чтение(УО) 4 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
__________ Гринева Л.И.
Приказ №164 от «27» августа 2021 года.

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Чтение»
на 2021-2022 учебный год
для обучающихся 4 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Составитель:
учитель начальных классов
Марьинских Л.Б.

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение» для 4 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствующей
требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основании программы
(коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.:
Просвещение, 2013. – 176 с.
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника: С.Ю.Ильина «Чтение», 4 класс для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: «Просвещение», 2019 год.
Основными задачами обучения чтению в 2-4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух целыми словами.
Чтение про себя. Выделение главной мысли произведения, осознанно воспринимать прочитанное, соблюдение пауз между предложениями,
логического ударения, необходимой интонации.
У учащихся формируется навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Цель обучения: создание условий для коррекции и развития коммуникативной функции речи, мышления у учащихся на уроках чтения для
дальнейшей интеграции в обществе.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно-информационную, коммуникативно - деятельностную,
ценностно-ориентационную).
Предметно - информационная:
 Формирование представлений о литературных произведениях, их содержании и смысле.
 Формирование представлений об устном народном
творчестве на примере сказок, пословиц, загадок и др.
 Формирование у учащихся адекватных представлений о правилах поведения и этикетных нормах.
 Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Деятельностно - коммуникативная:






Формирование осознанного, правильного чтения целыми словами
Формирование умения соблюдать при чтении интонацию в соответствии со знаками препинания.
Формирование умения давать элементарную оценку прочитанного.
Формирование умения находить в тексте предложений для ответа на вопросы;
Формирование умения пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к
пересказу, близкому к тексту.
 Формирование умения заучивать стихотворения наизусть и читать их перед классом.
 Коррекция общего и речевого развития учащихся.
 Формирование умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.
Ценностно - ориентационная:
 Формировать

нравственные

качества,

целенаправленность,

терпеливость,

работоспособность,

самостоятельному

настойчивость,

трудолюбие,

самостоятельность;
 Воспитывать у обучающихся навыки контроля и самоконтроля.
Согласно учебному плану для обучения по предмету «Чтение» в 4 классе отводится следующее количество часов:
Период

Количество часов

I четверть

32

II четверть

32

III четверть

40

IV четверть

32

Год

136
Содержательный минимум образования

Содержание чтения (круг чтения)
Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка). Небольшие рассказы и
стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о
нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре
поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Примерная тематика произведений
Произведения о Родине, родной природе, об отношении к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе,
товариществе» произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие
Сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, чистоговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и
самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса,
чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на
части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана.
Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение
Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению.
Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.

Планируемые результаты изучения учебной деятельности
Состав базовых учебных действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые
содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1.Личностные базовые
учебные действия

2.Регулятивные базовые
учебные действия

3.Познавательные базовые
учебные действия

4.Коммуникативные базовые
учебные действия

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий;
-самостоятельность в выполнении поручений;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе,
образовательном учреждении;
-стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала,учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
-работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем)
-организовывать рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
-оценивать действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами– заместителями;
-читать;
-писать;
-наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью
учителя.
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Личностные результаты освоения рабочей программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты должны отражать:
















Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
Овладение начальными навыками в изменяющемся и развивающемся мире;
Овладение социально-бытовыми
умениями, используемыми
в повседневной жизни;
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
Способность к
осмыслению и
дифференциации картины
мира, ее временно-пространственной организации;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по учебному предмету «Чтение» на конец обучения в 4 классе:
Минимальный уровень

Достаточный уровень

-осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами -осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним
после работы над ним под руководством учителя;
под руководством учителя;
-отвечать на вопросы по прочитанному с помощью учителя;

-читать по слогам слова трудные по смыслу и по слоговой структуре;

-пересказывать содержание прочитанного текста с помощью учителя;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

-рассказывать наизусть 2–4 стихотворения и 1 басню с помощью учителя. -высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
-пересказывать содержание прочитанного текста;

