ручной труд(УО) 4 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
__________ Гринева Л.И.
Приказ №164 от «21» августа 2021 года.

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Ручной труд»
на 2021-2022 учебный год
для обучающихся 4 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Составитель:
учитель начальных классов
Марьинских Л.Б.

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» для 4 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствующей
требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основании программы
(коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.:
Просвещение, 2013. – 176 с.
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Л.А.Кузнецова «Технология. Ручной труд» М:
«Просвещение», 2018г., 4 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы.
Цель обучения: коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, обеспечение знаниями и умениями,
применение трудовых знаний в повседневной жизни.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно-деятельностную,
ценностно - ориентационную).
Предметно - информационная:
 формирование понятия «ориентироваться в задании»;
 формирование понятие о плане работы;
 формирование понятия о плоскостных и объемных изделиях;
 формирование элементарных знаний о профессиях: слесаря, столяра, швеи;
 формирование понятии о геометрических телах «цилиндр», «конус», «шар»;
 формирование понятия о скульптуре,
 формирование понятия о ткани, раскрое деталей, сметочном стежке, вышивке.
Деятельностно - коммуникативная:
 формирование умений подбирать материалы и инструменты;
 формирование умений придерживаться плана при выполнении изделия;
 формирование умений осуществлять необходимые контрольные действия;
 формирование знаний по ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем, ножницами, иголкой, шилом, плоскогубцами;
 формирование умений употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов,
обозначающих пространственные отношения предметов;
 формирование умений делать отчет о последовательности изготовления изделия;
 формирование умений и делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам;
 способствовать развитию творческих способностей;
 формирование навыка контроля и самоконтроля;
 формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги
наблюдений и опытных работ;
 коррекция недостатков физического развития, мелкой моторики рук;
 подготовка к общетехническому труду.

Ценностно-ориентационная:
 воспитание норм поведения, снятия эмоционального напряжения;
 воспитание бережного отношения к природе;
 воспитание целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, самостоятельности;
 расширение социального опыта;
 воспитание аккуратности, точности, развитие плавности движения рук.
Специальной задачей обучения
является
преодоление недостатков учащихся, их познавательной деятельности и личностных
качеств.
Согласно учебному плану для обучения по предмету «Ручной труд» в 4 классе отводится следующее количество часов:
Период

Количество часов

Неделя

1

1 четверть

8

2 четверть

8

3 четверть

10

4 четверть

8

Год

34
Содержательный минимум образования

Программой предусмотрены следующие виды труда: работа с бумагой и картоном, работа с тканью и текстильными материалами, работа
с металлом, комбинированные работы с разными материалами.
Работа с бумагой и картоном
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги
(бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат,
прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды
работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур.
Разметка по шаблонам сложной конфигурации; разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем).
Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;
-разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.

Вырезание ножницами из бумаги.
Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы
вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»;
«разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений
предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание
из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги.
Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру
(аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами).
Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы
пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть
наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях.
Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона(из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия.
Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение
деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и
приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом
бумаги».
Работа с тканью и текстильными материалами.
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток.
Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема»,
«вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется,
утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами,
прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани).
Кто шьет из ткани.
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье,
вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.

Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и
строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок,
полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой.
Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя
сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки.
Работа с металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства
металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание»,
«разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая,
тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо»,
«намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага,
ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.
Планируемые результаты изучения учебной деятельности
Состав базовых учебных действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного
обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него
уровне.
1.Личностные базовые учебные
действия

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-способность
к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий;
-самостоятельность в выполнении поручений;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском

2.Регулятивные базовые учебные
действия

3.Познавательные базовые учебные
действия

4.Коммуникативные базовые
учебные действия

коллективе, образовательном учреждении;
-стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.)
-работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным
инвентарем) организовывать рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
-оценивать действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности,
оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом
выявленных недочетов.
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться
знаками, символами, предметами
– заместителями;
-читать;
-писать;
-наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и
других носителях) под руководством и с помощью учителя.
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс,
учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования –
введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом:
 осознание себя как гражданина России;











овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту
художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, интереса к чтению;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни
усвоения предметных результатов
по учебному предмету «Ручной труд» на конец обучения в 4 классе:
Минимальный
уровень
-знание правил организации рабочего места;
-знание видов трудовых работ;
-знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
-знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного
труда, их устройства, правил техники безопасной работы с
колющими и режущими инструментами;
-знание приемов работы;
-умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от
характера
выполняемой
работы,
рационально
располагать
инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте;
-умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять
и называть его признаки и свойства;
-умение составлять план работы над изделием по пунктам;
-умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной
обработки материалов;

Достаточный уровень
-знание правил рациональной организации труда;
-умение соблюдать санитарно- гигиенические требования при
выполнении трудовых работ; правила безопасной работы режущими
и колющими инструментами;
-умение осознанно подбирать материалы для работы;
-умение находить необходимую информацию в материалах
учебника, рабочей тетради;
-умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план
работы над изделием с опорой на предметно- операционные и
графические планы с помощью педагога или самостоятельно;
-умение экономно расходовать материалы;
-умение осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя;
оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на
образец);
-выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков
трудового обучения;
-устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами;

-умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином,
природными материалами бумагой и картоном, нитками и тканью).

-выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно;
-по вопросам учителя давать словесный отчет и анализ своего изделия
и изделия одноклассника.

Характеристика дифференциации групп обучающихся
Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В. В.,
согласно этой дифференциации все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений, разделены на следующие группы:

1 группа – составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания

ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в
основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о
сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и
умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна
незначительная активизирующая помощь взрослого.
2 группа – учащиеся также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности,
чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без
помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов
работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не
затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
Объяснения этих учащихся недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости.
3 группа – относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словеснологической, наглядной, предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что
им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения,
факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно
понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность.
Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесённых ко 2 группе. Несмотря на трудности усвоения
материала, ученики в основном не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания,
однако каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной
группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3
группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им нужна, главным образом, в начале
выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность этих
учеников нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники уверенно
выполняют задания и лучше дают словесный отчёт о нём. Это говорит хотя и о затруднённом, но в определённой мере осознанном
процессе усвоения программного материала. Кроме того, школьникам трудно применить, казалось бы, хорошо выученный материал на
других уроках.
4 группа – относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для

них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов обучения,
постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать
прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь
учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не
видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание
воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший
объём знаний и умений, чем предлагается программой. Связная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью,
значительным искажением смысла. В их деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях. Отнесённость
школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения ученики развиваются и могут
переходить в группу выше.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п

1

2

3

4

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

1 четверть (8 часов)
Работа с бумагой и картоном (4 часа)
«Что ты знаешь о бумаге?»
Проверка знаний о бумаге (материалы, инструменты и приспособления;
изделия; виды бумаги; размер и форма бумаги; технологические
операции с бумагой). Проверка организационных навыков учащихся
(подготовка и содержание в порядке рабочего места; правила поведения
на уроках труда.
Складывание из треугольников. Геометрическая Повторение видов работы с бумагой (складывание, вырезание,
фигура-раскладка
аппликация, объёмное конструирование). Выявление знаний о
подготовке рабочего места к работе с бумагой. Учатся устанавливать
общую
форму,
особенности
конструкции
изделия
и
его
пространственные
отношения.
Совершенствуют
знания
о
геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаках
(стороны, углы). Повторяют правила разметки бумаги. Совершенствуют
навыки сгибания треугольника пополам и соединения нижних углов с
вершиной.
Складывание простых форм из квадрата. Фигурка Учатся складыванию базовой формы «треугольник» и на его основе –
«Рыбка».
фигурки рыбки. Закрепляют навыки чтения схем – рисунков по
условным обозначениям, умения работать в соответствии с намеченным
планом.
Нахождение на линейке длины, заданной в Знакомятся с миллиметром как мерой длины. Обучаются нахождению
миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор» на линейке нужного количества миллиметров (20,80) и перевода их в
(«Силуэт самолёта»).
сантиметры, умению чертить отрезки заданной в миллиметрах длины.

Обучаются изготовлению игры «Геометрический конструктор» по плану
в учебнике.
Работа с тканью и текстильными материалами (3 часа)
5

6

7

8

9

Работа с тканью. «Что ты знаешь о ткани?»

