Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа Согласовано: Зам. директора по УВР ___________Феденева Д.В. Утверждаю: Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ» ________________Гринева Л.И. Приказ № 164 от «27» августа 2021 г. Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год 8 класс 136 часов (4 часа в неделю) Составитель: учитель МКОУ «Кузнецовская СОШ» Успенская Г.Г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19декабря 2014 г. №1599; примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. Содержание программы по русскому языку составляют два раздела: «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи». Коммуникативная направленность является основной отличительной чертой каждого из двух разделов. Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: ― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; ― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; ― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; ― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; ― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научнопознавательных текстов; ― развитие положительных качеств и свойств личности. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи. Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка. В процессе изучения русского языка формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному пользованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации их личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников. Место учебного предмета в учебном плане В учебном плане предмет «Русский области «Язык и речь». Рабочая программа 8 классе на 136 часов в год: 4 часа в неделю. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты язык» относится к по предмету «Русский предметной язык» в 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения (IX класс): Русский язык Минимальный уровень: знание отличительных грамматических признаков основных частей слова; разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; образование слов с новым значением с опорой на образец; представления о грамматических разрядах слов; различение изученных частей речи по вопросу и значению; использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма; составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец; установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя; нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя); нахождение в тексте однородных членов предложения; различение предложений, разных по интонации; нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя); участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли; выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста; оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец; письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. Достаточный уровень: знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам; разбор слова по составу с использованием опорных схем; образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему; дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам; определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя; нахождение орфографической трудности в слове и решение орфографической задачи (под руководством учителя); пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова; составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.; установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме; нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем; составление предложений с однородными членами с опорой на образец; составление предложений, разных по интонации с опорой на образец; различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания; отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста; отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя); выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; оформление всех видов изученных деловых бумаг; письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов); письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов). Содержание учебного предмета Грамматика, правописание и развитие речи Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Разделительный ь. Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит. Морфология Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ. Части речи Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению. Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами. Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные. Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Глаголы на –ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с –ться, -тся. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами. Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных. Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены и др.). Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ. Развитие речи, работа с текстом Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста. Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов. Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану. Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану. Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг. Деловое письмо Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка и др. Письмо с элементами творческой деятельности. