родной язык_9 ЗПР

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано:

Утверждаю:

Зам. директора по УВР

Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»

___________Феденева Д.В.

________________Гринева Л.И.
Приказ № 164

от

«__27__» августа 2021 г

Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с задержкой психического
развития по родному(русскому) языку
на 2021 – 2022 учебный год
для 9 класса

0.5 часа в неделю
(всего 16 часов)
Составитель:
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Кузнецовская СОШ»
Ведянина Н.В.

Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
− Конституция РФ;
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об Образовании в Российской Федерации»;
− Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения
понятия и структуры государственного образовательного стандарта (с изменениями от 18 июля, 10 ноября 2009 г., 8 ноября 2010 г.);
− Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
− Пункт 20 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
− Пункт 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
− Методические рекомендации по разработке рабочих программ по русскому языку для специальных (коррекционных) классов VII вида под редакцией Н.Е.
Галеевой.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по русскому родному языку разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования по русскому родному языку, Примерной программы основного общего образования по русскому родному языку для 5 – 9 классов
общеобразовательных учреждений и авторской программы для 5 – 9 классов под редакцией Александровой О.М., Загоровской О.В., Богданова С.И., Вербицкой
Л.А., Гостевой Ю.Н., Добротиной И.Н., Нарушевича А.Г., Казаковой А.Г., Васильевых И.П. с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ –
задержка психического развития.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения русского родного языка, которые определены стандартом.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы определяется прежде всего тем, что учащиеся в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (ЗПР) не могут освоить
Программу по русскому родному языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся
общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении,
обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, нарушены фонематический слух и графомоторные
навыки. Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого
материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Однако общеобразовательная
школа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по
русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную
использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности. Адаптация программы происходит за счет
сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы
ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Новые элементарные
навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала

отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко
уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные
орфографические и грамматические умения и навыки учащихся с ЗПР.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации
образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей». На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании Программы предполагается реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего
образования и трудовой деятельности учащихся с ЗПР.
В связи с этим определена цель обучения – изучение основного перечня тем, которые раскрывают стержневые разделы языкознания, подготовка учащихся к
сдаче экзамена по русскому языку.
Данная цель обусловливает следующие задачи:
Познавательные задачи:
− изучать базовые основы таких разделов языка, как фонетика, орфоэпия, графика, орфография, лексикология, фразеология, морфемика, словообразование,
морфология, синтаксис, пунктуация, стилистика, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте русского языка среди языков
мира;
− формировать у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
− формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и
сфере общения; умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; уметь пользоваться
различными лингвистическими словарями, в том числе и электронными.
− совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное овладение русским литературным
языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся; формировать потребность к
речевому самосовершенствованию и взаимодействию; совершенствовать умения и навыки устной и письменной речи;
− развивать творческое и логическое мышление;
− воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Ввиду вышеуказанных психофизических особенностей обучающихся проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
− совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие
артикуляционной моторики;
− развитие восприятия, памяти, внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), пространственных
представлений и ориентаций, представлений о времени;
− развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического;

− развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и письменной
инструкциями, алгоритму, планировать деятельность;
− развитие эмоционально-личностной сферы: инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств, устойчивой и
адекватной самооценки, умений анализировать свою деятельность, преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения, правильного
отношения к критике;
− развитие речи: фонематического восприятия, связной устной и письменной речи, лексико-грамматических средств языка;
− расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
− формирование и развитие учебно-практических действий по устранению индивидуальных пробелов в знаниях.

Планируемые результаты

Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение
базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и
жанров.

Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным памятникам;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
- устойчивый познавательный интерес и способность к самообразованию на основе мотивации
Выпускник получит возможность для формирования:
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- стремления к речевому самосовершенствованию;

Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Целеполагание:
• целеполаганию, включая постановку новых целей;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели;
Планирование:
• планировать пути достижения целей;
Самоконтроль и рефлексия:
• уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу
его реализации;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;

Речевая деятельность:
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое
контекстное высказывание;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Умение работать с текстом:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в
запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции;
— сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
--откликаться на содержание текста, понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном
сближении слов.
Навыки проектной и исследовательской работы
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
ИКТ - компетентность
• использовать различные приѐмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты
поиска;
• использовать приѐмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора.

