Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» Согласовано: Зам. директора по УВР _________ Феденева Д.В. Утверждаю: Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ» __________ Гринева Л.И. Приказ № 164 от «27» августа 2021 года. Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Составитель: учитель технологии Сафронова О.А. МКОУ «Кузнецовская СОШ» п. Кузнецовский, 2021г Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи программы 5 1.3. Содержание программы 6 Учебный (тематический) план 6 Содержание учебного (тематического) плана 10 1.4. Планируемые результаты 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы 15 19 2.1. Условия реализации программы 19 2.2. Формы аттестации 20 2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы 22 Аннотация 23 Список литературы 25 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» для 3 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствующей требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основании программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с. Программа по ручному труду учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь. Актуальность программы. Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как трудовое обучение. Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Развивая моторику в процессе трудового обучения, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. У обучающихся вырабатываются такие волевые качества, как терпение и настойчивость, энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Трудовое обучение позволяют проявить себя детям с нарушениями интеллекта, которые, в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных материалов. Уроки трудового обучения позволяют учащимся видеть одинаковые приемы в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д., а это положительно сказывается на развитии познавательной деятельности. На каждом уроке предусматривается включение обучающихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера. Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся третьего класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Срок реализации настоящей программы по предмету «Изобразительное искусство» - 1 учебный год. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, 34 часа в год. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает: коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия; коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала. 1.2. Цель и задачи программы Цель обучения: коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, обеспечение знаниями и умениями, применение трудовых знаний в повседневной жизни. Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач: воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.); уважение к людям труда; сообщение элементарных знаний по видам труда, формированию трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в класс, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования. Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). 1.3. Содержание программы Учебный (тематический) план (34 часа) № Тема урока Характеристика деятельности обучающихся п/п Работа с природными материалами (3 часа) 1 Вводный урок. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. Знакомство с учебником. Инструктаж о правилах поведения и работы на уроках труда. Презентация. Беседа. Виды инструментов. 2 3 Изготовление аппликации из Закрепление правил работы с природным материалом. засушенных листьев «Птица». Объяснение темы урока, этапов изготовления. Аппликация из скорлупы ореха «Воробьи на Закрепление правил работы с природным материалом. ветках». Объяснение этапов. Работа с бумагой и картоном (1 час) 4 Аппликация из обрывной бумаги «Медведь». Закрепление правил работы с бумагой и картоном. Объяснение темы урока, этапов изготовления аппликации. Работа с проволокой (2 часа) 5 6 Познавательные сведения о проволоке. Работа с учебником. Беседа. Просмотр презентации. Работа Применение проволоки в изделиях. по вопросам. Изготовление паука из скорлупы грецкого Организация рабочего места. Инструктаж. Изготовление ореха, пластилина и проволоки. игрушек. Оценивание. Работа с древесиной (2 часа) 7 8 Познавательные сведения о древесине. Закрепление правил работы с древесиной и острыми Изделия из древесины. инструментами. Объяснение этапов изготовления лучины. Изготовление опорного колышка для растений. Инструктаж. Составление плана работы. Анализ образца. Комментирование своей работы. Работа с текстильными материалами (8 часов) 9 Ткань. Виды работы с тканью. Закрепление правил работы с иголкой, ножницами и нитками. Практическое задание. 10- Виды ручных стежков и строчек. Закрепление правил работы с иголкой, ножницами и нитками. Изготовление закладки из фотопленки. Закрепление правил работы с иголкой, ножницами и нитками. 11 12- Объяснение этапов выполнения закладки. Практическое 13 задание. 14- Изготовление прихватки. Закрепление правил работы с иголкой, ножницами и нитками. Объяснение этапов обмётывания ткани косым стежком. 16 Практическое задание. Работа с металлоконструктором (4 часа) Познавательные сведения о Работа с учебником. Беседа. Просмотр презентации. Работа металлоконструкторе. по вопросам. 18 Соединение планок винтом и гайкой. Работа с конструктором. Инструктаж. 19- Сборка из планок геометрических фигур: Работа с конструктором. Инструктаж. 20 треугольника, квадрата. 17 Работа с бумагой и картоном (6 часов) 21- Объёмные изделия из картона. Изготовление Закрепление правил работы с ножницами и клеем. 22 коробки, склеенной с помощь клапанов. Объяснение этапов выполнения коробки. Практическое задание. 23- Изготовление коробки с бортами, Закрепление правил работы с ножницами и клеем. 24 соединёнными встык. Объяснение этапов выполнения коробки. Практическое задание. 