Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» Согласовано: Зам. директора по УВР Феденева Д.В. Утверждаю: Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ» Гринева Л.И. Приказ № 164 от 27 августа 2021г. Адаптированная рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по географии 6-9 классы на 2021-2022 учебный год Составитель: учитель МКОУ «Кузнецовская СОШ» Успенский А.Р. 2021 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013 г. – Сб. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися География — учебный предмет, синтезирующий многие компоненты общественно-научного и естественнонаучного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает обучающимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии. Содержание курса географии позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. В соответствии с требованиями ФГОС предметом оценки освоения обучающимися АООП должно быть достижение обучающимися предметных и личностных результатов, которые применительно к изучению географии должны быть представлены в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий. Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде. Задачами изучения географии являются: ― формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей; ― формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран. ― формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; ― формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф ― овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации; ― формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий. Содержание курса географии позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. Место учебного предмета в учебном плане Рабочая программа рассчитана на 270 часов: 6 класс -68 часов в год, 2 часа в неделю, 7 класс – 68 часов год 2 часа в неделю, 8 класс – 68 часов 2 часа в неделю, 9 класс – 66 часов 2 часа в неделю. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) адаптированной основной общеобразовательной программы по учебному предмету «География» Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. Личностные учебные действия: Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные учебные действия: Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные действия: Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные учебные действия: Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты Минимальный уровень: представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте; выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации; ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; нахождение в различных источниках и анализ географической информации; применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Начальный курс физической географии. Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза. Географические сведения о своей местности и труде населения. Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и правила пользования им. План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической карты. Физическая карта России. Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы, горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их образование. Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера, водохранилища, пруды. Болота и их осушение. Родник и его образование. Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения. Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля ― планета. Освоение космоса. Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий. Океаны и материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности, их изображение на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России. Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и полуострова России. География России Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова. Административное деление России. Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального использования. Типы климата в разных частях России. Водные ресурсы России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения России, его размещение. Народы России. Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской частей России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. География материков и океанов Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства. Государства Евразии Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия. Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности. Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № Дата п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Тема Кол-во Характеристика деятельности ученика на уровне учебных часов действий Введение. План и карта 4 часа Что изучает география. 