История Отечества - 7-9 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано:
Зам. директора по УВР
________ Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
Гринева Л.И.
Приказ № 164 от 27 августа 2021г.

Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Учебного предмета «История Отечества»
7-9 класс
на 2021-2022 учебный год

Составитель:
учитель МКОУ «Кузнецовская СОШ»
Успенская Г.Г.

2021 г.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с
умственной отсталостью с учетом особенностей психофизического развития и
потенциальных возможностей обучающихся в специальных коррекционных
классах. Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения Истории
Отечества, которые определены Федеральным государственным стандартом.
Процесс обучения школьников с УО имеет компенсаторноадаптационный характер. Она направлена на разностороннее развитие
личности обучающихся, способствует их умственному развитию,
обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание.
Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того
уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для
социальной адаптации и профессионального самоопределения. Материал
программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема
сведений.
Предмет «История Отечества» играет важную роль в процессе развития
и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции
обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине,
ее историческому прошлому.
Изучение «Истории Отечества» в основной школе направлено на
достижение следующих целей: формирование нравственного сознания
развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих
ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей
страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и
социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости
высших психических функций. Достижение этих целей будет способствовать
социализации обучающихся с интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
― овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и
деятелях отечественной истории;
― формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде
людей в разные исторические эпохи;
― формирование представлений о развитии российской культуры, ее
выдающихся достижениях, памятниках;
― формирование представлений о постоянном развитии общества,
связи прошлого и настоящего;

― усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых
необходимо для понимания хода развития истории; ― формирование интереса
к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и
самопознания.
― формирование у обучающихся умений применять исторические
знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в
общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом
и многоконфессиональном обществе;
― воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству;
― воспитание гражданственности и толерантности;
―коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его
освоения обучающимися
Поставленные задачи определяются особенностями психической
деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной
работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их
обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов
педагогического воздействия. Исторический материал интересный и
разнообразный по содержанию, он помогает обучающимся представить
жизнь, быт, занятия людей в далёком прошлом, культурные достижения,
процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость,
обладает большим воспитательным потенциалом. Процесс обучения истории
носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную
направленность. При обучении происходит развитие познавательной
деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья.
История для детей с нарушением интеллекта рассматривается как
учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала,
овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого
материала на личность обучающегося, формирование личностных качеств
гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,
социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
История является интересной, занимательной, но в то же время
сложной дисциплиной в специальной(коррекционной) школе для детей с
недостатками в интеллектуальном развитии. Сложность усвоения
исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и
хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических

процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с
интеллектуальной недостаточностью очень трудно.
Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей
нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных
исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной
эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося
деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой поход к
периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их
последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более
глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний.
При этом может быть использован уровневый поход к формированию знаний
с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных
особенностей учеников.
Структурным принципом построения программы явился линейноконцентрический принцип. Он дает возможность широко использовать
межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой,
литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории
имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать
иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей
при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что
описательность и образность сведений исторического содержания не должны
подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей
необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты
и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов
смены цивилизаций на Земле.
Весь исторический материал курса «История Отечества» предоставлен
отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель
имеет право использовать в процессе изучения материала информативный,
фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий
успешному овладению с содержанием статьи, рассказа. Важной составной
частью курса является историко-краеведческие сведения о жизни, быте,
обычаях людей.
В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности. Принцип коррекционной направленности в обучении,
принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип
научности и доступности обучения, принцип систематичности и
последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип
индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Место учебного предмета в учебном плане
«История Отечества» является учебным предметом обязательной
предметной области «Человек и общество» учебного плана для 5-9 классов.
Рабочая программа рассчитана на 202 часа: 7,8 класс – по 68 часов за
учебный год (2 часа в неделю), 9 класс – 66 часов по 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории
и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места
в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:
Минимальный уровень:
•
знание некоторых дат важнейших событий отечественной
истории;
•
знание некоторых основных фактов исторических событий,
явлений, процессов;
•
знание имен некоторых наиболее известных исторических
деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей
культуры);
•
понимание значения основных терминов-понятий;
•
установление по датам последовательности и длительности
исторических событий, пользование «Лентой времени»;
•
описание предметов, событий, исторических героев с опорой на
наглядность, составление рассказов о них по вопросам учителя;
•
нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых
объектов и событий;
•
объяснение значения основных исторических понятий с помощью
учителя.
Достаточный уровень:
•
знание хронологических рамок ключевых процессов, дат
важнейших событий отечественной истории;
•
знание некоторых основных исторических фактов, событий,
явлений процессов; их причины, участников, результаты и значение;
составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об
их значении;
•
знание мест совершения основных исторических событий;
•
знание имен известных исторических деятелей (князей, царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление
элементарной характеристики исторических героев;
•
формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и
последовательности важнейших исторических событий;
•
понимание «легенды» исторической карты и «чтение»
исторической карты с опорой на ее «легенду»;
•
знание основных терминов понятий и их определений;
•
соотнесение года с веком, установление последовательности и
длительности исторических событий;
•
сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
•
поиск информации в одном или нескольких источниках;
•
установление и раскрытие причинно-следственных связей между
историческими событиями и явлениями.

