Музыка_1-4 класс УО

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Зам. директора по УВР
______________ Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
__________________ Гринева Л.И.
Приказ № 164 от 27 августа 2021 года

Рабочая программа
по музыке для обучающихся с легкой умственной отсталостью
на 2021-2022 учебный год
для 1 – 4 классов
1 час в неделю (всего 135 часов)

Составитель:
учитель музыки
МКОУ «Кузнецовская СОШ»
Гребенщикова А.С.
2

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его
отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений. Таким образом, музыка
рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и
самореализации ребенка.
Общая характеристика учебного предмета
Педагогическая работа с ребенком с умственной отсталостью, направлена на его социализацию и интеграцию в
общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут сделать
человека неспособным танцевать, но музыка побуждает его двигаться каким-то другим способом. У человека может
отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться «пропевать» мелодию доступной ему вокализацией. С учетом
этого задача педагога состоит в том, чтобы средствами музыки помочь ребенку научиться воспринимать окружающий
мир, сделать его отзывчивым на музыку, научить наслаждаться ею.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства
собственного достоинства. Таким образом, музыку мы рассматриваем как средство развития, так и средство
самореализации ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития. На музыкальных занятиях развивается
способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная
память, творческие способности.
Цель музыкального воспитания – эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование
приобретенного музыкального опыта в жизни. Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание»,
3

«Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
Слушание
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки.
Слушание (различение) быстрой, умеренной и медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша.
Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Слушание (различение) высоких и
низких звуков. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных
инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального стиля
произведения. Узнавание оркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит
музыкальное произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.
Пение
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или
повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни
(отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение
запева, припева и вступления к песне.
Движение под музыку
Топать под музыку. Хлопать в ладоши под музыку. Покачиваться одной ноги на другую. Начинать движение под
музыку вместе с началом ее звучания и останавливаться по ее окончании. Двигаться под музыку разного характера
(ходить, бегать, прыгать, кружиться, приседать). Выполнять под музыку действия с предметами (наклонять предмет в
разные стороны, опускать/поднимать предмет, подбрасывать/ловить предмет, махать предметом и т.п.). Выполнять
движения разными частями тела под музыку («фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.). Соблюдать
последовательность простейших танцевальных движений. Передавать простейшие движения животных. Выполнять
движения, соответствующие словам песни. Соблюдать последовательность движений в соответствии с исполняемой
ролью при инсценировке песни. Двигаться в хороводе. Двигаться под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе.
4

Ритмично ходить под музыку. Изменять скорость движения под музыку (ускорять, замедлять). Менять движения при
изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания.
Выполнять танцевальные движения в паре с другим танцором. Выполнять развернутые движения одного образа.
Имитировать игру на музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах
Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов (контрастные по звучанию, сходные по звучанию).
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном
инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание
игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.
Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте. Игра в ансамбле.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с Учебным планом время, отводимое на урок «Музыки и движения» в 1 и 2 классе - 64 часа;
распределение часов осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 2 ч.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на
доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных
занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.
- Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на
музыкальных инструментах).
- Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
- Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных
инструментах.
5

- Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
- Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной
деятельности.
- Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
- Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях, др. Базовые
учебные действия.
Личностные результаты
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как
«Я»;
2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии
природной и социальной частей.

6

Календарно-тематический план
Классы
По программе
По тематическому планированию

1
33
33

2
34
34

3
34
34

4
34
34

Количество
часов

Дата
проведения

1 класс
№
п/п

1
2
3

4
5

6

Тема

«В гостях у
кошки»

Характеристика деятельности обучающихся

Коррекция внимания, памяти с помощью приобщения детей к пению,
учить подпевать повторяющиеся слова («мяу-мяу»)
«Музыкальная
Коррекция внимания, учить узнавать звучание музыкальных
шкатулка»
инструментов
«Разноцветные
Коррекция внимания, памяти, развивать двигательную активность,
зонтики»
развивать ориентирование в пространстве (умение двигаться стайкой
в указанном направлении)
«В осеннем лесу» Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения к
прослушиванию мелодии различного характера
«У медведя во
Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью побуждения
бору»
принимать активное участие в пение, подпевать взрослому
повторяющиеся слова; учить узнавать знакомые песни и
эмоционально откликаться на них
«Осенний
Коррекция внимания, памяти, мышления, учить узнавать звучание
теремок»
музыкальных инструментов

1
1
1

1
1

1
7

7

«Цок, Цок,
лошадка!»

