Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ Феденева Д.В.
Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
__________ Гринева Л.И.
Приказ №164 от «27» августа 2021 года.
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
на 2021-2022 учебный год
для обучающихся 5 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Составитель: учитель ИЗО
Сафронова О.А.
МКОУ «Кузнецовская СОШ»
п. Кузнецовский, 2021г
Содержание
1.
Комплекс основных характеристик программы
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи программы
7
1.3. Содержание программы
10
Учебный (тематический) план
10
Содержание учебного (тематического) плана
28
1.4. Планируемые результаты
2.
Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы
29
34
2.1. Условия реализации программы
34
2.2. Формы аттестации
36
2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы
39
Аннотация
40
Список литературы
42
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 . Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 5 класса составлена в соответствии с
требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе
программы
по
предмету
«Изобразительное
искусство» специальной
(коррекционной)
образовательной
школы VIII вида».
Данная рабочая программа по изобразительному искусству отвечает требованиям государственных стандартов по
формированию знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Рабочая программа предусматривает обучение предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе 2 часа в неделю,
итого 68 часов в год.
Адаптированная образовательная программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными
возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной
адаптации и интеграции в общество.
Программа общеобразовательной школы не может быть усвоена в полном объеме детьми с ОВЗ в виду их
особенности развития. Поэтому возникла потребность в создании программы, адаптированной к возможностям детей
данной категории, задания которой основаны на принципах коррекционно-развивающего обучения, имеют
практическую направленность, что позволяет повысить учебную мотивацию и интерес детей к предмету
изобразительное искусство. Необычность и доступность заданий активизируют их деятельность, повышает веру в себя.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала
декоративного искусства, осознать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования
культуры быта людей, культуры его труда, культуры человеческих отношений. Для некоторых детей с ограниченными
возможностями здоровья знания, умения и навыки, полученные на занятиях, возможно, станут отправной точкой в их
социализации.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения
художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение
окружающего мира.
Актуальность программы. В процессе творческой
деятельности формируются и развиваются личностные
качества школьников с ОВЗ: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность,
самоконтроль, чувство коллективизма. При обучении изобразительному искусству развиваются мышление, память,
способность к пространственному анализу, речь, внимание.
Учащиеся с ОВЗ отличаются неустойчивостью внимания, быстрой сменой настроения, а также быстрой
утомляемостью. Следовательно, на уроках изобразительного искусства необходимо сочетать один вид деятельности с
другим и особенно целесообразно применять дидактические игры и упражнения. Игра способствует выработке умений
согласованной коллективной работы, воспитывает умение проявлять чувство такта при оценке выполненной работы,
дисциплинирует и организует самостоятельную деятельность.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными
предметами, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса общеобразовательной организации.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Изобразительное искусство» - 1 учебный год. Предмет
соответствует федеральному компоненту стандарта образования на реализацию которого отводится 2 часа в неделю
( 34 учеб. недели).
Основные направления коррекционной работы
коррекция развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция развитие памяти;
коррекция развитие внимания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления;
развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность;
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование адекватности чувств;
формирование умения анализировать свою деятельность;
коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря;
коррекция мелкой моторики.
Методы и технологии обучения
словесные (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, беседа, работа с литературой и т.д.);
наглядные (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) приемов работы
педагогом и др.);
практические (экскурсии, выходы на природу и др.);
игровые (ролевые, деловые игры).
Виды деятельности
устное и письменное выполнение тестовых заданий;
выполнение практических работ и упражнений;
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
самостоятельные работы, которые способствуют воспитанию прочных знаний и умений;
индивидуальные занятия;
самостоятельная работа с дополнительными материалами.
1.2. Цель и задачи программы
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения
умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве,
общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности.
Исходя из поставленной цели в процессе преподавания предмета, решаются следующие задачи:
Коррекционно-развивающие:
корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения,
величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные
признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развивать у учащихся аналитико-синтетическую деятельность, деятельность сравнения и обобщения;
совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении
рисунка;
улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно
повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала.
