Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» Согласовано: Зам. директора по УВР _________ Феденева Д.В. Утверждаю: Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ» __________ Гринева Л.И. Приказ № 164 от «27 » августа 2021года. Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Составитель: учитель начальных классов Марьинских Л.Б. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для 4 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствующей требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),на основании программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с. Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Т.В.Алышева, И.М. Яковлева «Математика», 4 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: «Просвещение», 2019 год. Цель обучения: коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, обеспечение знаниями и умениями, применение математических знаний в повседневной жизни. Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно-деятельностную, ценностно- ориентационную). Предметно-информационная: закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через разряд; ознакомление с понятиями «меры массы», «меры стоимости»; закрепление названий компонентов при умножении и делении; закрепление основных частей задачи; ознакомление с мерами массы: килограмм и центнер; соотношение между единицами: 1 ц=100кг; ознакомление с письменным сложением и вычитанием с переходом через разряд в пределах 100; порядок выполнения действий в примерах со скобками и без скобок; работа с понятиями «цена», «стоимость»; понятия «отрезок», «диаметр», «точки пересечения», «пересекающиеся прямые»; понятия «боковая сторона» и «основание» у треугольника и четырехугольника. Деятельностно - коммуникативная: умение логически мыслить; ориентироваться на страницах учебника; умение применять в речи математические термины; умение применять полученные знания в повседневной жизни; умение планировать свою деятельность; умение планировать свою деятельность; закрепление вычислительных навыков; умение выделения признаков и свойств объектов (прямоугольник, его стороны и др.) и установление зависимости между ними; установление причинно-следственных связей, умение логически мыслить, рассуждать; совершенствование навыков работы с чертежными инструментами, развитие глазомера; совершенствование вычислительных навыков с применением в повседневной жизни; развитие пространственной ориентировки; развитие связной устной речи. Ценностно - ориентационная: воспитание навыков, направленных на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни; воспитание у обучающихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности; воспитание у обучающихся навыка контроля и самоконтроля; воспитание умения планировать работу и доводить начатое дело до завершения; воспитание умения устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе. Специальной задачей обучения является коррекция речи и мышления обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Согласно учебному плану для обучения по предмету «Математика» в 4 классе отводится следующее количество часов: Период Количество часов Неделя 4 1 четверть 32 2 четверть 32 3 четверть 40 4 четверть 32 Итог 136 Содержательный минимум образования Нумерация Таблица разрядов, классы. Простые и составные числа. Числовые выражения. Числа от 1 до 100. Арифметические действия в пределах 100 (устное и письменное сложение и вычитание, умножение и деление): Сложение и вычитание: Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7. Таблица умножения и деления: Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления. Названия компонентов умножения и деления в речи учащихся. Умножение чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10 Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Единицы измерения времени и их соотношения (стоимость, длина, масса, ёмкость, время), соотношения между ними: Зависимость между стоимостью, ценой, количеством. Единицы измерения и их соотношения. Единица (мера) длины миллиметр. Соотношение: 1 см = 10 мм. Единица (мера) массы – центнер. Обозначение – 1 ц. Соотношение: 1 ц =100 кг. Единица (мера) времени – секунда. Соотношение: 1 мин. = 60 сек. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин. Двойное обозначение времени. Арифметические задачи Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. Геометрический материал Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии: замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника. Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертёжного треугольника. Название сторон прямоугольника: основания, боковые стороны, противоположные, смежные стороны. Итоговое повторение Планируемые результаты изучения учебной деятельности Состав базовых учебных действий обучающихся Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. 1.Личностные базовые учебные действия - 2.Регулятивные базовые учебные действия 3.Познавательные базовые учебные действия -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; -способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; -самостоятельность в выполнении учебных заданий; -самостоятельность в выполнении поручений; -понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении; -стремление к безопасному поведению в природе и обществе. -входить и выходить из учебного помещения со звонком; -ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); -пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) -работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) организовывать рабочее место; -передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; -активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; -оценивать действия одноклассников; -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; -устанавливать видо-родовые отношения предметов; -делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; 4.