чтение_7 класс

Согласовано:
Зам. директора по УВР
___________Феденева Д.В.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ»
________________Гринева Л.И.
Приказ № 164 от
«27» августа 2021 г.

Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
по чтению
на 2021 – 2022 учебный год
для 7 класса

4 часа в неделю
(всего 136 часов)
Составитель:
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Кузнецовская СОШ»
Успенская Г.Г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» для 7 класса VIII вида составлена на основе программы для 5-9 классов
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора педагогических наук В.В.Воронковой,
допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «ВЛАДОС», 2011г.).
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,
автор А.К.Аксёнова.- М.: «Просвещение», 2018 г.
Данная программа соответствует Федеральному Государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Цель курса:
Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие школьников, направленное на их социально-личностное
становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни.
Задачи курса:


отрабатывать навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из
произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;



учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;



социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специфика курса:
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается
при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Поэтому программа учитывает особенности познавательной
деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.
К началу обучения в 7-м классе учащиеся умеют читать доступный их пониманию текст (вслух и «про себя»), осмысленно воспринимать
прочитанное; они ознакомлены с произведениями народного творчества, классиков русской литературы и зарубежной литературы.
Учащиеся имеют опыт вместе с учителем разбираться в содержании произведения и составлять план, пересказывать текст, заучивать
наизусть стихотворения. В 7 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности
на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют
указанными навыками.
Изучение каждого художественного произведения вызывает у обучающихся данного класса затруднения при его чтении и понимании
содержания, так как произведения, изучаемые в курсе чтения и развития речи, разножанровые и при работе с ними требуется большая
методическая вариативность. Работе по совершенствованию техники чтения необходимо уделить особое внимание.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, их творческий путь, даже в упрощенном
варианте. Школьники не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое
внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Учащиеся 7 класса продолжат учиться отвечать на поставленные вопросы, полно,
правильно, последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении,
называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать
несложные причинно-следственные связи и отношения, делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
На уроках чтения решаются и проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий
жизненным ситуациям. Для достижения целей и задач обучения чтению на уроках реализуется личностно ориентированный и
деятельностный подход к обучению, используются методы группового обучения, проблемного обучения, игровые формы обучения,
занимательные задания. Применяются такие формы работы, как устное словесное рисование (описание местности, человека, животного,
предмета), самостоятельная работа с карточкой (задание по отрывку из текста – ответы на вопросы, небольшое рассуждение с опорой на
текст), кроссворд и викторина по творчеству писателя или по отдельному произведению, тест (для самопроверки, для взаимопроверки),
выразительное чтение по ролям, устное или письменное рассуждение по заданному началу, работа с текстомв группе по плану, данному на
карточке; создание своей иллюстрации к прочитанному; самостотельное чтение к уроку внеклассного чтения, индивидуальное задание
(подготовка сообщения о жизни писателя), самостоятельная подготовка занимательного задания (викторины, кроссворда, теста, ребуса) для
своих одноклассников; заучивание наизусть; подробный или сжатый пересказ; составление плана по тексту или плана ответа (рассказа о
герое произведения) и р.
Учащиеся учатся:
- задавать свои вопросы по тексту одноклассникам;
- анализировать ответ или выразительное чтение товарищей (по плану);
- комментировать собственное выразительное чтение или свой ответ (по плану).
Чтение тесно связано с другими предметами и в первую очередь с письмом и развитием речи. Единство этих дисциплин обеспечивает общий
предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе в эстетической. Чтение
взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыка, изобразительное искусство), на уроках чтения формируется и
развивается эстетическое отношение к окружающему миру. Значительное место на уроках чтения занимает опора на знания учащихся по
истории и географии.
Данная программа состоит из двух разделов, взаимодополняющих друг друга:
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса задает перечень тем, которые подлежат изучению в 7
классе. Тематика произведений включает доступные по содержанию и языку художественные произведения и отрывки из художественных
произведений классиков русской и отечественной литературы, краткие сведения об их жизни и творчестве; произведения устного народного
творчества: сказки, загадки, былины, литературные сказки; произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. В
рабочей программе разделы основного содержания гуманитарного образования структурированы по темам в соответствии с содержанием
учебного материала учебника "Чтение" 7 класса автора - составителя А.К. Аксеновой. Даны произведения следующих авторов: А.С.

Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, А.П. Чехова, А.М. Горького, М.В. Исаковского,
К.Г. Паустовского, М.В. Зощенко, К.М. Симонова, В.П. Катаева, Н.И. Рыленкова, Ю. И. Коваля, Ю.Я. Яковлева, Р.П. Погодина, А. Г.
Алексина, К. Я. Ваншенкина.
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Основные направления коррекционной работы


Корригировать артикуляционный аппарат.



Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.



Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.



Развивать речь, владение техникой речи;



Корригировать слуховое и зрительное восприятие.



Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.



Развивать познавательные процессы.



Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

Данная рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса предназначена для обучения учащихся с ограниченными возможностями
здоровья и рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год в соответствии с базисным планом, согласно учебно-календарного графика
образовательного учреждения.
Результаты изучения предмета «Чтение»
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после
предварительной подготовки);
- определение темы произведения (под руководством учителя);
- ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;
- участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;
- пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);
- выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
- установление последовательности событий в произведении;
- определение главных героев текста;
- составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;
- нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;
заучивание стихотворений наизусть (7-9);

- самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение
посильных заданий.
Достаточный уровень:
- правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
- ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
- определение темы художественного произведения;
- определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
- самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
- формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
- различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
- определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения автора к
поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);
- пересказ текста по коллективно составленному плану;
- нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
- ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение
художественной литературы;
- знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
Содержание тем учебного курса
Устное народное творчество
Сказки
«Сивка – бурка» (русская народная сказка),
«Журавль и Цапля» (русская народная сказка),
«Умный мужик» (русская народная сказка)
Былина. «Три поездки Ильи Муромца»

Народные песни. « Ах, кабы на цветы не морозы…», «По улице мостовой»
Пословицы.
Загадки
Основная цель: познакомить учащихся с образцами народного творчества, показать их красоту и ценность, заинтересовать учащихся их
изучением
Русская литература XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.» Главные герои сказки. Понятие: литературная сказка
Стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», «У Лукоморья».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе. «Бородино» - поэма об историческом прошлом нашей страны, Великая Отечественная
война 1812 года.
Иван Андреевич Крылов. Слово о писателе. Понятия: басня, мораль.«Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська»
Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин»
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» ( в сокращении). Жилин и Костылин – герои рассказа,
противопоставление характеров. Дина. Дружба Жилина и Дины. Нравственные проблемы рассказа.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон»
Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «Дети подземелья» ( в сокращении). Нравственные проблемы повести. Валек и
Вася. Соня и Маруся. Глава «Кукла» - кульминация повести.
Основная цель: познакомить с произведениями русской литературы 19 века, воспитывать морально этические и нравственные качества
подростков через восприятие произведений.
Русская литература XX века
Максим Горький. Слово о писателе. «Детство» (отрывки из повести), «В людях» (отрывки из повести)
Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте. «Детство», «Ветер», «Весна».
Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. «Последний черт».
Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. «Великие путешественники»
Константин Михайлович Симонов - Военный корреспондент.«Сын артиллериста» (отрывки).
Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе. «Флаг».
Николай Иванович Рыленков. «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Всё в тающей дымке».

Юрий Иосифович Коваль «Капитан Клюквин», «Картофельная собака».
Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник».
Радий Петрович Погодин «Время говорит – пора»
Анатолий Георгиевич Алексин. «Двадцать девятое февраля» (Отрывок из повести «Звоните и приезжайте»).
Константин Яковлевич Ваншенкин «Мальчишка», «Снежки».
Основная цель: создать условия по совершенствованию техники чтения, развитию речи и пониманию учащимися художественных
произведений через показ их красоты и ценности, решая проблемы нравственного воспитания.

Тематическое планирование
№
п/п

Колво
часов

Название темы

Виды деятельности
обучающихся

Коррекционная работа

Словарная работа

Устное народное творчество (22 часа)
1-2

2

Устное народное творчество.