8

«Первые
снежинки»

9

«Бабушка Зима»

10

«Снежные
забавы»

11

«Нарядная
елочка»

12

«Новогодний
хоровод»

13

«Много снега
намело»

14

«Утро в лесу»

15

«День рождения
Зайки»

16

«Голубые санки»

17

«Снеговик и
елочка»

Коррекция внимания, памяти, развивать способности ритмично
выполнять движения, сохраняя правильную осанку
Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью выполнения
простейших игровых движений с предметами
Побуждать припоминать мелодии знакомых песен и называть их,
различать музыку
Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью приобщения к
подпеванию несложных песен, сопровождая пение жестами
Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью приобщения к
подпеванию несложных песен, сопровождая пение жестами
Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью приобщения
детей к пению, учить подпевать повторяющиеся слова
Коррекция внимания, учить узнавать звучание музыкальных
инструментов
Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью побуждения к
прослушиванию мелодии различного характера
Коррекция внимания, памяти с помощью приобщения детей к пению,
учить подпевать повторяющиеся слова
Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения к
прослушиванию мелодии различного характера
Коррекция внимания, памяти, мышления развивать двигательную
активность, развивать ориентирование в пространстве (умение
двигаться стайкой в указанном направлении)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8

18

«Лепим мы
Снеговика»

19

«Колобокмузыкант»

20

«Оладушки у
Бабушки»

21

«Бабушка
Маруся»

22

«Подарок для
мамы»

23

«Улыбнулось
Солнышко»

24

«Заюшкина
избушка»

25

26

«Как Петушок
Солнышко
разбудил»
«Пришла весна»

27

«Петушок и

Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения к
прослушиванию мелодии различного характера
Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью приобщения
детей к пению, учить подпевать повторяющиеся слова
Коррекция внимания, памяти развивать двигательную активность,
развивать ориентирование в пространстве (умение двигаться стайкой
в указанном направлении)
Коррекция внимания с помощью побуждения к прослушиванию
мелодии различного характера
Коррекция внимания, памяти, мышления развивать двигательную
активность, развивать ориентирование в пространстве (умение
двигаться стайкой в указанном направлении)
Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения к
прослушиванию мелодии различного характера
Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения принимать
активное участие в пение, подпевать взрослому повторяющиеся
слова; учить узнавать знакомые песни и эмоционально откликаться
на них
Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью приобщения
детей к пению, учить подпевать повторяющиеся слова

1

Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения к
прослушиванию мелодии различного характера
Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения принимать

1

1
1

1
1

1
1

1

1
9

курочка»

28

«Весенние
кораблики»

29

«Зазвенели
ручейки»

30

«Птичканевеличка»

31

«Добрый Жук»

32

«Тимошкина
машина»

33

«Веселый
оркестр»
Итого

активное участие в пение, подпевать взрослому повторяющиеся
слова; учить узнавать знакомые песни и эмоционально откликаться
на них
Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью побуждения
принимать активное участие в пение, подпевать взрослому
повторяющиеся слова; учить узнавать знакомые песни и
эмоционально откликаться на них
Коррекция внимания с помощью побуждения к прослушиванию
мелодии различного характера
Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения принимать
активное участие в пение, подпевать взрослому повторяющиеся
слова; учить узнавать знакомые песни и эмоционально откликаться
на них
Коррекция внимания, памяти, мышления развивать двигательную
активность, развивать ориентирование в пространстве (умение
двигаться стайкой в указанном направлении)
Коррекция внимания, учить узнавать звучание музыкальных
инструментов
Коррекция внимания, памяти с помощью приобщения детей к пению,
учить подпевать повторяющиеся слова

1

1
1

1

1
1
33

10

2 класс
№
п/п

1

2

3

4

5
6
7

8

9

Тема

«Как нас зовут»