1 Знакомятся с новым курсом- географией и новым понятием о географии - как науки о Наблюдения за высотой 1 Земле Солнца. Называют явления природы Явления природы. 1 Географические сведения о 1 вашей местности Ориентирование на местности 4 часа Горизонт. Линия горизонта. 1 Знакомятся с понятием горизонт, стороны горизонта, со способами ориентирования по Стороны горизонта. 1 местным признакам природы. Делают Компас и правила пользования им. 1 зарисовки линии, сторон горизонта; Ориентирование по местным признакам 1 определяют стороны горизонта по солнцу природы и компасу, по местным признакам Формы поверхности Земли 4 часа Равнины и холмы. 1 Называют основные формы земной поверхности. Знакомятся с видами гор и их частями, вулканами и причинами их Овраги, их образование 1 образования. Горы. Землетрясения. 1 Находят равнины на физической карте. Извержение вулканов. 1 Вода на Земле 12 часов Вода в природе. 1 Родник, его образование. Колодец. Водопровод Части реки Равнинные и горные реки. 1 16 17 Как люди используют реки. Озёра. 1 1 18 19 20 Водохранилища. Пруды. Болото, их осушение Океаны и моря. 1 1 1 21 22 23 Острова и полуострова Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения 14 15 1 1 24 25 26 27 28 1 1 1 План и карта -10 ч Рисунок и план предмета. 1 План и масштаб. 1 План класса. 1 План школьного участка 1 Условные знаки плана местности. 1 29 План и географическая карта. 1 3031 32 Условные цвета физической карты 2 Физическая карта России. 1 Знакомятся с круговоротом воды в природе. Рассказывают о причинах возникновения родника. Называют части реки, показывают на схеме, дают характеристику реки. Показывают на карте крупные реки. Дают определение «море», «болото», « озеро», «океан». Характеризуют моря и океаны Земли. Дают определение «остров». Находят на карте крупные острова. Дают определение «план, карта» Составляют план предмета, называют его отличия от рисунка. Называют условные цвета и основные знаки географической карты. Рассказывают распределение суши и воды на Земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий. Делают схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 Значение географической карты в жизни и 1 деятельности людей Земной шар - 16 часов Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. 1 Рассказывают что такое космос, вокруг какой звезды вращается наша планета, что такое Планеты. 1 Солнечная система, чем отличается Земля от Земля – планета. 1 других планет Солнечной системы. Делают Доказательства шарообразности Земли. 1 зарисовку схемы Солнечной системы Освоение космоса. Глобус – модель 1 (планеты). Изготавливают из пластилина земного шара модели Земного шара. Знакомятся с последней информацией об освоении космоса. Физическая карта полушарий. 1 Обводят в контурной карте экватор. Показывают на карте полушарий океаны и Распределение воды и суши на Земле 1 материки. Оформление таблицы Океаны на глобусе и карте полушарий 1 названий океанов и материков. Подписывают Материки на глобусе и карте полушарий. 1 названия материков в контурной карте. Первые кругосветные путешествия 1 Обозначают на к/к первых кругосветных путешествий. Заполняют таблицы. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности. 1 1 1 1 1 Схематически зарисовывать отвесные, наклонные и скользящие лучи. Зарисовывают схему «От чего зависит климат». Заполнение перфокарты и таблицы «Пояса освещённости». Показывают пояса освещенности на глобусе и карте полушарий. Прикрепляют контуры 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 6667 68 Природа тропического, умеренных и 1 растений и животных к соответствующему полярных поясов. поясу освещенности. Карта России - 7 часов Географическое положение России на 1 Показывают на карте наше государство. карте. Обозначают границы на к/к. Описывают географического положения по плану. Сухопутные границы 1 Подписывают названия пограничных Морские границы. 1 государств. Обозначают в контурной карте Моря Северного Ледовитого океана. 1 морские границы РФ, показывает на карте моря Моря Тихого и Атлантического океанов. 1 Северного Ледовитого океана. Обозначают на Острова и полуострова России. 1 контурной карте и показывают на физической Поверхность нашей страны. 1 карте моря Тихого и Атлантического океанов. Низменности, возвышенности, 1 Нанесение на к/к крупнейших плоскогорья месторождений полезных ископаемых. Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. 1 Подписать на контурной карте Ладожское, Крупнейшие месторождения полезных 1 Онежское озеро и озеро Байкал с помощью ископаемых учителя. Реки: Волга с Окой и Камой 1 Дон, Днепр, Урал. 1 Обь, Енисей 1 Лена и Амур 1 Озера России 1 Ваш край на карте России. 