Коммуникативные базовые учебные действия -читать; -писать; -наблюдать; -работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; -обращаться за помощью и принимать помощь; -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; -договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом: овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; осознание языка как основного средства человеческого общения; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речь формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец обучения в 4 классе: Минимальный уровень Достаточный уровень выделять и указывать количество единиц и десятков в выделять и указывать количество разрядных единиц в числе (единиц, двузначном числе; десятков); определять время по часам с точностью до 5 минут; выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 100 с помощью микрокалькулятора; употреблять в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания; пользоваться таблицей умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного чисел выполнять действия умножения компонентами 0, 1, 10 (с помощью учителя); понимать названия и показывать компоненты умножения и деления; решать простые задачи указанных видов; решать задачи в два действия, составленные из ранее решаемых простых задач (возможно с помощью учителя); узнавать, называть ломаные линии, выполнять построение произвольной ломаной линии; находить точку пересечения линий, отрезков; узнавать, называть, моделировать взаимное положение фигур на плоскости (без вычерчивания); называть, показывать диаметр окружности; чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон на нелинованной бумаге с помощью чертежного угольника(возможна помощь учителя). измерять, вычислять длину ломаной линии; записывать числа, полученные при измерении длины, двумя мерами (5 см, 6 мм; 8 м, 3 см); определять время по часам с точностью до 1 минуты выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания; записывать, читать разрядные единицы в разрядной таблице; выполнять устные и письменные вычисления суммы и разности чисел в пределах 100 (все случаи); употреблять в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания; выполнять умножение чисел 2, 3, 4, 5 и деление на эти числа (без использования таблицы); пользоваться таблицей умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного чисел 6, 7, 8, 9; пользоваться таблицей умножения всех однозначных чисел; правилами умножения на 0, 1,10, чисел 0, 1, 10 при решении примеров; употреблять в речи названия компонентов и результатов действий умножения и деления; решать, составлять, иллюстрировать все известные виды простых арифметических задач; выполнять построение ломаной линии по данной длине ее отрезков; различать замкнутые, незамкнутые, кривые, ломаные пинии; измерять, вычислять длину ломаной линии; узнавать, называть, моделировать взаимное положение фигур на плоскости; чертить окружность заданного диаметра; называть стороны прямоугольника (квадрата): основания, боковые, смежные стороны; чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге; заменять известные крупные единицы измерения длины, массы мелкими и наоборот; соотносить меры длины, массы, времени; Характеристика дифференциации групп обучающихся Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В. В., согласно этой дифференциации все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений, разделены на следующие группы: 1 группа – составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Учащиеся 1 группы усвоили счет в пределах 10, умеют сравнивать числа, решают арифметические задачи на сложение и вычитание. 2 группа – учащиеся также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Учащиеся 2 группы работают медленнее, им дается меньший объём работы. Текстовые арифметические задачи могут решать только после разбора, под контролем учителя. 3 группа – относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словеснологической, наглядной, предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесённых ко 2 группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает, нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Ученики 3 группы не запомнили счет в пределах 10. В 3 классе продолжается изучение чисел 1…10, сравнение чисел, решение примеров на +, - в пределах 10. Решение задач под руководством учителя. 4 группа – относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем предлагается программой. Отнесённость школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения ученики развиваются и могут переходить в группу выше. Календарно-тематическое планирование № п/п 1-5 6-7 8-9 10-18 19-20 21 22 23-25 26-28 29 30-32 Тема урока Характеристика деятельности обучающихся 1 четверть (32 часа) Нумерация чисел 1-100. Повторение (9 часов) Нумерация. Действия в пределах 100. Повторение пройденного материала. Сложение и вычитание чисел в пределах 100, без перехода через разряд. Числа, полученные при измерении величин. Преобразовывать числа, сравнивать числа, полученные при измерении. Мера длины-миллиметр. Умение преобразовывать числа, сравнивать числа, полученные при измерении. Фронтальная работа с доской. Меры длины миллиметр (мм) Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи) (13 часов) Сложение и вычитание двузначного числа с однозначным Складывать и вычитать двузначные числа с однозначными и и двузначным