информатика_ 5-9 класс_ЗПР

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано:
Зам. директора по УВР
СОШ ______ Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская
Гринева Л.И.
Приказ № 164 от 27 августа 2021г.

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Информатика»
(для обучающихся с задержкой психического развития)
5-9 класс
на 2021-2022 учебный год

Составитель:
учитель МКОУ «Кузнецовская СОШ»
Успенская Г.Г.

2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная
рабочая
программа
учебного
предмета
«Информатика» является частью Адаптированной общеобразовательной
программы основного общего образования, разработанной в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, Примерной программы основного общего
образования по информатике, авторской программы Л.Л. Босовой.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности
протекания информационных процессов в системах различной природы, а
также о методах и средствах их автоматизации. Информатика имеет большое
и всё возрастающее число междисциплинарных связей. Вместе с математикой,
физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы
естественнонаучного мировоззрения.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая
использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики,
способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного
процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных
жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств
личности. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим
переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления,
формирования у учащихся умений организации собственной учебной
деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы акцент сделан на
изучении
фундаментальных
основ
информатики,
формировании
информационной культуры, развитие алгоритмического мышления,
реализации в полной мере общеобразовательного потенциала этого курса.
Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного
применения ИКТ, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и
обобщение этого опыта.
Цели изучения предмета:
•
формирование
основ
целостного
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики за счет развития представлений об информации как важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимания роли информационных процессов в современном мире;
•
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков
работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и
получения новых знаний, умений и способов деятельности в области
информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной
деятельности школьников (учебного проектирования, исследовательской
деятельности т.д.)
•
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
школьников;

воспитание ответственного и избирательного отношения к
информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения,
воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной
деятельности с применением средств ИКТ.
•
расширение знаний об информации и информационных
процессах;
•
закрепление и расширение знаний по техническому обеспечению
информационных технологий.
Задачи предмета:
•
овладение умениями работать с различными видами информации
с помощью компьютера и других средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную
информационную деятельность и планировать ее результаты;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей средствами ИКТ;
•
воспитание ответственного отношения к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного
отношения к полученной информации;
•
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной
жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной
деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке
труда.
Коррекционные задачи:
•
Коррекционная
направленность
реализации
программы
обеспечивается через использование в образовательном процессе
специальных методов и приемов, создание специальных условий,
перераспределения содержания программы по годам обучения.
Специфика контингента:
Процесс обучения школьников с ЗПР имеет коррекционноразвивающий характер, что выражается в использовании заданий,
направленных на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков и
опирается на субъективный опыт обучающихся, связь изучаемого материла с
реальной жизнью.
Данная программа разработана для категории детей с ЗПР,
имеющих следующие особенности развития: снижены показатели
внимания: затруднение переключения, высокая помехонеустойчивость,
снижены
показатели
сосредоточенности; снижена
продуктивность
запоминания, лучше развита зрительная и кинестетическая память;
затруднены навыки постановки задачи, построения гипотезы, планирования
деятельности, выбора средств решения задачи, действия в соответствии с
инструкцией, осуществления самоконтроля; плохо сформированы навыки
анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, классифицировать,
снижены уровень познавательного интереса и мотивация; неуверенность,
тревожность, агрессивность; недостаточный словарный запас, трудности в
усвоении теоретического материала.
•

Используемые приёмы в обучении детей с ОВЗ при реализации
программы:
- Использование чётких, конкретных указаний, как в устной, так и
письменной форме.
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение обучающимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами
обучения.
- Аргументированное
использование
большого
количества
раздаточного материала, наглядности.
- Демонстрация уже выполненного задания.
- Близость к обучающимся во время объяснения задания.
- Частые повторения и закрепление материала.
- Подготовка обучающихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего
задания.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют
минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами /
предложениями.
- Акцентирование внимания на хороших оценках.
- Разрешение переделать задание, с которым обучающийся не
справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование щадящей системы оценок достижений обучающихся.
- Распределение обучающихся по парам для выполнения проектов,
чтобы один из учеников мог подать пример другому.
- Обозначение школьных правил, которым обучающиеся должны
следовать.
- Использование невербальных средств общения, напоминающих о
данных правилах.
- Использование поощрений для обучающихся, которые выполняют
правила.
- Сведение к минимуму наказания за невыполнение правил;
ориентировка более на позитивное, чем негативное.
- Игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимального
числа вводимых специальных понятий, которые будут использоваться.
Место предмета в учебном плане
Информатика» является учебным предметом обязательной предметной
области «Математика и информатика».

Рабочая программа рассчитана на 135 ч, в 5,6 классах по 17 часов по
0,5 часа в неделю, 7,8 класс по 34 часа по 1 часу в неделю в 9 классе 33 часа –
1 раз в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность
человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной
России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества. Осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным
поступкам
(способность
к
нравственному
самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни

человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного
субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по
диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога,
готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта
социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного
отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного
партнера,
формирование
компетенций
анализа,
проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного
лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера
(способность
понимать
художественные
произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего
мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,

самовыражению и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к
занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому
отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные), способность их использования в
учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность
планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной
образовательной траектории.
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких как «система»,
«факт», «закономерность», «феномен», «анализ», «синтез» «функция»,
«материал», «процесс», является овладение обучающимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией,
участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет
продолжена работа по формированию и развитию основ читательской
компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления
своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования,
осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения,
в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У
выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как
в средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, создания образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют
приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят
их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
● систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
● выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое

свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
● заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут
опыт
проектной
деятельности,
способствующей
воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
ответственности,
повышению
мотивации и эффективности учебной деятельности. В процессе реализации
исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать
адекватные задаче средства, принимать решения, в том числе в ситуациях
неопределенности. Они получат возможность развить способности к
разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений,
анализу результатов поиска и выбору наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе
разработки основной образовательной программы основного общего
образования образовательной организации в зависимости от материальнотехнического оснащения, используемых методов работы и образовательных
технологий.
В соответствии с ФГОС ООО выделяются три группы универсальных
учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
● анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные результаты;
● определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых
образовательных результатов;
● идентифицировать препятствия, возникающие при достижении
собственных запланированных образовательных результатов;
● выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать
гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
● ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной
деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих
возможностей;
● обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для
достижения образовательных результатов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
● определять необходимые действия в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
● обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов

решения учебных и познавательных задач;
● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
● выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее
(определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и
предлагать
действия,
указывая
и
обосновывая
логическую
последовательность шагов);
● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
● составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл
выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
● определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
● описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в
виде алгоритма решения практических задач;
● планировать
и
корректировать
свою
индивидуальную
образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
● различать результаты и способы действий при достижении
результатов;
● определять совместно с педагогом критерии достижения
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
● систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
● оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемого результата;
● находить необходимые и достаточные средства для выполнения
учебных действий в изменяющейся ситуации;
● работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик/показателей результата;
● устанавливать связь между полученными характеристиками
результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик результата;
● соотносить свои действия с целью обучения.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

● определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
● анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
● оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
● обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
● фиксировать
и
анализировать
динамику
собственных
образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:
● анализировать собственную учебную и познавательную деятельность
и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее
успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить
способы выхода из критической ситуации;
● принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные
последствия принятого решения;
● определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта
учебной деятельности;
● демонстрировать
приемы
регуляции
собственных
психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
● подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие
его признаки и свойства;
● выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
● выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов
или явлений и объяснять их сходство или отличия;
● объединять предметы и явления в группы по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
● различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
● выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или

событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или
событий;
● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям
и от частных явлений к общим закономерностям;
● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом их общие признаки и различия;
● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
● объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности;
● выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся
сможет:
● обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
● определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
● создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
● создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
● переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое и наоборот;
● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
● строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
● анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки
зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или
на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
● находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с
целями своей деятельности);
● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл

текста, структурировать текст;
● устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
● резюмировать главную идею текста;
● преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение
отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный — учебный, научнопопулярный, информационный);
● критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
● определять свое отношение к окружающей среде, к собственной
среде обитания;
● анализировать влияние экологических факторов на среду
обитания живых организмов;
● проводить причинный и вероятностный анализ различных
экологических ситуаций;
● прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного
фактора на другой фактор;
● распространять экологические знания и участвовать в
практических мероприятиях по защите окружающей среды.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей, справочников, открытых источников информации и
электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
● определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать
корректные поисковые запросы;
● осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми
системами, базами знаний, справочниками;
● формировать множественную выборку из различных источников
информации для объективизации результатов поиска;
● соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей
деятельности.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и
совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
● определять возможные роли в совместной деятельности;
● играть определенную роль в совместной деятельности;
● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
● определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

● строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
● критически относиться к собственному мнению, уметь признавать
ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
● выделять общую точку зрения в дискуссии;
● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии
с поставленной перед группой задачей;
● организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
● устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии
с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся
сможет:
● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и
использовать речевые средства;
● представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
● соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии
в соответствии с коммуникативной задачей;
● высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
● принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
● создавать письменные тексты различных типов с использованием
необходимых речевых средств;
● использовать средства логической связи для выделения смысловых
блоков своего выступления;
● использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с
коммуникативной задачей;
● оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
13. Формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (далее —
ИКТ). Обучающийся сможет:
● целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
● использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные
языки в соответствии с условиями коммуникации;

● оперировать данными при решении задачи;
● выбирать адекватные задаче инструменты и использовать
компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для:
вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания
презентаций и др.;
● использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
● создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
• различать содержание основных понятий предмета: информатика,
информация, информационный процесс, информационная система,
информационная модель и др.;
• различать виды информации по способам ее восприятия человеком
и по способам ее представления на материальных носителях;
• раскрывать общие закономерности протекания информационных
процессов в системах различной природы;
• приводить примеры информационных процессов – процессов,
связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой
природе и технике;
• классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом
выполняемых задач;
• узнает о назначении основных компонентов компьютера
(процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти,
устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
• определять качественные и количественные характеристики
компонентов компьютера;
• узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как
можно улучшить характеристики компьютеров;
• узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
•
осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и
иных целей;
•
узнать о физических ограничениях на значения характеристик
компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
• описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит»,
«байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость
передачи данных, оценивать время передачи данных;
• кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;

• оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник
и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи,
пропускная способность канала связи);
• определять минимальную длину кодового слова по заданным
алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из
2, 3 или 4 символов);
• определять длину кодовой последовательности по длине исходного
текста и кодовой таблице равномерного кода;
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024;
переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и
из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и
вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
• записывать логические выражения, составленные с помощью
операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного
высказывания, если известны значения истинности входящих в него
элементарных высказываний;
• определять количество элементов в множествах, полученных из
двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения,
пересечения и дополнения;
• использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро,
путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками
(первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий
элемент; вставка, удаление и замена элемента);
• описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин
ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
• познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее
употребительными современными кодами;
• использовать основные способы графического представления
числовой информации, (графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с примерами математических моделей и
использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия
между математической моделью объекта и его натурной моделью, между
математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
• узнать о том, что любые дискретные данные можно описать,
используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
• познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в
современных компьютерах и робототехнических системах;
• познакомиться с примерами использования графов, деревьев и
списков при описании реальных объектов и процессов;
•
ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на
выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере
учебных автономных роботов);

•
узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения,
возникающие при передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
• составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
• выражать алгоритм решения задачи различными способами
(словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью
формальных языков и др.);
• определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для
решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных
языков);
• определять результат выполнения заданного алгоритма или его
фрагмента;
• использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а
также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной
речи и в информатике;
• выполнять без использования компьютера («вручную») несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых
данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием
основных управляющих конструкций последовательного программирования
(линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
• составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и
анализа числовых и текстовых данных с использованием основных
управляющих конструкций последовательного программирования и
записывать их в виде программ на выбранном языке программирования;
выполнять эти программы на компьютере;
• использовать величины (переменные) различных типов, табличные
величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин;
использовать оператор присваивания;
• анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие
результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
• использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• записывать на выбранном языке программирования арифметические
и логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
•
познакомиться с использованием в программах строковых
величин и с операциями со строковыми величинами;
•
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе
учебы и вне ее;
•
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их
решения;
•
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как
компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и

космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели
и др.);
•
познакомиться с учебной средой составления программ
управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов
управления, разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
•
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
•
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять,
редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
•
разбираться в иерархической структуре файловой системы;
•
осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
•
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе
формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной
адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его
элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);
•
использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять
отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
•
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов
в Интернете;
•
проводить поиск информации в сети Интернет по запроса
использованием логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных
систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном
процессе):
• навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками,
достаточными для работы с различными видами программных систем и
интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные
таблицы,
браузеры,
поисковые
системы,
словари,
электронные
энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с
использованием соответствующей терминологии;
• различными формами представления данных (таблицы, диаграммы,
графики и т. д.);
• приемами безопасной организации своего личного пространства
данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернетсервисов и т. п.;
• основами соблюдения норм информационной этики и права;
• познакомится с программными средствами для работы с
аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
• узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной
деятельности):
• узнать
о
данных
от
датчиков,
например,
датчиков
роботизированных устройств;

• практиковаться в использовании основных видов прикладного
программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы,
браузеры и др.);
• познакомиться с примерами использования математического
моделирования в современном мире;
• познакомиться с принципами функционирования Интернета и
сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в
Интернете;
• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна
полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности
(пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными
подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных
из разных источников);
• узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют
международные и национальные стандарты;
• узнать о структуре современных компьютеров и назначении их
элементов;
• получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
• познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
• получить представления о роботизированных устройствах и их
использовании на производстве и в научных исследованиях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Введение
Информация и информационные процессы
Информация – одно из основных обобщающих понятий современной
науки.
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные,
которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация
как сведения, предназначенные для восприятия человеком.
Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных.
Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью
дискретных данных.
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных.
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя
энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные
характеристики.
Компьютеры,
встроенные
в
технические
устройства
и
производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные
технологии (3D-принтеры).
Программное обеспечение компьютера.

Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы
развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа,
характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой
природе.
История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик
компьютеров. Суперкомпьютеры.
Физические ограничения на значения характеристик компьютеров.
Параллельные вычисления.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная
последовательность символов данного алфавита. Количество различных
текстов данной длины в данном алфавите.
Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки.
Алфавит текстов на русском языке.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в
другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в
двоичном алфавите.
Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность
кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16,
32.
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д.
Количество информации, содержащееся в сообщении.
Подход А.Н. Колмогорова к определению количества информации.
Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код
ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных
алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с
алфавитом, отличным от двоичного.
Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки.
Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной
кодовых слов.
Дискретизация
Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом
представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели
HSB и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной
графикой.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов
записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и
хранением изображений и звуковых файлов.
Системы счисления

Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры
представления чисел в позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы
счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным
основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных
системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до
1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в
двоичную и из двоичной в десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод
натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную,
шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в
восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической
логики
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения
количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.
Множество. Определение количества элементов во множествах,
полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций
объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы ЭйлераВенна. Логические значения высказываний. Логические выражения.
Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или»
(дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила
записи логических выражений. Приоритеты логических операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических
выражений.
Логические операции следования (импликация) и равносильности
(эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики.
Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры
логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая
(электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.
Списки, графы, деревья
Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент,
следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные
графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в
ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального
пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер).
Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина,
последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево.
Генеалогическое дерево.
Алгоритмы и элементы программирования

Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд
исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя.
Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление
исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями).
Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для
записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном
алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное
управлять
по
заранее
составленной
программе
исполнителями,
выполняющими команды. Программное управление исполнителем.
Программное управление самодвижущимся роботом.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блоксхем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном
алгоритмическом языке.
Системы программирования. Средства создания и выполнения
программ.
Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и
управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий
сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и
управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.
Алгоритмические конструкции
Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность
линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость
последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная
формы.
Выполнение
и невыполнение условия (истинность и ложность
высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с
условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения
цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла:
постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке
программирования.
Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций
в различных алгоритмических языках.
Разработка алгоритмов и программ
Оператор присваивания. Представление о структурах данных.
Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы
переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Примеры задач обработки данных:

•
нахождение минимального и максимального числа из двух,
трех, четырех данных чисел;
•
нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
•
заполнение числового массива в соответствии с формулой
или путем ввода чисел;
•
нахождение суммы элементов данной конечной числовой
последовательности или массива;
•
нахождение минимального (максимального) элемента
массива.
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих
алгоритмов в выбранной среде программирования.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями
Робот, Черепашка, Чертежник и др.
Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и
алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных
операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в
десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего
делителя (алгоритм Евклида).
Понятие об этапах разработки программ: составление требований к
программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на
выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью
выбранной системы программирования, тестирование.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки
останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный
вывод).
Знакомство с документированием программ. Составление описание
программы по образцу.
Анализ алгоритмов
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер
используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры
коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого
объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку
большого объема данных.
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном
множестве входных данных; определение возможных входных данных,
приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов
с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между
этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.
Робототехника
Робототехника – наука о разработке и использовании
автоматизированных технических систем. Автономные роботы и
автоматизированные комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная
связь: получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния,
света, звука и др.

Примеры роботизированных систем (система управления движением
в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное
управление отопления дома, автономная система управления транспортным
средством и т.п.).
Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства,
датчики. Система команд робота. Конструирование робота. Моделирование
робота парой: исполнитель команд и устройство управления. Ручное и
программное управление роботами.
Пример учебной среды разработки программ управления движущимися
роботами. Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация
алгоритмов "движение до препятствия", "следование вдоль линии" и т.п.
Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота,
отладка программы управления роботом Влияние ошибок измерений и
вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом.
Математическое моделирование
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью
математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической
модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания
объекта. Использование компьютеров при работе с математическими
моделями.
Компьютерные эксперименты.
Примеры использования математических (компьютерных) моделей при
решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования:
построение математической модели, ее программная реализация, проверка на
простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента,
анализ его результатов, уточнение модели.
Использование программных систем и сервисов
Файловая система
Принципы построения файловых систем. Каталог (директория).
Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование,
копирование, перемещение, удаление. Типы файлов.
Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного
текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип,
полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл
промежуточных данных при математическом моделировании сложных
физических процессов и др.).
Архивирование и разархивирование.
Файловый менеджер.
Поиск в файловой системе.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац,
строка, слово, символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и
форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое
форматирование.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических
объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации
страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений.
Проверка правописания, словари.
Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ
распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная
работа. Реферат и аннотация.
Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию
аудиовизуальных объектов.
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования
графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка,
поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка
цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Знакомство с обработкой
фотографий. Геометрические и стилевые преобразования.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).
Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними.
Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования
фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Электронные (динамические) таблицы
Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием
абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул
при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание
(сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм.
Базы данных. Поиск информации
Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в
готовой базе. Связи между таблицами.
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска
информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и
словари. Компьютерные карты и другие справочные системы. Поисковые
машины.
Работа в информационном пространстве. Информационнокоммуникационные технологии
Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная
система имен. Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в природе и
технике (геномные данные, результаты физических экспериментов,
Интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Технологии их
обработки и хранения.
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая
служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы,
службы обновления программного обеспечения и др.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от
них.

Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема
подлинности
полученной
информации.
Электронная
подпись,
сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и
коллективного размещения новой информации в сети Интернет.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат,
форум, телеконференция и др.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации
средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их
использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация
личного информационного пространства.
Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере
информатики и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и
ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и
др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети
Интернет и др.).

№ п/п

Дата

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНФОРМАТИКА 5 КЛАСС
Тема урока
Количество
Характеристика основных видов
часов
деятельности

1

Цели изучения курса информатики.
Информация вокруг нас. Техника
безопасности
и
организация
рабочего места.

1

2

Компьютер – универсальная машина
для работы с информацией

1

3

Ввод
информации
в
память
компьютера.
Клавиатура. Практическая работа
№1 «Вспоминаем клавиатуру»
Управление компьютером.
Практическая
работа
№2
«Вспоминаем приёмы управления
компьютером»
Хранение информации.
Практическая работа №3 «Создаём и
сохраняем файлы»

1

4

5

1

1

Приводят примеры передачи, хранения и
обработки
информации
в
деятельности
человека, в живой природе, обществе, технике;
приводят примеры информационных носителей;
классифицируют информацию по способам её
восприятия
человеком,
по
формам
представления на материальных носителях;
Выделяют
аппаратное
и
программное
обеспечение
компьютера;
анализируют
устройства компьютера с точки зрения
организации процедур ввода, хранения,
обработки, вывода и передачи информации;
определяют технические средства, с помощью
которых может быть реализован ввод
информации (текста, звука, изображения) в
компьютер.
Выбирают и запускают нужную программу;
работают
с
основными
элементами
пользовательского интерфейса: используют
меню, обращаются за справкой, работают с
окнами (изменяют размеры и перемещают окна,
реагируют на диалоговые окна); вводят
информацию в компьютер с помощью
клавиатуры (приёмы квалифицированного
клавиатурного письма), мыши и других
технических
средств;
создают,
переименовывают, перемещают, копируют и

6

7

8

9

10

11

12

13

Передача информации. Электронная
почта. Практическая работа №4
«Работаем с электронной почтой»
В мире кодов. Способы кодирования
информации. Метод координат.
Контрольная работа №1 по теме:
«Представление информации».
Текст как форма представления
информации. Компьютер – основной
инструмент подготовки текстов

1

Основные
объекты
текстового
документа. Ввод и редактирование
текста. Практическая работа №5
«Вводим
текст».
Практическая
работа №6 «Редактируем текст»
Текстовый фрагмент и операции с
ним.
Практическая работа №7 «Работаем
с фрагментами текста» Практическая
работа №8 «Форматируем текст»
Представление информации в форме
таблиц. Структура таблицы.
Практическая работа №9 «Создаём
простые таблицы»
Разнообразие
наглядных
форм
представления
информации.
Диаграммы. Практическая работа
№10 «Строим диаграммы»
Компьютерная
графика.
Промышленный
дизайн.

