обществознание _6-9 класс_ЗПР

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: _____________________
Заместитель директора по учебновоспитательной работе
Феденева Д.В.

Утверждаю: ______________________
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
Гринева Л.И.
приказ № 164 от «27»августа 2021г.

Адаптированная рабочая программа
по обществознанию, 6-9 класс
на 2021-2022 учебный год
(для обучающихся с задержкой психического развития)
135 часов
Составитель: учитель
МКОУ «Кузнецовская СОШ»
Успенский А.Р.

2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Обществознание» является частью Адаптированной
основной общеобразовательной программы основного общего образования, разработанной в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана на основе требований к
результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования с учетом
программ, включенных в ее структуру.
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку
должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ
российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в
общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания
об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе
многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология,
социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует
формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
Преподавание обществоведческого курса для детей, занимающихся по адаптированным образовательным
программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет
лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей
содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную
целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.
Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с ОВЗ.
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации обучающихся путем повышения их
правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка
через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами. Формирование интереса и
положительной мотивации обучающихся к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации
возможностей и интересов обучающихся.

Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных,
коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи:
•
усвоить важнейшие сферы общественной жизни;
•
создать обществоведческое представление, отражающие основные стороны жизни общества;
•
усвоить доступные для обучающихся обществоведческие понятия, понимание некоторых
закономерностей общественного развития;
•
овладеть умением применять знания по обществознанию в жизни;
•
выработать умения и навыки самостоятельной работы с обществоведческим материалом.
Воспитательные задачи:
•
гражданское воспитание обучающихся;
•
патриотическое воспитание;
•
воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;
•
нравственное воспитание;
•
эстетическое воспитание;
•
трудовое воспитание;
•
экологическое воспитание;
•
правовое воспитание;
•
формирование мировоззрения обучающихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
•
развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой
сферы .
Таким образом, основной целью курса является формирование целостного представления об обществе, об
основных сферах общественной жизни.

Особенности обучающихся с ЗПР. Процесс обучения школьников с ЗПР имеет коррекционно-развивающий
характер,
что
выражается
в
использовании
заданий,
направленных
на
коррекцию
имеющихся
у обучающихся недостатков и опирается на субъективный опыт обучающихся, связь изучаемого материла с реальной
жизнью.
Данная программа разработана для категории детей с ЗПР, имеющих следующие особенности развития: снижены
показатели внимания: затруднение переключения, высокая помехонеустойчивость, снижены показатели
сосредоточенности; снижена продуктивность запоминания, лучше развита зрительная и кинестетическая память;
затруднены навыки постановки задачи, построения гипотезы, планирования деятельности, выбора средств решения
задачи, действия в соответствии с инструкцией, осуществления самоконтроля; плохо сформированы навыки
анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, снижены уровень познавательного интереса и
мотивация; неуверенность, тревожность, агрессивность; недостаточный словарный запас, трудности в усвоении
теоретического материала.
Используемые приёмы в обучении детей с ОВЗ при реализации программы:
- Использование чётких, конкретных указаний, как в устной, так и письменной форме.
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Аргументированное использование большого количества раздаточного материала, наглядности.
- Демонстрация уже выполненного задания.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
-Частые повторения и закрепление материала.
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами / предложениями.
- Акцентирование внимания на хороших оценках.
- Разрешение переделать задание, с которым обучающийся не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование щадящей системы оценок достижений обучающихся.
- Распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому.
- Обозначение школьных правил, которым обучающиеся должны следовать.
- Использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах.
- Использование поощрений для обучающихся, которые выполняют правила.
- Сведение к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентировка более на позитивное, чем негативное.
- Игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специальных понятий, которые
будут использоваться.
Место предмета в учебном плане
«Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественно-научные
предметы».
Рабочая программа рассчитана на 135 ч, из них в 6,7,8 классах по 34 часа в год по 1 часу в неделю, в 9 классе 33
часа в год по 1 часу в неделю .
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве
гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению
в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики,
культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду,
наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа
партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию
процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе

упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность
в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя
в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности;
интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации,
ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации
деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного
лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального
и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоциональноценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями,
сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественноэстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной
деятельности).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их.
Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

● систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в
готовых информационных объектах;
● выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей;
представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в
виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
● заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
● анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
● определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
● идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных
результатов;
● выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать
конечный результат;
● ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных
затруднений и существующих возможностей;
● обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
● определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их
выполнения;
● обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и
познавательной задачи;
● выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать
адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения
цели;

● составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения
исследования);
● определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для
их устранения;
● описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
● планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
● различать результаты и способы действий при достижении результатов;
● определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей
учебной деятельности;
● систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и
оценки своей деятельности;
● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в
рамках предложенных условий и требований;
● оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого
результата;
● находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
● работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации
для получения запланированных характеристик/показателей результата;
● устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса
деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик результата;
● соотносить свои действия с целью обучения.
3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
● анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
● оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в
соответствии с целью деятельности;
● обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и
доступных внешних ресурсов;
● фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
● анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в
процессе взаимопроверки;
● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы
о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической
ситуации;
● принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
● определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению
имеющегося продукта учебной деятельности;
● демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
● подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
● выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
● выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или
отличия;
● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления;
● различать/выделять явление из общего ряда других явлений;

● выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения
наблюдаемых явлений или событий;
● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим
закономерностям;
● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки
достоверности информации;
● объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской
деятельности;
● выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной
аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
● обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
● определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с
помощью знаков в схеме;
● создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
● создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик
объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
● переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного
(символьного) представления в текстовое и наоборот;
● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе
имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
● строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
● анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,
эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных

критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
● находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
● устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
● резюмировать главную идею текста;
● преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку
речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный,
информационный);
● критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
● определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
● анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
● проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
● прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
● распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых
источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
● определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
● осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
● формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов
поиска;
● соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД
1.Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся
сможет:

● определять возможные роли в совместной деятельности;
● играть определенную роль в совместной деятельности;
● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения),
доказательства (аргументы);
● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной
коммуникации;
● строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы,
перефразировать свою мысль;
● критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно
ошибочно) и корректировать его;
● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
● выделять общую точку зрения в дискуссии;
● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
● организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.);
● устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны
собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
● представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
● соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
● высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
● принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
● создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
● использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
● использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;

● оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
● целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств ИКТ;
● использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями
коммуникации;
● оперировать данными при решении задачи;
● выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач,
в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
● использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
● создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
• характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
• в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности
людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
• приводить примеры основных видов деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами
разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения
межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
• оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

• оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность
удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
• моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать
выводы.
Общество
Выпускник научится:
• демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
• распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
• характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с
позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности
человека в разных сферах общества;
• характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины
экологического кризиса;
• на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике
экологически рациональное поведение;
• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
• конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления
общественного развития;
• осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
• различать отдельные виды социальных норм;

• характеризовать основные нормы морали;
• критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных
источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для
определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями;
• раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из
истории и жизни современного общества;
• характеризовать специфику норм права;
• сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
• раскрывать сущность процесса социализации личности;
• объяснять причины отклоняющегося поведения;
• описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на
развитие общества и человека;
• оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
• описывать явления духовной культуры;
• объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
• оценивать роль образования в современном обществе;
• различать уровни общего образования в России;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из
адаптированных источников различного типа;
• описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
• раскрывать роль религии в современном обществе;

• характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры,
как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности
и группы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
• выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
• приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
• описывать основные социальные роли подростка;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
• характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
• раскрывать основные роли членов семьи;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для
оценки безопасных условий жизни;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами
разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных
конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами
разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных
конфликтов;
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать
собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных
источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
• объяснять роль политики в жизни общества;
• различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
• давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
• различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
• раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
• называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
• характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти
страны, описывать их полномочия и компетенцию;
• объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
• раскрывать достижения российского народа;
• объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией
РФ;

• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашегогосударства;
• характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
• аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
• использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои
обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• характеризовать систему российского законодательства;
• раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
• характеризовать гражданские правоотношения;
• раскрывать смысл права на труд;
• объяснять роль трудового договора;
• разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
• характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
• характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
• конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
• характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
• раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми
правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка,
преступления;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без
попечения родителей;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:

• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и
правопорядку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление
и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
• объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
• различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей,
предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
• характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
• характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов,
выявлять роль конкуренции;
• объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета
государства;
• называть и конкретизировать примерами виды налогов;
• характеризовать функции денег и их роль в экономике;
• раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
• анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного
типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической
жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов
поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской
деятельности;
• раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

• использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
• обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из
неадаптированных источников;
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской
экономики;
• анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения
потребителя;
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи отражающие типичные ситуации в
экономической сфере деятельности человека;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка
действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые
ресурсы, составлять семейный бюджет.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид,
индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с
ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.
Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в
малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты
и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества.
Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей
стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический

кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и
обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение
социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный
выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг.
Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки
права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом
возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный
контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический
прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного
общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая
аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль
религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние
искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные
роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения.
Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты
и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия –
многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции
государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственнотерриториального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и
референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое
государство. Местное самоуправление.Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и
способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон
государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы
России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и
управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное
Собрание
Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и
гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека
и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения.
Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической
ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданскоправовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты
гражданских прав.
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой
деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и
прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений.
Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и
принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности
правового статуса
несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и
наказания

несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных
конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы
производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы.
Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и
рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок
капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и
стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный
бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги,
денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный
банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.
Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от
финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный
бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.
Инфляция.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 6 КЛАСС (34 ЧАСА)
№
п/п
1

2-3

4-5

6-7

8-9

1011

Дата

Тема урока

Количество
часов
1

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
учебных действий)
Вводный урок
Познакомиться с основным содержанием курса 6 класса.
Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в
процессе учебной деятельности.
Г л а в а I. Человек в социальном измерении (12 часов)
Человек – личность
2
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия
«индивидуальность».
Сопоставлять информацию текста и иллюстраций, делать выводы
на основе двух и более источников
Решать проблемные задачи при работе в парах.
Познай самого себя
2
Характеризовать особенности познания человеком мира и самого
себя.
Оценивать собственные практические умения, поступки,
моральные качества, выявлять их динамику.
Сравнивать себя и свои качества с другими людьми.
Приводить примеры проявления различных способностей людей
Человек
2
Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды.
и его деятельность
Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы
деятельности.
Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной
деятельности
Потребности человека
2
Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер.
Описывать особые потребности людей с ограниченными
возможностями.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с
проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств
На пути к жизненному успеху
2
Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в
достижении успеха в жизни.
Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения
жизненного успеха.

1213
1415

1617

1819

2021

Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его
результаты.
Практикум по теме: «Человек в
2
Осознавать себя членом общества. Характеризовать основные
социальном измерении»
положения темы.
Г л а в а II. Человек среди людей (10 часов)
Межличностные
2
Описывать межличностные отношения и их отдельные виды.
отношения
Показывать проявления сотрудничества и соперничества на
конкретных примерах.
Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество
людей в обществе.
Оценивать собственное отношение к людям других
национальностей и другого мировоззрения.
Человек в группе
2
Описывать большие и малые, формальные и неформальные
группы. Приводить примеры таких групп.
Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые
нормы.
Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество
людей в обществе.
Оценивать собственное отношение к людям других
национальностей и другого мировоззрения.
Общение
2
Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские
отношения людей.
Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства
общения.
Сравнивать и сопоставлять различные стили общения.
Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности
общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать
собственное умение общаться
Конфликты в межличностных
2
Описывать сущность и причины возникновения межличностных
отношениях
конфликтов.
Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях.
Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение
конфликта.

2223
2425

2627

2829

3031

3233
34

Практикум по теме «Человек
2
Актуализировать и обобщать знания по теме. Выполнять различные
среди людей»
виды заданий разного уровня сложности по теме
Г л а в а III. Нравственные основы жизни (8 часов)
Человек славен добрыми делами
2
Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления
добра.
Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали.
Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с
точки зрения золотого правила морали
Будь смелым
2
На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества,
смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и
житейских ситуациях.
Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного
противодействия проявлениям зла
Человек
2
Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность».
и человечность
Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей,
описанным в СМИ и иных информационных источниках.
На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления
внимания к нуждающимся в нём
Практикум
по
теме
2
Обобщить полученные при изучении темызнания о добре,
«Нравственные основы жизни»
человечности, смелости как добродетелях. Создать условия для
расширения и рефлексии собственного опыта проявления внимания
к нуждающимся в нём людям.
Заключительные уроки
2
Провести диагностику результатов обучения в 6 классе.
Подвести итоги учебной работы за год.
Наметить перспективы обучения в 7 классе
Итоговая контрольная работа за
1
Выполнение итоговой контрольной работы
курс 6 класса

