математика (УО) 4 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
__________ Гринева Л.И.
Приказ № 164 от «27 » августа 2021года.

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Математика»
на 2021-2022 учебный год
для обучающихся 4 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Составитель:
учитель начальных классов
Марьинских Л.Б.

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для 4 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствующей
требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),на основании программы
(коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.:
Просвещение, 2013. – 176 с.
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Т.В.Алышева, И.М. Яковлева «Математика», 4 класс для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: «Просвещение», 2019
год.
Цель обучения: коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, обеспечение знаниями и умениями,
применение математических знаний в повседневной жизни.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно-деятельностную,
ценностно- ориентационную).
Предметно-информационная:
 закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через разряд;
 ознакомление с понятиями «меры массы», «меры стоимости»;
 закрепление названий компонентов при умножении и делении;
 закрепление основных частей задачи;
 ознакомление с мерами массы: килограмм и центнер; соотношение между единицами: 1 ц=100кг;
 ознакомление с письменным сложением и вычитанием с переходом через разряд в пределах 100;
 порядок выполнения действий в примерах со скобками и без скобок;
 работа с понятиями «цена», «стоимость»;
 понятия «отрезок», «диаметр», «точки пересечения», «пересекающиеся прямые»;
 понятия «боковая сторона» и «основание» у треугольника и четырехугольника.
Деятельностно - коммуникативная:
 умение логически мыслить; ориентироваться на страницах учебника;
 умение применять в речи математические термины;
 умение применять полученные знания в повседневной жизни;
 умение планировать свою деятельность;
 умение планировать свою деятельность;
 закрепление вычислительных навыков;








умение выделения признаков и свойств объектов (прямоугольник, его стороны и др.) и установление зависимости между ними;
установление причинно-следственных связей, умение логически мыслить, рассуждать;
совершенствование навыков работы с чертежными инструментами, развитие глазомера;
совершенствование вычислительных навыков с применением в повседневной жизни;
развитие пространственной ориентировки;
развитие связной устной речи.

Ценностно - ориентационная:
 воспитание навыков, направленных на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни;




воспитание у
обучающихся
целенаправленности,
терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбия,
самостоятельности;
воспитание у обучающихся навыка контроля и самоконтроля;
воспитание умения планировать работу и доводить начатое дело до завершения;



воспитание умения устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.

Специальной задачей обучения является коррекция речи и мышления обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Согласно учебному плану для обучения по предмету «Математика» в 4 классе отводится следующее количество часов:
Период

Количество часов

Неделя

4

1 четверть

32

2 четверть

32

3 четверть

40

4 четверть

32

Итог

136

Содержательный минимум образования
Нумерация
Таблица разрядов, классы. Простые и составные числа. Числовые выражения. Числа от 1 до 100.
Арифметические действия в пределах 100 (устное и письменное сложение и вычитание, умножение и деление):
Сложение и вычитание:
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание
однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
Таблица умножения и деления:
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.
Названия компонентов умножения и деления в речи учащихся. Умножение чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10 Умножение 1,
0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10.
Единицы измерения времени и их соотношения (стоимость, длина, масса, ёмкость, время), соотношения между ними:
Зависимость между стоимостью, ценой, количеством. Единицы измерения и их соотношения. Единица (мера) длины миллиметр.
Соотношение: 1 см = 10 мм. Единица (мера) массы – центнер. Обозначение – 1 ц. Соотношение: 1 ц =100 кг. Единица (мера) времени –
секунда. Соотношение: 1 мин. = 60 сек. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин. Двойное обозначение времени.
Арифметические задачи
Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими
действиями.
Геометрический материал
Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии: замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная
линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной
длине ее отрезков.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный
случай прямоугольника. Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертёжного треугольника. Название сторон прямоугольника:
основания, боковые стороны, противоположные, смежные стороны.
Итоговое повторение

Планируемые результаты изучения учебной деятельности
Состав базовых учебных действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного
обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него
уровне.
1.Личностные базовые
учебные действия

-

2.Регулятивные базовые учебные
действия

3.Познавательные базовые
учебные действия

-осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного посещением школы;
-способность
к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий;
-самостоятельность в выполнении поручений;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском
коллективе, образовательном учреждении;
-стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.)
-работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным
инвентарем)
организовывать рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
-оценивать действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности,
оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо-родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться
знаками, символами, предметами – заместителями;

4.Коммуникативные базовые
учебные действия

-читать;
-писать;
-наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других
носителях) под руководством и с помощью учителя.
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс,
учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования –
введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом:
 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
 овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
 осознание языка как основного средства человеческого общения;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
 способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речь
 формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по учебному предмету «Математика» на конец обучения в 4 классе:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
выделять и указывать количество единиц и десятков в выделять и указывать количество разрядных единиц в числе (единиц,
двузначном числе;
десятков);