Содержание программы учебного предмета «Истории Отечества»
Введение в историю
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные,
устные и письменные памятники истории. Наша Родина ― Россия. Наша
страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны.
История края – часть истории России. Как изучается родословная людей. Моя
родословная. Счет лет в истории. «Лента времени».
История нашей страны древнейшего периода
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской
равнины. Восточные славяне ― предки русских, украинцев и белорусов.
Родоплеменные отношения восточных славян. Славянская семья и славянский
поселок. Основные занятия, быт, обычаи и верования восточных славян.
Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Объединение
восточных славян под властью Рюрика.
Русь в IX – I половине XII века
Образование государства восточных славян ― Древней Руси.
Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и
внешняя политика. Крещение Руси при князе Владимире: причины и значение.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси.
Земельные отношения. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие
ремесел и торговли. Политика Ярослава Мудрого и Владимира
Мономаха.
Древнерусская культура.
Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII – XIII века)
Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование
земель ― самостоятельны государств, особенности их социальнополитического и культурного развития. Киевское княжество. ВладимироСуздальское княжество. Господин Великий Новгород. Культура Руси
в XII-XIII веках.
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена.
Сражение на Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана
и хана Батыя. Героическая оборона русских городов. Значение
противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба
населения русских земель против ордынского владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарямикрестоносцами. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое
побоище.
Начало объединения русских земель (XIV – XV века)
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский
князь Иван Калита и его политика. Расширение территории Московского

княжества. Превращение Москвы в духовный центр русской земли. Князь
Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь
Иван III. Освобождение от иноземного господства. Образование единого
Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Система
государственного управления. Культура и быт Руси в XIV – XV вв.
Россия в XVI – XVII веках
Расширение государства Российского при Василии III. Русская
православная церковь в Российском государстве. Первый русский царь
Иван IV Грозный. Система государственного управления при Иване Грозном.
Опричнина: причины, сущность, последствия. Внешняя политика
Московского государства в XVI веке. Присоединение Поволжья, покорение
Сибири. Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей.
Москва ― столица Российского государства. Московский Кремль при
Иване Грозном. Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи.
Быт, нравы, обычаи.
Россия на рубеже XVI-XVII веков
Царствование Бориса Годунова. Смутное время. Самозванцы.
Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба
против интервентов. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И.
Сусанина. Освобождение Москвы.
Начало царствования династии Романовых. Правление первых
Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых земель. Русские
первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под
предводительством С. Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя
политика России в XVII веке. Культура и быт России в XVII веке.
Россия в XVIII веке
Начало царствования Петра I. Азовские походы. «Великое посольство»
Петра I. Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и
Черному морям. Начало Северной войны. Строительство Петербурга.
Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов.
Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I ― первый
российский император. Личность Петра I Великого. Реформы
государственного управления, губернская реформа. Оппозиция реформам
Петра I, дело царевича Алексея. Экономические преобразования в стране.
Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена петровских
преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников
Петра I. Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова.
И. И. Шувалов ― покровитель просвещения, наук и искусства. Основание
первого Российского университета и Академии художеств.