1

1

1

1

1

удаляют файлы; соблюдают требования к
организации компьютерного рабочего места,
требования безопасности и гигиены при работе
со средствами ИКТ.

Соотносят этапы (ввод, редактирование,
форматирование)
создания
текстового
документа и возможности тестового процессора
по их реализации; определяют инструменты
текстового редактора для выполнения базовых
операций по созданию текстовых документов
Создают несложные текстовые документы на
родном и иностранном языках; выделяют,
перемещают и удаляют фрагменты текста;
создают
тексты
с
повторяющимися
фрагментами; осуществляют орфографический
контроль в текстовом документе с помощью
средств текстового процессора; оформляют
текст в соответствии с заданными требованиями
к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к
выравниванию текста; создают и форматируют
списки; создают, форматируют и заполняют
данными таблицы

1

1

Выделяют в сложных графических объектах
простые (графические примитивы); планируют

14

15

16

17

Графический
редактор
Paint
Практическая работа №11 «Изучаем
инструменты
графического
редактора».
Создание
эскиза
объемно-пространственной
композиции Практическая работа
№12 «Работаем с графическими
фрагментами»
Создание объемных графических
изображений. Практическая работа
№13 «Работа в программе Fusion
360»
Разнообразие
задач
обработки
информации. Практическая работа
№14
«Создаём
списки».
Практическая работа №15 «Ищем
информацию в сети Интернет».
Преобразование информации по
заданным правилам. Практическая
работа №16«Выполняем вычисления
с
помощью
программы
Калькулятор». Практическая работа
№17
«Создаём
анимацию».
Контрольная работа №2 по теме:
«Обработка информации».
Выполнение
итогового
минипроекта.
Практическая работа №18 «Создаем
слайд-шоу»

1

работу
по
конструированию
сложных
графических объектов из простых; определяют
инструменты графического редактора для
выполнения базовых операций по созданию
изображений;
используют
простейший
(растровый и/или векторный) графический
редактор для создания и редактирования
изображений; создают сложные графические
объекты
с
повторяющимися
и
/или
преобразованными фрагментами.

1

1

1

Подбирают
иллюстративный
материал,
соответствующий
замыслу
создаваемого
мультимедийного
объекта.
Используют
редактор презентаций или иное программное
средство
для
создания
анимации
по
имеющемуся сюжету; создают на заданную
тему
мультимедийную
презентацию
с
гиперссылками, слайды которой содержат
тексты, звуки, графические изображения.

№ п/п

Дата

Тема урока

ИНФОРМАТИКА 6 КЛАСС
Количество
Характеристика основных видов
часов
деятельности

1

Т.Б.
Объекты окружающего
мира.
Практическая работа «Работаем с основными
объектами операционной системы».

1

2

Компьютерные объекты. Практическая работа
«Работаем с объектами файловой системы».

1

3

Знакомство с технологиями VR/AR.
Тестирование
существующих
AR
–
приложений.
Тестирование
устройств.
Выявление принципов работы шлема. Другие
VR устройства
Отношения объектов и их множеств.
Практическая
работа
«Повторяем
возможности графического редактора».

1

Разновидности объекта и их классификация.
Практическая
работа
«Повторяем
возможности текстового процессора».

1

4

5

1

Анализируют
объекты
окружающей
действительности, указывая их признаки —
свойства, действия, поведение, состояния.
Изменяют свойства рабочего стола: тему, фоновый
рисунок, заставку; изменяют свойства панели задач.
Анализируют основные компьютерные объекты.
Знают
свойства компьютерных объектов
(устройств, папок, файлов) и понимают значения
навыков работы на компьютере для учебы и жизни.
Представления о компьютерных объектах и их
признаках; возможных действий с ними;
упорядочивают информацию в личной папке.
Объясняют принципы работы шлема.

Выявляют отношения, связывающие
данный объект с другими объектами. Используют
графический редактор Paint для создания и
редактирования изображений; создают сложные
графические объекты с повторяющимися и /или
преобразованными
фрагментами.
Осуществляют
деление заданного множества
объектов на классы по заданному или
самостоятельно выбранному признаку основанию
классификации. Осуществляют орфографический

Системы объектов. Практическая работа
«Знакомимся с графическими возможностями
текстового процессора»
Персональный компьютер как система.
Практическая
работа
«Знакомимся
с
графическими возможностями текстового
процессора».
Способы познания окружающего мира.
Практическая работа «Создаем компьютерные
документы».

1

9

Понятие как форма мышления. Практическая
работа
«Конструируем
и
исследуем
графические объекты».

1

10

Информационное моделирование.
Практическая работа «Создаём графические
модели».

1

11

Знаковые информационные модели.
Практическая работа «Создаём словесные
модели и многоуровневые списки».
Табличные
информационные
модели.
Практическая работа «Создаём табличные
модели».

