РП_функциональная грамотность 1-4 класс

МКОУ "Кузнецовская СОШ"

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель
директора по УР

и.о. директора
________________________

Зобнина Т.В
Феденёва Д.В. Приказ № 184-а
от «30» августа 2023 г.

________________________
.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
« ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
(общеинтеллектуальное направление)

1-4 класс

п. Кузнецовский 2023г.

1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования,
ориентирована
на
обеспечение
индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
результатов освоения Программы НОО с учётом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности
разработана в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»;
 СанПиН 1.2.3685-21;
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Для достижения этой цели предполагается решение комплекса
следующих задач:
- формировать умение читать тексты с использованием трех этапов
работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
-учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
-развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и т.д.;
-воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
-учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Программа предполагает поэтапное развитие
составляющих основу функциональной грамотности.

различных

умений,

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на
них, использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание
и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут
быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения
выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые
вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих
решений.
Место курса:
На реализацию рабочей программы курса в 1-м классе отводится 33
часа
(1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю).
Общий объём составляет 135 часов.

3

2.Содержание программы
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных
сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений,
деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление
числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и
второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение
и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
4

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер,
услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена,
количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства,
соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть
предметов, отражение.
3.Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные универсальные учебные действия:
- осваиватьспособырешения проблем творческого и поисковогохарактера:
работа над проектами иисследованиями;
- использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки,анализа и
представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения,
обобщения,классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
5

Регулятивные универсальные учебные действия:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в
том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать
правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
6

- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному,активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.

4. Тематическое планирование программы
№
п/п

1

1 класс (33 ч)
Раздел

Читательская
грамотность

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

2.

Итого
Математическая
грамотность

8
1

Содержание

В. Бианки. Лис и
мышонок.
Русская
народная
сказка. Мороз и заяц.
В.
Сутеев.
Живые
грибы.
Г. Цыферов. Петушок и
солнышко.
М. Пляцковский. Урок
дружбы.
Грузинская сказка. Лев
и заяц.
Русская
народная
сказка.
Как
лиса
училась летать.
Е. Пермяк. Четыре
брата.

Формы
внеурочной
деятельност
и
Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Про курочку рябу, Библиотечн
золотые и простые ые уроки;
7

1
1
1
1
1
1
1

Итого
3.

Финансовая
грамотность

8
1
1
1
1
1
1
1
1

4.

Итого
Естественно-научная
грамотность

8
1
1
1
1
1
1
1
1
1

яйца.
Про козу, козлят и
капусту.
Про
петушка
и
жерновцы.
Как петушок и курочки
делили
бобовые
зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех
медведей.
Про старика, старуху,
волка и лисичку.
Про медведя, лису и
мишкин мед.

Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

За покупками.
Находчивый колобок.
День рождения мухицокотухи.
Буратино и карманные
деньги.
Кот Василий продает
молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь
прибыль делили.
Как мужик золото
менял.

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Как Иванушка хотел
попить водицы.
Пятачок, Винни-пух и
воздушный шарик.
Про репку и другие
корнеплоды.
Плывет,
плывет
кораблик.
Про Снегурочку и
превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто
сидит в пруду.
Иванова соль.

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

8

В. Сутеев. Яблоко.
Итого
Итого
№
п/п

1

Раздел

Читательская
грамотность

9
33
2 класс (34 ч)
КолСодержание
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5

2.

3.

Итого
Математическая
грамотность

8,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5

Итого

8,5
1
1

Финансовая
грамотность

1
1
1

Михаил
Пришвин.
Беличья память.
И. Соколов-Микитов. В
берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай
Сладков.
Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий
труд.
Полевой хомяк.
Про бобров.
Позвоночные
животные.
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
Встреча друзей.

Формы
внеурочной
деятельност
и
Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Беличьи деньги.
Библиотечн
Поврежденные
и ые уроки;
фальшивые деньги.
Деловые
Банковская карта.
беседы;
Безопасность денег на Участие
банковской карте.
в научноПро кредиты.
исследовател
9

1
1
1
0,5

4.

Итого
Естественно-научная
грамотность

8,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5

Итого
Итого
№
п/п

Раздел

Про вклады.
Ловушки для денег.
Такие разные деньги.
Встреча друзей.

ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные
особенности яблока.
Про хомяка и его
запасы.
Материал для плотин.
Позвоночные
животные.

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

8,5
34
3 класс (34 ч)
КолСодержание
во
часов

1

Читательская
грамотность

1
1
1
1
1
1
1
1

Формы
внеурочной
деятельност
и
Про дождевого червяка. Библиотечн
Кальций.
ые уроки;
Сколько весит облако? Деловые
Хлеб, всему голова.
беседы;
Про мел.
Участие
Про мыло.
в научноИстория свечи.
исследовател
Магнит.
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

2.

Итого
Естественно-научная
грамотность

8
1
1
1
1
1
1

Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество
мел.
10

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научно-

1
1

Итого
3.

Финансовая
грамотность

8
1
1
1
1

1

1
1

1

4.

Итого
Математическая
грамотность

8
1
1
1
1
1
1
1
1

5

Итого
Проверочные работы

8
2

Чем интересно мыло и
как оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.

исследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство,
вклад выигрыш.
На что тратятся
семейные деньги?
Виды расходов.
На что тратятся
семейные деньги?
Обязательные платежи.
Как сэкономить
семейные деньги?

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Расходы и доходы
бюджета.
Планируем семейный
бюджет.
Подсчитываем
семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем
случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем
расходы.
Расходы на
обязательные платежи.
Подсчитываем
сэкономленные деньги.

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Проверь себя
11

Итого

№
п/п

1

34
4 класс (34 ч)
КолСодержание
во
часов

Раздел

Читательская
грамотность

1
1
1
1
2

1
1

2.

Итого
Естественно-научная
грамотность

8
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого
3.

Финансовая
грамотность

8
2
1
1
2
1
1

Старинная женская
одежда.
Старинные женские
головные уборы.
Старинная мужская
одежда и головные
уборы.
Жилище крестьянской
семьи на Руси.
Внутреннее убранство
и предметы обихода
русской избы.
История посуды на
Руси.
Какие деньги были
раньше в России

Формы
внеурочной
деятельност
и
Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство
Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Потребительская
корзина.
Прожиточный
минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки,
бонусы.

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател

12

4.

Итого
Математическая
грамотность

8
1
2
1
1
2
1

Итого
Творческие работы

8
1
1

Итого
Итого

2
34

Благотворительность.
Страхование.

ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся в
путешествие.

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

По выбору.
Составляем словарик
по финансовой
грамотности.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».