Характеристика дифференциации групп обучающихся
Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В., согласно
этой дифференциации все учащиеся делятся на 4 группы.
1 группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все
задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в
основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о
сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения
такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная
активизирующая помощь взрослого.
Во 2 группе также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем
ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи
сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они
нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при
этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
К 3 группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словеснологической, наглядной, предметно-практической). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей,
отделить второстепенное. Учащимся трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их
отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесённых ко 2 группе.
Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применить при
выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой
способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной
задаче. Деятельность этих учеников нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого
школьники уверенно выполняют задания и лучше дают словесный отчёт о нём. Это говорит хотя и о затруднённом, но в определённой мере
осознанном процессе усвоения программного материала. Кроме того, школьникам трудно применить, казалось бы, хорошо выученный материал
на других уроках.
К 4 группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения
для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов обучения,
постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый
опыт им недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде
прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в
работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое.
Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем предлагается
программой. Связная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла. В их деятельности
часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях.

Календарно-тематическое планирование
№

1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21

Тема урока

Деятельность обучающихся

I четверть (32 часа)
Школьная жизнь (8 часов)
По Н. Носову «Снова в школу».
Читать без искажения звукового состава слова с
Э. Мошковская «Жил-был Учитель».
соблюдением правильного ударения. Читать целыми словами
М. Пляцковский «Чему учат в школе».
двусложные и трехсложные слова с простыми слоговыми
По. Ю. Ермолаеву «Поздравление».
структурами. Читать по слогам малознакомые слова со
По Е. Шварцу «Как Маруся дежурила».
сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
По Е. Ильиной «Шум и Шумок».
Читать выразительно с соблюдением пауз на знаках
В. Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок».
препинания. Соблюдать интонацию конца предложения
По Л. Каминскому «Три желания Вити».
(восклицательная,
вопросительная,
повествовательная).
В. Берестов «Читалочка».
Выбирать соответствующий тон голоса для передачи
По М. Бартеневу «Зарубите на носу».
эмоционального содержания читаемого (радость, грусть,
Загадки. Обобщающий урок
удивление, обида).
Время листьям опадать (13 часов)
Н.Антонова «Жёлтой краской кто-то…»
По Н. Абрамцевой «Осенняя сказка».
Е. Благинина «Подарки осени».
По Л. Воронковой «Лесные подарки».
А. Твардовский «Лес осенью».
По В. Путилиной «В осеннем лесу».
Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный».
По Ю. Шиму «Отчего Осень грустна». К. Бальмонт «Осень».
По Ю. Ковалю «Три сойки».
По Н. Сладкову «Холодная зимовка».
А. Плещеев «Скучная картина!..»
По О. Иваненко «Сказка про маленького жучка».
По К. Ушинскому «Пчелы и мухи».
По Г. Граубину «Время листьям опадать…»
Загадки.
Обобщающий урок

Читать по слогам малознакомые слова со сложными
слоговыми структурами: всмотрелся, встречался. Читать
выразительно с соблюдением пауз на знаках препинания.
Соблюдать интонацию конца предложения (восклицательная,
вопросительная, повествовательная). Читать по слогам
малознакомые слова со сложными слоговыми структурами:
всмотрелся, встречался. Читать выразительно с соблюдением
пауз на знаках препинания. Соблюдать интонацию конца
предложения
(восклицательная,
вопросительная,
повествовательная). Выбирать соответствующий тон голоса
для передачи эмоционального содержания читаемого
(радость, грусть, удивление, обида). Пересказывать
прочитанное
произведение
своими
словами
с
использованием приемов, делающих этот пересказ
коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой
на соревнование рядов по картинному плану к рассказу).

22

«Пекла кошка пирожки…» русская потешка.

23

«Сенокос» чешская потешка.

24

По Л. Пантелееву «Карусели».

25

Н.Носов «Прятки».

26

Считалки.

