математика (УО) 4 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
__________ Гринева Л.И.
Приказ № 164 от «27 » августа 2021года.

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Математика»
на 2021-2022 учебный год
для обучающихся 4 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Составитель:
учитель начальных классов
Марьинских Л.Б.

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для 4 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствующей
требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),на основании программы
(коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.:
Просвещение, 2013. – 176 с.
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Т.В.Алышева, И.М. Яковлева «Математика», 4 класс для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: «Просвещение», 2019
год.
Цель обучения: коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, обеспечение знаниями и умениями,
применение математических знаний в повседневной жизни.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно-деятельностную,
ценностно- ориентационную).
Предметно-информационная:
 закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через разряд;
 ознакомление с понятиями «меры массы», «меры стоимости»;
 закрепление названий компонентов при умножении и делении;
 закрепление основных частей задачи;
 ознакомление с мерами массы: килограмм и центнер; соотношение между единицами: 1 ц=100кг;
 ознакомление с письменным сложением и вычитанием с переходом через разряд в пределах 100;
 порядок выполнения действий в примерах со скобками и без скобок;
 работа с понятиями «цена», «стоимость»;
 понятия «отрезок», «диаметр», «точки пересечения», «пересекающиеся прямые»;
 понятия «боковая сторона» и «основание» у треугольника и четырехугольника.
Деятельностно - коммуникативная:
 умение логически мыслить; ориентироваться на страницах учебника;
 умение применять в речи математические термины;
 умение применять полученные знания в повседневной жизни;
 умение планировать свою деятельность;
 умение планировать свою деятельность;
 закрепление вычислительных навыков;








умение выделения признаков и свойств объектов (прямоугольник, его стороны и др.) и установление зависимости между ними;
установление причинно-следственных связей, умение логически мыслить, рассуждать;
совершенствование навыков работы с чертежными инструментами, развитие глазомера;
совершенствование вычислительных навыков с применением в повседневной жизни;
развитие пространственной ориентировки;
развитие связной устной речи.

Ценностно - ориентационная:
 воспитание навыков, направленных на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни;




воспитание у
обучающихся
целенаправленности,
терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбия,
самостоятельности;
воспитание у обучающихся навыка контроля и самоконтроля;
воспитание умения планировать работу и доводить начатое дело до завершения;



воспитание умения устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.

Специальной задачей обучения является коррекция речи и мышления обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Согласно учебному плану для обучения по предмету «Математика» в 4 классе отводится следующее количество часов:
Период

Количество часов

Неделя

4

1 четверть

32

2 четверть

32

3 четверть

40

4 четверть

32

Итог

136

Содержательный минимум образования
Нумерация
Таблица разрядов, классы. Простые и составные числа. Числовые выражения. Числа от 1 до 100.
Арифметические действия в пределах 100 (устное и письменное сложение и вычитание, умножение и деление):
Сложение и вычитание:
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание
однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
Таблица умножения и деления:
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.
Названия компонентов умножения и деления в речи учащихся. Умножение чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10 Умножение 1,
0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10.
Единицы измерения времени и их соотношения (стоимость, длина, масса, ёмкость, время), соотношения между ними:
Зависимость между стоимостью, ценой, количеством. Единицы измерения и их соотношения. Единица (мера) длины миллиметр.
Соотношение: 1 см = 10 мм. Единица (мера) массы – центнер. Обозначение – 1 ц. Соотношение: 1 ц =100 кг. Единица (мера) времени –
секунда. Соотношение: 1 мин. = 60 сек. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин. Двойное обозначение времени.
Арифметические задачи
Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими
действиями.
Геометрический материал
Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии: замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная
линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной
длине ее отрезков.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный
случай прямоугольника. Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертёжного треугольника. Название сторон прямоугольника:
основания, боковые стороны, противоположные, смежные стороны.
Итоговое повторение

Планируемые результаты изучения учебной деятельности
Состав базовых учебных действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного
обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него
уровне.
1.Личностные базовые
учебные действия

-

2.Регулятивные базовые учебные
действия

3.Познавательные базовые
учебные действия

-осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного посещением школы;
-способность
к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий;
-самостоятельность в выполнении поручений;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском
коллективе, образовательном учреждении;
-стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.)
-работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным
инвентарем)
организовывать рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
-оценивать действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности,
оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо-родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться
знаками, символами, предметами – заместителями;

4.Коммуникативные базовые
учебные действия

-читать;
-писать;
-наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других
носителях) под руководством и с помощью учителя.
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс,
учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования –
введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом:
 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
 овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
 осознание языка как основного средства человеческого общения;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
 способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речь
 формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по учебному предмету «Математика» на конец обучения в 4 классе:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
выделять и указывать количество единиц и десятков в выделять и указывать количество разрядных единиц в числе (единиц,
двузначном числе;
десятков);

