Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» Согласовано: Зам. директора по УВР _________ Феденева Д.В. Утверждаю: Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ» __________ Гринева Л.И. Приказ № 164 от «27 » августа 2021 года. Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Составитель: учитель начальных классов Кузьминых А. В. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для 1 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствующей требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),на основании программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с. Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций. Цель обучения: создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе. Задачи обучения: - формирование у обучающихся системы начальных математических знаний и умений, развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения; - коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; - личностное развитие обучающихся, основанное на принятии новой для них социальной роли ученика и включение в образовательную деятельность на основе интереса к содержанию и организации процесса изучения математики. Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно-информационную, коммуникативную, деятельностную, ценностно ориентационную). 1. Предметно - информационная: — формирование умений и навыков в правильном назывании компонентов и результатов сложения и вычитания; — формирование понятий об увеличении числа на несколько единиц или формирование понятий об отношении «больше на . . ., меньше на . . .»; — формирование понятий об уменьшение числа на несколько единиц; — формирование понятий «точка, прямая и кривая линии, отрезок»; — формирование понятия «сантиметр»; — формирование приемам вычерчивания прямоугольника, квадрата,треугольника по заданным вершинам; — формирование умений и навыков чертить прямую линию, отрезокзаданной длины, измерять отрезок; — формирование представлений о числах о т 1 до 20; — формирование умений и навыков порядкового счета от 1 до 20; — формирование умений и навыков сложения и вычитания в пределах 10; — формирование умений и навыков решать задачи; — формирование умений и навыков сравнения чисел; — формирование понятия «переместительное свойство сложения»; — формирование умений и навыков увеличению чисел на несколько единиц; — формирование умений и навыков уменьшения чисел на несколько единиц; — формирование умений и навыков обучению приемам счета равнымичисловыми группами по 2 и по 5. 2. Деятельностно - коммуникативная: - формирование коммуникативно – деятельностных качеств (умение вести диалог); - формирование умений и навыков владения пространственными, временными, геометрическими представлениями; - развитие навыков связной устной и письменной речи; - коррекция словесно-логического мышления (умение сравнивать, обобщать); - коррекция высших психических функций учащихся; - коррекция активного математического словаря. 3. Ценностно - ориентационная: - формирование осознанного понимания роли математики как духовной,нравственной и культурной ценности народа; - формирование эмоциональной отзывчивости; - развитие способности осознавать своё место, роль и предназначение вжизни; - воспитание нравственно-эстетических, этических качеств личности; - воспитание гуманного отношения к человеческой личности; - воспитание нравственно-патриотических и гражданских качеств личности Специальной задачей обучения математике является преодоление недостатков учащихся, их познавательной деятельности и личностных качеств. Согласно учебному плану 2021-2022 учебного года для изучения математики в 1 классе отводится следующее количество часов: Период 1класс Количество часов Неделя 4 1 четверть 32 2 четверть 32 3 четверть 36 4 четверть 32 Год 132 Содержательный минимум образования Свойства предметов Предметы, обладающие определёнными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие. Сравнение предметов Сравнение двух предметов, серии предметов. Сравнение предметов, имеющих объём, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины. Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий). Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий. Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного. Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих. Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же. Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема. Положение предметов в пространстве, на плоскости Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в сказанное положение. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы. Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за. Единицы измерения и их соотношения Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро. Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше. Геометрический материал Kpyг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус. Нумерация Нумерация чисел в пределах 10 Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 9. Число и цифра 0. Образование, название, запись числа 10. 10 единиц 1 десяток. Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 10 (счет по 1 и равными числовыми группами по 2). Количественные, порядковые числительные. Соотношение количества, числительного, цифры. Счет в заданных пределах. Место каждого числа в числовом ряду. Следующее, предыдущее число. Получение следующего числа путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа. Сравнение чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление отношения: равно, больше, меньше. Состав чисел первого десятка из единиц. Состав чисел первого десятка из двух частей (чисел), в том числе с опорой на представление предметной совокупности в виде двух составных частей. Нумерация чисел в пределах 20 Образование, название, запись чисел 11 -20. Десятичный состав чисел 11- 20. Числовой ряд в пределах 20. Получение следующего числа в пределах 20 путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа в пределах 20 путем отсчитывания 1 от числа. Счет предметов в пределах 20.Однозначные, двузначные числа. Единицы измерения и их соотношения Единицы измерения (меры) стоимости - копейка (1 к.), рубль (1 р.). Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 10 к. Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного достоинства в пределах 10 р. Размен монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства. Единица измерения (мера) длины сантиметр (1 см). Измерение длиныпредметов с помощью модели сантиметра. Прибор для измерения длины линейка. Измерение длины предметов с помощью линейки. Единица измерения (мера) массы килограмм (1 кг). Прибор для измерения массы- весы. Единица измерения (мера) емкости литр (1 л). Определение емкостипредметов в литрах. Единицы измерения (меры) времени сутки (1 сут.), неделя (1 нед.). Соотношение: неделя — семь суток. Название дней недели. Порядок дней недели. Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин одной мерой. Арифметические действия Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических действий сложения («+») и вычитания («-»), их название (плюс, минус) изначение (прибавить, вычесть). Составление числового выражения (1 + 1, 2+1) на основе соотнесения с предметно- практической деятельностью (ситуацией). Знак «-», его значение (равно, получится). Запись числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 - 2, 2 — 1 = 1. Сложение, вычитание чисел в пределах 10. Таблица сложения чисел в пределах 10 на основе состава чисел, ее использование при выполнении действия вычитания. Переместительное свойство сложения (практическое использование). Нуль как результат вычитания (5-5= 0).Сложение десятка и единиц в пределах 20 (10 + 5 = 15); сложение двухдесятков (10 + 10 = 20). Арифметические задачи Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение и ответ задачи. Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. Геометрический материал Шар, куб, брус: распознавание, называние. Предметы одинаковой и разной формы. Точка. Линии: прямая, кривая. Построение прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Построение прямой линии через одну точку, две точки. Отрезок. Измерение длины отрезка (в мерках произвольной длины, в сантиметрах). Построение отрезка заданной длины. Овал: распознавание, называние. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам). Планируемые результаты изучения учебной деятельности Состав базовых учебных действий обучающихся Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное школьное обучение и осознанное отношение к учебному процессу, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. 1. Личностные базовые учебные действия 2.Регулятивные базовые учебные действия 3.Познавательные базовые учебные действия 4.Коммуникативные базовые учебные действия -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; -способность к осмыслению социального окружения исоциальной роли ученика; -самостоятельность в выполнении учебных заданий; -самостоятельность в выполнении поручений; -понимание личной ответственности за свои поступки наоснове правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении; -стремление к безопасному поведению в природе иобществе. -входить и выходить из учебного помещения со звонком; -ориентироваться в пространстве класса (зала, учебногопомещения); -пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) работать с учебными принадлежностями (инструментами,спортивным инвентарем) -организовывать рабочее место; -передвигаться по школе, находить свой класс, другиенеобходимые помещения; -принимать цели и произвольно включаться в деятельность,следовать предложенному плану и работать в общем темпе; -активно участвовать в деятельности, контролировать своидействия; -оценивать действия одноклассников; -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее сучетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. -выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; -устанавливать видо - родовые отношения предметов; -делать простейшие обобщения, сравнивать,классифицировать на наглядном материале; -пользоваться знаками, символами, предметамизаместителями; -читать; -писать; -наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) подруководством и с помощью учителя. -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель —ученик, ученик — ученик, ученик — класс, учитель - класс); -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; -обращаться за помощью и принимать помощь; -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию вразных видах деятельности и быту; -договариваться и изменять свое поведение с учетомповедения других участников спорной ситуации. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом: — осознание себя как гражданина России; — овладение начальными навыками адаптации в динамичноизменяющемся и развивающемся мире; — овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; — способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; — способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; — эмпатия — умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; — чувство прекрасного — умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественногослова, стремиться к совершенствованию собственной речи; — формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, интереса к чтению; — развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; — формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметныхрезультатов по учебному предмету «Математика» на конец обучения в 1 классе: Минимальный уровень -знать количественные, порядковые числительные в пределах 20; -знать состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых; -знать десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе; -знать линии — прямую, кривую, отрезок; -знать единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л; -знать название, порядок дней недели, количество суток в неделе. Достаточный уровень -уметь читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5; -уметь выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3, 3+ 5, 10 + 4, 4 + 10; -уметь решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие; -узнавать монеты, заменять одни монеты другими в пределах 10 к., 5 р.; -уметь чертить прямую линию, отрезокзаданной длины, измерять отрезок; -уметь чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам. Характеристика дифференциации групп обучающихся Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В. В., согласно этой дифференциации все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений, разделены на следующие группы: 1 группа — учащиеся могут выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 20, без перехода через десяток, используя переместительное свойство сложения. Решать простые задачи, иллюстрировать содержание с помощью предметов, их заместителей, рисунков и кратко записывать содержание задачи. Узнавать монеты, заменять одни монеты другими. Чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок. Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам набумаге в клетку. 2 группа — учащиеся группы работают медленнее, им дается меньшийобъём работы, затрудняются самостоятельно выполнять работу. 3 группа- учащиеся самостоятельно не работают, требуется постоянные контроль и помощь. 4 группа- учащиеся самостоятельно не работают, нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполненияработы. Технические средства обучения: классная доска, ноутбук, телевизор. Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/. Календарно-тематическое планирование Раздел, тема № п/п Виды деятельности I четверть (32 часа) 1-2. 3. 4-5. 6-7. 8. 9-10. 11-12. 13. Свойства предметов. Цвет, назначение предметов. Беседа. Работа с демонстрационным материалом. Геометрическая фигура: круг. Работа с дидактическим материалом. Соотнесение фигуры и формы предметов. Сравнение предметов: большой -маленький. Понятия: Сравнение предметов по величине. Понятия: «большой одинаковые,равные по величине. маленький».Работа и ориентировка в учебнике. Положение предметов в пространстве: слева - справа. В Ориентировка в пространстве. Левая и правая сторона. середине, между. Геометрическая фигура: квадрат. Работа в тетради с геометрическими формами. Квадрат. Творческое заданиев тетради. Сравнение предметов. Работа с дидактическим материалом. Положение предметов: вверху — внизу, выше — ниже, верхний - нижний, на, над, под. Сравнение предметов: длинный - короткий. Понятия: Беседа. Работа с демонстрационным материалом. внутри — снаружи,в, рядом, около. Геометрическая фигура: треугольник. Геометрическая форма. Работа с шаблонами. Штриховка. 16. Сравнение предметов: широкий - узкий. Понятия: далеко Беседа. Работа с демонстрационным материалом. близко, дальше -е-ближе, к, от. Геометрическая фигура: прямоугольник. Геометрическая форма. Прямоугольник. Работа в тетради. 17. Сравнение предметов: высокий - низкий. Сравнение предметов. Работа и ориентировка в тетради 18. Сравнение предметов: глубокий - мелкий. Группы предметов. Сравнение. Дидактический материал. 14-15. 19-20. 21. 22-23. 24-25. Понятия: впереди— сзади, перед, за. Первый, последний, Понятия. Работа с учебником, тетрадью. Обобщение. перед, после,следом, за, следующий за. Сравнение предметов: толстый - тонкий. Понятия. Сравнение предметов. Работа и ориентировка в тетради. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Понятия: рано - поздно. Работа с наглядным материалом. Беседа. вчера, сегодня, завтра, на следующий день. Понятия. Сравнение предметов. Работа и ориентировка в тетради. Понятия: быстро - медленно, тяжелый — легкий. 