1 Повторение 2 Итоговый тест за курс 6 класса 1 Выполняют тестовое задание КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7-8 9 10 1112 1314 15 16 Тема Дата Кол-во часов Характеристика деятельности ученика на уровне учебных действий Особенности природы и хозяйства России - 16 часов Географическое положение России на 1 Дают полные ответы при описании карте мира. Морские и сухопутные географического положения России, границы расположения границ, Европейской и Азиатской частях, природе, экономическом развитии. Европейская и Азиатская части России 1 Находят на карте сухопутных и морских границ, Административное деление России 1 географического положения карты, нахождение Разнообразие рельефа 1 основных месторождений полезных 1 Полезные ископаемые, их основные ископаемых. месторождения Называют, где проходит граница между 1 Климат России Европой и Азией. 2 Водные ресурсы России, их Называют и показывают крупные реки и использование отмечать их на контурной карте, знают, как Население России. 1 люди используют подземные воды. Народы России. 1 Рассказывают какие народы живут в России, где находятся самые густонаселенные районы в Промышленность – основа хозяйства, ее 2 России, чем отличается занятие городского и отрасли сельского населения. Сельское хозяйство и его отрасли 2 Рассказывают какую продукцию выпускают предприятия тяжелой промышленности, что Транспорт 1 такое легкая промышленность, какие отрасли Экономическое развитие Европейской и 1 относятся к пищевой промышленности. Азиатской частей России. Называют отрасли с\х, главную зерновую культуру нашей страны, знают отрасли 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 животноводства, как природа влияет на климат и развитие с\х. Объясняют различие в климате в разных районах нашей страны, называют города, в которых климат теплее и холоднее, чем в нашем населенном пункте. Знают, какое значение имеют почвы для жизни людей. Природные зоны России- 54 часа Размещение природных зон на 1 Показывают на карте расположение природных территории России. зон России. Дают названия природных зон России, находят их на карте. С помощью таблиц, рисунков в Карта природных зон России. 1 учебнике составляют краткое описание Зона арктических пустынь. Положение 1 природы. на карте. Показывают на карте расположение природной зоны арктических пустынь. Знают Климат 1 климатические особенности. Животный мир. Охрана природы. 1 Описывают положение на карте зоны Промышленность и сельское хозяйство 1 арктических пустынь, её природу, растительных Западная и Восточная Сибирь 1 и животный мир, изучение Арктики и её Дальний Восток 1 значение. Заповедники и Заказники лесной зоны 1 Показывают на карте расположение зоны Зона степей 1 тундры. Хозяйство. Население. Города этой 1 Знают климатические особенности, особенности зоны растительного и животного мира. Города степной зоны 1 Дают полные ответы на заданные вопросы, Зона пустынь и полупустынь 1 умеют пользоваться текстом учебника, картой, Растительный и животный мир 1 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 Хозяйство и население пустынь и полупустынь Зона субтропиков и положение на карте Высотная поясность в горах Высотная поясность в горах. Рельеф и климат Города и экологические проблемы Урала Алтайские горы Северный морской путь. Зона тундры Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный мир и животный мир Охрана природы. 1 Хозяйство. Население и его основные занятия. Города тундры: Мурманск, Архангельск. Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. Лесная зона. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. 1 описывать особенности природы изучаемых природных зон. 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 Показывают на карте расположение лесной зоны. Называют лиственные и хвойные породы деревьев. Устанавливают взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятием населения. Описывают особенности природы своего края. Записывают названия и делают зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных. Записывают названия и делают зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных. 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 Реки, озера, каналы. Экологические проблемы. Растительный мир. Хвойные леса (тайга). Смешанные и лиственные леса. Животный мир. Пушные звери. Охрана природы. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны Города Центральной России. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана лесов Зона степей. