РП по речевой практике 1 класса

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
__________ Гринева Л.И.
Приказ № 164 от «27 » августа 2021 года.

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Речевая практика»
на 2021-2022 учебный год
для обучающихся 1 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Составитель:
учитель начальных классов
Кузьминых А. В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» для 1 класса разработана на основе Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), соответствующей требованиям ФГОС, на основании программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4
классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника: С.В.Комарова «Речевая практика», 1 класс для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: «Просвещение»,
2020 год.
Предмет «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является
необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Цель обучения: создание условий для развития речевой коммуникации учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими
людьми в различных ситуациях.
Задачи обучения:
- учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения
заданий, обращаться другк другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,
- развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи,
формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно — информационную, коммуникативно —
деятельностную, ценностно ориентационную).
1.Предметно - информационная:
— формирование представлений об окружающей действительности;
— формирование лексической и грамматико-синтаксической сторон речи;
— формирование навыков связной устной речи;
— формирование
навыков
устной коммуникации
и их применение
вразличных ситуациях общения;
— формирование
навыков устной выразительности,
овладение
нормамиречевого этикета.
2.Деятельностно-коммуникативная:
— формирование умения активно участвовать в беседе;
— коррекция связной устной речи;
— формирование умения различать предложения по интонации;

—
—
—
—

развитие фонематического слуха и правильного произношения;
коррекция
познавательных
процессов:
внимания,
памяти, сравнения,логического, обратного мышления;
обогащение и уточнение словаря;
воспитание культуры речевого общения.
3.Ценностно — ориентационная:
— воспитание нравственных качеств, целенаправленности, терпеливости,работоспособности, настойчивости, трудолюбия,
самостоятельности;
— воспитание навыков контроля и самоконтроля.
Согласно учебному плану 2021 — 2022 учебного года для обучения речевой практике в 1 классе отводится следующее количество часов:
Период
Неделя
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год

1 класс
Количество часов
1
8
8
9
8
33

Содержательный минимум образования
В каждом классе раздел «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением
программного материала по каждому из них.
Аудирование и понимание речи
Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя:
«Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их», «Возьми вазу и поставь в неё цветы» и т. д.
Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в
рифмованной форме: Жа -жа -жа — есть иголки у ежа. Ша -ша-ша — миа моет мплоіша. Выбор из двух близких по содержанию
картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. Шура вытирала пыль, Лена поднималась на
горку. Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса

учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен. Перечисление предметов (23) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы
голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной
ситуацией типа: Бабушка медленно спрашивает: Ты... куда... идёшь... внучка?» Внучка быстро отвечает. «Я бегу к noдpужке».
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое
использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком.
Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях с заданным содержанием.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания Примерная
темы речевых ситуации: «Я
дома»:
«Готовимся
к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться. . ..», «Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!»,
«Весенние праздники», «Я и мои товарищи», «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья избушка», «Петушок и
бобовое зернышко», «Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!», «Знакомство в гостях», «Покупка школьных принадлежностей»,
«3имняя прогулка», «День Победы».
Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.
Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу и др. (по теме ситуации).
Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики. Сравнение двух предметов или их
изображений по заданному признаку: Медведь большой, а мышка ... Дерево высокое, а куст … т. д. Рассматривание атрибутов к ролевой
игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме ситуации.
Внятное выражение просьбы и желания, обращенных к учителю или к товарищу.
Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно—символической схемы к
каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного театра.
Культура общения
Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуй, здравствуйте, доброе ympo, до свидания, пока.
Использование как выразительных средств речи (умеренная сила голоса, доброжелательный, радостный тон речи), так и помощников речи
(мимика, жесты, позы, выражающие внимание к партнёру).
Употребление «вежливых» слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.

Планируемые результаты изучения учебного предмета Базовые учебные действия
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное школьное обучение и
осознанное отношение к учебному процессу, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных
действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на
доступном для него уровне.
1. Личностные базовые
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
учебные действия
- способность к осмыслению социального окружения исоциальной роли ученика;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- самостоятельность в выполнении поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки наоснове правил поведения в классе, детском
коллективе, образовательном учреждении;
2.Регулятивные базовые
учебные действия

3.Познавательные базовые
учебные действия

- стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебногопомещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты
и т.д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами,спортивным инвентарем) организовывать
рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другиенеобходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,следовать предложенному плану и работать в
общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать своидействия;
-оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности,
оценивать ее сучетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицироватьна наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметамизаместителями;
- читать;
- писать;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение,текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях)
под руководством и с помощью учителя.

