мир истории_6 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано:
Зам. директора по УВР
________ Феденева Д.В.

Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
Гринева Л.И.
Приказ № 164 от 27 августа 2021г.

Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Учебного предмета «Мир истории»
6 класс
на 2021-2022 учебный год

Составитель:
учитель МКОУ «Кузнецовская СОШ»
Успенская Г.Г.

2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир
истории» для 6 класса разработана на основе:
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип
цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на
конкретных примерах, познакомит обучающихся с историей развития
человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать
условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления
обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших
психических функций.
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке
обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII-XI классах. Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
― формирование первоначальных представлений об особенностях
жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
― формирование первоначальных исторических представлений о
«историческом времени» и «историческом пространстве»;
― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и
некоторых других;
― формирование умения работать с «лентой времени»;
― формирование умения анализировать и сопоставлять исторические
факты; делать простейшие выводы и обобщения;
― воспитание интереса к изучению истории.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его
освоения обучающимися
Поставленные задачи определяются особенностями психической
деятельности детей с нарушениями интеллекта, существенно отличающихся
от нормально развивающихся сверстников. Представления об окружающем
мире и сведения исторического содержания (до начала обучения) у
обучающихся 6 класса носят разобщенный, фрагментарный характер. Дети не
могут точно назвать страну, край, область, в которой живут, смешивают
понятия столица, главный город края, области представляют состав числа во
временных границах века, не умеют объяснить, кто такие предки, потомки, что
такое кочевой или оседлый образ жизни, настоящее, прошлое и многие другие
понятия. История в школе для детей с нарушением интеллекта

рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение
исторического материала, а также коррекционное воздействие изучаемого
материала на личность ребенка, формирование личностных качеств
гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,
социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания
обучающихся, причем не только по истории, но и иным предметам.
Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей
обучающихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный
подход к отечественной истории с тем, чтобы сформировать целостную
картину развития человеческой цивилизации.
В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
воспитанников специфических нарушений. Программа также строится на
принципе воспитывающей и развивающей направленности обучения,
принципе научности и доступности обучения, принципе систематичности и
последовательности в обучении, принципе наглядности в обучении, принципе
индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Важной составной частью курса «Мир истории» является историкокраеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается
изучение истории с древности до настоящего времени. Живое слово учителя
играет ведущую роль в обучении истории. Сообщая новый материал, учитель
должен показать его взаимосвязь с изученным ранее. Усвоение исторических
событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный
сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.
Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен
включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие
формированию правильных исторических представлений (внешний вид
города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия
соответствующей эпохи). Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным
чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других
источников. Особое внимание уделить умению обучающихся выражать свои
мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию
мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной
частью коррекционной работы на уроках истории. Применение
многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как
жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт
представителей разных классов. Создание точных зрительных образов —
важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность
уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи
в другую. При изучении истории важно вести специальную работу по
использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры,

викторины с использованием исторических дат. Особое внимание уделяется
краеведческой работе с использованием исторического материала школьного
комплексного музея. Краеведческая работа служит активным средством
формирования гражданских качеств обучающихся.
Место учебного предмета в учебном плане
«Мир истории» является учебным предметом обязательной
предметной области «Человек и общество» учебного плана для 5-9 классов.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов: 6 класс – 68 часов за
учебный год (2 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения учебного предмета «Мир
истории» являются:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:
Минимальный уровень:
•
понимание доступных исторических фактов;
•
использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
•
последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа
из ряда предложенных вариантов;
•
использование помощи учителя при выполнении учебных задач,
самостоятельное исправление ошибок;
•
усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью
памяток, инструкций, опорных схем);
•
адекватное реагирование на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
•
знание изученных понятий и наличие представлений по всем
разделам программы;
•
использование
усвоенных
исторических
понятий
в
самостоятельных высказываниях;
•
участие в беседах по основным темам программы;
•
высказывание собственных суждений и личностное отношение к
изученным фактам;
•
понимание содержания учебных заданий, их выполнение
самостоятельно или с помощью учителя;
•
владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
•
владение элементами оценки и самооценки;
•
проявление интереса к изучению истории.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МИР ИСТОРИИ»
Введение
Представление о себе и окружающем мире
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и
значение имен. Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья:
близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная.
Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион,
город, поселок, село), кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома,
твоей школы.

Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия
местности. Край (область, республика), в котором мы живем; главный город
края, национальный состав, основные занятия жителей края, города.
Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население,
национальный состав. Республики в составе Российской Федерации.
Государственные символы РФ. Руководитель страны (президент РФ).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы
живем.
Представления о времени в истории
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем.
Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени.
Календарь (происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие,
историческая эпоха (общее представление). «Лента времени». Краткие
исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский
земледельческий календарь). Части века: начало века, середина века, конец
века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век,
тысячелетие. Основные события ХХ века (обзорно, с примерами). Новое
тысячелетие (XXI век).
Начальные представления об истории
История - наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом).
Значение исторических знаний для людей. Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология,
этнография, геральдика, нумизматика и др.(элементарные представления на
конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта;
памятники зодчества, строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные
(фольклор), письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки и
т.д.). Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные).
Отличие человека от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда
обитания, отличие от современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда.
Каменный век.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи.
Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ
жизни и виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований.
Язычество.

Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни
древних людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы
охоты на диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда
древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние
различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей.
Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало
бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья,
община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства,
выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города Создание
человеком искусственной среды обитания. Возникновение древнейших
цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней)
История освоения человеком огня, энергии
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком.
Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня.
Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий
труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого
изобретения в истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная
(общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни
людей.
Современные способы получения большого количества энергии.
Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания
полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов
Земли для жизни человечества.
История использования человеком воды
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных
угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей.
Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история
мореплавания, открытие новых земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения.
Роль поливного земледелия, в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное
колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных
ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.

История жилища человека
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые
жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища.
Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы,
яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Влияние
климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий.
Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения
истории.
История появления мебели
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и
национальных традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как
искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанные с
изготовлением мебели.
История питания человека
Питание как главное условие жизни любого живого организма.
Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития
общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание.
Способы добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота,
земледелие, скотоводство. Приручение человеком животных. Значение
домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у
разных народов. Употребление пищи как необходимое условие сохранения
здоровья и жизни человека.
История появления посуды
Посуда, ее назначение Материалы для изготовления посуды. История
появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение
гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды.
Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной
посуды, ее виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов,
народные традиции ее изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы
для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от
неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы

изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в
ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов
для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на
изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды.
Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные
времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на
возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена:
лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
История человеческого общества
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение
человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений
о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство,
буддизм, ислам. Значение религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география и др.
Изменение среды и общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни,
пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма:
предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и
славянский алфавит. История книги и книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера
человеческой деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд,
армия. Гражданин. Вид государств: монархия, диктатура, демократическая
республика.
Политика государства, гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История
денег, торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Рекомендуемые виды практических заданий:
•
заполнение анкет;
•
рисование на темы: «Моя семья», «Мой дом», «Моя улица» и т.
д.;
•
составление устных рассказов о себе, членах семьи,
родственниках, друзьях;
•
составление автобиографии и биографий членов семьи (под
руководством учителя);
•
составление родословного дерева (рисунок);

•
рисование
Государственного
флага,
прослушивание
Государственного гимна;
•
изображение схем сменяемости времен года;
•
составление календаря на неделю, месяц: изображение «ленты
времени» одного столетия, одного тысячелетия; ориентировка на «ленте
времени»;
•
объяснение смысла пословиц и поговорок о времени, временах
года, о человеке и времени и др.
•
чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам;
•
рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных
сооружений, относящихся к различным историческим эпохам;
•
экскурсии в краеведческий и исторический музеи;
•
ознакомление с историческими памятниками, архитектурными
сооружениями;
•
просмотр фильмов о культурных памятниках;
•
викторины на темы: «С чего начинается Родина?», «Моя семья»,
«Мой род», «Я и мои друзья», «Страна, в которой я живу», «События
прошлого», «Время, в котором мы живем», «История одного памятника »,
«История в рассказах очевидцев», «Исторические памятники нашего города»
и др.

