РП_Мир природы и человека 4 кл(ИН)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики
Администрации Талицкого муниципального округа
МКОУ "Кузнецовская СОШ"

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом

Заместитель директора по УР

и. о. директора

________________________

________________________

Протокол № 1
от «28» августа 2025 г.

Феденева Д. В.
Зобнина Т. В.
Приказ № 2808-1
Приказ № 2808-1
от «28» августа 2025 г.
от «28» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

«Мир природы и человека»
на 2025-2026 гг.
для 4 класса
Вариант 1
кол-во часов в неделю - 2; кол-во часов в год – 68

п. Кузнецовский, 2025

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА 4 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Мир
природы» разработана в соответствии с нормативными актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями);
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.328615 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)";
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию протокол от 22 декабря 2015 г. №
4/15);
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. (А.А. Айдорбекова, В.М.
Белов, В.В. Воронкова и др).- 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. под
редакцией В. В. Воронковой;
- Положение о
рабочих программах учебных предметов, курсов,
реализующих федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования МБОУ Ревенская СОШ.
Программа реализуется через учебники:
Живой мир. 4 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII
вида / Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова.- М.: Просвещение, 2014.128с.: ил
Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер,
рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное
исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной
деятельности.
2

У учащихся формируются элементарные представления и понятия,
необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и
обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они
получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их
чувствительного опыта.
Предмет «Мир природы и человека» является частью предметной области
«Естествознание», относится к обязательной части учебного плана.
Программа рассчитана на 34 учебных недель, 68 часов (2 часа в неделю).
Возможны уменьшения количества часов, в зависимости от изменения
годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков
на праздничные дни.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в
формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы
и человека.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- уточняет представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об
основных её элементах;
- расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о
формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
- формирует знания учащихся о природе своего края;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности
человека, учит детей
бережному отношению к природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Для детей с умственной отсталостью не может быть единого стандарта, так
как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго
индивидуальны. Освоение обучающимися программы, которая создана на
основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
Личностных;
Предметных.
Личностные результаты освоения программы включают:
индивидуально-личностные качества
социальные (жизненные ) компетенции обучающейся
социально значимые ценностные установки.
3

Личностные результаты формируются за счет реализации программ
отдельных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов
внеурочной деятельности, так и программ формирования базовых учебных
действий,
воспитания
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы.
Личностные результаты освоения программы:
Требования ФГОС образования обучающихся с УО
(интеллектуальными нарушениями) к личностным результатам
Индикаторы достижения требований личностных результатов
(содержание показателя)
- Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину.
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучение, занятиями.
- Положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему
городу, народу России.
- Положительное отношение к урокам русского языка.
- Формирование средствами литературных произведений уважительного
отношения к иному мнению истории и культуре своего народов.
-Уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского
народа,
готовность признавать возможность существования точек зрения и права
каждого иметь свою.
- Представления о многообразии окружающего мира.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, уметь
выслушать иное мнение.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях
- Рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома).
- Ориентироваться в классе, школе (знать, где классный кабинет, спортзал,
столовая, расписание уроков и т.д.).
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире
- Уметь обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать
просьбу о своих потребностях.
- Знать и соблюдать нормы и правила поведения в общественных местах.
- Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни.
- Выполнять поручения в школе ( выполнить уборку, провести дежурство и
т.д.»).
- Выполнять насущно необходимые действия (бытовые навыки:
самостоятельно поесть, одеться, и т.д.).
4

- Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия.
- Участвовать в повседневной жизни класса и школы.
- Уметь адекватно общаться со сверстниками и взрослыми.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- Уметь корректно привлечь к себе внимание.
- Уметь выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность,
сочувствие, просьбу.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности:
- Участвовать в процессе обучения в соответствии со своими возможностями.
- Формирование мотивации к обучению.
- Знать и выполнять правила учебного поведения.
- Способность критически оценивать свои поступки и окружающих.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях:
- Уметь работать в группе сверстников: принимать и оказывать помощь,
адекватно высказывать свое мнение и выслушивать чужое.
- Адекватно оценивать свою работу и работу других.
- Уметь сотрудничать со взрослыми: принимать помощь, адекватно общаться
и реагировать на замечания.
Проявлять
в
отношениях
со
взрослыми
и
сверстниками
доброжелательность, отзывчивость, сопереживание.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств:
- Уметь различать понятия «красивое» и «некрасивое»: опрятно-неопрятно,
вредные привычки-здоровый образ жизни, вежливо-невежливо, нормы
поведения.
- Развитие этических чувств, доброжелательности.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям:
- Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
- Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях, занимается
творчеством.
- Бережное отношение к результатам своего и чужого труда, школьному и
личному имуществу.
- Знать и соблюдать правила дорожного движения и пожарной безопасности,
личной безопасности.