Чтение, пересказ, ответы на вопросы
Объяснение смысла выражений.
Упражнения для работы над техникой
чтения. Чтение текста сказки, чтение
по ролям разговора братьев и Ивана.

Развитие речевой активности при
анализе статьи.
Развитие речевой активности при
анализе сказки. Развивать навыки
выразительного чтения.

Форзац, бытовой жанр,
статья
Сказка, зачин, лукошко,
добрые кони, добрые
молодцы перстень

3-5

3

Сказки.«Сивка-бурка»(Русская
народная сказка).

6-7

2

«Журавль и цапля»(Русская
народная сказка).

Чтение. Пересказ, ответы на вопросы
1,2,5. Соотнесение главной мысли
сказки с пословицей.

Развивать эмоциональнее восприятие
сказки. Развивать мышление через
соотнесение главной мысли сказки с
пословицами: Семь раз отмерь, один
раз отрежь. Сначала думай, а потом
делай.

Присказка, свататься

8-9

2

«Умный мужик»(Русская народная
сказка).

Чтение. Ответы на вопросы 1,3,4.
Выделение главной мысли сказки
через выбор подходящей из
предложенных пословиц.

Концовка, казна, государьбатюшка

10-12

3

13-14

2

Былина. «Три поездки Ильи
Муромца».
«Три поездки Ильи Муромца».

Чтение, ответы на вопросы. Разбор
смысла устаревших слов, языка
былины.

Развивать мышление через выделение
главной мысли, соотнесение с
пословицами: «Богатством ума не
купишь». Развивать монологическую
речь, краткий пересказ.
Развивать выразительное чтение через
работу с выразительными средствами и
характеристику героев.

15-16

2

Народные песни. «Ах, кабы на цветы
не морозы».

Чтение, ответы на вопросы.

Кручина

17-18

2

Чтение, ответы на вопросы.

19-20

2

Народные песни. «По улице
мостовой».
Пословицы.

Развитие мышления через сравнение и
соотнесение иллюстрации с
содержанием.

21-22

2

Загадки.

23-24

2

А.С.Пушкин. Знакомство с
биографией.

25-28

4

А.С.Пушкин. «Сказка о царе
Салтане».

Чтение, ответы на вопросы.
Объяснение смысла пословиц.
Чтение, ответы на вопросы 4, 7.

Былина, чистое поле,
ясный сокол

По улице столбовой

Развитие памяти через заучивание
пословиц, загадок.

Из произведений русской литературы 19 века (52 часа)
Чтение, пересказ прочитанного, ответы
на вопросы 1,2,4. Работа с
иллюстрацией.
Чтение, пересказ, характеристика
героев. Ответы на вопросы 1, 2. Замена
слов из сказки словами современного
литературного языка. Выделение

Развитие связной речи через работу
над сравнениями, полные ответы на
вопросы и составление плана статьи.
Развитие связной речи через чтение по
ролям, анализ поступков героев,
пересказ по иллюстрациям. Развитие
мышления через сравнение и

Гувернер, рать, сень наук
Светлица, град, тужить,
булат, вымолвить, снурок,
бает, доселе, всяк, возопил

метких выражений для описания ветра,
моря, корабля.

соотнесение иллюстрации с
содержанием.

Читать отдельные отрывки со
спокойной интонацией, таинственно,
торжественно, энергично,
эмоционально и снова спокойно.
Подбор отрывков из текста к
иллюстрации.
Упражнения для работы над техникой
чтения. Чтение, пересказ
прочитанного, ответы на вопросы.
Чтение, пересказ прочитанного, ответы
на вопросы 1, 2, 3.

Развитие связной речи через сравнение
народных примет с личными
наблюдениями и словесное рисование.

Веретено, обветшалая
лачужка

Развитие памяти, воображения при
анализе стихотворения.

Поэма , Лукоморье

Развитие логического мышления,
памяти через работу с текстом
(деление текста, выделение главной
мысли, составление плана пересказа,
пересказ).
Развивать речевую активность,
восприятие через заучивание наизусть
отрывка.

