русский язык_8класс_ЗПР

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Зам. директора по УВР
___________Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
________________Гринева Л.И.
Приказ № 164 от
27 августа 2021 г.

Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с задержкой психического развития
по русскому языку
на 2021 – 2022 учебный год
для 8 класса
2.5 часа в неделю
(всего 85 часов)

Составитель:
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Кузнецовская СОШ»
Успенская Г.Г.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
Примерной программы основного общего образования по русскому языку. Рабочая программа рассчитана на применение учебнометодического комплекта по русскому языку для 8 класса авторов С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и др.- М.:
Просвещение, 2020. Данная программа будет реализоваться и для детей с ЗПР.
Учебное пособие «Русский язык» выбрано с учетом особенностей памяти, мышления, восприятия детей ЗПР. Оно содержит в доступной
форме изложенный теоретический материал, практические задания, представленные в нем, имеют разноуровневый характер, что позволяет
осуществлять дифференцированный подход в обучении. Учебник легок в использовании: словарные слова помещены в рамочки, что облегчает
знакомство с ними; условные обозначения, принятые в учебном пособии, позволяют свободно ориентироваться в нем; репродукции картин,
которыми снабжен учебник, хорошего качества, что, дает возможность осуществлять коррекцию зрительного восприятия при работе с ним.
В силу того, что учащиеся с ЗПР обучаются интегрировано в классе по общеобразовательной программе, коррекционная работа с ними
осуществляется на уроке и предусматривает индивидуальный подход, использование дифференцированных заданий в классной и домашней
работе. Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры научных терминов и понятий.
Преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры; практически отсутствуют – анализировать и
прогнозировать. В преподавании русского языка используются такие формы и методы обучения, как словесный, наглядный, практический и
репродуктивный. Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний учащихся: открытые и закрытые
тексты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы, воспроизведение прочитанного по алгоритму или при помощи наглядноиллюстративного метода. Используются более щадящая проверка и оценка знаний и умений.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная
работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков
каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция –
развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие
понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до
конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного
отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция
монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,
когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского
гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как
к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными
умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать,
анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие
умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами
использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому
самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
-совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности,
умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Результаты изучения предмета «Русский язык»
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык» в 8 классе
Речь и речевое общение
Ученик научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях
общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения
коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Ученик получит возможность научиться:
 выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат, публично защищать свою позицию;
 участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
 понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять.
Речевая деятельность
Аудирование
Ученик научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного,
публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию,
комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана,
тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Ученик получит возможность научиться:
 понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического 9в том числе текстов СМИ), анализировать
комментировать её в устной форме.

и

Чтение
Ученик научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественнопублицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в
форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы
Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в
соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
 понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию прочитанных текстов разной функциональностилевой и жанровой принадлежности;



извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников
(учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях,
официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Ученик научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других
изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение,
небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме
с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
 создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
 выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
 участвовать в дискуссии на учебно- научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
 анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения
(ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы,
неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также
тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Ученик получит возможность научиться:
 писать рецензии, рефераты;
 составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
 писать резюме, деловые письма, объявления с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со
спецификой употребления языковых средств.
Текст
Ученик научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а
также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы
и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
 создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в
беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учетом внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты
художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических
средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей,
разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры
публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры
разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля;
выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового
стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие
разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебнонаучную тему.
Ученик получит возможность научиться:
 различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты
художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических
средств;
 создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры
учебно-научного стиля, участие в дискуссиях на учебно-научные темы; резюме, деловое письмо, объявление как жанры
официально-делового стиля; выступление, информационная заметка, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле;
принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать

бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии
со спецификой употребления языковых средств;
 анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения
поставленных коммуникативных задач;
 выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Ученик научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль
старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и
характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
 характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Ученик научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
 опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
 выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
 извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных
видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Ученик научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и
лексического анализа слов.
Ученик получит возможность научиться:
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь
однокоренных слов;





опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том
числе и мультимедийных;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология
Ученик научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных
слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу
употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в
тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим
словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
 объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
 аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
 опознавать омонимы разных видов;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
 опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать
их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
 извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов,
устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и мультимедийных;
использовать эту информацию в разных видах деятельности.
Морфология
Ученик научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Ученик к получит возможность научиться:






анализировать синонимические средства морфологии;
различать грамматические омонимы;
опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи4
извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе и мультимедийных; использовать эту
информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис
Ученик научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной
предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:
 анализировать синонимические средства синтаксиса;
 опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
 анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических
качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
 демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
 извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию;
использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Ученик научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в
художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
 характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа-носителя языка;
 анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

Содержание учебной дисциплины
ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (1ч.)
Раскрытие ценности русского языка и его места среди языков народов мира
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (7ч.)
Фонетика и графика. Орфография. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология и синтаксис. Строение текста.
Стили речи.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (5ч.)
Строение словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Грамматическое значение словосочетаний.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (5 ч.)
Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложения. Характеристика человека.
Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8 ч.)
Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое, его основные типы и способы выражения, связь
сказуемого с подлежащим. Понятие простое глагольное сказуемое. Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим. Понятие
составное сказуемое. Отличительные особенности составного глагольного сказуемого от составного именного.
Тире между подлежащим и сказуемым.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11 ч.)
Понятие второстепенные члены предложения. Дополнение, прямое и косвенное. Смыслоразличительная роль порядка слов.
Согласованные и несогласованные определения, способ их выражения.
Приложение как разновидность определения, знаки препинания при нём.
Обстоятельство. Обстоятельство места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа действия.
Характеристика человека как вид текста.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (10 ч.)
Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными. Типы односоставных предложений.
Назывные предложения. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Безличные предложения. Общие и
отличительные признаки двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению. Способы выражения сказуемых в
безличных предложениях.
Особенности строения полных и неполных предложений, сфера их употребления. Роль неполных предложений в текстах художественных
произведений.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (8 ч.)
Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения,
пунктуация при них.
Сочинительные союзы и знаки препинания при них.
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Изложение. Сравнительная характеристика с элементами сочинения.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С УТОЧНЯЮЩИМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ
ЧЛЕНАМИ (13 ч.)
Обособленные члены предложения, их роль в речи.
Общие условия обособления определений. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений.
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.
Условия обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
Обособленные уточняющие предложения, знаки препинания при них.
Рассуждение. Обобщение и расширение представления о типе речи рассуждение.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ (5ч.)
Обращение. Назначение обращений. Обращения распространённые и нераспространённые, выделительные знаки препинания при
обращении, употребление обращений.
Вводные слова и вводные предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.
Выделительные знаки препинания при вводных словах и вводных предложениях. Вставные конструкции.
Междометия в предложении, выделительные знаки препинания при них.
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. (6 ч.)
Понятие о чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.
Диалог. Цитаты и знаки препинания при них.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ (6ч.)
Словосочетание. Простое осложнённое предложение. Комплексное повторение.

Тематическое планирование, русский язык 8 класс
№
учебного
занятия

Часы
Раздел, тема

1

Функции русского языка в современном мире.

2

Фонетика и графика. Орфография.

1

Виды учебной деятельности обучающихся
Составляют опорный конспект для пересказа текста. Аргументируют
основные положения о роли русского языка в современном мире.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (7 ч.)
Самостоятельно наблюдают особенности языкового материала.
1
Создают графические схемы. Конструируют сложные

предложения. Выполняют дифференцированное задание.
Готовят устный рассказ по таблице. Отрабатывают практически
морфемный и словообразовательный разбор. Осуществляют
самоконтроль в выборе орфограммы.
Анализируют тест, читают выразительно, отвечают на вопросы,
составляют план, выписывают ключевые слова, пересказываю текст.
Закрепляют основные понятия лексикологии.
Работают с текстом для комплексного повторения ранее изученных
орфограмм и пунктограмм.
Знакомятся с репродукцией и материалами к сочинению. Пишут
сочинение – описание картины.