Правление Екатерины II ― просвещенный абсолютизм. Укрепление
императорской власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов.
«Золотой век дворянства». Положение крепостных крестьян, усиление
крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его
значение. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги.
Присоединение Крыма и освоение Новороссии. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков.
Культура и быт России во второй половине XVIII века. Русские изобретатели
и умельцы, развитие исторической науки, литературы, искусства.
Правление Павла I.
Россия в первой половине XIX века
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя
и внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и
сражения войны. Бородинская битва. Герои войны (М. И. Кутузов,
М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.).
Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне
1812 г.
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных
обществ в России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание
декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над
декабристами. Значение движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного
аппарата. Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя
политика России. Крымская война 1853-1856 гг. Итоги и последствия войны.
«Золотой век» русской культуры первой половины XIX века. Развитие
науки, техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки.
Выдающиеся деятели культуры (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В.
Гоголь, М. И. Глинка, В. А. Тропинин, К. И. Росси и др.).
Россия во второй половине XIX – начале XX века
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение.
Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Социально-экономическое
развитие России. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране
(городская, судебная, военная реформы, открытие начальных народных
училищ). Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III. Развитие российской
промышленности, формирование русской буржуазии. Положение и жизнь
рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов,
городского и сельского населения. Наука и культура во второй половине
XIX века. Великие имена: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой,
В. И. Суриков, П. И. Чайковский, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др.
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны.
Положение основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русскояпонская война 1904-1905 гг.: основные сражения. Причины поражения

России в войне. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь
страны.
Первая русская революция 1905-1907 гг. Кровавое воскресенье
9 января 1905 г. ― начало революции, основные ее события. «Манифест
17 октября 1905 года». Поражение революции, ее значение. Реформы
П. А. Столыпина и их итоги.
«Серебряный век» русской культуры. Выдающиеся деятели культуры:
А. М. Горький, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и др. Появление
первых кинофильмов в России.
Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность
русских солдат. Победы и поражения русской армии в ходе военных действий.
Брусиловский прорыв. Подвиг летчика П. Н. Нестерова. Экономическое
положение в стране. Отношение к войне в обществе.
Россия в 1917-1921 годах
Революционные события 1917 года. Февральская революция и
отречение царя от престола. Временное правительство. А. Ф. Керенский.
Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие.
Обстановка в стране в период двоевластия. Октябрь 1917 года в Петрограде.
II Всероссийский съезд Советов. Образование Совета Народных Комиссаров
(СНК) во главе с В. И. Лениным. Принятие первых декретов «О мире»
и «О земле». Установление советской власти в стране и образование нового
государства ― Российской Советской Федеративной Социалистической
Республики (РСФСР). Принятие первой Советской Конституции ―
Основного Закона РСФСР. Судьба семьи Николая II.
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы
вооруженной борьбы. Борьба между «красными» и «белыми». Положение
населения в годы войны. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской
войны. Экономическая политика советской власти во время Гражданской
войны: «военный коммунизм». Экономический и политический кризис в
конце 1920 – начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти
(крестьянские восстания, восстание в Кронштадте). Переход к новой
экономической политике, положительные и отрицательные результаты нэпа.
СССР в 20-е – 30-е годы XX века
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924
года. Система государственного управления СССР. Смерть первого главы
Советского государства ―В. И. Ленина. Сосредоточение всей полноты
партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина. Культ личности
Сталина. Массовые репрессии. ГУЛаг. Последствия репрессий.
Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых
пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре и др.).
Роль рабочего класса в индустриализации. Стахановское движение.
Ударничество.

Коллективизация
сельского
хозяйства:
ее
насильственное
осуществление, экономические и социальные последствия. Создание
колхозов. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на
селе.
Новая Конституция СССР 1936 года. Ее значение. Изменения в системе
государственного управления СССР. Образование новых республик и
включение их в состав СССР. Политическая жизнь страны в 30-е годы.
Основные направления внешней политики Советского государства в 19201930-е годы. Укрепление позиций страны на международной арене.
Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е – 1930-е гг. «Культурная
революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание
системы народного образования. Развитие советской науки, выдающиеся
научные открытия (И. П. Павлов, К. А. Тимирязев, К. Э. Циолковский и др.)
Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Русская
эмиграция. Политика власти в отношении религии и церкви. Жизнь и быт
советских людей в 20-е – 30-е годы.
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 19411945 годов
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению
обороноспособности страны. Первое военное столкновение между японскими
и советскими войсками в 1938 г. Советско-германский договор о ненападении.
Советско-финляндская война 1939-1940 годов, ее итоги. Начало Второй
мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад,
подготовка к нападению на СССР.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой
Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Первые
неудачи Красной армии, героическая защита городов на пути отступления
советских войск. Битва за Москву, ее историческое значение. Маршал Г. К.
Жуков. Герои-панфиловцы.
Героизм тружеников тыла. «Все для фронта! Все для победы!».
Создание новых вооружений советскими военными конструкторами. Блокада
Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои.
Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой
Отечественной войны. Зверства фашистов на оккупированной территории, и в
концентрационных лагерях. Подвиг генерала Д. М. Карбышева. Борьба
советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение.
Герои-подпольщики и партизаны. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм
советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам. Наука и
культура в годы войны.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в
Европе в конце войны. Изгнание захватчиков с советской земли,
освобождение народов Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии.

Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение
Великой Отечественной войны. День Победы ― 9 мая 1945 года.
Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против
Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция
Японии. Окончание Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс.
Героические и трагические уроки войны. Причины победы советского народа.
Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский,
И. С. Конев и др.), герои войны. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в
памяти народа, произведениях искусства.
Советский Союз в 1945 – 1991 годах
Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной
жизни. Восстановление разрушенных городов. Возрождение и развитие
промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в
послевоенное время, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна
репрессий. Голод 1946-1947 гг. Внешняя политика СССР в послевоенные
годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы.
Формирование двух военно-политических блоков. Начало «холодной войны».
Политика укрепления социалистического лагеря.
Смерть И. В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти
Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности, начало реабилитации
репрессированных. Реформы Н. С. Хрущева. Освоение целины. Жилищное
строительство. Жизнь советских людей в годы правления Н. С. Хрущева.
Выработка новых подходов к внешней политике. Достижения в науке и
технике в 50-60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающиеся ученые
И. В. Курчатов, М. В. Келдыш, А. Д. Сахаров и др. Освоение космоса и полет
первого человека. Ю. А. Гагарин. Первая женщина космонавт В. В.
Терешкова. Хрущевская «оттепель». Противоречия внутриполитического
курса Н. С. Хрущева, его отставка.
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Экономический
спад. Конституция СССР1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е
годы. Война в Афганистане. XXII-летние Олимпийские игры в Москве.
Ухудшение материального положения населения и морального климата в
стране. Советская культура, жизнь и быт советских людей в 70-е ― начале 80х годов XX века.
Смерть Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы
Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск
из Афганистана. Избрание первого президента СССР ― М.С. Горбачева.
Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных
отношений в стране. Образование новых политических партий и движений.
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Принятие Декларации о
государственном суверенитете РСФСР. Первый президент России

Б. Н. Ельцин. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской
системы и распада СССР.
Россия (Российская Федерация) в 1991 – 2015 годах
Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной
российской государственности. Политический кризис осени 1993 г. Принятие
Конституции России (1993 г.). Символы государственной власти Российской
Федерации. Экономические реформы 1990-х гг., их результаты. Жизнь и быт
людей в новых экономических и политических условиях Основные
направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание
противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в
Чеченской Республике. Внешняя политика России в 1990-е гг. Отношения со
странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское
зарубежье.
Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы в 2000 году. Второй
президент России ― В.В. Путин. Его деятельность: курс на продолжение
реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России,
укрепление государственности, обеспечение согласия и единства общества.
Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной
сферы. Политические лидеры и общественные деятели современной России.
Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века. Русская православная
церковь в новой России.
Президентские выборы 2008 г. Президент России ― Д. А. Медведев.
Общественно-политическое и экономическое развитие страны, культурная
жизнь на современном этапе. Разработка новой внешнеполитической
стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России.
Президентские выборы 2012 г. Президент России ― В.В. Путин.
Сегодняшний день России. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в
2014 г. Воссоединение Крыма с Россией. Празднование 70-летия Победы в
Великой Отечественной войне.