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки. Растительный мир. Охрана природы. Хозяйство. Население и его основные занятия.Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы степей. Зона полупустынь и пустынь. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Показывают на карте расположение зоны степей. Знают особенности климата и значение степей для народного хозяйства. Составляют рассказ по предложенному плану. Наносят на контурные карты природные зоны. Знают правила поведения в природе, умеют ими пользоваться. Показывают на карте расположение зоны полупустынь и пустынь. Знать особенности климата и значение степей для народного хозяйства. 60 Животный мир. Охрана природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны полупустынь и пустынь. 1 61 Зона субтропиков. Положение на карте 1 62 Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты. Урал: рельеф, климат 1 64 65 66 67 Население Города и экологические проблемы Урала. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города 1 1 1 1 68 Итоговый тест за курс 7 класса 1 63 1 Составляют рассказ по предложенному плану. Наносят на контурные карты природные зоны. Знают правила поведения в природе, умеют ими пользоваться. Заполняют таблицу «Полезные ископаемые полупустынь и пустынь» Показывают на карте расположение зоны субтропиков. Знают особенности климата и значение степей для народного хозяйства. Составляют рассказ по предложенному плану. Показывают на карте расположение региона. Знают особенности климата для народного хозяйства. Составляют рассказ по предложенному плану. Выполняют тестовое задание КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС № п/п Тема Кол-во часов Характеристика деятельности ученика на уровне учебных действий Что изучают в курсе географии-1 ч 1 Материки и океаны на глобусе и карте 1 Знакомятся с материками, частями света. Находят на карте Уральский регион Мировой океан -7ч 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Современное изучение Мирового океана Обобщающий урок «Мировой океан» 1 1 1 Описывают географическое положение и хозяйственное значение океана. Показывают и называют материки и океаны на физической карте полушарий. 1 1 1 1 Африка – 10 часов Географическое положение, очертание берегов, 1 Описывают географическое положение острова и полуострова. Африки, рельеф, климат, названия рек и озер. Разнообразие рельефа, климата и природных условий. 1 Представителей животного и растительного мира различных климатических поясов Сравнивают реки Африки с реками России. показывают материк, находят реки и озера, отличать одно животное от другого. Растения тропических лесов 1 Рассказывают о поведении в экстремальной Животные тропических лесов ситуации (укус змеи). Называют растения 1 саванн, животных саванн, отличают их друг от Растительный мир саванн. 1 14 15 Животный мир саванн. Растительный и животный мир пустынь 1 1 16 17 18 19 Население. Жизнь и быт народов. Государства, их столицы: Египет. Эфиопия, ЮАР 1 1 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Обобщающий урок «Африка» друга. Называют животных и растения пустынь, находят их по иллюстрации. Сравнивают растительность тропиков с растительностью Урала. Называют названия государств, их столицы, показывают их расположение на карте. 1 Австралия – 7 часов Географическое положение, очертания берегов, 1 Описывают географическое положение острова. материка. Называют моря, острова, заливы Природные условия, поверхность, климат. Реки и озёра. 1 Большой Барьерный риф, Новая Гвинея, Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н. 1 Тасмания, реки и озера. Находят их на карте и Миклухо-Маклая. показывают. Растительный и Животный мир. Охрана природы 1 Называют наиболее типичных представителей Население (коренное и пришлое). 1 растительного и животного мира. Государство. Австралийский Союз. Города Канберра, и 1 Рассказывают о населении Австралии. др. Знают название государства и его столицу. Обобщающий урок «Австралия» 1 Антарктида -5 часов Географическое положение, очертание берегов. 1 Описывают географическое положение, Южный полюс. показывают на карте, очертания берегов, острова, полуострова Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. 1 Называют имена русских мореплавателей Особенности природы, её поверхность и климат. 1 Описывают природные условия и климат. Называют представителей растительного и Растительный и животный мир. Охрана природы. 1 животного мира. Изучение Антарктиды учёными разных стран. 1 Описывают природные условия и особенности работы в Антарктиде. 