литература_ 9 зпр

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Зам. директора по УВР
___________Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
________________Гринева Л.И.
Приказ № 164 от
«__27__» августа 2021 г.

Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с задержкой
психического развития
по литературе
на 2021 – 2022 учебный год
для 9 класса

2.5 часа в неделю
(всего 83 часа)
Составитель:
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Кузнецовская СОШ»
Ведянина Н.В.

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования,
признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего
свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что
изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько
как средство развития личности.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию Коровиной В.Я. и др. Литература
1,2 ч. – М.: Просвещение, 2019 г.
В рабочей программе учтены основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для
общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с
примерными программами для начального общего образования.
Цель изучения учебного предмета – обеспечение выполнения стандарта, развитие всесторонне развитой личности.
Курс литературы направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,
когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:
-воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением национальным и общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания с учѐтом основных историко-литературных
сведений и теоретико-литературных понятий;
-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
создание собственных устных и письменных высказываний, представление своих оценок и сужений по поводу прочитанного.
-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности,
планировать еѐ, осуществлять библиографический поиск и проч.)
-использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.

Количество часов в 9 классе по учебному плану на 2021-2022 учебный год - 83 часа из расчета 2.5 часа в неделю для обязательного
изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного образования. Количество учебных недель по годовому календарному графику
– 33 недели.
Планируемые результаты изучения курса литературы в 9 классе
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
-осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном
самоуправлении;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
-формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
ко всем членам семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.

Метапредметные результаты.
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные пути решения образовательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с
меняющимися условиями;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (
индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
-авторов и содержание изученных художественных произведений;
-основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание,
элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки,
стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись,
сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, геройповествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм
литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в
произведении, тема и идея произведения, публицистика, литературная критика.

-Учащиеся должны понимать
-проблему изученного произведения;
-вязь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;
-духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других
народов;
- образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;
-эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.
Выпускник научится:
- анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать
тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;
-определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
-определять авторскую позицию в произведении;
-формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;
-выразительно читать тексты разных типов;
-воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;
-уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
-отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
-создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы,
связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и
общекультурные темы.
Выпускник получит возможность научиться:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, выходящей за рамки
учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).
Учащиеся с задержкой психического развития должны освоить Федеральный компонент образовательного стандарта по его низшей
границе, поэтому, основываясь на знаниях развития психических процессов у таких учащихся, есть необходимость разработки учебной
программы.

Общие

особенности

психического развития

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, познавательных интересов;
- несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих деятельность обучающихся по решению
учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- трудности в использовании символических, графических средств в процессе учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
- недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;
- низкая самостоятельность обучающихся в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей, стимулирующей,
организующей помощи на разных этапах деятельности;
- затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;
- повышенная истощаемость психических функций или инертность с психических процессов, трудности в переключаемости;
- трудности в воспроизведении усвоенного материала;
- низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;
- отставание в развитии словесно-логического мышления;

Задачи коррекционной

работы

с

обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

- устранение причин трудностей в освоении основных образовательных программ общего образования, которые определяются особенности
психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- компенсация нарушенных психических функций (преимущественно по отношению к психолого-педагогической работе с обучающимися с
ceнсорными нарушениями);
- восполнение пробелов предшествующего обучения.
Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы
методических приемов, способствующих оптимальному освоению обучающимися содержания основных образовательных программ общего
образования. С учетом анализа научно-методической литературы, требования к уроку, который предполагает реализацию
коррекционной направленности обучения, можно определить следующим образом:
-четкое планирование коррекционных задач урока;
- медленный темп урока с последующим его наращиванием;
- использование в начале урока простых, доступных для выполнения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья заданий, что
позволит создать положительную стимуляцию к обучению;
- включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности; задания, требующее максимального напряжения при
выполнении целесообразно предъявлять обучающимся в первой половине урока;
- снижение объема и скорости выполнения заданий;
- предложение помощи обучающемуся в случае затруднения при выполнении задания; помощь предлагается постепенно: от минимальной стимулирующей, к организующей, направляющей, затем, в случае недостаточной эффективности названных видов помощи, обучающей;