Календарно-тематическое планирование курса «История Отечества»
7 класс
№ урока
Тема урока
Количество
Виды учебной деятельности
часов
1
Вводный
1
Древняя Русь – 11 ч
2-3
Происхождение славян
2
Объясняют значение новых слов и понятий.
Устанавливают причины возникновения общин и племенных
4-5
Славяне и соседние народы
2
союзов
6-7
Облик славян и черты их
2
Проводят сравнения, называют признаки сходства и различия
характера
между родовой и соседской общиной. Объясняют причины
8-9
Хозяйство и уклад жизни
2
появления в общине сословных групп. Работают с картой,
восточных славян
лентой времени, учебником самостоятельно, либо под
10-11
Жилища, одежда, семейные
2
руководством учителя
обычаи восточных славян
12
Повторительно1
обобщающий урок по теме:
«Древняя Русь»
Древнерусское государство – 11 ч
13-14
Как возникло
2
Умеют соотносить век с датой. Устанавливают причины и
Древнерусское государство
признаки возникновения государства. Описывают первых
князей, называют их вклад в развитие государства – Русь.
15-16
Об Аскольде, Дире и их
2
походах в Византию
17-18
Князь Игорь из рода
2
Рюриковичей (913-945)
19-20
Как княгиня Ольга
2
отомстила древлянам
21-22
Сын князя Игоря и Ольги –
2
Святослав

23

24-25
26-27
28-30

31-32
33-35
36-38
39

40-41
42-44

Повторительно1
обобщающий урок по теме:
«Древнерусское
государство»
Крещение Древняя Руси. Расцвет Русского государства -16 ч
Сыновья князя Святослава
2
Объясняют причины выбора христианской веры, а также
значение заповедей о любви, добре, справедливости.
Князь Владимир Красное
2
Самостоятельно выполняют задания по учебнику. Находят на
Солнышко
карте и называют 3-5 древних городов Руси. Называют
Расцвет Русского
3
первый свод законов Ярослава Мудрого, объясняют смысл и
государства при Ярославе
значение законов в жизни русского государства. Составляют
Мудром (1019-1054)
рассказ по плану в учебнике.
Русь после смерти Ярослава
2
Называют сословия людей и описывают род их занятий.
Мудрого
Называют дату основания Москвы.
Распад Руси на отдельные
3
княжества в XII веке
Ростово-Суздальское
3
княжество в XII веке
Повторительно1
обобщающий урок:
«Крещение Древней Руси.
Расцвет Русского
государства»
Русь в борьбе с завоевателями -17 ч
Образование Монгольского
2
Объясняют причины возникновения Монгольского
государства
государства и покорения монголами других племен и народов.
Называют имена монгольских ханов периода нашествия на
Нашествие монголов на
3
Русь (Чингисхан, Батый). Описывают события на реке Калке,
Русь

45-47

48-50

51-53
54-55
56

57-58
59-61
62 -64
65-67

68

Новгородский князь
Александр Невский (12361263)
Объединение русских
земель против Золотой
Орды
Московский князь Дмитрий
Иванович (1350-1389)
Наследники Дмитрия
Донского
Повторительнообобщающий урок по теме:
«Русь в борьбе с
завоевателями»

3

3

3
2
1

рассказывают о сопротивлении русских в Рязани, Козельске,
Киеве. Соотносят даты с историческими событиями.
Называют причины покорения Руси Золотой Ордой. Называют
имена русских князей – защитников Руси от монголов.
Показывают на карте границы княжеств Северо-Восточной
Руси. Называют причины и факторы возвышения Москвы и
Московского княжества. Объясняют изменения в Золотой
Орде, положившие начало ее распаду. Объясняют
историческое влияние личности Сергия Радонежского на
самосознание и ратные подвиги русского народа в борьбе с
Ордой. Описывают события на Куликовом поле.

Единое Московское государство- 11 ч
Русь в XVI веке. Царь Иван
2
Самостоятельно работают с лентой времени, исторической и
Грозный (1533-1584)
географической картами. Описывают по плану и
иллюстрациям личность Ивана Грозного, обобщают черты его
Войны Ивана Грозного
3
характера. Объясняют причины реформ, проводимых Иваном
Россия после Ивана
3
IV, называют органы управления государством . объясняют
Грозного
причины и итоги войн в период правления Ивана Грозного.
Воцарение династии
3
Называют причины возникновения смутного времени,
Романовых
появления самозванцев и польско-литовской экспансии.
Объясняют значение Русской церкви в деле сплочения народа
против польско- шведских завоевателей. Называют имена
исторических деятелей периода Смутного времени. Называют
даты исторических событий, отмечают их на линии времени.
Итоговая контрольная
1
Выполняют контрольную работу
работа за курс 7 класса