Повторяют материал
о ткани (материалы, инструменты и
приспособления; изделия; виды ткани; свойства ткани; цвет).
Совершенствуют умения дифференцировать и объединять в группы
материалы, инструменты и приспособления. Знакомятся с устройством
ткацкого станка на примере игрушечного станка. Обучаются
выполнению бумажной схемы переплетения нитей. Совершенствуют
приёмы резания по длинной линии и плетения бумажных полос крест –
накрест.
Виды работы и технологические операции при работе с Повторение материала о видах работы с тканью (ткачество, плетение,
нитками и тканью. Скручивание ткани. Игрушка
вышивание, аппликация, шитьё, роспись), о технологических операциях
«Кукла- скрутка»
при работе с тканью (разметка деталей изделия и выкраивание их по
линиям разметки, соединение деталей изделия). Знакомятся со
сведениями об искусстве изготовления тряпичных кукол – скруток.
Обучаются приёму скручивание ткани.
Отделка изделий из ткани. Салфетка с аппликацией
Знакомятся со способами отделки изделий из ткани (вышивка,
аппликация), с определением понятия «аппликация». Закрепляют
знания о видах ткани, ткачестве. Знакомятся со сведениями о холсте как
о ткани с полотняным переплетением нитей. Развивают умения
анализировать изделие, выделяя его основные признаки и детали.
Работа с бумагой и картоном (1 час)
Разметка округлых деталей по шаблонам. Игрушка с Учатся анализировать объект и разбираться в особенностях
подвижным соединение деталей «Цыплёнок»
конструкции изделия. Закрепляются
знания о технологических
операциях с бумагой (разметка детали по шаблону, вырезание детали из
заготовки, склеивание деталей), о приёмах разметки округлых деталей
изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям (овалов).
2 четверть (8 часов)
Работа с бумагой и картоном (7 часов)
Вычерчивание окружности с помощью циркуля.
Учатся определять особенности конструкции изделия. Закрепляют
Игрушка «Летающий диск»
знания о технологических операциях: «разметка по шаблону»,
«вырезание по линии разметки». Знакомятся с циркулем как с
чертёжным инструментом (устройство циркуля, правила подготовки
циркуля к работе), с геометрическими понятиями «окружность» и
«круг», «радиус» и «диаметр». Учатся вычерчивать окружность с
помощью циркуля, изготовлять игрушку «Летающий диск» по готовому

10

11
12

13

14

15

16

17-19

плану.
Экономное использование бумаги при вычерчивании Закрепляются знания о циркуле и умения вычерчивать окружность с
нескольких окружностей. Игрушка из бумажных помощью циркуля. Учатся экономной разметке бумаги при
кругов «Попугай
вычерчивании нескольких окружностей (5 – 6). Совершенствуют
умения работать в соответствии с намеченным планом.
Развёртка изделия. Конверт для писем с клеевым
Знакомятся с функциональным назначением изделий из бумаги, с
соединением деталей
понятием «развёртка». Учатся изготовлять изделие на основе развёртки.
Сгибание
бумаги
по
заданным
условным Закрепляют знания о назначении конвертов, о способах изготовления
обозначениям. Конверт без клеевого соединения конвертов (с клеевым соединением). Обучаются элементам
деталей.
графической грамоты (названия условных обозначений: тонкая
сплошная линия – вспомогательная, размерная; штрих с двумя точками
– линия сгиба; стрелочки – направление, в котором надо выполнить
действие), умению сгибать бумагу по этим условным обозначениям.
Учатся применять полученные знания и умений при изготовлении
конвертов без клеевого соединения.
Разметка геометрического орнамента с помощью Знакомятся со сведениями об изделиях декоративно-прикладного
угольника. Аппликация «Коврик с геометрическим искусства (коврах),закрепляют понятия «геометрический орнамент» и
орнаментом».
знания о пространственном размещении его элементов (в
прямоугольнике и квадрате). Учатся вычерчиванию прямого угла с
помощью линейки и угольника.
Разметка прямоугольника с помощью угольника. Учатся размечать прямоугольник с помощью чертёжных инструментов
Закладка для книг из зигзагообразных полос
(угольника). Совершенствуют умения размечать детали изделия под
прямым углом, резать по коротким линиям и использовать
соответствующий приём вырезания ножницами из бумаги.
Разметка наклонных линий с помощью угольника. Учатся вычерчиванию острого угла с помощью угольника.
Закладка для книг со «свободным плетением»
Совершенствуют умения использовать этот способ разметки при
изготовлении изделия, умения работать в соответствии с намеченным
планом.
Работа с тканью и текстильными материалами (1 час)
Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. Учатся соединению деталей изделия строчкой косого стежка.
«Салфетка- прихватка», «рукавица- прихватка»
Совершенствуют умения анализировать объект, выделяя его признаки,
свойства и детали. Закрепляют умения о правилах работы режущими и
колющими инструментами, умения смётывать детали изделия строчкой
прямого стежка.
3 четверть (10 часов)
Работа с металлом (3 часа)
«Что надо знать о металле?». Сминание, сжимание,
Знакомятся с материалом о функциональном назначении изделий из
скручивании алюминиевой фольги. Изделие «Дерево», металла, получают представление о видах, свойствах, цвете,

изделие «Паук»