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 Северная Америка – 7 часов Открытие Америки 1 Рассказывают кто и когда открыл Америку. Географическое положение, очертание берегов. Описывают географическое положение, 1 Острова показывают на карте очертание берегов, Природные условия. Рельеф. Климат. 1 острова и полуострова. Реки и озёра. 1 Описывают природные условия и климат. Растительный и животный мир 1 Называют названия крупных рек Северной Население и государства. Америки. 1 Соединенные Штаты Америки. Канада. Мексика. Куба. Называют природные зоны, представителей 1 растительного и животного мира. Знают название крупных государств Северной Америки. Называют столицы и показывают их положение на карте. Южная Америка -10 часов Географическое положение, очертание берегов. 1 Описывают географическое положение и Природные условия, рельеф, климат. показывают на карте очертания берегов. 1 Описывают природные условия и климат. Реки и озёра. 1 Называют крупные реки Южной Америки. Растительный мир тропических лесов. 1 Называют типичных представителей растений и Животный мир тропического леса. 1 животных тропических лесов. Рассказывают о Растительный мир пустынь, саванн и горных районов. 1 коренном и пришлом население Южной Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор. 1 Америки. Называют столиц изученных Население (коренное и пришлое). 1 государств Крупные государства (Бразилия, Перу, Аргентина), их 1 48 столицы. Обобщающий урок. Часть света – Америка. 49 Евразия - величайший материк земного шара. 1 Евразия -21 час 1 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова Крупнейшие полуострова. Разнообразие рельефа, природные условия Европы. Полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа, природные условия Азии Полезные ископаемые Азии. Типы климата Евразии. Водные ресурсы Европы, их использование. Водные ресурсы Азии, их использование Экологические проблемы. Реки и озёра Азии. Реки и озера Европы Растительный мир Евразии. Животный мир Евразии Международное сотрудничество в охране природы. Население Евразии. Народы Евразии. Культура и быт народов Европы и Азии Итоговый тест за курс 8 класса 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Описывают географическое положение материка. Называют названия морей всех океанов, островов и п-овов показывают их на карте. Называют названия гор в Европе и Азии и названия полезных ископаемых. Называют типы климата Евразии. Дают названия рек и озер Европы и Азии, описывают экологические проблемы. Называют представителей растительного и животного мира Евразии. Характеризуют население и народы Евразии Выполняют тестовое задание КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Дата Тема Политическая карта Евразии Кол-во часов Характеристика деятельности ученика на уровне учебных действий 1 Показывают на карте материк Евразия, показать границу между Европой и Азией, называть крупные государства материка Европа -28 ч Западная Европа - 6 ч Великобритания: географическое 1 Описывают г.п Великобритании, что положение, природа, экономика характерно для рельефа, что влияет на климат Британских островов Великобритания: население, культура, 1 Показывают на карте столицу Великобритании. обычаи и традиции Называют деловой центр Лондона. Рассказывают о достопримечательностях Лондона. Франция: население, культура, обычаи и 1 Показывают на карте Францию и ее столицу, традиции сравнивают Великобританию и Францию. Знают какую известную продукцию выпускает Франция. Показывают на карте столицу и крупные города Франции, рассказывают о достопримечательностях Парижа, об особенностях французской кухни. Германия (федеративная республика 1 Дают характеристику г.п. страны, описывают Германия) природу, экономику страны. Рассказывают о населении, его основных занятиях, обычаях и Австрия (австрийская республика) 1 традициях. Рассказывают о Швейцария (Швейцарская 1 достопримечательностях страны конфедерация) 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Южная Европа – 4 ч Испания (Королевство Испания) 1 Дают характеристику г.п. страны, описывают природу, экономику страны. Рассказывают о Португалия (Португальская республика) 1 населении, его основных занятиях, обычаях и Италия: население, культура, обычаи и 1 традициях. Рассказывают о традиции достопримечательностях страны Греция (Греческая республика) 1 Северная Европа – 3 ч Норвегия (Королевство Норвегия) 1 Дают характеристику г.п. страны, описывают природу, экономику страны. Рассказывают о Швеция (королевство Швеция) 1 населении, его основных занятиях, обычаях и Финляндия (Финляндская республика) 1 традициях. Рассказывают о достопримечательностях страны Восточная Европа – 13 ч Польша (республика Польша) 1 Дают характеристику г.