История Отечества 8 класс
№ урока
Тема урока
Количество часов
Виды учебной деятельности
1
Вводный
1
Российское государство в конце XVII – начале XVIII века – 19 ч
2-3
Наше Отечество – Россия в
2
Показывают на карте территорию и границы России в
XVII веке.
XVII в.
Понимают значение слов, обозначающих сословия
4-5
Отношения России с
2
другими странами
российского общества в XVII в.
Объясняют причины возникновения разных сословий в
России: дворян, бояр, купцов и др.
6-7
Детство и юность Петра I
2
Называют дату рождения Петра I. Объясняют причины
(1672-1689).
войн России с Польшей и Швецией, стремления
Украины к союзу с Россией. Описывают занятия и
8-9
Семейные раздоры, борьба
2
интересы, приводят примеры деятельности Петра I по
за власть
созданию армии, флота, по укреплению России, её
10-11
Воцарение Петра I (16892
влияния на другие страны Европы.
1725)
12-13
Великое посольство (16972
1698)
14-16
Северная война. Освоение
3
Петербурга (1700-1721)
17-19
Заслуги Петра Великого в
3
истории России (1689-1725)
20
Повторительно1
обобщающий урок по теме:
«Российское государство в
конце XVII – начале XVIII
века»
Российская империя после Петра I – 14 ч

21-22
23-24
25-27
28-29
30-31
32-33
34

35-36

37-38
39-40
41-45
46-47
48-50

Екатерина I и Пётр II
Анна Иоанновна и Иван IV
(1730-1741)
Царствование Елизаветы
Петровны (1741-1761)
Россия в эпоху Екатерины
Великой (1762-1796)
Война с Турцией (17681774)
Как управляла Россией
Екатерина II
Повторительнообобщающий урок по теме:
«Российская империя после
Петра I»

Обозначают на ленте времени границы XVII-XVIII в,
устанавливают век по датам.
Знают приемников Петра I, объясняют причины частой
смены правителей России после смерти Петра I.
3
Рассказывают о порядках, образе жизни царедворцев в
период дворцовых переворотов.
2
Отмечают положительные изменения в государстве в
период правления Елизаветы Петровны. Называют
2
имена и заслуги великих деятелей России середины
XVII в.: Ломоносова, Шувалова, Суворова, Румянцева и
2
др. Называют причины и итоги Русско-турецкой войны:
взятие Измаила, освобождение Крыма от власти
1
Турции; освоение южных земель, строительство новых
городов. Объясняют причины казацко-крестьянских
восстаний в период правления Екатерины Великой.
Самостоятельно читают и пересказывают учебные
тексты.
Российская империя в первой половине XIX века – 17 ч
Отношение России со
2
Объясняют значения новых слов и понятий.
странами Европы в конце
Работают с картой, находят и называют места морских
XVIII - начале XIX века
и сухопутных сражений русских войск. Объясняют
причины ужесточения Павлом I порядков в армии,
Император Александр I
2
жизни придворного общества, а также его попыток
Вторжение армии
2
облегчить жизнь крестьянского сословия.
Наполеона в Россию
Оценивают мужество и героизм русской армии и её
Отечественная война 1812
5
полководцев в зарубежных военных кампаниях.
года
Объясняют причины разногласий между членами
Император Николай I (18252
императорской семьи.
1855)
Войны России на Кавказе
3
2
2

51

52-53
54-56
57 -59
60-62

Повторительнообобщающий урок по теме:
«Российская империя в
первой половине XIX века»

Объясняют истоки возникновения прогрессивных идей
о реформах в России у членов «негласного комитета».
Называют противоречия в политике Александра I.с
помощью карты, схемы, иллюстраций описывают
сражения русской армии с армией Наполеона.
Называют особенности личности Николая I, описывают
условия его семейного воспитания. Объясняют
причины возникновения восстания декабристов и их
требования к Сенату и императору. Называют итоги
восстания, его влияние на сознание дворянского
общества в период правления Николая I. Обобщают
позитивные и негативные явления в реформах и
действиях Николая I в управлении государством.
Называют имена исторических деятелей, писателей,
поэтов, участников войн на Кавказе в XIXв. Называют
причины, описывают ход, участников Крымской
войны. Объясняют итоги войны за Крым
Россия в конце XIX - начале ХХ века – 16 ч
Царь освободитель
2
Обозначают на ленте времени события конца XIXАлександр II (1855-1881)
начало ХХ века.
Рассказывают о воспитании, образовании, личностных
Международные отношения
3
качествах Александра II. Объясняют и подтверждают
России при Александре II
примерами историческое значение отмены крепостного
Царь Александр III
3
права, влияние этого события на социальное и
миротворец (1881-1894)
общественное устройство России в XIXв. Объясняют
Последний Российский
3
причины возникновения тайных революционных
император – Николай II
организаций в России. Объясняют причины
(1894-1917)
1

