Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа Согласовано: Зам. директора по УВР ___________Феденева Д.В. Утверждаю: Директор МКОУ «Кузнецовская СОШ» ________________Гринева Л.И. Приказ №164 от «27» августа 2021 г. Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год 5 класс Составитель: учитель русского языка МКОУ «Кузнецовская СОШ» Кузьминых А.В. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19декабря 2014 г. №1599; примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. Для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Задачи преподавания письма и развития речи: • закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики; • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • развивать речь учащихся, обогащать её словарь; • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Основные направления коррекционной работы: Коррекция фонематического слуха. Коррекция артикуляционного аппарата. Коррекция слухового и зрительного восприятия. Коррекция мышц мелкой моторики. Коррекция познавательных процессов. Место предмета в базисном учебном плане По учебному плану изучение русского языка предусматривает в V классе – 175 часов (5 часов в неделю). Планируемые результаты Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения АООП относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты: Минимальный уровень: знание отличительных грамматических признаков основных частей слова; разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; образование слов с новым значением с опорой на образец; представления о грамматических разрядах слов; различение изученных частей речи по вопросу и значению; использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма; составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец; установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя; нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя); нахождение в тексте однородных членов предложения; различение предложений, разных по интонации; нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя); участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли; выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста; оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец; письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. Достаточный уровень: знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам; разбор слова по составу с использованием опорных схем; образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему; дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам; определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя; нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя); пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова; составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.; установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме; нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем; составление предложений с однородными членами с опорой на образец; составление предложений, разных по интонации с опорой на образец; различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания; отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста; отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя); выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; оформление всех видов изученных деловых бумаг; письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов); письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов). Содержание учебного курса Звуки и буквы: Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит. Несовпадение звука и буквы в слове. Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ё,Ю,Я. Мягкий знак на конце и в середине слова, правописание слов с ь. Парные звонкие и глухие согласные, их правописание. Ударные и безударные гласные в слове, их проверка. Фонетический разбор слова. Слово: Корень слова. Однокоренные слова. Общее и различия в значении однокоренных слов. Включение однокоренных слов в предложения. Окончание – изменяемая часть слова. Установление связи между словами с помощью окончания. Приставка как часть слова. Изменение значения слов в зависимости от приставки. Приставка и предлог. Разделительный твердый знак после приставок. Суффикс как часть слова. Изменение значения слов в зависимости от суффикса. Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне. Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов. Слово-корень с ударной гласной. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов. Проверка безударных гласных в корне слова. Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне. Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. Проверяемые гласные и согласные в корне. Непроверяемые написания в корне. Единообразное написание корня в группе однокоренных слов. Состав слова. Предложение: Выражение в предложении законченной мысли. Различение нераспространенных и распространенных предложений. Распространение предложений. Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам. Наблюдение за знаками препинания в конце предложений. