РП мир природы и человека 1 класса_0001

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
__________ Гринева Л.И.
Приказ №164 от «27 » августа 2021 года.

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Мир природы и человека»
на 2021-2022 учебный год
для обучающихся 1 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Составитель:
учитель начальных классов
Кузьминых А. В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 1 класса разработана на основе Примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
соответствующей требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основании
программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. –
М.: Просвещение, 2013. – 176 с.
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Н.Б. Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова
«Мир природы и человека», 1 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы. – М.: «Просвещение», 2020 год.
Предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом
развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Цель обучения: создание условий для формирования первоначальных знаний о живой и неживой природе у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) понимание ими простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи обучения:
— формирование представления о взаимосвязи живой и неживой природы;
— формирование представлений у обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) о Солнце как источнике света и
тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, при смене времен года.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования(предметно-информационную, коммуникативно деятельностную,
ценностно-ориентационную).

1. Предметно - информационная:
— формирование уровня знаний учащихся об элементарных представленияхв неживой и живой природе;
— формирование знаний об основных элементах в неживой и живой природе;
— формирование представления о взаимосвязи живой и неживой природы,формах приспособления живого мира к условиям внешней среды;
— формирование представлений учащихся о природе своего края;
— формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека.
2. Коммуникативно - деятельностная:
— корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
— способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
— активизировать творческие способности;

— развивать навыки контроля и самоконтроля;
— формировать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ.

3. Ценностно - ориентационная:
— воспитание бережного отношения к природе;
— воспитание целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, самостоятельности.
Специальной задачей обучения является преодоление недостатковучащихся, их познавательной деятельности и личностных качеств.
Согласно учебному плану 2021 — 2022 учебного года для изучения «Мира природы и человека» в 1 классе отводится следующее
количество часов:
Период

1 класс
Количество часов
2
16
16
18
16
66

Неделя
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год

Содержательный минимум образования
Структура программы представлена следующими разделами: «Сезонны изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе
«Человек» и «Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные
изменения», «Неживая природа», «Живая природа».
Неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня
и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки. Деятельность человека в течение суток. Земля: песок, камни, глина. Солнце —
источник тепла и света. Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии
солнца на смену времен года.

Сезонные изменения в природе. Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето — солнце долго светит, греет сильно,
все оживает. Солнце весной и осенью. Знакомство с временами года и их названиями. Формирование первоначальных представлений о
явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега,
сосульки. Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Живая природа. Растения
Выявление представлений о мире растений, их

разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не

разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным
климатом, их сравнение.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не
разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с
холодным климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1-2 хорошо
знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза орган зрения, ухо —орган слуха и т. д.Профилактика травматизма и
заболеваний органов чувств человека.

Планируемые результаты изучения учебной деятельности
Состав базовых учебных действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное школьное обучение и осознанное
отношение к учебному процессу, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые
содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные базовые
учебные действия

- -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-

2.Регулятивные базовые
учебные действия

-

3.Познавательные базовые учебные действия
-

-

4.Коммуникативные
базовые учебные действия

-

-способность к осмыслению социального окружения исоциальной роли ученика;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий;
-самостоятельность в выполнении поручений;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном
учреждении;
-стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебногопомещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
-работать с учебными принадлежностями (инструментами,спортивным инвентарем) организовывать рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другиенеобходимые помещения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность,следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать своидействия;
-оценивать действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицироватьна наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметамизаместителями;
-читать;
-писать;
-наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью
учителя.
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель—ученик, ученик — ученик, ученик — класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействияс одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию вразных видах деятельности и быту;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведениядругих участников спорной ситуации.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования
- введения обучающихся с

умственной отсталостью в культуру,

овладение

ими

социо-культурным опытом, осознание себя

как гражданина России;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

— овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
— способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
— способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;

— эмпатия умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
— чувство

прекрасного

умение воспринимать красоту природы,бережно относиться ко всему живому;

— чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
— формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, интереса к чтению;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Мир природы и человека»
на конец обучения в 1 классе:

Минимальный уровень
- -различать объекты живой и неживой природы;
-выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья,
кусты, травы;
-называть наиболее распространённых диких и домашних животных
своей местности;
-называть и показывать органы чувств человека, объяснять их
назначение.