25- Изготовление из бумаги матрешки. Инструктаж. Анализ образца. Составление плана работы. Изготовление матрёшки по образцу. Работа по вопросам 26 учителя. Работа с пластилином (4 часа) 27- Лепка обитателей морского мира: осьминога, Организация рабочего места. Инструктаж. Лепка фигурок. 28 конька, рыбы, звезды. Анализ образца. Анализ работы по вопросам учителя. 29- Изготовление полуобъёмных картин из Инструктаж. Анализ образца. Составление плана работы. 30 пластилина «Подводный мир». Лепка картины. Анализ изделия по вопросам. Работа с проволокой (2 часа) 31- Изготовление из проволоки букв. Инструктаж по работе с инструментами. Организация рабочего места. Изготовление букв. Оценивание. 32 Работа с бумагой и картоном (2 часа) 3334 Изготовление из бумаги собаки. Инструктаж по работе с инструментами. Организация рабочего места. Изготовление собаки из бумаги. Оценивание. Содержание учебного (тематического) плана Содержательный минимум образования Программой предусмотрены следующие виды труда: работа с бумагой; работа с пластилином, работа с природным материалом, работа с тканью и нитками. Работа с глиной и пластилином. Глина – это строительный материал. Пластилин – материал для ручного труда. Лепка из пластилина изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую геометрическую форму, форму шара и цилиндра. Работа с природными материалами. Заготовка природных материалов. Изготовление игрушек, аппликаций, композиций. Работа с бумагой и картоном. Виды и сорта бумаги и картона. Правила работы с клеем, ножницами. Складывание фигур. Выполнение аппликации. Разметка бумаги по линейке. Работа по шаблону сложной конфигурации. Работа с тканью. Применение и назначение ткани в жизни людей. Свойства ткани. Сорта тканей и их назначение. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Раскрой деталей изделия из ткани. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой. Правила хранения игл. Приемы вышивания нитками. Работа с природными материалами Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия). Работа с бумагой Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: - разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации; - разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство; Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей». Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация). Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу». Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок). Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок). Картонажно-переплетные работы. Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги». Работа с текстильными материалами Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз». Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема». Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка). Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани. Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки). Работа с металлом Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу. Работа с проволокой. Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой. Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом». Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков. Работа с металлоконструктором. Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка). Соединение планок винтом и гайкой. 1.2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Ручной труд» в 3 классе, для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное школьное обучение и осознанное отношение к учебному процессу, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Личностные базовые учебные действия: -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; -способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; -самостоятельность в выполнении учебных заданий; -самостоятельность в выполнении поручений; -понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении; -стремление к безопасному поведению в природе и обществе. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Регулятивные УУД -входить и выходить из учебного помещения со звонком; -ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); -пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) -работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) организовывать рабочее место; -передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; -активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; -оценивать действия одноклассников; -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные УУД -выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; -устанавливать видо -родовые отношения предметов; -делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; -наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством учителя. Коммуникативные УУД -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; -обращаться за помощью и принимать помощь; -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; -договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: -знание правил организации рабочего места; -знание видов трудовых работ; -знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; -знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; -знание приемов работы; -умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; -умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; -умение составлять план работы над изделием по пунктам; -умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; -умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами бумагой и картоном, нитками и тканью). -знание правил рациональной организации труда; -умение соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ; правила безопасной работы режущими и колющими инструментами; -умение осознанно подбирать материалы для работы; -умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради; -умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметнооперационные и графические планы с помощью педагога или самостоятельно; -умение экономно расходовать материалы; -умение осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); -выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков трудового обучения; -устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; -выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно; -по вопросам учителя давать словесный отчет и анализ своего изделия и изделия одноклассника. 