Рифма, дуэль

Развитие связной речи через
построение полных ответов.

Сатира, комедия,
баснописец

29-30

2

А.С.Пушкин «Зимний вечер».

31-32

2

А.С.Пушкин «У Лукоморья».

33-34

2

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и
творчество.

35-38

4

М.Ю.Лермонтов «Бородино».

39-40

2

И.А.Крылов. Жизнь и творчество.

41-42

2

И.А.Крылов «Кукушка и петух».

Чтение, пересказ прочитанного, ответы
на вопросы 1,2,3.

Развитие воображения через устное
рисование.

Молвил, божусь

43-44

2

И.А.Крылов «Волк и журавль».

Чтение, пересказ прочитанного, анализ
поступков героев басни; ответы на
вопросы 1,3, 4.

Развитие связной речи,
выразительности через чтение по
ролям.

Пособить, коварный,
манить

45-46

2

И.А.Крылов «Слон и Моська».

Чтение, пересказ прочитанного, ответы
на вопросы 1,2, 4.

Зевака

47-48

2

Н.А.Некрасов. Тяжелое детство.
Факты биографии.

Чтение, пересказ прочитанного, ответы
на вопросы 1,2,3.

49-50

2

Н.А.Некрасов «Несжатая полоса».

51-54

4

Н.А.Некрасов «Генерал Топтыгин».

Выразительное чтение вслух,
выделение главной мысли
стихотворения.
Чтение, письменный ответ на вопрос.

Развитие связной речи,
выразительности через чтение по
ролям.
Развитие связной речи, мышления
через выделение главной мысли
абзаца.
Развитие речевой активности,
обогащение словаря через заучивание
наизусть.
Развитие мышления через выборочное
чтение, объяснение названия
стихотворения, выразительное чтение.

55-56

2

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество.

Развитие связной речи, мышления
через ответы на вопросы, выделение

Усадьба, упорство

Чтение, словарная работа, анализ
стихотворения, Ответы на вопросы
1,2,4,5. Объяснение отдельных
выражений. Работа с иллюстрацией.
Чтение, пересказ прочитанного, ответы
на вопросы 1,2,3.

Чтение. Составление плана. Краткий
пересказ прочитанного.

Кивер, бивак, редут, лафет

Станица, нрав,
провинность
Баржа, бурлак, моченьки
нет, заунывная
Столбовая дорога, тракт,
обратный ямнц,
смотритель, барин

главной мысли, выборочный пересказ.
Развитие связной речи, мышления
через выделение главной мысли,
абзацев, ответы на вопросы и пересказ,
сравнение и анализ поступков героев.

57-62

6

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

Чтение, характеристика главных
действующих лиц, описание их
внешности, поступков, подтверждение
словами текста.

Татары, аул, сакля лоханка,
бешмет, мечеть, чалма,
верста, рассолодил, аршин

63-64

2

А.П.Чехов. Жизнь и судьба.

Чтение. Ответы на вопросы 1,2,4.

Развитие связной речи, мышления
через ответы на вопросы, выделение
главной мысли, выборочный пересказ.

Смех, насмешка.

65-67

3

А.П.Чехов «Хамелеон».

Чтение. Характеристика героев.

Надзиратель, городовой,
мировой судья

68-69

2

В.Г.Короленко. Факты биографии.

Чтение. Краткий пересказ.

70-74

5

В.Г.Короленко «Дети подземелья».
(В сокращении).

Чтение, характеристика главных
действующих лиц, описание их
внешности, поступков, подтверждение
словами текста.

Развитие мышления через выборочное
чтение, сравнение, анализ поступков
действующих лиц.
Развитие связной речи, мышления
через ответы на вопросы, выделение
главной мысли, выборочный пересказ.
Развитие речи, мышления через
составление характеристик героев.

Часовня, престол, лютики,
жатва

Из произведений русской литературы 20 века (62 часа)
75-76

2

М.Горький. Жизнь и судьба.

Работа со статьёй учебника.

77-81

5

Чтение. Пересказ, беседа по вопросам.

82-86

5

М.Горький «Детство»(отрывки из
повести).
М.Горький «В людях»(отрывки из
повести).