- преимущественное использование на уроке частично-поискового метода обучения, введение элементов решения проблемных ситуаций;
- широкое использование на уроке наглядности для обеспечения адекватного восприятия, понимания и запоминания учебного материала;
- использование на уроке не более трех-четырех видов деятельности;
- обязательное использование ориентировочной основы действий в виде схем, алгоритмов, образцов выполнения заданий и других;
- использование на уроке четкой структуры и графического выделения выводов, важных положений, ключевых понятий;
- соблюдение тематической взаимосвязи учебного материала в рамках одного урока;
- преимущественная опора на зрительный анализатор;
- использование на уроке приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется совместно с педагогом, под его
руководством;
- организация работы в паре с «сильным» обучающимся;
- требование отсроченного воспроизведения: требуется
не импульсивный ответ обучающегося на вопрос, необходимо выдерживание
паузы перед ответом;
- требование от обучающихся полного ответа на поставленный вопрос;
- введение речевого контроля и отработка речевой формулы программы действий: предварительное проговаривание этапов предстоящей
работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем» - осуществляется сознательная регуляция деятельности; требование словесного отчета
обучающегося по итогам выполнения задания;
- использование достаточного количества разнообразных упражнений для усвоения и закрепления учебного материала;
- переформулирование условий задачи, представленных в текстовом варианте - разбивка условия на короткие фразы. Условия задачи
целесообразно дробить на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых необходимо задать вопрос и разобрать, что необходимо
выполнить.
Основные формы, педагогические технологии образовательного процесса:
традиционная педагогическая технология, технологии личностно-ориентированного образования, информационные технологии. Система
уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного
процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений;
основными литературными направлениями и течениями и реализации их в художественном произведении.
Семинар. Предполагается при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений
и их критических и научных интерпретаций с целью выявления типологической общности и художественного своеобразия, характеристике
стиля писателя.
Аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать своѐ отношение к прочитанному
произведению, выявлять авторскую позицию.
Эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое

произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом.
Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том
числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Содержание тем учебного курса
Введение.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской
самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова.
Из древнерусской литературы.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение
«Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский
престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в
произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в
стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение
российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его
содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная
Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из литературы XIX века. Из литературы первой половины XIX века.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской
критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение
романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика
сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти.
Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного
духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным
чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов
персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии
(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил:
любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность
гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная
сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и
индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в
зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф.
М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия,
олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие
понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе,
роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и
«ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и
«Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так
пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные
представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков —
«приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским
романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой.
Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках
Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе,
иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или
саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Из литературы второй половины XIX века.
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и
приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение
истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к
несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к
нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием,
тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм
(«диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому
человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов.
Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Из литературы ХХ века.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм
повествования
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная,
нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием
гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея
Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины
весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини.
Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений,
жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».
Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие
лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща
золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России —
главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма,
словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не
мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви.
Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе.
Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени».
Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских
стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б.
Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе.
Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление
представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов.
«Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как
синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы.
Античная лирика.
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и
падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла
(«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство
римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический
(движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам
через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной
идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсальнофилософский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой
(3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста
эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии.
Философская глубина трагедии«Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет
Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила
его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом
справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра
трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и
русская литература.Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Контроль уровня обученности
Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:
 сочинения,
 устные сообщения,
 анализ художественного текста,
 развернутые ответы на вопросы,
 различные виды пересказа (подробный, сжатый, выборочный),
 тестовые задания.

Тематическое планирование по литературе 9 класс
№
Тема урока.
уро
Основное содержание.
ка
Литература Древней Руси (3 ч.)
1
Литература Древней Руси.
История «Слова о полку
Игореве».
2
Патриотическая основа
«Слова…», основные идеи
произведения.
3
«Слово о полку Игореве» в
русском искусстве. Значение
«Слова…».

Колво
часов

Виды деятельности

1

Характеризуют этапы развития древнерусской литературы. Составляют план. Читают
статью учебника.

1

Анализируют текст произведения по вопросам и заданиям, выявляют его жанр. Готовят
устное сочинение «Каким предстаѐт в тексте поэмы князь...».Анализируют образ автора.

1

Комментируют текст, устанавливают ассоциативные связи «Слова…» и гравюр
Фаворского, картины В.Васнецова.
Русская литература ХVIII века ( 7 ч. )

4

5

6

7

Характеристика русской
литературы ХVIII века.
Классицизм.
М.В.Ломоносов – ученый,
поэт, реформатор русского
литературного языка.
М.В.Ломоносов. Ода «На
день восшествия…». Жанр
оды.

1

Читают статью учебника, составляют тезисный план или выписки (на выбор).

1

Пересказывают прочитанную статью о поэте, ученом и реформаторе русского
литературного языка. Отвечают на основные вопросы: Какие приметы классицизма
можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему?
Отвечают на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты,
которые выводят ее за пределы классицизма? Определяют авторскую позицию,
композиционные части, идейное содержание

Г.Р.Державин: поэт и
гражданин. Ода «Властителям
и судиям».Стихотворение
«Памятник».