определять время по часам с точностью до 5 минут;
выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через
десяток в пределах 20;
выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах
100 с помощью микрокалькулятора;
употреблять в речи названия компонентов и результатов
действий сложения и вычитания;
пользоваться таблицей умножения на печатной основе
для нахождения произведения и частного чисел
выполнять действия умножения компонентами 0, 1, 10 (с
помощью учителя);
понимать
названия и показывать компоненты умножения и
деления;
решать простые задачи указанных видов; решать задачи в два
действия, составленные из ранее решаемых простых задач
(возможно с помощью учителя);
узнавать, называть ломаные линии, выполнять построение
произвольной ломаной линии;
находить точку пересечения
линий, отрезков;
узнавать, называть, моделировать взаимное положение фигур на
плоскости (без вычерчивания);
называть, показывать диаметр окружности;
чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон
на нелинованной бумаге
с
помощью
чертежного
угольника(возможна помощь учителя). измерять, вычислять
длину ломаной линии;
записывать числа, полученные при измерении длины, двумя
мерами (5 см, 6 мм; 8 м, 3 см);

определять время по часам с точностью до 1 минуты
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
записывать, читать разрядные единицы в разрядной таблице;
выполнять устные и письменные вычисления суммы и разности чисел в
пределах 100 (все случаи);
употреблять в речи названия компонентов и результатов действий
сложения и вычитания;
выполнять умножение чисел 2, 3, 4, 5 и деление на эти числа (без
использования таблицы); пользоваться таблицей умножения на
печатной
основе для
нахождения произведения и частного чисел
6, 7, 8, 9;
пользоваться таблицей умножения всех однозначных чисел; правилами
умножения на 0, 1,10, чисел 0, 1, 10 при решении примеров;
употреблять в речи названия компонентов и результатов действий
умножения и деления;
решать, составлять, иллюстрировать все известные виды простых
арифметических задач;
выполнять построение ломаной линии по данной длине ее отрезков;
различать
замкнутые,
незамкнутые, кривые, ломаные пинии;
измерять, вычислять длину ломаной линии;
узнавать, называть, моделировать взаимное положение фигур на
плоскости;
чертить окружность заданного диаметра;
называть
стороны
прямоугольника (квадрата):
основания,
боковые, смежные стороны; чертить прямоугольник (квадрат) по
заданным размерам сторон с помощью чертежного угольника
на
нелинованной бумаге;
заменять известные крупные единицы измерения длины, массы
мелкими и наоборот; соотносить меры длины, массы, времени;

Характеристика дифференциации групп обучающихся
Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В. В.,
согласно этой дифференциации все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений, разделены на следующие группы:

1 группа – составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания
ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном
правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о сознательном
усвоении этими учащимися программного материала. Учащиеся 1 группы усвоили счет в пределах 10, умеют сравнивать числа, решают
арифметические задачи на сложение и вычитание.
2 группа – учащиеся также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности,
чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без
помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ,
они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет.
Учащиеся 2 группы работают медленнее, им дается меньший объём работы. Текстовые арифметические задачи могут решать только после
разбора, под контролем учителя.
3 группа – относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словеснологической, наглядной, предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им
сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения,
факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно
понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп
усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесённых ко 2 группе. Несмотря на трудности усвоения материала,
ученики в основном не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое
несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать,
из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3 группы в процессе
обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает, нужна, главным образом, в начале выполнения
задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Ученики 3 группы не запомнили счет в
пределах 10. В 3 классе продолжается изучение чисел 1…10, сравнение чисел, решение примеров на +, - в пределах 10. Решение задач под
руководством учителя.
4 группа – относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для
них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов обучения,
постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать
прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь
учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не
видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается
ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений,
чем предлагается программой. Отнесённость школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего
обучения ученики развиваются и могут переходить в группу выше.

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

1-5
6-7
8-9

10-18

19-20
21
22

23-25
26-28

29
30-32

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

1 четверть (32 часа)
Нумерация чисел 1-100. Повторение (9 часов)
Нумерация. Действия в пределах 100.
Повторение пройденного материала. Сложение и вычитание чисел в
пределах 100, без перехода через разряд.
Числа, полученные при измерении величин.
Преобразовывать числа, сравнивать числа, полученные при
измерении.
Мера длины-миллиметр.
Умение преобразовывать числа, сравнивать числа, полученные при
измерении. Фронтальная работа с доской. Меры длины миллиметр
(мм)
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи) (13 часов)
Сложение и вычитание двузначного числа с однозначным Складывать и вычитать двузначные числа с однозначными и
и двузначным числами без перехода через разряд.
двузначными без перехода через разряд. Формирование
умения
находить ошибки и анализировать их.
Меры времени.
Формирование понятий: (мин, час, сутки, неделя, месяц, год),
определение времени по часам.
Замкнутые, незамкнутые кривые линии.
Формулирование понятий:
линия, кривая линия, замкнутая и незамкнутая кривые линии.
Окружность. Дуга.
Формулирование понятий: центр окружности, радиус, дуга
окружности. Фронтальная беседа. Построение геометрических фигур
Черчение окружностей.
Умножение и деление чисел (повторение) (6 часов)
Повторение названия компонентов при умножении, решение
Табличное умножение. Название компонентов при
умножении на 2
выражений и задач, заучивание таблицы умножения на 2.
Табличное деление. Название компонентов при делении на Повторение названия компонентов при делении, решение выражений
2.
и задач, заучивание таблицы деления на 2.
Сложение с переходом через разряд (устные вычисления) (4 часа)
Сложение двузначного числа с однозначным числом.
Формулирование понятия неизвестное слагаемое, математическую
терминологию при выполнения арифметического действия
Сложение двузначных чисел.
Формулирование понятия неизвестное слагаемое, математическую
терминологию при выполнения арифметического действия
2 четверть (32 часа)

Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления) (7 часов)
33-35 Вычитание однозначного числа из двузначного числа.
Формулирование понятия неизвестное вычитаемое, математическую
терминологию при выполнения арифметического действия
36-38 Вычитание двузначных чисел.
Формулирование понятия неизвестное вычитаемое, математическую
терминологию при выполнения арифметического действия
39
Замкнутые, незамкнутые ломаные линии.
Формулирование понятий: ломаные и замкнутые линии.
Умножение и деление (25 часов)
40-42 Табличное умножение числа 3.
Табличное умножение чисел на 3 равные части.
43-45 Табличное деление на 3.
Табличное деление чисел на 3 равные части.
46
Контрольная работа
Самостоятельная деятельность обучающихся
47-49 Табличное умножение числа 4.
Табличное умножение чисел на 4 равные части.
50-52 Табличное деление на 4.
Табличное деление чисел на 4 равные части.
53-54 Длина ломаной линии.
Работа в группах. Моделирование и конструирование
55-57 Табличное умножение числа 5.
Табличное умножение чисел на 5 равных частей.
58-60 Табличное деление на 5.
Табличное деление чисел на 5 равных частей.
61-63 Двойное обозначение времени.
Практическая работа с моделью часов
64
Контрольная работа
Самостоятельная деятельность обучающихся
3 четверть (40 часов)
Умножение и деление (40 часов)
65-68 Табличное умножение числа 6.
Табличное умножение чисел на 6 равных частей.
69-72 Табличное деление на 6.
Табличное деление чисел на 6 равных частей.
73-74 Прямоугольник.
Геометрические фигуры. Моделирование и конструирование
75-77 Табличное умножение числа 7.
Табличное умножение чисел на 7 равных частей.
78-79 Увеличение числа в несколько раз
Решать примеры и задачи на увеличение числа на несколько единиц
по предложенному учителем плану.
80-82 Табличное деление на 7.
Табличное деление чисел на 7 равных частей.
83-85 Уменьшение числа в несколько раз.
Решать примеры и задачи на уменьшение числа на несколько единиц
по предложенному учителем плану.
86-87 Квадрат.
Геометрические фигуры. Моделирование и конструирование
88
Контрольная работа
Самостоятельная деятельность обучающихся
89-91 Табличное умножение числа 8.
Табличное умножение чисел на 8 равных частей.
92-94 Табличное деление на 8.
Табличное деление чисел на 8 равных частей.
95
Меры времени.
Слушание объяснение учителя, практическая работа
96-97 Табличное умножение числа 9.
Табличное умножение чисел на 9 равных частей.
98-100 Табличное деление на 9.
Табличное деление чисел на 9 равных частей.

101
102
103

Пересечение фигур.
Умножение 1 и на 1.
Деление на 1.

104

Контрольная работа

105-108

109-113

114-118

119
120-121
122-123
124-125
126-128
129-131
132-133
134-135
136

Геометрические фигуры. Моделирование и конструирование
Слушание объяснений учителя. Практическая работа
Решение примеров и задач на умножение и деление на единицу.

Самостоятельная деятельность обучающихся
4 четверть (32 часа)
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) (15 часов)
Сложение и вычитание без перехода через разряд
Формулирование понятия неизвестное слагаемое, неизвестное
вычитаемое, математическую терминологию при выполнении
письменных приемов арифметического действия
Сложение с переходом через разряд.
Формулирование понятия сложения с переходом через разряд и
математическую терминологию при выполнении письменных
приемов арифметического действия
Вычитание с переходом через разряд.
Формулирование понятия вычитания с переходом через разряд и
математическую терминологию при выполнении письменных
приемов арифметического действия
Контрольная работа
Самостоятельная деятельность обучающихся
Умножение и деление (17 часов)
Умножение 0 и на 0.
Слушание объяснение учителя, практическая работа. Решение
примеров на умножение нуля и на нуль.
Деление нуля на число.
Слушание объяснение учителя, практическая работа. Решение
примеров на деление нуля и на нуль.
Взаимное положение фигур.
Моделирование и конструирование
Умножение 10 и на 10.
Слушание объяснение учителя, практическая работа по решению
примеров на умножение 10 и на 10.
Деление на 10.
Слушание объяснение учителя, практическая работа по решению
примеров на деление на 10.
Нахождение неизвестного слагаемого.
Формулирование понятия неизвестное слагаемое, решение примеров
и задач.
Повторение
Систематизация учебного материала
Контрольная работа
Самостоятельная деятельность обучающихся


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».