речевая практика (УО) 4 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
__________ Гринева Л.И.
Приказ №164 от «27» августа 2021 года.

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Речевая практика»
на 2021-2022 учебный год
для обучающихся 4 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Составитель:
учитель начальных классов
Марьинских Л.Б.

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» для 4 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствующей
требованиям ФГОС, на основании программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В.
В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника: С.В.Комарова «Речевая практика», 4 класс для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: «Просвещение», 2018 год.
Программа по предмету «Речевая практика» учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на
разностороннее развитие личности обучающихся, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной
адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения: формирование выразительности, правильности речи, исправление различных нарушений речи, подготовка к самостоятельной
жизни в обществе.
Общие задачи курса могут быть сформулированы следующим образом:
• способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
• корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
• формировать выразительную сторону речи;
• учить строить устные связные высказывания;
• воспитывать культуру речевого общения.
Задачи учебного предмета 4 класса:
 формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности;
 расширение представления об окружающей действительности, обогащая словарный запас учащихся в соответствии с программным
материалом.
Согласно учебному плану в 4 классе на предмет «Речевая практика» отводится следующее количество часов:
Период

Количество часов

Неделя

2

1 четверть

16

2 четверть

16

3 четверть

20

4 четверть

16

Год

68

Содержательный минимум

образования

Аудирование и понимание речи. Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание
аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи. Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса,
радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств,
эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Общение и его значение в жизни. Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение?
Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему
книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.
Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т.д.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, изученному в 1—3 классах)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу,
сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой
контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…»,
«Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник).
Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и
прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро»,
«Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые
(фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул,
использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и
прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)»,
«Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…»,
«Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы
«Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и
эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…»,

«Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…,
пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»),
благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как
мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».
«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение
и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение».
«Я за порогом дома»: «Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я — пассажир», «Знаки-помощники».
«Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой гребешок», «Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние
истории», «Поздравляю!», «Жду письма!», «Извините меня…», «Поздравительная открытка».
«Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
 Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
 Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
 Составление предложений по теме ситуации, в том числе ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
 Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
 Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
 Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Базовые учебные действия:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют
дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1.Личностные базовые учебные
действия

2.Регулятивные базовые учебные
действия

3.Познавательные базовые учебные
действия

4.Коммуникативные
базовые учебные действия

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических
нормах и правилах поведения в современном обществе;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.);
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность
с учетом выявленных недочетов.
-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов;
-устанавливать видо-родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-читать; писать;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на
бумажных и
электронных и других носителях)
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс,
учителькласс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно
относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и
изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных
или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения
обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом:
 расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
 закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей;
 укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах
культурного поведения;
 закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных
результатов начального обучения);
 закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения)
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни
усвоения предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика »
на конец обучения в 4 классе:
Минимальный уровень
- выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей
- выражать свои просьбы, используя вежливые слова,
адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и
расставании с детьми и взрослыми;
- знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как
можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
- участвовать в
ролевых
играх в соответствии с
речевыми возможностями;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой
на иллюстративный материал;
- выразительно произносить
чистоговорки, короткие
стихотворения
по образцу учителя; — участвовать в
беседе;

Достаточный уровень
- понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в
аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
- понимать содержание детских радио- и телевизионных передач,
уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
- уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на
образец учителя и анализ речевой ситуации;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться,
прощаться,
просить прощения и извиняться, используя соответствующие
выражения;
-принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки
по темам речевых ситуаций;
- уметь воспроизводить
составленные рассказы с опорой на

- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание,
опираясь на картинно- символический план.

картинно- символический план.

Характеристика дифференциации групп обучающихся
Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В.,
согласно этой дифференциации все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений, разделены на следующие группы:
1 группа – составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания
ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном
правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Участвуют в беседе. Полно и грамотно отвечают на поставленный вопрос.
Составляют простые и распространенные предложения, употребляя формы знакомых слов.
2 группа – учащиеся также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности,
чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи
сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они
нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет.
3 группа – относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словеснологической, наглядной, предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им
сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им
трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во
время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у
этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесённых ко 2 группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют
приобретённых знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько изменённое задание
воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и
умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают
инертность.
4 группа – относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для них
явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов обучения, постоянном
контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им
недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой
подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки.
Отнесённость школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения ученики развиваются и
могут переходить в группу выше.

Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1-4

Тема урока
Делимся новостями

5-8

Я выбираю книгу

9-12

Подскажите, пожалуйста!

13-15

Я – пассажир.

16

Петушок – золотой гребешок.

17-18

Петушок – золотой гребешок.

19-22

Сочиняем сказку.

23-26

У телевизора.

27-29

«Лисичка – сестричка.»

