопаты, метла и веники). Назначение ручного инвентаря и приемы работы.
Проверка остекления окон, уплотнения дверей, мелкий ремонт помещения. Заготовка лозы и веток наметла и веники для
ухода за кроликами. Ведро или тачка для выноса или вывоза навоза.
Уход за кроликами (6 часов). Подготовка крольчатника к зиме. Особенности ухода за кроликами во время
зимнего содержания. Необходимость поддержания чистоты в крольчатнике и клетках. Недопустимость сквозняков в
крольчатнике. Уход за взрослыми кроликами и молодняком разного возраста. Правила поведения школьников в
крольчатнике. Удаление навоза с поддонов. Чистка клеток от остатков корма. Чистка кормушек и поилок, смена воды.
Уборка всего помещения. Удаление навоза и остатков корма из крольчатника.
Корма для кроликов (4 часа). Корма для кроликов: виды (сено, веточный корм, зерно, морковь, кормовая свекла,
картофель, кабачки и тыквы), качество, подготовка, повышение питательности в процессе подготовки к скармливанию,
хранение. Определение качества корма по внешнему виду. Распознавание зерновых кормов для кроликов.
Кормление кроликов (8часов). Режим кормления кроликов и его соблюдение. Количество каждого вида корма,
необходимого кроликам разных возрастов для нормального развития. Кратность кормления кроликов. Составление
графика кормления кроликов. Указание количества каждого вида корма для взрослых кроликов и молодняка.

Взвешивание и отмеривание суточной нормы каждого вида корма. Утренняя раздача кормов, не требующих
специальной подготовки. Подготовка корнеплодов к скармливанию во время дневной раздачи (измельчение и
смешивание с зерновым кормом). Раздача корма на ночь. Смена воды при каждом кормлении. Содержание кроликов на
промышленной кролиководческой ферме.
Практическое повторение (8 часов). Ремонт ручного инвентаря. Заготовка веников из веток.
Самостоятельная работа (2 часа). Проверка качества знаний.
Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями (6 часов). Виды плодовых деревьев. Вредители
плодовых деревьев. Вред, который наносят грызуны плодовым деревьям. Меры в конце зимы и начале весны против
грызунов плодовых деревьев. Отаптывание снега вокруг стволов плодовых деревьев.
Подготовка семян гороха и фасоли к посеву (24часа). Горох – бобовая культура. Строение растения горох.
Особенности растения гороха. Использование гороха. Всхожесть семян. Проверка семян на всхожесть как необходимая
подготовка к их посеву. Оборудование для проверки всхожести семян. Условия, необходимые для прорастания семян.
Отсчет 100 штук семян гороха. Подготовка влажной камеры (чашки Петри). Размещение семян в камере. Поддержание
оптимальной влажности в камере и наблюдение за прорастанием семян гороха. Ручные орудия и инвентарь для
обработки почвы. Подготовка почвы и посев семян гороха. Уход за посевами и уборка урожая гороха. Строение
растения фасоли. Особенности растения фасоли. Использование фасоли. Определение всхожести семян фасоли. Подсчет
количества семян фасоли, необходимых для посева. Подготовка семян фасоли к посеву. Подготовка почвы и посев
семян фасоли.
Картофель (8часов). Строение растения картофеля и клубней. Состав клубня картофеля. Условия, необходимые
для получения хорошего урожая картофеля. Распознавание строения картофеля. Определение верхушки и основания
клубня. Использование картофеля. Получение крахмала из клубней картофеля.

Подготовка клубней картофеля к посадке (10часов). Требования к клубням, предназначенным для посадки.
Признаки здоровых и больных клубней. Признаки и размеры семенных клубней. Подготовка клубней картофеля к
посадке.Подсчет количества клубней, необходимых для посадки. Отбор семенного картофеля. Выбраковка больных
клубней. Раскладка семенных клубней для проращивания. Подготовка почвы для посадки картофеля. Правила посадки
картофеля. Уход за картофелем: боронование. Уход за картофелем: рыхление междурядий.

Уход за картофелем:

окучивание. Вредители и болезни картофеля.
Практическое повторение(исследовательская работа) (10 часов).

