русский язык_7 класс_УО

Согласовано:
Зам. директора по УВР
___________Феденева Д.В.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
________________Гринева Л.И.
Приказ № 164 от
«27» августа 2021 г.

Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
по русскому языку
на 2020 – 2021 учебный год
для 7 класса

4 часа в неделю
(всего 136 часов)
Составитель:
учитель русского языка
МКОУ «Кузнецовская СОШ»
Успенская Г.Г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена
• на основании Закона РФ «Об образовании»,
• на основе Федерального базисного учебного плана, утверждённого Приказом Министерства образования Российской Федерации от
09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих
программы общего образования» (далее - ФБУП 2004),
• с учётом приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. №889 «О внесении изменений»,
• с учетом приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Минобрнауки от 05.03.2004 г. №10
• с учетом СанПиН 2.4.2.2821-10
• в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 19.03.2001 № 196
• программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под ред. В.В. Воронковой.
Важнейшие задачи образования в начальной школе: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих
возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных
задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной реализуются в процессе
обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Письмо и развитие речи служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее
изучении, и первоначальное овладение письмом и развитием речи станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к жизни, овладению
доступными профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в основной школе специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений.
Таким образом, письмо и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития личности школьника с ОВЗ.
Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы по письму и развитию речи для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, 5 – 9 классы, под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой – М.: «Владос», 2010 г.
В базисном учебном плане для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (вариант № 1 Базисный план общего
образования умственно отсталых учащихся с легкой и средней степенью) на изучение письма и развития речи в 7 классе отводится 4 часа в неделю,
всего – 136 часов.
Цели и задачи обучения:
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры
человека, развитие устной и письменной речи.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные
тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и
чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в
практической деятельности и в будущей профессии;
– использовать процесс обучения письму для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности,
эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по письму и развитию речи, который доступен большинству учащихся,
обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В результате освоения предметного содержания курса письма и развития речи у
учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных),
позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.
Личностные: обучение письму и развитию речи организует и дисциплинирует учащихся с интеллектуальным недоразвитием, способствует
формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить
начатое дело до конца.
Регулятивные: Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля,
обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей
функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя,
поэтому для формирования у них представлений о звуке, слове, предложении и частях речи. Требуется развернутость всех этапов формирования
умственных действий. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе специально организованного обучения,
когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по
заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.
Познавательные: на уроках письма и развития речи в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся (при направляющем и организующем
воздействии учителя) развивается мышление учащихся. Важную роль в обучении письму и развитию речи играет целенаправленная работа по
развитию у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и
потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их
достижением.
Коммуникативные: в процессе изучения письма и развития речи развивается речь учащихся, обогащается специфическими терминами и
выражениями их словарь, формируются речевые умения: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя),

формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного
действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
При обучении письму и развитию речи общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях
специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи письма и развития речи с другими учебными
предметами, особенно с трудом.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
В результате освоения предметного содержания курса письма и развития речи у учащихся с ОВЗ должны сформироваться как предметные, так и
общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если
ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и
представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках письма
и развития речи знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.
Особенностью расположения материала в программе является наличие подготовительных упражнений, которые подводят учащихся к
формированию того или иного понятия. Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять
дифференцированный подход в обучении в зависимости, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения учащимися знаниями, а с
другой – от учета их потенциальных возможностей.
Следует отметить, что предлагаемый курс письма и развития речи с точки зрения деятельностного подхода содержит специальные задания на
применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными)
задачами.
Основными видами деятельности учащихся с нарушениями в развитии по предмету «Письмо и развитие речи» являются:
– Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения.
Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли
текста, передача его содержания по вопросам.
-Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей
(описание, повествование, рассуждение).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
-Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в
тексте в явном виде. Формулирование
простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
-Письмо. Письмо слов, предложений в системе обучения письму и развитию речи. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом
гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное
изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по
интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин,просмотра фрагмента
видеозаписи и т. п.).

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса «Письмо и развитие речи» в 7 классе является формирование следующих умений:
• понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
• уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
• стремление к речевому самосовершенствованию;
• достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения;
•
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения письма и развития речи являются:
Регулятивные УУД:
• Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
• Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
• умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
• Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
• Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
• Использовать при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по письму и развитию речи. С помощью
учителя давать самооценку своей деятельности.
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
• Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать
необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.
• Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные
диски, сеть Интернет).
• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
•

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (чтения и развития речи);

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:

коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какоголибо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
•
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
•

•
•
•

Вступать в диалог на уроке и в жизни.
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной
и дополнительной информации);
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические
высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений
• опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка.
• уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.
• проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения.
• анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
• понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной
речевой практике;
Содержание учебного материала
Повторение
Звуки и буквы. Текст. Предложение.
Состав слова. Текст.
Корень, приставка, суффикс, окончание. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание приставок. Сложные слова.
Имя существительное. Три склонения существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний имен существительных в
единственном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Склонение прилагательных мужского, женского, среднего рода.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Лицо и число местоимений..
Глагол. Время и число глаголов. Неопределенная форма глагола. Частица не с глаголами.
Предложение
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Сложное предложение. Постановка знаков препинания в сложном предложении.
Связная речь
Изложение по картине.Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
Повторение пройденного за год.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, гласные и согласные;
- подбор родственных слов;
- проверка безударных гласных, согласных;
- строить простое предложение;
- устно и письменно связно высказываться.
-писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-различать части речи;
-строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
-писать изложение и сочинение;
-пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
Главные и второстепенные ( без конкретизации) члены предложения;
Название частей речи, их значение;
Наиболее распространенные правила правописания.

