МКОУ "Кузнецовская СОШ" СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УР и.о. директора ________________________ Зобнина Т.В Феденёва Д.В. Приказ № 184-а от «30» августа 2023 г. ________________________ . РАБОЧАЯ ПРОГРАММА « ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» (общеинтеллектуальное направление) 1-4 класс п. Кузнецовский 2023г. 1. Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы НОО с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; СанПиН 1.2.3685-21; Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач: - формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом; - совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; - учить находить и извлекать информацию из различных текстов; -учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; -развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; - обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т.д.; -воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; -учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность; - поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным; – приобщать детей и родителей к проектной деятельности. Программа предполагает поэтапное развитие составляющих основу функциональной грамотности. различных умений, Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Место курса: На реализацию рабочей программы курса в 1-м классе отводится 33 часа (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 135 часов. 3 2.Содержание программы Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. 4 Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение. 3.Планируемые результаты освоения обучающимися программы Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные универсальные учебные действия: - осваиватьспособырешения проблем творческого и поисковогохарактера: работа над проектами иисследованиями; - использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки,анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. 5 Регулятивные универсальные учебные действия: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные универсальные учебные действия: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; - умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; 6 - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. 4. Тематическое планирование программы № п/п 1 1 класс (33 ч) Раздел Читательская грамотность Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 2. Итого Математическая грамотность 8 1 Содержание В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. Формы внеурочной деятельност и Библиотечн ые уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовател ьских дискуссиях; Практически е упражнения Про курочку рябу, Библиотечн золотые и простые ые уроки; 7 1 1 1 1 1 1 1 Итого 3. Финансовая грамотность 8 1 1 1 1 1 1 1 1 4. Итого Естественно-научная грамотность 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и мишкин мед. Деловые беседы; Участие в научноисследовател ьских дискуссиях; Практически е упражнения За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухицокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь прибыль делили. Как мужик золото менял. Библиотечн ые уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовател ьских дискуссиях; Практически е упражнения Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Иванова соль. Библиотечн ые уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовател ьских дискуссиях; Практически е упражнения 8 В. Сутеев. Яблоко. Итого Итого № п/п 1 Раздел Читательская грамотность 9 33 2 класс (34 ч) КолСодержание во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 2. 3. Итого Математическая грамотность 8,5 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 Итого 8,5 1 1 Финансовая грамотность 1 1 1 Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Полевой хомяк. Про бобров. Позвоночные животные. Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. Встреча друзей. Формы внеурочной деятельност и Библиотечн ые уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовател ьских дискуссиях; Практически е упражнения Библиотечн ые уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовател ьских дискуссиях; Практически е упражнения Беличьи деньги. Библиотечн Поврежденные и ые уроки; фальшивые деньги. Деловые Банковская карта. беседы; Безопасность денег на Участие банковской карте. в научноПро кредиты. исследовател 9 1 1 1 0,5 4. Итого Естественно-научная грамотность 8,5 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 Итого Итого № п/п Раздел Про вклады. Ловушки для денег. Такие разные деньги. Встреча друзей. ьских дискуссиях; Практически е упражнения Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Материал для плотин. Позвоночные животные. Библиотечн ые уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовател ьских дискуссиях; Практически е упражнения 8,5 34 3 класс (34 ч) КолСодержание во часов 1 Читательская грамотность 1 1 1 1 1 1 1 1 Формы внеурочной деятельност и Про дождевого червяка. Библиотечн Кальций. ые уроки; Сколько весит облако? Деловые Хлеб, всему голова. беседы; Про мел. Участие Про мыло. в научноИстория свечи. исследовател Магнит. ьских дискуссиях; Практически е упражнения 2. Итого Естественно-научная грамотность 8 1 1 1 1 1 1 Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. 10 Библиотечн ые уроки; Деловые беседы; Участие в научно- 1 1 Итого 3. Финансовая грамотность 8 1 1 1 1 1 1 1 1 4. Итого Математическая грамотность 8 1 1 1 1 1 1 1 1 5 Итого Проверочные работы 8 2 Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. исследовател ьских дискуссиях; Практически е упражнения Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги? Библиотечн ые уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовател ьских дискуссиях; Практически е упражнения Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. Библиотечн ые уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовател ьских дискуссиях; Практически е упражнения Проверь себя 11 Итого № п/п 1 34 4 класс (34 ч) КолСодержание во часов Раздел Читательская грамотность 1 1 1 1 2 1 1 2. Итого Естественно-научная грамотность 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 3. Финансовая грамотность 8 2 1 1 2 1 1 Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России Формы внеурочной деятельност и Библиотечн ые уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовател ьских дискуссиях; Практически е упражнения Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. Библиотечн ые уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовател ьских дискуссиях; Практически е упражнения Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Библиотечн ые уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовател 12 4. Итого Математическая грамотность 8 1 2 1 1 2 1 Итого Творческие работы 8 1 1 Итого Итого 2 34 Благотворительность. Страхование. ьских дискуссиях; Практически е упражнения В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Отправляемся в путешествие. Библиотечн ые уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовател ьских дискуссиях; Практически е упражнения По выбору. Составляем словарик по финансовой грамотности. 13