Чтение (литературное чтение)_ 6 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано:________________
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
Феденева Д.В.

Утверждаю:___________________
директор МКОУ « Кузнецовская СОШ»
Гринева Л.И.
приказ № 164 от «27 » августа 2021года

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Чтение (литературное чтение)»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2021 – 2022 учебный год
6 класс
Составитель: учитель
МКОУ «Кузнецовская СОШ»
Успенская Г.Г.

2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Чтение(литературное чтение)» является частью адаптированной
общеобразовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Вариант 1), разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599) и на основе Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа учебного предмета «Чтение (литературное чтение)» разработана на основе требований к личностным и
предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП и программы формирования базовых учебных действий.
На уроках чтения в 6 классе продолжается формирование у обучающихся техники чтения: правильности, беглости,
выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все обучащиеся старших классов в
достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает
у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе
с ними требуется большая методическая вариативность. Школьники с нарушениями интеллектуального развития трудно
воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном
варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических
произведениях обучающиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения,
используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. На уроках чтения, кроме совершенствования
техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи
учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно
передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть
главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать
несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это
требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует
решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным
ситуациям.
Учебный предмет «Чтение (литературное чтение)» имеет своей целью развитие речи обучающихся через
совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
⎯ осознание значения чтения для решения социально значимых задач;

⎯ развития познавательных интересов;
⎯ воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных
жизненных позиций;
⎯ формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных
текстов;
⎯ формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений
Место учебного предмета в учебном плане. В учебном плане предмет «Чтение (литературное чтение)» относится к
предметной области «Язык и речевая практика».
Рабочая программа по предмету «Чтение (литературное чтение)» в 6 классе рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в
неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП
оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты: :
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной
деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после
предварительной подготовки);
определение темы произведения (под руководством учителя);
ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством
учителя текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;
заучивание стихотворений наизусть (7-9);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения,
выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);

различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения
автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное
чтение художественной литературы;
знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
Содержание курса. Чтение и развитие речи (Литературное чтение)
Чтение и развитие речи (Литературное чтение)
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда).
Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и
путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книгисправочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении
человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических
понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания,
стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
•
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ,
стихотворение), автобиография писателя.
•
присказка, зачин, диалог, произведение.
•
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
•
стихотворение, рифма, строка, строфа.
•
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
•
элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.

Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами.
Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого
чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение
мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного
отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий
и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном
произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).
№
п/п

Дата

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Кол-во
Характеристика деятельности
часов
1. Моя Родина 3 часа

1

В. Песков. «Отечество».

1

Определение термина эпиграф. Выделение главной мысли
произведения.
Уметь осознанно выразительно читать. Знать символы России.

2

М. Ножкин. Россия.

1

Обсуждение стихотворения по вопросам в учебнике,
осознанно читать.
Самостоятельная работа: Заучивание стихотворения наизусть.

3

М. Пришвин . Моя Родина

1

Умение выделять главное, составлять план рассказа.
Словарная работа: Находка, сокровища, кладовая солнца

2. Золотая осень 19 часов
4

В. Бианки «Сентябрь.

1

Осознано читать.

Беседа о пословицах о природе.
Словарная работа: Хмурень, ревун, вёдро, листопаднички,
амбар
5

И. Бунин «Лес, точно терем расписной».

1

Выразительное чтение стихотворения.
Находить приметы осени.
Словарная работа: Резьба, лазурь, просветы, терем.
Самостоятельная работа: создание иллюстрации к
стихотворению.

6

Ю. Качаев «Грабитель».

1

Чтение и пересказ эпизода по иллюстрации, по наводящим
вопросам.
Словарная работа: Пучка, сопки.

7

Б. Житков «Белый домик».

1

Чтение рассказа и обсуждение поступка детей.

8

Б. Житков. «Белый домик». Главные герои
рассказа

1

Практическая работа: Озаглавить каждую часть рассказа.

А. Белорусец «Звонкие ключи». Жизнь мальчика
в деревне.

