Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» Согласовано: Зам. директора по УВР _________ Феденева Д.В. Утверждаю: Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ» __________ Гринева Л.И. Приказ № 164 от «27 » августа 2021 года. Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Составитель: учитель начальных классов Кузьминых А. В. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» для 1 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствующей требованиям ФГОС, на основании программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с. Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника: С.В.Комарова «Речевая практика», 1 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: «Просвещение», 2020 год. Предмет «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций. Цель обучения: создание условий для развития речевой коммуникации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях. Задачи обучения: - учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться другк другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу, - развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания. Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно — информационную, коммуникативно — деятельностную, ценностно ориентационную). 1.Предметно - информационная: — формирование представлений об окружающей действительности; — формирование лексической и грамматико-синтаксической сторон речи; — формирование навыков связной устной речи; — формирование навыков устной коммуникации и их применение вразличных ситуациях общения; — формирование навыков устной выразительности, овладение нормамиречевого этикета. 2.Деятельностно-коммуникативная: — формирование умения активно участвовать в беседе; — коррекция связной устной речи; — формирование умения различать предложения по интонации; — — — — развитие фонематического слуха и правильного произношения; коррекция познавательных процессов: внимания, памяти, сравнения,логического, обратного мышления; обогащение и уточнение словаря; воспитание культуры речевого общения. 3.Ценностно — ориентационная: — воспитание нравственных качеств, целенаправленности, терпеливости,работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности; — воспитание навыков контроля и самоконтроля. Согласно учебному плану 2021 — 2022 учебного года для обучения речевой практике в 1 классе отводится следующее количество часов: Период Неделя I четверть II четверть III четверть IV четверть Год 1 класс Количество часов 1 8 8 9 8 33 Содержательный минимум образования В каждом классе раздел «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них. Аудирование и понимание речи Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их», «Возьми вазу и поставь в неё цветы» и т. д. Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: Жа -жа -жа — есть иголки у ежа. Ша -ша-ша — миа моет мплоіша. Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. Шура вытирала пыль, Лена поднималась на горку. Лена спускалась с горки. Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста. Дикция и выразительность речи Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение. Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен. Перечисление предметов (23) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений. Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях. Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией типа: Бабушка медленно спрашивает: Ты... куда... идёшь... внучка?» Внучка быстро отвечает. «Я бегу к noдpужке». Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх. Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя). Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях с заданным содержанием. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания Примерная темы речевых ситуации: «Я дома»: «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться. . ..», «Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!», «Весенние праздники», «Я и мои товарищи», «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!», «Знакомство в гостях», «Покупка школьных принадлежностей», «3имняя прогулка», «День Победы». Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу и др. (по теме ситуации). Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики. Сравнение двух предметов или их изображений по заданному признаку: Медведь большой, а мышка ... Дерево высокое, а куст … т. д. Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме ситуации. Внятное выражение просьбы и желания, обращенных к учителю или к товарищу. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно—символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного театра. Культура общения Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуй, здравствуйте, доброе ympo, до свидания, пока. Использование как выразительных средств речи (умеренная сила голоса, доброжелательный, радостный тон речи), так и помощников речи (мимика, жесты, позы, выражающие внимание к партнёру). Употребление «вежливых» слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией. Планируемые результаты изучения учебного предмета Базовые учебные действия Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное школьное обучение и осознанное отношение к учебному процессу, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. 1. Личностные базовые - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; учебные действия - способность к осмыслению социального окружения исоциальной роли ученика; - самостоятельность в выполнении учебных заданий; - самостоятельность в выполнении поручений; - понимание личной ответственности за свои поступки наоснове правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении; 2.Регулятивные базовые учебные действия 3.Познавательные базовые учебные действия - стремление к безопасному поведению в природе и обществе. - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебногопомещения); - пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) - работать с учебными принадлежностями (инструментами,спортивным инвентарем) организовывать рабочее место; - передвигаться по школе, находить свой класс, другиенеобходимые помещения; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность,следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать своидействия; -оценивать действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее сучетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо - родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицироватьна наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметамизаместителями; - читать; - писать; - наблюдать; работать с информацией (понимать изображение,текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. 4.Коммуникативные базовые учебные действия - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик — ученик, ученик — класс, учитель класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействияс одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию вразных видах деятельности и быту; - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведениядругих участников спорной ситуации. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования—введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом: − − — — — осознание себя как гражданина России; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; — эмпатия умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; — чувство прекрасного умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; — формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, интереса к чтению; — развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; — формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика» на конец обучения в 1 классе: Минимальный уровень Достаточный уровень задания по словесной инструкции; - выполнять элементарные задания по словесной инструкции - выполнять - называть предметы и действия, соотноситьих с соответствующими учителя; картинками; - называть предметы и соотносить их с соответствующими - внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова; картинками; -употреблять «вежливые» слова приобращении к другим людям; - соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании; - уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, - правильно здороваться при встрече ипрощаться при имена ближайших родственников, адрес дома; расставании; -знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена- уметь рассказать, как можно дойти илидоехать до школы; - слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на ближайших родственников и товарищей по классу; - слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с ихнаглядныесредства. содержанием. Характеристика дифференциации групп обучающихся Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В. В., согласно этой дифференциации все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений, разделены на следующие группы: 1 группа — составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. 2 группа — учащиеся достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. У них меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. 3 группа - учащиеся самостоятельно не работают, так как у них недостаточно языковых средств общения для приобретения новых знаний, умений и навыков. Требуются постоянные помощь и контроль со стороны учителя; 4 группа- учащиеся овладевают материалом на самом низком уровне. Связная речь отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла. Технические средства обучения: ноутбук, телевизор. Интернет ресурсы: http://nspona1.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchponal.ru/, http://pedsovet.su/,http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1-2. 3-4. 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15 16 17-18 19-20 21-22 Раздел, тема Виды деятельности 1 четверть (8 часов) «Аудирование и понимание речи». Речевая ситуация на тему «Давайте познакомимся!» Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Речевая ситуация на тему «Знакомство во дворе» Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Речевая ситуация на тему «Дорога домой» Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Речевая ситуация на тему «Теремок» Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. 2 четверть (8 часов) «Дикция и выразительность речи». Речевая ситуация на тему «Знакомство в гостях». Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Речевая ситуация на тему «Покупка школьных Выявление представлений по теме ситуации с опорой на принадлежностей» наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Речевая ситуация на тему «В магазине игрушек» Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Речевая ситуация «готовимся к празднику» Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Речевая ситуация на тему «Новогодние чудеса» Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. 3 четверть (9 часов) «Подготовка речевой ситуации и организация высказывание». Речевая ситуация на тему «Зимняя прогулка» Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Речевая ситуация на тему «Надо, надо умываться» Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Речевая ситуация на тему Помощники» Выявление представлений по теме ситуации с опорой на ситуация ситуация ситуация 23-24 25 26-27 28-29 30-31 32 33 наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Речевая ситуация на тему «Весенние праздники» Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Речевая ситуация на тему «Петушок и бобовое зернышко» Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. 4 четверть (8 часов) «Культура общения» Речевая ситуация на тему «Заячья избушка» Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Речевая ситуация на тему «Спокойной ночи!» Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Речевая ситуация на тему «День Победы» Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Речевая ситуация на тему «Доброе утро!» Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Повторение пройденного материала за год Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.