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы 2.1 Условия реализации программы Кадровое обеспечение Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической деятельности. Очень важно для педагога иметь знания в различных областях. Иметь запас различных интересных, поучительных, а порой и просто смешных технических историй, которые помогают снять утомление, увлекательно изложить сухой материал. Методическое обеспечение программы. Организационно-методические материалы для педагога: календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год; инструкции по охране труда и технике безопасности. Дидактическое обеспечение курса Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями. Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать: наглядные пособия; художественные фотографии, рисунки и иллюстрации; наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося); электронные презентации по основным разделам программы; журналы, книги, альбомы; плакаты (правила техники безопасности); работы обучающихся. Материально - техническое обеспечение Для полноценной реализации данной программы необходимо следующее оборудование: ноутбук; интерактивная доска; электронные демонстрационные пособия. Для реализации программы необходимы следующие материалы: бумага разных видов: ксероксная, цветная, картон, ватман; белая бумага, цветная бумага тонкая, двухсторонняя цветная бумага, картон белый и цветной; гофрокартон. материалы для творчества детей: пластилин, природные материалы, клей, ножницы, цветые карандаши, фломастеры, двусторонний скотч. 2.2. Формы аттестации Проверка работ проводится систематически на каждом уроке. Качество работ зависит от степени интеллектуального развития учащихся, от степени развития мелкой моторики, от знания и соблюдения правил изобразительного искусства и требований к выполняемой работе, от уровня оказанной помощи педагога в соответствии с дифференциацией учащихся и степени принятия ее учащимися. Формы промежуточной аттестации: графические и практические самостоятельные работы, тестовые задания. Условия реализации общеразвивающей программы. Продолжительность одного занятия 40 минут. Занятия рассчитаны на один час в неделю. 2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы 1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года. 2. Приказ МинОбрНауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования » № 1015 от 30.08.2013года. 3. ФГОС НОО 4. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Аннотация Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» для 3 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствующей требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основании программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с. Программа по ручному труду учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь. Актуальность программы. Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как трудовое обучение. Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Развивая моторику в процессе трудового обучения, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. У обучающихся вырабатываются такие волевые качества, как терпение и настойчивость, энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Трудовое обучение позволяют проявить себя детям с нарушениями интеллекта, которые, в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных материалов. Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся третьего класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Срок реализации настоящей программы по предмету «Изобразительное искусство» - 1 учебный год. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, 34 часа в год. Цель обучения: коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, обеспечение знаниями и умениями, применение трудовых знаний в повседневной жизни. Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач: воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.); уважение к людям труда; сообщение элементарных знаний по видам труда, формированию трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в класс, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования. Форма реализации – очная. Список литературы 1. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке: Метод. руководство для руководителей кружков общеобразоват. школ и внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с. 2. Геронимус Т.М. Уроки технологии в начальной школе. - М: Издательство: АСТ - Пресс, 2009. – 336 с. 3. Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В. Занкова) – Москва: «ЦОР 1», 2001 – 176 с. 4. Книга « 114 игрушек и поделок из всякой всячины» И.Агапова М. .Давыдов. 5. Корнеева В.М. Художественная штопка: Пособие по домоводству. – М.: Высш. шк., 1999. – 79 с. 6. Пособие: «Забавные поделки» Издательство«Мой мир» 2008г И. Федорова. 7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 8-е издание - М.: «Просвещение», 2009 г. 8. Учебник «Технология» для 3 кл. нач. шк: Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова – М. : Просвещение, 2020. Информационные ресурсы: 1. http://zankov.ru/ - Развивающая система обучения Л. Занкова. 2. https://www.n-shkola.ru/ - Электронная версия журнала «Начальная школа».