1

10

А. Белорусец. «Звонкие ключи». Решение
мальчика.

1

11

А. Белорусец. «Звонкие ключи». Испытание
мальчика в ночном лесу

1

9

Словарная работа: Шлюпка, корма, мель.
Устные ответы на вопросы и составление плана пересказа.
Словарная работа: Станция, терраса.
Выразительное чтение, умение находить строки из текста для
ответов. Характеристики героев

12

Внеклассное чтение. Рассказы об осени

1

Составление плана произведения, поиск отрывка текста по
указанным параметрам

13

К. Паустовский «Заячьи лапы». Ваня у
ветеринара

1

Уметь составлять план пересказа.

14

Доброта и отзывчивость в рассказе «Заячьи
лапы».

1

Составление характеристики героев строками из текста.

15

К. Паустовский «Заячьи лапы». Помощь Карла
Петровича.

1

Находить строки из текста для ответов на вопросы.

И. Тургенев «Осенний день в березовой роще»

1

16

Словарь: Сени, гарь, зенит ветеринар

Словарь: аптекарь, исподтишка, пелена.
Уметь передавать краски природы словами.
Словарь: Лазурь, дремота, украдкой, лукаво

17

Е. Носов. «Хитрюга». Просьба сына.

1

Рассказывать истории, произошедшие с ребятами
Словарь: Переполох,

18

Е. Носов. «Хитрюга». Таинственное появление
ежа.

1

Выразительное чтение. Беседа о главном герое рассказа.
Практическая работа: Составление характеристики героя
рассказа.
Самостоятельная работа: Создание портрета героя.
Словарь: кладовая

19

Внеклассное чтение. Е.Носов. Рассказы

1

Чтение текста вслух, беседа по содержанию произведения

20

В. Бианки «Октябрь»

1

Умение предавать краски природы словами.

Словарь: Грязник, зазимник, листопад
21

Р/Р Подготовка к сочинению «Осень в моем
краю»

1

Составление плана, определение ключевых слов

22

Сочинение «Осень в моем краю»

1

Написание сочинения

3. Великая радость работа 9часов
23

С. Михалков. «Будь человеком».

1

Определить главную мысль произведения.
Практическая работа: Составь рассказ на тему: «Мои друзья в
природе»
Словарная работа: Тлеть, эгоист, муравейник

24

Б. Заходер. «Петя мечтает».

1

Обсуждение стихотворения по вопросам в учебнике,
выразительное чтение.
Самостоятельная работа: Заучивание стихотворения наизусь.

25

Д. Биссет Слон и Муравей

1

26

Д. Биссет Кузнечик Денди

1

27

Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».

1

Знакомство Клавдио со стариком.

Определить главную мысль произведения, называть героев
сказки.

Чтение и обсуждение героев – Клавдио и старика их
знакомство.
Словарь: Галоп, величественный, безлюдная (даль), оазис.

28

Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой»
Игры мальчика с палкой. Добрый человек –
это…..

1

Составление характеристик главных героев и их нравственная
оценка. Сделать вывод о том, что значить быть добрым
человеком.
Самостоятельная работа: пересказ текста.

29

Дж. Родари. «Пуговкин домик». Мечта Пуговки.

1

Уметь пересказывать, отвечать на вопросы учителя.

30

Дж. Родари «Пуговкин домик». Доброта Пуговки

1

Словарь: Плотник, рубанок, оглобли.

31

Внеклассное чтение. Рассказы Дж. Родари

1

Составление плана произведения, поиск отрывка текста по
указанным параметрам (на усмотрение учителя)

4. Страницы истории 15 часов
32

Былина «Илья Муромец и Соловей -Разбойник».

1

Выразительное чтение отрывка былины, обсуждение по
вопросам,
объяснение значение слова- Былина.
Словарь: Былина, благословение, ратный (подвиг), радельник.

33

Внеклассное чтение. Былины

1

Чтение вслух, беседа по содержанию

34

Ф. Глинка «Москва»

1

Уметь выразительно читать, находить незнакомые слова.
Знать стихотворение наизусть.
Словарь: срединный, посад

35

В. Бианки «Ноябрь».

