Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» Согласовано: Зам. директора по УВР _________ Феденева Д.В. Утверждаю: Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ» __________ Гринева Л.И. Приказ №164 от «27» августа 2021 года. Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Составитель: учитель ИЗО Сафронова О.А. МКОУ «Кузнецовская СОШ» п. Кузнецовский, 2021г Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи программы 7 1.3. Содержание программы 10 Учебный (тематический) план 10 Содержание учебного (тематического) плана 28 1.4. Планируемые результаты 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы 29 34 2.1. Условия реализации программы 34 2.2. Формы аттестации 36 2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы 39 Аннотация 40 Список литературы 42 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 . Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 5 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе программы по предмету «Изобразительное искусство» специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида». Данная рабочая программа по изобразительному искусству отвечает требованиям государственных стандартов по формированию знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Рабочая программа предусматривает обучение предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе 2 часа в неделю, итого 68 часов в год. Адаптированная образовательная программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество. Программа общеобразовательной школы не может быть усвоена в полном объеме детьми с ОВЗ в виду их особенности развития. Поэтому возникла потребность в создании программы, адаптированной к возможностям детей данной категории, задания которой основаны на принципах коррекционно-развивающего обучения, имеют практическую направленность, что позволяет повысить учебную мотивацию и интерес детей к предмету изобразительное искусство. Необычность и доступность заданий активизируют их деятельность, повышает веру в себя. Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта людей, культуры его труда, культуры человеческих отношений. Для некоторых детей с ограниченными возможностями здоровья знания, умения и навыки, полученные на занятиях, возможно, станут отправной точкой в их социализации. Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Актуальность программы. В процессе творческой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников с ОВЗ: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма. При обучении изобразительному искусству развиваются мышление, память, способность к пространственному анализу, речь, внимание. Учащиеся с ОВЗ отличаются неустойчивостью внимания, быстрой сменой настроения, а также быстрой утомляемостью. Следовательно, на уроках изобразительного искусства необходимо сочетать один вид деятельности с другим и особенно целесообразно применять дидактические игры и упражнения. Игра способствует выработке умений согласованной коллективной работы, воспитывает умение проявлять чувство такта при оценке выполненной работы, дисциплинирует и организует самостоятельную деятельность. Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества. Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса общеобразовательной организации. Срок реализации настоящей программы по предмету «Изобразительное искусство» - 1 учебный год. Предмет соответствует федеральному компоненту стандарта образования на реализацию которого отводится 2 часа в неделю ( 34 учеб. недели). Основные направления коррекционной работы коррекция развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция развитие памяти; коррекция развитие внимания; развитие пространственных представлений и ориентации; развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления; развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность; развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств; формирование умения анализировать свою деятельность; коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря; коррекция мелкой моторики. Методы и технологии обучения словесные (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, беседа, работа с литературой и т.д.); наглядные (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) приемов работы педагогом и др.); практические (экскурсии, выходы на природу и др.); игровые (ролевые, деловые игры). Виды деятельности устное и письменное выполнение тестовых заданий; выполнение практических работ и упражнений; работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя; самостоятельные работы, которые способствуют воспитанию прочных знаний и умений; индивидуальные занятия; самостоятельная работа с дополнительными материалами. 1.2. Цель и задачи программы Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности. Исходя из поставленной цели в процессе преподавания предмета, решаются следующие задачи: Коррекционно-развивающие: корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; развивать у учащихся аналитико-синтетическую деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка; улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала. Образовательные: формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности; развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; знакомить учащихся с произведениями изобразительного, декоративно- прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна; расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь. Воспитательные: воспитывать интереса к изобразительному искусству; воспитывать у учащихся художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию; воспитывать у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности. У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, плохая память, слабая мыслительная деятельность (относительно развито репродуктивное мышление), внимание рассеяно, не развита зрительно-моторная координация, преобладают специфические проявления в области эмоционально-волевой сферы, отмечается низкий уровень учебной мотивации. Поэтому им трудно в полном объеме усвоить материал и выполнить практические задания, предлагаемые программой общеобразовательных школ по и изобразительному искусству. 