МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики
Администрации Талицкого муниципального округа
«МКОУ Кузнецовская СОШ»
РАССМОТРЕНО
Педагогическим
советом
Протокол № 1
от «28» августа
2025 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
УР
________________________
Феденева Д.В.
Приказ № 2808-1
от «28» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
и.о. директора
________________________
Зобнина Т.В.
Приказ № 2808-1
от «28» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Готовимся к сочинению»
для обучающихся 11 класса
17 учебных часов
п. Кузнецовский 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика элективного курса
Анализ результатов ЕГЭ (части С) и анализ итоговых сочинений показал,
что наиболее типичные ошибки в работах выпускников связаны с неумением:
-понимать информацию, заложенную в тексте;
-ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли,
-аргументировано доказывать свою позицию,
-с недостаточным уровнем функциональной грамотности школьников по
русскому языку и литературе.
Элективный курс учит развивать мысль на избранную тему, формирует
литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и
волнует. Работа над сочинением приобщает учащегося к творчеству, позволяет
выразить свою позицию, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего,
должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку
сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и
грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои
мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это
необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку говорится, что часть С небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только
подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме
того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим
предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинениерассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем
современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в
каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни
самореализовывался.
Цели данного элективного курса:
• - подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку,
• Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе;
• - развитие творческих способностей личности;
• -развитие логического мышления;
• -развитие связной монологической речи;
• - овладение учащимися свободной письменной речью;
Задачи элективного курса:
• помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к
выполнению задания части С на ЕГЭ:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное
высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
• - формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения
письменной речью;
• - совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и
анализировать общее содержание текстов разных функциональных
стилей;
• - совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме
своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте
проблем, свои оценки фактов и явлений;
• - формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично
вводить их в текст.
• -привитие способности к самостоятельной деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов.
Планируемые результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
себе, к своему здоровью, к познанию себя:
• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
• готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
• готовность
и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами
гражданского
общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью;
• принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
• неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
•
России как к Родине (Отечеству):
• российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
• уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
• формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
• воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
• гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
• признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и
политическая грамотность;
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
• интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
• готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности;
• приверженность
идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
• готовность обучающихся
противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
• способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
• формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
• экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
• эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье
и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
• положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к
труду, в сфере социально-экономических отношений:
• уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
• потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
• готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:
• физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
• оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
• выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
3. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник
научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
•
у обучающихся должны сформироваться навыки творческого письма;
•
навыки конструирования текста типа рассуждения как на основе
исходного текста, так и по заданной теме;
•
- развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст,
создавать свое высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь
отслеживать основную мысль, формулировать проблему, выстраивать
композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и типа речи;
•
знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинениярассуждения,
уметь
применять
такие
коммуникативные
умения:
интерпретировать содержание исходного текста или формулировку темы;
•
уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной
форме
•
выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением
языковых норм;
•
уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий
требованиям к сочинению-рассуждению;
•
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их;
•
владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение
всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных
сферах, жанрах и ситуациях общения;
•
у обучающихся будут сформированы навыки творческого письма,
навыки конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного
текста, так и по заданной теме
ученик научится понимать и интерпретировать прочитанный текст,
создавать свое высказывание, высказывание в соответствии с темой,
уметь отслеживать основную мысль, формулировать проблему,
выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и
типа речи.
•
будет знать теоретические сведения о структуре и компонентах
сочинения- рассуждения, уметь применять следующие коммуникативные
умения: интерпретировать содержание исходного текста или
формулировку темы
будет уметь последовательно,
письменной и устной форме
•
логично
выражать
мысли
в
будет свои мысли грамотно, последовательно, связно, с
соблюдением языковых норм
•
уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий
требованиям к сочинению-рассуждению
•
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их
•
научится владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей
овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры
устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании
языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Часы
Формы контроля
учебного
Раздел, тема
результата
занятия
1
1
Сочинение как вид
экзаменационной работы.
Критерии оценивания.
Вступление и заключение.
2
1
Виды вступлений и
заключений.
3
Особенности композиции
1
Практическая работа
сочинения-рассуждения.
Изобразительно4
1
выразительные средства.
5
Создание текста сочинения1
Практическая работа
рассуждения.
Учимся создавать
6
1
Написание сочинения
целостный текст сочинения
7
1
Учимся создавать
Написание сочинения
целостный текст
сочинения
8
Написание сочинения
Учимся создавать
1
целостный текст сочинения
9
Анализ созданного текста.
1
10 Сочинение-рассуждение по
1
Написание сочинения
направлениям
•
11
12
13
Анализ сочинения –
рассуждения
Часть 2 ЕГЭ. Первая часть
сочинения. Учимся
определять проблему.
Способы формулировки
проблемы. Комментируем
проблему. Формулируем
позицию автора.
1
1
1
Практическая работа
14
15
16
17
Работаем с
публицистическим текстом.
Работаем с художественным
текстом.
Самостоятельная работа.
Создание первой части
сочинения.
Вторая часть сочинения.
Формулировка собственного
отношения к проблеме.
Учимся создавать
целостный текст сочинения.
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Написание сочинения
Универсальный список литературы
1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»,
«Дубровский»,«Выстрел»
2. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
3. Ю.Яковлев «Багульник», «Вратарь», «Рыцарь Вася»
4. Б.Екимов «Ночь исцеления»
5. А.Алексин «Раздел имущества», «Безумная Евдокия», «Домашний
совет», «А темвременем где-то», «Звоните и приезжайте»
6. Г.Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»
7. В.Короленко «В дурном обществе»
8. А.Куприн «Чудесный доктор», «Олеся»
9. В. Распутин «Уроки французского»
10. К.Паустовский «Телеграмма», «Старый повар»
11. В.Железников «Чучело»
12. А.Грин «Алые паруса», «Зеленая лампа»
13. М.Горький «Старуха Изергиль», «Детство»
14. В.Астафьев «Конь с розовой гривой»
15. А.Платонов «Юшка»
16. Г.Горин «Ёжик»
17. В.Катаев «Сын полка»
18. Джек Лондон «Сердца трёх», «Любовь к жизни»
19. О. Генри «Дары волхвов», «Последний лист»
20. В. Гаршин «Сигнал»
21. Т.Ломбина «У каждого своё счастье»
22. А. Солженицын «Матрёнин двор»
23. В.Крапивин «Звёзды под дождём»
24. В. Каверин «Два капитана»
25. Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика
написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителейсловесников. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.
2. Долинина Т.А.. ЕГЭ по русскому языку. 10-11 классы. Учимся
аргументировать собственное мнение по проблеме. Сборник
дидактических материалов. ГОУ ДПО «ИРРО», 2009
3.
Долинина Т.А.
Как
написать
сочинение на
ЕГЭ.
Алгоритм подготовки к части С.
4.
Скворцова К., Беляева О. Итоговое сочинение на 5 из 5.
5. ФИПИ, Рекомендации