РП_финансовая грамотность (10-11 кл)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ "Кузнецовская СОШ"

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УР
________________________
Д.В. Феденева
Приказ № 184-а от «30»
августа2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
и.о. директора
________________________
Т.В. Зобнина
Приказ № 184 -а от «30»
августа2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
10-11 КЛАСС

п. Кузнецовский, 2023

1.Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую
помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Личностные результаты в сфере отношений учащихся к себе, к своему здоровью, к познанию
себя:
ориентация учащихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

готовность и способность учащихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения,
готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность учащихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное
и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений учащихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе
России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений учащихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от
рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод
других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественнойпрактики,
основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному
регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность учащихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признаками
другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений учащихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести

диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение
к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к
лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений учащихся к окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и
мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений учащихся к семье и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностейсемейной
жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения учащихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный
выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность учащихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное,
ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия учащихся:

физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие учащихся в жизни МКОУ
«Кузнецовская СОШ», ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной общеобразовательной программыотражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить,
что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Элективный курс «Финансовой грамотности» - требования к предметным результатам
освоения курса:
1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как
пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей,
отдельных предприятий и государства;
2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных
ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность
уважительного отношения к чужой собственности;
3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные
решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и
принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и
общества в целом;
4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных
источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения;
анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения
практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
5) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и
реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе
базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного
исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя,

покупателя,
продавца,
заемщика,
акционера,
наемного
работника,
работодателя,
налогоплательщика);
7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической
деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного
рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
8) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
В результате изучения Элективный курс «Финансовой грамотности»на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
Основные концепции экономики
Определять границы применимости методов экономической теории;
анализировать проблему альтернативной стоимости;
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
представлять
в виде инфографики кривую производственных возможностей и
характеризовать ее;
иллюстрировать примерами факторы производства;
характеризовать типы экономических систем;
различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства.
Микроэкономика
Анализировать структуру бюджета собственной семьи;
строить личный финансовый план;
анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;
принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных
ресурсов;
анализировать собственное потребительское поведение;
определять роль кредита в современной экономике;
применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;
объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения;
определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;
приводить примеры товаров Гиффена;
объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения; различать
и представлять посредством инфографики виды издержек производства; анализировать
издержки, выручку и прибыль фирмы;
объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства;
объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
сравнивать виды ценных бумаг;
анализировать страховые услуги;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
приводить примеры эффективной рекламы;
разрабатывать бизнес-план;
сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
называть цели антимонопольной политики государства;
объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода; приводить
примеры факторов, влияющих на производительность труда.
Макроэкономика
Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;
характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;

определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей;
указывать основные последствия макроэкономических проблем;
объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;
приводить примеры сфер применения показателя ВВП;
приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
различать сферы применения различных форм денег;
определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины денежной
массы;
объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;
приводить примеры, как банки делают деньги;
приводить примеры различных видов инфляции; находить в
реальных ситуациях последствия инфляции;
применять способы анализа индекса потребительских цен;
характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;
различать виды безработицы;
находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;
определять
целесообразность мер государственной политики для снижения уровня
безработицы;
приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост; приводить
примеры экономических циклов в разные исторические эпохи.
Международная экономика
Объяснять назначение международной торговли;
анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне;
различать экспорт и импорт;
анализировать курсы мировых валют;
объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;
различать виды международных расчетов;
анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;
объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии общества;
объяснять особенности современной экономики России.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
Критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных
источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения,
используя различные источники информации;
владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;
оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения; использовать
приобретенные знания для решения практических задач, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках различного типа и
источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.).
Микроэкономика
Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически
рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия
для себя, своего окружения и общества в целом;
критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике,
поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и
оценочные суждения;

объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически относиться к
псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для самостоятельной
исследовательской деятельности в области экономики;
применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам,
ипотеке, вкладам и др.;
оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения; сопоставлять
свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;
рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности
творческого и поисково-исследовательского характера;
решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
жизненные ситуации;
грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в
качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.
Макроэкономика
Объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по макроэкономике,
критически относиться к псевдонаучной информации;
владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику,
используемую государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого
экономического роста;
использовать нормативные правовые документы при выполнении учебно-исследовательских
проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических задач;
анализировать события общественной и политической жизни разных стран с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки зрения;
использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях,
связанных с описанием состояния российской и других экономик;
анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной ситуации в
экономике России;
решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
макроэкономические ситуации;
грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в
качестве гражданина и налогоплательщика;
отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной,
критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников;
аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам
социально-экономической политики государства.
Международная экономика
Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по
международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать
фактический материал, делая обоснованные выводы;

анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки зрения,
используя различные источники информации;
оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;
ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных
процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой экономики;
создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности
творческого и поискового характера;
решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные
ситуации;
анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному учебному предмету;
использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской
деятельности в области экономики;
владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли государства в
современном мире.
Содержание учебного предмета
I. Личность в мире будущего
Человеческий капитал. Как применить свой человеческий капитал. Принятие решений. Как
принимать решения, связанные с деньгами. Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы. Как вести
учёт активов и пассивов. Доходы и расходы. Основные источники дохода. Расходы семьи.
Оптимизация расходов. Составление бюджета. Составление личного финансового плана.
Определение своих финансовых целей. Альтернативные способы достижения своих финансовых
целей. Стратегия достижения своих финансовых целей. Использование SWOT- анализа для выбора
карьеры.
II. Деньги в цифровом мире
Накопления и инфляция. Зачем копить деньги. Как копить деньги. Что такое инфляция.
Причины инфляции. Как рассчитывается инфляция. Как рассчитать "свою" инфляцию. Что такое
депозит и какова его природа. Банк. Что такое депозит. В чём основные преимущества депозита.
Какие недостатки есть у депозита. Какова роль депозита в личном финансовом плане. С какого
возраста можно использовать депозит. Условия депозита. Что содержится в депозитном договоре.
Как выбрать нужные вам условия депозита. Управление рисками по депозиту. Чем мы рискуем,
используя банковские вклады. Особенности депозита в России.
III. Моделирование личных финансов
Что такое кредит. Банковский кредит. Основные виды кредита. Основные характеристики кредита.
Из чего складывается плата за кредит. Срочность кредита. Возвратность кредита. Специфика
автокредита. ипотечный кредит. Как учитывать кредит в личном финансовом плане. Выбор
наиболее выгодного кредита. Как собрать информацию об условиях кредитования. Кредитные
предложения. Как уменьшить стоимость кредита. Как уменьшить процентную ставку по кредиту.
Как уменьшить размер комиссий. Как уменьшить плату за страховки. Как уменьшить выплаты по
кредиту. Типичные ошибки при использовании кредита.
IV. Инструменты сбережения и инвестирования
Хранение, обмен и перевод денег. Банковская ячейка. Обмен валюты. Денежный перевод.
Комиссия за денежный перевод. Различные виды платёжных средств. Дорожные чеки. Как
пользоваться банковской картой. Как обеспечивается надёжность операций с картой. Как выбрать
банковскую карту. Для чего нужна дебетовая карта. Как пользоваться кредитной картой. Дебетовая
карта с овердрафтом. Электронные деньги. Формы дистанционногобанковского обслуживания.
Банкомат. Как защититься от мошенничества при пользовании

банкоматом. Как использовать мобильный банкинг. Как защититься от мошенничества при
использовании онлайн-банка.
V. Инструменты кредитования и заимтвования
Что такое страхование. Страховая компания. Участники страхования. Виды страхования. Личное
страхование. Страхование имущества. Страхование ответственности. Как использовать
страхование в повседневной жизни. Как выбрать страховую компанию. Страховой полис и правила
страхования. Страховой тариф. Страховая премия. Страховой случай. Страховщик. Страхователь.
Застрахованный. Посредники на страховом рынке. Агенты. Брокеры. Страховой фонд. Личное
страхование. Страхование жизни. Медицинское страхование. Обязательное и добровольное
медицинское страхование. Страхование граждан, выезжающих за рубеж. Страхование имущества.
Страховые накопительные программы. Мошенники на рынке страховых услуг. Что делать, если
страховая компания затягивает с выплатой или необоснованно отказывается в страховом
возмещении. Типичные ошибки при страховании.
VI. Сотрудничество с государстом
Что такое инвестиции. Во что можно инвестировать. Как работают инвестиции. Что можно
инвестировать, кроме денег. Инвестиции в бизнес. Выбор активов. Как измерить
привлекательность активов. Доход с разных активов. Риски при инвестировании. Какие
финансовые посредники могут помочь инвесторам. Финансовые посредники. Инвестиционные
предпочтения. Стратегия инвестирования. Инвестиционный портфель. Типичные ошибки
инвесторов. Куда вложить деньги.
VII. Создай свой стартап
Пенсионная система. Пенсия. Виды пенсий. Государственная пенсионная система. Как устроена
государственная пенсионная система в России. Страховая часть. Накопительная часть.
Государственная управляющая компания. Частная управляющая компания. Негосударственный
пенсионный фонд. Корпоративные пенсионные программы. Как сформировать частную пенсию.
Инструменты для получения пенсии. Как накопить и приумножить пенсионные сбережения.

