Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ___________Феденева Д.В. Приказ № 184 - а от «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ» ________________Гринева Л.И. Приказ № 184 - а «30» августа 2023 г. Рабочая программа среднего общего образования «Индивидуальный проект» для обучающихся 10 класса Срок реализации: 34 часа Составитель: учитель технологии Сафронова О.А. МКОУ «Кузнецовская СОШ» п. Кузнецовский, 2023г Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи программы 6 1.3. Содержание программы 8 Содержание учебного (тематического) плана 7 Тематическое планирование 13 Поурочное планирование 22 1.4. Планируемые результаты 25 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы 33 2.1. Условия реализации программы 33 2.2. Формы аттестации 36 2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы 38 Аннотация 40 Список литературы 42 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Индивидуальный проект» для 10 класса среднего общего образования составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Примерной программы метапредметного курса «Индивидуальный проект» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования /Д.А.Логинов. –Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. Согласно ФГОС среднего общего образования, индивидуальный проект представляет собой особую форму деятельности учащихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественной, творческой и т.д.). В результате учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования и учебного проекта у выпускников будут заложены (ООО): - потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт; - основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; - основы ценностных суждений и оценок; - уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами; - основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох. Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности: 1) цели и задачи определяются как личностными, так и социальными мотивами; 2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д.; 3) организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта, как обязательная составляющая системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: - сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; - способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; - сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; - способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. 1.2. Цель и задачи программы Основная цель изучения метапредметного курса «Индивидуальный проект»: формирование проектной компетентности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу среднего общего образования. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи: - обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем); - развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению, структурированию и др.; - развитие навыков целеполагания и планирования деятельности; - обучение выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования; - обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из любого информационного поля; - развитие навыков самоанализа, рефлексии, саморефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта); - обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты; - развитие навыков конструктивного сотрудничества; - развитие навыков публичного выступления. В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии, творческие проекты). Сроки реализации программы – 1 год. Форма аттестации: предзащита/защита проекта. Место предмета «Индивидуальный проект» в учебном плане. Согласно учебному плану предмет «Индивидуальный проект» в 10 классе изучается в объеме 34 часа (1 час в неделю). 1.3. Содержание программы Содержание учебного (тематического) плана (34 часа) Модуль 1. Культура исследования и проектирования (6 ч) Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов. 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты. 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии). 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий. 1.4. Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации. (Материал для самостоятельного изучения). 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектноконструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование. 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся. 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационноконсультативные, экологические. 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником. 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для решения практических задач в разных сферах деятельности человека. 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, гипотеза, методы и субъект исследования. Модуль 2. Самоопределение (4 ч) Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта. 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. 2.2. Создание элементов образа будущего: что хотим изменить своим проектом. 2.3. Формируем отношение к проблемам. 2.4. Знакомство с проектными движениями. (Материал для самостоятельного изучения). 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования. Модуль 3. Замысел проекта (4 ч) 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом. 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта. 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта. 3.4. Роль акции в реализации проектов. 3.5. Ресурсы и бюджет проекта. 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ. Модуль 4. Условия реализации проекта (3 ч) Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин. 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель. Инструменты планирования. 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг. 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в проекте. 4.4. Модели и способы управления проектами. Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 ч) 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация. 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления. 5.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика». 5.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. 5.5. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению. Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (3 ч) 6.1. Позиция эксперта. 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами. 6.3. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка. 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка. Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (7 ч) 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии. 7.2. Видим за проектом инфраструктуру. 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов. 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях. 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта. 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (3 ч) Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/исследований старшеклассников. Обобщение знаний по курсу «Индивидуальный проект». Тематическое планирование № Модули Кол-во часов программы К/р 1. Культура исследования проектирования. 1 и Электронные образовательные ресурсы Воспитательный компонент П/р Всего 2 6 https://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.most.life/ Дискуссии, https://starikam.org/ направленные на https://добровольцырос-сии.рф/ инициирование и organizations/55619/info http://www.ruy.ru/organization/ поддержку activities/ https:// onkurs.sochisirius.ru/custom/about исследовательской http://slovari.299.ru https://habr.com/post/329758 деятельности https://nauchniestati.ru/blog/ obekt-ipredmet- обучающихся в рамках issledovaniya/ https://arzamas.academy реализации ими индивидуальных проектов. Дискуссия для привлечения внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; Практикум, направленный на формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств и получение социально значимой информации, а также способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам 2. Самоопределение. 0 2 4 https://startupnetwork.ru/startups/ https://diplom35.ru/diplom/problemaproekta/ Беседа о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки и заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; «Мозговой штурм» по генерированию собственных идей и формирование навыка уважительного отношения к чужим идеям, аргументирование и отстаивание своей точки зрения; Дискуссия, дающая обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога и уважительного отношения к чужим идеям. 3. Замысел проекта. 0 2 4 http://vslovare.info/slovo/filosofskiijslovar/tzel/47217 Коллективное http://slovari.299.ru моделирование, https://deti.mail.ru/news/12letnyaya- направленное на формирование личностного самоопределения и способности ставить цели. devoch-ka-postroila-robota-kotoryy/ Групповая работа и работа в парах, для формирования навыка командной работы и взаимодействию с другими обучающимися; 4. Условия https://gb.ru/blog/byudzhet-proekta/ Деловая игра, реализации https://vk.com/@inqoobatorideiproektnaya-deyatelnost- стимулирующая проекта. budzhet-proekta https://ru.wikipedia.org/wiki/Бюдж познавательную ет_проекта мотивацию 1 2 3 обучающихся, инициативность и креативность. Дискуссии, направленные на инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов 5. Трудности http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/reque st/20370 Практикум по реализации http://promtu.ru/mini-zavodyi/ minipererabotka-plastika приобретению опыта проекта. http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/reque st/20370 экологонаправленной 0 2 4 https://komiinform.ru/news/164370/ http://promtu.ru/mini- деятельности; zavodyi/ minipererabotka-plastika формирования экологической культуры 6. Предварительная 0 2 3 http://www.liveexpert. ru/forum/view/1257990 Практикум по защита и приобретению опыта экспертная оценка ведения проектных и конструктивного исследовательских диалога и работ. уважительного отношения к чужим идеям. 7. Дополнительные http://preactum.ru/ https://mensby.com/career/ Беседы направленные возможности psychology/9209-how-to-argue-withsocrates-method на формирование улучшения http://anketolog.ru http://www.gks.ru/ готовности к проекта. www.testograf.ru самообразованию как https://lifehacker.ru/programmy-dlya-montazha-video условию успешной 0 3 7 профессиональной и общественной деятельности; Групповая работа и работа в парах, для формирования навыка командной работы и взаимодействию с другими обучающимися; 8. Презентация и 0 3 3 Конференция защита направленная на индивидуального инициирование и проекта. поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; Всего: 3 18 34 Поурочное планирование № Тема урока 1 Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но интересно 0 0 1 https://cloud.prosv.ru/s/ https://arzamas.academy 2 Выдвижение проектной идеи формирование образа будущего как 0 0 1 http://www.most.life/ 3 Техническое проектирование конструирование как типы деятельности и 0 0 1 http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/ request/20370 https://habr.com/post/329758 https://deti.mail.ru/news/12letnyayadevoch-kapostroila-robota-kotoryy/ 4 Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём 0 0 1 https://добровольцырос-сии.рф/ organizations/55619/info http://www.ruy.ru/organization/ activities/ 5 Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного Солнца» Исследование как элемент проекта и как тип деятельности 0 0 1 https://starikam.org/ 0 0 1 https:// nauchniestati.ru/blog/ obekti-predmetissledovaniya/ Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности 0 0 1 https:// startupnetwork.ru/startups/ 6 7 Количество часов К/ р П/р Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 8 Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом 0 1 1 https://komiinform.ru/news/164370/ 9 Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию? 0 0 1 https:// konkurs.sochisirius.ru/custom/about 10 Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования 0 0 1 11 Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования 12 Формулирование цели проекта 0 0 1 0 1 1 13 Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта 14 Поиск недостающей информации, её обработка и анализ 15 Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта 16 Источники финансирования проекта 17 Модели управления проектами 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 18 Переход от замысла к реализации 1 0 1 проекта http://slovari.299.ru http://vslovare.info/slovo/filosofskiijslovar/tzel/47217 19 Риски проекта 0 0 1 20 Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика» 21 Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов 0 1 1 0 1 1 22 Позиция эксперта 0 0 1 23 Оцениваем проекты сверстников 0 1 1 24 Оценка начального этапа исследования 25 Технология как мост от идеи к продукту 0 1 1 0 0 1 26 Видим за инфраструктуру 0 0 1 https://mensby.com/career/ psychology/9209-how-toarguewith-socrates-method 0 0 1 www.testograf.ru http://anketolog.ru 0 0 1 0 0 1 0 1 1 проектом 27 Опросы как эффективный инструмент проектирования 28 Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов 29 Использование видеоролика в продвижении проекта 30 Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности http://promtu.ru/mini-zavodyi/ minipererabotkaplastika http://www.liveexpert. ru/forum/view/1257990 https://lifehacker.ru/programmydlya-mon-tazha-video 31 Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности 32 Презентация и защита индивидуального проекта 33 Презентация и защита индивидуального проекта 34 Обобщение знаний по курсу «Индивидуальный проект». Итого 0 1 1 0 0 1 1 0 1 0 0 1 3 9 34 1.4. Планируемые результаты изучения курса «Индивидуальный проект» в 10 классе Личностные результаты: • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; • уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных проблем; • сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. Метапредметные результаты Планируемые метапредметные результаты включают группу регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. 1. Регулятивные универсальные учебные действия: • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия: • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия: • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты «Выпускник получит представление»: • о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности; • о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных; • о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках; • о новейших разработках в области науки и технологий; • о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.); • о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.). «Выпускник научится»: • формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; • отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; • самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); • адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов; • публично излагать результаты проектной работы. «Выпускник получит возможность»: • решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин; • использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач; • использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; • использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач; • использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебноисследовательской работы. 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы 2.1 Условия реализации программы Кадровое обеспечение Компетенции педагогического работника, реализующего основную образовательную программу: обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивированияобучающихся; осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационнопоисковых технологий; владение инструментами проектной деятельности; умение организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся; умение интерпретировать результаты достижений обучающихся. Материально - техническое обеспечение Аппаратное и техническое обеспечение Рабочее место обучающегося: ноутбук; мышь. Рабочее место наставника: ноутбук; презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру — 1 комплект; флипчарт с комплектом листов; маркерная доска, соответствующий набор письменных принадлежностей — 1 шт.; единая сеть Wi-Fi. Программное обеспечение офисное программное обеспечение; графический редактор. Методическое обеспечение программы. Организационно-методические материалы для педагога: календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год; инструкции по охране труда и технике безопасности. Дидактическое обеспечение курса Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями. Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать: наглядные пособия; наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося); электронные презентации и видеофильмы по основным разделам программы; компьютерные программы. 2.2. Формы аттестации Формами отчетности проектной деятельности являются рефреаты, презентации, видеофильмы, фоторепортажи с комментариями, стендовые отчеты и т.д. Предусматривается организация учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах: - урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере; - внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения. Проект должен быть представлен на носителе информации вместе с описанием применения на бумажном носителе. В описании применения должна содержаться информация об инструментальном средстве разработки проекта, инструкция по его установке, а также описание его возможностей и применения. В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый контроль выполнения проекта (исследования). Первый контроль осуществляется после прохождения теоретической части (цель контроля: качество усвоения теории создания проекта) и оценивается «зачтено, не зачтено». В течение работы над учебным проектом контроль выполнения проекта (исследования) осуществляется два раза (в декабре и в апреле), в ходе которого обучающиеся совместно с руководителем представляют промежуточные результаты своей деятельности (рабочие материалы и проделанную работу) (оценивается «зачтено, не зачтено»). Контроль за ходом выполнения краткосрочного социального проекта осуществляется один раз и оценивается «зачтено, не зачтено». Во время ученической научно-практической конференции работу оценивает экспертная группа, в состав которой входят педагоги – независимые эксперты и обучающиеся из числа наиболее успешных в области выполнения проектов и имеющие опыт защиты проектов на других конференциях. В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с представлением проектной работы. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы: - защиту исследования (проекта); - обсуждение исследовательской работы (проекта); - предзащиту исследовательской работы (проекта. 2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы Рабочая программа по учебному предмету «Индивидуальный проект» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (приказ вступает в силу с 01.09.2021 и действует до 01.09.2027). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (далее ФООП, ФОП СОО) локальный нормативный акт общеобразовательной организации о рабочей программе (Положение о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов, программах внеурочной деятельности (с учетом внедрения федеральных рабочих программ по учебным предметам). Рабочая программа разработана на основе программы курса «Индивидуальный проект». Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной школы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Н. В. Антипова и др.]. — М.: Просвещение, 2019. 187 с.- (Профильная школа). (Программа курса «Индивидуальный проект», Автор: М. В. Половкова). При реализации рабочей программы используется учебное пособие, согласно перечню, утвержденного приказом Минобрнауки РФ: «Индивидуальный проект». 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ [М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак]. – 2-у изд. – М.: Просвещение, 2020. Аннотация Рабочая программа учебного курса «Индивидуальный проект» для 10 класса среднего общего образования составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Примерной программы метапредметного курса «Индивидуальный проект» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования /Д.А.Логинов. –Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. Согласно ФГОС среднего общего образования, индивидуальный проект представляет собой особую форму деятельности учащихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественной, творческой и т.д.). В результате учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования и учебного проекта у выпускников будут заложены (ООО): - потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт; - основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; - основы ценностных суждений и оценок; - уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами; - основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох. Основная цель изучения метапредметного курса «Индивидуальный проект»: формирование проектной компетентности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу среднего общего образования. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи: - обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем); - развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению, структурированию и др.; - развитие навыков целеполагания и планирования деятельности. Сроки реализации программы – 1 год. Форма аттестации: предзащита/защита проекта. Место предмета «Индивидуальный проект» в учебном плане. Согласно учебному плану предмет «Индивидуальный проект» в 10 классе изучается в объеме 34 часа (1 час в неделю). Список литературы и электронных ресурсов Источники информации для учителя: - Абрамова С.В. «Русский язык. Проектная деятельность старшеклассников». - Вяземский Е. Е. Проектная деятельность как средство формирования исторического мышления школьников : метод. рекомендации / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. — М. : Просвещение, 2017. — 144 с. — ISBN 978-5-09-0306379.Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной школы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Н. В. Антипова и др.]. — М. : Просвещение, 2019. — 187 с.— (Профильная школа). — ISBN 978-5-09-065231-5. - Голуб ГБ, Перелыгина ЕА, Чуракова ОВ. Метод проектов – технология компетентностно- ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы./ под ред. Когана ЕЯ -0 Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. - Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вебрум-М, 2001. - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. — М., 2012. - Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М., 2009. - Огоновская И.С. Исследовательская и научно-исследовательская деятельность учащихся. Методические рекомендации для учителя. Екатеринбург, ИРРО, 2005 - Подпругина И.А, Сафонова О.В. «Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы». - Проектная деятельность в УМК «Литература» под ред. В.Я. Коровиной - Ривкин ЕЮ. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС осовного образования. Теория и тхнологии. – Волгоград: Учитель, 2013. - Северина О.А. Обществознание 6-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2011. - Серия «Профильная школа» основана в 2006 году Авторы: Н. В. Антипова, М. В. Половкова, И. В. Духанина, Г. М. Генералов, В. Е. Пономарев, М. В. Алексаненкова, Н. А. Завалько, Л. И. Дежурный, С. О. Никулаев, В. В. Светухин, И. О. Явтушенко, Е. В. Прохорова, А. С. Ольчак, С. Е. Муравьев, В. А. Белоногов, Г. У. Белоногова, И. В. Хомутова, Ю. А. Панебратцев. Источники информации для учащихся: - «Индивидуальный проект». 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ [М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак]. – 2-у изд. – М.: Просвещение, 2020. Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет - Официальный информационный сайт строительства крымского моста (http://www.most.life/). - Проект «старость в радость» (https://starikam.org/). - Просветительский проект «арзамас» (https://arzamas.academy). - Проект «экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/). - Сайт организации «добровольцы России» (https://добровольцыроссии.рф/ organizations/55619/info). - Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/ activities/). - Проект smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370). - It-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758). - Объект и предмет исследования — в чём разница? (https:// nauchniestati.ru/blog/ obekt-i-predmet-issledovaniya/). - Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https:// konkurs.sochisirius.ru/custom/about). - Школьный кубок преактум (http://preactum.ru/). - Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru). - Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217). - Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в интернете (https:// startupnetwork.ru/startups/). - Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/ minipererabotka-plastika). - Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devoch-kapostroila-robota-kotoryy/). - Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert. Ru/forum/view/1257990). - Как спорить с помощью метода сократа (https://mensby.com/career/ psychology/9209-how-to-argue-with-socratesmethod). - Проведение опросов (http://anketolog.ru). - Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/). - Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru). - Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-mon-tazha-video). - Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-фз (ред. От 01.05.2018) «о благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» (http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).