МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики
Администрации Талицкого муниципального округа
МКОУ "Кузнецовская СОШ"
РАССМОТРЕНА
СОГЛАСОВАНА
УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом
Заместитель директора по УР
и. о. директора
________________________
________________________
Протокол № 1
от «28» августа 2025 г.
Феденева Д. В.
Зобнина Т. В.
Приказ № 2808-1
Приказ № 2808-1
от «28» августа 2025 г.
от «28» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Мир природы и человека»
на 2025-2026 гг.
для 4 класса
Вариант 1
кол-во часов в неделю - 2; кол-во часов в год – 68
п. Кузнецовский, 2025
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА 4 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Мир
природы» разработана в соответствии с нормативными актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями);
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.328615 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)";
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию протокол от 22 декабря 2015 г. №
4/15);
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. (А.А. Айдорбекова, В.М.
Белов, В.В. Воронкова и др).- 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. под
редакцией В. В. Воронковой;
- Положение о
рабочих программах учебных предметов, курсов,
реализующих федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования МБОУ Ревенская СОШ.
Программа реализуется через учебники:
Живой мир. 4 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII
вида / Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова.- М.: Просвещение, 2014.128с.: ил
Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер,
рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное
исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной
деятельности.
2
У учащихся формируются элементарные представления и понятия,
необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и
обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они
получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их
чувствительного опыта.
Предмет «Мир природы и человека» является частью предметной области
«Естествознание», относится к обязательной части учебного плана.
Программа рассчитана на 34 учебных недель, 68 часов (2 часа в неделю).
Возможны уменьшения количества часов, в зависимости от изменения
годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков
на праздничные дни.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в
формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы
и человека.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- уточняет представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об
основных её элементах;
- расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о
формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
- формирует знания учащихся о природе своего края;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности
человека, учит детей
бережному отношению к природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Для детей с умственной отсталостью не может быть единого стандарта, так
как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго
индивидуальны. Освоение обучающимися программы, которая создана на
основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
Личностных;
Предметных.
Личностные результаты освоения программы включают:
индивидуально-личностные качества
социальные (жизненные ) компетенции обучающейся
социально значимые ценностные установки.
3
Личностные результаты формируются за счет реализации программ
отдельных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов
внеурочной деятельности, так и программ формирования базовых учебных
действий,
воспитания
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы.
Личностные результаты освоения программы:
Требования ФГОС образования обучающихся с УО
(интеллектуальными нарушениями) к личностным результатам
Индикаторы достижения требований личностных результатов
(содержание показателя)
- Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину.
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучение, занятиями.
- Положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему
городу, народу России.
- Положительное отношение к урокам русского языка.
- Формирование средствами литературных произведений уважительного
отношения к иному мнению истории и культуре своего народов.
-Уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского
народа,
готовность признавать возможность существования точек зрения и права
каждого иметь свою.
- Представления о многообразии окружающего мира.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, уметь
выслушать иное мнение.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях
- Рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома).
- Ориентироваться в классе, школе (знать, где классный кабинет, спортзал,
столовая, расписание уроков и т.д.).
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире
- Уметь обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать
просьбу о своих потребностях.
- Знать и соблюдать нормы и правила поведения в общественных местах.
- Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни.
- Выполнять поручения в школе ( выполнить уборку, провести дежурство и
т.д.»).
- Выполнять насущно необходимые действия (бытовые навыки:
самостоятельно поесть, одеться, и т.д.).
4
- Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия.
- Участвовать в повседневной жизни класса и школы.
- Уметь адекватно общаться со сверстниками и взрослыми.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- Уметь корректно привлечь к себе внимание.
- Уметь выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность,
сочувствие, просьбу.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности:
- Участвовать в процессе обучения в соответствии со своими возможностями.
- Формирование мотивации к обучению.
- Знать и выполнять правила учебного поведения.
- Способность критически оценивать свои поступки и окружающих.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях:
- Уметь работать в группе сверстников: принимать и оказывать помощь,
адекватно высказывать свое мнение и выслушивать чужое.
- Адекватно оценивать свою работу и работу других.
- Уметь сотрудничать со взрослыми: принимать помощь, адекватно общаться
и реагировать на замечания.
Проявлять
в
отношениях
со
взрослыми
и
сверстниками
доброжелательность, отзывчивость, сопереживание.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств:
- Уметь различать понятия «красивое» и «некрасивое»: опрятно-неопрятно,
вредные привычки-здоровый образ жизни, вежливо-невежливо, нормы
поведения.