4.Коммуникативные
базовые учебные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик — ученик, ученик — класс, учитель класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействияс одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию вразных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведениядругих участников спорной ситуации.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования—введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом:

−
−
—
—
—

осознание себя как гражданина России;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
— эмпатия умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
— чувство
прекрасного умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту
художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
— формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, интереса к чтению;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень
является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по учебному предмету «Речевая практика» на конец обучения в 1 классе:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
задания
по
словесной инструкции;
- выполнять элементарные задания по словесной инструкции - выполнять
- называть предметы и действия, соотноситьих с соответствующими
учителя;
картинками;
- называть предметы и соотносить их с соответствующими
- внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
картинками;
-употреблять «вежливые» слова приобращении к другим людям; - соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
- уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей,
- правильно здороваться при встрече ипрощаться при
имена ближайших родственников, адрес дома;
расставании;
-знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена- уметь рассказать, как можно дойти илидоехать до школы;
- слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на
ближайших родственников и товарищей по классу;
- слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с ихнаглядныесредства.
содержанием.

Характеристика дифференциации групп обучающихся
Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.
В., согласно этой дифференциации все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений, разделены на следующие
группы:
1 группа — составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения.
Все задания ими выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания,
правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о
сознательном усвоении этими учащимися программного материала. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная
активизирующая помощь взрослого.
2 группа — учащиеся достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают большие трудности, чем
ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без
помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. У них меньшая самостоятельность в выполнении всех видов
работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Допускают ошибки, которые могут быть
исправлены с незначительной помощью.
3 группа - учащиеся самостоятельно не работают, так как у них недостаточно языковых средств общения для приобретения
новых знаний, умений и навыков. Требуются постоянные помощь и контроль со стороны учителя;
4 группа- учащиеся овладевают материалом на самом низком уровне. Связная речь отличается фрагментарностью, значительным
искажением смысла.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор.
Интернет ресурсы: http://nspona1.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchponal.ru/, http://pedsovet.su/,http://www.proshkolu.ru/,
http://www.myshared.ru/

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1-2.
3-4.
5-6
7-8

9-10
11-12
13-14
15
16

17-18
19-20
21-22

Раздел, тема

Виды деятельности

1 четверть (8 часов)
«Аудирование и понимание речи».
Речевая ситуация на тему «Давайте познакомимся!»
Выявление представлений по теме ситуации с опорой на
наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Речевая ситуация на тему «Знакомство во дворе»
Выявление представлений по теме ситуации с опорой на
наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Речевая ситуация на тему «Дорога домой»
Выявление представлений по теме ситуации с опорой на
наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Речевая ситуация на тему «Теремок»
Выявление представлений по теме ситуации с опорой на
наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
2 четверть (8 часов)
«Дикция и выразительность речи».
Речевая
ситуация на тему «Знакомство в гостях».
Выявление представлений по теме ситуации с опорой на
наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Речевая
ситуация
на
тему
«Покупка
школьных
Выявление представлений по теме ситуации с опорой на
принадлежностей»
наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Речевая ситуация на тему «В магазине игрушек»
Выявление представлений по теме ситуации с опорой на
наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Речевая ситуация «готовимся к празднику»
Выявление представлений по теме ситуации с опорой на
наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Речевая ситуация на тему «Новогодние чудеса»
Выявление представлений по теме ситуации с опорой на
наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
3 четверть (9 часов)
«Подготовка речевой ситуации и организация высказывание».
Речевая ситуация на тему «Зимняя прогулка»
Выявление представлений по теме ситуации с опорой на
наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Речевая ситуация на тему «Надо, надо умываться»
Выявление представлений по теме ситуации с опорой на
наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Речевая ситуация на тему Помощники»
Выявление представлений по теме ситуации с опорой на

ситуация

ситуация
ситуация

23-24
25

26-27
28-29
30-31
32
33

наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Речевая ситуация на тему «Весенние праздники»
Выявление представлений по теме ситуации с опорой на
наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Речевая ситуация на тему «Петушок и бобовое зернышко»
Выявление представлений по теме ситуации с опорой на
наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
4 четверть (8 часов)
«Культура общения»
Речевая ситуация на тему «Заячья избушка»
Выявление представлений по теме ситуации с опорой на
наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Речевая ситуация на тему «Спокойной ночи!»
Выявление представлений по теме ситуации с опорой на
наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Речевая ситуация на тему «День Победы»
Выявление представлений по теме ситуации с опорой на
наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Речевая ситуация на тему «Доброе утро!»
Выявление представлений по теме ситуации с опорой на
наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Повторение пройденного материала за год
Выявление представлений по теме ситуации с опорой на
наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».