числами без перехода через разряд. двузначными без перехода через разряд. Формирование умения находить ошибки и анализировать их. Меры времени. Формирование понятий: (мин, час, сутки, неделя, месяц, год), определение времени по часам. Замкнутые, незамкнутые кривые линии. Формулирование понятий: линия, кривая линия, замкнутая и незамкнутая кривые линии. Окружность. Дуга. Формулирование понятий: центр окружности, радиус, дуга окружности. Фронтальная беседа. Построение геометрических фигур Черчение окружностей. Умножение и деление чисел (повторение) (6 часов) Повторение названия компонентов при умножении, решение Табличное умножение. Название компонентов при умножении на 2 выражений и задач, заучивание таблицы умножения на 2. Табличное деление. Название компонентов при делении на Повторение названия компонентов при делении, решение выражений 2. и задач, заучивание таблицы деления на 2. Сложение с переходом через разряд (устные вычисления) (4 часа) Сложение двузначного числа с однозначным числом. Формулирование понятия неизвестное слагаемое, математическую терминологию при выполнения арифметического действия Сложение двузначных чисел. Формулирование понятия неизвестное слагаемое, математическую терминологию при выполнения арифметического действия 2 четверть (32 часа) Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления) (7 часов) 33-35 Вычитание однозначного числа из двузначного числа. Формулирование понятия неизвестное вычитаемое, математическую терминологию при выполнения арифметического действия 36-38 Вычитание двузначных чисел. Формулирование понятия неизвестное вычитаемое, математическую терминологию при выполнения арифметического действия 39 Замкнутые, незамкнутые ломаные линии. Формулирование понятий: ломаные и замкнутые линии. Умножение и деление (25 часов) 40-42 Табличное умножение числа 3. Табличное умножение чисел на 3 равные части. 43-45 Табличное деление на 3. Табличное деление чисел на 3 равные части. 46 Контрольная работа Самостоятельная деятельность обучающихся 47-49 Табличное умножение числа 4. Табличное умножение чисел на 4 равные части. 50-52 Табличное деление на 4. Табличное деление чисел на 4 равные части. 53-54 Длина ломаной линии. Работа в группах. Моделирование и конструирование 55-57 Табличное умножение числа 5. Табличное умножение чисел на 5 равных частей. 58-60 Табличное деление на 5. Табличное деление чисел на 5 равных частей. 61-63 Двойное обозначение времени. Практическая работа с моделью часов 64 Контрольная работа Самостоятельная деятельность обучающихся 3 четверть (40 часов) Умножение и деление (40 часов) 65-68 Табличное умножение числа 6. Табличное умножение чисел на 6 равных частей. 69-72 Табличное деление на 6. Табличное деление чисел на 6 равных частей. 73-74 Прямоугольник. Геометрические фигуры. Моделирование и конструирование 75-77 Табличное умножение числа 7. Табличное умножение чисел на 7 равных частей. 78-79 Увеличение числа в несколько раз Решать примеры и задачи на увеличение числа на несколько единиц по предложенному учителем плану. 80-82 Табличное деление на 7. Табличное деление чисел на 7 равных частей. 83-85 Уменьшение числа в несколько раз. Решать примеры и задачи на уменьшение числа на несколько единиц по предложенному учителем плану. 86-87 Квадрат. Геометрические фигуры. Моделирование и конструирование 88 Контрольная работа Самостоятельная деятельность обучающихся 89-91 Табличное умножение числа 8. Табличное умножение чисел на 8 равных частей. 92-94 Табличное деление на 8. Табличное деление чисел на 8 равных частей. 95 Меры времени. Слушание объяснение учителя, практическая работа 96-97 Табличное умножение числа 9. Табличное умножение чисел на 9 равных частей. 98-100 Табличное деление на 9. Табличное деление чисел на 9 равных частей. 101 102 103 Пересечение фигур. Умножение 1 и на 1. Деление на 1. 104 Контрольная работа 105-108 109-113 114-118 119 120-121 122-123 124-125 126-128 129-131 132-133 134-135 136 Геометрические фигуры. Моделирование и конструирование Слушание объяснений учителя. Практическая работа Решение примеров и задач на умножение и деление на единицу. Самостоятельная деятельность обучающихся 4 четверть (32 часа) Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) (15 часов) Сложение и вычитание без перехода через разряд Формулирование понятия неизвестное слагаемое, неизвестное вычитаемое, математическую терминологию при выполнении письменных приемов арифметического действия Сложение с переходом через разряд. Формулирование понятия сложения с переходом через разряд и математическую терминологию при выполнении письменных приемов арифметического действия Вычитание с переходом через разряд. Формулирование понятия вычитания с переходом через разряд и математическую терминологию при выполнении письменных приемов арифметического действия Контрольная работа Самостоятельная деятельность обучающихся Умножение и деление (17 часов) Умножение 0 и на 0. Слушание объяснение учителя, практическая работа. Решение примеров на умножение нуля и на нуль. Деление нуля на число. Слушание объяснение учителя, практическая работа. Решение примеров на деление нуля и на нуль. Взаимное положение фигур. Моделирование и конструирование Умножение 10 и на 10. Слушание объяснение учителя, практическая работа по решению примеров на умножение 10 и на 10. Деление на 10. Слушание объяснение учителя, практическая работа по решению примеров на деление на 10. Нахождение неизвестного слагаемого. Формулирование понятия неизвестное слагаемое, решение примеров и задач. Повторение Систематизация учебного материала Контрольная работа Самостоятельная деятельность обучающихся