4

67

Революционные
выступления 19051907годов
Повторительнообобщающий урок по теме:
«Россия в конце XIX начале ХХ века»

68

Итоговая контрольная
работа за курс 8 класса

1

63-66

1

ужесточения законов по сохранению незыблемости
самодержавия в период правления Александра III.
Используют источники литературы и искусства в
описании жизни и быта городского и сельского
населения России (Некрасов, Короленко, Чехов,
Горький, Репин и др.) называют причины и итоги
войны с Японией, их влияние на настроение
российского общества. Называют причины усиления
рабочего движения в России, его социальную динамику
в борьбе за права. Дают характеристику личности
Николая II, его окружения в условиях роста
социальных противоречий в стране. Называют причины
и итоги Февральской революции 1917 г., описывают ее
ход.
Выполняют контрольную работу

История Отечества 9 класс
№ урока
Тема урока
Количество часов
Виды учебной деятельности
1
Вводный
1
Великая российская революция и Гражданская война -18 ч
2-4
Великая российская
3
Называют причины, ход, участников революции
революция: февраль
1917года.объясняют и приводят примеры
общественных настроений и запросов разных слоев
5-9
Великая российская
5
общества в борьбе с правительством и императором
революция: октябрь
Николаем II. Характеризуют особенности влияния
10-12
Установление советской
3
различных партий на возникновение двоевластия в
власти
Петрограде в феврале 1917 года. Объясняют цель и
13-18
Гражданская война 19186
действия В.И. Ленина и партии большевиков в борьбе
1920годов
за власть с Временным правительством и с другими
19
Повторительно1
партиями. Работают с лентой времени, отмечая
обобщающий урок по теме:
наиболее важные события 1914-1920 гг. объясняют
«Великая российская
причины Гражданской войны. Называют имена
революция и Гражданская
исторических деятелей: сторонников Белого движения
война»
и их противников – руководителей советской власти,
военачальников РККА. Рассказывают о деятельности
коммунистов в борьбе с неграмотностью; о создании
пролетарской культуры. Называют имена деятелей
русской культуры и Гражданской войны. Высказывают
свое отношение к изучаемым событиям. Объясняют
значения новых слов и понятий.

Советское государство в 1920-1930-е годы – 18 ч

20-22
23-25
26-28

29-31
32-37

38

Советская Россия в первой
половине 1920-х гг.
Новая экономическая
политика (нэп)
Образование Союза
Советских
Социалистических
республик (СССР)
Индустриализация в СССР
СССР накануне Второй
мировой войны

Называют причины возникновения крестьянских
бунтов и выступлений против власти большевиков в
1920-1922 гг. называют причины, участников восстания
3
в Кронштадте, его итоги, описывают ход восстания.
Показывают на карте страны, которые поддерживали
3
торговые и дипломатические отношения с Россией в
1920 – х гг. рассказывают об изменениях в
промышленности ми сельском хозяйстве в период нэпа.
Делают выводы о значении плана ГОЭЛРО для
3
экономической, социальной и культурной жизни
6
страны в 1920-е гг. обозначают дату основания СССР
на ленте времени. Объясняют смысл понятий в
аббревиатуре СССР и в других сокращенных словах.
Показывают на карте и называют РСФСР, другие
республики в составе СССР. Объясняют причины
возникновения разногласий в руководстве партии в
последние годы жизни В.И. Ленина. Называют
причины укрепления и возникновения власти И.В.
Сталина после смерти В.И. Ленина. Приводят примеры
трудовых достижений советских людей при
выполнении пятилетних планов, приводят примеры
трудовых инициатив. Показывают на карте великие
стройки первых пятилеток, указывают на их значение
для экономики страны, для улучшения жизни людей.
Объясняют причины возникновения фашизма.
Объясняют значения новых слов и понятий.
СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945) – 15 ч
СССР накануне Великой
1
Называют дату нападения Германии на Польшу.
Отечественной войны
Рассказывают о действиях правительства СССР по
3