1

Уметь называть краски осени, знать приметы осени.
Словарь: зябь, полузимник

36

«Без Нарвы не видать моря» по А. Алексееву.

1

Уметь выразительно читать, пересказывать.

37

«На берегу Невы» по С. Алексееву

1

Словарь: возок, обозы, фокус, величают, потешное (войско),
гвардия, ботфорты

38

«На берегу Нарвы» по С. Алексееву

1

Чтение и обсуждение рассказа об отношении к поступкам
героя,
Пересказывать текст.
Словарь: Гренадёр, турки.

39

«Медаль» по А. Алексееву.

1

Умение выражать отношение к поступкам героя

40

«Гришенька».

1

Уметь пересказывать

41

Внеклассное чтение. Рассказы о русских воинах

1

Составление плана произведения, поиск отрывка текста по
указанным параметрам (на усмотрение учителя)

42

Е. Холмогорова. «Серебряный лебедь»

1

Умение выражать отношение к поступкам героя.

43

Е. Холмогорова «Боевое крещение».

1

Уметь пересказывать.
Словарь: кафтан, прапорщик, щит, герб, камин, манёвр,
штурм

44

Е.Холмогорова. «День рождения Наполеона»

1

45

Е. Холмогорова «В дни спокойные».

1

Уметь характеризовать героев, отвечать на вопросы,
пересказывать.
Словарь: атака, захватчики, генерал, гонцы, галерея

46

Обобщающий урок по произведениям о великом
русском воине»

1

Беседа

5. Что такое хорошо, что такое плохо 5 часов
47

По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».
Особенности героев

1

Умение понимать значение имен героев, умение читать по
ролям
Словарь: поэт, рифма

48

По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».
Неудачные сочинения Незнайки.

1

Выражать отношение к поступкам героя, составлять
характеристики героев их нравственные поступки.

49

Е. Пермяк «Тайна цены». Сказка или быль.

1

Выразительное чтение.
Составление характеристики героя.
Словарь: Дотошный (паренёк), обутки, портки, картуз,
дюжина, расчёт, кумачовой (рубахой

50

Е. Пермяк «Тайна цены». Корень ценностей.

1

Составление плана рассказа, умение пересказывать по плану.
Словарь: Гончар – кувшинник, каменотёс.

51

По переводу Д.Гальпериной «Здравствуйте».

1

Чтение и пересказ рассказа по плану.
Используя слова вежливости в пересказе..

6. Здравствуй, гостья – Зима 36 часов
52

В. Бианки. Рассказ «Декабрь».

1

Выразительное чтение стихотворения.
Находить приметы зимы.

53

Е. Благинина «Новогодние загадки».

1

Самостоятельная работа: читать про себя и затем отвечать на
вопросы учителя.

Словарь: Студень, возродиться, пышно убрана
54

А. Никитин. «Встреча зимы».

1

Чтение рассказа обсуждение примет зимы.
Умение находить незнакомые выражения и понятия.
Словарь: Веял, угрюмые (небеса), угрюмый (лес).

55

А. Дорохов. «Тёплый снег».

1

Осознанное чтение. Уметь подбирать слова для устного
рисования.
Самостоятельная работа: Создание рисунка по тексту.
Словарь: Бескрайний

56

Внеклассное чтение Рассказы о зиме

1

Чтение текста вслух, беседа по содержанию произведения

57

А. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…»

1

Осознанное чтение. Умение находить незнакомые выражения.
Самостоятельная работа: выучить стихотворение наизусть.
Словарь: Клоками, волшебница зима, блеснул (мороз),
дохнул, завыл.

58

Д. Хармс. «Пушкин». Детские годы Пушкина.

1

Чтение рассказа.
Словарь: Поэт, лицей, от досады, экзамен

59

Д. Хармс. Рассказ «Пушкин». Знакомство с
Державиным.

1

Устные ответы на вопросы и обсуждение встречи с
Державиным.
Словарь: рукописи

60-61

Внеклассное чтение. Сказки А. С. Пушкина
«Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой
царевне».

2

Осознанное чтение.

62

В. Бианки «Январь».