1.3. Содержание программы Учебный (тематический) план (68 часов) № Название раздела, темы Количество часов п/п Всего Теория Характеристика Практика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) I четверть 1 Рисование 16 узора в полосе из 1 1 15 - 1 повторяющихся элементов. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. 2 Самостоятельное составление 1 - 1 Умение узора в полосе из растительных практике элементов. знания. развитие применять на полученные Коррекция и мелкой моторики кистей рук. 3 Рисование простого натюрморта. 1 - 1 Умение повторять чередовать Коррекция и элементы. и развитие мелкой моторики кистей рук. 4 Рисование геометрического 1 - 1 орнамента в круге. Умение повторять чередовать Коррекция и элементы. и развитие мелкой моторики кистей рук. 5 Рисование симметричного узора по 1 - 1 образцу. Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование мелкой моторики кистей рук. 6 Рисование с натуры объемного 1 предмета симметричной формы. - 1 Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование мелкой моторики кистей рук. 7 Рисование на тему: «Осень за моим 1 - 1 окном». Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование мелкой моторики кистей рук. 8 Иллюстрирование отрывка из 1 - 1 Умение повторять и литературного произведения А.С. чередовать элементы. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Коррекция и формирование мелкой моторики кистей рук. 9 Рисование на тему: «Цвета осенних 1 - 1 листьев». Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование мелкой моторики кистей рук. 10 Рисование дорожных треугольной формы. знаков 1 - 1 Умение практике знания. применять на полученные Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 11 Рисование дорожных знаков 1 - 1 треугольной формы. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. 12 Беседа на тему: «Произведения 1 мастеров 1 - народных Познакомить с произведениями художественных промыслов». народных мастеров искусством и народных промыслов. 13 Оформление открытки. 1 - 1 Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. 14 Оформление открытки. 1 - 1 Умение практике знания. применять на полученные Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 15 Рисование на тему: «Деревня. 1 - 1 Деревянный мир». Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. 16 Рисование с натуры объемного 1 - 1 предмета конической формы. Умение применять практике на полученные знания. Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. II четверть 17 16 Рисование с натуры цветочного 1 2 14 - 1 горшка с растением. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. 18 Рисование симметрических форм. 1 Бабочка. - 1 Умение практике знания. применять на полученные Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 19 Самостоятельное составление 1 - 1 Умение повторять и узора из растительных элементов в чередовать элементы. геометрической форме. Коррекция и формирование мелкой моторики кистей рук. 20 Рисование с натуры объемного 1 - 1 предмета. Компьютер. Умение применять практике на полученные знания. Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 21 Рисование фигуры человека. 1 - 1 Умение применять практике знания. на полученные Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 22 Рисование фигуры человека. 1 - 1 Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. 23 Рисование с натуры объемного 1 - 1 предмета. Умение применять практике знания. на полученные Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 24 Узор в круге из стилизованных 1 - 1 природных форм. Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование мелкой моторики кистей рук. 25 Беседа на тему: «Произведения 1 мастеров 1 - народных художественных Познакомить с произведениями промыслов». народных мастеров Жостово. искусством и народных промыслов. 26 Иллюстрирование отрывка из 1 - 1 Коррекция и развитие литературного произведения А.С. мелкой моторики кистей Пушкина рук, умение применять на рыбке». «Сказка о рыбаке и практике полученные знания. 27 Рисование карнавальных 1 - 1 новогодних очков. Умение применять практике на полученные знания. Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 28 Рисование на тему: «Лес зимой». 1 - 1 Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. 29 Рисование карнавальной 1 - 1 новогодней маски. Умение применять практике знания. на полученные Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 30 Беседа на тему: «Произведения 1 мастеров художественных Гжель. народных промыслов». 1 - Познакомить с произведениями народных мастеров искусством и народных промыслов. 31 Рисование с натуры игрушки. 1 - 1 Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. 32 Декоративное рисование открытки. 