3

Морфемика и словообразование.

1

4

Лексика и фразеология.

1

5

Морфология и синтаксис.

1

6

Сочинение –описание по репродукции картины
1
И.Левитана «Осенний день. Сокольники».
Работают с текстами разных стилей.
Строение текста. Стили речи.
1
Пишут контрольный диктант.
Контрольный диктант по теме «Повторение».
1
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (5 ч.)

7
8

Словосочетание. Строение словосочетаний.

1

10 - 11

Виды связи в словосочетании.

2

12 -13

Грамматическое значение словосочетаний.

2

9

Распознают словосочетание в составе предложения. Конструируют
словосочетания, опираясь на схему. Дифференцируют слова и
словосочетания.
Определяют виды подчинительной связи в словосочетаниях.
Составляют схемы словосочетаний. Конструируют словосочетания с
разными видами подчинительной связи. Контролируют употребление
формы зависимого слова по нормам русского литературного языка.
Распределяют словосочетания по значению и структуре. Производят
синтаксический разбор словосочетания.

14

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (5 ч.)
Опознают простые предложения. Наблюдают особенности связи
Строение и грамматическое значение предложений.
1

15

Интонация предложения.

1

16

Характеристика человека.

1

17

Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

1

18

Сочинение – описание памятника архитектуры.

1

19

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8 ч.)
Активизируют знания о подлежащем , его роли в предложении.
Подлежащее.
1

подлежащего и сказуемого. Определяют предикативность
предложения.
Знакомятся с теоретическими сведениями. Читают этимологическую
справку о словах интонация, пауза. Наблюдают и делают выводы об
интонации и паузах в предложениях. Воссоздают ситуации,
требующие разной интонации. Придумывают ситуации, в которых
могут быть использованы предложения.
Работают со специально подобранным иллюстративным
материалом. Пишут сочинение.
Исследуют языковой материал. Сопоставляют порядок слов в
предложениях. Сравнивают порядок слов в разных предложениях и
делают вывод.
Работают с иллюстративным материалом. Читают текст об истории
создания памятника. Пишут сочинение – публицистическое описание
памятника архитектуры.

20

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

21

Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое.

1

22 -23

Составное именное сказуемое, способы его выражения.

2

24-25

Тире между подлежащим и сказуемым.

2

Анализируя русские пословицы, фрагменты текстов художественной
литературы, находят подлежащие и сказуемые и определяют способ
их выражения, отрабатывая при этом правописные навыки.
Составляя предложения с приведёнными в рамках словами,
развивают творческие способности и учатся использовать в
собственной письменной речи подлежащие, сказуемые, имеющие
разный способ выражения.
Определяют простое глагольное сказуемое .Расширяют знания в
области лексики, применяя их при создании собственных
предложений на основе заданных условий.
Определяют составное глагольное сказуемое. Анализируют
различные способы выражения составных глагольных сказуемых,
заменяя вспомогательный глагол кратким прилагательным в составе
сказуемого. Анализируют текст с точки зрения представленности в
нём составных глагольных сказуемых, определяют способ их
выражения.
Определяют составное именное сказуемое.
Находят в предложениях грамматическую основу, определяют тип
сказуемых и способы выражения именной части в составном
именном сказуемом, отрабатывая при этом правописные навыки.
Классифицируют предложения в соответствии с типом сказуемого,
активизируют сведения из области лексики (архаизмы, синонимы).
Распознают различные типы сказуемых.
Развивают навык выразительного чтения. Усваивают правило
употребления тире между подлежащим и сказуемым. Анализируют
способ выражения грамматической основы в предложениях.
Пишут диктант, выполняют тест.

27

Контрольная работа по теме «Главные члены
1
предложения».
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11 ч.)
Воспроизводят изученный ранее материал. Актуализируют на основе
Второстепенные члены предложения. Дополнение.
1

28

Дополнение. Прямые и косвенные дополнения.

