Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» Согласовано: Зам. директора по УВР _________ Феденева Д.В. Утверждаю: Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ» __________ Гринева Л.И. Приказ № 164 от «27 » августа 2021 года. Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Составитель: учитель начальных классов Кузьминых А. В. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 1 класса МКОУ «Кузнецовская СОШ» и составлена на основе специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для умственно отсталых детей (с интеллектуальными нарушениями) и программы «Изобразительное искусство», автор И.А. Грошенков, опубликованной в сборнике «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1–4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – Москва «Просвещение», 2008. С.– 191. В процессе обучения изобразительной деятельности, в процессе эстетического познания и художественного отражения окружающей действительности в продуктах деятельности ребенок с интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются его познавательная,речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности. Цель обучения: создание условий для всестороннего развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи: - воспитание интереса к изобразительному искусству; - раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; - воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса; - формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно эстетического кругозора; - развитие эмоционального восприятия произведений искусства, уменияанализировать их содержание и формулировать своего мнения о них; - формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка; - обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках; - обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,аппликации, лепке); - обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности; - формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению; - развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции; - воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»). Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную, ценностно-ориентационную). 1. Предметно - информационная: - формирование представлений о различении предметов по цвету; - формирование представлений об игровых графических упражнениях; - формирование представлений о рисовании по шаблону геометрическихфигур; - формирование представлений о рисовании по опорным точкам знакомыхпредметов; - формирование представлений о рисовании узора в полосе, рисовании попоказу, рисовании по памяти, рисовании по представлению; - формирование представлений о рисовании с натуры, рисование геометрического орнамента; - формирование представлений о делении круга на равные части; - формирование представлений о рисовании на темы, декоративное рисование, иллюстрации к сказкам. 2. Деятельностно - коммуникативная: – формирование умений и навыков в правильно организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш; –формирование умений и навыков различать формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; - формирование умений и навыков узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); - формирование умений и навыков определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; - формирование умений и навыков ориентироваться на плоскости листа бумаги; нахождение середины, верх-низ, нижний, правый и левый края; - формирование графических представлений формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различение круга и овала; - развитие моторики руки; - формирование графических навыков и умений; - формирование навыков владения карандашом; - формирование навыка произвольной регуляции силы нажима; - формирование навыка произвольного темпа движения (его замедление иускорение); - формирование навыка прекращения движения в нужной точке:формирование навыка удержания направления движения; - формирование умений и навыков различать цвета: красный, желтый,синий, зеленый, коричневый, белый, черный; - формирование умений и навыков соблюдать направления штрихов(сверху - вниз, слева - направо, наискось) не оставляя пределов, не выходить за предел контура; - развитие эмоциональной и двигательной сферы, способствующее формированию личности умственно-отсталого ребенка; - развитие коммуникативно - деятельностных качеств; - коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания; - коррекция словесно-логического мышления (умение сравнивать,обобщать); - коррекция восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов,положения их в пространстве; - формирование умений и навыков владения пространственными,временными, геометрическими представлениями; - формирование навыков связной устной и письменной речи; - коррекция высших психических функций; - коррекция активного речевого словаря. 3. Ценностно - ориентационная: - формирование осознанного понимания роли изобразительного искусства,как духовной, нравственной и культурной ценности народа; - формирование эмоциональной отзывчивости; - воспитание нравственно-эстетических, этических качеств личности; - воспитание гуманного отношения к человеческой личности; - развитие способности осознавать своё место, роль и предназначение в жизни; - воспитание нравственно-патриотических и гражданских качеств личности. Специальной задачей обучения изобразительному искусству является формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать). Коррекция недостатков познавательной деятельности путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве. Нахождение в изображаемом существенных признаков, установление сходства и различия. Содействия развитию аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать; ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; исправления недостатков моторики и совершенствование зрительно – двигательной координации. Согласно учебному плану 2021 – 2022 учебного года для изучения рисования в 1 классе отводится следующее количество часов Период 1 класс Количество часов Неделя 1 1 четверть 8 2 четверть 8 3 четверть 9 4 четверть 8 Год 33 Содержательный минимум образования Первое полугодие. Подготовительные упражнения Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формироватьграфические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал. Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения. Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый. Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура. Второе полугодие. Декоративное рисование Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретамимерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый. Рисование с натуры Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры. Рисование на темы Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом. Беседы об изобразительном искусстве (2 раза в четверть) Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине. Планируемые результаты изучения учебной деятельности Состав базовых учебных действий обучающихся Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное школьное обучение и осознанное отношение к учебному процессу, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. 1. Личностные базовые учебные действия 2.Регулятивные базовые учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованногопосещением школы; - способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; - самостоятельность в выполнении учебных заданий; - самостоятельность в выполнении поручений; - понимание личной ответственности за свои поступки наоснове правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении; - стремление к безопасному поведению в природе и обществе. - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебногопомещения); - пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) - работать с учебными принадлежностями (инструментами,спортивным инвентарем) -организовывать рабочее место; - передвигаться по школе, находить свой класс, другиенеобходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать своидействия; -оценивать действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее сучетом предложенных критериев, корректировать свою - деятельность с учетом выявленных недочетов. 3.Познавательные базовые - выделять существенные, общие и отличительные свойствапредметов; учебные действия - устанавливать видо - родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицироватьна наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами –заместителями; - читать; - писать; - наблюдать; работать с информацией (понимать изображение,текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с - помощью учителя. 4.Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик,ученик – ученик, ученик – класс, учитель базовые учебные действия класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию вразных видах деятельности и быту; - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихсяс умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом: – осознание себя как гражданина России; –овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемсяи развивающемся мире; –овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; –способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; –способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; –эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; –чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; –формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, интереса к чтению; –развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; –формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения в 1 классе Минимальный уровень Достаточный уровень знать названия используемыхматериалов, основные цвета, - знать названия используемых материалов, основные цвета, геометрические фигуры; геометрические фигуры и тела, названия сторон и линий; - обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять - организовать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, правильно держать альбом для рисования и карандаш; наклонные, округлые линии; - выполнять рисунки, используя толькоодну сторону листа; - закрашивать рисунок цветнымикарандашами, соблюдая уметь называть самостоятельно инструменты и приспособления; их контурырисунка и направления штрихов (сверхувниз, слева свойства, назначения, правила хранения, санитарно-гигиенические направо, наискось); различать и называть цвета; требования при работе с ними; - уметь называть с помощью педагога инструменты и - уметь самостоятельно изображать с натуры предметы несложной приспособления; их свойства, назначения, правила хранения, формы; санитарно-гигиенические требования при работе с ними; - знать основные цвета солнечного спектра; - уметь с помощью педагога изображать с натуры предметы - подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы своё несложной формы; рабочее место; - различать цвета, которыми окрашены предметы или их - передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее изображения; сходство сизвестными геометрическими формами спомощью учителя; - узнавать и показывать основные геометрические фигуры и - обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться тела. трафаретом. Характеристика дифференциации групп обучающихся Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В. В., согласно этой дифференциации все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков иумений, разделены на следующие группы: 1 группа - учащиеся могут самостоятельно организовать своё рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш. Выполнять рисунки, используя только одну сторону листа бумаги. Обводить карандашом шаблоны несложной формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги, закрашивать рисунок, цветными карандашами соблюдая контур рисунка; 2 группа - учащиеся группы работают медленнее, им дается меньший объёмработы, затрудняются самостоятельно выполнять работу; 3 группа - учащиеся самостоятельно не работают, требуется постоянные контроль и помощь; 4 группа – учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Требуется постоянный контроль со стороны учителя. Технические средства обучения – ноутбук, телевизор; экранно-звуковые пособия. Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Раздел, тема Виды деятельности 1 четверть (8 часов) 1. Рисование 2. Рисование прямых линий в разных направлениях: столбы, заборчик, провода, дорожки, веревочки, дождь, горы, палатка. Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий:лесенки, окошки, рамки. Рисование дугообразных линий: дым, фонтан, самолет летит, плывет кораблик, скачет мяч, прыгает лягушка. Рисование замкнутых круговых линий: клубки ниток, воздушные шарики, цепочка колечек, тележка с разноцветными колесами. Рисование знакомых детям предметов разной величины: разноцветные шары, клубки ниток, ленты, карандаши, елочки. Рисование предметов круглой и овальной формы (арбуз, апельсин,яблок, огурец, лимон, сливы). 3. 4. 5. 6. 7-8. 9. 10. 11. 12. предметов разной формы и окраски. Инструктаж. Рисование предметовразной формы и окраски. Выставка работ. Оценивание. Графические упражнения. Ориентирование в задании. Планирование работы. Рисование. Выставка работ. Оценивание. Графические упражнения. Ориентирование в задании.Рисование. Выставка работ. Графические упражнения. Ориентирование в задании. Рисование. Выставка работ. Оценивание. Графические упражнения. Ориентирование в задании. Рисование. Выставка работ. Оценивание. Графические упражнения. Ориентирование в задании. Рисование. Выставка работ. Оценивание. Инструктаж по организации рабочего места. Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций. 2 четверть (8 часов) Рисование предметов прямоугольной и треугольной Инструктаж. Рисование предметов прямоугольной и треугольной формы. формы: альбом, линейка, книга, флажок. Выставка работ. Рисование по опорным точкамзнакомых предметов: Рисование по опорным точкам. Ориентирование в задании. Планирование дом, скворечник, кораблик, лесенка. работы. Выставка. Оценивание. Рисование узора в полосе изчередующихся по Инструктаж. Рисование узора изгеометрических элементов. Выставка форме и цвету элементов (кругов и квадратов). работ. Рисование по шаблону круга. Рисование по шаблону. Круг. Деление круга на четыре равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура. 13. 14. 1516. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Раскрашивание. Работа по соблюдению направления штриховки. Выставка. Оценивание. Рисование несложных по форме предметов, Инструктаж. Рисование предметов: флажков, бусы. Выставка.Оценивание. состоящих из нескольких частей (флажки, бусы). Рисование в полосе узора из повторяющихся Инструктаж. Декоративноерисование. Беседа. Выставка работ. растительныхэлементов (веточки ели). Рисование по памяти (после показа) несложных Инструктаж. Рисование по памяти.Беседа. Выставка работ. Оценивание. по форме елочных игрушек. 3 четверть (9 часов) Рисование по представлению знакомых детям Инструктаж. Рисование по представлению. Беседа. Выставкаработ. Оценивание. предметов(веточка елки с игрушками). Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная Инструктаж. Рисование с натуры.Беседа. Выставка работ. Оценивание. шапочка). Рисование на тему «Снеговик». Инструктаж. Беседа на тему «Зима».Рисование по теме. Выставка работ. Оценивание. Рисование геометрического орнамента с образца по Инструктаж. Рисование по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в опорным точкам. полученныхквадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета). Выставка работ. Оценивание. Рисование с натуры связки воздушных шаров. Инструктаж. Рисование с натуры. Выставка работ. Оценивание. Беседа. «Дымковские узоры». Просмотр презентации. Составлениеузора в полосе. Составление в полосе узора для закладки. Выставка работ. Рисование с натуры игрушки-кораблика. Инструктаж. Рисование с натуры.Выставка работ. Оценивание. Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. Беседа. Инструктаж.Самостоятельное составление узора. Выставка работ. Рисование с натуры башенки из элементов Инструктаж. Рисование с натуры. Выставка работ. Оценивание. строительного материала. 4 четверть (8 часов) Декоративное рисование — узор в круге. Инструктаж. Декоративное рисование. Узор в круге. Выставка работ. Оценивание Рисование на тему «Ракета». Инструктаж. Рисование на тему.Выставка работ. Оценивание. Инструктаж. Рисование узора из геометрических элементов. Выставка работ. Геометрический узор в полосе изтреугольников. Рисование с натуры носового платка. Инструктаж. Рисование с натуры. Выставка работ. Оценивание. Рисование с натуры праздничногофлажка. Инструктаж. Рисование с натуры.Выставка работ. Оценивание. Рисование узора в полосе растительных элементов. Инструктаж. Рисование цветов и листочков в виде узора. Выставка работ. Рисунок к сказке «Три медведя»(три чашки разной Беседа. Просмотр презентаций. Инструктаж. Рисование на тему. Выставка работ. величины и расцветки). Оценивание. Рисование с натуры светофора. Инструктаж. Рисование предметов прямоугольной формы. Выставка работ.