87-88

2

М.Исаковский «Детство», «Ветер»,
«Весна».

89-92

4

К.Г.Паустовский «Последний черт».

Работа со статьёй в учебнике, беседа
по вопросам. Выразительное чтение
стихотворений.
Работа со статьёй учебника. Чтение.
Беседа по вопросам.

93-96

4

М.М.Зощенко «Великие
путешественники».

Пересказ, беседа по вопросам.

Выборочное чтение. Беседа по
вопросам.

Развитие связной речи, памяти через
беседу по вопросам, выборочный
пересказ.
Развивать память, мышления через
беседу по вопросам, пересказ.
Развитие мышления через анализ
поступков героев, нахождение
сравнений, определений для
характеристики и работу с
выразительными средствами.
Развитие воображения через устное
рисование, развитие памяти через
заучивание наизусть.
Развитие мышления через выбор
высказывания, развитие
выразительности через работу с
описанием жаркого лета.
Развитие читательской
самостоятельности, точности
восприятия, мышления через работу со
статьёй, поговорками.

Псевдоним, карниз
Семишник
Тальма, стеклярус, фасад

Сирота, племя, пожурил,
калитка
Процент, рядно, армяк

Гимназия, пароход

97-100

4

К.М.Симонов «Сын артиллериста».

Работа со статьёй учебника. Чтение,
анализ текста.

Развитие мышления через выделение
главной мысли и работу над
выразительными средствами.
Развитие речевой активности через
ответы на вопросы, развитие
мышления через выделение главной
мысли.
Развитие мышления через выделение
главной мысли, совершенствование
навыков выразительного чтения и
работу с выразительными средствами.

Рысь, карьер, косая сажень

101105

5

В.П.Катаев «Флаг».

Работа со статьёй учебника. Чтение.
Беседа по вопросам.

106108

3

Н.И.Рыленков «Деревья», «Весна без
вещуньи-кукушки», «Все в тающей
дымке».

Работа со статьёй учебника. Пересказ,
беседа по вопросам. Словарная работа
(объяснение лексического значения
слов).

109113

5

Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин».

Чтение. Беседа по вопросам. Краткий
пересказ.

Развитие мышления через деление
текста на части, озаглавливание и
составление характеристик, работу с
иллюстрацией учебника,

Настойчивость,
заботливость,
уважительность, зазнайство

114118

5

Ю.И.Коваль «Картофельная собака».

Выборочное чтение, беседа по
вопросам. Описание собаки по плану.

Развитие точности восприятия, юмора,
развитие речи через описание по
плану, выборочное чтение, беседу по
вопросам, через составление описания
собаки по плану.

Эпизод, гуляка, лохматый
товар

119123

5

Ю.Я.Яковлев «Багульник».

Чтение. Анализ текста, работа по
вопросам.

Развитие связной речи через
составление характеристик героев,
анализ их поступков.

Сопереживание, дюны

124128

5

Р.П.Погодин «Время говорит –
пора».

Работа со статьёй. Анализ поступков
героев, беседа по вопросам.

Развитие читательской
самостоятельности, точности
восприятия, мышления через работу со
статьёй. Развитие мышления через
выделение главной мысли, анализ
поступков героев.

Опекунство

129132

4

А.Г.Алексин «Двадцать девятое
февраля».

Работа со статьёй. Пересказ рассказа,
характеристика героев.

Развитие мышления через выделение
главной мысли, анализ поступков,
объяснение смысла пословиц.

Свое лицо

133135

3

К.Я.Ваншенкин «Мальчишка»,
«Снежки».

Работа со статьёй учебника.
Выразительное чтение стихотворений.
Беседа по вопросам.

Развитие речевой активности через
беседу по вопросам,
совершенствование техники чтения.
Развитие связной речи через сравнение
народных примет с личными
наблюдениями и словесное рисование.

Ватага, благодать, озорное,
трогательное

136

1

Заключительный урок.
Рекомендации к летнему чтению.

Беседа. Творческая работа.

Развитие творческих способностей.

Кирха, капитуляция,
кубрик
Межа, чёрствая душа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».