1

Выразительное чтение и пересказ рассказа по плану.
Объяснить значение народных примет.
Словарь: Серёдка, скок, мёртвый (сон), таят, убежище.

63

Х.-К. Андерсен. Сказка «Ель». Мечты Ёлочки.

1

Чтение сказки, выделить главный смысл в сказке.
Словарь: Нанизав (ягоды), коленце, мачта

64

Х.-К. Андерсен. «Ель». Рождество Ёлочки.

1

Чтение о том, как ель попала к людям на рождество.
Составление плана пересказа, пересказ своими словами
Словарь: дровни, приволье, изнываю, Рождество,

65

Х.-К. Андерсен «Ель»

1

Словарь: изгородь, Сочельник, растопки, канул

1

Устные ответы на вопросы. Озаглавить части сказки

Жизнь на чердаке
66

Х.-К. Андерсен «Ель»
Несбыточные мечты Ёлочки.

Самостоятельная работа: Создать рисунок по сюжету сказки.

67

Проверочная работа по произведению Х.-К.
Андерсена «Ель»

1

Выполняют тестовое задание

68

А. Чехов «Ванька»

1

Выразить характер героя, найти незнакомые слова и
выражения.

Жизнь Ваньки у сапожника.

Словарь: Заутреня, тёмный образ, колодка

69

А. Чехов «Ванька»
Воспоминания Ваньки.

1

Объяснить выражения: тощенький старикашка, юркий
старикашка, весёлое время, сирота несчастная. Пересказать
отрывок по –желанию.

70

И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»

1

Выразительное чтение, выделить главную мысль.

71

И. Суриков «Белый снег пушистый...» (отрывок).

1

Дать сравнительную характеристику стихотворениям.
Описать словестно рисунок по содержанию любого из
стихотворения.
Словарь: Храм, пелена

72

М. Зощенко «Лёля и Минька» Ёлка. Подготовка
к празднику.

1

Выразительное чтение. Составление характеристик главных
героев их нравственная оценка.
Словарь: Пастилка,

73

М. Зощенко «Лёля и Минька» Ёлка. Поведение
детей на празднике.

1

Обсуждение поведения детей на празднике . Пересказ по
составленному плану.
Словарь: Церемониться.

74

Ю. Рытхэу «Пурга». Предостережения мамы.

1

75

Ю. Рытхэу «Пурга». Счастливое возвращение

1

Осознанное чтение. Уметь сопоставлять картины природы из
произведения с картинами зимы из жизни.
Словарь: Малахай, вельбот, яранга, Чукотка

Йоо домой.

Пересказ о возвращении Йоо домой.
Самостоятельная работа: Нарисовать иллюстрацию к
рассказу.

76-77

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость».

2

Чтение рассказа, обсуждение. Найти главную мысль текста.

Проговорить пословицы о зиме.
Назвать зимующих у нас птиц.
Словарь: Полумрак, пригоршни, ветлы, притолока, озноб
(знобить).
78

В. Бианки «Февраль».

1

Знать приметы зимы.
Знать значение пословиц о зиме.
Словарь: перезимок, позёмка

79

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

1

Отношение мачехи и дочери к падчерице

Уметь читать по ролям.
Уметь выразить отношение к героям.
Словарь: пьеса, действие

80

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Отношение
месяцев к падчерице

1

Уметь пересказывать

81

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
Нравственные ценности, утверждаемые народной
мудростью в сказке

1

Уметь давать характеристику героев

82

Проверочная работа по сказке Маршака
«Двенадцать месяцев»

1

Краткий пересказ литературного произведения.

83

Х.-К. Андерсен «Снежная королева»
ознакомление со сказкой

1

Уметь находить отрывки в тексте по заданию.

Х.-К. Андерсен «Снежная королева».
Сравнительная характеристика героев сказки.

1

84

Уметь читать по ролям.
Словарь: Тролль, дьявол, клюка, принц

85

Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Выделение
главной мысли сказки.

1

86

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева».
Испытания Герды.

1

87

Проверочная работа по сказке Х. К. Андерсена
«Снежная королева»

1

Краткий пересказ литературного произведения.

