6. РП (УО) ИЗО 5 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
__________ Гринева Л.И.
Приказ №164 от «27» августа 2021 года.

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
на 2021-2022 учебный год
для обучающихся 5 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Составитель: учитель ИЗО
Сафронова О.А.
МКОУ «Кузнецовская СОШ»

п. Кузнецовский, 2021г

Содержание

1.

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи программы

7

1.3. Содержание программы

10

Учебный (тематический) план

10

Содержание учебного (тематического) плана

28

1.4. Планируемые результаты

2.

Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы

29

34

2.1. Условия реализации программы

34

2.2. Формы аттестации

36

2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы

39

Аннотация

40

Список литературы

42

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 . Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 5 класса составлена в соответствии с
требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе
программы

по

предмету

«Изобразительное

искусство» специальной

(коррекционной)

образовательной

школы VIII вида».
Данная рабочая программа по изобразительному искусству отвечает требованиям государственных стандартов по
формированию знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Рабочая программа предусматривает обучение предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе 2 часа в неделю,
итого 68 часов в год.
Адаптированная образовательная программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными
возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной
адаптации и интеграции в общество.
Программа общеобразовательной школы не может быть усвоена в полном объеме детьми с ОВЗ в виду их
особенности развития. Поэтому возникла потребность в создании программы, адаптированной к возможностям детей
данной категории, задания которой основаны на принципах коррекционно-развивающего обучения, имеют
практическую направленность, что позволяет повысить учебную мотивацию и интерес детей к предмету
изобразительное искусство. Необычность и доступность заданий активизируют их деятельность, повышает веру в себя.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала
декоративного искусства, осознать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования
культуры быта людей, культуры его труда, культуры человеческих отношений. Для некоторых детей с ограниченными

возможностями здоровья знания, умения и навыки, полученные на занятиях, возможно, станут отправной точкой в их
социализации.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения
художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение
окружающего мира.
Актуальность программы. В процессе творческой

деятельности формируются и развиваются личностные

качества школьников с ОВЗ: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность,
самоконтроль, чувство коллективизма. При обучении изобразительному искусству развиваются мышление, память,
способность к пространственному анализу, речь, внимание.
Учащиеся с ОВЗ отличаются неустойчивостью внимания, быстрой сменой настроения, а также быстрой
утомляемостью. Следовательно, на уроках изобразительного искусства необходимо сочетать один вид деятельности с
другим и особенно целесообразно применять дидактические игры и упражнения. Игра способствует выработке умений
согласованной коллективной работы, воспитывает умение проявлять чувство такта при оценке выполненной работы,
дисциплинирует и организует самостоятельную деятельность.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными
предметами, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса общеобразовательной организации.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Изобразительное искусство» - 1 учебный год. Предмет
соответствует федеральному компоненту стандарта образования на реализацию которого отводится 2 часа в неделю
( 34 учеб. недели).

Основные направления коррекционной работы
 коррекция развитие восприятия, представлений, ощущений;
 коррекция развитие памяти;
 коррекция развитие внимания;
 развитие пространственных представлений и ориентации;
 развитие наглядно-образного мышления;
 развитие словесно-логического мышления;
 развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
 умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность;
 развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
 формирование адекватности чувств;
 формирование умения анализировать свою деятельность;
 коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря;
 коррекция мелкой моторики.
Методы и технологии обучения
 словесные (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, беседа, работа с литературой и т.д.);
 наглядные (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) приемов работы
педагогом и др.);
 практические (экскурсии, выходы на природу и др.);
 игровые (ролевые, деловые игры).

Виды деятельности
 устное и письменное выполнение тестовых заданий;
 выполнение практических работ и упражнений;
 работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
 самостоятельные работы, которые способствуют воспитанию прочных знаний и умений;
 индивидуальные занятия;
 самостоятельная работа с дополнительными материалами.

1.2. Цель и задачи программы
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения
умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве,
общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности.
Исходя из поставленной цели в процессе преподавания предмета, решаются следующие задачи:
Коррекционно-развивающие:
 корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения,
величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные
признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
 развивать у учащихся аналитико-синтетическую деятельность, деятельность сравнения и обобщения;
совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении
рисунка;
 улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно
повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала.