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Однородные члены предложения. Дополнение предложения однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Текст: Различение текста и не текста. Определение темы и основной мысли текста. Заголовок текста. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли. Части речи: Названия предметов, действий, признаков. Понятие о частях речи. Различение частей речи по вопросам и значению. Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Существительное. Значение существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных. Понятие о единственном и множественном числе. Употребление существительных в единственном и множественном числе. Изменение существительных по числам. Род имен существительных (мужской, женский, средний). Различение существительных по родам. Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце. Падежи имен существительных. Различение падежей по вопросам. Три склонения имен существительных. Различение имен существительных по склонениям. Определение склонений имен существительных. Глагол: Значение глаголов в речи. Различение действий, обозначаемых глаголами. Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов. Прошедшее время глаголов. Будущее время глаголов. Различение глаголов по временам. Прилагательное: Значение прилагательных в речи. Различение признаков, обозначаемых прилагательными. Зависимость рода прилагательных от рода существительных. Окончания прилагательных мужского рода. Окончания прилагательных женского рода. Окончания прилагательных среднего рода. Изменение прилагательных по родам. Изменение прилагательных по числам. Связная речь: Работа с деформированным текстом. Составление текста по серии картинок. Составление рассказа по вопросам учителя, материалам наблюдений, по опорным словам. Деловое письмо (Адрес. Письмо. Поздравительная открытка.). Сочинение по составленному плану («Моя любимая игрушка», «История нашей улицы»). Изложение текста по вопросам учителя. № п/п 1 2 3 4 Тема урока Тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе Деятельность Повторение. Звуки и буквы. Текст. (14 часов) Звуки речи: гласные и согласные. Активизация алфавита. Алфавит. Анализ звукового и буквенного состава слова. Расположение слов в алфавитном порядке. Гласные и согласные звуки. Различать гласные и согласные звуки. Несовпадение звука и буквы в слове. Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Распознание твердых и мягких согласных. Различение мягкого разделительного знака и Ё,Ю,Я. мягкого знака показателя мягкости согласного. Мягкий знак на конце и в середине Распознание звонких и глухих согласных . слова. Коррекционная работа Коррекция познавательных процессов. Коррекция артикуляции. Коррекция внимания. Коррекция памяти. Коррекция грамматического строя речи. Коррекция слухового и зрительного 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Правописание слов с разделительным Находить ударные и безударные гласные в слове. мягким знаком. Проверять безударные гласные. Производить фонетический анализ слова. Текст. Различение текста и не текста. Парные звонкие и глухие согласные, их Запись текста под диктовку. Анализ допущенных ошибок и их исправление. правописание. Ударные и безударные гласные в слове. Проверка безударных гласных в слове. Фонетический разбор слова Текс. Определение темы текста. Заголовок. Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольная работа по теме «Звуки и буквы. Текст.» Анализ контрольной работы. Повторение. Предложение. Текст. (16 часов) Выражение в предложении законченной Определение границ предложений и способов их мысли. передачи в устной и письменной речи. Анализ интонации предложений. Распространение предложений. Различение нераспространённых и Порядок слов в предложении. распространённых предложений. Связь слов в предложении. Распространение предложений с помощью Главные члены предложения. второстепенных членов. Сказуемое. Установление связи слов в предложении. Главные члены предложения. Различение главных и второстепенных членов Подлежащее. предложения. Выделение грамматической Второстепенные члены предложения. основы предложения. Текст. Отличие предложения от текста. Отличать предложение от текста. Деление текста на предложения. Деление текста на предложения. Работа с деформированным текстом. Составление текста из данных предложений. Наблюдение за знаками препинания в Распознавание видов предложений по цели конце предложений. высказывания. Вопросительные предложения. восприятия. Коррекция фонематического слуха. Коррекция познавательных процессов. Коррекция артикуляции. Коррекция внимания. Коррекция памяти. Коррекция грамматического строя речи. Коррекция слухового и зрительного восприятия. Коррекция фонематического слуха. Развитие памяти путем вспоминания изученного. Развитие внимания и мышления при нахождении законченной мысли, при работе с графическими схемами. Развитие орфографической зоркости. 