Тематическое планирование
№
п/
п

Кол-во
часов

Название темы

Словарь

Повторение (19 часов)
1
2
3
4
5
6
7

1
1
1
1
1
1
1

Повторение. Звуки и буквы.
Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.
Разделительный мягкий и твердый знаки в словах.
Правописание безударных гласных в словах.
Правописание звонких и глухих согласных в словах.
Звуки и буквы. Закрепление знаний.
Звуки и буквы. Закрепление знаний.

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Проверочная работа.
Предложения нераспространенные и распространенные.
Однородные члены предложения.
Распространение предложений однородными членами.
Составление предложений с однородными членами.
Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами.
Обращение. Его место в предложении.
Употребление обращения в диалоге.
Употребление обращения в диалоге.
Предложение. Закрепление знаний.
Предложение. Закрепление знаний.
Проверочный диктант.
Состав слова. Текст (19 часов)

20
21
22
23
24
25
26
27
28

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Состав слова. Текст.
Корень. Однокоренные слова.
Приставка.
Суффикс.
Окончание.
Безударные гласные в корне.
Звонкие и глухие согласные в корне.
Правописание в корне. Закрепление знаний.
Правописание в корне. Закрепление знаний.

Сантиметр, километр

Театр

Естествознание, насекомое

29

1

Гласные и согласные в приставках.

Недавно

30
31
32
33
34
35
36
37
38

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Сочинение-описание по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».
Разделительный твердый знак после приставок.
Правописание в корне и приставке. Закрепление знаний.
Знакомство со сложными словами.
Правописание сложных слов.
Образование сложных слов.
Состав слова. Закрепление знаний.
Состав слова. Закрепление знаний.
Проверочная работа.
Имя существительное (23 часа)

39
40
41
42
43

1
1
1
1
1

Различение частей речи.
Образование одних частей речи от других.
Значение существительных в речи.
Использование существительного для сравнения одного предмета с другим.
Род и число существительных.

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Различение существительных мужского и женского рода с шипящей на конце( ж, ш,ч,щ).
Правописание существительных с шипящей на конце.
Существительные 1 –го склонения.
Определение склонения существительных по начальной форме.
Существительные 2 –го склонения.
Различение существительных 1, 2 и 3-го склонений.
Ударные и безударные окончания существительных 1 –го склонения.
Замена существительных с ударным окончанием существительными с безударным окончанием.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения.
Ударные и безударные окончания существительных 2 –го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 2 –го склонения.
Ударные и безударные окончания существительных 3 –го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 3-го склонения.
Установление последовательности фактов в тексте.
Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний.

59
60
61

1
1
1

Существительное. Закрепление знаний.
Существительное. Закрепление знаний.
Проверочный диктант.
Имя прилагательное (19 часов)

Рецепт

Температура

Лекарство

Стадион, бассейн, тренер

62

1

Прилагательное. Значение прилагательных в речи.

Велосипед

63
64

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Описание предмета и его частей.
Изложение - описание картины М.А.Врубеля «Царевна-лебедь».

Портрет

65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
7677
7879
80

81
82
83
84
85
86
8788
89
90
91
92
93
94
95
96

2
2

Использование прилагательных для сравнения предметов.
Словосочетания с прилагательными.
Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
Различение окончаний прилагательных в единственном и множественном числе.
Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах.
Наблюдения за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных
Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
Изменение прилагательных женского рода по падежам.
Постановка вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах.
Наблюдения за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных
Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.
Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».
Глагол (20 часов)

1
1
1
1
1
1

Значение глаголов в речи.
Использование глаголов для сравнения предметов.
Различение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам.
Различение глаголов по числам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

1
1
1
1
1
1
1
1

Приветливый, спектакль,
антракт

Прилагательное. Закрепление знаний.

1

2

Почтальон

Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени.
Время и число глаголов. Закрепление знаний.
Текст. Составной план текста.
Понятие о неопределенной форме глагола.
Правописание глаголов в неопределенной форме.
Постановка глаголов в неопределенную форму.
Сочинение-описание картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка».
Использование частицы не в значении отрицания.

География

97
98
99
100

1
1
1
1

Наблюдение за правописанием частицы не с глаголами.
Правописание частицы не с глаголами.
Глагол. Закрепление знаний.
Контрольная работа по теме «Глагол».
Местоимение (15 часов)

101
102103
104105
106107
108109
110111
112
113114
115

1

Местоимение. Личные местоимения.
Значение личных местоимений в речи.

1

Контрольный диктант по теме «Местоимение».
Предложение (12 часов)

116
117118
119
120
121
122123
124
125
126
127

1

Однородные члены предложения без союза и с союзом и.

2

Однородные члены предложения с союзами а, но.
Обращение.
Простое предложение. Закрепление знаний.
Части сложного предложения.
Знаки препинания в сложном предложении.

128

1
1
2

129
130-

2
2

Местоимения 1-го лица.

2

Местоимения 2-го лица.

2

Местоимения 3-го лица.
Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам.

2
1
2

1
1
1
2
1
1
1
1

Порядочный

Кабинет

Различение местоимений по лицам и числам.
Личные местоимения. Закрепление знаний.

Составление сложных предложений.
Сочинение «Пришла весна».
Простое и сложное предложения. Закрепление знаний.
Контрольный Диктант по теме «Предложение. Текст.»
Повторение (13 часов)
Состав слова.
Правописание в приставке и корне.
Существительное.

Мороженое

Станок, мастер

131
132

1

Прилагательное.

133

1

Глагол.

134

1

Местоимение.

135
136

1
1

Контрольное списывание
Заключительный урок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».