39-40

41-43
44-47
48-51

52

53 -54

Начало Великой
Отечественной войны (июнь
1941- осень 1942гг.)
Все для фронта, все для
победы
Коренной перелом в ходе
войны (осень 1942-1943год)
Освобождение СССР и
Европы от фашизма (1944сентябрь 1945 года)
Повторительнообобщающий урок по теме:
«СССР в Великой
Отечественной войне (19411945)»

укреплению западных границ. Объясняют причины
сближения Англии и США с СССР в противостоянии
фашистской Германии. Сравнивают и делают выводы
по данным о боевой, технической, кадровой подготовке
3
в армии СССР и Германии накануне войны.
Называют имена, фамилии руководителей СССР, США,
4
Англии, Германии в период 1941-1945гг., узнавать их
на фотоснимках. Рассказывают о действиях
4
руководства СССР по мобилизации населения страны.
Показывают на карте основные направления фронтов
Красной Армии в начале войны. Рассказывают об
1
обороне и защите Москвы, приводят примеры подвигов
защитников Москвы. Делают самостоятельные выводы
о важности провала планов Гитлера по захвату Москвы.
Рассказывают об условиях жизни и работы людей на
военных и гражданских предприятиях, приводят
примеры, иллюстрирующие призыв «Все для фронта,
все для победы!». Рассказывают о ходе боевых
действий Сталинградской битвы и ее итогах. На ленте
времени отмечают: дату освобождения Ленинграда,
освобождения Сталинграда, освобождения Крыма и
Севастополя, взятия Берлина. Называют имена 3-5
имен выдающихся советских полководцев (Жуков,
Рокоссовский, Конев, Баграмян и др.). Рассказывают об
итогах войны и значении Нюрнбергского процесса.
Называют дату празднования Дня Победы в стране,
объясняют значение движения «Бессмертный полк».
Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце ХХ – начале XXI в.- 14 часов
СССР после войны
2
2

55-56

57-58

59-61
62-64
65

Пора «оттепели» (середина
1950-х – первая половина
1960-х годов)
Советский Союз в середине
1960-1980-е годы: от
стабильности к кризису
Распад СССР. Россия в
1990-е годы
Россия в начале XXI века
Повторительнообобщающий урок по теме:
«Послевоенное развитие
СССР. Российская
Федерация в конце ХХ –
начале XXI в.»

2

2

3
3
1

Объясняют и приводят примеры усиления авторитета
СССР в мире после окончания войны.
Называют противоречия двух общественнополитических систем: социалистической и
капиталистической.
Называют и показывают на карте страны СЭВ и
ведущие страны НАТО. Описывают трудности и
проблемы жизни советских людей в послевоенный
период и задачи руководства СССР по восстановлению
экономики, промышленности, сельского хозяйства.
Объясняют причины усиления культа личности
Сталина и нагнетания репрессивных методов в конце
1940- начале 1950-х гг. приводят примеры изменений в
общественной, научной, культурной жизни советских
людей к началу 1950-х гг. (литература, кино, научные
достижения). Делают выводы о хозяйственноэкологической деятельности Н.С. Хрущева (успехи и
ошибки). Объясняют значение идей о мирном
сосуществовании государств с разным социальнополитическим устройством. Рассказывают об
исторических успехах СССР в освоении космоса,
оттепели в искусстве, а также о качестве жизни
советских людей в конце 1950- начале 1960- х гг.
Рассказывают об основных направлениях развития
СССР в период правления Л.И. Брежнева: путь к
«развитому социализму», реформы в промышленности
и сельском хозяйстве. Рассказывают о достижениях
СССР в спорте, культуре. Рассказывают о начальных
этапах перестройки, попытках экономических реформ и

66

Итоговая контрольная
работа за курс 9 класса

1

их кризисе. Называют причины распада СССР и смены
политической системы. Объясняют причины
ухудшения жизни людей в условиях рыночных реформ,
нестабильности в управлении государством, потери
авторитета лидеров. Называют дату образования
Российской Федерации, ее государственные символы.
Рассказывают о смене президентов 2000, 2004, 2008,
2012 гг. Называют национальные проекты РФ.
Объясняют значение понятий: патриот России,
народное единство, благополучие и процветание
Отечества, духовные ценности.
Самостоятельно выполняют контрольную работу


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».