РП_Рисование(ИЗО) 4 кл(ИН)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики
Администрации Талицкого муниципального округа
МКОУ "Кузнецовская СОШ"

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом

Заместитель директора по УР

и. о. директора

________________________

________________________

Протокол № 1
от «28» августа 2025 г.

Феденева Д. В.
Зобнина Т. В.
Приказ № 2808-1
Приказ № 2808-1
от «28» августа 2025 г.
от «28» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

«Рисование»
на 2025-2026 гг.
для 4 класса
Вариант 1
кол-во часов в неделю - 2; кол-во часов в год - 68

п. Кузнецовский, 2025

1

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (Изобразительное
искусство)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с нарушением интеллекта (далее
ФАООП УО, вариант (1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и адресована обучающимся с нарушением
интеллекта с учетом реализации особых образовательных потребностей.
Учебный предмет «Рисование (Изобразительное искусство)» относится к
предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Рисование
(Изобразительное искусство)» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет
68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование (Изобразительное искусство)».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к
художественной культуре и обучении умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и
специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке,
аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета
предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в
рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими
навыками в повседневной жизни.
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (Изобразительное
искусство)» в 4 классе определяет следующие задачи:
‒
развитие восприятия цвета предметов и явлений в окружающей природной
среде и формирование у детей умений фиксировать у детей умений фиксировать
полученные
при
наблюдении
впечатления
цветными
ахроматическими
художественными материалами;
‒
формирование умений анализировать форму и строение (конструкционные
особенности) объекта наблюдения, видеть его целостно и различать пропорции,
рассматривать объект аналитически, выделяя его части, и изображать его правдиво;
‒
обучение некоторым правилам работы над композицией в практической
деятельности;
‒
обучение восприятию некоторых произведений изобразительного искусства,
сопутствующих теме определенного занятия, и произведений декоративно-прикладного
искусства, являющихся темой занятия.
I. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 4 КЛАСС
Содержание программы отражено в пяти разделах: "Подготовительный период
обучения", "Обучение композиционной деятельности", "Развитие умений воспринимать
и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию"; "Развитие восприятия цвета
предметов и формирование умения передавать его в живописи", "Обучение восприятию
произведений искусства".
Программой предусматриваются следующие виды работы:
2

• рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти,
представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему,
декоративное рисование.
• лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или
по образцу, по памяти, воображению, лепка на тему, лепка декоративной
композиции;
• выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на
изобразительной поверхности ("подвижная аппликация") и с фиксацией деталей на
изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,
представлению, воображению, выполнение предметной, сюжетной и декоративной
аппликации;
• проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины
художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и
декоративно-прикладного искусства.
1. Подготовительный период обучения.
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства;
правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила
организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе
изобразительной деятельности; правила их хранения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и
пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать
изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения,
осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических
фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение
в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и
кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка
произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и
ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке,
выполнении аппликации, рисовании):
• Приемы лепки:
⎯ отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
⎯ размазывание по картону;
⎯ скатывание, раскатывание, сплющивание;
⎯ примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
• Приемы работы с "подвижной аппликацией" для развития целостного восприятия
объекта при подготовке обучающихся к рисованию:
⎯ складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
⎯ совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком
геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
⎯ расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в
соответствующих пространственных положениях;
⎯ составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на
плоскости листа.
3

• Приемы выполнения аппликации из бумаги:
⎯ приемы работы ножницами;
⎯ раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в
соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа
от ..., слева от ..., посередине;
⎯ приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с
помощью пластилина;
⎯ приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с
помощью клея.
• Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
⎯ рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее
расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);
⎯ рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых
вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование
дугообразных, спиралеобразных линии, линий замкнутого контура (круг, овал).
Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий
(по образцу);
⎯ рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима
на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных
форм (по образцу);
⎯ штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы
штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде
сеточки);
⎯ рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
• Приемы работы красками:
⎯ приемы рисования руками: точечное рисование пальцами, линейное рисование
пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
⎯ приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой
бумагой, трубочкой;
⎯ приемы кистевого письма: примакивание кистью, наращивание массы; рисование
сухой кистью; рисование по мокрому листу.
• Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
⎯ правила обведения шаблонов;
⎯ обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм,
букв, цифр.
2. Обучение композиционной деятельности:
Понятие "композиция". Элементарные приемы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции.
Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционной
центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с
параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при
использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта,
ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в композиции.
4

Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и
высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и
светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и
декоративном рисовании.
3. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию.
Формирование понятий: "предмет", "форма", "фигура", "силуэт", "деталь", "часть",
"элемент", "объем", "пропорции", "конструкция", "узор", "орнамент", "скульптура",
"барельеф", "симметрия", "аппликация".
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические
фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов
на плоскости и в пространстве.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для
передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных
деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей,
вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по
контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов,
рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе,
замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный,
геральдический. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге,
треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование
элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в
лепке, аппликации, рисунке.
4. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
рисунке с помощью красок:
Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись".
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и
холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на
палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темнозеленый).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок
в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при
создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание кистью;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись
(лессировка).
5