п. страны, описывают природу, экономику страны. Рассказывают о Чехия (Чешская республика) 1 населении, его основных занятиях, обычаях и Словакия (Словацкая республика) 1 традициях. Рассказывают о Венгрия (Венгерская республика) 1 достопримечательностях страны Румыния (республика Румыния) 1 Болгария (республика Болгария) 1 Сербия. Черногория 1 Эстония (Эстонская республика) 1 Дают характеристику г.п. страны, описывают природу, экономику страны. Рассказывают о Латвия (Латвийская республика) 1 населении, его основных занятиях, обычаях и Литва (Литовская республика) 1 традициях. Республика Беларусь 1 Рассказывают о достопримечательностях страны Украина 1 Молдавия (республика Молдова) 1 Повторительно-обобщающий урок 1 Выполняют тестовое задание «Европа» Азия 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 Центральная Азия – 5 ч Казахстан (республика Казахстан) 1 Дают характеристику г.п. страны, описывают природу, экономику страны. Рассказывают о Узбекистан (республика Узбекистан) 1 населении, его основных занятиях, обычаях и Туркменистан (Туркмения) 1 традициях. Киргизия (Кыргызская республика) 1 Рассказывают о достопримечательностях страны Таджикистан (Республика 1 Таджикистан) Юго-Западная Азия – 7 ч Грузия 1 Дают характеристику г.п. страны, описывают природу, экономику страны. Рассказывают о Азербайджан (Азербайджанская 1 населении, его основных занятиях, обычаях и республика) традициях. Армения (республика Армения) 1 Рассказывают о достопримечательностях страны Турция (Турецкая республика) 1 Ирак (Республика Ирак) 1 Иран (Исламская республика Иран) 1 Афганистан (Исламская республика 1 Афганистан) Южная Азия – 2 ч Индия (республика Индия): 1 Дают характеристику г.п. страны, описывают географическое положение, природа, природу, экономику страны. Рассказывают о экономика населении, его основных занятиях, обычаях и традициях. Индия: население, культура, обычаи и 1 Рассказывают о достопримечательностях страны традиции Восточная Азия – 7 ч Китай (Китайская Народная 1 Дают характеристику г.п. страны, описывают Республика): географическое природу, экономику страны. Рассказывают о положение, природа, экономика 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 Китай: население, культура, обычаи и традиции Монголия Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) Республика Корея Япония: географическое положение, природа, экономика Япония: население, культура, обычаи и традиции 1 1 1 1 1 населении, его основных занятиях, обычаях и традициях. Рассказывают о достопримечательностях страны Дают характеристику г.п. страны, описывают природу, экономику страны. Рассказывают о населении, его основных занятиях, обычаях и 1 традициях. Рассказывают о достопримечательностях страны Юго-Восточная Азия – 3 ч Таиланд (Королевство Таиланд) 1 Дают характеристику г.п. страны, описывают природу, экономику страны. Рассказывают о Вьетнам (Социалистическая Республика 1 населении, его основных занятиях, обычаях и Вьетнам) традициях. Индонезия (Республика Индонезия) 1 Рассказывают о достопримечательностях страны Повторительно-обобщающий урок по 1 теме: «Азия» Россия – 4 ч Границы России 1 Показывают страну на карте. Дают характеристику г.п. страны, описывают Россия (Российская Федерация) – 1 природу, экономику страны. Рассказывают о крупнейшее государство Евразии населении, его основных занятиях, обычаях и Административное деление России 1 традициях. Рассказывают о Столица и крупные города России 1 достопримечательностях страны. Называют ведущие отрасли хозяйства России. Свой край – 12 ч История возникновения нашего края. 1 59 60 61 62 63 64 65 66 Положение на карте области. Границы. Поверхность. Климат. Народные приметы. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Реки, пруды, озёра, каналы нашей местности. Охрана водоёмов. Растительный мир нашего края. Красная книга. Охрана растительного мира. Животный мир нашей местности. Красная книга. Население нашей области. Его состав, национальные обычаи и традиции, фольклор, национальная кухня Промышленность нашей местности. Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края. Итоговый тест за курс 9 класса 1 1 1 1 Показывают на карте границы региона, знают растительный и животный мир своего края. Характеризуют особенности, основные черты рельефа, экологические проблемы районов региона. Называют ведущие промышленные отрасли края, ведущие предприятия региона, направления работы, развития сельского хозяйства. Называют народы проживают на территории области, описывают обычаи разных народов. 1 1 1 1 Выполняют тестовое задание