родная литература _9 зпр

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано:
Зам. директора по УВР
___________Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
________________Гринева Л.И.
Приказ № 164 от
«__27__» августа 2021

Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с задержкой
психического развития
по родной (русской) литературе
на 2021 – 2022 учебный год
для 9 класса

0.5 часа в неделю
(всего 16 часов)

Составитель:
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Кузнецовская СОШ»
Ведянина Н.В.

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе 9 класса для детей с задержкой психического развития составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждѐнного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
- Примерной программы по литературе (Литература: Рабочие программы (предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной: 5-9
классы). - М.: Просвещение, 2015.
Программа составлена для обучения детей с задержкой психического развития.
Краткая характеристика детей с задержкой психического развития.
Обучающиеся с задержкой психического развития имеют следующие особенности:
- недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, познавательных интересов;
- несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих деятельность обучающихся по решению учебнопознавательных и учебно-практических задач;
- трудности в использовании символических, графических средств в процессе учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
- недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;
- низкая самостоятельность обучающихся в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей, стимулирующей,
организующей помощи на разных этапах деятельности;
- затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;
- повышенная истощаемость психических функций или инертность с психических процессов, трудности в переключаемости;
- трудности в воспроизведении усвоенного материала;
- низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;
- отставание в развитии словесно-логического мышления.
С учетом обозначенных особенностей можно выделить три группы взаимосвязанных задач
коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
- устранение причин трудностей в освоении основных образовательных программ общего образования, которые определяются особенности
психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- компенсация нарушенных психических функций (преимущественно по отношению к психолого-педагогической работе с обучающимися с
ceнсорными нарушениями);

2

- восполнение пробелов предшествующего обучения.
Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических
приемов, способствующих оптимальному освоению обучающимися содержания основных образовательных программ общего образования. С
учетом анализа научно-методической литературы, требования к уроку, который предполагает реализацию коррекционной направленности
обучения, можно определить следующим образом:
- четкое планирование коррекционных задач урока;
- медленный темп урока с последующим его наращиванием;
- использование в начале урока простых, доступных для выполнения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья заданий, что
позволит создать положительную стимуляцию к обучению;
- включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности; задания, требующее максимального напряжения при выполнении
целесообразно предъявлять обучающимся в первой половине урока;
- снижение объема и скорости выполнения заданий;
- предложение помощи обучающемуся в случае затруднения при выполнении задания; помощь предлагается постепенно: от минимальной
стимулирующей, к организующей, направляющей, затем, в случае недостаточной эффективности названных видов помощи, обучающей;
- преимущественное использование на уроке частично-поискового метода обучения, введение элементов решения проблемных ситуаций;
- широкое использование на уроке наглядности для обеспечения адекватного восприятия, понимания и запоминания учебного материала;
- использование на уроке не более трех-четырех видов деятельности;
- обязательное использование ориентировочной основы действий в виде схем, алгоритмов, образцов выполнения заданий и других;
- использование на уроке четких выводов, важных положений, ключевых понятий;
- соблюдение тематической взаимосвязи учебного материала в рамках одного урока;
- преимущественная опора на зрительный анализатор;
- использование на уроке приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется совместно с педагогом, под его руководством;
- организация работы в паре с «сильным» обучающимся;
- требование отсроченного воспроизведения;
- требование от обучающихся полного ответа на поставленный вопрос;
- введение речевого контроля и отработка речевой формулы программы действий:
предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем» - осуществляется сознательная
регуляция деятельности; требование словесного отчета обучающегося по итогам выполнения задания;
- использование достаточного количества разнообразных упражнений для усвоения и закрепления учебного материала;
- изменение формулировки задания, разбивка условия на короткие фразы.
Коррекционные задачи и приѐмы представлены в тематическом планировании.

3

Примерная программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная
(русская) литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даѐтся общая характеристика
курса, определяется место учебного предмета «Родная (русская) литература» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору
содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по
русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Русский родной
язык».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная (русская) литература».
С учетом специфики учебного предмета «Родная (русская) литература» целями предмета на уровне основного общего образования
являются:
 создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;
 приобщение к литературному наследию своего народа;
 воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку и родной (русской) литературе как хранителю культуры, включение в
культурно-языковое поле своего народа;
 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа.
2. Общая характеристика учебного предмета
Приоритетная духовно-нравственная ценность курса родная литература для школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой
народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности,
развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности
поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве
школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти,
принадлежности к культуре, народу и всему человечеству, помогает школьнику осмыслить непреходящую историко-культурную и нравственноценностную роль родной литературы.
Важнейшими задачами курса по родной (русской) литературе являются:

4







формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной
литературы, к отдельным ее произведениям, к произведениям писателей и поэтов Югры;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы,
учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
литературного произведения.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Родная литература (русская)» включен в обязательную часть учебного плана основного общего образования.