Образовательные:
 формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти,
по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно
полезной деятельности;
 развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное
суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое
отношение к ним;
 знакомить учащихся с произведениями изобразительного, декоративно- прикладного и народного искусства,
скульптуры, архитектуры, дизайна;
 расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую
речь.

Воспитательные:
 воспитывать интереса к изобразительному искусству;
 воспитывать у учащихся художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе;
содействовать нравственному и трудовому воспитанию;
 воспитывать у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный
этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, плохая память, слабая мыслительная
деятельность (относительно развито репродуктивное мышление), внимание рассеяно, не развита зрительно-моторная
координация, преобладают специфические проявления в области эмоционально-волевой сферы, отмечается низкий
уровень учебной мотивации. Поэтому им трудно в полном объеме усвоить материал и выполнить практические
задания, предлагаемые программой общеобразовательных школ по и изобразительному искусству.

1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
(68 часов)
№

Название раздела, темы

Количество часов

п/п

Всего

Теория

Характеристика
Практика

основных видов
деятельности ученика
(на уровне учебных
действий)

I четверть
1

Рисование

16
узора

в

полосе

из 1

1

15

-

1

повторяющихся элементов.

Коррекция

и

развитие

мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике

полученные

знания.
2

Самостоятельное

составление 1

-

1

Умение

узора в полосе из растительных

практике

элементов.

знания.
развитие

применять на
полученные
Коррекция

и

мелкой

моторики кистей рук.

3

Рисование простого натюрморта.

1

-

1

Умение

повторять

чередовать
Коррекция

и

элементы.
и

развитие

мелкой моторики кистей
рук.
4

Рисование

геометрического 1

-

1

орнамента в круге.

Умение

повторять

чередовать
Коррекция

и

элементы.
и

развитие

мелкой моторики кистей
рук.
5

Рисование симметричного узора по 1

-

1

образцу.

Умение

повторять

и

чередовать

элементы.

Коррекция

и

формирование

мелкой

моторики кистей рук.
6

Рисование с натуры объемного 1
предмета симметричной формы.

-

1

Умение

повторять

и

чередовать

элементы.

Коррекция

и

формирование

мелкой

моторики кистей рук.

7

Рисование на тему: «Осень за моим 1

-

1

окном».

Умение

повторять

и

чередовать

элементы.

Коррекция

и

формирование

мелкой

моторики кистей рук.
8

Иллюстрирование

отрывка

из 1

-

1

Умение

повторять

и

литературного произведения А.С.

чередовать

элементы.

Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Коррекция

и

формирование

мелкой

моторики кистей рук.
9

Рисование на тему: «Цвета осенних 1

-

1

листьев».

Умение

повторять

и

чередовать

элементы.

Коррекция

и

формирование

мелкой

моторики кистей рук.
10

Рисование

дорожных

треугольной формы.

знаков 1

-

1

Умение
практике
знания.

применять

на

полученные
Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.

11

Рисование

дорожных

знаков 1

-

1

треугольной формы.

Коррекция

и

развитие

мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике

полученные

знания.
12

Беседа на тему: «Произведения 1
мастеров

1

-

народных

Познакомить

с

произведениями

художественных промыслов».

народных мастеров
искусством

и

народных

промыслов.
13

Оформление открытки.

1

-

1

Коррекция

и

развитие

мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике

полученные

знания.
14

Оформление открытки.

1

-

1

Умение
практике
знания.

применять

на

полученные
Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.

15

Рисование

на

тему:

«Деревня. 1

-

1

Деревянный мир».

Коррекция

и

развитие

мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике

полученные

знания.
16

Рисование с натуры объемного 1

-

1

предмета конической формы.

Умение

применять

практике

на

полученные

знания.

Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
II четверть
17

16

Рисование с натуры цветочного 1

2

14

-

1

горшка с растением.

Коррекция

и

развитие

мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике

полученные

знания.
18

Рисование симметрических форм. 1
Бабочка.

-

1

Умение
практике
знания.

применять

на

полученные
Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
19

Самостоятельное

составление 1

-

1

Умение

повторять

и

узора из растительных элементов в

чередовать

элементы.