5

Предметные результаты освоения программы определяет два уровня:
минимальный
достаточный.
Достаточный уровень не является обязательным.
Предметные результаты освоения с учетом особенностей и возможностей
обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни
усвоения предметных результатов по предмету
«Мир природы и человека» в 4 классе
Уровень освоения предметных результатов
Минимальный уровень
Достаточный уровень
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе
и обществе;
- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости
его выполнения;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной
жизни;
- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
- составление повествовательного или описательного рассказа из 2-3
предложений об изученных объектах по предложенному плану;(с
направляющей помощью учителя)
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях;
- адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия; различать
культурные и дикорастущие цветковые растения;
- правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена
растений, используемых в быту;
- различать домашних и диких животных и птиц, описывать их повадки,
образ жизни, определять их значение в жизни человека;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями,
происходящими в живой природе;
- определять время года, описывать его основные признаки; признаки
месяцев, составляющих его;
- особенности жизни растений, животных, человека;
6

- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты,
травы;
- называть наиболее распространённых диких и домашних животных;
- называть и показывать органы человека, объяснять их назначение;
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- знание правил гигиены;
- знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного,
проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и
одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и
ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами
окружающего мира;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;
- готовность к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы
правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, рассказывать об
их использовании человеком;
- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки,
определять их значение в жизни человека;
- бережно относиться к природе и людям;
- соотносить времена года, названия месяцев и их основные признаки,
особенности жизни растений, животных человека в разное время года.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И
ЧЕЛОВЕКА»
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА – 7 ч.
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
7

Простейшие составы почвы, их значение для растений. Способы обработки
почвы: рыхление, полив и т.д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Найти в учебнике
те объекты, которые наблюдали, назвать увиденные объекты, попытаться
определить, какие из них живые, а какие нет.
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ (ВРЕМЕНА ГОДА) – 20 ч.
Выявить причину сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (с
помощью схемы деревьев, данной в учебнике); познакомить с признаками
осени, зимы, весны, лета. Познакомить с месяцами времен года, изменениями
в «жизни» растений. Животных. Познакомить с понятием «листопад». Учить
выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей в разные
времена года. Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на
изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на
смену времен года. Чередование времен года. Закрепление знаний о
названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек
(ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив,
ливень, град, роса, туман.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года.
Дикие и домашние животные в разные времена года.
Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года.
Живая природа -39 ч.
1. Растения.
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и
дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.
Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница,
овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни
человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист,
колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
2. Животные.
Домашние животные: лошадь, овца, свинья, корова. Разведение человеком
домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних
животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о
потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с
домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.
8

Насекомые-вредители.
.
3. Человек.
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и
отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о
чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и
исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
ПОВТОРЕНИЕ – 2 ч.
Закрепить понятия живой и неживой природы, их признаков. Закрепить
признаки различных времен года, названий месяцев, особенностей
животного и растительного мира в различные времена года.

Формы контроля
1 четверть

Вид деятельности
Входная контрольная
работа

Тема

Форма контроля
Тест

2 четверть

Проверочная работа Растения
№1

Тест

3 четверть

Проверочная
работа
№2
Проверочная
работа
№3
Промежуточная
аттестация

Животные

Тест

Человек

Тест

За год

тест

4 четверть

Учебно - тематический план
№ п/п
1.

Разделы

Количество часов
9

2.

Изменения в природе
Неживая природа.

3.

Живая природа. Растения.

16

4.

Изменения в природе зимой

4

5.

Живая природа. Животные.

12

6.

Изменения в природе весной

4

7.

Живая природа. Насекомые

3

8.

Живая природа. Человек.

8

9.

Изменения в природе летом

3

10.

Повторение.

2

Итого

68

7

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА 4 КЛАСС
№ урока в
курсе

№ урока в
теме

Тема урока

Дата
план

факт

1 четверть

Изменения в природе - 9ч.
1

1

Знакомство с учебником.
Времена года. Признаки времен года.

2

2

Солнце в разные времена года.

3

3

4

4

Наблюдения за высотой солнца над
горизонтом осенью. Направление солнечных
лучей. Количество тепла и света. Экскурсия.
Изменение продолжительности дня и
ночи. Долгота дня в разные времена года
Состояние неживой природы: облачность,
туман, небольшой дождь. Наблюдение за
погодой. Устное описание погоды.