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с
натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
5. Обучение восприятию произведений искусства:
• Примерные темы бесед:
"Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников,
скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров".
"Виды изобразительного искусства". Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусства, архитектура, дизайн.
"Как и о чем создаются картины" Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина.
Какие материалы использует художник (краски, карандаши). Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики.
Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю.
Васнецов, В. Конашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В.
Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин.
"Как и о чем создаются скульптуры". Скульптурные изображения (статуя, бюст,
статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор
(мрамор, гранит, глина, пластилин). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека,
животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения
скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушин, В. Мухина.
"Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства".
Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов
быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с
учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская,
городецкая, гжельская, жостовская роспись).
II.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РИСОВАНИЕ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)» 4 КЛАСС
Личностные:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
− знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойств
назначения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
− знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы
предмета;
− знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка»,
«линия», «штриховка», «пятно»;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
− знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
− уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой
работы;
− следовать при выполнении работы инструкциям педагогического работника;
− владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание)
и аппликации (вырезание и наклеивание);
− рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;
− применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
− ориентироваться в пространстве листа;
− размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с
параметрами изобразительной поверхности;
− адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности
цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета.
Достаточный уровень
− знать названия жанров изобразительного искусства;
− знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель,
Хохлома и др.);
− знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании,
лепке и аппликации;
− знать и применять выразительные средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно»,
«цвет», объем и др.;
7

− знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,

стилизации формы предмета и др.;
− знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
− знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
− находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах
учебника, рабочей тетради;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
− оценивать
результаты
собственной
изобразительной
деятельности
и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все
признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;
− различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, семье и обществу;
− различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
− различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.

Система оценки достижений 4 класс
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
−0 баллов - нет фиксируемой динамики;
−1 балл - минимальная динамика;
−2 балла - удовлетворительная динамика;
−3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов оцениваются
по результатам выполнения
практических заданий.
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
Оценка «4» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но
обучающийся допускает неточности в выполнении работы.
Оценка «3» - выставляется, за неточности в выполнении работы (восприятия
формы, конструкции, величины, цвета предметов) и, если работа требует корректировки
со стороны учителя.
Оценка «2» - не ставится.

8

III.
№
п/п

1.
2.
3.
4.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
Название раздела, темы

Количество
часов

«Обучение композиционной деятельности»
«Развитие у обучающихся умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорции и
конструкцию»
«Обучение восприятию произведений искусства»
«Развитие у обучающихся восприятия цвета,
предметов и формирование умений переливать его в
живописи»
Итого:

15
18

IV.
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Контро
льные
работы

15
20
68

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока

«Дети собирают грибы». Аппликация
«Дети собирают грибы». Аппликация
Рисование симметричных форм
Рисование симметричных форм
«Листья осенью». Рисование
«Листья осенью». Рисование
Аппликация «Листья березы»
Аппликация «Листья березы»
Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование.
Украшение сосудов орнаментом (узором)
Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование.
Украшение сосудов орнаментом (узором)
Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование.
Украшение сосудов орнаментом (узором)
Что изображают художники? Как они изображают?
Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках
и их картинах
Что изображают художники? Как они изображают?
Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках
и их картинах
Знакомство с пейзажем. Рисование картины
Знакомство с пейзажем. Рисование картины
Знакомство с пейзажем. Рисование картины
Знакомство с пейзажем. Рисование картины
Рисование постановочного натюрморта
Рисование постановочного натюрморта
Рисование постановочного натюрморта

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

9

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

Рисование постановочного натюрморта
Рисование постановочного натюрморта
Что изображают художники? Как художник работает
над портретом человека? Беседа о художниках и их
картинах
Что изображают художники? Как художник работает
над портретом человека? Беседа о художниках и их
картинах
Автопортрет. Лепка.
Автопортрет. Лепка.
Автопортрет. Лепка.
Автопортрет. Лепка
Автопортрет. Рисование
Автопортрет. Рисование
Автопортрет. Рисование
Автопортрет. Рисование
Рисование новогодней открытки
Рисование новогодней открытки
Рисование новогодней открытки
Рисование новогодней открытки
Художники о тех, кто защищает Родину. Щит и меч
Художники о тех, кто защищает Родину. Щит и меч
Художники о тех, кто защищает Родину. Щит и меч
Художники о тех, кто защищает Родину. Щит и меч
Нарисуй шлем, щит, копье. Или самого богатыря.
Нарисуй шлем, щит, копье. Или самого богатыря.
Доброе и злое в сказках. Показ в рисунках
Доброе и злое в сказках. Показ в рисунках
Беседа о художниках и их картинах. Художники,
которые рисуют море
Беседа о художниках и их картинах. Художники,
которые рисуют море
Рисование «Море»
Рисование «Море»
Школьные соревнования в беге. Лепка
Школьные соревнования в беге. Лепка
Беседа. Народное искусство. Гжель
Беседа. Народное искусство. Гжель
Беседа. Народное искусство. Гжель
Украшать изображение росписью. Роспись вазы
Украшать изображение росписью. Роспись вазы
Украшать изображение росписью. Роспись вазы
Беседа улицы города. Люди на улице города
Беседа улицы города. Люди на улице города
Беседа улицы города. Люди на улице города

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10

60
61
62
63
64
65
66
67
68

Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета
Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета
Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета
Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета. Рисование
картины о лете
Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета. Рисование
картины о лете
Рисование венка из цветов и колосьев
Рисование венка из цветов и колосьев
Рисование венка из цветов и колосьев
Рисование венка из цветов и колосьев. Обобщающий
урок.
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».