Характеристика деятельности обучающихся

Обучение пропеванию под музыку своих имен.
Эмоционально откликаться на музыку, подпевать учителю.
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда на говорящего взрослого
«Звуки природы» Обучение узнаванию разнообразных звуков природы (шум дождя,
шум воды, голоса птиц и зверей). Уметь различать разнообразные
звуки природы
«Динамические
Развитие восприятия средств музыкальной выразительности. Уметь
оттенки»
различать тихое и громкое звучание музыки. Формирование учебного
поведения: умение выполнять инструкции педагога
«Отгадай»
Уметь узнавать и выбирать такой же музыкальный инструмент.
Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога
«Репка»
Формирование умения слушать аудиозапись
«Песенки для
Формирование умения слушать и подпевать с разными
детей»
интонационными и динамическими характеристиками
«Ох, мороз,
Познакомить с музыкальными произведениями по теме «Новый
мороз»
Год». Уметь слушать и подпевать. Формирование учебного
поведения: умение выполнять инструкции педагога
«Елочка»
Разучивание песенки про елочку. Слушать и уметь подпевать.
Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции
педагога
«Ох, мороз,
Упражнения на имитационные движения по подражанию.
мороз»
Дидактическая игра. Уметь подпевать и передавать в движении

Количество
часов

Дата
проведения

1

1

1

1

1
1
1

1

1
11

10
11

12

13

14
15
16

17

различные ощущения
«Детские
Формирование умения слушать и пропевать попевки с различной
попевки»
интонацией. Слышать смену характера музыки
«В стране
Прослушивание сказок «Колобок», «Три медведя» в аудиозаписи.
сказок»
Уметь слушать сказку в аудиозаписи
Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции
педагога
«Весна-красна»
Познакомить с музыкальными произведениями по теме «Весна».
Уметь слушать, подпевать. Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога
Музыка веселая и Упражнения на развитие восприятия средств музыкальной
грустная
выразительности. Слушание и подпевание. Уметь различать музыку
веселую и грустную. Формирование учебного поведения: умение
выполнять инструкции педагога
«Теремок»
Прослушивание сказки в аудиозаписи. Формирование учебного
поведения: умение выполнять инструкции педагога
«Весенняя
Формирование умения подпеванию. Разучивание песенки
песенка»
Ударные
Формирование навыков игры на барабане. Музыкальноинструменты.
дидактические игры на музыкальных инструментах. Уметь
Барабан.
определять на слух звучание барабана и уметь играть на нем.
Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции
педагога
Дудочка,
Формирование навыков игры с музыкальными игрушками.
свистулька
Музыкально-дидактические игры с музыкальным игрушками. Уметь
играть с дудочкой и свистулькой, узнавать их звучание.
Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции

1
1

1

1

1
1
1

1

12

18

19

20

21

педагога
Ударно-шумовые Формирование навыка игры с бубном. Игра на музыкальных
инструменты.
инструментах. Упражнения на создание ритмического рисунка.
Бубен.
Уметь играть с бубном, узнавать его звучание. Формирование
учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога
«Громко-тихо»
Формирование навыка игры на самодельных музыкальных
инструментах (ложки). Уметь стучать ложками то тихо, то громко в
такт музыке. Формирование учебного поведения: умение выполнять
инструкции педагога
«Веселый
Формирование умения создавать ритмический рисунок с помощью
паровозик»
«звучащих жестов». Упражнения на создание ритмического рисунка
с помощью «звучащих жестов»
Трещотки,
Формирование умения игры на самодельных музыкальных
колокольчик
инструментах. Игра на музыкальных инструментах. Уметь играть с
трещотками и колокольчиками. Формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога

22

Маракасы

23

«Заинька,
попляши…»

24

«Прогулка под
зонтиком»

Формирование умения игре на маракасах. Игра на музыкальных
инструментах
Формирование умений и навыков движения по текстам песенок.
Игра-импровизация с музыкальным сопровождением. Уметь
выполнять элементарные движения под музыку (топать ногами,
кружиться, ходить по кругу за учителем).Формирование учебного
поведения: умение выполнять инструкции педагога
Формирование умений и навыков движения под музыку. Уметь
выполнять элементарные движения под музыку сохраняя равновесие
и перенося предметы одной или двумя руками

1

1

1

1

1
1

1

13

25

«У оленя дом
большой»

26

«Воробьи и
автомобили»
«Танец
снежинок»

27

28

«Колобок»

29

«Большие ноги
шли по дороге»

30

«Танец гномиков
с фонариками»

31

«Вот как мы
умеем!»

32

«Вот как мы
умеем!»