1

29-30

Определение. Согласованное и несогласованное
определение.

2

26

материала для наблюдений информацию о членах предложения.
Извлекают информацию по теме из учебной статьи. Записывают и
выделяют грамматические основы и второстепенные члены в
предложениях.
Опознают дополнение. Анализируют морфологическую
выраженность дополнений. Читают текст и определяют его основную
мысль. Оценивают грамматическую правильность предложений с
дополнением. Работают с текстами, развивая способность
адекватного понимания содержания. Усваивают роль дополнений
(прямых и косвенных) в предложенных текстах.
Опознают определение. Дифференцируют согласованные и
несогласованные определения. Производят замены определений
синонимичными. Создают устный и письменный текст на основе
данного, производят самопроверку.

31

Приложение как разновидность определения.

1

32

Знаки препинания при приложении.

1

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

2

35

Ораторская (публичная) речь.

1

36
37

Повторение по теме «Двусоставное предложение».
1
Контрольная работа по теме «Двусоставное
1
предложение».
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (10 ч.)
Характеризуют односоставные предложения со стороны
Основные группы односоставных предложений.
1

33-34

38

грамматической основы. Различают односоставные предложения с
разной грамматической основой. Распространяют односоставные
предложения второстепенными членами.

39

Предложения определённо - личные Назывные
переложения, их структурные и смысловые
особенности.

1

40

Предложения неопределённо - личные.

1

Безличные предложения.

2

Сочинение - описание по репродукции картины К.Юона
«Мартовское солнце».
Назывные предложения.

1

41 - 42

43
44

Распознают в словосочетаниях определяемое слово и приложение.
Подбирают приложения с нужными значениями. Работают над
нормой употребления приложений в нужной форме.
Указывают, как морфологически выражены и пунктуационно
оформлены приложения, обозначают графически их синтаксическую
роль. Записывают отрывки из стихотворений и указывают
приложения.
Опознают обстоятельство. Дифференцируют обстоятельства по
значению. Составляют предложения, употребляя обстоятельства с
разными значениями. Расставляют знаки препинания в упражнениях
и уточняют морфологическую выраженность обстоятельств.
Знакомятся с понятием публичная речь, с ее видами. Учатся
находить микротемы, составлять план, грамотно и точно излагать
свои мысли в устной и письменной форме. Составляют текст для
выступления на публике.
Отвечают на вопросы, выполняют тренировочные упражнения.
Пишут контрольную работу в тестовой форме.

1

Опознают определённо-личные предложения. Определяют
морфологическую выраженность главного члена в определённоличных предложениях и функцию этих предложений. Уместно
употребляют данный вид предложений в своём тексте.
Опознают неопределённо-личные предложения. Определяют
значение и морфологическую выраженность главного члена
неопределённо-личных предложений. Аргументируют употребление
односоставных предложений данного вида подобранными
пословицами.
Опознают безличные предложения. Определяют морфологическую
выраженность главного члена в безличных предложениях.
Трансформируют двусоставные предложения в односоставные
безличные предложения.
Пишут сочинение по картине.
Опознают назывные предложения. Наблюдают за функцией и
семантикой назывных предложений. Составляют назывные
предложения. Осознают уместность употребления назывных
предложений в текстах определённого типа.

45
46

Неполные предложения. Понятие о неполных
предложениях.
Повторение изученного по теме «Односоставные
предложения».

1

Определяют неполные предложения и опознают их типы.
Составляют диалоги с использованием неполных предложений.

1

Отвечают на контрольные вопросы, систематизируя изученный
материал. Тренируются в использовании разных односоставных
предложений, выбирая наиболее уместные и следя за нормой их
употребления.
Пишут небольшой диктант, выполняют тест.

48

Контрольная работа по теме «Односоставное
1
предложение».
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (8 ч.)
Осознают условия однородности членов предложения. Указывают
Понятие об однородных членах.
1

49

Однородные и неоднородные определения.