№
п/п

1

2
3
4
5
6
7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«МИР ИСТОРИИ»
Тема
Количество Характеристика
Дата
часов
видов учебной
деятельности (на
уровне учебных
действий)
Почему нужно изучать
1
историю
Представления о себе, об окружающих людях и пространстве -6 ч
История имени
1
Называют
собственное имя,
Отчество и фамилия
1
отчество,
Семья
1
фамилию.
Биография
1
Называют имена,
Поколение людей
1
отчества, фамилии
Урок обобщения по теме
1
ближайших
«Представления о себе, об
родственников.
окружающих людях и
Составляют
пространстве»
родословную
Отчий дом – наша Родина Россия - 11 ч

8
9
10
11
1213
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
3334
35

О доме
Названия городов и улиц
Родник «Двенадцать
ключей»
Истоки
Наша Родина Россия

1
1
1
1
2

Рассказывают о
своей малой и
большой Родине.
Называют
государство,
столицу.
Понимают
значение новых
слов.
Рассказывают о
планете Земля, ее
значении в
Солнечной
системе.

Как устроено государство
1
Герб, флаг, гимн России
1
Москва – столица России
1
Мы жители планеты
1
Повторительно1
обобщающий урок по
теме: «Отчий дом – наша
Родина Россия»
Начальные представления об истории как о науке – 10 ч
Что такое время
1
Понимают роль
исторической
История календаря
1
науки в изучении
Русский земледельческий
1
прошлого и
календарь
настоящего.
Счет лет в истории.
1
Называют,
Историческое время
классифицируют
Что такое история
1
вещественные и
Какие науки помогают
1
невещественные
истории
памятники
Как работают археологи
1
истории
Исторические памятники
1
Историческая карта
1
Повторительно1
обобщающий урок по
теме: «Начальные
представления об истории
как о науке»
История Древнего мира -8 ч
Земля и космос
1
Рассказывают об
эволюции
От кого произошел
1
человека. Делают
человек
выводы о
Человек умелый
1
необходимости
Наступление ледников
1
взаимодействия
Как жили древние
2
людей в сложных
охотники, кочевники,
природных и
собиратели
Новые занятия людей
1

36

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

52
5354
55
5657
58
59

Повторительно1
социальных
обобщающий урок по
условиях
теме: «История древнего
мира»
История вещей. Занятия человека на Земле -15 ч
Огонь в жизни древнего
1
Рассказывают о
человека
деятельности
людей по
Огонь, глина, гончар
1
изменению быта,
Огонь открывает новую
1
эволюции уклада
эпоху в жизни человека
жизни из
Вода. Её значение в
1
поколения в
жизни человека
поколение.
Вода и земледелие
1
Вода источник энергии
1
Какие дома строили
1
древние люди
Как появилась мебель
1
Как появились каша и
1
хлеб
История об обыкновенной
1
картошке
О керамике, фарфоре
1
и деревянной посуде
История появления
1
одежды
Одежда и положение
1
человека в обществе
Как люди украшали себя
1
Повторительно1
обобщающий урок по
теме: «История вещей.
Занятия человека на
Земле»
Человек и общество -17 ч
О далеких предках
1
Объясняют
славянах и родовом строе
понятия.
Работают с
Современные религии
2
текстами
учебника.
Что общего между
1
Сравнивают
различными религиями
изученные
Искусство и культура
2
исторические
сведения.
Письмо
1
Первые книги
1

60
6162
63

6465
66
67

68

От изобретателя колеса к
новым открытиям
Изобретения человека

1

Человечество стремится к
миру. Почему возникает
война
Что такое Мировая война

1

Подвиг ленинградцев
Повторительнообобщающий урок по
теме: «Человек и
общество»
Итоговая контрольная
работа за курс 6 класса

1
1

2

2

1

Выполняют
контрольную
работу


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».