1 - 1 Умение практике знания. применять на полученные Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. III четверть 33 Рисование 20 симметричных форм: 1 3 17 - 1 насекомые – жук. Умение практике знания. применять на полученные Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 34 Рисование на развлечения». тему: «Зимние 1 - 1 Умение практике знания. применять на полученные Коррекция и формирование мелкой моторики кистей рук. 35 Рисование с натуры объемного 1 - 1 предмета. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. 36 Рисование в квадрате узора из 1 - 1 растительных форм. Умение применять практике знания. на полученные Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 37 Беседа на тему: «Мама. 1 1 - Материнство». Познакомить с произведениями изобразительного искусства на тему «Материнство». 38 Рисование (платок). в квадрате узора 1 - 1 Умение практике знания. применять на полученные Коррекция и формирование мелкой моторики кистей рук. 39 Декоративное рисование открытки 1 - 1 «8 марта». Умение применять практике на полученные знания. Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 40 Рисование с натуры объемного 1 - 1 прямоугольного предмета. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. 41 Беседа на тему: «Произведения 1 мастеров 1 - народных художественных Познакомить с произведениями промыслов». народных мастеров Хохлома. искусством и народных промыслов. 42 Иллюстрирование отрывка из 1 - 1 Умение литературного произведения А.С. практике Пушкина знания. «Сказка о золотом применять на полученные Коррекция и петушке». формирование мелкой моторики кистей рук. 43 Рисование с натуры объемного 1 - 1 предмета. Умение применять практике на полученные знания. Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 44 Составление применением использование узора осевых в круге линий с 1 - 1 Коррекция и развитие и мелкой моторики кистей декоративно рук, умение применять на переработанных природных форм. практике полученные знания. 45 Рисование на тему: «Моя любимая 1 - 1 книга». Умение практике знания. применять на полученные Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 46 Декоративное рисование открытки. 1 - 1 Умение практике знания. применять на полученные Коррекция и формирование мелкой моторики кистей рук. 47 Рисование с натуры объемного 1 - 1 Умение предмета, расположенного выше практике уровня зрения. знания. применять на полученные Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 48 Рисование симметричных форм. 1 - 1 Бабочка. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. 49 Рисование на тему: «Мой герой, 1 - 1 кумир». Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. 50 Рисование с натуры игрушки. 1 - 1 Умение практике знания. применять на полученные Коррекция и формирование мелкой моторики кистей рук. 51 Составление узора применением в осевых использование круге с 1 линий - 1 Коррекция и развитие и мелкой моторики кистей декоративно рук, умение применять на переработанных природных форм. практике полученные знания. 52 Беседа на тему: «Произведения 1 мастеров 1 - народных художественных Познакомить с произведениями промыслов». народных мастеров Городец. искусством и народных промыслов. IV четверть 53 18 Иллюстрирование отрывка из 1 3 15 - 1 Умение литературного произведения А.С. практике Пушкина знания. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». применять на полученные Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 54 Рисование на тему: «Народные 1 праздники». - 1 Умение практике применять на полученные знания. Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 55 Рисование симметричных форм. 1 - 1 Стрекоза. Умение применять практике знания. на полученные Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 56 Рисование с натуры объемного 1 прямоугольного - 1 предмета. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей Коробка. рук, умение применять на практике полученные знания. 57 Рисование на тему: «Удивительный 1 - 1 транспорт». Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. 58 Беседа на тему: «Великая 1 Отечественная война – в картинах 1 - Познакомить с произведениями русских художников». 59 художников. Рисование на тему: «Мы за мир!» 1 - 1 Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. 60 Беседа на тему: «Произведения 1 мастеров - 1 народных художественных Познакомить с произведениями промыслов. народных мастеров Дымково». искусством и народных промыслов. 61 Рисование на тему: «Весна 1 - 1 красна!» Умение практике знания. применять на полученные Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 62 Беседа на старости». тему: «Мудрость 1 1 - Умение практике знания. применять на полученные Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 63 Рисование на тему: «Портрет моего 1 - 1 дедушки». Умение применять практике на полученные знания. Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 64 Рисование с натуры цветочного 1 - 1 горшка с растением. Умение применять практике знания. на полученные Коррекция формирование и мелкой моторики кистей рук. 65 Иллюстрирование отрывка из 1 - 1 Коррекция и развитие литературного произведения А.С. мелкой моторики кистей Пушкина рук, умение применять на «Сказка о попе и его работнике Балде». практике полученные знания. 66 Рисование с натуры цветов несложной формы. весенних 1 - 1 Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. 67 Рисование на тему «Природа 1 - 1 весной». Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике знания. 68 Итоговый урок года. 1 1 - полученные Содержание учебного (тематического) плана Рисование с натуры. Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цветы предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. Декоративное рисование. Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения). Рисование на темы. Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе-дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками. Беседы об изобразительном искусстве. Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства. 1.1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе, для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Одной из важнейших и актуальных задач обучения по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ОВЗ является улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, продолжение неотъемлемым начального звеном в этапа системе художественно-эстетического образования. В результате развития освоения личности и предметного является важным содержания курса изобразительного искусства у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностн ых, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; формирование духовных и эстетических потребностей; овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; отработка навыков самостоятельной и групповой работы; умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Регулятивные УУД Учащиеся научатся: проговаривать последовательность действий на уроке; работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД Учащиеся научатся: познавать мир через визуальный художественный образ, учиться видеть роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства; различать изученные виды и жанры искусств; преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: овладевать культурой устной и письменной речи (школьники учатся комментировать свою деятельность). Сначала по образцу учителя давать полный словесный отчет о выполненных действиях; формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания и правильности его выполнения; пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; слушать и понимать высказывания собеседников; выразительно читать и пересказывать содержание текста; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им; согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе, понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовнонравственном развитии человека; овладение выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоить некоторые из них; овладение терминологией и классификацией изобразительного искусства; овладение свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями; выстраивание декоративных, орнаментальных композиций. Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики. Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение изобразительного искусства, которое направлено: на развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности; на гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире; на развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире; на подготовку обучающегося профессиональной траектории. к осознанному выбору индивидуальной образовательной или 2.1 Условия реализации программы Кадровое обеспечение Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической деятельности. Очень важно для педагогаиметь знания в различных областях. Иметь запас различных интересных, поучительных, а порой и просто смешных технических историй, которые помогают снять утомление, увлекательно изложить сухой материал. Методическое обеспечение программы. Организационно-методические материалы для педагога: календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год; инструкции по охране труда и технике безопасности. Дидактическое обеспечение курса Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями. Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать: наглядные пособия; художественные фотографии, рисунки и иллюстрации; наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося); электронные презентации по основным разделам программы; журналы, книги, альбомы с произведениями литературного творчества; компьютерные программы; плакаты (правила техники безопасности); работы обучающихся. Материально - техническое обеспечение Для полноценной реализации данной программы необходимо следующее оборудование: ноутбук; интерактивная доска; электронные демонстрационные пособия. Для реализации программы необходимы следующие материалы: бумага разных видов: ксероксная, цветная, картон, ватман; белая бумага, цветная бумага тонкая, двухсторонняя цветная бумага, картон белый и цветной; гофрокартон. материалы для творчества детей: пластилин, акварель, гуашь, пастель, клей ПВА, цветные карандаши, фломастеры. 2.2 Формы аттестации Проверка работ проводится систематически на каждом уроке. Работы учащихся выполняются в альбомах для рисования. Качество работ зависит от степени интеллектуального развития учащихся, от степени развития мелкой моторики, от знания и соблюдения правил изобразительного искусства и требований к выполняемой работе, от уровня оказанной помощи педагога в соответствии с дифференциацией учащихся и степени принятия ее учащимися. На уроках-беседах об изобразительном искусстве оценка учащихся зависит от активности участия в беседе, от умения рассказывать о содержании рассматриваемого произведения искусства, от качества проявления отношения к картинам (высказывания своего мнения). Условия реализации общеразвивающей программы. Занятия рассчитаны на два часа в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Примерные задания Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех). Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету). Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг – по шаблону). Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан). Рисование симметричного узора по образцу. Декоративное рисование – изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг – по шаблону диаметром 12 см). Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая). Беседа «Декоративно- прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура). Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»). Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов). Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.). Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7*30 см). Рисование новогодних карнавальных очков (на полосе платной бумаги размером 10*30 см). Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая березка; затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше – заснеженный лес с четко выделяющимися верхушками деревьев), рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши. Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д.Мочальский. «Первое сентября»; И.Шевандронова . «В сельской библиотеке»; А.Курчанов. «У больной подруги»; Ф.Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»). Рисование с натуры фигуры человек (позирующий ученик). Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т.п.). Рисование с натуры цветочного горшка с растением. Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки – посередине сторон). Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом). Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций на тему «Мы победили» (В.Пузырьков. «Черноморцы»; Ю.Непринцев. «Отдых после боя»; П.Кривоногов. «Победа»; М.Хмелько. «Триумф победившей Родины»). Декоративное рисование плаката «* марта». Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета ( чемодан, ящик, коробка). Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками). Рисование с натуры объемного предмета , расположенного выше уровня зрения (скворечник). Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно-переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся). Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему о Великой Отечественой войне против немецко-фашистских захватчиков (А.Пластов. «Фашист пролетел»; С.Герасимов. «Мать партизана»; А.Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» - карикатура). Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук – по выбору (натура – раздаточный материал). 2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы 1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года. 2. Приказ МинОбрНауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования » № 1015 от 30.08.2013года. 3. ФГОС НОО 4. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Аннотация Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 5 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе программы по предмету «Изобразительное искусство» специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида». Рабочая программа предусматривает обучение предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе 2 часа в неделю, итого 68 часов в год. Программа общеобразовательной школы не может быть усвоена в полном объеме детьми с ОВЗ в виду их особенности развития. Поэтому возникла потребность в создании программы, адаптированной к возможностям детей данной категории, задания которой основаны на принципах коррекционно-развивающего обучения, имеют практическую направленность, что позволяет повысить учебную мотивацию и интерес детей к предмету изобразительное искусство. Необычность и доступность заданий активизируют их деятельность, повышает веру в себя. Актуальность программы. В процессе творческой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников с ОВЗ: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма. При обучении изобразительному искусству развиваются мышление, память, способность к пространственному анализу, речь, внимание. Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества. Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса общеобразовательной организации. Срок реализации настоящей программы по предмету «Изобразительное искусство» - 1 учебный год. Предмет соответствует федеральному компоненту стандарта образования на реализацию которого отводится 2 часа в неделю ( 34 учеб. недели). Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности. Исходя из поставленной цели в процессе преподавания предмета, решаются следующие задачи: корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности; воспитывать интереса к изобразительному искусству. Форма реализации – очная. Список литературы 1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998. 2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002. 3. Воронкова В.В., Перова М.Н. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Гуманитарный издательский центр " Владос" 2011 год. 4. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000. 5. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М., 2002. 6. Гусакова М. А. Аппликация: учебное пособие для учащихся пед. Училищ /М.: Просвещение, 1987г. 7. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001. Информационные ресурсы: 1. http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html - Народные промыслы. 2. http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles&topic_id=4&ob=6&sn=20&st=40 - Всё о рисунках: Учимся рисовать.