1

50

Однородные члены, связанные сочинительными
союзами, и пунктуация при них.

1

51

Однородные члены, связанные сочинительными
союзами, и пунктуация при них.

1

52
53

Изложение. Сравнительная характеристика.
Обобщающие слова при однородных членах
предложения и знаки препинания при них.

1
1

54

Повторение изученного по теме «Однородные члены».

1

55

Контрольный диктант.

47

56

средства связи между однородными членами. Выполняют
упражнение по развитию речи, составляют текст на одну из
предложенных тем, употребляя однородные члены.
Распознают однородные и неоднородные определения. Читают текст
выразительно вслух, соблюдая интонацию перечисления при
однородных членах.
Выделяют разделительные союзы в предложениях. Определяют,
одиночными или повторяющимися являются эти союзы. Расставляют
знаки препинания в текстах. Пишут текст, расставляя пропущенные
знаки препинания. Подчёркивают однородные члены как члены
предложения и грамматические основы сложносочинённых
предложений. Находят в тексте обращения, однородные главные и
однородные второстепенные члены. Составляют предложения.
Читают и записывают тексты, графически обозначая
перечислительную интонацию, расставляя пропущенные
разделительные запятые между однородными членами. Письменно
формулируют основную мысль текста. Продолжают незаконченные
предложения, ставя на месте пропусков однородные члены
предложения.
Пишут изложение, основанное на сравнительной характеристике.
Распределяют предложения на две группы: с обобщающим словом
после однородных членов и перед ним. Читают выразительно
предложения с интонацией предупреждения, с интонацией
пояснения. Подбирают к однородным членам предложенные
обобщающие слова. Записывают предложения с обобщающим
словом при однородных членах, классифицируя их по группам.
Отвечают на контрольные вопросы, систематизируя изученный
материал.
Пишут диктант, выполняют грамматические задания.

1
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ (13 ч.)
Понимают сущность и общие условия обособления. Выделяют
Понятие об обособлении второстепенных членов
1
запятыми обособленные члены, выраженные причастными и
предложения.

деепричастными оборотами. Обозначают паузы, которые выделяют

57

Обособленные определения и приложения.

1

58

Обособление согласованных определений. Знаки
препинания при них.

1

59

Обособление несогласованных определений.

1

60

Обособление согласованных приложений.

1

61

Рассуждение на дискуссионную тему.

1

62

Обособление приложений с союзом как.

1

63

Обособленные обстоятельства.

1

64

Обособление обстоятельств, выраженных
существительными с предлогами.

1

65
66

Изложение «Суворов».
Обособление уточняющих членов предложения.

1
1

67

Обособление уточняющих членов предложения.

1

обособленные члены. Списывают текст, подчёркивая
грамматические основы сложных предложений.
Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными
определениями. Графически обозначают обособленные определения,
выраженные причастным оборотом. Объясняют, при каких условиях
они обособлены, а при каких нет. Читают предложения с
обособленными членами и интонацией обособления. Сравнивают по
смыслу данные предложения.
Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными
Согласованными определениями. Графически обозначают
обособленные определения, выраженные причастным оборотом.
Объясняют, при каких условиях они обособлены, а при каких нет.
Знакомятся со случаями обособления несогласованных определений.
Записывают предложения, расставляя знаки препинания.
Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными
приложениями. Указывают, как морфологически выражены и
пунктуационно оформлены приложения, обозначают графически их
синтаксическую роль. Записывают отрывки из стихотворений и
указывают распространённые предложения.
Анализируют текст и формулируют его основную мысль. Пишут
сочинение-рассуждение. Продумывают основной тезис рассуждения,
аргументы. Определяют тему текста, выписывают предложения с
обособленными определениями, выраженными причастными
оборотами. Редактируют предложения.
Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными
приложениями. Указывают, как морфологически выражены и
пунктуационно оформлены приложения, обозначают графически их
синтаксическую роль.
Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными
обстоятельствами. Читают тексты, записывают их, графически
обозначая обособленные обстоятельства. Указывают обращения.
Выписывают предложения с обособленными обстоятельствами,
определениями и приложениями. Указывают, в каких предложениях
они являются однородными.
Анализируют текст и формулируют его основную мысль.
Определяют тему текста, выписывают предложения с
Обособленными обстоятельствами, выраженными
существительными с предлогом.
Пишут изложение.
Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными
уточняющими членами предложения. Выделяют запятыми и
подчёркивают обособленные члены предложений.
Записывают предложения, подчёркивая обособленные
обстоятельства уступки и выделяя их запятыми.