Исследовательская работа «Картофель –

второй хлеб». Этапы исследовательской работы. Планирование работы. История появления картофеля в России. Сорта
картофеля. Болезни картофеля.
Самостоятельная работа (2 часа). Проверка качества знаний за четверть.
Практическое повторение (продолжение исследовательской работы) (4 часа). Блюда из картофеля и способы
его приготовления. Защита исследовательской работы.
Цветочные растения (20 часов). Виды цветочных растений. Однолетние цветочные растения. Комнатные
растения и их разновидности. Ручной инвентарь для выращивания комнатных растений. Почвенные смеси для
комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Выращивание герани, кливии, аспидистры. Уход за комнатными
растениями. Размножение комнатных растений.
Цветочные растения открытого грунта (10 часа). Цветочные растения открытого грунта. Однолетние
цветочные растения: ноготки. Выращивание ноготков, настурции, бархатцев. Выращивание и высадка бархатцев в
цветник.

Практическое повторение (18часов). Посадка картофеля. Разметка рядов по веревке. Выкопка лунок лопатами.
Раскладка клубней и их заделка. Вскапывание почвы в цветниках, разметка границ рабатки с помощью колышков и
веревки. Посадка цветочных астений открытого грунта.
Контрольная работа (2 часа). Проверка качества знаний за год. Итоговая контрольная работа.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Сельскохозяйственный труд» в 5 классе, для учащихся с умственной отсталостью
1.2.

(интеллектуальными нарушениями)
Так как основная задача школы подготовить учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями,
посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и
навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с
некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения
наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.
В результате освоения предметного содержания курса трудового обучения у учащихся предполагается формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов. На первый план при изучении курса трудового обучения
выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.

Личностными результатами изучения предмета являются:
 проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
 развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
 бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;

 проявление готовности к самостоятельной жизни;
 гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
 формирование мировоззрения, целостного представления о мире;
 умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую
деятельность.
Метапредметные результаты изучения трудового обучения проявляются:
 в соблюдении норм и правил культуры труда;
 в соблюдении норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности;
 в развитии творческого образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
 в развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, творческой интуиции;
 в формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным, планировать свою
работу, осуществлять самоконтроль;
 в совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.
Предметными результатами являются:
 распознавание видов, назначения инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах;
 соблюдение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием при выполнении практических работ;
 познание мира через учебную трудовую деятельность, представление места и роли труда в жизни человека и
общества;
 выполнение санитарно-гигиенических требований при выполнении практических работ;
 приобретение практических навыков и умений в трудовой деятельности;

 выбор и использование необходимых материалов, оборудования и ручного инвентаря для выполнения
технологических операций;
 формирование эмоционально-ценностного отношения к труду и к жизни;
 осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
 использование (с помощью учителя) технологической карты, в процессе выполнения технологических операций;
 выполнение общественных поручений по уборке рабочего места после уроков трудового обучения;
 формирование представления о разных видах профильного труда;
 знание правил уборки овощей и картофеля;
 знание строения растений картофеля и клубней;
 знание правил подготовки клубней картофеля к посадке;
 знание сроков и способов посадки картофеля;
 знание правил ухода за картофелем;
 знание строения растения гороха;
 знание пород кроликов;
 знание видов корма для кроликов.

2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы
2.1 Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое
образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической деятельности. Очень важно для педагога
иметь знания в различных областях. Иметь навык обеспечения условий для успешной деятельности, позитивной
мотивации, а также самомотивирования обучающихся.

Материально - техническое обеспечение
Техническое обеспечение


ноутбук;



проектор мультимедийный;



акустическая система;



экран;



принтер-сканер.

Оборудование
 грабли – 4 шт.;
 мотыги – 4 шт.;
 лопаты – 4 шт.;
 веерные грабли – 2 шт.;
 лопаты штыковые – 4 шт.;
 лопаты совковые – 4 шт.;
 снегоуборочные лопаты – 4 шт.;
 метла – 4 шт.;
 секатор – 2 шт.;
 ножовки – 2 шт.;
 ведра – 2 шт.
Методическое обеспечение программы.
Организационно-методические материалы для педагога:
 календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год;
 инструкции по охране труда и технике безопасности.

Дидактическое обеспечение курса
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по
каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями. Для
обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать:
 наглядные пособия;
 художественные фотографии, рисунки и иллюстрации;
 наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося);
 электронные презентации и видеофильмы по основным разделам программы;
 плакаты (правила техники безопасности);
 гербарий.

