РП_функциональная грамотность 1-4 класс

МКОУ "Кузнецовская СОШ"

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель
директора по УР

и.о. директора
________________________

Зобнина Т.В
Феденёва Д.В. Приказ № 184-а
от «30» августа 2023 г.

________________________
.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
« ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
(общеинтеллектуальное направление)

1-4 класс

п. Кузнецовский 2023г.

1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования,
ориентирована
на
обеспечение
индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
результатов освоения Программы НОО с учётом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности
разработана в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»;
 СанПиН 1.2.3685-21;
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Для достижения этой цели предполагается решение комплекса
следующих задач:
- формировать умение читать тексты с использованием трех этапов
работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
-учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
-развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и т.д.;
-воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
-учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Программа предполагает поэтапное развитие
составляющих основу функциональной грамотности.

различных

умений,

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на
них, использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание
и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут
быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения
выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые
вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих
решений.
Место курса:
На реализацию рабочей программы курса в 1-м классе отводится 33
часа
(1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю).
Общий объём составляет 135 часов.

3

2.Содержание программы
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных
сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений,
деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление
числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и
второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение
и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
4

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер,
услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена,
количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства,
соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть
предметов, отражение.
3.Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные универсальные учебные действия:
- осваиватьспособырешения проблем творческого и поисковогохарактера:
работа над проектами иисследованиями;
- использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки,анализа и
представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения,
обобщения,классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
5

Регулятивные универсальные учебные действия:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в
том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать
правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
6

- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному,активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.

4. Тематическое планирование программы
№
п/п

1

1 класс (33 ч)
Раздел

Читательская
грамотность

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

2.

Итого
Математическая
грамотность

8
1

Содержание

В. Бианки. Лис и
мышонок.
Русская
народная
сказка. Мороз и заяц.
В.
Сутеев.
Живые
грибы.
Г. Цыферов. Петушок и
солнышко.
М. Пляцковский. Урок
дружбы.
Грузинская сказка. Лев
и заяц.
Русская
народная
сказка.
Как
лиса
училась летать.
Е. Пермяк. Четыре
брата.

Формы
внеурочной
деятельност
и
Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Про курочку рябу, Библиотечн
золотые и простые ые уроки;
7

1
1
1
1
1
1
1

Итого
3.

Финансовая
грамотность

8
1
1
1
1
1
1
1
1

4.

Итого
Естественно-научная
грамотность

8
1
1
1
1
1
1
1
1
1

яйца.
Про козу, козлят и
капусту.
Про
петушка
и
жерновцы.
Как петушок и курочки
делили
бобовые
зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех
медведей.
Про старика, старуху,
волка и лисичку.
Про медведя, лису и
мишкин мед.

Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

За покупками.
Находчивый колобок.
День рождения мухицокотухи.
Буратино и карманные
деньги.
Кот Василий продает
молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь
прибыль делили.
Как мужик золото
менял.

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Как Иванушка хотел
попить водицы.
Пятачок, Винни-пух и
воздушный шарик.
Про репку и другие
корнеплоды.
Плывет,
плывет
кораблик.
Про Снегурочку и
превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто
сидит в пруду.
Иванова соль.

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

8

В. Сутеев. Яблоко.
Итого
Итого
№
п/п

1

Раздел

Читательская
грамотность

9
33
2 класс (34 ч)
КолСодержание
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5

2.

3.

Итого
Математическая
грамотность

8,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5

Итого

8,5
1
1

Финансовая
грамотность

1
1
1

Михаил
Пришвин.
Беличья память.
И. Соколов-Микитов. В
берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай
Сладков.
Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий
труд.
Полевой хомяк.
Про бобров.
Позвоночные
животные.
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
Встреча друзей.

Формы
внеурочной
деятельност
и
Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Беличьи деньги.
Библиотечн
Поврежденные
и ые уроки;
фальшивые деньги.
Деловые
Банковская карта.
беседы;
Безопасность денег на Участие
банковской карте.
в научноПро кредиты.
исследовател
9

1
1
1
0,5

4.

Итого
Естественно-научная
грамотность

8,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5

Итого
Итого
№
п/п

Раздел

Про вклады.
Ловушки для денег.
Такие разные деньги.
Встреча друзей.

ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные
особенности яблока.
Про хомяка и его
запасы.
Материал для плотин.
Позвоночные
животные.

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

8,5
34
3 класс (34 ч)
КолСодержание
во
часов

1

Читательская
грамотность

1
1
1
1
1
1
1
1

Формы
внеурочной
деятельност
и
Про дождевого червяка. Библиотечн
Кальций.
ые уроки;
Сколько весит облако? Деловые
Хлеб, всему голова.
беседы;
Про мел.
Участие
Про мыло.
в научноИстория свечи.
исследовател
Магнит.
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

2.

Итого
Естественно-научная
грамотность

8
1
1
1
1
1
1

Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество
мел.
10

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научно-

1
1

Итого
3.

Финансовая
грамотность

8
1
1
1
1

1

1
1

1

4.

Итого
Математическая
грамотность

8
1
1
1
1
1
1
1
1

5

Итого
Проверочные работы

8
2

Чем интересно мыло и
как оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.

исследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство,
вклад выигрыш.
На что тратятся
семейные деньги?
Виды расходов.
На что тратятся
семейные деньги?
Обязательные платежи.
Как сэкономить
семейные деньги?

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Расходы и доходы
бюджета.
Планируем семейный
бюджет.
Подсчитываем
семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем
случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем
расходы.
Расходы на
обязательные платежи.
Подсчитываем
сэкономленные деньги.

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Проверь себя
11

Итого

№
п/п

1

34
4 класс (34 ч)
КолСодержание
во
часов

Раздел

Читательская
грамотность

1
1
1
1
2

1
1

2.

Итого
Естественно-научная
грамотность

8
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого
3.

Финансовая
грамотность

8
2
1
1
2
1
1

Старинная женская
одежда.
Старинные женские
головные уборы.
Старинная мужская
одежда и головные
уборы.
Жилище крестьянской
семьи на Руси.
Внутреннее убранство
и предметы обихода
русской избы.
История посуды на
Руси.
Какие деньги были
раньше в России

Формы
внеурочной
деятельност
и
Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство
Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Потребительская
корзина.
Прожиточный
минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки,
бонусы.

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател

12

4.

Итого
Математическая
грамотность

8
1
2
1
1
2
1

Итого
Творческие работы

8
1
1

Итого
Итого

2
34

Благотворительность.
Страхование.

ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся в
путешествие.

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

По выбору.
Составляем словарик
по финансовой
грамотности.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».