Образовательные:
формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти,
по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно
полезной деятельности;
развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное
суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое
отношение к ним;
знакомить учащихся с произведениями изобразительного, декоративно- прикладного и народного искусства,
скульптуры, архитектуры, дизайна;
расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую
речь.
Воспитательные:
воспитывать интереса к изобразительному искусству;
воспитывать у учащихся художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе;
содействовать нравственному и трудовому воспитанию;
воспитывать у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный
этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности.
У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, плохая память, слабая мыслительная
деятельность (относительно развито репродуктивное мышление), внимание рассеяно, не развита зрительно-моторная
координация, преобладают специфические проявления в области эмоционально-волевой сферы, отмечается низкий
уровень учебной мотивации. Поэтому им трудно в полном объеме усвоить материал и выполнить практические
задания, предлагаемые программой общеобразовательных школ по и изобразительному искусству.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
(68 часов)
№
Название раздела, темы
Количество часов
п/п
Всего
Теория
Характеристика
Практика
основных видов
деятельности ученика
(на уровне учебных
действий)
I четверть
1
Рисование
16
узора
в
полосе
из 1
1
15
-
1
повторяющихся элементов.
Коррекция
и
развитие
мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике
полученные
знания.
2
Самостоятельное
составление 1
-
1
Умение
узора в полосе из растительных
практике
элементов.
знания.
развитие
применять на
полученные
Коррекция
и
мелкой
моторики кистей рук.
3
Рисование простого натюрморта.
1
-
1
Умение
повторять
чередовать
Коррекция
и
элементы.
и
развитие
мелкой моторики кистей
рук.
4
Рисование
геометрического 1
-
1
орнамента в круге.
Умение
повторять
чередовать
Коррекция
и
элементы.
и
развитие
мелкой моторики кистей
рук.
5
Рисование симметричного узора по 1
-
1
образцу.
Умение
повторять
и
чередовать
элементы.
Коррекция
и
формирование
мелкой
моторики кистей рук.
6
Рисование с натуры объемного 1
предмета симметричной формы.
-
1
Умение
повторять
и
чередовать
элементы.
Коррекция
и
формирование
мелкой
моторики кистей рук.
7
Рисование на тему: «Осень за моим 1
-
1
окном».
Умение
повторять
и
чередовать
элементы.
Коррекция
и
формирование
мелкой
моторики кистей рук.
8
Иллюстрирование
отрывка
из 1
-
1
Умение
повторять
и
литературного произведения А.С.
чередовать
элементы.
Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Коррекция
и
формирование
мелкой
моторики кистей рук.
9
Рисование на тему: «Цвета осенних 1
-
1
листьев».
Умение
повторять
и
чередовать
элементы.
Коррекция
и
формирование
мелкой
моторики кистей рук.
10
Рисование
дорожных
треугольной формы.
знаков 1
-
1
Умение
практике
знания.
применять
на
полученные
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
11
Рисование
дорожных
знаков 1
-
1
треугольной формы.
Коррекция
и
развитие
мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике
полученные
знания.
12
Беседа на тему: «Произведения 1
мастеров
1
-
народных
Познакомить
с
произведениями
художественных промыслов».
народных мастеров
искусством
и
народных
промыслов.
13
Оформление открытки.
1
-
1
Коррекция
и
развитие
мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике
полученные
знания.
14
Оформление открытки.
1
-
1
Умение
практике
знания.
применять
на
полученные
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
15
Рисование
на
тему:
«Деревня. 1
-
1
Деревянный мир».
Коррекция
и
развитие
мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике
полученные
знания.
16
Рисование с натуры объемного 1
-
1
предмета конической формы.
Умение
применять
практике
на
полученные
знания.
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
II четверть
17
16
Рисование с натуры цветочного 1
2
14
-
1
горшка с растением.
Коррекция
и
развитие
мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике
полученные
знания.
18
Рисование симметрических форм. 1
Бабочка.
-
1
Умение
практике
знания.
применять
на
полученные
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
19
Самостоятельное
составление 1
-
1
Умение
повторять
и
узора из растительных элементов в
чередовать
элементы.