- Развитие этических чувств, доброжелательности.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям:
- Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
- Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях, занимается
творчеством.
- Бережное отношение к результатам своего и чужого труда, школьному и
личному имуществу.
- Знать и соблюдать правила дорожного движения и пожарной безопасности,
личной безопасности.
5
Предметные результаты освоения программы определяет два уровня:
минимальный
достаточный.
Достаточный уровень не является обязательным.
Предметные результаты освоения с учетом особенностей и возможностей
обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни
усвоения предметных результатов по предмету
«Мир природы и человека» в 4 классе
Уровень освоения предметных результатов
Минимальный уровень
Достаточный уровень
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе
и обществе;
- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости
его выполнения;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной
жизни;
- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
- составление повествовательного или описательного рассказа из 2-3
предложений об изученных объектах по предложенному плану;(с
направляющей помощью учителя)
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях;
- адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия; различать
культурные и дикорастущие цветковые растения;
- правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена
растений, используемых в быту;
- различать домашних и диких животных и птиц, описывать их повадки,
образ жизни, определять их значение в жизни человека;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями,
происходящими в живой природе;
- определять время года, описывать его основные признаки; признаки
месяцев, составляющих его;
- особенности жизни растений, животных, человека;
6
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты,
травы;
- называть наиболее распространённых диких и домашних животных;
- называть и показывать органы человека, объяснять их назначение;
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- знание правил гигиены;
- знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного,
проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и
одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и
ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами
окружающего мира;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;
- готовность к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы
правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, рассказывать об
их использовании человеком;
- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки,
определять их значение в жизни человека;
- бережно относиться к природе и людям;
- соотносить времена года, названия месяцев и их основные признаки,
особенности жизни растений, животных человека в разное время года.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И
ЧЕЛОВЕКА»
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА – 7 ч.
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
7
Простейшие составы почвы, их значение для растений. Способы обработки
почвы: рыхление, полив и т.д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Найти в учебнике
те объекты, которые наблюдали, назвать увиденные объекты, попытаться
определить, какие из них живые, а какие нет.
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ (ВРЕМЕНА ГОДА) – 20 ч.
Выявить причину сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (с
помощью схемы деревьев, данной в учебнике); познакомить с признаками
осени, зимы, весны, лета. Познакомить с месяцами времен года, изменениями
в «жизни» растений. Животных. Познакомить с понятием «листопад». Учить
выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей в разные
времена года. Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на
изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на
смену времен года. Чередование времен года. Закрепление знаний о
названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек
(ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив,
ливень, град, роса, туман.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года.
Дикие и домашние животные в разные времена года.
Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года.
Живая природа -39 ч.
1. Растения.
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и
дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.
Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница,
овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни
человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист,
колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
2. Животные.
Домашние животные: лошадь, овца, свинья, корова. Разведение человеком
домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних
животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о
потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с
домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.
8
Насекомые-вредители.
.
3. Человек.
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и
отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о
чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и
исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
ПОВТОРЕНИЕ – 2 ч.
Закрепить понятия живой и неживой природы, их признаков. Закрепить
признаки различных времен года, названий месяцев, особенностей
животного и растительного мира в различные времена года.
Формы контроля
1 четверть
Вид деятельности
Входная контрольная
работа
Тема
Форма контроля
Тест
2 четверть
Проверочная работа Растения
№1
Тест
3 четверть
Проверочная
работа
№2
Проверочная
работа
№3
Промежуточная
аттестация
Животные
Тест
Человек
Тест
За год
тест
4 четверть
Учебно - тематический план
№ п/п
1.
Разделы
Количество часов
9
2.
Изменения в природе
Неживая природа.
3.
Живая природа. Растения.
16
4.
Изменения в природе зимой
4
5.
Живая природа. Животные.
12
6.
Изменения в природе весной
4
7.
Живая природа. Насекомые
3
8.
Живая природа. Человек.
8
9.
Изменения в природе летом
3
10.
Повторение.
2
Итого
68
7
9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА 4 КЛАСС
№ урока в
курсе
№ урока в
теме
Тема урока
Дата
план
факт
1 четверть
Изменения в природе - 9ч.
1
1
Знакомство с учебником.
Времена года. Признаки времен года.
2
2
Солнце в разные времена года.
3
3
4
4
Наблюдения за высотой солнца над
горизонтом осенью. Направление солнечных
лучей. Количество тепла и света. Экскурсия.