определять время по часам с точностью до 5 минут;
выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через
десяток в пределах 20;
выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах
100 с помощью микрокалькулятора;
употреблять в речи названия компонентов и результатов
действий сложения и вычитания;
пользоваться таблицей умножения на печатной основе
для нахождения произведения и частного чисел
выполнять действия умножения компонентами 0, 1, 10 (с
помощью учителя);
понимать
названия и показывать компоненты умножения и
деления;
решать простые задачи указанных видов; решать задачи в два
действия, составленные из ранее решаемых простых задач
(возможно с помощью учителя);
узнавать, называть ломаные линии, выполнять построение
произвольной ломаной линии;
находить точку пересечения
линий, отрезков;
узнавать, называть, моделировать взаимное положение фигур на
плоскости (без вычерчивания);
называть, показывать диаметр окружности;
чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон
на нелинованной бумаге
с
помощью
чертежного
угольника(возможна помощь учителя). измерять, вычислять
длину ломаной линии;
записывать числа, полученные при измерении длины, двумя
мерами (5 см, 6 мм; 8 м, 3 см);

определять время по часам с точностью до 1 минуты
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
записывать, читать разрядные единицы в разрядной таблице;
выполнять устные и письменные вычисления суммы и разности чисел в
пределах 100 (все случаи);
употреблять в речи названия компонентов и результатов действий
сложения и вычитания;
выполнять умножение чисел 2, 3, 4, 5 и деление на эти числа (без
использования таблицы); пользоваться таблицей умножения на
печатной
основе для
нахождения произведения и частного чисел
6, 7, 8, 9;
пользоваться таблицей умножения всех однозначных чисел; правилами
умножения на 0, 1,10, чисел 0, 1, 10 при решении примеров;
употреблять в речи названия компонентов и результатов действий
умножения и деления;
решать, составлять, иллюстрировать все известные виды простых
арифметических задач;
выполнять построение ломаной линии по данной длине ее отрезков;
различать
замкнутые,
незамкнутые, кривые, ломаные пинии;
измерять, вычислять длину ломаной линии;
узнавать, называть, моделировать взаимное положение фигур на
плоскости;
чертить окружность заданного диаметра;
называть
стороны
прямоугольника (квадрата):
основания,
боковые, смежные стороны; чертить прямоугольник (квадрат) по
заданным размерам сторон с помощью чертежного угольника
на
нелинованной бумаге;
заменять известные крупные единицы измерения длины, массы
мелкими и наоборот; соотносить меры длины, массы, времени;

Характеристика дифференциации групп обучающихся
Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В. В.,
согласно этой дифференциации все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений, разделены на следующие группы:

1 группа – составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания
ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном
правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о сознательном
усвоении этими учащимися программного материала. Учащиеся 1 группы усвоили счет в пределах 10, умеют сравнивать числа, решают
арифметические задачи на сложение и вычитание.
2 группа – учащиеся также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности,
чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без
помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ,
они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет.
Учащиеся 2 группы работают медленнее, им дается меньший объём работы. Текстовые арифметические задачи могут решать только после
разбора, под контролем учителя.
3 группа – относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словеснологической, наглядной, предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им
сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения,
факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно
понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп
усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесённых ко 2 группе. Несмотря на трудности усвоения материала,
ученики в основном не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое
несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать,
из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3 группы в процессе
обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает, нужна, главным образом, в начале выполнения
задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Ученики 3 группы не запомнили счет в
пределах 10. В 3 классе продолжается изучение чисел 1…10, сравнение чисел, решение примеров на +, - в пределах 10. Решение задач под
руководством учителя.
4 группа – относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для
них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов обучения,
постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать
прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь
учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не
видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается
ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений,
чем предлагается программой. Отнесённость школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего
обучения ученики развиваются и могут переходить в группу выше.

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

1-5
6-7
8-9

10-18

19-20
21
22

23-25
26-28

29
30-32

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

1 четверть (32 часа)
Нумерация чисел 1-100. Повторение (9 часов)
Нумерация. Действия в пределах 100.
Повторение пройденного материала. Сложение и вычитание чисел в
пределах 100, без перехода через разряд.
Числа, полученные при измерении величин.
Преобразовывать числа, сравнивать числа, полученные при
измерении.
Мера длины-миллиметр.
Умение преобразовывать числа, сравнивать числа, полученные при
измерении. Фронтальная работа с доской. Меры длины миллиметр
(мм)
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи) (13 часов)
Сложение и вычитание двузначного числа с однозначным Складывать и вычитать двузначные числа с однозначными и
и двузначным числами без перехода через разряд.
двузначными без перехода через разряд. Формирование
умения
находить ошибки и анализировать их.
Меры времени.
Формирование понятий: (мин, час, сутки, неделя, месяц, год),
определение времени по часам.
Замкнутые, незамкнутые кривые линии.
Формулирование понятий:
линия, кривая линия, замкнутая и незамкнутая кривые линии.
Окружность. Дуга.
Формулирование понятий: центр окружности, радиус, дуга
окружности. Фронтальная беседа. Построение геометрических фигур
Черчение окружностей.
Умножение и деление чисел (повторение) (6 часов)
Повторение названия компонентов при умножении, решение
Табличное умножение. Название компонентов при
умножении на 2
выражений и задач, заучивание таблицы умножения на 2.
Табличное деление. Название компонентов при делении на Повторение названия компонентов при делении, решение выражений
2.
и задач, заучивание таблицы деления на 2.
Сложение с переходом через разряд (устные вычисления) (4 часа)
Сложение двузначного числа с однозначным числом.
Формулирование понятия неизвестное слагаемое, математическую
терминологию при выполнения арифметического действия
Сложение двузначных чисел.
Формулирование понятия неизвестное слагаемое, математическую
терминологию при выполнения арифметического действия
2 четверть (32 часа)

Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления) (7 часов)
33-35 Вычитание однозначного числа из двузначного числа.
Формулирование понятия неизвестное вычитаемое, математическую
терминологию при выполнения арифметического действия
36-38 Вычитание двузначных чисел.
Формулирование понятия неизвестное вычитаемое, математическую
терминологию при выполнения арифметического действия
39
Замкнутые, незамкнутые ломаные линии.
Формулирование понятий: ломаные и замкнутые линии.
Умножение и деление (25 часов)
40-42 Табличное умножение числа 3.
Табличное умножение чисел на 3 равные части.
43-45 Табличное деление на 3.
Табличное деление чисел на 3 равные части.
46
Контрольная работа
Самостоятельная деятельность обучающихся
47-49 Табличное умножение числа 4.
Табличное умножение чисел на 4 равные части.
50-52 Табличное деление на 4.
Табличное деление чисел на 4 равные части.
53-54 Длина ломаной линии.
Работа в группах. Моделирование и конструирование
55-57 Табличное умножение числа 5.
Табличное умножение чисел на 5 равных частей.
58-60 Табличное деление на 5.
Табличное деление чисел на 5 равных частей.
61-63 Двойное обозначение времени.
Практическая работа с моделью часов
64
Контрольная работа
Самостоятельная деятельность обучающихся
3 четверть (40 часов)
Умножение и деление (40 часов)
65-68 Табличное умножение числа 6.
Табличное умножение чисел на 6 равных частей.
69-72 Табличное деление на 6.
Табличное деление чисел на 6 равных частей.
73-74 Прямоугольник.
Геометрические фигуры. Моделирование и конструирование
75-77 Табличное умножение числа 7.
Табличное умножение чисел на 7 равных частей.
78-79 Увеличение числа в несколько раз
Решать примеры и задачи на увеличение числа на несколько единиц
по предложенному учителем плану.
80-82 Табличное деление на 7.
Табличное деление чисел на 7 равных частей.
83-85 Уменьшение числа в несколько раз.
Решать примеры и задачи на уменьшение числа на несколько единиц
по предложенному учителем плану.
86-87 Квадрат.
Геометрические фигуры. Моделирование и конструирование
88
Контрольная работа
Самостоятельная деятельность обучающихся
89-91 Табличное умножение числа 8.
Табличное умножение чисел на 8 равных частей.
92-94 Табличное деление на 8.
Табличное деление чисел на 8 равных частей.
95
Меры времени.
Слушание объяснение учителя, практическая работа
96-97 Табличное умножение числа 9.
Табличное умножение чисел на 9 равных частей.
98-100 Табличное деление на 9.
Табличное деление чисел на 9 равных частей.

101
102
103

Пересечение фигур.
Умножение 1 и на 1.
Деление на 1.

104

Контрольная работа

105-108

109-113

114-118

119
120-121
122-123
124-125
126-128
129-131
132-133
134-135
136

Геометрические фигуры. Моделирование и конструирование
Слушание объяснений учителя. Практическая работа
Решение примеров и задач на умножение и деление на единицу.

Самостоятельная деятельность обучающихся
4 четверть (32 часа)
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) (15 часов)
Сложение и вычитание без перехода через разряд
Формулирование понятия неизвестное слагаемое, неизвестное
вычитаемое, математическую терминологию при выполнении
письменных приемов арифметического действия
Сложение с переходом через разряд.
Формулирование понятия сложения с переходом через разряд и
математическую терминологию при выполнении письменных
приемов арифметического действия
Вычитание с переходом через разряд.
Формулирование понятия вычитания с переходом через разряд и
математическую терминологию при выполнении письменных
приемов арифметического действия
Контрольная работа
Самостоятельная деятельность обучающихся
Умножение и деление (17 часов)
Умножение 0 и на 0.
Слушание объяснение учителя, практическая работа. Решение
примеров на умножение нуля и на нуль.
Деление нуля на число.
Слушание объяснение учителя, практическая работа. Решение
примеров на деление нуля и на нуль.
Взаимное положение фигур.
Моделирование и конструирование
Умножение 10 и на 10.
Слушание объяснение учителя, практическая работа по решению
примеров на умножение 10 и на 10.
Деление на 10.
Слушание объяснение учителя, практическая работа по решению
примеров на деление на 10.
Нахождение неизвестного слагаемого.
Формулирование понятия неизвестное слагаемое, решение примеров
и задач.
Повторение
Систематизация учебного материала
Контрольная работа
Самостоятельная деятельность обучающихся


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».