РП_родная литература (10-11 кл)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ "Кузнецовская СОШ"
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УР

и.о. директора

________________________

________________________

Феденева Д.В.
Приказ № 184-а от «30»
августа2023 г.

Зобнина Т.В.
Приказ № 184-а от «30»
августа2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная (русская) литература»
для обучающихся 10 – 11 классов

п. Кузнецовский 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе ориентирована на учащихся 10-11 класса. Нормативной базой для составления данной
рабочей программы являются:
• Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего(полного) общего образования;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования
и науки от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего
образования»;
• «Концепция преподавания русского языка и литературы», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016г. № 637;
• «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ», утвержденной Правительством РФ от 03.06.2017 г.
№1155;
• Перечень «100 книг по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению»
(письмо МО и науки РФ от 16.01.2013г. № НТ-41/08);
• Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552\03 по оснащению общеобразовательных
учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС;
На изучение родной (русской) литературы в 10 классе отводится 16 часов, то есть 0.5 часа в неделю, в 11 классе – 16 часов по 0,5
часов в неделю.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русской литературы, обязательного для
изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на изучение русской литературы как родной для обучающихся, достижение
результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русской литературе. Программа
устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по родной (русской) литературе на личностном, метапредметном и
предметном уровнях, содержание учебного предмета «Родная литература».

В то же время цели курса родной (русской) литературы в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют
свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса. Программа определяет содержание учебного предмета по годам
обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная
литература».
Цели изучения родной литературы
• последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;
• освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных
произведений;
• развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;
• овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более
интеллектуальному осмыслению художественного текста;

глубокому

эмоциональному переживанию

и

• формирование потребности и способности выражения себя в слове.
В цели предмета «Родная литература» входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской
культуры, что способствует формированию и воспитанию личности. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных
времен, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения,
приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской
позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре).
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение
произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной,
направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного,
сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках.
Изучение родной литературы в школе решает следующие образовательные задачи:
• осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы,
литературы своего народа;
• формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном
автором;

• овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного
текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
• формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отражѐнную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального
осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
• формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
• воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своѐ мнение и оформлять его словесно в
устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развѐрнутые высказывания творческого, аналитического и
интерпретирующего характера;
• воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие этнокультурные традиции;
• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
• формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
• обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;
• осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
• формирование у школьника стремления сознательно планировать ематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и
совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью
целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями
развития учащихся.
Родная (русская) литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и
коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции
слова, овладению стилистически окрашенной русской речью.
В качестве ведущих форм работы с охватом всех вышеобозначенных целей настоящая рабочая программа предусматривает общеклассную,
групповую, парную и индивидуальную работу учащихся на уроке.

Рабочая программа включает: планируемые предметные результаты освоения родного языка в 10 классе, содержание учебного предмета,
календарно-тематическое планирование.. В рабочей программе используются следующие оценочные процедуры: практические,
проверочные, зачетные, тестовые, контрольные работы, сочинения разных жанров.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»
Планируемые личностные результаты:
– формирование российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство
причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
–готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
– бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на
его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами);

– подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
Обучающийся на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие
темы или проблемы;
– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития;
осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
– осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни;
– обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на
основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;
– навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
➢ обосновывать выбор художественного произведения для анализа,
➢ приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
➢ использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и
требующие анализа;
➢ давать объективное изложение текста, характеризуя произведение,
➢ выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и
взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

➢ анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира
произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства
раскрытия и/или развития их характеров;
➢ определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и
коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
➢ анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и
взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие
на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой,
открытым или закрытым финалом);
➢ анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от
того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
➢ давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно
прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
➢ выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации
литературных произведений.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной
библиотеки, исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и
субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией,
историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную
постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
В рабочей программе по учебному предмету «Родная литература (русская)» предложен модульный принцип формирования рабочей
программы: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного

формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом
материале. Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные историей России, ее культурой
и традициями:
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы»,
становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие
начала).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:
И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего человека».
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:
А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в
комедии.
И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевные переживания юного героя. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью
взрослой любви.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего быта.
А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Семейные и родственные отношения в комедии.
Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их
нравственной чистоты. Контакты разных слоев русского населения Сибири с местными жителями. «Русский» путь цивилизации края, его
отличие от европейского.
В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору общества в рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. Влияние христианских заповедей на становление характера
героя рассказа.
11 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». Нравственное воззвание к читателю.
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности.

Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в
рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:
Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям, образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести.
В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ Машеньки как символ далекой родины.
Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры». Народная правда военного времени в романе, история деревни Пекашино как олицетворение мужества
простого русского народа в военные времена, душевная красота членов семей Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых.
А.Н. Арбузов. «Жестокие игры». Нравственная проблематика пьесы, ответственность людей за тех, кто рядом.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе.
А.Н. Островский. «Как закалялась сталь». Отражение событий эпохи Гражданской войны, особенности художественного метода
социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского.
Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести, гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести.
В.С. Маканин. «Кавказский пленный». Человек и государственная система в рассказе, проблема межнациональных отношений.
З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и государственные законы в романе, тема внутреннего мира членов радикальных молодежных
движений,
система пространственных образов как отражение эволюции главного героя Саши Тишина.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек»,
«Стихи». Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова.
А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в научнофантастическом романе.
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная цивилизация в рассказе, опасность для человечества «падения вниз» по
эволюционной лестнице.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности русской эмиграции.
Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей». Раскрытие в дилогии роли личности в истории, судьба
ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском, образ русского интеллигента в эпоху сталинских
репрессий в романах.
В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия периода раскулачивания в рассказе.

Тематическое планирование курса Родная ( русская) литература
10 класс (16 часов)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12.
13
14
15
16

Тема урока

Количест
во
часов

«Личность» - 2ч.
Тема «лишнего человека» в рассказе И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда».
1
Приём самоиронии в рассказе И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда».
1
«Личность и семья» - 6ч.
А.Н. Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и
система образов в комедии.
Образ Мишеньки Бальзаминова в комедии.
А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Драматические обстоятельства в судьбе автора в период написания
комедии.
Семейные и родственные отношения в комедии «Свадьба Кречинского».
Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе. История жизни Ивана Ильича - «история
самая простая и обыкновенная и самая ужасная».
Герасим в повести как образ, продолжающий галерею толстовских персонажей из народа.
«Личность – общество – государство» - 3 ч.
И.С. Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.
Образ главного героя романа. Отзывы в критике.
Особенности композиции, индивидуальный авторский язык в романе.
«Личность – природа – цивилизация» - 3ч.
И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных
народов Сибири, их нравственной чистоты.
«Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского в очерках «Фрегат «Паллада».
Отражение сущности современного автору общества в рассказе В.М. Гаршина «Красный цветок».
«Личность – история – современность» - 2ч.
Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип.
Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11 класс (16 часов)
№
п/п
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Тема урока
«Личность» -3ч.
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи» как нравственное воззвание к читателю
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения
личности
Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе Ю.П. Казакова
«Во сне ты горько плакал»
«Личность и семья» - 4ч.
Обращение к вечным ценностям в повести Б.Н. Зайцева «Голубая звезда». Образ мечтателя Христофорова и история
его любви в повести Б.Н. Зайцева «Голубая звезда»
Своеобразие конфликта в романе В.В. Набокова «Машенька». Образ Машеньки как символ далекой родины в
романе
Народная правда военного времени в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры». История деревни Пекашино в романе
Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры» как олицетворение мужества простого русского народа в военные времена
Нравственная проблематика пьесы А.Н.Арбузова «Жестокие игры». Ответственность людей за тех, кто рядом, в
пьесе А.Н. Арбузова «Жестокие игры»
«Личность – общество – государство» - 5ч.
Русский национальный характер в рассказе И.А. Бунина "Иоанн Рыдалец"
Отражение событий эпохи Гражданской войны в романе А.Н. Островского «Как закалялась сталь». Особенности
художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского «Как закалялась сталь»
Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести. Гражданственность и патриотизм как национальные
ценности в повести
Человек и государственная система в рассказе В.С. Маканина «Кавказский пленный». Проблема межнациональных
отношений в рассказе
Законы морали и государственные законы в романе З. Прилепина «Санька». Тема внутреннего мира членов
радикальных молодежных движений в романе
«Личность – история – современность» - 4 ч.

Кол-во
часов
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

13.

И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности русской эмиграции

1

14.

Роль личности в истории (дилогия Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей»)
Судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском

1

15.

Трагедия периода раскулачивания в рассказе В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых»

1

16

Зачёт «Основные проблемы и темы русской художественной и публицистической литературы XX-XXI вв.»

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».