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 Восклицательные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Предложение. Закрепление знаний. Контрольная работа по теме «Предложение. Текст.» Анализ контрольной работы. Корень слова. Однокоренные слова. Общее и различия в значении однокоренных слов. Включение однокоренных слов в предложения. Окончание – изменяемая часть слова. Установление связи между словами с помощью окончания. Приставка как часть слова. Изменение значения слов в зависимости от приставки. Приставка и предлог. Разделительный твердый знак после приставок. Суффикс как часть слова. Изменение значения слов в зависимости от суффикса. Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне. Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов. Слово-корень с ударной гласной. Проверяемые и проверочные слова в Запись текста под диктовку. Анализ допущенных ошибок и их исправление. Состав слова. Текст. (27 часов) Выделение корня в слове. Определение его значения. Подбор однокоренных слов. Выделение в словах окончания и определение его грамматического значения. Выделение основы слова. Выделение приставки в словах, определение ее значении Различение приставки и предлога. Выделение суффикса в словах, определение его значения Проверка безударных гласных в корне путем подбора однокоренных слов или путем изменения формы слова. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. Разбор слова по составу. Запись текста под диктовку. Анализ ошибок и их исправление. Составлять предложения по картинке. Из составленных предложений составлять текст Развитие внимания и связной устной и письменной речи при работе с деформированным предложением. Коррекция аналитико-синтетической деятельности при разборе предложения. Коррекция познавательных процессов. Коррекция артикуляции. Коррекция внимания. Коррекция памяти. Коррекция грамматического строя речи. Коррекция слухового и зрительного восприятия. Коррекция фонематического слуха. Развитие умения связно строить предложения в тексте. Развитие речи и мышления путём рассуждения и доказательства. 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 группе однокоренных слов. Проверка безударных гласных в корне слова. Проверка безударных гласных в корне слова. Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне. Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. Проверяемые гласные и согласные в корне. Непроверяемые написания в корне. Единообразное написание корня в группе однокоренных слов. Состав слова. Закрепление знаний. Контрольная работа по теме «Состав слова. Текст.» Анализ контрольной работы. Составление текста по серии картинок «Нежданный гость». Названия предметов, действий, признаков. Понятие о частях речи. Существительное. Глагол. Прилагательное. Части речи. Текст. (8 часов) Систематизация знаний о частях речи. Различение частей речи по вопросам и значению. Составление рассказа по наводящим вопросам и собственным наблюдениям. Самостоятельное выполнение контрольных заданий. Коррекция познавательных процессов. Коррекция артикуляции. Коррекция внимания. Коррекция памяти. Коррекция грамматического строя 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 Различение частей речи по вопросам и значению. Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Составление рассказа «В ожидании зимы» по вопросам учителя, материалам наблюдений. Контрольная работа по теме «Части речи». Анализ контрольной работы. Значение существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных. Текст. Тема и основная мысль текста. Работа с деформированным текстом. Понятие о единственном и множественном числе. Употребление существительных в единственном и множественном числе. Изменение существительных по числам. Род имен существительных. Мужской род имен существительных. Женский род имен существительных. Средний род имен существительных. Различение существительных по родам. Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей Анализ контрольной работы и исправление допущенных ошибок. Имя существительное. (38 часов) Систематизация знаний об имени существительном как части речи. Определение морфологических признаков имён существительных и роли существительных в речи. Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Различать собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных. Определение темы текста. Восстановление деформированного текста. Распознавание числа имени существительного. Изменение имен существительных по числам Определение рода имен существительных. Различение имен существительных по родам. Написание адреса в письме. Определение падежа имен существительных. Изменять имена существительные по падежам. Написание сочинения по плану. Определение типа склонения имен речи. Развитие умения различать слова разных частей речи. Развитие умения связно строить предложения в тексте. Развитие речи и мышления путём рассуждения и доказательства. Коррекция познавательных процессов. Коррекция артикуляции. Коррекция внимания. Коррекция памяти. Коррекция грамматического строя речи. Коррекция фонематического слуха. Коррекция слухового и зрительного восприятия. Развитие фонематического слуха путём дифференциации шипящих, памяти и мышления при определении рода. Развитие речи и мышления путём рассуждения и доказательства. Развитие слухоречевого внимания, мышления и орфографической зоркости. 