Тематическое планирование:
10 класс - 34 часа
№ п/п

Тема урока

I. Личность в мире будущего
1
Человеческий капитал. Как применить свой человеческий капитал.
Принятие решений.
2
Как принимать решения, связанные с деньгами. Домашняя
бухгалтерия.
3
Активы и пассивы. Как вести учёт активов и пассивов. Доходы и
расходы.
4
Основные источники дохода.
5
Расходы семьи. Оптимизация расходов.
II. Деньги в цифровом мире
6
Накопления и инфляция. Зачем копить деньги. Как копить деньги.
7
Что такое инфляция. Причины инфляции. Как рассчитывается
инфляция. Как рассчитать "свою" инфляцию.
8
Банк. Что такое депозит. В чём основные преимущества депозита.
9
Какие недостатки есть у депозита.
10
Какова роль депозита в личном финансовом плане.
III. Моделирование личных финансов

Количество
часов
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5

Что такое кредит. Банковский кредит.
Основные характеристики кредита.Из чего складывается плата за
кредит.
13
Срочность
кредита. Возвратность
кредита.
Специфика
автокредита. ипотечный кредит.
14
Как учитывать кредит в личном финансовом плане. Выбор
наиболее выгодного кредита.
15
Как собрать информацию об условиях кредитования. Кредитные
предложения.
IV. Инструменты сбережения и инвестирования
16
Хранение, обмен и перевод денег.
17
Банковская ячейка. Обмен валюты. Денежный перевод.
18
Комиссия за денежный перевод.
19
Различные виды платёжных средств. Дорожные чеки.
V. Инструменты кредитования и заимтвования
20
Страхование. Страховая компания. Участники страхования.
21
Виды страхования. Личное страхование. Страхование имущества.
Страхование ответственности.
22
Как использовать страхование в повседневной жизни.
23
Как выбрать страховую компанию. Страховой полис и правила
страхования.
24
Страховой
тариф. Страховая премия. Страховой случай.
Страховщик. Страхователь. Застрахованный.
VI. Сотрудничество с государстом
25
Что такое инвестиции. Во что можно инвестировать. Как работают
инвестиции.
26
Что можно инвестировать, кроме денег. Инвестиции в бизнес.
27
Выбор активов. Доход с разных активов.
28
Как
измерить привлекательность активов.
Риски при
инвестировании.
29
Финансовые посредники.
VII. Создай свой стартап
30
Пенсия. Виды пенсий.
31
Пенсионная система. Государственная пенсионная система
32
Как устроена государственная пенсионная система в России.
33
Пенсионное обеспечение стран Европы и США.
34
Повторение пройденного материала.
Итого
11
12

1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
34

11класс - 34 часа.
№ п/п

Тема урока

I. Личность в мире будущего
1
Повторение пройденного материала в 10 классе.
2
Составление бюджета. Составление личного финансового плана.
3
Определение своих финансовых целей. Альтернативные способы
достижения своих финансовых целей.
4
Стратегия достижения своих финансовых целей.
5
Использование SWOT-анализа для выбора карьеры.
II. Деньги в цифровом мире

Количество
часов
5
1
1
1
1
1
5

Банк. Что такое депозит и какова его природа.
Депозит его плюсы и минусы.
С какого возраста можно использовать депозит. Условия депозита.
Что содержится в депозитном договоре. Как выбрать нужные вам
условия депозита.
10
Управление рисками по депозиту. Чем мы рискуем, используя
банковские вклады. Особенности депозита в России.
III. Моделирование личных финансов
11
Как уменьшить стоимость кредита. Как уменьшить процентную
ставку по кредиту. Как уменьшить размер комиссий.
12
Как уменьшить плату за страховки. Как уменьшить выплаты по
кредиту.
13
Типичные ошибки при использовании кредита.
IV. Инструменты сбережения и инвестирования
14
Как пользоваться банковской картой.
15
Как обеспечивается надёжность операций с картой. Как выбрать
банковскую карту.
16
Для чего нужна дебетовая карта. Как пользоваться кредитной
картой.
17
Дебетовая карта с овердрафтом.
18
Электронные
деньги. Формы дистанционного банковского
обслуживания.
19
Банкомат. Как защититься от мошенничества при пользовании
банкоматом.
20
Как использовать мобильный банкинг. Как защититься от
мошенничества при использовании онлайн-банка.
V. Инструменты кредитования и заимтвования
21
Посредники на страховом рынке. Агенты. Брокеры. Страховой
фонд.
22
Личное
страхование. Страхование
жизни.
Медицинское
страхование.
Обязательное и добровольное медицинское
страхование.
23
Страхование граждан, выезжающих за рубеж. Страхование
имущества. Страховые накопительные программы.
24
Мошенники на рынке страховых услуг.
25
Что делать, если страховая компания затягивает с выплатой или
необоснованно отказывается в страховом возмещении. Типичные
ошибки при страховании.
VI. Сотрудничество с государстом
26
Какие финансовые посредники могут помочь инвесторам.
27
Инвестиционные
предпочтения. Стратегия инвестирования.
Инвестиционный портфель.
28
Типичные ошибки инвесторов. Куда вложить деньги.
VII. Создай свой стартап
29
Как устроена государственная пенсионная система в России.
30
Страховая часть. Накопительная часть.
31
Государственная управляющая компания. Частная управляющая
компания.
32
Негосударственный
пенсионный
фонд.
Корпоративные
пенсионные программы.
33
Как сформировать частную пенсию. Инструменты для получения
6
7
8
9

1
1
1
1
1
3
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1

1
1
1

3
1
1
1
6
1
1
1
1
1

34

пенсии. Как накопить и приумножить пенсионные сбережения.
Итоговое занятие по предмету “Финансовая грамотность”
Итого:

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».