геометрической форме.

Коррекция

и

формирование

мелкой

моторики кистей рук.
20

Рисование с натуры объемного 1

-

1

предмета. Компьютер.

Умение

применять

практике

на

полученные

знания.

Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
21

Рисование фигуры человека.

1

-

1

Умение

применять

практике
знания.

на

полученные
Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
22

Рисование фигуры человека.

1

-

1

Коррекция

и

развитие

мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике

полученные

знания.
23

Рисование с натуры объемного 1

-

1

предмета.

Умение

применять

практике
знания.

на

полученные
Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
24

Узор в круге из стилизованных 1

-

1

природных форм.

Умение

повторять

и

чередовать

элементы.

Коррекция

и

формирование

мелкой

моторики кистей рук.
25

Беседа на тему: «Произведения 1
мастеров

1

-

народных

художественных

Познакомить

с

произведениями

промыслов».

народных мастеров

Жостово.

искусством

и

народных

промыслов.
26

Иллюстрирование

отрывка

из 1

-

1

Коррекция

и

развитие

литературного произведения А.С.

мелкой моторики кистей

Пушкина

рук, умение применять на

рыбке».

«Сказка о рыбаке и

практике

полученные

знания.
27

Рисование

карнавальных 1

-

1

новогодних очков.

Умение

применять

практике

на

полученные

знания.

Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
28

Рисование на тему: «Лес зимой».

1

-

1

Коррекция

и

развитие

мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике

полученные

знания.
29

Рисование

карнавальной 1

-

1

новогодней маски.

Умение

применять

практике
знания.

на

полученные
Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
30

Беседа на тему: «Произведения 1
мастеров
художественных
Гжель.

народных
промыслов».

1

-

Познакомить

с

произведениями
народных мастеров
искусством

и

народных

промыслов.
31

Рисование с натуры игрушки.

1

-

1

Коррекция

и

развитие

мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике

полученные

знания.
32

Декоративное рисование открытки.

1

-

1

Умение
практике
знания.

применять

на

полученные
Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
III четверть
33

Рисование

20

симметричных

форм: 1

3

17

-

1

насекомые – жук.

Умение
практике
знания.

применять

на

полученные
Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
34

Рисование

на

развлечения».

тему:

«Зимние 1

-

1

Умение
практике
знания.

применять

на

полученные
Коррекция

и

формирование

мелкой

моторики кистей рук.
35

Рисование с натуры объемного 1

-

1

предмета.

Коррекция

и

развитие

мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике

полученные

знания.
36

Рисование в квадрате узора из 1

-

1

растительных форм.

Умение

применять

практике
знания.

на

полученные
Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
37

Беседа

на

тему:

«Мама. 1

1

-

Материнство».

Познакомить

с

произведениями
изобразительного
искусства

на

тему

«Материнство».
38

Рисование
(платок).

в

квадрате

узора 1

-

1

Умение
практике
знания.

применять

на

полученные
Коррекция

и

формирование

мелкой

моторики кистей рук.
39

Декоративное рисование открытки 1

-

1

«8 марта».

Умение

применять

практике

на

полученные

знания.

Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
40

Рисование с натуры объемного 1

-

1

прямоугольного предмета.

Коррекция

и

развитие

мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике

полученные

знания.
41

Беседа на тему: «Произведения 1
мастеров

1

-

народных

художественных

Познакомить

с

произведениями

промыслов».

народных мастеров

Хохлома.

искусством

и

народных

промыслов.
42

Иллюстрирование

отрывка

из 1

-

1

Умение

литературного произведения А.С.

практике

Пушкина

знания.

«Сказка

о

золотом

применять

на

полученные
Коррекция

и

петушке».

формирование

мелкой

моторики кистей рук.
43

Рисование с натуры объемного 1

-

1

предмета.

Умение

применять

практике

на

полученные

знания.

Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
44

Составление
применением
использование

узора
осевых

в

круге
линий

с 1

-

1

Коррекция

и

развитие

и

мелкой моторики кистей

декоративно

рук, умение применять на

переработанных природных форм.

практике

полученные

знания.
45

Рисование на тему: «Моя любимая 1

-

1

книга».

Умение
практике
знания.

применять

на

полученные
Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
46

Декоративное рисование открытки.