№
п/п
1

2
3
4-5

6-7

8

9
1011

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 7 КЛАСС (34 ЧАСА)
Дата
Тема урока
Количество
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
часов
учебных действий)
Вводный урок
1
Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.
Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса.
Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в
процессе учебной деятельности.
Г л а в а I. Мы живем в обществе -20 часов
Что значит жить по правилам
1
Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в
общественной жизни
Права и обязанности граждан
1
Характеризовать конституционные права и обязанности граждан
Экономика и ее основные
2
РФ.
участники
Называть права ребенка и характеризовать способы их защиты.
Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без
попечения родителей.
Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних
Производственная
2
Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей
деятельность человека
общества.
Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда.
Объяснять значение разделения труда в развитии производства.
Обмен, торговля, реклама
1
Объяснять условия осуществления обмена в экономике.
Характеризовать торговлю и её формы как особый вид
экономической деятельности.
Раскрывать роль рекламы в развитии торговли.
Выражать собственное отношение к рекламной информации.
Домашнее хозяйство
1
Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей
общества.
Бедность и хозяйство
2
Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда.
Объяснять значение разделения труда в развитии производства.
Различать общие, постоянные и переменные затраты производства
Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны.
Характеризовать особенности предпринимательской деятельности.
Сравнивать формы организации бизнеса.

12

1314
1516

1718
1920

2122

2324

2526

Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических
позиций
Человек в обществе: труд и
1
Описывать составляющие квалификации работника.
социальная лестница
Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы.
Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда
Зачем людям государство
Показывать на конкретных примерах меры государственной
поддержки семьи.
Почему важны законы
2
Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения
правопорядка.
Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь
закона и правопорядка, закона и справедливости
Культура и ее достижения
2
Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и
практических задач по изучаемой теме.
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Практикум
2
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для
школьников
Глава 2. Наша Родина- Россия – 15 часов
Наша страна на карте мира
2
Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации».
Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится
школа.
Характеризовать особенности России как многонационального
государства.
Раскрывать функции русского языка как государственного
Государственные символы
2
Описывать основные государственные символы Российской
России
Федерации. Знать текст гимна РФ.
Использовать дополнительные источники информации для
создания коротких информационных материалов, посвящённых
государственным символам России.
Составлять собственные информационные материалы о Москве
— столице России
Конституция Российской
2
Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей
Федерации
юридической силы.

2728

Гражданин России

2

2930

Мы – многонациональный
народ России

2

3132

Защита Отечества

2

3334

Практикум по главе «Наша
Родина – Россия»

2

35

Итоговая контрольная работа
за курс 7 класса

1

Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции
РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу.
Называть главные задачи Конституции
Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия
«гражданин».
Называть и иллюстрировать примерами основные права
граждан РФ.
Называть основные обязанности граждан РФ.
Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских
обязанностей.
Приводить примеры и давать оценку проявлениям
гражданственности, представленным в СМИ
Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и
национальные различия.
Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и
современной жизни российского общества проявления толерантного
отношения к людям разных национальностей
Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность
гражданина РФ.
Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского
долга
Систематизировать знания обучающихся по теме «Наша РодинаРоссия», расширить представления о федеративном характере
многонационального Российского государства, основных правах и
обязанностях российских граждан.
Способствовать осознанию на практике значения уважительного
отношения к людям различных национальностей, существующих в
обществе правил толерантного поведения.
Провести диагностику результатов обучения в 7 классе.