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Русский язык 8 класс. 136 часов в год, 4 часа в неделю № п/п Тема Количество Виды деятельности часов 1 Повторение. Предложение. Связь слов в 1 Составление предложений по схеме. Словарная предложении работа 2 Главные и второстепенные члены 1 Составление предложений по схеме, работа с предложения учебником 3 Предложение простое и сложное. 1 Комментированное письмо, составление рассказа по Сложное предложение с союзами И, А, картинке НО и без союзов. Части сложного предложения 4-5 Однородные члены предложения. 2 Беседа, комментированное письмо, работа с Запятые в предложениях с однородными учебником членами 6 Практические упражнения на 1 Письмо по памяти, составление сложного нахождение предложений простых, предложения по схеме сложных, с однородными членами 7 Р.Р. Объяснительная записка 1 Беседа, работа с учебником 8-9 Закрепление пройденного по теме 2 Беседа, работа с учебником. Составление «Предложение» предложений по схеме. Словарная работа 10 Диктант с грамматическим заданием по 1 Написание диктанта теме: «Предложение» 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Работа над ошибками. Однокоренные слова Однокоренные или родственные слова. Корень Подбор однокоренных слов. Разбор слова по составу Подбор однокоренных слов. Разбор слова по составу Различение звонких и глухих, непроизносимых согласных на письме Правописание приставок. Гласные и согласные в приставках 1 Выполнение работы над ошибками 1 Изучающее чтение. Анализ языкового материала 1 Письмо под диктовку 1 Работа с учебником 1 Приставка и предлог Р.Р. Работа с диалогом Сложные слова. Образование сложных слов Р.Р. Работа с диалогом Диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова» Работа над ошибками . части речи. Грамматический разбор 1 1 1 Словарная работа, работа с учебником. Объяснение орфограмм при выполнении упражнения Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Беседа, работа с учебником, по карточкам. Объяснение орфограмм при выполнении упражнений. Беседа, работа с учебником. Составление диалога Изучающее чтение. Анализ языкового материала 1 1 Написание диалога Написание диктанта 1 Выполнение работы над ошибками 1 23 24 25 26 27-28 29 30 31 32 33 34 Имя существительное как часть речи. Грамматический разбор Собственные и нарицательные существительные Имена существительные с шипящей на конце слова Склонение имен существительных в единственном числе Правописание безударных падежных окончаний существительного в единственном числе Диктант по теме: «Имя существительное» Работа над ошибками. Закрепление Р.Р. Обучающее сочинение по репродукции картины Б. Кустодиева «Масленица» Правописание падежных окончаний существительных множественного числа Существительные с шипящей на конце Правописание окончаний имен существительных в единственном и множественном числе 1 Комментированное письмо, работа с учебником 1 Изучающее чтение. Анализ языкового материала 1 Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Письмо по памяти. Работа с учебником, комментированное письмо 1 1 Работа с учебником, беседа. Речевая практика и наблюдение за собственной речью, ее коррекция. Составление и анализ предложений. Написание диктанта 1 1 Выполнение работы над ошибками Составление плана. Написание сочинения 1 Работа с учебником, беседа. Речевая практика и наблюдение за собственной речью, ее коррекция. Составление и анализ предложений. Изучающее чтение. Анализ языкового материала Выполнение тренировочных упражнений 2 1 1 35 36 37 38 39-40 41 42 43 44-45 Несклоняемые существительные. Подготовка к написанию сочинения Выполнение упражнений на закрепление на тему «Падежные окончания имен существительных» Имя прилагательное – часть речи. Грамматические признаки. Согласование прилагательного с существительным Родовые окончания прилагательных Проверка безударных окончаний Правописание безударных падежных окончаний прилагательных в мужском роде единственного числа Имена прилагательные, обозначающие признак по принадлежности Склонение имен прилагательных мужского рода и среднего рода на –ий, -ей Склонение прилагательного в женском роде на –ья, множественного числа на -ьи 1 Работа с учебником. Составление плана 1 Изучающее чтение. Анализ языкового материала, комментированное письмо 1 Работа с учебником, беседа. Речевая практика и наблюдение за собственной речью, ее коррекция. Составление и анализ предложений. 1 2 1 Выполнение тренировочных упражнений Выполнение тренировочных упражнений Выполнение тренировочных упражнений 1 Выполнение тренировочных упражнений 1 Выполнение тренировочных упражнений 2 Выполнение тренировочных упражнений 46-47 48 49 50 51 52 53-55 56-57 58-59 60 61 Работа над диалогом. Повторение правописания окончаний имен прилагательных Р.Р. Обучающее сочинение по репродукции картины Н.Рериха «Поход князя Игоря» Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» Работа над ошибками Значение местоимения, отличие от существительного 2 Выполнение тренировочных упражнений. Составление устного диалога 1 Написание сочинения 1 Написание диктанта 1 Лицо и число местоимений Склонение личных местоимений Правописание местоимений с предлогами Правописание местоимений 3-его лица Диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение» Работа над ошибками. Р.