Деятельность обучающихся
1 четверть (16 часов)
Рассказ о лете по картинке. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания.
Правила поведения при знакомстве. Игра «Рассказ по кругу». Чтение стихотворения И.
Гамазковой «Прошлым летом».
Познакомить с правилами участия в полилоге.
Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). Рассказ
детей по своим рисункам о прошедшем лете. Игра «Вопрос за вопрос» Слушание песни
«Для друзей нет выходных»
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. Составление рассказа об
интересной книге (составление предложений по картинкам; беседа о типах книг;
составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план; работа над рубрикой
«Это важно»).
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. Беседа на основе личного
опыта, когда можно использовать фразу «Подскажите, пожалуйста!» Конструирование
возможных диалогов обращения за помощью к знакомому и незнакомому человеку.
Ролевые игры по теме ситуации. Работа над рубрикой «Это важно».
Беседа на основе личного опыта по теме урока. Беседа о правилах поведения в
общественном транспорте. Конструирование возможных диалогов в общественном
транспорте. Ролевая игра «В автобусе»
Беседа с опорой на иллюстрации. Слушание аудиозаписи с опорой на иллюстрации.
Пересказ сказки с опорой на иллюстрации, вопросы учителя. Инсценировка сказки.
1I четверть (16 часов)
Беседа с опорой на иллюстрации. Слушание аудиозаписи с опорой на иллюстрации.
Пересказ сказки с опорой на иллюстрации, вопросы учителя. Инсценировка сказки.
Беседа с опорой на иллюстрации, обсуждение проблемного вопроса. Обсуждение
замысла сказки. Составление предложений к каждой части придуманной сказки с опорой
на вопросный план. Иллюстрирование сказки согласно замыслу. Рассказывание
получившейся сказки. Работа над рубрикой «Это важно».
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. Беседа на основе личного
опыта по теме урока. Беседа о телепередачах. Ориентирование в программе телепередач.
Пользование пультом от телевизора. Коллективное обсуждение «Моя любимая
телепередача». Составление персональной телепрограммы обучающегося. Работа над
рубрикой «Это важно».
Беседа с опорой на иллюстрации. Слушание аудиозаписи с опорой на иллюстрации.

30-32

Новогодние истории

33-36

Знаки – помощники

37-40

В гостях у леса

41-44

Задушевный разговор

45-48

Приглашение

49-52

Поздравляю!

53-56

Жду письма!

57-60

«Извините меня…»

61-64

Поздравительная открытка .

Пересказ сказки с опорой на иллюстрации, вопросы учителя. Инсценировка сказки.
Беседа с опорой на иллюстрации, обсуждение проблемного вопроса. Обсуждение
замысла сказки. Составление предложений к каждой части придуманной истории с
опорой на вопросный план. Рассказывание получившейся истории.
III четверть (20 часов)
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. Беседа на основе личного
опыта по теме урока. Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице по
обсуждению дорожных знаков. Экскурсия «Знаки – помощники в нашем городе»
Завершение темы «Это важно»
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. Беседа на основе личного
опыта по теме урока «Правила поведения в лесу». Творческая работа «Что может нанести
вред лесу?» Составление «Правил вежливого поведения в лесу».
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. Актуализация и уточнение
словаря эмоций у школьников. Моделирование диалогов утешения, сочувствия,
предостережения на основе иллюстраций. Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам
покажу». Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На
катке» в аудиозаписи.
Слушание стихотворения А. Усачева «Приглашение улитке». Коллективное составление
приглашения. Правила вежливости при приглашении гостей. Оформление письменного
приглашения.
Чтение стихотворения «Я Наташу с днем рождения поздравлял». Коллективное
составление поздравления. Совершенствовать интонационные и жестово-мимические
умения. Тренировочные упражнения в произнесении поздравления
1V четверть (16 часов)
Беседа с привлечением личного опыта. Актуализация опыта обучающихся по теме,
знакомство со структурой письма. Составление коллективного письма литературному
герою по теме с опорой на план из ключевых слов. Самостоятельная работа с
дифференцированной помощью учителя (письмо другу, родственнику др.)
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. Беседа на основе личного
опыта по теме урока о том, когда может быть использована фраза «Извините меня» или
форма «Извини меня». Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения.
Ролевые игры по теме ситуации.
Беседа с привлечением личного опыта. Слушание песен, стихов, рассказов о Великой
Отечественной войне. Рисование праздничных открыток. Конструирование поздравлений
с Днем Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным).
Подписывание открыток поздравлениями и доставка открыток адресатам (отправление

65-68

«Во саду ли в огороде»

письмом, доставка лично в руки).
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. Беседа на основе личного
опыта по теме урока, ответы на вопросы на основе иллюстраций: работа летом в саду и
на огороде, овощи, фрукты и ягоды, растущие в нашей местности. Рисование по теме
урока. Выставка рисунков. Обсуждение планов на каникулы: свободные высказывания,
взаимные вопросы, уточнения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».