7. Весна красна 18часов
88

С. Смирнов «Первые приметы».

1

Чтение и обсуждение содержания стихотворения по
вопросам.
Назвать приметы ВЕСНЫ.
Самостоятельная работа: Выучить стихотворение наизусь.
Словарь: Краснотал, голубеют (следы), припёк.

89

В. Бианки «Март».

1

Чтение и обсуждение рассказа. Объяснение образного
выражения: весна прилетела на солнечных крыльях.
Повторить пословицы о зиме и весне.
Словарь: Парник, капельник, копоть, проталинки,
равноденствие.

90

В. Песков «Весна идёт»

1

Чтение. Составить рассказ о том, как определяют приход
весны.
Рассмотреть картину К.Юона «Мартовское солнце» -назвать
приметы весны на картине.

Словарь: Ратуша, Аляска, Антарктида.
91

М. Пришвин «Жаркий час».

1

Чтение и обсуждение как автор описывает лес в начале
рассказа. Сравнить начало и конец рассказа.
Словарь: Жаркий час.

92

Г. Скребицкий «Весенняя песня». Желание птиц
помочь Весне.

1

Выразительное чтение сказки. Найдите в тексте образные
выражения, служащие для описания весенних лесов и лугов.

93

Г. Скребицкий «Весенняя песня». Помощь
жаворонка. Красота весенних лугов лесов.

1

Словарь: Трескотня.

94

В. Жуковский «Жаворонок».

1

Выразительное чтение стихотворения. Обсуждение по
вопросам. Прочитать описание природы.
Самостоятельная работа: выучить стихотворение наизусть.
Словарь: Зардел, долина, лазурь.

95

Внеклассное чтение. Рассказы о весне

1

Чтение текста вслух, беседа по содержанию произведения

96

Р\Р Работа над картиной И. Левитана «Весна»

1

Беседа

97

А. Толстой «Детство Никиты».

1

Чтение и обсуждение рассказа по вопросам. Находить отрывки
в тексте по заданию. Объяснить, почему всё живое в природе
радуется приходу весны.
Словарь: Кочетки, подёрнулся, выгон, табун, мерин,
ощеряясь.

98

А. Твардовский. «Как после мартовских
метелей».

1

Выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть.
Словарь: Березняк (по – вербному), взбодрён

99

А. Плещеев. «И вот шатёр свой голубой».

1

Выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть.
Словарь: Шатёр, окроплены, взор, гнёт, трель.

100

В. Бианки «Апрель».

1

Уметь устно иллюстрировать апрель.
Словарь: вешние потоки, гнет

К. Паустовский «Стальное колечко». Подарок
Варюше от бойцов.

1

102

К. Паустовский «Стальное колечко». Варина
беда.

1

Уметь читать выразительно, осознанно, пересказывать текст
по плану.

103

К. Паустовский «Стальное колечко». Ожидание
весны. Радости Варюши.

1

Словарь: стреха, темечко, околица, колун, завалинка, лещина

104

Проверочная работа «Стальное колечко»

1

Краткий пересказ литературного произведения.

105

Внеклассное чтение «Весна, весною о весне»

1

Чтение текста с комментарием и беседой. Краткий пересказ
литературного произведения.

101

Уметь пересказывать, анализировать характер героев.
Словарь: махорка, лязг, шинель, цигарка, сапёр, шест

8. Рассказы о животных 14 часов
106

В. Астафьев «Злодейка». Поведение Фишки в
лесу.

1

Чтение рассказа и обсуждение по вопросам. В тексте найдите
описание Фишки.
Пересказать текст.
Словарь: Таймень, удилище, натаскать,

107

В. Астафьев «Злодейка». Случай возле Красной
глинки.

1

Озаглавливать части текста и эпизоды.
Словарь: умильными (глазами), спиннинг, вымоины

108

«Рассказы про зверей» по Е. Барониной
Обитатели зоосада.

1

Чтение рассказа. Умение охарактеризовать характер
животного через прочитанное. Рассматривание иллюстрации.
Словарь: Ветеринар

109

«Рассказы про зверей» по Е. Барониной

1

Качества тех, кто рядом с животными.

