Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» Согласовано: Зам. директора по УВР _________ Феденева Д.В. Утверждаю: Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ» __________ Гринева Л.И. Приказ № 164 от «27» августа 2021 года. Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Составитель: учитель ИЗО Сафронова О.А. МКОУ «Кузнецовская СОШ» п. Кузнецовский, 2021г Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи программы 6 1.3. Содержание программы 7 Учебный (тематический) план 7 Содержание учебного (тематического) плана 10 1.4. Планируемые результаты 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы 12 16 2.1. Условия реализации программы 16 2.2. Формы аттестации 18 2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы 19 Аннотация 20 Список литературы 22 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Адаптированная образовательная программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество. Программа по изобразительному искусству учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь. Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Актуальность программы. Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта. На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи учащихся. Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся третьего класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Срок реализации настоящей программы по предмету «Изобразительное искусство» - 1 учебный год. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, 34 часа в год. Основные направления коррекционной работы коррекция развитие памяти; коррекция развитие внимания; развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления; умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность; развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств; коррекция мелкой моторики. Основополагающие принципы. В основу программы по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 3 класса положены следующие принципы: Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации. Развитие и коррекция высших психических функций. Мотивация к учению. Принцип научности и доступности обучения. Принцип сознательности и активности обучающихся. Принцип наглядности. Принцип связи обучения с всесторонним развитием личности обучающихся. Тематический принцип планирования учебного материала. Направленность на развитие у обучающихся эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности. 1.2. Цель и задачи программы Цель обучения: развитие у обучающихся эстетических чувств на основе знакомства с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, формирование изобразительных навыков и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основные задачи изучения предмета: Воспитание интереса к изобразительному искусству. Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека. Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса. Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора. Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них. Формирование знаний элементарных основ рисунка. Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках. Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке). Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности. Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции. 1.3. Содержание программы Учебный (тематический) план (34 часа) № Тема урока Характеристика деятельности обучающихся п/п 1 четверть (8 часов) 1. Рисование с натуры осенних листьев. Рисование с натуры. Просмотр презентации на тему «Осень». Беседа по дидактическому материалу. 2. Рисование в полосе узора из веточек с Декоративное рисование. листочками. 3. Рисование с натуры ветки дерева с Инструктаж по организации рабочего места. Рисование. Выставка простыми по форме листьями. работ. 4. Рисование на тему «Парк осенью». Рисование на тему. Беседа. Выставка работ. 5. Рисование с натуры предметов различной Рисование с натуры. Выставка работ. формы и цвета (яблоко, груша, морковь). 6. Рисование с натуры морских сигнальных Рисование морских сигнальных флажков. Беседа о море. Выставка флажков. 7. работ. Рисование с натуры доски для резания Инструктаж. Рисование с натуры. Выставка работ. овощей. 8. Рисование шахматного узора в квадрате. Инструктаж. Декоративное рисование. Выставка работ. 2 четверть (8 часов) 9. Рисование геометрического орнамента в Инструктаж. Рисование. Выставка работ. квадрате. 10. Рисование с натуры игрушечного домика. Инструктаж. Рисование с натуры. Выставка работ. 11. Иллюстрирование прочитанного учителем Инструктаж. Рисование на тему, беседа по содержанию. Выставка. рассказа. 12. Знакомство с работами гжельских мастеров. Инструктаж. Декоративное рисование. Беседа. Выставка работ. Узор для гжельской тарелки. 13. Рисование с натуры будильника круглой Инструктаж. Рисование с натуры. Выставка работ. формы. 14. Рисование с натуры двухцветного мяча. Инструктаж. Рисование с натуры. Выставка работ. 15. Рисование узора в полосе (снежинки и Инструктаж. Декоративное рисование. Беседа. Выставка работ. веточки ели). 16. Рисование на тему «Новогодняя елка». Инструктаж. Рисование на тему. Выставка работ. 3 четверть (10 часов) 17. Рисование узора на рукавичке. Инструктаж. Просмотр презентации. Рисование узоров по образцу. Выставка работ. 18. Рисование на тему «Елка зимой в лесу». Инструктаж. Рисование на тему. Выставка работ. 19. Рисование молотка с натуры. Инструктаж. Рисование с натуры. Выставка работ. 20. Рисование с натуры теннисной ракетки. Инструктаж. Рисование с натуры. Выставка работ. 21. Рисование на тему «Мой сказочный герой». любимый Инструктаж. Рисование на тему. Выставка работ. 22. Рисование на тему «День Защитника Отечества». Инструктаж. Беседа о празднике. Рисование на тему. Выставка работ. 23. Рисование с натуры постройки из элементов Инструктаж. Рисование с натуры. Выставка работ. строительного материала. 24. Декоративное рисование – оформление Инструктаж. Беседа о празднике. Рисование открытки. Выставка поздравительной открытки к 8 марта. 25. Рисование по образцу работ. орнамента из Инструктаж. Декоративное рисование по образцу. Выставка работ. квадратов. 26. Рисование с натуры игрушки вертолета. Инструктаж. Рисование с натуры. Выставка работ. 4 четверть (8 часов) 27. Рисование узора из растительных Инструктаж. Декоративное рисование по образцу. Выставка работ. форм в полосе. 28. Рисование с натуры весенней веточки. Инструктаж. Рисование с натуры. Выставка работ. 29. Рисование на тему «Деревья весной». Инструктаж. Рисование на тему. Выставка работ. 30. Рисование Инструктаж. Декоративное рисование по образцу. Выставка работ. орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы). 31. Рисование на тему «Праздник Победы». Инструктаж. Рисование на тему. Выставка работ. 32. Декоративное рисование на Инструктаж. Декоративное рисование по образцу. Выставка работ. тему «Нарисуй любой узор в квадрате». 33. Рисование с натуры куста земляники с Инструктаж. Рисование с натуры. Выставка работ. цветами. 34. Итоговый урок. Рисование по замыслу. Инструктаж. Рисование на тему. Выставка работ. Содержание учебного (тематического) плана Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему, беседы об изобразительном искусстве. Рисование с натуры Совершенствование умения обучающихся, анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. Декоративное рисование Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения). Рисование на темы Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками. Беседы об изобразительном искусстве Важное средство ограничиваются нравственного рассматриванием и художественно изделий народных – эстетического умельцев воспитания (преимущественно, школьников. игрушек), Занятия репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не выделяются, а отводится 10-15 минут в начале или в конце урока. В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы. Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся по коррекции недостатков в произношении. 1.2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе, для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное школьное обучение и осознанное отношение к учебному процессу, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Личностные базовые учебные действия: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; - способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; - самостоятельность в выполнении учебных заданий; - самостоятельность в выполнении поручений; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении; - стремление к безопасному поведению в природе и обществе. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Регулятивные УУД - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); - пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) - работать с учебными принадлежностями; - организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; - оценивать действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные УУД - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - читать; - наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. Коммуникативные УУД - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: -знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения; -умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; -умение правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.; -умение следовать инструкциям учителя при выполнении работы; -умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции; -передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой; -умение ориентироваться в пространстве листа; -знание названий некоторых народных и национальных промыслов; -следовать при выполнении работы инструкциям учителя; -осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий; -умение оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); -умение применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; -умение адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета; -знание названий некоторых народных и национальных промыслов. 2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы 2.1 Условия реализации программы Кадровое обеспечение Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической деятельности. Очень важно для педагога иметь знания в различных областях. Иметь запас различных интересных, поучительных, а порой и просто смешных технических историй, которые помогают снять утомление, увлекательно изложить сухой материал. Методическое обеспечение программы. Организационно-методические материалы для педагога: календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год; инструкции по охране труда и технике безопасности. Дидактическое обеспечение курса Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями. Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать: наглядные пособия; художественные фотографии, рисунки и иллюстрации; наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося); электронные презентации по основным разделам программы; журналы, книги, альбомы; плакаты (правила техники безопасности); работы обучающихся. Материально - техническое обеспечение Для полноценной реализации данной программы необходимо следующее оборудование: ноутбук; интерактивная доска; электронные демонстрационные пособия. Для реализации программы необходимы следующие материалы: бумага разных видов: ксероксная, цветная, картон, ватман; белая бумага, цветная бумага тонкая, двухсторонняя цветная бумага, картон белый и цветной; гофрокартон. материалы для творчества детей: пластилин, акварель, гуашь, пастель, клей ПВА, цветные карандаши, фломастеры. 2.2 Формы аттестации Проверка работ проводится систематически на каждом уроке. Работы учащихся выполняются в альбомах для рисования. Качество работ зависит от степени интеллектуального развития учащихся, от степени развития мелкой моторики, от знания и соблюдения правил изобразительного искусства и требований к выполняемой работе, от уровня оказанной помощи педагога в соответствии с дифференциацией учащихся и степени принятия ее учащимися. На уроках-беседах об изобразительном искусстве оценка учащихся зависит от активности участия в беседе, от умения рассказывать о содержании рассматриваемого произведения искусства, от качества проявления отношения к картинам (высказывания своего мнения). Условия реализации общеразвивающей Продолжительность одного занятия 40 минут. программы. Занятия рассчитаны на один час в неделю. 2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы 1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года. 2. Приказ МинОбрНауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования » № 1015 от 30.08.2013года. 3. ФГОС НОО 4. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Аннотация Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Актуальность программы. Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта. На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся третьего класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Срок реализации настоящей программы по предмету «Изобразительное искусство» - 1 учебный год. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, 34 часа в год. Цель обучения: развитие у обучающихся эстетических чувств на основе знакомства с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, формирование изобразительных коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. навыков и Основные задачи изучения предмета: Воспитание интереса к изобразительному искусству. Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека. Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса. Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора. Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них. Формирование знаний элементарных основ рисунка. Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках. Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке). Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности. Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции. Форма реализации – очная. Список литературы Литература для учителя: 1. Белоусов К.А. Методическая разработка для педагогов на тему: «Методические рекомендации для педагогов и родителей по проведению занятий ИЗО для детей с ограниченными возможностями здоровья». г.Кстово 2017. 2. Грошенков И.А. «Изобразительная деятельность во вспомогательной школе». М.,2010 г. 3. Программы для 1 -4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида; Допущено Министерством образования Российской Федерации под редакцией В.В.Воронковой. 4. Энциклопедия для детей. Искусство. Ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. – 2-е изд., испр. / ред. коллегия: М.Аксенова, Н.Майсурян, Д.Володихин и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007, - 688 с.: ил. 5. Энциклопедия для детей. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17-20 веков / ред. коллегия: М.Аксенова, Н.Майсурян, Д.Володихин и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007, 656 с.: ил. Информационные ресурсы: 1. Государственный Эрмитаж - https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/?lng=ru 2. Виртуальный музей живописи - https://smallbay.ru/ 3. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина - https://www.pushkinmuseum.art/ 4. «Искусство в школе» научно-методический журнал - http://art-inschool.ru/