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 на конце. Проверочная работа по теме «Род имен существительных». Деловое письмо. Адрес. Падежи имен существительных. Именительный падеж имен существительных. Родительный падеж имен существительных. Дательный падеж имен существительных. Винительный падеж имен существительных. Творительный падеж имен существительных. Предложный падеж имен существительных. Различение падежей. Проверочная работа по теме «Падежи имени существительного». Сочинение на тему «Моя любимая игрушка» Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных. 2-е склонение имен существительных. 3-е склонение имен существительных. Различение имен существительных по склонениям Определение склонений имен существительных. Проверочная работа по теме существительных. Различение имен существительных по склонениям Определение склонения имен существительных. Самостоятельное выполнение контрольных заданий. Анализ контрольной работы и исправление допущенных ошибок. Написание письма. Развитие мышления путём дифференциации ошибок. Развитие внимания, памяти, логического мышления путём дифференциации изученных орфограмм при выполнении различных видов речевых устных и письменных упражнений. Развивать умение соблюдать правила правописания безударных окончаний существительных 1-ого склонения Развитие связной письменной речи при самостоятельном написании письма. Развитие умения применять правило правописания падежных окончаний. Развитие памяти путем вспоминания изученного. Развитие слухоречевого внимания, мышления и орфографической зоркости при записи текста под диктовку. Развитие умения применять изученное правило и исправлять свои ошибки. Развитие умения связно строить предложения в тексте. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 «Склонение имен существительных». Существительное. Заключение. Контрольная работа по теме «Имя существительное». Анализ контрольной работы. Деловое письмо. Письмо. Значение прилагательных в речи. Различение признаков, обозначаемых прилагательными. Зависимость рода прилагательных от рода существительных. Окончания прилагательных мужского рода. Окончания прилагательных женского рода. Окончания прилагательных среднего рода. Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода. Изменение прилагательных по родам. Изменение прилагательных по родам. Составление рассказа по опорным словам. Изменение прилагательных по числам. Изменение прилагательных по числам. Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». Анализ контрольной работы. Имя прилагательное. (14 часов) Систематизация знаний об имени прилагательном как части речи. Определение морфологических признаков имён прилагательных. Наблюдение за ролью имён прилагательных в речи. Определение рода имен прилагательных по роду имен существительных. Правописание окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода. Изменение прилагательных по родам. Составление рассказа по опорным словам и помощи учителя. Изменение прилагательных по числам. Самостоятельное выполнение контрольных заданий. Анализ контрольной работы и исправление допущенных ошибок. Коррекция познавательных процессов. Коррекция артикуляции. Коррекция внимания. Коррекция памяти. Коррекция грамматического строя речи. Коррекция фонематического слуха. Коррекция слухового и зрительного восприятия. Развитие речи и мышления путём рассуждения и доказательства. Развитие слухоречевого внимания, мышления и орфографической зоркости. Развитие мышления путём дифференциации ошибок. Развитие внимания, памяти, логического мышления путём дифференциации изученных орфограмм при выполнении различных видов речевых устных и письменных упражнений. Развитие памяти путем вспоминания изученного. Развитие слухоречевого внимания, мышления и орфографической зоркости при записи текста под диктовку. Развитие умения применять изученное правило и исправлять свои ошибки. Развитие умения связно строить предложения в тексте. 119 Значение глаголов в речи. 120 121 122 Различение действий, обозначаемых глаголами. Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов. 123 124 Настоящее время глаголов. Прошедшее время глаголов. 125 126 127 128 129 Прошедшее время глаголов. Будущее время глаголов. Будущее время глаголов. Различение глаголов по временам. Изложение по вопросам «Божья коровка». Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли. 130 Глагол. (15 часов) Систематизация знаний о глаголе как части речи. Определение морфологических признаков глаголов. Наблюдение за ролью глаголов в речи. Различение временных форм глагола. Распознавание форм глагола настоящего времени. Распознавание форм глагола прошедшего времени, их образование, правописание, употребление в речи. Распознавание форм глагола будущего времени. Различение глаголов по временам. Написание изложения по вопросам учителя. Коррекция познавательных процессов. Коррекция артикуляции. Коррекция внимания. Коррекция памяти. Коррекция грамматического строя речи. Коррекция фонематического слуха. Коррекция слухового и зрительного восприятия. Развитие речи и мышления путём рассуждения и доказательства. Развитие слухоречевого внимания, мышления и орфографической зоркости. Развитие мышления путём дифференциации ошибок. Развитие внимания, памяти, логического мышления путём дифференциации изученных 131 132 Закрепление знаний. Контрольная работа по теме «Глагол». 133 Анализ контрольной работы. 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 Главные члены предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам. Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам. Различение нераспространенных и распространенных предложений. Распространение предложений. Деловое письмо. Поздравительная открытка. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Самостоятельное выполнение контрольных заданий. Анализ контрольной работы и исправление допущенных ошибок. Предложение. Текст.(17 часов) Различение главных и второстепенных членов предложения. Выделение грамматической основы предложения. Графическое обозначение главных членов предложения. Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам. Различение нераспространенных и распространенных предложений. Распространение предложений второстепенными членами. Написание поздравления. Осмысление признаков однородных членов предложения. Дифференциация однородных членов предложения по синтаксическим признакам. орфограмм при выполнении различных видов речевых устных и письменных упражнений. Развитие памяти путем вспоминания изученного. Развитие слухоречевого внимания, мышления и орфографической зоркости при записи текста под диктовку. Развитие умения применять изученное правило и исправлять свои ошибки. Развитие умения связно строить предложения в тексте. Коррекция познавательных процессов. Коррекция артикуляции. Коррекция внимания. Коррекция памяти. Коррекция грамматического строя речи. Коррекция слухового и зрительного восприятия. Коррекция фонематического слуха. Развитие памяти путем вспоминания изученного. Развитие внимания и мышления при нахождении законченной мысли, при работе с графическими схемами. Развитие орфографической зоркости. 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 Дополнение предложения однородными членами. Дополнение предложения однородными членами. Предложение. Закрепление знаний. Контрольная работа по теме «Предложение». Анализ контрольной работы. Работа с деформированным текстом. Состав слова. Однокоренные слова. Слова с безударными гласными в корне слова. Слова с безударными гласными в корне слова. Слова с парными согласными в корне слова. Слова с парными согласными в корне слова. Изложение текста. Имя существительное. Род имен существительных. Число имен существительных. Склонение имен существительных. Падежи имен существительных. Контрольное списывание. Имя прилагательное Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Постановка знаков препинания между однородными членами предложения. Распространение предложений однородными членами. Восстановление деформированного текста. Повторение.(25 часов) Повторение и систематизация изученного материала. Разбирать слова по составу. Подбирать однокоренные слова. Находить ударные и безударные гласные в слове. Проверять безударные гласные. Находить слова с парными согласными в корне слова. Проверять написание парных согласных. Изложение текста по вопросам учителя. Определение рода имен существительных. Определение числа имен существительных. Определение склонения имен существительных. Списывание текста. Определение рода имен прилагательных. Определение числа глагола. Распознавание времен глаголов. Сочинение по составленному плану. Определение главных и второстепенных членов предложения. Развитие внимания и связной устной и письменной речи при работе с деформированным текстом. Коррекция аналитико-синтетической деятельности при разборе предложения. Развитие связной письменной речи при самостоятельном написании поздравительной открытки. Коррекция познавательных процессов. Коррекция артикуляции. Коррекция внимания. Коррекция памяти. Коррекция грамматического строя речи. Коррекция слухового и зрительного восприятия. Коррекция фонематического слуха. Развитие памяти путем вспоминания изученного. Развитие внимания и мышления при нахождении законченной мысли. Развитие орфографической зоркости. Развитие внимания и связной устной и письменной речи при работе с текстом. 167 168 169 170 171 172 173 174 175 Глагол. Время глаголов. Сочинение «История нашей улицы». Предложение. Члены предложения. Текст. Тема текста. Работа с деформированным текстом. Контрольная работа за год. Анализ контрольной работы. Определение темы данных текстов. Восстановление деформированного текста. Самостоятельное выполнение контрольных заданий. Анализ контрольной работы и исправление допущенных ошибок.