геометрической форме.
Коррекция
и
формирование
мелкой
моторики кистей рук.
20
Рисование с натуры объемного 1
-
1
предмета. Компьютер.
Умение
применять
практике
на
полученные
знания.
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
21
Рисование фигуры человека.
1
-
1
Умение
применять
практике
знания.
на
полученные
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
22
Рисование фигуры человека.
1
-
1
Коррекция
и
развитие
мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике
полученные
знания.
23
Рисование с натуры объемного 1
-
1
предмета.
Умение
применять
практике
знания.
на
полученные
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
24
Узор в круге из стилизованных 1
-
1
природных форм.
Умение
повторять
и
чередовать
элементы.
Коррекция
и
формирование
мелкой
моторики кистей рук.
25
Беседа на тему: «Произведения 1
мастеров
1
-
народных
художественных
Познакомить
с
произведениями
промыслов».
народных мастеров
Жостово.
искусством
и
народных
промыслов.
26
Иллюстрирование
отрывка
из 1
-
1
Коррекция
и
развитие
литературного произведения А.С.
мелкой моторики кистей
Пушкина
рук, умение применять на
рыбке».
«Сказка о рыбаке и
практике
полученные
знания.
27
Рисование
карнавальных 1
-
1
новогодних очков.
Умение
применять
практике
на
полученные
знания.
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
28
Рисование на тему: «Лес зимой».
1
-
1
Коррекция
и
развитие
мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике
полученные
знания.
29
Рисование
карнавальной 1
-
1
новогодней маски.
Умение
применять
практике
знания.
на
полученные
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
30
Беседа на тему: «Произведения 1
мастеров
художественных
Гжель.
народных
промыслов».
1
-
Познакомить
с
произведениями
народных мастеров
искусством
и
народных
промыслов.
31
Рисование с натуры игрушки.
1
-
1
Коррекция
и
развитие
мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике
полученные
знания.
32
Декоративное рисование открытки.
1
-
1
Умение
практике
знания.
применять
на
полученные
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
III четверть
33
Рисование
20
симметричных
форм: 1
3
17
-
1
насекомые – жук.
Умение
практике
знания.
применять
на
полученные
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
34
Рисование
на
развлечения».
тему:
«Зимние 1
-
1
Умение
практике
знания.
применять
на
полученные
Коррекция
и
формирование
мелкой
моторики кистей рук.
35
Рисование с натуры объемного 1
-
1
предмета.
Коррекция
и
развитие
мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике
полученные
знания.
36
Рисование в квадрате узора из 1
-
1
растительных форм.
Умение
применять
практике
знания.
на
полученные
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
37
Беседа
на
тему:
«Мама. 1
1
-
Материнство».
Познакомить
с
произведениями
изобразительного
искусства
на
тему
«Материнство».
38
Рисование
(платок).
в
квадрате
узора 1
-
1
Умение
практике
знания.
применять
на
полученные
Коррекция
и
формирование
мелкой
моторики кистей рук.
39
Декоративное рисование открытки 1
-
1
«8 марта».
Умение
применять
практике
на
полученные
знания.
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
40
Рисование с натуры объемного 1
-
1
прямоугольного предмета.
Коррекция
и
развитие
мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике
полученные
знания.
41
Беседа на тему: «Произведения 1
мастеров
1
-
народных
художественных
Познакомить
с
произведениями
промыслов».
народных мастеров
Хохлома.
искусством
и
народных
промыслов.
42
Иллюстрирование
отрывка
из 1
-
1
Умение
литературного произведения А.С.
практике
Пушкина
знания.
«Сказка
о
золотом
применять
на
полученные
Коррекция
и
петушке».
формирование
мелкой
моторики кистей рук.
43
Рисование с натуры объемного 1
-
1
предмета.
Умение
применять
практике
на
полученные
знания.
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
44
Составление
применением
использование
узора
осевых
в
круге
линий
с 1
-
1
Коррекция
и
развитие
и
мелкой моторики кистей
декоративно
рук, умение применять на
переработанных природных форм.
практике
полученные
знания.
45
Рисование на тему: «Моя любимая 1
-
1
книга».