Достаточный уровень
-узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в
естественных условиях;
-выделять и называть существенные признаки объектов живой и
неживой природы;
-классифицировать и дифференцировать объекты по одному или
нескольким признакам;
-замечать изменения в объектах природы и уметь рассказывать о
них;
-уметь по своим наблюдением делать выводыи приводить пример.

Характеристика дифференциации групп обучающихся
Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В. В.,
согласно этой дифференциации все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений, разделены на следующие группы:

1 группа - учащиеся правильно называют изученные объекты, явления, их признаки. Различают объекты живой и неживой
природы, выделяют части растений. Называют наиболее распространенных диких и домашних животных своего края;

2 группа - учащиеся не всегда правильно называют изученные объекты и явления, их признаки. Путают объекты живой и неживой
природы, очень мало знают названий диких и домашних животных. Ответы в основном односложные;

3 группа - учащиеся самостоятельно не работают, требуется постоянная помощь и контроль со стороны учителя;
4 группа - учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Сделать выводы с некоторой долей
самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор.
Интернет ресурсы:http://nspona1.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchponal.ru/,http://pedsovet.su/,
http://www.myshared.ru/.

http://www.proshkolu.ru/,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Раздел, тема

Виды деятельности

1-2. Наблюдение за изменениями в природе.
3.

Объекты живой и неживой природы.

4.

Земля и солнце.

5.

Значение солнца.

6.
7.
8.
9.
10.
1112.
13.
14.
1516.

1 четверть (16 часов)
«Неживая природа» ( 10 часов)
Экскурсия. Инструктаж. Наблюдение за природой осенью.Творческая работа в
тетради.
Признаки и объекты неживой природы. Работа по дидактическому
материалу.
Рассматривание рисунка. Зарисовка выбранного объекта. Работа повопросам.

Зарисовка объекта природы. Отгадывание загадок. Работа по вопросам.
Презентация.
Солнце и жизнь растений.
Просмотр презентации. Беседа. Работа с учебником.
День и ночь
Беседа. Работа по вопросам. Рассматривание рисунка. Показ на
рисунке объектов природы.
Время суток: утро, день, вечер, ночь. Их признаки.
Сутки. Их признаки. Работа по дидактическому материалу.
Занятия людей в течение суток.
Человек. Деятельность в течение суток. Беседа. Расширение активного
словаря.
Режим дня.
Ознакомление с понятиями. Составление режима дня Отработканавыков.
«Сезонные изменения в природе» (6 часов)
Время года: осень.
Работа с календарем. Ответы на вопросы. Нахождение различий.Работа с
опорными словами.
Признаки осени.
Нахождение признаков. Ответы на вопросы. Составление рассказа.
Зарисовка объектов природы.
Занятия и одежда осенью
Одежда людей по временам года. Беседа. Наблюдение. Работа по учебнику.
Обобщающий урок по теме: «Осень».
Работа по учебнику. Творческая работа в тетради.

17.

Время года: зима.

1819.
20.

Признаки зимы.
Одежда и занятия детей зимой.

2 четверть (16 часов)
«Сезонные изменения в природе» (продолжение) (13 часов)
Беседа. Нахождение различий по картинке. Работа с опорными словами
(зима, снегопад).
Нахождение признаков. Ответы на вопросы. Рисование по теме урока.
Составление рассказа о кормушках.
Классификация
по
картинкам. Разучивание
подвижной игры
«Мороз Красный Нос».

21.

Время года: весна.

2223.
24.

Признаки весны.

25.

Время года: лето.

2627.
28.

Признаки лета.

29.

Одежда и занятия детей весной.

Одежда и занятия детей летом.
Обобщающий урок по
изменения в природе».