5

5

Наблюдения за растениями сада, леса
осенью (Яблоня, вишня, липа, орешник.)

6

6

7

7

Домашние животные. Подготовка к зимнему
периоду.
Входная контрольная работа

8

8

9

9

Дикие животные. Подготовка к зимнему
периоду.
Труд людей осенью. Осенние работы в саду,
огороде.
Неживая природа- 7 ч

10

1

Неживая природа.

11

2

12

3

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Экскурсия
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

13

4

14

5

15

6

16

7

Простейшие составы почвы, их значение для
растений.
Способы обработки почвы: рыхление, полив
и т.д.
Формы поверхности Земли: равнины,
низменности.
Формы поверхности Земли: холмы, горы.

17

1

18

2

19

3

20

4

2 четверть
Живая природа. Растения. – 16ч
Деревья сада, леса в зимнее время года.
Экскурсия
Растения. Части растений (корень, стебель,
ствол, ветки, почки, листья, цветки).
Сравнение и распознавание растений по их
признакам (деревья, кустарники, травы).
Растения огорода

21

5

Растения леса.

10

Однолетние и многолетние растения.

22

6

23

7

Лес. Лиственные и хвойные деревья

24

8

25

9

26

10

27

11

Растения культурные и дикорастущие (по 2-3
наиболее распространенных).
Проверочная работа № 1по теме
«Растения»
Работа над ошибками. Лекарственные
растения: календула, зверобой.
Редкие растения и их охрана

28

12

Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др

29

13

30

14

31

15

32

16

Строение полевых растений: корень,
стебель-соломина, лист, колос, метелка
Растения сада. Фруктовые деревья (внешний
вид, плоды).
Растения
сада.
Ягодные
кустарники
(внешний вид, плоды).
Повторение пройденного материала. Живая
природа. Растения.
3 четверть
Изменения в природе зимой- 4 ч

33

1

Зима

34

2

Растения зимой

35

3

Животные зимой

36

4

Труд людей зимой
Живая природа. Животные – 12 ч

37

1

Живая природа. Животные

38

2

Домашние животные

39

3

40

4

Домашнее животное:
питание, детеныши,
животным).
Домашнее животное:
питание, детеныши,
животным).

41

5

Домашние животные: лошади и овца

42

6

43

7

Разведение человеком домашних животных,
уход за ними.
Домашние птицы: курица, гусь, утка.

44

8

45

9

Внешний вид, повадки, забота о потомстве.
Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь

46

10

Внешний вид, образ жизни. Сравнение с

свинья (внешний вид,
уход за домашним
корова (внешний вид,
уход за домашним

11

домашними уткой и гусем.
Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья
сада; охрана птиц.
Экскурсия
Проверочная работа № 2 по теме
«Животные»
Изменения в природе весной- 4 ч

47

11

48

12

49

1

Весна

50

2

Растения весной

51

3

Животные весной

52

4

Труд людей весной
Живая природа. Насекомые -3ч
Насекомые. Внешний вид, образ жизни,
питание.
Полезные
насекомые
и насекомыевредители.
Разведение и использование человеком
пчел. Пасека.
4 четверть
Живая природа. Человек- 8 ч.

53

1

54

2

55

3

56

1

Живая природа. Человек. Тело человека

57

2

Органы человека

58

3

Голова и мозг человека.

59

4

Профилактика травматизма головного мозга

60

5

61

6

62

7

63

8

Режим дня. Предупреждение перегрузок,
правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на
здоровье человека.
Экскурсия
Забота человека о чистоте воды, воздуха,
забота о земле.
Проверочная работа № 3 по теме
«Человек»
Изменения в природе летом -3 ч

64

1

Лето. Занятия людей летом

65

2

Промежуточная аттестация

66

3

Растения и животные летом

Повторение – 2 ч
67

1

Повторение пройденного материала по теме
«Изменения в природе»

12

68

2

Повторение пройденного материала по теме
«Неживая и живая природа»

Материально-технические средства для реализации программы
Мир природы и человека. 4 класс. Учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2
ч./ [Н. Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова и др. ] М.: Просвещение
•

•
•
•
•
•

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Подготовительный класс. 1-4 классы. (А.А. Айдорбекова, В.М. Белов, В.В.
Воронкова и др).- 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. под редакцией В. В.
Воронковой;
Магнитная доска
Персональный компьютер
Ксерокс
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».