№
п/п
1

2

3

4

5

6

Дата

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 8 КЛАСС (34 ЧАСА)
Тема урока
Количество
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных
часов
действий)
Вводный урок
1
Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным
содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования
умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные
требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся
Личность и общество (6ч)
Что делает человека
1
Выявлять отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества.
человеком?
Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и
конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке.
Определять своё отношение к различным качествам человека. Выявлять связь
между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и
конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности.
Приводить примеры основных видов деятельности
Человек,
общество,
1
Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы
природа
и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать возможности
человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать
на примерах влияние природных условий на людей.
Общество как форма
1
Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной
жизнедеятельности
жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных
людей
примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни
Развитие общества
1
Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в
постиндустриальное общество. Раскрывать смысл понятия «общественный
прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в
обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни
перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного
развития). Использовать элементы причинно-следственного анализа при
характеристике глобальных проблем
Как стать личностью
1
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
социальных параметров личности. Выявлять и
сравнивать признаки,

7

Практикум по теме:
«Личность
и
общество»

1

8

Сфера
культуры

1

9

Мораль

1

10
11

Долг и совесть
Моральный выбор это ответственность
Образование

1
1

Наука в современном
обществе
Религия как одна из
форм культуры

1

Практикум по теме
«Сфера
духовной
культуры

1

12

13
14

15

духовной

1

1

характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность.
Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность.
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать
причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Сфера духовной культуры (8ч)
Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и
описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную
информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников.
Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать своё
отношение к тенденциям в культурном развитии
Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы
морали. Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния
моральных устоев на развитие общества и человека
Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей
Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки
собственным поступкам, по ведению других людей
Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать
информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников.
Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику
РФ.
Обосновывать своё отношение к непрерывному образованию
Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли
науки в современном обществе
Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни.
Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы
совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать
причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь применять
нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций. Выделять
нравственный аспект поведения. Соотносить поступки и события с принятыми

16

Социальная структура
общества

1

17

Социальные статусы и
роли

1

18

Нации
межнациональные
отношения

1

19

Отклоняющееся
поведение

1

20

Практикум по теме
«Социальная сфера»

1

21

Экономика и ее роль в
жизни общества

1

и

этическими принципами. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать
и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Социальная сфера (5ч)
Выявлять и различать разные социальные общности и группы. Раскрывать
причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов
социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов,
используя межпредметные связи, материалы СМИ;
показывать пути их
разрешения. Находить и извлекать социальную информацию о структуре
общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного
типа
Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и
достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой
репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному
признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях.
Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать
межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное
отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями
Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос»,
«нация», «национальность». Конкретизировать примерами из прошлого и
современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении
народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в
современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных
конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения
Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия
наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное
значение здорового образа жизни
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать
причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Экономика (13ч)
Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему
ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические
блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора

22

Главные
экономики

вопросы

23

Собственность

1

24

Рыночная экономика

1

25

Производство
основа экономики

–

1

26

Предпринимательская
деятельность

1

27

Роль государства
экономике

1

28

Распределение
доходов

в

1

1

Описывать и
иллюстрировать примерами решения основных вопросов
участниками экономики. Различать и
сопоставлять основные типы
экономических систем.
Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных
экономических системах
Объяснять
смысл
понятия
«собственность».
Характеризовать
и
конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для
приобретения права собственности.
Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации
экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной
экономической системы. Описывать действие рыночного механизма
формирования цен на товары и услуги. Формулировать собственное мнение о роли
рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества
Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ.
Различать товары и услуги как результат производства. Называть и
иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и извлекать
социальную информацию о производстве из адаптированных источников.
Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства.
Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать
собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в
предпринимательстве.
Оценивать
возможности
своего
участия
в
предпринимательской деятельности
Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные
формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и
косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет».
Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов
Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины
неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения
доходов.
Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки
населения

29

Потребление

1

30

Инфляция и семейная
экономика

1

31

Безработица,
причины
последствия

ее
и

1

32

Мировое хозяйство и
международная
торговля

1

33

Практикум по теме
«Экономика»
Итоговая контрольная
работа за курс 8 класса

1

34

1

Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в
зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг,
предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав
потребителей
Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние
инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и
иллюстрировать примерами формы сбережений граждан. Объяснять связь
семейной экономики с инфляционными процессами в стране. Оценивать способы
использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической
рациональности. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении
доходов населения
Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики.
Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и
социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении
занятости. Оценивать собственные возможности на рынке труда
Описывать реальные связи между участниками международных экономических
отношений. Характеризовать причины формирования мирового хозяйства.
Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового
хозяйства.Объяснять и
конкретизировать примерами направления
внешнеторговой политики государства. Раскрывать смысл понятия «обменный
валютный курс»
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать
причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Провести диагностику результатов обучения в 8 классе.