1

6

7

8

12

1

1

1

контроль в
текстовом документе с помощью
средств текстового процессора; оформляют текст в
соответствии с заданными требованиями к шрифту,
его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию
текста.
Приводят примеры материальных, нематериальных
и смешанных систем. Вставляют в текстовый
документ рисунки; создают декоративные надписи.
Анализируют персональный компьютер как
систему. Работают с готовыми фигурами.
Создают несложные текстовые документы на
родном и иностранном языках; создают тексты с
повторяющимися фрагментами; осуществляют
поиск и замену фрагментов текста; вставляют
символы, отсутствующие на клавиатуре.
Анализируют основные логические приёмы
формирования
понятий.
Конструируют
и
исследуют графические объекты средствами
графического редактора Paint.
Анализируют
цели моделирования; различают
натурные и информационные модели. Строят
графические
модели
объектов
средствами
текстового процессора.
Приводят
примеры использования диаграмм и
графиков при описании объектов окружающего
мира. Создают диаграммы и графики.
Приводят примеры табличных информационных
моделей; различать типы таблиц. Создают
табличные модели; создают
простые
вычислительные
таблицы, вносят в них
информацию и проводят несложные вычисления.

13

14

15

16

17

Графики и диаграммы. Практическая работа
«Создаем
информационные
модели
–
диаграммы и графики»
Схемы. Практическая работа «Создаём
информационные модели – схемы, графы и
деревья».
Что такое алгоритм. Работа в среде
виртуальной лаборатории
«Переправы».
Исполнители вокруг нас. Формы записи
алгоритмов. Работа в среде исполнителя
Кузнечик.

1

Типы алгоритмов. Исполнитель Чертежник.
Работа в среде исполнителя Чертёжник.

1

1

1

1

Приводят
примеры использования диаграмм и
графиков при описании объектов окружающего
мира. Создают диаграммы и графики.
Приводят примеры использования схем, графов и
деревьев при описании объектов окружающего
мира. Создают схемы, графы, деревья.
Приводят примеры алгоритмов; разрабатывают
план действий для решения задач на переправы.
Приводят примеры формальных и неформальных
исполнителей; различают
формы записи
алгоритмов; придумывают задачи по управлению
учебными исполнителями.
Выделяют примеры ситуаций, которые могут быть
описаны с помощью линейных алгоритмов,
алгоритмов с ветвлениями и циклами. Составляют
линейные алгоритмы по управлению учебным
исполнителем;
составляют
вспомогательные
алгоритмы
для
управления
учебными
исполнителем; составляют циклические алгоритмы
по
управлению
учебным
исполнителем.
Придумывают задачи по управлению учебными
исполнителями. Реализовывают план действий для
решения задач в среде исполнителя Чертёжник.

ИНФОРМАТИКА 7 КЛАСС

№ п/п
1

2
3
4
5
6
7

8
9

Дата

Тема урока

Количество
Характеристика основных видов
часов
деятельности (на уровне учебных действий)

Цели изучения курса информатики и ИКТ.
1
Техника безопасности и организация рабочего
места. Техника безопасности при работе с 3dоборудованием.
Информация и информационные процессы – 8 ч
Информация и её свойства
1
Оценивают информацию с позиции её свойств
(актуальность, достоверность, полнота и пр.);
Информационные
процессы.
Обработка
1
приводят примеры кодирования с использованием
информации
различных алфавитов, встречаются в жизни;
классифицируют информационные процессы по
Информационные процессы. Хранение и
1
принятому основанию; выделяют информационную
передача информации
составляющую процессов в биологических,
Всемирная паутина как информационное
1
технических и социальных системах; анализируют
хранилище. Знакомство с ресурсом 2 gis
отношения в живой природе, технических и
Представление информации.
Создание
1
социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций
публикации собственной карты.
управления. Кодируют и декодируют сообщения
Дискретная
форма
представления
1
по известным правилам кодирования; определяют
информации. Спутниковая навигация (глонасс
количество различных символов, которые могут
и gps)
быть закодированы с помощью двоичного кода
Единицы измерения информации
1
фиксированной длины (разрядности); определяют
разрядность двоичного кода, необходимого для
Контрольная работа по теме «Информация и
1
кодирования всех символов алфавита заданной
информационные процессы»
мощности; оперируют с единицами измерения
количества информации (бит, байт, килобайт,
мегабайт,
гигабайт);
оценивают
числовые
параметры информационных процессов (объём
памяти, необходимой для хранения информации;
скорость передачи информации, пропускную
способность выбранного канала и пр.).
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией – 7 ч

10
11
12

13

14
15
16

17
18

Основные компоненты компьютера и их
функции
Персональный компьютер

Анализируют компьютер с точки зрения единства
программных и аппаратных средств; анализируют
устройства компьютера с точки зрения организации
1
процедур ввода, хранения, обработки, вывода и
передачи информации; определяют программные и
Программное
обеспечение
компьютера.
1
аппаратные
средства,
необходимые
для
Системное
программное обеспечение.
осуществления информационных процессов при
Периферийные устройства (3d-принтер, 3dрешении задач; анализируют информацию (сигналы
сканеры и т.д.)
о готовности и неполадке) при включении
Системы программирования и прикладное
1
компьютера; определяют основные характеристики
программное
обеспечение.
ПО
для
операционной системы; планируют собственное
моделирования и обработки 3d-модели
информационное
пространство.
Получают
Файлы и файловые структуры
1
информацию о характеристиках компьютера;
оценивают числовые параметры информационных
Пользовательский интерфейс
1
процессов (объём памяти, необходимой для
хранения
информации;
скорость
передачи
Обобщение и систематизация основных
1
информации,
пропускную
способность
выбранного
понятий по
теме «Компьютер как
канала и пр.); выполняют основные операции с
универсальное устройство для
работы с
файлами и папками; оперируют компьютерными
информацией».
информационными
объектами
в
нагляднографической форме; оценивают размеры файлов,
подготовленных с использованием различных
устройств ввода информации в заданный интервал
времени
(клавиатура,
сканер,
микрофон,
фотокамера, видеокамера); используют программыархиваторы; осуществляют защиту информации от
компьютерных вирусов помощью антивирусных
программ.
Обработка графической информации – 4 ч
Формирование изображения на экране
1
Анализируют
пользовательский
интерфейс
компьютера. Качественный фотоснимок
используемого программного средства; определяют
условия и возможности применения программного
Компьютерная графика. ПО для работы с
1
средства для решения типовых задач; выявляют
графикой
1