69

Пишут небольшой диктант, выполняют тест.
Контрольная работа по теме «Обособленные члены
1
предложения».
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ (6 ч.)
Осознают основные функции обращения.
Обращение и знаки препинания при нем.
1

70

Вводные слова и вводные предложения.

1

71

Знаки препинания при вводных словах и вводных
предложениях.

1

72

Вставные конструкции.

1

73

Вставные конструкции. Проверочная работа по теме.
1
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ (6 ч.)
Пишут изложение, используя различные способы сжатия текста.
Сжатое изложение по упр. 440.
1

68

74

Выделяют графически и интонационно обращения, расставляют
знаки препинания. Составляют предложения с обращениями.
Списывают тексты с постановкой запятых и графическим
выделением обращений. Приводят примеры обращений.
Осознают функции вводных слов в речи. Выписывают предложения
с обозначением вводных слов. Графически выделяют вводные слова.
Узнают группы вводных слов и предложений по значению.
Составляют предложения с различными по значению вводными
слова ми и сочетаниями слов. Читают текст, определяют тему текста
и основную мысль, находят вводные слова.
Определяют понятие вставных конструкций. Анализируют
особенности употребления вставных конструкций.
Выполняют проверочную работу.

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.
Диалог.

2

77

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи
косвенной.

1

78

Цитаты и знаки препинания при них.

1

79

Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой
1
речи».
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VIII КЛАССЕ ( 6ч.)

80

Словосочетание.

1

81

Простое предложение. Двусоставное предложение.

1

75 - 76

Определяют понятие чужой речи. Анализируют языковой материал.
Делают обобщения на языковом материале для наблюдений. Читают
схемы предложений с чужой речью. Распространяют
комментирующую часть предложений с чужой речью, опираясь на
схемы. Классифицируют знаки препинания в предложениях текста.
Определяют диалог. Составляют свои диалоги по рисункам,
ситуациям и схемам. Вырабатывают навык пунктуационного
оформления диалога.
Сравнивают предложения с прямой и косвенной речью. Изучают
определения прямой и косвенной речи. Опознают изучаемые
предложения с прямой и косвенной речью и читают их, соблюдая
нужную интонацию.
Определяют понятие цитаты. Находят цитаты и определяют роль
цитат в тексте. Формируют умение вводить цитаты в авторский текст
разными способами.
Выполняют тест.

Соотносят синтаксис и морфологию как составляющие грамматики.
Различают первичную и вторичную синтаксическую
роль различных частей речи.
Выполняют частичный синтаксический разбор предложений,

82

Односоставные предложения.

1

83

Контрольное изложение. Текст о Лыкове (упр. 527).

1

84

Предложения с однородными членами. Обособленные
члены предложения. Предложения с обращениями и
вводными словами. Способы передачи чужой речи.

1

85

Итоговая контрольная работа.

1

указывая члены предложения и их морфологическую
выраженность. Составляют предложения.
Повторяют сведения об односоставных предложениях. Выполняют
тренировочные упражнения.
Пишут изложение.
Вспоминают условия постановки знаков препинания в предложениях
с обособленными членами. Списывают тексты, ставя разные по
функции знаки препинания. Развивают речь и закрепляют текстовые
умения, анализируя путевой очерк.
Выполняют задания на передачу чужой речи разными способами.
Подбирают примеры с разными способами передачи чужой речи.
Исследуют сочетания знаков препинания при оформлении чужой
речи и подтверждают схемы своими примерами.
Выполняют тест


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».