№ Дата
п/п
1

2
3
4
5

6-7

8

9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 КЛАСС(33 ЧАСА)
Тема урока
Количество
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
часов
Вводный урок
1
Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.
Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса.
Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной
деятельности.
Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной
работы обучающихся.
Политика – 8 ч
Политика и власть
1
Характеризовать власть и политику как социальные явления
Государство
1
Раскрывать признаки суверенитета.
Различать формы правления и государственного устройства
Политические режимы
1
Сопоставлять различные типы политических режимов.
Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства
Правовое государство
1
Раскрывать принципы правового государства.
Гражданское
Характеризовать разделение властей
общество
Раскрывать сущность гражданского общества.
Характеризовать местное самоуправление
Участие граждан в
2
Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных
политической жизни
событий, личного социального опыта.
Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни.
Обосновывать ценность и значимость гражданской активности.
Приводить примеры гражданственности
Политические партии
1
Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий
и движения
РФ.
Характеризовать проявления многопартийности
Практикум по теме
1
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
«Политика»
Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на
изученные понятия.

10

Роль права в жизни
общества и
государства

1

11

Правоотношения и
субъекты права

1

12

Правонарушения и
юридическая
ответственность

1

13

Правоохранительные
органы

1

1415

Конституция
Российской
Федерации. Основы

2

Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать,
применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей.
Выбирать адекватные способы деятельности.
Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности
Право (18ч)
Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической
силы.
Сопоставлять позитивное и естественное право.
Характеризовать основные элементы системы российского законодательства
Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия
правоотношений от других видов социальных отношений.
Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические
обязанности участников правоотношений».
Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления
обязанностей участников правоотношений.
Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у
физических и юридических лиц.
Объяснять причины этих различий.
Называть основания возникновения правоотношений
Различать правонарушение и правомерное поведение.
Называть основные виды и признаки правонарушений.
Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия
правомерного поведения.
Объяснять смысл презумпции невиновности
Называть основные правоохранительные органы РФ.
Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы.
Приводить примеры деятельности правоохранительных органов
Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы.
Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ,
подтверждающие её высшую юридическую силу.
Называть главные задачи Конституции.

конституционного
строя

1617

Права и свободы
человека и
гражданина

2

18

Гражданские
правоотношения

1

19

Право на труд.
Трудовые
правоотношения

1

20

Семейные
правоотношения

1

21

Административные
правоотношения

1

22

Уголовно-правовые
отношения

1

Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10,
15, 17, 18 Конституции РФ.
Характеризовать принципы федерального устройства РФ.
Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина
Объяснять смысл понятия «права человека».
Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим
документом.
Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав)
Характеризовать особенности гражданских правовых отношений.
Называть виды и приводить примеры гражданских договоров.
Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних.
Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных
законом РФ.
Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей
Называть основные юридические гарантии права на свободный труд.
Характеризовать особенности трудовых правоотношений.
Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и
работодателями.
Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых
правоотношениях
Объяснять условия заключения и расторжения брака.
Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей.
Находить и извлекать информацию о семейных правоотношениях из
адаптированных источников различного типа
Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным
правом.
Характеризовать субъектов административных правоотношений.
Указывать основные признаки административного правонарушения.
Характеризовать значение административных наказаний
Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений.
Указывать объекты уголовно-правовых отношений.
Перечислять важнейшие признаки преступления.
Отличать необходимую оборону от самосуда.

23

Социальные права

1

24

Международноправовая защита
жертв вооруженных
конфликтов

1

25

Правовое
регулирование
отношений в сфере
образования

1

2627
2832

Практикум по теме
«Право».
Повторение

2

33

Итоговая контрольная
работа за курс 9
класса

1

5

Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних
Называть основные социальные права человека.
Раскрывать понятие «социальное государство».
На конкретных примерах конкретизировать основные направления социальной
политики нашего государства
Объяснять сущность гуманитарного права.
Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых,
военнопленных, мирного населения.
Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены.
Объяснять значение международного гуманитарного права.
Раскрывать смысл понятия «военное преступление»
Объяснять смысл понятия «право на образование».
Различать право на образование применительно к основной и полной средней
школе.
Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить
образование
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.
Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности.
Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их
роли как решающих регуляторов жизни человека и общества.
Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных
ситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении
Провести диагностику результатов обучения в 9 классе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».