МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Талицкого городского округа МКОУ "Кузнецовская СОШ" СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УР и.о. директора ________________________ ________________________ Феденева Д.В. Приказ № 184-а от «30» августа2023 г. Зобнина Т.В. Приказ № 184-а от «30» августа2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родная (русская) литература» для обучающихся 10 – 11 классов п. Кузнецовский 2023 Пояснительная записка Рабочая программа по родной литературе ориентирована на учащихся 10-11 класса. Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются: • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования; • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования»; • «Концепция преподавания русского языка и литературы», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016г. № 637; • «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ», утвержденной Правительством РФ от 03.06.2017 г. №1155; • Перечень «100 книг по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо МО и науки РФ от 16.01.2013г. № НТ-41/08); • Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552\03 по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС; На изучение родной (русской) литературы в 10 классе отводится 16 часов, то есть 0.5 часа в неделю, в 11 классе – 16 часов по 0,5 часов в неделю. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русской литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на изучение русской литературы как родной для обучающихся, достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русской литературе. Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по родной (русской) литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, содержание учебного предмета «Родная литература». В то же время цели курса родной (русской) литературы в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса. Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная литература». Цели изучения родной литературы • последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы; • освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений; • развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления; • овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более интеллектуальному осмыслению художественного текста; глубокому эмоциональному переживанию и • формирование потребности и способности выражения себя в слове. В цели предмета «Родная литература» входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской культуры, что способствует формированию и воспитанию личности. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре). Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках. Изучение родной литературы в школе решает следующие образовательные задачи: • осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа; • формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.; • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражѐнную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам; • формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни; • воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своѐ мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развѐрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера; • воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие этнокультурные традиции; • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; • формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа; • обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации; • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; • формирование у школьника стремления сознательно планировать ематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Родная (русская) литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению стилистически окрашенной русской речью. В качестве ведущих форм работы с охватом всех вышеобозначенных целей настоящая рабочая программа предусматривает общеклассную, групповую, парную и индивидуальную работу учащихся на уроке. Рабочая программа включает: планируемые предметные результаты освоения родного языка в 10 классе, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование.. В рабочей программе используются следующие оценочные процедуры: практические, проверочные, зачетные, тестовые, контрольные работы, сочинения разных жанров. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)» Планируемые личностные результаты: – формирование российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; –готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; – бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности. Планируемые метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; –менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами); – подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Планируемые предметные результаты Обучающийся на базовом уровне научится: – демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; – понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; – осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; – обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа; – навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции; – в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: ➢ обосновывать выбор художественного произведения для анализа, ➢ приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); ➢ использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; ➢ давать объективное изложение текста, характеризуя произведение, ➢ выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; ➢ анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; ➢ определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; ➢ анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); ➢ анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); – осуществлять следующую продуктивную деятельность: ➢ давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); ➢ выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться: – давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); – анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; – анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); – анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)» В рабочей программе по учебному предмету «Родная литература (русская)» предложен модульный принцип формирования рабочей программы: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале. Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные историей России, ее культурой и традициями: Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10 класс Проблемно-тематический блок «Личность»: И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего человека». Проблемно-тематический блок «Личность и семья»: А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии. И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевные переживания юного героя. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего быта. А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Семейные и родственные отношения в комедии. Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе. Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»: И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе. Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»: И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. Контакты разных слоев русского населения Сибири с местными жителями. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского. В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору общества в рассказе. Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»: Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа. 11 класс Проблемно-тематический блок «Личность»: А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». Нравственное воззвание к читателю. М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности. Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе. Проблемно-тематический блок «Личность и семья»: Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям, образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести. В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ Машеньки как символ далекой родины. Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры». Народная правда военного времени в романе, история деревни Пекашино как олицетворение мужества простого русского народа в военные времена, душевная красота членов семей Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых. А.Н. Арбузов. «Жестокие игры». Нравственная проблематика пьесы, ответственность людей за тех, кто рядом. Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»: И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе. А.Н. Островский. «Как закалялась сталь». Отражение событий эпохи Гражданской войны, особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского. Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести, гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести. В.С. Маканин. «Кавказский пленный». Человек и государственная система в рассказе, проблема межнациональных отношений. З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и государственные законы в романе, тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений, система пространственных образов как отражение эволюции главного героя Саши Тишина. Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»: Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи». Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова. А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в научнофантастическом романе. Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная цивилизация в рассказе, опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице. Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»: И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности русской эмиграции. Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей». Раскрытие в дилогии роли личности в истории, судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском, образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романах. В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия периода раскулачивания в рассказе. Тематическое планирование курса Родная ( русская) литература 10 класс (16 часов) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12. 13 14 15 16 Тема урока Количест во часов «Личность» - 2ч. Тема «лишнего человека» в рассказе И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда». 1 Приём самоиронии в рассказе И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда». 1 «Личность и семья» - 6ч. А.Н. Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии. Образ Мишеньки Бальзаминова в комедии. А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Драматические обстоятельства в судьбе автора в период написания комедии. Семейные и родственные отношения в комедии «Свадьба Кречинского». Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе. История жизни Ивана Ильича - «история самая простая и обыкновенная и самая ужасная». Герасим в повести как образ, продолжающий галерею толстовских персонажей из народа. «Личность – общество – государство» - 3 ч. И.С. Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе. Образ главного героя романа. Отзывы в критике. Особенности композиции, индивидуальный авторский язык в романе. «Личность – природа – цивилизация» - 3ч. И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского в очерках «Фрегат «Паллада». Отражение сущности современного автору общества в рассказе В.М. Гаршина «Красный цветок». «Личность – история – современность» - 2ч. Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 класс (16 часов) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Тема урока «Личность» -3ч. А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи» как нравственное воззвание к читателю М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал» «Личность и семья» - 4ч. Обращение к вечным ценностям в повести Б.Н. Зайцева «Голубая звезда». Образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести Б.Н. Зайцева «Голубая звезда» Своеобразие конфликта в романе В.В. Набокова «Машенька». Образ Машеньки как символ далекой родины в романе Народная правда военного времени в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры». История деревни Пекашино в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры» как олицетворение мужества простого русского народа в военные времена Нравственная проблематика пьесы А.Н.Арбузова «Жестокие игры». Ответственность людей за тех, кто рядом, в пьесе А.Н. Арбузова «Жестокие игры» «Личность – общество – государство» - 5ч. Русский национальный характер в рассказе И.А. Бунина "Иоанн Рыдалец" Отражение событий эпохи Гражданской войны в романе А.Н. Островского «Как закалялась сталь». Особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского «Как закалялась сталь» Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести. Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести Человек и государственная система в рассказе В.С. Маканина «Кавказский пленный». Проблема межнациональных отношений в рассказе Законы морали и государственные законы в романе З. Прилепина «Санька». Тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений в романе «Личность – история – современность» - 4 ч. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13. И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности русской эмиграции 1 14. Роль личности в истории (дилогия Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей») Судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском 1 15. Трагедия периода раскулачивания в рассказе В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых» 1 16 Зачёт «Основные проблемы и темы русской художественной и публицистической литературы XX-XXI вв.» 1