1

1

Пересказывают статью учебника о Державине. Выразительно читают оду «Властителям
и судиям». Анализируют оду.
Выразительно читают «Памятник». Отвечают на вопросы на уровне восприятия и
понимания произведения.

8

9-10

Н.М.Карамзин. Очерк жизни и
творчества. Сентиментализм
как литературное направление.
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
- произведение
сентиментализма.

1

Рассказывают о писателе. Работают со словарем: сентиментализм.

2

Анализируют стихотворение «Осень». Коротко пересказывают содержание повести
«Бедная Лиза».

Из русской литературы I половины ХIХ века ( 3 ч.)
1
Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм».

11

Русская поэзия XIX века.

12

Романтизм. В.А.Жуковский
как поэт – романтик. Лирика
В.А. Жуковского.
В.А.Жуковский. Баллады.
«Светлана». Особенности
жанра.

1

А.С.Грибоедов: очерк жизни и
творчества. Комедия «Горе от
ума».
Жизнь в доме Фамусовых.
Анализ первого действия
комедии.
Чацкий и фамусовское
общество. Анализ второго
действия комедии

1

17

Чацкий и Молчалин. Анализ
третьего действия

1

18

Чацкий и Софья.
Анализ четвертого действия.

1

Выразительно читают монологи и комментируют. Дают развернутый ответ на вопрос:
кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на
службу. крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному?
Готовят цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове.

19

РР И.А.Гончаров «Мильон

1

Читают статью И.А.Гончарова «Мильон терзаний», записывают основные положения

13

14

15

16

1

1

1

Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на
уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в
человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо» в стихах?
Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана»,
отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное –
вера в провиденье?»
А.С.Грибоедов «Горе от ума» (7+1 р.р. )
Читают статью учебника о Грибоедове, воспоминания современников о писателе.
Составляют таблицу. Готовят развернутое устное монологическое высказывание
«Портрет писателя».
Выявляют специфику жанра комедии: работают со словарем (комедия, конфликт,
интрига, сюжет) Кратко пересказывают сюжет 1 действия. Выразительно читают
монологи с комментариями, восприятием и анализом.
Сопоставляют, анализируют монологи.Отвечают на вопросы: какие черты «века
нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие
стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?

терзаний». Комедия
Грибоедова в русской критике.
20
21

22

23

24

25

26
27

28
29

Подготовка к сочинению
Чтение наизусть.
РР Сочинение по комедии
А.С .Грибоедова «Горе от
ума».

(конспект или план-конспект).

1
1

А.С.Пушкин. Жизнь и
творчество. Дружба и друзья в
творчестве А.С.Пушкина
Развитие темы свободы в
творчестве А.С.Пушкина.
Тема поэта и поэзии.

1

Любовная лирика
А.С.Пушкина. Обучение
анализу стихотворения.
А. С. Пушкин. «Моцарт и
Сальери» - проблема «гения и
злодейства».
РР Анализ лирического
стихотворения А.С.Пушкина.
Творческая история романа
А.С.Пушкина «Евгений
Онегин».
Онегин и столичное
дворянское общество
Онегин и поместное
дворянское общество

1

1

Выразительно читают наизусть монолог Чацкого или Фамусова. Собирают материал к
сочинению, составляют план.
Пишут сочинение
А.С.Пушкин ( 14+2р.р. )
Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с
комментариями и обоснованными суждениями. Отвечают на вопрос: что вы знаете о
трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина?
Пересказывают статью учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина»,
выразительно читают стихотворения «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар».

1

Рассказывают о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительно читают
стихотворения. Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а
воспевает ее?».
Дают ответы-рассуждения по поднятым проблемам.

1

Анализируют стихотворение по предложенному плану.

1

Слушают сообщение ученика. Отвечают на вопросы.

1

Дают развернутый ответ на вопрос: как характеризует Пушкин столичное дворянство.

1

Дают развернутый ответ на вопрос: какой предстает в романе жизнь поместного
дворянства.

30
31

32
33

34

Типическое и индивидуальное
в образах Онегина и Ленского.
Татьяна – нравственный идеал
Пушкина. Татьяна и Ольга
Ларины.
Татьяна и Онегин
Автор как идейнокомпозиционный и
лирический центр романа.
Выразительное чтение
наизусть. РР Подготовка к
сочинению по роману.

1
1

Отвечают на проблемные вопросы. Составляют сравнительную характеристику
Онегина и Ленского.
Читают текст, дают монологический ответ с цитированием.