27

По М. Булатову «Жмурки».

28

Обобщающий урок

Делу – время, потехе – час (7 часов)
Пересказывать прочитанное произведение своими словами с
использованием приемов, делающих этот пересказ
коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой
на соревнование рядов по картинному плану к рассказу).
Выделять в тексте слова, значения которых не понятны.
Разъяснять значения слов, встречающихся в тексте. Выделять
логические части текста, подбирать к ним заглавия.

В мире животных (4 часа)
29

По К. Ушинскому «Бодливая корова».

30

По В. Бирюкову «Упрямый котенок».

31

По. В. Гаранжину «Пушок».

32

По Е.Чарушину «Томка».

II четверть (32 часа)
В мире животных (продолжение) (6 часов)
33

По Б. Житкову «Охотник и собаки».

34

По Л. Матвеевой «Чук заболел».

35

Г. Снегирев «Хитрый бурундук». По А. Баркову «Барсучья кладовая».

36

По. А. Дорохову «Гостья».

37

Г. Корольков «Игрушки лисят». По Ю. Дмитриеву «Лиса».

38

Читать по ролям и инсценировать отрывки читаемых
произведений. Пересказывать прочитанное произведение
своими словами с использованием приемов, делающих этот
пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с
эстафетой на соревнование рядов по картинному плану к
рассказу). Выделять в тексте слова, значения которых не
понятны. Разъяснять значения слов, встречающихся в тексте.
Выделять логические части текста, подбирать к ним заглавия.
Составлять
собственный
рассказ
по заглавию
и
иллюстрациям к произведению. Сравнить рассказ,
придуманный учащимся, и рассказ, написанный автором.
Пересказывать прочитанное произведение своими словами с
использованием приемов, делающих этот пересказ
коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой
на соревнование рядов по картинному плану к рассказу).

Загадки. Обобщающий урок.

Жизнь дана на добрые дела (5 часов)
39
40
41
42

Г. Ладонщиков «Миша мастер».
По Е. Пермякову «Пичугин мост».
В. Хомченко «Михаськин сад».
По С. Баруздину «Когда люди радуются».
По Ю. Ермолаеву «Про каникулы и полезные дела».
Е. Благинина «Котенок».
В. Голявкин «Птичка».

Выбирать соответствующий тон голоса для передачи
эмоционального содержания читаемого (радость, грусть,
удивление, обида). Читать по ролям и инсценировать отрывки
читаемых
произведений.
Пересказывать
прочитанное
произведение своими словами с использованием приемов,
делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по
цепочке, с эстафетой на соревнование рядов по картинному плану

43
Обобщающий урок

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

к рассказу). Выделять в тексте слова, значения которых не
понятны. Разъяснять значения слов, встречающихся в тексте.
Выделять логические части текста, подбирать к ним заглавия.

Зима наступила (21 час)
По Л. Воронковой «Снег идет»
Читать без искажения звукового состава слова с
соблюдением
правильного
ударения.
Выбирать
А. Слащев «Снегурочка».
соответствующий
тон
голоса
для
передачи
эмоционального
И. Суриков «Зима».
содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида).
С. Маршак «Декабрь».
Читать по ролям и инсценировать отрывки читаемых
По В. Сутееву «Елка».
произведений.
По В. Сутееву «Елка».
Пересказывать прочитанное произведение своими словами с
По Л. Клавдиной «Вечер под Рождество».
использованием приемов, делающих этот пересказ
По Л. Клавдиной «Вечер под Рождество».
коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой
М. Садовский «Где лежало «спасибо»?
на соревнование рядов по картинному плану к рассказу).
М. Садовский «Где лежало «спасибо»?
Выделять в тексте слова, значения которых не понятны.
По Н.Носову «На горке».
Разъяснять значения слов, встречающихся в тексте. Выделять
По Н.Носову «На горке».
логические части текста, подбирать к ним заглавия.
Составлять
собственный
рассказ
по заглавию
и
По Н.Носову «На горке».
иллюстрациям к произведению. Сравнить рассказ,
«Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка)
придуманный учащимся, и рассказ, написанный автором.
«Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка)
Пересказывать прочитанное произведение своими словами с
А. Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились».
использованием приемов, делающих этот пересказ
А. Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились».
коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой
А. Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились».
на соревнование рядов по картинному плану к рассказу).
П. Головкин «Зимняя сказка»
Заменить часто повторяющееся имя героя произведения
П. Головкин «Зимняя сказка»
различными синонимами.
П. Головкин «Зимняя сказка»