Предметные результаты
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на
применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими
людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
-расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Выпускник научится:
Осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; понимать особенности употребления слов
с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
понимать и истолковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких
фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
понимать и истолковывать значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знать источники крылатых слов и выражений;
понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира;
иметь общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики;
определять различия между литературным языком и диалектами;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
использовать словари,
осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка и правила речевого этикета;
обогащать активный и потенциальный словарный запас;
соблюдать основные орфоэпические и акцентологические норм современного русского литературного языка;
употреблять слова с учѐтом стилистических вариантов орфоэпической;
соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать основные грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать основные нормы русского речевого этикета;
соблюдать основные орфографические нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
соблюдать основные пунктуационные нормы современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);
совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных
средств устной и письменной коммуникации), а именно:

владеть различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных,
художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
владеть различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи;
уметь дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;
классифицировать фактический материал по определѐнному признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между
выявленными фактами;
уметь соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями
текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

9 класс (16 ч)
Раздел 1. Язык и культура (4 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов,
песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Стремительный рост словарного состава языка.
Раздел 2. Культура речи (8 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Речевая избыточность и точность.
Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Словосочетание и простое предложение. Сложное предложение.
Речевой этикет. Русский язык в Интернете. Этика и этикет в электронной среде общения. Правила информационной безопасности при общении в социальных
сетях. Этикет Интернет- переписки, интернет-полемики, интернет-дискуссии.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст( 4 ч) Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Официально-деловой стиль.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Виды
преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Тематическое планирование, родной( русский язык) 9 класс
№
учебного
занятия
1

2

3
4

Часы
Раздел, тема

Виды учебной деятельности обучающихся

Язык и культура (4 ч.)
1
Составляют конспект лекции учителя.
Русский язык как зеркало национальной культуры и
истории народа.
Крылатые слова и выражения из произведений
художественной литературы, кинофильмов, песен,
рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс.
Стремительный рост словарного состава языка.

1

Исследуют языковой материал. Находят примеры
крылатых слов и выражений.

1
1

Составляют план – конспект.
Самостоятельно наблюдают особенности языкового
материала. Приводят примеры.

Культура речи. (8 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Нарушение орфоэпической нормы
как художественный приѐм.
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка.

1

Исследуют языковой материал. Подыскивают свои
примеры.

1

Вспоминают лексические нормы. Находят и исправляют
типичные речевые ошибки.

7

Лексическая сочетаемость слова и точность.

1

8

Речевая избыточность и точность. Тавтология.
Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой
избыточностью.
Основные синтаксические нормы современного
русского литературного языка: словосочетание и
простое предложение.

1

Составляют конспект лекции учителя. Создают
оригинальные тексты с использованием необходимых
речевых средств.
Анализ языкового материала с опознаванием примеров
тавтологии и плеоназма.

5

6

9

1

Находят и исправляют типичные грамматические ошибки
в управлении предлогов благодаря, согласно, вопреки;
предлога по с количественными числительными в
словосочетаниях с распределительным значением.
Находят и исправляют ошибки в построении
словосочетаний по типу управления; в употреблении
предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания.

Исправляют ошибки при употребления однородных
членов, причастных и деепричастных оборотов‚
предложений с косвенной речью.
Находят и исправляют типичные ошибки в построении
сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и
как будто). Ошибки в употреблении косвенной речи.

10

Основные синтаксические нормы современного
русского литературного языка: сложное предложение.

1

11

Основные синтаксические нормы современного
русского литературного языка: сложное предложение.

1

Находят и исправляют типичные ошибки в построении
сложных предложений: повторение частицы бы в
предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в
сложное предложение лишних указательных
местоимений, повтор союзного средства при
последовательном подчинении.

12

Русский язык в Интернете. Этика и этикет в
электронной среде общения. Правила информационной
безопасности при общении в социальных сетях.

1

Знакомятся с правилами информационной безопасности
при общении в соцсетях, дополняют своими правилами.
Участвуют в дискуссии.

Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)
13

Функциональные разновидности языка. Разговорная
речь.

1

Работают с текстами разных стилей. Создают свои тексты
разговорного стиля.

14

Официально-деловой стиль.

1

Работают с текстами официально – делового стиля.

15

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его
структурные элементы и языковые особенности.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.Виды
преобразования текстов: аннотация, конспект.
Использование графиков, диаграмм, схем для
представления информации.

1

Составляют тексты официально – делового стиля.

1

Работают с текстами публицистического стиля. Пробуют
написать проблемный очерк.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».