Р. Деловая бумага. Заявление. Объяснительная записка 1 3 2 Выполнение работы над ошибками Беседа, комментированное письмо. Выделять местоимения и определять с помощью вопросов их роль в высказывании, понимать смысл высказывания. Заменять существительные местоимениями в определенном лице и числе Беседа, работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 2 1 Беседа, письмо по памяти Написание диктанта 1 Оформление заявления, составление объяснительной записки 62 63 64 65 66 67 68 69 70-71 72-73 74 75 76 77 78 Р.Р. Восстановление нарушение связи в предложении. Выполнение упражнений на закрепление по теме «Местоимение» Глагол как часть речи и член предложения. Грамматические признаки Неопределенная форма глагола (на –ть, -чь, -ти) Изменение глаголов по временам Прошедшее время глагола. Род и число Правописание не с глаголами Правописание не с глаголами. Проверочная работа Изменение глаголов по лицам Правописание глаголов 2 лица единственного числа Различение глаголов на –ться и -тся Различение глаголов на –ться и –тся. Проверочная работа Глаголы 3-го лица Р.Р. Восстановление связи слов в предложении Упражнения на закрепление Р.Р. Обучающее изложение «Шоколадный торт» 1 Выполнение упражнений 1 Беседа, работа с учебником 1 Различать глаголы в личной и неопределенной форме 1 1 1 1 Беседа, работа с учебником, контрольное списывание Беседа, работа с учебником Выполнение тренировочных упражнений Выполнение тренировочных упражнений 1 2 Работа с учебником Работа с учебником. Контрольное списывание 2 1 Изучающее чтение. Анализ языкового материала Изучающее чтение. Анализ языкового материала 1 1 Изучающее чтение. Анализ языкового материала Беседа, работа с учебником 1 1 Выполнение тренировочных упражнений Составление плана, написание изложения 79-80 81-82 83 84-89 90 91-93 94 95-96 97 98 99 100 101 Изменение глаголов по лицам и числам Спряжение глаголов Р.Р. Обучающее сочинение по картине А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера» Правописание личных окончаний глаголов Закрепление. Проверочная работа Различение глаголов 1 и 2 спряжения 2 2 1 Выполнение тренировочных упражнений Выполнение тренировочных упражнений Написание сочинения 6 Выполнение тренировочных упражнений 1 3 Р.Р. Обучающее сочинение по картине К.Маковского «Дети бегут от грозы» Способы проверки безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения Способы проверки безударных личных окончаний существительных, прилагательных, глаголов Р.Р. обучающее изложение Диктант с грамматическим заданием по теме: «Глагол» Анализ диктанта и работа над ошибками. Закрепление изученного Р.Р. Деловое письмо. Анкета 1 Выполнение тренировочных упражнений Выполнение тренировочных упражнений, работа с текстом Написание сочинения 2 Выполнение тренировочных упражнений 1 Выполнение тренировочных упражнений 1 1 Составление плана, написание изложения Написание диктанта 1 Выполнение работы над ошибками 1 Составление анкеты 102103 104 105 106108 109111 112114 115 116 117 118 119 Предложение. Распространенные и нераспространенные предложения. Главные члены предложения Р.Р. Обучающее сочинение Р.Р. Деловое письмо. Анкета Однородные члены предложения. Знаки препинания 2 Работа с учебником 1 1 3 Распространенные и нераспространенные однородные члены предложения Обращение. Предложения с обращением. Выделение обращения на письме Выполнение упражнений на закрепление «Обращение» Закрепление. Проверочная работа 3 Написание сочинения Составление анкеты Работа с учебником, беседа. Речевая практика и наблюдение за собственной речью, ее коррекция. Составление и анализ предложений. Работа с учебником 3 Пунктуационный тренинг 1 Пунктуационный тренинг 1 Р.Р. Обучающее изложение «Вечный свет подвига» Сложные упражнения без союзов Сложные предложения с союзами И, А, НО 1 Работа с учебником, беседа. Речевая практика и наблюдение за собственной речью, ее коррекция. Написание изложения 1 1 Пунктуационный тренинг Пунктуационный тренинг 120 121 122 123 124 125 126127 128129 130131 132133 134135 Различение сложных предложений и предложений с однородными членами Сложные предложения с союзными словами Р.Р. Обучающее сочинение Сложные предложения со словами КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ Диктант с грамматическим заданием по теме: «Предложение» Работа над ошибками. Закрепление Состав слова. Правописание орфограмм в различных частях слова Простое и сложное предложение 1 Пунктуационный тренинг 1 Пунктуационный тренинг 1 1 Написание сочинения Пунктуационный тренинг 1 Написание диктанта 1 2 Части речи 2 Контрольный диктант по теме «Простое и сложное предложение». Анализ диктанта и работа над ошибками Упражнения на повторение по теме «Временные формы глаголов». «Спряжение глаголов» 1 Выполнение работы над ошибками Упражнение на отработку пробелов знаний обучающихся по теме Упражнение на отработку пробелов знаний обучающихся по теме Упражнение на отработку пробелов знаний обучающихся по теме Написание диктанта. 2 1 2 Выполнение работы над ошибками Упражнение на отработку пробелов знаний обучающихся по теме 136 Упражнения на повторение по теме «Сложное предложение» 1 Упражнение на отработку пробелов знаний обучающихся по теме