26-27. 28. 29-30. 31-32. Понятия: много-мало, несколько. Один — много, ни одного. Понятия: давно-недавно, молодой - старый. Понятия. Работа с учебником, тетрадью. Обобщение. Понятия: больше - меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ. Понятия. Работа с учебником, тетрадью. Обобщение. Понятия. Работа с учебником, тетрадью. Обобщение. Понятия. Сравнение предметов. Работа и ориентировка в тетради. 2 четверть (32 часа) Первый десяток 33-34 Число и цифра 1. 35-36. Число и цифра 2. Счёт. Образование числа. Дидактический, счетный материал. Работа с кассой цифр, тетрадью. Образование числа. Работа в тетради, с учебником и шаблонами. 37-38. Геометрическое тело: шар. Дидактический 38-39. Число и цифра 3. Число 3. Состав. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. 40-41. Решение примеров на сложение в пределах 3. Решение примеров. Геометрическое тело: куб. Работа с демонстрационным материалом. Работа в тетради. 43-44. Число и цифра 4. Число 4. Его состав. Работа с наглядным материалом. 45-46. Числовой ряд от 1-4. Прямой счет. Обратный счет. Соотношение количества числа и 42. материал. Работа в тетради, у доски. предметов. 47-49. Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4. Решение примеров. Работа в тетради. 50-51. Геометрическое тело: брус. Работа с раздаточным материалом. 52-53. Число и цифра 5. Образование числа 5. Работа в тетради. 54-57. Числовой ряд 1-5. Порядковый счёт. 58-60. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. Работа с учебником, тетрадью, кассой цифр. Дидактический, счетный материал. Устное решение примеров и задач. Работа в тетради. 61-64. Повторение пройденного материала за вторуючетверть. Закрепление знаний. Решение примеров и задач. Работа с учебником, тетрадью. 3 четверть (36 часов) Первый десяток (продолжение) 67. Решение задач на нахождение суммы, разности(остатка) Составление и решение задач по картинкам. в пределах 5. Геометрический материал: точка, линии. Работа с линейкой. Работа в тетради. 68. Геометрическая фигура: овал 69. Число и цифра 0. Работа с дидактическим материалом. Соотнесение формыпредметов. Ноль. Работа с демонстрационным материалом. 70-71. Число и цифра 6. Шесть. Работа с наглядным материалом. 72-73. Состав числа 6. Сравнение чисел. Число 6. Состав. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. 74. Сложение и вычитание чисел в пределах 6. Решение примеров. Работа в тетради. 75. Построение Работа с линейкой. Работа в тетради. 76. Число и цифра 7. Число 7. Его состав. Работа с наглядным материалом. Сложение и вычитание чисел в пределах 7. Решение примеров. Работа в тетради. Временные понятия: сутки, неделя. Работа Геометрический материал: отрезок. Отрезок. Число и цифра 8. Состав числа 8. Работа с дидактическим материалом. Решениепримеров. Решение примеров. Работа в тетради. 65-66. 77-78. 79. 80-81. 82. 83-84. прямой линии через одну, две точки. Сложение и вычитание чисел в пределах 8. с наглядным фигуры материалом. Беседа. Измерение. Работа с линейкой. Работа в тетради. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника. Число и цифра 9. Квадрат, 87-88. Состав числа 9. Сравнение чисел. 89-90. Сложение и вычитание чисел в пределах 9. Состав числа 9. Работа с дидактическим материалом. Решениезадач. Решение примеров. Работа в тетради. 91-92. Mepa длины - сантиметр. Сантиметр. 93-94. Число 10. Состав числа 10. Состав числа 10. Решение примеров. Работа в тетради и у доски. 85. 86. и прямоугольник. Работа с учебником, тетрадью. Число. Состав. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Работа с линейкой в тетради. 95-96. Сравнение чисел в пределах 10. Числа. Сравнение. Работа в тетрадях. 97-98. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Решение примеров. Работа в тетради и у доски. 99. Меры стоимости: рубль, копейка. 100. Mepa массы - килограмм. Монеты: 1к, 5к. Различение и сравнение. дидактическим материалом. Работа с учебником и дидактическим материалом. 4 Работа с четверть (32 часа) Второй десяток 101103. 104106. 107109. 110112. 113115. 116117. 118119. 120121. 122123. 124126. 127129. 130132. Повторение материала пройденного четверти. Число 11. в третьей Повторение. Решение примеров и задач. Работа с учебником, тетрадью. Число 11. Состав. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Число 12. Число 12. Состав. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Число 13. Число 13. Состав. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Число 14. Число 14. Состав. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Число 15. Число 15. Состав. Работа с раздаточным материалом. Работа втетради. Число 16. Число 16. Состав. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Число 17. Число 17. Состав. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Число 18. Число 18. Состав. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Число 19. Число 19. Состав. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Число 20. Число 20. Состав. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Повторение пройденного материала в четвёртой четверти Закрепление знаний. Решение примеров и задач. Работа в тетради. и за год.