РП_родной язык (10-11 кл.)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ "Кузнецовская СОШ"
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по УР

и.о. директора
________________________

Зобнина Т.В.
Приказ
№
184-а
от «30»
Феденева Д.В.
августа2023
г.
Приказ № 184-а от «30»
августа2023 г.
________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной (русский) язык»
для обучающихся 10 – 11 классов

п. Кузнецовский 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» является частью основной общеобразовательной программы среднего
общего образования, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана на основе требований к результатам освоения основной
общеобразовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.
Данная рабочая программа рассчитана на 33 часа: 10 класс – 17 часов (0,5 часов в неделю), 11 класс – 16 часов (0,5 часов в неделю),
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует
Образовательной программе школы.
Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как
• духовной ценности, средству общения; развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке,
обогащение
• словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, расширение
лингвистического
• кругозора учащихся за счёт изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания художественного
мира
• произведений; овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование практических,
• коммуникативных навыков и умений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения образовательной программы отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного
на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в
нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,

национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других
людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Личностные результаты в сфере отношений учащихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация учащихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
готовность и способность учащихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность
и
способность
учащихся
к
саморазвитию
и
самовоспитанию
в
соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные
результаты
в
сфере
отношений
учащихся
к
России
как
к
Родине
(Отечеству):

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений учащихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность учащихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений учащихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей,
умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания
и поведения
на
основе
усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений учащихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта
эколого-направленной
деятельности;
эстетическое
отношения
к
миру,
готовность
к
эстетическому
обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений учащихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное
отношение
к
созданию
семьи
на
основе
осознанного
принятия
ценностей
семейной
жизни;
положительный
образ
семьи,
родительства
(отцовства
и
материнства),
интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения учащихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и
способ реализации собственных жизненных планов;
готовность учащихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность
к
самообслуживанию,
включая
обучение
и
выполнение
домашних
обязанностей.

Личностные
результаты
в
сфере
физического,
психологического,
социального
и академического благополучия учащихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни МКОУ «Кузнецовская СОШ», ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
1)
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4)
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6)
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7)
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей;
8)
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
9)
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Изучение учебного предмета "Родной (русский язык) язык " должно обеспечить:
сформированность
представлений
о
роли
родного
(русского)
языка
в
жизни
человека,
общества, государства, способности свободно общаться на родном (русском) языке в различных формах и на разные темы;
- включение в культурно-языковое поле родной (русской) литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному
(русскому) языку как носителю культуры своего народа;
- сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием
личности и ее социальным ростом;
- свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным (русским) литературным языком во всей полноте
его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- сформированность знаний о родном (русском) языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о
закономерностях
его
функционирования,
освоение
базовых
понятий
лингвистики,
аналитических
умений
в

отношении
языковых
единиц
и
текстов
разных
функционально-смысловых
типов
и
жанров.
Предметными результатам освоения курса родного (русского) являются:
1) сформированность понятий о нормах родного (русского) языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение видами речевой деятельности на родном (русском) языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения;
3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно эстетических возможностей родного (русского) языка;
4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном (русском) языке; осознание взаимосвязи его уровней и
единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного (русского) языка;
5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного,
лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания
и предложения, а также
многоаспектного
анализа текста на родном (русском) языке;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном (русском) языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного ( русского) языка, основными нормами родного
(русского) языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном
(русском) языке и изучения родной (русской) литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
9) сформированность понимания родной (русской) литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как
особого способа познания жизни;
10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного (русского) языка на
основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
11)
сформированность
навыков
понимания
литературных
художественных
произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.
Учащиеся научатся:
• осознавать
роль
русского
родного
языка
в
жизни
общества
и
государства,
в
жизни
человека;
• объяснять
изменения
в
русском
языке
как
объективный
процесс;
понимать
и
комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
• понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
• понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национально культурным компонентом; комментировать историю
происхождения
фразеологических
оборотов,
уместно
употреблять
их
в
современных
ситуациях
речевого общения;
• распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

• владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),
нормами речевого этикета;
• анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;
• использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового общения этикетные формы и принципы этикетного
общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и
представлять его в устной форме;
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из
языков народов России и мира;
• определять
причины
изменений
в
словарном
составе
языка,
перераспределения
пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;
• правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;
• уместно
использовать
коммуникативные
стратегии
и
тактики
при
контактном
общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
• использовать
в
общении
этикетные
речевые
тактики
и
приемы‚
помогающие
противостоять речевой агрессии.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» 10 класс
Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном
мире – в международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц
разных уровней языка.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных
процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление
имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (6ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и
несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет. Интернет-переписки. Этические нормы,
правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала.
Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и
элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы
подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические
функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора.
Речевое поведение спорящих.
Текст как единица языка и речи
Категория монолога и диалога как формы речевого общения.
Структура публичного выступления.
Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия,
полемика.
Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.
Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.
Терминологические энциклопедии, словари и справочники.
Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер,
стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.
Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в
собственной речи.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование
мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
11 класс
Раздел 1. Язык и культура (3ч.)
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Практическая
работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.
Раздел 2. Культура речи (9 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический
разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.
Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А.Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари
русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода
аббревиатур.
Нормы употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых
однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Речевой этикет. Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол
делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью,
научная дискуссия, политические дебаты.
Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные
приемы текста.
Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.
Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» 10 КЛАСС
№
п/п

Название раздела. Темы

Количество
часов

Язык и его функции. Речь. Культура речи (3 часа)
1

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. Система русского языка, его единицы и
уровни

1

2

Речь. Культура речи. Стихотворение С. Острового «Первородство».

1

3

Орфография. Стихотворение В. Шефнера «Это так, а не иначе».

1

Лексика и лексическая стилистика (4 часа)
4

Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.

1

5

Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.

1

6

Словари. «Собиратели слов» (По В. Одинцову). Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.

1

7

Лингвистическое сочинение о значении какого-либо фразеологизма или
крылатой фразы.
Состав слова и словообразование (2 часа)

1

8

Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические словари.

1

9

Защита проекта по предложенной теме.

1

Грамматика и грамматическая стилистика (2 часа)
10

Назначение грамматики. Тексты Л.К. Граудиной и В. Белова. Морфология и стили речи.

1

11

Части речи и их происхождение. Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К. Дмитриев.

1

Имя существительное (3 часа)
1

13

Имя существительное и его роль в художественных текстах. Собственные имена существительные в
литературе.
«Журавли» Н. Рубцова и Р. Гамзатова. Обучение лингвистическому анализу.

14

Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных.

1

12

1

Имя прилагательное (3 часа)
Имя прилагательное и его роль в художественных текстах. Трудности в употреблении имен прилагательных.
Лингвистический анализ стихотворения И. Бунина.
16- Защита проекта по предложенной теме.
17
15

1
2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
11 КЛАСС
№
п/п

Название раздела
Темы
Язык и культура – 3 ч

Коли
чество
часов

1

Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и
содержания

1

2

Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»)

1

3

Н. Помяловский о разнообразии языка.

1
Культура речи – 9 ч

10

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Написания,
подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.
Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина,
Н. Гоголя и др. русских писателей.
Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе»
Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта
«Русский язык как основа творчества»
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими
формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений.
Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами.
Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и
выразительности русской речи
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении

11

Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.

4

5

6
7
8
9

1

1
1
1
1
1
1

12
13
14
15
16

Контрольная работа в форме теста по теме «Грамматические нормы русского языка»
Речь. Речевая деятельность. Текст – 4 часа
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры
диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты
Признаки текста. Виды связей предложений в Тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности
композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.
Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат.
Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом
Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка»

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».