1
1

Отвечают на вопросы. Характеризуют героев.
Читают выразительно текст Отвечают на вопрос: почему без анализа лирических
отступлений романа невозможно понять произведение.

1

Читают наизусть письмо Татьяны или письмо Онегина. Составляют план сочинения.
М.Ю.Лермонтов ( 11 ч. )

35
36

37

38

39
40

41

Жизнь и творчество
М.Ю.Лермонтова. Лирика.
Образ поэта – пророка в
творчестве М,Ю. Лермонтова.
Эпоха безвременья в лирике
поэта.
Адресаты любовной лирики
М.Ю.Лермонтова и послания к
ним.
Роман «Герой нашего
времени».Обзор содержания.
Сложность композиции.
Печорин как представитель
«портрета поколения».
«Журнал Печорина».
Печорин в системе образов
романа.
Романтизм и реализм романа.

1

Выразительно читают стихотворение, отвечают на вопросы.

1

Выразительно читают стихотворения. Анализируют стихотворения на тему поэта и
поэзии. Отвечают на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается
там, где пушкинский пророк заканчивается?». Отвечают на вопрос: можно ли назвать
лирику поэта поэтическим дневником.
Знакомятся с презентацией «Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова».
Выразительно читают стихотворения. Анализируют.

1

1

Отвечают на вопросы викторины по тексту романа. Отвечают на вопрос (на основе
первичного восприятии): какова основная проблема романа?

1
1

Отвечают на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его
характера. Создают устный словесный портрет.
Отвечают на проблемные вопросы, создают монологические высказывания.

1

Дают развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое

42

43
44

45 46
47
48

4950
51

52

53
54

Роман в оценке
В.Г.Белинского.
Тест по творчеству М.Ю
Лермонтова.

1

в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Начинают писать краткий
конспект статьи В.Г.Белинского.
Выполняют задания теста.

1

Н.В.Гоголь Ф.М.Достоевский (7+1р.р. )
Делают сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи.
Проводят мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю».
Объясняют смысл названия на основе прочитанного текста, жанра произведения.

2

Дают развернутую характеристику города и героев литературного произведения.

1

Дают развернутую характеристику главного героя.

1

Читают статью, конспектируют. Комментируют темы сочинения.

Н.В.Гоголь. Страницы жизни
и творчества.
Поэма «Мѐртвые души».
Замысел, история создания.
Особенности жанра и
композиции.
Чичиков и помещики.

1

Чичиков как новый герой
эпохи и как антигерой.
РР Поэма в оценке
Белинского. Подготовка к
сочинению.
Ф.М.Достоевский. Слово о
писателе. «Белые ночи».

Рассказывают о писателе на основе прочитанного. Характеризуют героев, их
внутренний мир.
Русская литература второй половины ХIХ века ( 5+1р.р. )
1
Рассказывают о писателе на основе прочитанного. Характеризуют героев,
патриархальный мир пьесы, любовь и еѐ влияние на героев.
2

А.Н.Островский. Слово о
писателе. «Бедность не
порок».
Л.Н.Толстой. Слово о
1
Рассказывают о писателе, определяют черты личности героя, характеризуют
писателе. «Юность»(обзор
внутренний мир героя через внешние проявления.
содержания ).
Л.Н.Толстой «Юность»(обзор
1
Выполняют задания теста.
содержания ).
А.П.Чехов. Слово о писателе.
1
Вспоминают творческую биографию писателя. Знакомятся с содержанием рассказа, его
В мастерской художника.
индивидуальными особенностями, эволюцией образа «маленького человека».
«Тоска», «Смерть чиновника».
Русская литература ХХ века. Проза и поэзия ( 22 ч. + 1 р.р. )

И.А.Бунин. Слово о писателе.
«Тѐмные аллеи».
Русская поэзия Серебряного
века.
А.А.Блок. Слово о поэте.
Образы и ритмы поэта.
Трагедия лирического героя в
«страшном мире».
С.А.Есенин. Народнопесенная основа лирики поэта.
Тема Родины.
С.А.Есенин. Тема Родины в
лирике поэта.
В.В.Маяковский.
Новаторство поэзии.

2

М.А.Булгаков. Слово о
писателе.
«Собачье сердце».
М.А.Булгаков «Собачье
сердце».
М.И.Цветаева. Особенности
поэтики.

1

6768

А.А.Ахматова. Слово о поэте.
Трагические особенности
поэтики.