Формирование умений и навыков движения в такт музыки.
Выполнять элементарные движения под музыку (топать ногами,
хлопать в ладоши, приседать) в такт музыки. Формирование
учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога
Формирование умений и навыков движения в такт музыки.
Выполнять элементарные движения под музыку
Формирование умений и навыков движения в такт музыки. Уметь
слушать, подпевать, выполнять движения под музыку с шумовыми
игрушками и без них. Формирование учебного поведения: умение
выполнять инструкции педагога
Формировать умение подражать движениям животных по сказке
«Колобок». Дидактическая игра. Уметь подражать движениям
животных. Формирование учебного поведения: умение выполнять
инструкции педагога
Формирование умений и навыков движения под музыку (шаг
широкий, семенящий). Уметь двигаться под музыку разным шагом и
темпом
Разучивание танцевальных движений с фонариками. Уметь
выполнять движения с фонариками в руках под музыку.
Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции
педагога
Разучивание танцевальных движений с фонариками и подпеванием.
Уметь выполнять движения с фонариками в руках под музыку с
одновременным подпеванием
Разучивание танцевальных движений с фонариками и подпеванием.
Уметь выполнять движения с фонариками в руках под музыку с

1

1
1

1

1

1

1

1
14

33

«Здравствуй,
лето!»

34

«Здравствуй,
лето!»
Итого

одновременным подпеванием
Обобщить полученные знания за год. Игра. Закрепить полученные
знания за год. Формирование учебного поведения: умение выполнять
инструкции педагога
Обобщить полученные знания за год. Игра. Закрепить полученные
знания за год. Формирование учебного поведения: умение выполнять
инструкции педагога

1

1

34

15

3 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Тема

Повторение правил поведения на уроке музыки.
Песни о лете.
Как рассказывает музыка. Какая бывает музыка.
О чём говорит музыка. Музыкальный образ.
Музыка и природа. Осень.
Какое настроение передаёт музыка.
Что выражает музыка.
Как музыка передаёт чувства человека.
Что изображает музыка.
Музыкальное путешествие в осенний лес.
Песни об осени.
Мелодия и её движение.
Динамические оттенки. Звуки громкие и тихие.
Динамические оттенки. Усиление и ослабление звучания.
Длительность нот. Звуки длинные и короткие.
Темп в музыке. Музыка быстрая, медленная, спокойная.
Песни о зиме.
Новогодние песни.
Музыкальные инструменты: балалайка.
Музыкальные инструменты: гитара.
Музыкальные инструменты: арфа.
Музыкальные инструменты: виолончель.
Музыкальные инструменты: труба.
Музыкальные инструменты: флейта.

Количество
часов

Дата
проведения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Музыкальные инструменты: саксофон.
Музыкальные инструменты: орган и баян.
Ударно-шумовые инструменты.
Поиграем в музыкантов.
Шутка в музыке.
Песни из мультфильмов.
Песни В.Шаинского.
Песни о дружбе.
Песни о дружбе.
Концерт: «Мои любимые песни».
Концерт: «Мои любимые песни».
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

17

4 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема

Повторение правил поведения на уроке музыки. Песни о лете.
Многофункциональность музыки.Музыка развлекательная.
Многофункциональность музыки. Музыка спортивная.
Многофункциональность музыки. Музыка для отдыха.
Многофункциональность музыки. Музыка для релаксации.
Многофункциональность музыки. Музыка о детях и для детей.
Значение динамических оттенков.
Музыкальное путешествие в осенний лес.
Песни об осени.
Многофункциональность музыки.Музыка развлекательная.
Многофункциональность музыки. Музыка спортивная.
Многофункциональность музыки. Музыка для отдыха.
Особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно).
Сказочные сюжеты в музыке.
Песни о зиме.
Новогодние песни.
Оркестр русских народных инструментов. Балалайка, балалайка-бас.
Оркестр русских народных инструментов. Домра.
Оркестр русских народных инструментов. Гусли.
Оркестр русских народных инструментов. Гармонь.
Оркестр русских народных инструментов. Баян.
Оркестр русских народных инструментов. Свирель.
Оркестр русских народных инструментов. Трещотка.
Оркестр русских народных инструментов. Дер. ложки.

Количество
часов

Дата
проведения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Мандолина.
Поиграем в музыкантов.
Шутка в музыке.
Марш .
Танец. Полонез.
Танец. Танго.
Танец. Вальс.
Танец. Полька.
Танец. Хоровод.
Концерт: «Моя любимая песня».
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».