Количество часов: 9 класс –16 часов (0,5 часа в неделю)
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся 5-9 классов.
Личностными результатами являются:
1) Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
2) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному

5

образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметными результатами являются:
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий на уроках Родной (русской) литературы является:
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;

6




выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия
учащийся научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметными результатами являются:
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родной (русской литературе) являются:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически

7

оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне
не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Учащийся научится:

выявлять особенности языка и стиля писателя;

определять родо-жанровую специфику художественного произведения ;

объяснять свое понимание нравственно-философской, социальноисторической и эстетической проблематики произведений ;

выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом
произведения (в каждом классе – на своем уровне);

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами,
изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные
дискуссии ;

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания
аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством
учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной
литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Учащийся получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого
результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
 опознавать различные выразительные средства языка;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;

8

 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и
читательского опыта;
 самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.

Содержание учебного предмета
Древнерусская литература. Особенности развития древнерусской литературы.
«Задонщина». Тема единения Русской земли.
Из литературы XVIII века. «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина.
Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.
Из литературы XIX века. Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…».
Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.
Из литературы XX века. И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень». А.Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог
рассуждениям о русском человеке. Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах
современного общества и о судьбе России. Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема
благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба». (или К.Г.Паустовский.
«Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа). А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.
Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире».
Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.
Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки».
Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей
человеческой жизни в изображении писателя.

9

Тематическое планирование по родной литературе 9 класс
№
урока

Тема урока.
Основное содержание.

Виды учебной деятельности обучающихся

Кол-во
часов

Древнерусская литература
1

Особенности развития древнерусской
литературы. «Задонщина». Тема
единения Русской земли.

1

2

«История государства Российского»
(фрагмент). «Уважение к минувшему» в
исторической хронике Н.М.Карамзина.
Русские баснописцы 18 века. Басня
«Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и
А. П. Сумарокова.

1

Литература XVIII века
Дают ответы-рассуждения по поднятым проблемам.

1

Выразительно читают басню. Отвечают на вопросы.

3

Выразительно читают эпизоды. Отвечают на вопросы.

Литература XIX века
4

5

6

Образ родной природы в стихах
поэтов XIX в. Поэтические традиции
XIX века в творчестве Апухтина А.Н.
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на
бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского
общества и благородство чувств героя
рассказа..
И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные
аллеи». «Холодная осень».

1

Выразительно читают стихотворения. Анализируют средства образности.

1

Анализируют текст. Характеризуют героя.

1

Литература XX века
Пишут рецензию.

10

7

8

9

10

11
12

13

14

15

16

А.Толстой. «Русский характер» своеобразный итог рассуждениям
о русском человеке.
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» –
многолетние раздумья автора о человеке,
о природе, о проблемах современного
общества.
Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!».
Безнравственность забвения человека
человеком. Тема благодарности
воспитавшим нас людям, памяти о них.
Психологизм рассказа К.Г.Паустовского
«Телеграмма». Отношение Насти к
матери. Смысл названия рассказа.
А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно
человеку для счастья.
Глубина философского обобщения в
рассказе А. Платонова «В прекрасном и
яростном мире».
Екимов Б.П. «Ночь исцеления».
Трагическая судьба человека в годы
Великой Отечественной войны.
Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени –
один из основных мотивов рассказа..
Тема нравственного выбора.
Е. Габова. Рассказ
«Не пускайте Рыжую на озеро».
Проблема отсутствия понимания между
людьми.
Захар Прилепин. «Белый квадрат».
Нравственное взросление героя рассказа.
Проблемы памяти, долга.

1

Анализируют текст. Письменно отвечают на вопросы.

1

Анализируют произведение с раскрытием его художественного своеобразия,
нравственной проблематики.

1

Анализируют рассказ, нравственные проблемы, поставленные автором. Выражают
свое отношение к прочитанному.

1

Анализируют текст. Составляют письменную характеристику героини.

1
1

Анализируют произведение с раскрытием его художественного своеобразия,
нравственной проблематики.
Дают развернутую характеристику главного героя.

1

Отвечают на проблемные вопросы. Составляют характеристику героя.

1

Знакомятся с особенностями композиции рассказа. Характеризуют образ главной
героини. Дают монологические ответы.

1

Знакомятся с содержанием рассказа, его индивидуальными особенностями,
эволюцией образов героев.

1

Отвечают на проблемные вопросы, создают монологические высказывания.
Создают устный словесный портрет.

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».