III четверть (40 часов)
Зима наступила (продолжение)(10 часов)
65

Г. Скребицкий «Митины друзья».

66

Г. Скребицкий «Митины друзья».

67

В. Бирюков «Снежная шапка».

68

По А. Тумбасову «В шубах и шапках».

69

По А. Тумбасову «В шубах и шапках».

Пересказывать прочитанное произведение своими словами с
использованием приемов, делающих этот пересказ
коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой
на соревнование рядов по картинному плану к рассказу).
Выделять в тексте слова, значения которых не понятны.
Разъяснять значения слов, встречающихся в тексте. Выделять
логические части текста, подбирать к ним заглавия.

70
71
72
73
74

75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

Составлять
собственный
рассказ
по заглавию
и
иллюстрациям к произведению. Сравнить рассказ,
В.Бианки «Находчивый медведь»
придуманный учащимся, и рассказ, написанный автором.
Пересказывать прочитанное произведение своими словами с
По А. Спирину «Зимние приметы».
использованием приемов, делающих этот пересказ
Загадки.
коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой
на соревнование рядов по картинному плану к рассказу).
Обобщающий урок.
Заменить часто повторяющееся имя героя произведения
различными синонимами.
Веселые истории (14 часов)
По Н. Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос».
Составлять
собственный
рассказ
по заглавию
и
иллюстрациям к произведению. Сравнить рассказ,
По Н. Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос».
придуманный учащимся, и рассказ, написанный автором.
По Н. Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос».
Пересказывать прочитанное произведение своими словами с
Г. Остер «Одни неприятности».
использованием приемов, делающих этот пересказ
Г. Остер «Одни неприятности».
коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой
М. Пляцковский «Однажды утром».
на соревнование рядов по картинному плану к рассказу).
М. Пляцковский «Однажды утром».
Заменить часто повторяющееся имя героя произведения
В. Бирюков. «Почему комары кусаются?»
различными синонимами. Пересказывать выборочные
В. Бирюков. «Почему комары кусаются?»
эпизоды из прочитанного с использованием авторских слов и
С. Маршак «Вот какой рассеянный»
выражений. Составить словесные картинки к отдельным
По О. Кургузову. «Две лишние коробки»
отрывкам текста.
Г. Чичинадзе. «Отвечайте, правда ли?»
Обобщающий урок
Внеклассное чтение
В. Алферов «Март».
По М. Фроловой «Восьмое марта».
По М. Фроловой «Восьмое марта».
Е. Благинина «Забота».
По А. Соколовскому «Бабушкина вешалка».
По А. Соколовскому «Бабушкина вешалка».
По В. Бианки «Последняя льдина».
А. Плещеев «Весна».
По А. Баркову «Скворцы прилетели»
По А. Баркову «Скворцы прилетели»

Полюбуйся, весна наступает…(16 часов)
Выбирать соответствующий тон голоса для передачи
эмоционального содержания читаемого (радость, грусть,
удивление, обида). Читать по ролям и инсценировать
отрывки
читаемых
произведений.
Пересказывать
прочитанное
произведение
своими
словами
с
использованием приемов, делающих этот пересказ
коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой
на соревнование рядов по картинному плану к рассказу).