Изменение продолжительности дня и
ночи. Долгота дня в разные времена года
Состояние неживой природы: облачность,
туман, небольшой дождь. Наблюдение за
погодой. Устное описание погоды.
5
5
Наблюдения за растениями сада, леса
осенью (Яблоня, вишня, липа, орешник.)
6
6
7
7
Домашние животные. Подготовка к зимнему
периоду.
Входная контрольная работа
8
8
9
9
Дикие животные. Подготовка к зимнему
периоду.
Труд людей осенью. Осенние работы в саду,
огороде.
Неживая природа- 7 ч
10
1
Неживая природа.
11
2
12
3
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Экскурсия
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
13
4
14
5
15
6
16
7
Простейшие составы почвы, их значение для
растений.
Способы обработки почвы: рыхление, полив
и т.д.
Формы поверхности Земли: равнины,
низменности.
Формы поверхности Земли: холмы, горы.
17
1
18
2
19
3
20
4
2 четверть
Живая природа. Растения. – 16ч
Деревья сада, леса в зимнее время года.
Экскурсия
Растения. Части растений (корень, стебель,
ствол, ветки, почки, листья, цветки).
Сравнение и распознавание растений по их
признакам (деревья, кустарники, травы).
Растения огорода
21
5
Растения леса.
10
Однолетние и многолетние растения.
22
6
23
7
Лес. Лиственные и хвойные деревья
24
8
25
9
26
10
27
11
Растения культурные и дикорастущие (по 2-3
наиболее распространенных).
Проверочная работа № 1по теме
«Растения»
Работа над ошибками. Лекарственные
растения: календула, зверобой.
Редкие растения и их охрана
28
12
Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др
29
13
30
14
31
15
32
16
Строение полевых растений: корень,
стебель-соломина, лист, колос, метелка
Растения сада. Фруктовые деревья (внешний
вид, плоды).
Растения
сада.
Ягодные
кустарники
(внешний вид, плоды).
Повторение пройденного материала. Живая
природа. Растения.
3 четверть
Изменения в природе зимой- 4 ч
33
1
Зима
34
2
Растения зимой
35
3
Животные зимой
36
4
Труд людей зимой
Живая природа. Животные – 12 ч
37
1
Живая природа. Животные
38
2
Домашние животные
39
3
40
4
Домашнее животное:
питание, детеныши,
животным).
Домашнее животное:
питание, детеныши,
животным).
41
5
Домашние животные: лошади и овца
42
6
43
7
Разведение человеком домашних животных,
уход за ними.
Домашние птицы: курица, гусь, утка.
44
8
45
9
Внешний вид, повадки, забота о потомстве.
Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь
46
10
Внешний вид, образ жизни. Сравнение с
свинья (внешний вид,
уход за домашним
корова (внешний вид,
уход за домашним
11
домашними уткой и гусем.
Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья
сада; охрана птиц.
Экскурсия
Проверочная работа № 2 по теме
«Животные»
Изменения в природе весной- 4 ч
47
11
48
12
49
1
Весна
50
2
Растения весной
51
3
Животные весной
52
4
Труд людей весной
Живая природа. Насекомые -3ч
Насекомые. Внешний вид, образ жизни,
питание.
Полезные
насекомые
и насекомыевредители.
Разведение и использование человеком
пчел. Пасека.
4 четверть
Живая природа. Человек- 8 ч.
53
1
54
2
55
3
56
1
Живая природа. Человек. Тело человека
57
2
Органы человека
58
3
Голова и мозг человека.
59
4
Профилактика травматизма головного мозга
60
5
61
6
62
7
63
8
Режим дня. Предупреждение перегрузок,
правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на
здоровье человека.
Экскурсия
Забота человека о чистоте воды, воздуха,
забота о земле.
Проверочная работа № 3 по теме
«Человек»
Изменения в природе летом -3 ч
64
1
Лето. Занятия людей летом
65
2
Промежуточная аттестация
66
3
Растения и животные летом
Повторение – 2 ч
67
1
Повторение пройденного материала по теме
«Изменения в природе»
12
68
2
Повторение пройденного материала по теме
«Неживая и живая природа»
Материально-технические средства для реализации программы
Мир природы и человека. 4 класс. Учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2
ч./ [Н. Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова и др. ] М.: Просвещение
•
•
•
•
•
•
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Подготовительный класс. 1-4 классы. (А.А. Айдорбекова, В.М. Белов, В.В.
Воронкова и др).- 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. под редакцией В. В.
Воронковой;
Магнитная доска
Персональный компьютер
Ксерокс
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
13