МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики
Администрации Талицкого муниципального округа
«МКОУ Кузнецовская СОШ»
РАССМОТРЕНО
Педагогическим
советом
Протокол № 1
от «28» августа
2025 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
УР
________________________
Феденева Д.В.
Приказ № 2808-1
от «28» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
и.о. директора
________________________
Зобнина Т.В.
Приказ № 2808-1
от «28» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Практикум по русскому языку»
для обучающихся
11 класса
17 учебных часов
п. Кузнецовский 2025
Пояснительная записка
Элективный учебный предмет «Практикум по по русскому языку» предназначен для
обучающихся 11-х классов и рассчитан на 17 часов. Элективный учебный предмет имеет
практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в
11 классе.
Актуальность
Данный элективный учебный предмет учитывает новые условия проведения ЕГЭ по
русскому языку, в нём подробно разбираются 1-26 задания демонстрационного варианта
ЕГЭ, даются подробные методические рекомендации для выполнения каждого задания,
акцентируется внимание на трудных случаях.
«Практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку» способствует психологической
адаптации обучающихся на экзамене, позволяет выпускникам легко ориентироваться в
экзаменационной работе, знакомит с правильным оформлением ответов на бланках.
Особенностью данного элективного учебного предмета является то, что он акцентирует
внимание на всех без исключения заданиях первой части экзаменационной работы, а
также на наиболее характерных ошибках, особенно сложных случаях орфографии,
пунктуации, стилистики.
Большая часть времени каждого занятия отводится практической работе.
Элективный учебный предмет «Практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку»
призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные обучающимися в процессе
изучения русского языка.
Цель: подготовить обучающихся к успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Задачи:
- помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав
полученные ими сведения о русском языке;
- упорядочить процесс обучения путём алгоритмизации всех правил: орфографических,
пунктуационных, речевых;
- дать обучающимся возможность объективно оценить свои знания по предмету;
- опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
Основные принципы
Общие концептуальные подходы предполагают реализацию системы принципов в
построении модели экзамена:
• принцип содержательной и структурной валидности;
• принцип объективности;
• принцип соответствия формы задания проверяемому элементу и т.д.;
• принцип преемственности основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого
государственного экзамена (ЕГЭ;
• принцип учёта возрастных особенностей учащихся;
• принцип соответствия содержания экзамена общим целям современного
образования; принцип научности и т.д.
Методы и формы работы:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
- работа в парах;
- индивидуальная работа.
Планируемые результаты освоения обучающимися учебного материала по курсу:
Данный элективный учебный предмет позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ,
объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и
оценить их структуру и содержание; повысить свою речевую культуру, совершенствовать
орфографическую и пунктуационную грамотность и успешно сдать ЕГЭ по русскому
языку.
Обучающиеся должны уметь:
•
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов;
•
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки
зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
•
Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения
языковых норм;
•
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических,
разговорных и художественных текстов.
•
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы;
•
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в
собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
•
Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка.
Краткое пояснение логики структуры программы и особенностей организации
учебного предмета по курсу
Структура и содержание программы предполагают, что обучающиеся должны овладеть
практическими навыками выполнения тестовой работы, а также навыками
самостоятельного анализа предложенного текста. На каждом занятии теоретический
материал подаётся в виде блоков, схем, таблиц. Подобная подача материала способствует
максимальной наглядности, систематизации знаний и интеграции изученного не только по
отдельно взятой изученной теме, но и по всему курсу русского языка. Предлагается
логически выстроенная последовательность действий, необходимых для выбора
правильного ответа, данная в алгоритме. Рассматриваются типичные ошибки, которые
допускают выпускники при выполнении заданий. Проводится тренинг (упражнения
подбираются из открытого банка заданий). По каждой теме курса проводится зачёт,
который поможет выявить пробелы в знаниях и скорректировать самостоятельную работу
по устранению ошибок. Итоговая работа позволит оценить уровень подготовки к
экзамену. Для текущего и итогового контроля используются материалы в форме типовых
заданий ЕГЭ по русскому языку (с сайта http://fipi.ru/ «Открытый банк заданий»).
Содержание
Введение
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с демоверсией, кодификатором и
спецификацией ЕГЭ. Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку.
Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Речь. Выразительность русской речи
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические
обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Средства связи предложений
в тексте (лексические, морфологические, синтаксические).
Языковые средства выразительности. Выразительные средства фонетики,
словообразования, лексики и фразеологии, грамматики.
Языковые нормы
Орфоэпические нормы.
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Паронимы.
Грамматические нормы (морфологические нормы).
Нормативное употребление и употребление падежных форм имён числительных.
Склонение имён числительных, обозначающих целые числа. Нормативное употребление
собирательных числительных. Нормативное употребление числительных ОБА, ОБЕ.
Нормативное употребление сравнительной и превосходной степени имён прилагательных.
Нормативное употребление глагольных форм.
Нормативное образование форм родительного падежа множественного числа имён
существительных.
Грамматические нормы (синтаксические нормы).
Построение предложений с однородными членами. Нормативное употребление
деепричастных оборотов. Употребление в предложении имён собственных. Построение
предложений с производными предлогами. Построение предложений при цитировании.
Построение сложноподчинённых предложений, начинающихся со слов «те, кто…», «все,
кто …».
Орфография
Правописание корней
Правописание гласных в корне. Непроверяемые безударные гласные в корне.
Проверяемые безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне.
Правописание приставок.
Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на З и С. Приставки ПРИ- и ПРЕ-.
Гласные И,Ы после приставок.
Разделительные Ъ и Ь знаки.
Правописание суффиксов различных частей речи.
Правописание суффиксов имён прилагательных (-ИВ-, -ЕВ-; -ЛИВ-, -ЧИВ- и др.).
Правописание суффиксов имён существительных (-ЕЦ-,-ИЦ-; _ИЧК-, -ЕЧК-; -ИК-, -ЕК- и
др.).
Правописание глагольных суффиксов (-ИВА-, -ЫВА-; -ЕВА-, -ОВА-, Е,И перед ударным
суффиксам –ВА-)
Правописание –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. –Н- и –НН- в суффиксах имён
прилагательных, образованных от имён существительных. –Н- и –НН- в суффиксах
отглагольных прилагательных и полных страдательных причастий. –Н- и –НН- в кратких
страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных. –Н- и –НН- в
суффиксах имён существительных и наречиях, образованных от причастий и
отглагольных прилагательных.
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Правописание личных окончаний глаголов. Правописание суффиксов причастий.
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. Слитное и раздельное
написание НЕ с прилагательными. Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами.
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. Слитное и раздельное
написание НЕ с деепричастиями и причастиями. Слитное и раздельное написание НЕ с
наречиями. Употребление частицы НЕ и частицы НИ. Правописание отрицательных
местоимений и наречий
Слитное, дефисное написание слов различных частей речи
Правописание производных предлогов, союзов, наречий.
Пунктуация
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом
осложнённом предложении (при однородных членах предложения, при обособленных
определениях, приложениях, обстоятельствах,
при сравнительных оборотах, при
уточняющих членах предложения). Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания
при цитировании и прямой речи. Знаки препинания в сложном предложении
(сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном). Знаки препинания в сложном
предложении с союзной и бессоюзной связью.
Учебно-тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
Тема
Введение
Речь. Выразительность русской речи
Языковые нормы
Орфография
Пунктуация
Количество часов
1
3
3
6
4
17
Поурочное планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема
Введение
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с демоверсией,
кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Система оценивания
экзаменационной работы по русскому языку. Обучение заполнению
бланков ЕГЭ
Речь. Выразительность русской речи
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная
целостность текста. Информационная обработка письменных текстов
различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и
употреблению
Средства связи предложений в тексте. Языковые средства
выразительности
Языковые нормы
Лексические нормы. Паронимы и их лексическая сочетаемость
Орфоэпические нормы
Грамматические нормы (морфологические и синтаксические нормы)
Орфография
Правописание корней и приставок
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н/-НН-)
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
Правописание НЕ и НИ
Слитное, дефисное написание слов различных частей речи
Пунктуация
Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с
однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом
предложении и простом предложении с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
(определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями).
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки
препинания в сложном предложении с разными видами связи
Итоговый контроль. Тестирование
Информационное обеспечение
1. http://fipi.ru/
2. http://uchimcauchitca.blogspot.com.tr/
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1