1

-

1

Умение
практике
знания.

применять

на

полученные
Коррекция

и

формирование

мелкой

моторики кистей рук.
47

Рисование с натуры объемного 1

-

1

Умение

предмета, расположенного выше

практике

уровня зрения.

знания.

применять

на

полученные
Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
48

Рисование

симметричных

форм. 1

-

1

Бабочка.

Коррекция

и

развитие

мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике

полученные

знания.
49

Рисование на тему: «Мой герой, 1

-

1

кумир».

Коррекция

и

развитие

мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике

полученные

знания.
50

Рисование с натуры игрушки.

1

-

1

Умение
практике
знания.

применять

на

полученные
Коррекция

и

формирование

мелкой

моторики кистей рук.
51

Составление

узора

применением

в

осевых

использование

круге

с 1

линий

-

1

Коррекция

и

развитие

и

мелкой моторики кистей

декоративно

рук, умение применять на

переработанных природных форм.

практике

полученные

знания.
52

Беседа на тему: «Произведения 1
мастеров

1

-

народных

художественных

Познакомить

с

произведениями

промыслов».

народных мастеров

Городец.

искусством

и

народных

промыслов.
IV четверть
53

18

Иллюстрирование

отрывка

из 1

3

15

-

1

Умение

литературного произведения А.С.

практике

Пушкина

знания.

«Сказка о

мертвой

царевне и семи богатырях».

применять

на

полученные
Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
54

Рисование на тему: «Народные 1
праздники».

-

1

Умение
практике

применять

на

полученные

знания.

Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
55

Рисование

симметричных

форм. 1

-

1

Стрекоза.

Умение

применять

практике
знания.

на

полученные
Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
56

Рисование с натуры объемного 1
прямоугольного

-

1

предмета.

Коррекция

и

развитие

мелкой моторики кистей

Коробка.

рук, умение применять на
практике

полученные

знания.
57

Рисование на тему: «Удивительный 1

-

1

транспорт».

Коррекция

и

развитие

мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике

полученные

знания.
58

Беседа

на

тему:

«Великая 1

Отечественная война – в картинах

1

-

Познакомить

с

произведениями русских

художников».
59

художников.

Рисование на тему: «Мы за мир!»

1

-

1

Коррекция

и

развитие

мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике

полученные

знания.
60

Беседа на тему: «Произведения 1
мастеров

-

1

народных

художественных

Познакомить

с

произведениями

промыслов.

народных мастеров

Дымково».

искусством

и

народных

промыслов.
61

Рисование

на

тему:

«Весна 1

-

1

красна!»

Умение
практике
знания.

применять

на

полученные
Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
62

Беседа

на

старости».

тему:

«Мудрость 1

1

-

Умение
практике
знания.

применять

на

полученные
Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
63

Рисование на тему: «Портрет моего 1

-

1

дедушки».

Умение

применять

практике

на

полученные

знания.

Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
64

Рисование с натуры цветочного 1

-

1

горшка с растением.

Умение

применять

практике
знания.

на

полученные
Коррекция

формирование

и

мелкой

моторики кистей рук.
65

Иллюстрирование

отрывка

из 1

-

1

Коррекция

и

развитие

литературного произведения А.С.

мелкой моторики кистей

Пушкина

рук, умение применять на

«Сказка о попе и его

работнике Балде».

практике

полученные

знания.
66

Рисование

с

натуры

цветов несложной формы.

весенних 1

-

1

Коррекция

и

развитие

мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике

полученные

знания.
67

Рисование

на

тему

«Природа 1

-

1

весной».

Коррекция

и

развитие

мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике
знания.

68

Итоговый урок года.

1

1

-

полученные

Содержание учебного (тематического) плана
Рисование с натуры. Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять
форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части
рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения,
пропорции и цветы предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой)
линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления
воды в краску.
Декоративное рисование. Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате,
круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров;
нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска
элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
Рисование на темы. Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать
сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе-дальше);
передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном
наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве. Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия
произведений искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета;
обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание
умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие
декоративно-прикладного искусства.