Умение
практике
знания.
применять
на
полученные
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
46
Декоративное рисование открытки.
1
-
1
Умение
практике
знания.
применять
на
полученные
Коррекция
и
формирование
мелкой
моторики кистей рук.
47
Рисование с натуры объемного 1
-
1
Умение
предмета, расположенного выше
практике
уровня зрения.
знания.
применять
на
полученные
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
48
Рисование
симметричных
форм. 1
-
1
Бабочка.
Коррекция
и
развитие
мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике
полученные
знания.
49
Рисование на тему: «Мой герой, 1
-
1
кумир».
Коррекция
и
развитие
мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике
полученные
знания.
50
Рисование с натуры игрушки.
1
-
1
Умение
практике
знания.
применять
на
полученные
Коррекция
и
формирование
мелкой
моторики кистей рук.
51
Составление
узора
применением
в
осевых
использование
круге
с 1
линий
-
1
Коррекция
и
развитие
и
мелкой моторики кистей
декоративно
рук, умение применять на
переработанных природных форм.
практике
полученные
знания.
52
Беседа на тему: «Произведения 1
мастеров
1
-
народных
художественных
Познакомить
с
произведениями
промыслов».
народных мастеров
Городец.
искусством
и
народных
промыслов.
IV четверть
53
18
Иллюстрирование
отрывка
из 1
3
15
-
1
Умение
литературного произведения А.С.
практике
Пушкина
знания.
«Сказка о
мертвой
царевне и семи богатырях».
применять
на
полученные
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
54
Рисование на тему: «Народные 1
праздники».
-
1
Умение
практике
применять
на
полученные
знания.
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
55
Рисование
симметричных
форм. 1
-
1
Стрекоза.
Умение
применять
практике
знания.
на
полученные
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
56
Рисование с натуры объемного 1
прямоугольного
-
1
предмета.
Коррекция
и
развитие
мелкой моторики кистей
Коробка.
рук, умение применять на
практике
полученные
знания.
57
Рисование на тему: «Удивительный 1
-
1
транспорт».
Коррекция
и
развитие
мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике
полученные
знания.
58
Беседа
на
тему:
«Великая 1
Отечественная война – в картинах
1
-
Познакомить
с
произведениями русских
художников».
59
художников.
Рисование на тему: «Мы за мир!»
1
-
1
Коррекция
и
развитие
мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике
полученные
знания.
60
Беседа на тему: «Произведения 1
мастеров
-
1
народных
художественных
Познакомить
с
произведениями
промыслов.
народных мастеров
Дымково».
искусством
и
народных
промыслов.
61
Рисование
на
тему:
«Весна 1
-
1
красна!»
Умение
практике
знания.
применять
на
полученные
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
62
Беседа
на
старости».
тему:
«Мудрость 1
1
-
Умение
практике
знания.
применять
на
полученные
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
63
Рисование на тему: «Портрет моего 1
-
1
дедушки».
Умение
применять
практике
на
полученные
знания.
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
64
Рисование с натуры цветочного 1
-
1
горшка с растением.
Умение
применять
практике
знания.
на
полученные
Коррекция
формирование
и
мелкой
моторики кистей рук.
65
Иллюстрирование
отрывка
из 1
-
1
Коррекция
и
развитие
литературного произведения А.С.
мелкой моторики кистей
Пушкина
рук, умение применять на
«Сказка о попе и его
работнике Балде».
практике
полученные
знания.
66
Рисование
с
натуры
цветов несложной формы.
весенних 1
-
1
Коррекция
и
развитие
мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике
полученные
знания.
67
Рисование
на
тему
«Природа 1
-
1
весной».
Коррекция
и
развитие
мелкой моторики кистей
рук, умение применять на
практике
знания.
68
Итоговый урок года.
1
1
-
полученные
Содержание учебного (тематического) плана
Рисование с натуры. Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять
форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части
рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения,
пропорции и цветы предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой)
линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления
воды в краску.