2.2. Формы аттестации
Контроль знаний
Контроль и учёт теоретических знаний обучающихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём
бесед, устного опроса,

заполнения карт формирования навыков и умений; учёт практических навыков и умений

осуществляется путём наблюдения.
Стартовый контроль подразумевает выявление имеющихся знаний обучающихся на начало учебного
года. Рубежный

контроль предполагает выявление знаний обучающихся за каждую четверть.

Итоговый

контроль предполагает выявление знаний обучающихся за год. Контроль осуществляется в форме самостоятельной
практической работы.
Типы контроля:
-внешний контроль (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося);
-взаимный контроль (осуществляется учащимся над деятельностью товарища под контролем преподавателя);
-самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью под контролем преподавателя).
Виды контроля:
-предварительный контроль;
-текущий контроль;
-периодический (рубежный) контроль;
-итоговый контроль.
Методы контроля:
-словесный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение, работа с учебником, работа по технологическим картам,
схемам);
-практический контроль (упражнения, карточки, тесты ,выполнение практических, лабораторных работ).

2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Федеральный закон от 29.12..2-12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 2,
Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2012 год, под редакцией В.В. Воронковой.
3. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
4. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
5. Конституция Российской Федерации (1993 года).
6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
7. Указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".
8. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,
раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября
2008г. №1662-р).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
г. № 1598).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 г. № 1599).
11. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».

12. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
13. Письмо Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на
образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".
14. Приложение №07-778 от 9 апреля 2014 г. к письму Минобнауки России от 09.04. 2014 г. № НТ-392/07 «Об
итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по
введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».
16. Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему
работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, 2015г.

Аннотация
Рабочая программа по трудовому обучению (профиль «Сельскохозяйственный труд») для учащихся 5 класса
составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».
Данная рабочая программа по сельскохозяйственному труду отвечает требованиям государственных стандартов по
формированию знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса составлена с
учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на
разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников способствует их умственному развитию, содержит
материал, помогающий обучающимся, воспитанникам достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений,
трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации.
Актуальность программы. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества
школьников с ОВЗ: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль,
чувство коллективизма. При обучении сельскохозяйственному труду развивается мышление и мелкая моторика,
способность к пространственному анализу, речь, внимание, память.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках ознакомления с окружающим миром,
биологии, математике, геометрии. Большое внимание уделяется технике безопасности, производственной санитарии и
личной гигиене.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Сельскохозяйственный труд» предназначена для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса общеобразовательной организации.

Срок реализации настоящей программы по предмету «Сельскохозяйственный труд» - 1 учебный год. Предмет
соответствует федеральному компоненту стандарта образования на реализацию которого отводится 6 часов в неделю
( 34 учеб. недели).
Основные направления коррекционной работы
 развитие пространственных представлений и ориентации;
 развитие зрительного восприятия и узнавания;
 развитие основных мыслительных операций;
 развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 развитие речи и обогащение словаря;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
 развитие целенаправленной деятельности путем формирования ориентировочных, планирующих, контрольных
умений и навыков.
Цель программы – создание условий для организации трудовой подготовки, способствующей профориентации,
социальной адаптации и всестороннему развитию личности обучающихся.
Исходя из поставленной цели в процессе преподавания предмета, решаются следующие задачи:
 развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда,
общественной активности и т.д.);
 обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению
необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
 ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;

 формирование представлений о сельскохозяйственном производстве, структуре производственного процесса,
деятельности сельскохозяйственного производственного предприятия, содержании и условиях труда;
 развитие эстетических представлений;
 испытание своих сил в процессе практических работ в соответствии с физическими возможностями и состоянием
здоровья учащихся;
 коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, сравнение, классификация, обобщение);
 формирование необходимости качеств личности, чувство коллективизма, ответственности за порученное дело,
честности, готовности помочь товарищу, бережного отношения к общественной собственности;
 коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений.
Форма реализации – очная.

Список литературы и электронных ресурсов
1. Ковалева Е.А. Учебник « Сельскохозяйственный труд» 5 кл, Москва «Просвещение», 2012г.
2. Ковалев Ю.Н. Кролиководство 10-11 кл. / учебное пособие , Москва , ACADEMA, 2010 г.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.И.
Сивоглазова, Т.В. Шевыревой, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронковой (сборник 2, издательство Москва «Владос», 2010г.,
допущен Министерством образования и науки РФ).
4. Алиса Штери-Лес Ландес. Кролики. Справочник-пособие по разведению и выращиванию. «Клуб семейного
досуга» Харьков, Белгород , 2014г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».