1.1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Изобразительное искусство» в 5 классе, для учащихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)
Одной из важнейших и актуальных задач обучения по адаптированной общеобразовательной программе для детей
с ОВЗ является улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной
сфер, продолжение
неотъемлемым

начального

звеном

в

этапа

системе

художественно-эстетического
образования.

В

результате

развития
освоения

личности

и

предметного

является

важным

содержания

курса

изобразительного искусства у обучающихся предполагается формирование универсальных
учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать

личностн

ых, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны
приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
 формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;


воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

 развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
 формирование духовных и эстетических потребностей;
 овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
 воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
 отработка навыков самостоятельной и групповой работы;

 умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные

результаты характеризуют

уровень

сформированности

универсальных

способностей

учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности. Метапредметные результаты
включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).

Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
 проговаривать последовательность действий на уроке;
 работать по предложенному учителем плану;
 отличать верно выполненное задание от неверного;
 совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных
достижений.

Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
 познавать мир через визуальный художественный образ, учиться видеть роль изобразительного искусства в
жизни человека и общества;
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в
оглавлении, в словаре);
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
 осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать
особенности разных видов изобразительного искусства;
 различать изученные виды и жанры искусств;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради
алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания;
 приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.

Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
 овладевать культурой устной и письменной речи (школьники учатся комментировать свою деятельность).
Сначала по образцу учителя давать полный словесный отчет о выполненных действиях;
 формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания и правильности его
выполнения;
 пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
 слушать и понимать высказывания собеседников;
 выразительно читать и пересказывать содержание текста;
 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства
и следовать им;
 согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе, понимать общую задачу проекта и
точно выполнять свою часть работы.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
 формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовнонравственном развитии человека;
 овладение выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоить некоторые
из них;

 овладение терминологией и классификацией изобразительного искусства;
 овладение свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями,
отношениями, зависимостями;
 выстраивание декоративных, орнаментальных композиций.

Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа
художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного
образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены
спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также
многолетними традициями отечественной педагогики.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение изобразительного
искусства, которое направлено:
 на развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого
самовыражения личности;
 на гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу
формирования целостного представления о мире;


на развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;

 на

подготовку

обучающегося

профессиональной траектории.

к

осознанному

выбору

индивидуальной

образовательной

или

2.1 Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое
образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической деятельности. Очень важно для
педагогаиметь знания в различных областях. Иметь запас различных интересных, поучительных, а порой и просто
смешных технических историй, которые помогают снять утомление, увлекательно изложить сухой материал.

Методическое обеспечение программы.
Организационно-методические материалы для педагога:
 календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год;
 инструкции по охране труда и технике безопасности.
Дидактическое обеспечение курса
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по
каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями. Для
обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать:
 наглядные пособия;
 художественные фотографии, рисунки и иллюстрации;
 наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося);
 электронные презентации по основным разделам программы;
 журналы, книги, альбомы с произведениями литературного творчества;

 компьютерные программы;
 плакаты (правила техники безопасности);
 работы обучающихся.

Материально - техническое обеспечение
Для полноценной реализации данной программы необходимо следующее оборудование:
 ноутбук;
 интерактивная доска;
 электронные демонстрационные пособия.
Для реализации программы необходимы следующие материалы:
 бумага разных видов: ксероксная, цветная, картон, ватман; белая бумага, цветная бумага тонкая,
двухсторонняя цветная бумага, картон белый и цветной; гофрокартон.
 материалы для творчества детей: пластилин, акварель, гуашь, пастель, клей ПВА, цветные карандаши,
фломастеры.

2.2 Формы аттестации
Проверка работ проводится систематически на каждом уроке. Работы учащихся выполняются в альбомах для
рисования. Качество работ зависит от степени интеллектуального развития учащихся, от степени развития мелкой
моторики, от знания и соблюдения правил изобразительного искусства и требований к выполняемой работе, от уровня
оказанной помощи педагога в соответствии с дифференциацией учащихся и степени принятия ее учащимися.
На уроках-беседах об изобразительном искусстве оценка учащихся зависит от активности участия в беседе, от умения
рассказывать о содержании рассматриваемого произведения искусства, от качества проявления отношения к картинам
(высказывания своего мнения).
Условия реализации общеразвивающей программы. Занятия рассчитаны на два часа в неделю.
Продолжительность одного занятия 40 минут.