«Живая природа. Растения» ( 3 часа)
Растения. Их
части.
Беседа. Развитие активного словаря. Работа у
доски.
Строение и сходство растений.
Рассматривание схемы строения растений. Определение и называние частей
растений. Работа со словарем.
3 четверть (18 часов)
«Живая природа. Растения» продолжение (9 часов)
Строение и сходство растений.
Рассматривание схемы строения растений. Определение и называние частей
растений. Работа со словарем.
Различия растений.
Ответы на вопросы по различию растений. Сравнение растений
и
нахождение различий
Разнообразие цветов.
Рассматривание
иллюстраций. Нахождение объектов природы, их
сходств и различий. Работа по вопросам.
Семена.
Рассматривание
изображения растений и
семян. Составление
рассказа об использовании семян.
Плоды растений.
Беседа.
Работа
в
тетради. Составление рассказа по опорным
схемам.
Приспособление растений к сезонным изменениям в Рассматривание
иллюстраций. Ответы на вопросы по тексту и
природе.
иллюстрациям.
Приспособление растений к разным условиям
Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление описательного
жизни.
рассказа.
Обобщающий урок по теме: «Растения».
Беседа. Практическая работа по коррекционным карточкам.
«Живая природа. Животные» (9 часов)
Животные.
Животные. Разнообразие. Группы. Беседа. Работа над общим представлением
о мире животных.
Строение и сходство животных.
Животные. Строение и сходство. Работа с учебником. Описаниеживотного
по образцу.
Различие животных.
Сравнение животных. Составление рассказа. Разучивание игры «Кто как

30-31 Растения.
32

33
34.
35.
36.
3738
39
40.
41.
42.
43.
44-

разделу: «Сезонные

Нахождение различий по картинке. Работа с опорными словами (весна,ручьи,
почки)
Нахождение признаков. Ответы на вопросы. Рисование подснежника.
Составление рассказа.
Дети. Одежда. Зимние забавы. Работа
по
дидактическому
материалу.
Нахождение признаков. Работа с календарем.
Рисование. Работа с
опорными словами (лето, цветы)
Составление рассказа по рисунку. Ответы на вопросы. Определение
безопасного поведения по рисунку
Классификация предметов. Составление рассказа о безопасном поведении
около водоемов.
Работа по учебнику. Творческая работа в тетради.

45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
5556.
5758.
5960
61.

ходит».
Детеныши животных.
Рассматривание иллюстрации. Составление рассказа. Разучивание игры «Один
– много».
Домашние животные
Беседа. Составление описательного рассказа о животном. Рисование потеме
урока.
Дикие животные
Дикие
животные.
Сравнение.
Беседа.
Творческое задание втетради.
Приспособление
животных
к различным
Рассматривание окраски животного. Словарная работа. Классификация.
условиям обитания
Составление рассказа по вопросам.
Обобщающий урок
по теме «Животные».
Беседа. Практическая работа по коррекционным карточкам.
4 четверть (16 часов)
«Живая природа. Человек» (16 часов)
Человек.
Человек. Органы чувств. Особенности. Просмотр презентации. Беседа.
Части тела человека.
Человек. Части тела. Особенности. Презентация. Работа по вопросам.
Гигиенические навыки.
Гигиенические навыки. Польза. Презентация. Работа по вопросам.
Творческое задание.
Лицо человека.
Лицо
человека. Презентация. Работа по вопросам. Творческое задание.
Орган зрения: глаза.
Рисование предмета. Словарная работа. Дидактическая игра.
Орган слуха: уши.
Орган обоняния: нос.
Рот.

62- Орган осязания: кожа
63.
64- Осанка. Скелет и мышцы человека.
65.
66. Обобщающий урок по теме «Человек».

Отгадывание загадок. Словарная работа. Дидактическая игра по
иллюстрациям.
Просмотр презентации. Беседа. Практическая
работа «Узнай
по
запаху».
Просмотр презентации. Беседа. Разучивание
правила
гигиены
полости рта. Отгадывание загадок.
Презентация. Работа по вопросам. Работа по учебнику. Дидактическая игра.
Практическая работа с текстом учебника. Работа
по
Разучивание упражнений.
Беседа. Практическая работа по коррекционным карточкам.

картинкам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».