19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29

Создание графических изображений. Создание
сферических панорам
Обобщение и систематизация основных
понятий по теме «Обработка графической
информации».

общее и отличия в разных программных продуктах,
предназначенных для решения одного класса задач.
Определяют код цвета в палитре RGB в
1
графическом редакторе; создают и редактируют
изображения с помощью инструментов растрового
графического редактора; создают и редактируют
изображения с помощью инструментов векторного
графического редактора.
Обработка текстовой информации – 9 ч
Текстовые документы и технологии их
1
Анализируют пользовательский интерфейс
создания.
используемого программного средства; определяют
условия и возможности применения программного
Создание
текстовых
документов
на
1
средства для решения типовых задач; выявляют
компьютере.
общее и отличия в разных программных продуктах,
Прямое форматирование
1
предназначенных для решения одного класса задач.
Создают
небольшие
текстовые
документы
Стилевое форматирование
1
посредством квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых средств
Визуализация информации в текстовых
1
текстовых редакторов;
документах.
форматируют
текстовые
документы
Распознавание
текста
и
системы
1
(установка параметров страницы документа;
компьютерного перевода.
форматирование символов и абзацев; вставка
Оценка
количественных
параметров
1
колонтитулов и номеров страниц). Вставляют в
текстовых документов.
документ формулы, таблицы, списки, изображения;
Оформление
реферата
«История
1
выполняют коллективное создание текстового
вычислительной техники»
документа; создают гипертекстовые документы;
Обобщение и систематизация основных
1
выполняют кодирование и декодирование текстовой
понятий по
теме «Обработка текстовой
информации,
используя
кодовые
таблицы
информации».
(Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251); используют
ссылки и цитирование источников при создании на
их основе собственных информационных объектов.
Мультимедиа – 4 ч
1

30
31
32
33

Технология мультимедиа.
Использование
БПЛА для съемки местности
Компьютерная 3d-графика (фотограмметрия)
и оформление презентаций
Создание мультимедийной презентации.

1

Обобщение и систематизация основных
понятий по теме «Мультимедиа».

1

1
1

Анализируют
пользовательский
интерфейс
используемого программного средства; определяют
условия и возможности применения программного
средства для решения типовых задач; выявляют
общее и отличия в разных программных продуктах,
предназначенных для решения одного класса задач.
Создают презентации с использованием готовых
шаблонов; записывают звуковые файлы с
различным
качеством
звучания
(глубиной
кодирования и частотой дискретизации).

Итоговый – 1ч
34

Итоговый урок за курс 7 класса

1

Выполняют тестовое задание

ИНФОРМАТИКА 8 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество
часов
1

2

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника
безопасности и организация рабочего места.
Общие сведения о системах счисления

3

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1

4

1

6

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления.
Компьютерные системы счисления
Правило перевода целых десятичных чисел в систему
счисления с основанием q
Представление целых чисел

7

Представление вещественных чисел

1

8

Высказывание. Логические операции.

1

9
10

Построение таблиц истинности
выражений
Свойства логических операций.

11

Решение логических задач

1

12

Логические элементы

1

13

Обобщение и систематизация основных понятий темы
«Математические основы информатики». Проверочная
работа
Алгоритмы и исполнители

1

1

5

14

Дата

для

логических

1

1
1

1
1

1

Характеристика основных видов
деятельности

Выявляют различие в унарных,
позиционных и непозиционных
системах счисления; выявляют
общее и отличия в разных
позиционных системах счисления;
анализируют логическую структуру
высказываний.
Переводят небольшие (от 0 до 1024)
целые числа из десятичной системы
счисления в двоичную
(восьмеричную,
шестнадцатеричную) и обратно;
выполняют операции сложения и
умножения над небольшими
двоичными числами; записывают
вещественные числа в естественной
и нормальной форме; строят таблицы
истинности для логических
выражений; вычисляют
истинностное значение логического
выражения.

15

Способы записи алгоритмов

1

16

Объекты алгоритмов

1

17

Алгоритмическая конструкция следование

1

18

Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма
ветвления
Неполная форма ветвления

1

1

21

Алгоритмическая конструкция повторение.
заданным условием продолжения работы
Цикл с заданным условием окончания работы

22

Цикл с заданным числом повторений

1

23

Обобщение и систематизация основных понятий темы
«Основы алгоритмизации». Проверочная работа

1

24

Общие сведения о языке программирования Паскаль

1

25

Организация ввода и вывода данных

1

26

Программирование линейных алгоритмов

1

19
20

Цикл

с

1

1

Определяют по блок-схеме, для
решения какой задачи предназначен
данный алгоритм; анализируют
изменение значений величин при
пошаговом выполнении алгоритма;
определяют по выбранному методу
решения задачи, какие
алгоритмические конструкции могут
войти в алгоритм; сравнивают
различные алгоритмы решения
одной задачи.
Исполняют готовые алгоритмы для
конкретных исходных данных;
преобразовывают запись алгоритма с
одной формы в другую; строят
цепочки команд, дающих нужный
результат при конкретных исходных
данных для исполнителя
арифметических действий; строят
цепочки команд, дающих нужный
результат при конкретных исходных
данных для исполнителя,
преобразующего строки символов;
строить арифметические, строковые,
логические выражения и вычислять
их значения
Анализируют готовые программы;
определяют по программе, для
решения какой задачи она
предназначена; выделяют этапы
решения задачи на компьютере.