20-21

22

23

24

25-26

27

28

технологической ручной обработке металлов и об использование при
этом инструментах. Учатся приёмам формообразования (сминания,
сжимания и скручивания) изделий из алюминиевой фольги.
Работа с бумагой и картоном (7 часов)
Деление круга на равные части способом складывания. Совершенствуют знания о геометрической фигуре «круг», умения резать
«Геометрическая фигура-раскладка», «Складные часы» по кругу. Повторяют правила вычерчивания окружности с применением
циркуля и правилах работы циркулем. Учатся делить круг на равные
части способом сгибания.
Деление круга на равные части с помощью угольника и Повторяют правила вычерчивание окружности с применением циркуля
линейки. Объёмное ёлочное украшение, ёлочная
или по шаблону. Совершенствуют умения резать по короткой прямой и
игрушка «Солнышко»
по кругу. Обучаются делению круга на равные части с помощью
угольника и линейки.
Тиражирование
элементов.
Точечное
клеевое Обучаются
определению
особенностей
конструкции
изделия
соединение
деталей.
Растягивающая
игрушка (растягивающее туловище матрёшки), способу тиражирования для
«Матрёшка
получения большого количества одинаковых деталей, склеиванию
деталей изделия с использованием приёма «точечного склеивания».
Закрепляют умения размечать заготовки с помощью линейки.
Совершенствуют умения вырезать по кругу, умения делить круг на
равные части с помощью угольника.
Вырезание симметричных деталей из бумаги, Обучаются умению определять особенности конструкции изделия.
сложенной пополам. Изделие «Птица».
Совершенствуют приёмы разметки деталей изделия по шаблону.
Отрабатывают приём «надрез по короткой линии».
Складывание из бумаги. Изделия «Снежинка», «Звезда» Знакомятся с традиционным национальным видом искусства Японии –
оригами. Учатся определять геометрическую форму изделия
(многоугольник), конструкцию изделия и пространственное соотношение
его деталей. Совершенствуют знания о геометрических фигурах
«квадрат», «треугольник», «многоугольник» и их признаках (стороны,
углы). Обучаются складыванию базовой формы «змей» и использование
её в изделии.
4 четверть (8 часов)
Работа с бумагой и картоном (2 часа)
Выполнение разметки с опорой на чертёж. Летающая
Получают представление о чертеже. Обучаются чтению чертежа и
модель «Планёр»
технического рисунка по чертёжным линиям. Закрепляют знания
названий чертёжных линий (тонкая сплошная линия–вспомогательная;
толстая сплошная линия со стрелочками – размерная, габаритная).
Учатся находить общие детали в чертеже и на объёмном рисунке
объекта.
Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель
Закрепляют знания о чертеже, умения самостоятельно читать чертёж по

«Самолёт»

29

30

31

32

33-34

чертёжным линиям, о названиях чертёжных линий (тонкая сплошная
линия– вспомогательная; толстая сплошная линия контур; сплошная
тонкая линия со стрелочками – размерная, габаритная) Учатся
самостоятельно находить общие детали в чертеже и на объёмном
рисунке объекта. Совершенствуют умения самостоятельно действовать
в соответствии с планом работы.
Работа с тканью и текстильными материалами (2 часа)
Связывание ниток в пучок. Аппликация «Цветок из Расширяют представления об изделиях декоративно-прикладного
ниток».
искусства (аппликация с использованием изделий из ниток).
Закрепляют знания о видах ткани (хлопчатобумажные, шерстяные),
свойствах ниток (рвутся, режутся ножницами, сматываются), видах
работы с нитками (наматывание на картон, связывание в пучок, шитьё,
вышивание, вязание). Совершенствуют умения анализировать
аппликацию, выделяя в ней детали и их пространственное
соотношение.
Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток»
Обучаются обматыванию нитками картонных колец с применением
иглы с широким ушком. Закрепляют умения работать в соответствии с
намеченным планом.
Работа с металлом (1 час)
Изгибание проволоки. Декоративные фигурки птиц, Закрепляют и расширяют знания о видах проволоки (медная,
зверей, человечков
алюминиевая, стальная), её свойствах (гнётся, режется кусачками,
сматывается), приёмах её сгибания (в кольцо, волной, в спираль, под
прямым и острым углом). Совершенствуют умения анализировать
объект и действовать в соответствии с намеченным планом работы.
Комбинированные работы с разными материалами (1 час)
Сборка изделий из разных материалов (проволока, Учатся использовать различные материалы, при изготовлении одного
бумага, нитки). Изделие «Муха»
изделия. Закрепляют знания о проволоке, нитках, бумаге. Определяют
сходства и различий между этими материалами (по длине, пластическим
свойствам).
Работа с бумагой и картоном (2 часа)
Изготовление открытой коробочки способом сгибания Расширяют представление о функциональном назначении изделий
бумаги. Изделие «Коробочка».
(коробочки). Закрепляют знание о приёмах сгибания бумаги (сгибания с
угла на угол, сгибание пополам и др.), умение складывать базовую
форму «треугольник» и обучение складыванию на её основе коробочки
Обучаются складыванию базовой формы «блин» и складыванию на её
основе коробочки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».