Декоративное рисование. Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате,
круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров;
нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска
элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
Рисование на темы. Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать
сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе-дальше);
передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном
наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве. Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия
произведений искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета;
обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание
умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие
декоративно-прикладного искусства.
1.1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Изобразительное искусство» в 5 классе, для учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Одной из важнейших и актуальных задач обучения по адаптированной общеобразовательной программе для детей
с ОВЗ является улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной
сфер, продолжение
неотъемлемым
начального
звеном
в
этапа
системе
художественно-эстетического
образования.
В
результате
развития
освоения
личности
и
предметного
является
важным
содержания
курса
изобразительного искусства у обучающихся предполагается формирование универсальных
учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать
личностн
ых, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны
приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы;
умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные
результаты характеризуют
уровень
сформированности
универсальных
способностей
учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности. Метапредметные результаты
включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по предложенному учителем плану;
отличать верно выполненное задание от неверного;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных
достижений.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
познавать мир через визуальный художественный образ, учиться видеть роль изобразительного искусства в
жизни человека и общества;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в
оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать
особенности разных видов изобразительного искусства;
различать изученные виды и жанры искусств;
преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради
алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания;
приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
овладевать культурой устной и письменной речи (школьники учатся комментировать свою деятельность).
Сначала по образцу учителя давать полный словесный отчет о выполненных действиях;
формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания и правильности его
выполнения;
пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
слушать и понимать высказывания собеседников;
выразительно читать и пересказывать содержание текста;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства
и следовать им;
согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе, понимать общую задачу проекта и
точно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовнонравственном развитии человека;
овладение выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоить некоторые
из них;
овладение терминологией и классификацией изобразительного искусства;
овладение свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями,
отношениями, зависимостями;
выстраивание декоративных, орнаментальных композиций.
Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа
художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного
образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены
спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также
многолетними традициями отечественной педагогики.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение изобразительного
искусства, которое направлено:
на развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого
самовыражения личности;
на гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу
формирования целостного представления о мире;
на развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
на
подготовку
обучающегося
профессиональной траектории.
к
осознанному
выбору
индивидуальной
образовательной
или
2.1 Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое
образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической деятельности. Очень важно для
педагогаиметь знания в различных областях. Иметь запас различных интересных, поучительных, а порой и просто
смешных технических историй, которые помогают снять утомление, увлекательно изложить сухой материал.
Методическое обеспечение программы.
Организационно-методические материалы для педагога:
календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год;
инструкции по охране труда и технике безопасности.
Дидактическое обеспечение курса
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по
каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями. Для
обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать:
наглядные пособия;
художественные фотографии, рисунки и иллюстрации;
наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося);
электронные презентации по основным разделам программы;
журналы, книги, альбомы с произведениями литературного творчества;
компьютерные программы;
плакаты (правила техники безопасности);
работы обучающихся.
Материально - техническое обеспечение
Для полноценной реализации данной программы необходимо следующее оборудование:
ноутбук;
интерактивная доска;
электронные демонстрационные пособия.
Для реализации программы необходимы следующие материалы:
бумага разных видов: ксероксная, цветная, картон, ватман; белая бумага, цветная бумага тонкая,
двухсторонняя цветная бумага, картон белый и цветной; гофрокартон.
материалы для творчества детей: пластилин, акварель, гуашь, пастель, клей ПВА, цветные карандаши,
фломастеры.
2.2 Формы аттестации
Проверка работ проводится систематически на каждом уроке. Работы учащихся выполняются в альбомах для
рисования. Качество работ зависит от степени интеллектуального развития учащихся, от степени развития мелкой
моторики, от знания и соблюдения правил изобразительного искусства и требований к выполняемой работе, от уровня
оказанной помощи педагога в соответствии с дифференциацией учащихся и степени принятия ее учащимися.
На уроках-беседах об изобразительном искусстве оценка учащихся зависит от активности участия в беседе, от умения
рассказывать о содержании рассматриваемого произведения искусства, от качества проявления отношения к картинам
(высказывания своего мнения).
Условия реализации общеразвивающей программы. Занятия рассчитаны на два часа в неделю.