Примерные задания
Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края»
(художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех).
Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки,
листья).
Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету).
Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга;
круг – по шаблону).
Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан).

Рисование симметричного узора по образцу.
Декоративное рисование – изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг – по шаблону
диаметром 12 см).
Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая).
Беседа «Декоративно- прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура).
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»).
Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов).
Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы»,
«Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.).
Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7*30 см).
Рисование новогодних карнавальных очков (на полосе платной бумаги размером 10*30 см).
Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая
березка; затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше – заснеженный лес с четко выделяющимися верхушками
деревьев), рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши.
Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д.Мочальский. «Первое
сентября»; И.Шевандронова . «В сельской библиотеке»; А.Курчанов. «У больной подруги»; Ф.Решетников. «Опять
двойка», «Прибыл на каникулы»).
Рисование с натуры фигуры человек (позирующий ученик).
Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят
снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т.п.).
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочки по углам
квадрата, веточки – посередине сторон).
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным
циферблатом).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций на тему «Мы победили» (В.Пузырьков.
«Черноморцы»; Ю.Непринцев. «Отдых после боя»; П.Кривоногов. «Победа»; М.Хмелько. «Триумф победившей
Родины»).
Декоративное рисование плаката «* марта».
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета ( чемодан, ящик, коробка).
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом,
перевязанная лентой; аквариум с рыбками).
Рисование с натуры объемного предмета , расположенного выше уровня зрения (скворечник).
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).
Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз).
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).
Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно-переработанных
элементов в геометрической форме (по выбору учащихся).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему о Великой Отечественой войне
против немецко-фашистских захватчиков (А.Пластов. «Фашист пролетел»; С.Герасимов. «Мать партизана»; А.Дейнека.
«Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» - карикатура).
Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук – по выбору (натура – раздаточный
материал).

2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года.
2. Приказ МинОбрНауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования » № 1015 от 30.08.2013года.
3. ФГОС НОО
4. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
5. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе
ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

Аннотация
Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 5 класса составлена в соответствии с
требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе
программы

по

предмету

«Изобразительное

искусство» специальной

(коррекционной)

образовательной

школы VIII вида».
Рабочая программа предусматривает обучение предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе 2 часа в неделю,
итого 68 часов в год.
Программа общеобразовательной школы не может быть усвоена в полном объеме детьми с ОВЗ в виду их
особенности развития. Поэтому возникла потребность в создании программы, адаптированной к возможностям детей
данной категории, задания которой основаны на принципах коррекционно-развивающего обучения, имеют
практическую направленность, что позволяет повысить учебную мотивацию и интерес детей к предмету
изобразительное искусство. Необычность и доступность заданий активизируют их деятельность, повышает веру в себя.
Актуальность программы. В процессе творческой

деятельности формируются и развиваются личностные

качества школьников с ОВЗ: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность,
самоконтроль, чувство коллективизма. При обучении изобразительному искусству развиваются мышление, память,
способность к пространственному анализу, речь, внимание.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными
предметами, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса общеобразовательной организации.

Срок реализации настоящей программы по предмету «Изобразительное искусство» - 1 учебный год. Предмет
соответствует федеральному компоненту стандарта образования на реализацию которого отводится 2 часа в неделю
( 34 учеб. недели).
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения
умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве,
общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности.
Исходя из поставленной цели в процессе преподавания предмета, решаются следующие задачи:
 корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения,
величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные
признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
 формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти,
по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно
полезной деятельности;
 воспитывать интереса к изобразительному искусству.

Форма реализации – очная.

Список литературы
1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
3. Воронкова В.В., Перова М.Н. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида», Гуманитарный издательский центр " Владос" 2011 год.
4. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия
развития, 2000.
5. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М., 2002.
6. Гусакова М. А. Аппликация: учебное пособие для учащихся пед. Училищ /М.: Просвещение, 1987г.
7. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
Информационные ресурсы:
1. http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html - Народные промыслы.
2. http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles&topic_id=4&ob=6&sn=20&st=40 - Всё о
рисунках: Учимся рисовать.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».