Озаглавливать части текста и эпизоды.
Составить рассказ о домашнем животном.

В. Драгунский «Кот в сапогах». Создание
костюма «Кота в сапогах».

1

В. Драгунский «Кот в сапогах». Настоящая
дружба ребят.

1

112

Д. Хармс «Заяц и Ёж». Встреча Зайца и Ежа.
Обучение храбрости.

1

Чтение и пересказ текста, озаглавливать части текста.

113

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

1

Выразительное чтение басни, понимать мораль басен.

110

111

Выразительное чтение, обсуждение по вопросам.
Словарь: Карнавал

Рассказать о том, как создавался костюм «Кота в сапогах».
Словарь: Невдалеке

Объяснить значение слова Басня.
Словарь: Образ, кум, ужимки.

«Рикки – Тикки – Тави» по Р. Киплингу
Знакомство Рикки с садом и его обитателями.

1

115

«Рикки – Тикки – Тави» Избавление мангуста от
Карайт.

1

Умение
читать
по
ролям.
благовоспитанный, вездесущий

116

«Рикки – Тикки – Тави». Битва с Нагом.

1

Умение выделять основную мысль. Умение пересказывать.

117

«Рикки – Тикки – Тави». Битва с Нагайной.
Победа мангуста.

1

Умение выражать отношение к герою.

118

Проверочная работа по произведению «РиккиТикки-Тави»

1

Краткий пересказ литературного произведения

119

Внеклассное чтение. Киплинг «Маугли»

1

Чтение текста с комментарием и беседой

114

Умение озаглавливать. Умение пересказывать.
Словарь: мангуст, кобра, прародители
Словарь:

суматоха,

9. Рассказы, сказки, стихи для детей 17 часов
120

В. Набоков. «Дождь пролетел…».

1

Выразительное чтение.
Самостоятельная работа: Выучить стихотворение наизусть.
Словарь: Воздух живителен, жимолость благоухает, жемчуг.

121

В. Бианки «Май».

1

Выразительное чтение. Подготовка к пересказу.
Назвать приметы о весне.
Словарь: Зорька, легкокрылые насекомые.

122

М. Дудин «Наши песни спеты о войне».

1

Выразительное чтение стихотворения, обсуждение по
вопросам.
Словарь: Непогода, кровавая роса, недотёпа.

123

Внеклассное чтение Стихи о войне

1

Выразительное чтение стихотворения, обсуждение по
вопросам

124

В. Медведев «Звездолёт «Брунька». Аня по
прозвищу Брунька.

1

Чтение сказки, составление плана для пересказа.

125

Главные герои сказки

1

126

Проверочная работа по произведению «Звездолет
Брунька»

1

Чтение текста с комментарием и беседой. Краткий пересказ
литературного произведения.

127128

«Корзина с еловыми шишками» по К.
Паустовскому Описание осеннего леса.

2

Чтение. Беседа о главных и второстепенных героях рассказа.

Разделить текст на части по смыслу.
Словарь: Прозвище

Устные ответы на вопросы по тексту.
Словарь: Композитор, прибой, кряхтит

129

Проверочная работа по произведению «Корзина с
еловыми шишками»

1

Чтение текста с комментарием и беседой. Краткий пересказ
литературного произведения.

130

По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц».
Разочарование Маленького принца.

1

Чтение. Выразить отношение к героям рассказа.
Составить план к пересказу текста.
Словарь: приручить

131

По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц».
«Мы в ответе за тех, кого приручили».

1

Пересказ рассказа. Обсуждение вопроса: как понимаете
слова: ты навсегда в ответе за всех кого приручил?

132133

Проверочная работа по произведению
«Маленький принц»

2

Написание сочинения по плану

134

В. Астафьев «Зорькина песня».

1

Выразительное чтение. Выразить отношение к героям
рассказа.
Пересказ текста по вопросам.
Словарь: Увал, прясло, распадок.

135

Н. Рыленков «Нынче ветер…».

1

Выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть.
Словарь: вторить

136

Итоговый урок

1

Выполнение тестового задания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».