Продолжительность одного занятия 40 минут.
Примерные задания
Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края»
(художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех).
Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки,
листья).
Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету).
Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга;
круг – по шаблону).
Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан).
Рисование симметричного узора по образцу.
Декоративное рисование – изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг – по шаблону
диаметром 12 см).
Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая).
Беседа «Декоративно- прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура).
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»).
Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов).
Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы»,
«Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.).
Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7*30 см).
Рисование новогодних карнавальных очков (на полосе платной бумаги размером 10*30 см).
Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая
березка; затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше – заснеженный лес с четко выделяющимися верхушками
деревьев), рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши.
Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д.Мочальский. «Первое
сентября»; И.Шевандронова . «В сельской библиотеке»; А.Курчанов. «У больной подруги»; Ф.Решетников. «Опять
двойка», «Прибыл на каникулы»).
Рисование с натуры фигуры человек (позирующий ученик).
Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят
снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т.п.).
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочки по углам
квадрата, веточки – посередине сторон).
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным
циферблатом).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций на тему «Мы победили» (В.Пузырьков.
«Черноморцы»; Ю.Непринцев. «Отдых после боя»; П.Кривоногов. «Победа»; М.Хмелько. «Триумф победившей
Родины»).
Декоративное рисование плаката «* марта».
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета ( чемодан, ящик, коробка).
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом,
перевязанная лентой; аквариум с рыбками).
Рисование с натуры объемного предмета , расположенного выше уровня зрения (скворечник).
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).
Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз).
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).
Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно-переработанных
элементов в геометрической форме (по выбору учащихся).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему о Великой Отечественой войне
против немецко-фашистских захватчиков (А.Пластов. «Фашист пролетел»; С.Герасимов. «Мать партизана»; А.Дейнека.
«Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» - карикатура).
Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук – по выбору (натура – раздаточный
материал).
2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года.
2. Приказ МинОбрНауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования » № 1015 от 30.08.2013года.
3. ФГОС НОО
4. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
5. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе
ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
Аннотация
Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 5 класса составлена в соответствии с
требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе
программы
по
предмету
«Изобразительное
искусство» специальной
(коррекционной)
образовательной
школы VIII вида».
Рабочая программа предусматривает обучение предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе 2 часа в неделю,
итого 68 часов в год.
Программа общеобразовательной школы не может быть усвоена в полном объеме детьми с ОВЗ в виду их
особенности развития. Поэтому возникла потребность в создании программы, адаптированной к возможностям детей
данной категории, задания которой основаны на принципах коррекционно-развивающего обучения, имеют
практическую направленность, что позволяет повысить учебную мотивацию и интерес детей к предмету
изобразительное искусство. Необычность и доступность заданий активизируют их деятельность, повышает веру в себя.
Актуальность программы. В процессе творческой
деятельности формируются и развиваются личностные
качества школьников с ОВЗ: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность,
самоконтроль, чувство коллективизма. При обучении изобразительному искусству развиваются мышление, память,
способность к пространственному анализу, речь, внимание.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными
предметами, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса общеобразовательной организации.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Изобразительное искусство» - 1 учебный год. Предмет
соответствует федеральному компоненту стандарта образования на реализацию которого отводится 2 часа в неделю
( 34 учеб. недели).
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения
умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве,
общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности.
Исходя из поставленной цели в процессе преподавания предмета, решаются следующие задачи:
корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения,
величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные
признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти,
по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно
полезной деятельности;
воспитывать интереса к изобразительному искусству.
Форма реализации – очная.
Список литературы
1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
3. Воронкова В.В., Перова М.Н. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида», Гуманитарный издательский центр " Владос" 2011 год.
4. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия
развития, 2000.
5. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М., 2002.
6. Гусакова М. А. Аппликация: учебное пособие для учащихся пед. Училищ /М.: Просвещение, 1987г.
7. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
Информационные ресурсы:
1. http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html - Народные промыслы.
2. http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles&topic_id=4&ob=6&sn=20&st=40 - Всё о
рисунках: Учимся рисовать.