99
100
101
102
103
104

По Э. Шиму «Всему свой срок».
По Э. Шиму «Всему свой срок».
И. Никитин «Полюбуйся, весна наступает»
По Ю. Ковалю «Весенний вечер».
По Ю. Ковалю «Весенний вечер».
Внеклассное чтение

IV четверть (32 часа)
Полюбуйся, весна наступает…( продолжение) (3 часа)
105

По Ю. Дмитриеву «Опасная красавица».

106
107

Загадки.
Обобщающий урок.

Выделять в тексте слова, значения которых не понятны.
Разъяснять значения слов, встречающихся в тексте. Выделять
логические части текста, подбирать к ним заглавия. Составить
словесные картинки к отдельным отрывкам текста.

В мире волшебной сказки (10 часов)
108

«Хаврошечка» русская народная сказка

109

«Хаврошечка» русская народная сказка

110

112

«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» русская народная
сказка
«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» русская народная
сказка
А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»

113

По Ш. Перро «Подарки феи».

114

По Ш. Перро «Подарки феи».

115

Братья Гримм «Горшочек каши».

116

По В. Порудоминскому «Наши сказки».

117

Обобщающий урок.

118

М. Ильин «Царь-колокол».

119
120
121

С. Васильева «Город на Неве».
Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле».
С. Вербова «Сочинение на тему».
По Л. Кассилю «Какое это слово?»

111

Составить словесные картинки к отдельным отрывкам текста.
Читать без искажения звукового состава слова с соблюдением
правильного ударения. Читать целыми словами двусложные и
трехсложные слова с простыми слоговыми структурами. Читать по
слогам малознакомые слова со сложными слоговыми структурами:
всмотрелся, встречался. Читать выразительно с соблюдением пауз
на знаках препинания. Соблюдать интонацию конца предложения
(восклицательная, вопросительная, повествовательная). Выбирать
соответствующий тон голоса для передачи эмоционального
содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида). Читать
по ролям и инсценировать отрывки читаемых произведений.
Пересказывать прочитанное произведение своими словами с
использованием
приемов,
делающих
этот
пересказ
коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой на
соревнование рядов по картинному плану к рассказу). Выделять в
тексте слова, значения которых не понятны. Разъяснять значения
слов, встречающихся в тексте. Выделять логические части текста,
подбирать к ним заглавия.

Родная земля (10 часов)

122

Выбирать соответствующий тон голоса для передачи
эмоционального содержания читаемого (радость, грусть,
удивление, обида). Читать по ролям и инсценировать отрывки
читаемых
произведений.
Пересказывать
прочитанное
произведение своими словами с использованием приемов,

123
124
125
126
127

По Б. Никольскому «Главное Дело».
А. Усачев «Защита».
По Л. Кассилю «Никто не знает, но помнят все».
Т. Белозеров «День Победы».
Обобщающий урок

128
129
130
131
132
133
134
135
136

С. Козлов «Ливень». Г. Граубин «Тучка».
Н. Павлова «Хитрый одуванчик».
Е. Благинина «Одуванчик».
По А. Дорохову «Встреча со змеей».
А. Бродский «Летний снег».
В. Голявкин «После зимы будет лето».
О.Тарнопольская «Хозяюшка»
По А. Спирину «Летние приметы».
Обобщающий урок.

делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по
цепочке, с эстафетой на соревнование рядов по картинному плану
к рассказу). Выделять в тексте слова, значения которых не
понятны. Разъяснять значения слов, встречающихся в тексте.
Выделять логические части текста, подбирать к ним заглавия.

Лето пришло (9 часов)
Составлять
собственный
рассказ
по заглавию
и
иллюстрациям к произведению. Сравнить рассказ,
придуманный учащимся, и рассказ, написанный автором.
Пересказывать прочитанное произведение своими словами с
использованием приемов, делающих этот пересказ
коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой
на соревнование рядов по картинному плану к рассказу).
Выделять в тексте слова, значения которых не понятны.
Разъяснять значения слов, встречающихся в тексте. Выделять
логические части текста, подбирать к ним заглавия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».