27
28
29
30
31
32
33
34

Программирование разветвляющихся алгоритмов.
Условный оператор.
Составной оператор. Многообразие способов записи
ветвлений.
Программирование циклов с заданным условием
продолжения работы.
Программирование циклов с заданным условием
окончания работы.
Программирование циклов с заданным числом
повторений.
Различные варианты программирования циклического
алгоритма.
Обобщение и систематизация основных понятий темы
«Начала программирования». Проверочная работа.
Итоговый урок за курс 8 класса

1
1
1
1
1
1
1
1

Программируют линейные
алгоритмы, предполагающие
вычисление арифметических,
строковых и логических выражений;
разрабатывают программы,
содержащие оператор/операторы
ветвления (решение линейного
неравенства, решение квадратного
уравнения и пр.), в том числе с
использованием логических
операций;
разрабатывают программы,
содержащие оператор (операторы)
цикла
Выполняют итоговое тестирование

ИНФОРМАТИКА 9 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов

1

Цели изучения курса информатики
и ИКТ. Техника безопасности и
организация рабочего места.

1

2

Моделирование как метод познания

1

3

Знаковые модели

1

4

Графические
информационные
модели
Табличные
информационные
модели
Базы
данных
как
модель
предметной области. Реляционные
базы данных

1

7

Система управления базами данных

1

8

Работа с базой данных. Запрос на
выборку данных
Контрольная работа по теме
«Моделирование и формализация»
Программирование
как
этап
решения задачи на компьютере
Одномерные массивы целых чисел.
Описание,
заполнение,
вывод
массива

1

5
6

9
10
11

Дата

Характеристика основных видов деятельности

Осуществляют сортировку записей в готовой базе
данных.

1
1

1
1
1

Выделяют этапы решения задачи на компьютере;
осуществляют разбиение исходной задачи на
подзадачи; сравнивают различные алгоритмы
решения одной задачи. Исполняют готовые
алгоритмы для конкретных исходных данных;

12

Вычисление
массива

элементов

1

13

Последовательный поиск в массиве

1

14

Анализ
алгоритмов
исполнителей

1

15

Конструирование алгоритмов

1

16

Запись
вспомогательных
алгоритмов на языке Паскаль
Контрольная работа по теме
«Начала программирования»
Интерфейс электронных таблиц.
Данные в
ячейках таблицы.
Основные режимы работы
Организация
вычислений.
Относительные
и абсолютные
ссылки
Встроенные функции. Логические
функции

1

17
18

19

20

суммы

для

1
1

1
1

21

Сортировка и поиск данных

1

22

Построение диаграмм и графиков

1

23

Контрольная работа по
«Обработка
числовой
информации
электронных таблицах»

1

теме

разрабатывают программы, содержащие
подпрограмму; разрабатывают программы для
обработки одномерного массива:
(нахождение минимального (максимального)
значения в данном массиве; подсчитывают
количество элементов массива, удовлетворяющих
некоторому условию; находят суммы всех
элементов массива;
Находят количество и суммы всех четных
элементов в массиве; сортировка элементов
массива и пр.).
Анализируют
пользовательский
интерфейс
используемого программного средства; определяют
условия и возможности применения программного
средства для решения типовых задач; выявляют
общее и отличия в разных программных продуктах,
предназначенных для решения одного класса задач.
Создают электронные таблицы, выполняют в них
расчёты по встроенным и вводимым пользователем
формулам; строят диаграммы и графики в
электронных таблицах.

в

24

Локальные и глобальные сети

1

25

Как устроен Интернет. IP-адрес
компьютера

1

Выявляют общие черты и отличия способов
взаимодействия на основе компьютерных сетей;

26
27
28

2930
31

Доменная
система
имен.
Протоколы передачи данных
Всемирная паутина. Файловые
архивы
Электронная
почта.
Сетевое
коллективное
взаимодействие.
Сетевой этикет
Конструктор школьных сайтов.
Знакомство
с
инструментом
Создание web-сайта
Возможности
конструктора
школьных сайтов

32

1
1
1

2

1
1

Контрольная работа по теме
«Коммуникационные технологии»

33

Итоговый урок за курс 9 класса

1

анализируют доменные имена компьютеров и
адреса документов в Интернете; приводят примеры
ситуаций, в которых требуется поиск информации;
анализируют и сопоставляют различные источники
информации, оценивают достоверность найденной
информации;
распознают потенциальные угрозы и вредные
воздействия, связанные с ИКТ; оценивают
предлагаемы пути их устранения.
Осуществляют взаимодействие посредством
электронной почты, чата, форума; определяют
минимальное время, необходимое для передачи
известного объёма данных по каналу связи с
известными характеристиками; проводят поиск
информации в сети Интернет по запросам с
использованием логических операций; создают с
использованием конструкторов (шаблонов)
комплексные информационные объекты в виде
веб-страницы, включающей графические объекты.
Выполняют тестовое задание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».