2

69

Н.А.Заболоцкий.
Философский характер лирики
поэта.
М.А.Шолохов. Слово о

1

5556
57
58
59
60

61
62

63

64
6566

70

1
1
1
1

1
1

1
2

1

Знакомятся с жизнью и творчеством писателя, рассказом «Тѐмные аллеи». Анализируют
рассказ, создают монологические ответы.
Знакомятся с особенностями русской литературы ХХ века жанрами, литературными
направлениями.
Знакомятся с основными фактами биографии поэта. Выразительно читают наизусть
стихотворения А.Блока.
Знакомятся с особенностями трагедии лирического героя в «страшном мире»,
своеобразием лирических интонаций. Анализируют стихотворения.
Знакомятся с основными событиями творческой биографии поэта, его программными
произведениями. Выразительно читают стихотворения. Анализируют поэтический
текст, выделяя тропы и стилистические приемы.
Выразительно читают стихотворения .Анализируют поэтический текст, выделяя тропы и
стилистические приемы.
Знакомятся с отдельными фактами биографии поэта. Делают сообщение о
словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, о своеобразие ритма, интонации.
Учатся выразительно читать стихотворения Маяковского.
Знакомятся с основными сведениями о жизни и творчестве писателя, с содержанием
повести, особенностями булгаковской сатиры, понятие шариковщины.
Определяют нравственную проблематику повести
Анализируют произведение с раскрытием его художественного своеобразия,
нравственной проблематики.
Знакомятся с фактами биографии поэтессы, особенностями новаторства, традиций,
тематикой стихотворений. Выразительно читают стихотворения, в т.ч. наизусть,
анализируют.
Знакомятся с фактами биографии поэтессы, особенностями новаторства, традиций,
тематикой стихотворений, трагическими интонациями в любовной лирике,
отношением к поэту и поэзии. Выразительно читают стихотворения, в т.ч. наизусть,
анализируют.
Знакомятся с фактами биографии поэта. тематикой стихотворений, их философским
характером. Выразительно читают стихотворения, анализируют.
Знакомятся с особенностями композиции рассказа «Судьба человека».Характеризуют
образ главного героя. Дают монологические ответы.

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80-

писателе. «Судьба человека».
Б.Л.Пастернак. Философская
глубина лирики поэта.
А.Т.Твардовский. Слово о
поэте. Раздумья о Родине и
природе в лирике поэта.
А.И.Солженицын. Слово о
писателе.
«Матрѐнин двор».
Тема «праведничества» в
рассказе. Образ праведницы.

1

Рассказывают о жизни поэта. Знакомятся с тематикой стихотворений, их философским
характером. Выразительно читают стихотворения, анализируют.

1

Делают сообщение о поэте с презентацией. Знакомятся с тематикой стихотворений,
особенностями творческого метода поэта. Выразительно читают стихотворения,
анализируют.
Знакомятся с рассказом о писателе и презентацией. Знакомятся с автобиографической
основой рассказа «Матренин двор».Анализируют рассказ с элементами
художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.
Знакомятся с понятием «праведничество», учатся объяснять смысл праведничества в
рассказе, поднятые писателем проблемы. Отвечают на вопрос: как вы понимаете
заключительную фразу произведения.
Выполняют задания теста.

1

1

РР Контрольная работа Тест
1
по произведениям второй
половины ХIХ и первой
половины ХХ века.
Романсы и песни на стихи русских писателей XIX - ХХ веков. ( 2 ч. )
Романс и песня. А.С.Пушкин
1
Знакомятся с сообщением о поэтах и презентацией. Выразительно читают и
«Певец». Романсы и песни на
анализируют произведение русской лирики ХIХ века.
стихи русских поэтов XIX
века.
Романсы и песни на стихи
1
Знакомятся с сообщением о поэтах и презентацией. Выразительно читают и
русских поэтов XX века.
анализируют произведение русской лирики ХХ века.
Из зарубежной литературы ( 13 ч. )
Античная лирика.
1
Знакомятся с понятием «античная лирика», особенностями взгляда римлян на человека
Катулл. Гораций.
и эпоху. Знакомятся с презентацией о поэте. Выразительно читают стихотворения,
анализируют.
Данте Алигьери.
1
Знакомятся с биографией и творчеством Данте, с героями произведения и содержанием
«Божественная комедия»
1-3 песен «Ада». Выразительно читают текст песен, определяют их аллегорический
( фрагменты).
характер. Отвечают на вопросы
У.Шекспир. «Гамлет».

2

Знакомятся с основными фактами из жизни Шекспира, содержанием трагедии «Гамлет».

81
8283

И.-В. Гѐте. «Фауст». (Обзор с
чтением отдельных сцен).
Философская трагедия.

2

Характеризуют героев трагедии. Читают наизусть монолог Гамлета. Выполняют тест.
Знакомятся с биографией Гете, содержанием отдельных сцен трагедии.
Анализируют мотивы поступков героев. Отвечают на вопросы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».